Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 3 марта 2021 г.

К вопросу о времени появления хакасских изваяний

К вопросу о времени появления хакасских изваяний

Изваяния Хакасии – эта удивительная тайна древней земли. Рисунки, выбитые на камне, запоминаются, и восхищает фантазия первобытных людей, сумевших объемно  отобразить свой внутренний мир, свои представления о мире внешнем. Естественно возникает вопрос, когда же, сколько лет, сколько тысячелетий прошло с той самой поры.

 

Солнечное божество из Онхакова улуса (бывший колхоз им. Ворошилова) на р. Абакан. Переиспользована как боковая плита в ограде тагарского кургана. Песчаник

Фигура тазминского божества наиболее полно представлена на стеле из Онхакова улуса на левом берегу Абакана. Свободная одежда этого божества, с ниспадающими по бокам линиями, возможно, воспроизводящими дождевые струи, покрыта одиннадцатью кругами — дополнительными символами солнца. По одежде снизу вверх на божество наползают две змеи. Еще две ползут к лучам божества по бокам фигуры. Левая из последних змей передними выступами подбирается к «незамкнутой» личине, выбитой возле нижнего луча божества, а правая, вероятно, уже поглотила вторую, симметрично расположенную, личинку, от которой остались только две круглые ямки.

Косой крест посредине, прочерченный поверх солнечного одеяния, подчеркивает черное хтоническое происхождение змей, напавших на белое солнечное божество, подателя верховной благодати людям земли: света, тепла, зародышей всего живого (кутов), дождей и т.п.

На онхаковской стеле, таким образом, изображена борьба светлого небесного солнечного божества со змеями — представителями черных сил подземного мира. Иначе говоря — извечное противоборство жизни и смерти.

Изваяние, лежавшее на татарском кургане у пос. Шира. Песчаник. Хранится в ХОКМ

Это изваяние знаменито в первую очередь общей сложностью композиции. Его личина разделена по всем канонам нереалистической личины и также имеет признаки животного - рога и уши. Но при этом у личины вполне реалистично и рельефно выполнен нос. (Вместо третьего глаза здесь изображен солярный знак вверх). Как и у многих изваяний, отходит ото лба столп, наполненный внутри личинообразными знаками, а на самом верху столпа и самого изваяния размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, что если смотреть на изваяние в фас, то под центральной личиной можно увидеть рельефно высеченные женские груди и солярный знак, на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, то можно сразу заметить, что под личиной идет изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.

При этом те выпуклости, которые в фас воспринимаются как груди, при рассмотрении в профиль оказываются глазами зверя. Также в профиль видны отходящие от шеи личины и холки зверя, изогнутые в локтях руки. Их одновременно можно воспринять и как руки зооантропоморфной личины, и как лапы зверя. В нижней части на боку изваяния имеются два солярных знака.
Стиль подобных каменных изваяний уникален, за пределами Хакасско-Минусинской котловины подобные стелы и изваяния неизвестны. Многие сравнивают их по значимости и таинственности с каменными великанами острова Пасхи.

Плита из Камыштинского Большого кольца (Аскизский район). Была использована в качестве перекрытия погребения в кургане на левом берегу реки Камышта, у пос. Камышта. На плите в точечной технике выбиты поясная антропоморфная фигура

Можно считать доказанным, что творцы фигур и стел сознательно обособляли на изготовляемых ими культовых памятниках верхнюю небесную сферу. Более того, на рассматриваемых скульптурах отчетливо отразилось представление древних людей о расчленении вертикальной оси вселенной на три мира: верхний — небесный, средний — земной и нижний — подземный.

Судя по изображениям на монументах, древние люди  имели представления о хранилищах жизненной силы в верхнем мире. Их охраняли божества (антропо- или зооморфные, иногда космические). На сложных монументах изображено, как от верхних божеств (в виде головы человека, антропоморфной личины, головы горного козла или же полумесяца  спускаются вниз как бы по особому «семяпроводу» (с помощью треугольных «плавничков» и усиков) расположенные друг над другом личинки-зародыши всего сущего на земле. Они различны по очертаниям, но всегда имеют два (реже — три) глаза, рот и даже нос. Они спускаются вниз к рогатой, ушастой рельефной личине и как бы входят в нее, внедряются в ее голову. Иногда этот путь воспроизведен извилистой линией, раздваивающейся книзу. Возможно, это и есть мировая река, текущая с неба в подземный мир, где расположено ее устье. Представление о космической реке, очевидно, уже существовало у древних енисейцев.

Кызласов Леонид Романович (1924 – 2007 гг.), советский и российский археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук профессор МГУ

В своей монографии «Древнейшая Хакасия» доктор исторических наук профессор МГУ Леонид Романович Кызласов доказывает, что при сравнении изображений на изваяниях и стелах проступает совершенно очевидная разница в стилях выбитых рисунков. И становится понятно, что эти произведения рук человеческих были созданы в разные эпохи и в разные времена.

Им и его командой археологов была проделана огромная работа по раскопкам на месте нахождения изваяний и стел. И со всей очевидностью было доказано, что камни с рисунками не использовались древними людьми для захоронений, а это были настоящие храмы под открытым небом. Люди молились на изваяния, приносили им кровавые жертвы.

Источник: Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия: Монография./ Л.Р. Кызласов. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 296с.

В монографии с скрупулезной тщательностью описаны результаты раскопок вокруг изваяний и менгиров, изучен огромный пласт научной литературы, посвященной неолитической эпохе, проведены аналогии различных мировых культур и выявлены сходства, которые так же позволяют отнести хакасские изваяния к неолитическому времени. И каким же недоумением читаешь потом в труде Леонтьева Н.В. и его соавторов, что работа Кызласова Л.Р. – это всего лишь поэтические выкладки, т.е. плод творческой фантазии.

Да, конечно, монография написана замечательным литературным языком, а археологические изыскания описываются столь интересно, что научная литература читается на одном дыхании, открывая неведомые доселе миры. Но ни одного своего вывода Леонид Романович не делает без ссылок на первоисточники, на результаты проделанных до него изысканий. Каждая его мысль подтверждается реальными фактами.

Хыс тас с озера Черное, крас.-кор. песчанник

«Будущие раскопки и открытия новых археологических памятников помогут разрешить многие загадки, связанные с культурой и бытом неолитических племен Хакасско-Минусинской котловины. В настоящее время можно предполагать значительную сложность идеологии и верований этих племен. Многое зависит от определения времени сооружения древнейших каменных изваяний Хакасских степей, которые известны ученым с XVIII в. Однако они остаются до сих пор неразгаданными полностью. Их датировка долгое время составляет предмет дискуссии. Имеются основания считать, что большинство величественных культовых монументов, созданных с помощью каменных орудий, воздвигнуто в период позднего неолита. Тогда же были выбиты многие рисунки на отвесных утесах по Енисею и Абакану. Раскопки Хакасской археологической экспедиции Московского университета вскрыли весьма важные обстоятельства, заставляющие по-новому взглянуть на всю совокупность известных и вновь обнаруженных памятников. Пришло время поставить вопрос о выделении особой культуры, представленной пока в основном вновь открытыми святилищами и древнейшими каменными изваяниями, менгирами и личинами на скалах. Назвать ее можно тазминской по улусу хакасов Тазминых (Тазмин-аалы) на р. Пююрсух (рус. Бюрь), где в 1911 г. И.Т. Савенковым были произведены первые безрезультатные и потому малоизвестные раскопки вокруг каменных изваяний».

В настоящей книге предлагается новый опыт комплексной оценки всех видов памятников, относящихся к тазминской культуре. Каменные изваяния, стелы и менгиры впервые связаны с раскопанными вокруг них остатками древних святилищ. Появившиеся новые данные положены в основу датировки и культурно-исторической оценки как самой культуры, так и ее культовых объектов.

Подробно исследуется семантика относящихся к этому времени произведений неолитического искусства и восстанавливаются основы мировоззрения и духовной культуры поздненеолитических племен Хакасско-Минусинской котловины. Это они были творцами-создателями и почитателями своеобразных и ярких священных образов, запечатленных в камне и сохранившихся в течение почти пяти тысячелетий. Дальнейшие исследования дополнят или даже, возможно, изменят наши современные представления об этой культуре. Но уже сейчас вряд ли следует соглашаться с тем, что некоторые исследователи, не зная святилищ, все эти изваяния связывают с так называемой окуневской культурой». (Кызласов Л.Р.)

        

Изваяние с озера Беле, красн-кор. песчанник

«Раскопки вокруг каменных изваяний и менгиров, стоящих на местах своего первоначального установления, выявили взаимосвязанные с ними жертвенники — своеобразные первобытные алтари. Открыты целые духовные комплексы, своего рода древнейшие святилища Сибири, в которых, вероятно, под открытым небом (ни стен, ни следов планировки нет совершались языческие мольбища, сопровождавшиеся кровавыми жертвоприношениями животных.
Каменные изваяния и менгиры (на последних личины первоначально наносились красками), несомненно, являлись центральными фигурами древнейших святилищ Хакасии.
Весь тазминский культовый комплекс со святилищами, скульптурами определенного типа, с особыми гравировками, росписями и прочим целиком еще неолитический.
Как известно, сама идея сооружения менгиров и мегалитов зарождается в неолитическую эпоху. Для ряда европейских неолитических культур IV тыс. до н. э. характерны мегалитические сооружения, культ менгиров и кромлехов, антропоморфные скульптурные изображения божеств из камня и т. п. Точно так же для многих племен Азии в эпоху неолита характерно сооружение мелитов и менгиров, почитание антропоморфных изображений божеств и каменных фаллусов в связи с распространенным культом плодородия.

Некоторые исследователи, относящие енисейские изваяния к раннебронзовой окуневской культуре, тем не менее подчеркивают глубокую «архаичность» этого искусства, признавая неолитические параллели или даже допуская, что мифология памятников «уходит своими корнями, возможно, еще в эпоху палеолита» (Кызласов Л.Р.)

Стела кургана Есинского совхоза (Аскизский район).  Находилась в ограде тагарского кургана, у центральной фермы Есинского совхоза. На плите кроме основной личины имеется большое количество лунок и полузатертых вторичных рисунков

Итак, знание истории культуры раздвигает границы личного внутреннего мира, и начинаешь осознавать, что ты - лишь ступенька, но все-таки ступенька, бесконечной лестницы, низ которой - в прошлом, а верх - в будущем. Каждый человек - как связующее звено поколений. Не согласна с определение «малая Родина». Каждый кусочек Земли - это наше Великое достояние. Не может быть малого в культуре, во всем заложен великий смысл и необходимость. Достояние каждого народа - равнозначны и равноценны в истории человечества и создают ее полнокрасочную и многозвучную палитру.

Солярный (солнечный) знак на изваянии. Боковая и лицевая стороны изваяния из улуса Кызлас (Аскизский район). Обстоятельства находки не установлены

Для каждого человека его Малая Родина – начало великого Отечества. Своеобразная красота родных мест, легенды былых времен и явь будней, дорогие люди – вот неиссякаемый источник нашего жизнелюбия, прочная опора в настоящем и уверенность в будущем.
«Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве как с людьми своего поколения, так и с умершими поколениями и с поколениями грядущими» (Поль Лажевен (1872-1946 гг.) - французский физик)

 

Источники:

Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия: Монография./ Л.Р. Кызласов. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 296с.

Есин Ю. Тайна богов древней степи./ Юрий Есин. - Абакан: Хакаскиий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2010. - 184 с. - (Историко-культурное наследие и духовные ценности России)

Тараканов В.В. Коллекция каменных изваяний и стел Окуневской культуры./ В.В. Тараканов. – Абакан: хакасский национальный краеведческий музей, 2006. – 16с.

Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий