Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 1 марта 2021 г.

Алтайская тема в творчестве Юрия Бралгина

Алтайская тема в творчестве Юрия Бралгина
Автор текста Егор Вишняков

Приезд в г. Бийск, поездки по Горному Алтаю, знакомство с природой и коренным населением поразили художника своей красотой и самобытностью: "человек и природа", замкнутый мир переходящего и зависящего друг от друга, интересный народ со своими традициями, нравами, верованиями, интересная, почти не тронутая цивилизацией связь этого народа с окружающим миром. Все это и стало основой творческих поисков Ю.Е. Бралгина.

Бралгин Ю.Е. Катунь. Холст, масло

Переход от экспрессивных цветофактурных новаций начала 70-х годов к более сдержанным стилистическо-пластическим обобщениям и к монументализации образов. Ю. Е. Бралгин ищет в композиционном.

Валентина Тимофеева

Юрию Егоровичу Бралгину (В 2009 году Ю.Е. Бралгину присвоено звание "Народный художник Алтая")

…От всех картин шёл добрый свет,
И в линиях неторопливых
Жил мир неведомый, согрет
Любовью мягкой, терпеливой.
Всходило солнце, пела степь...
И долго я могла смотреть
На это чудо. Рукотворным
Всё было, это знала я,
И, поняла душа моя,
Руке создателя покорным…
(весь текст ЗДЕСЬ https://stihi.ru/2012/06/08/2632 )

Колорит его картин скупой, но при свободной новаторской композиционно-пластической основе. Отказ от одного ради еще большего проявления другого. А начиналось все с картин "Ночной цветок" (1969) и "Алтайская невеста" (1970). Именно в этих картинах закладывалось то основное видение композиционной и пластической вырази­тельности, которое художник продолжает развивать и по сей день.

Бралгин Ю.Е. Мать. Бумага, тушь

Я считаю, что одна из самых весомых картин этого раннего периода - это картина "Молодая мать" (1973).

Ю.Е. Бралгин нашел свое "материнство", не похожее ни на чье другое. Композиция проста, но очень выразительна. Видимый многими сюжет стал трактоваться художником в контексте его понимания мира. Наряду с этим художник избежал банальных повторений благодаря своеобразному пластическому решению, к которому он постепенно приходит. Плавные, как бы текучие линии данной композиции показывают очень добрый мир алтайской семьи.

Бралгин Ю.Е. Материнство. Автолитография

Художник в картине пользуется большими массами: два, три, максимум четыре пятна, различных по размеру, создают композицию. Но все эти пятна максимально продуманы и взвешены художником в многочисленных карандашных зарисовках, предшествующих любой его картине. Так и в этой картине мы видим три основные массы: масса самой матери, масса кроватки со спящим ребенком и масса шторы. Все они взаимодополняют и обогащают друг друга. Ни одна не существует по отдельности, и только в целом они полнокровно звучат в произведении. Цельность, доходящая до монументальности - один из очень положительных факторов в творчестве художника. И композиция, и пластика создают очень уютный, очень добрый мир человеческих отношений.

Бралгин Ю.Е. Мой друг Сайпош. Холст, масло

Образная выразительность достигается именно композиционно-пластическими средствами. В изображении людей, в стилистике их одежды, в лицах, в жестах - все подчинено иносказанию автора, т.е. усилению выразительности изображенного, сглаживанию узнаваемых и повторяющихся элементов. Утрировка здесь идет не ради утрировки, а ради достижения авторского замысла и общей пластической гармонии целого.

Бралгин Ю.Е. Ожидание. Автолитография

Приблизительно в это же время художник находит еще одну ипостась выражения своего творчества: литографию и мягкий лак. До этого времени в графике художник преимущественно работал в рисунке. Делались разнообразные наброски бытовых сцен, наброски с натуры. Но не они, а именно литографии стали полноценными, значимыми художественными произведениями. Пластически и композиционно именно литографии были первоосновой для многих живописных работ художника, для крупных станковых картин.

Бралгин Ю.Е. Пастушок Карамай. Холст, масло

После "Молодой матери" художником создается целая серия ярких произведений, выдержанных приблизительно в таком же стилевом ключе: например, "Пастушок Карамай" (1975), "Тетя Настя Кочеева" (1975) и др. Затем наступает период, когда в картинах Ю.Е. Бралгина начинается как бы реалистическая реставрация, т.е. введение чисто реалистических элементов. Соответственно меняется и пластика картин.

Бралгин Ю.Е. Выездной медпункт. Автолитография

Яркое тому подтверждение - картина "Выездной медпункт" (1987). Здесь заметно уменьшаются общие массы композиции. Формы изображения человека и других элементов сюжета приводятся к более понятным, всеми узнаваемым канонам реалистической живопи­си. Неизменным остался, пожалуй, лишь цвет: картина решена в так любимых художником светло-коричневых, охристых тонах и ритмах. Это хорошая картина. Она очень грамотно решена. Но она в какой-то степени уже лишилась той выразительности пластики, той "певучей" линии, того стиля, которые разрабатывались художником с начала и до середины 70-х годов. Кроме того, сам сюжет, решенный в более реалистической форме, как раз прибавлял к себе солидную долю повествовательности.

Бралгин Ю.Е. Камни предков. Холст, масло

Качественно новый этап творческого развития прослеживается у Ю. Е. Бралгина приблизительно с 1986 года. За это время были созданы самые значительные произведения художника. Спектр их широк и разнообразен: от сатирического и лирического до трагического и мистического. От пластического реализма действительности до предельной монументализации, гиперболизации и утрировки образа. Художник явно идеализирует свои персонажи, хочет их видеть и это видение донести до зрителя в свете общечеловеческих ценностей. Доброта просматривается буквально во всех его произведениях: это или добрый юмор, или доброта материнства, либо доброта национального гуляния и т. д.

Бралгин Ю.Е. Семья. Бумага, тушь, фломастер

Художник не статичен, не повествователен, он переживает вместе с создаваемым образом. Он не пассивен ни в самом поиске, ни в его выражении. Продолжая познавать мир посредством своих произведений, он ищет духовную нить, связывающую все живое через, казалось бы, замкнутый мир алтайского народа, старается понять и оценить мироздание и роль человека в нем.

Бралгин Ю.Е. Спящий пастушок. Холст, масло

Наряду с этим художник не отказывается от ранее удачно найденного. Более того, он усиливает пластическое звучание своих произведений. Я считаю, одна из лучших картин Ю.Е. Бралгина в плане композиционной простоты и пластической выразительности - картина "Спящий пастушок" (1987). Новаторское композиционное решение его произведений наиболее ярко, как мне кажется, выразилось именно в этой картине. Кто-то из великих сказал: "Истина - в простом". Подтверждение этим словам с уверенностью можно найти в данной картине.
Сюжет максимально прост: закомпонованная во весь масштаб холста, почти приближенная к раме человеческая сидящая фигурка, обхватившая руками колени. Предельно просто, предельно монументально. Художник здесь не ставит себе задачи вводить фигуру в пейзаж, либо в какие-то бытовые детали. Он понимает, что идеальный отбор - это один человек и его мир. В данной картине всякие дополнительные элементы не нужны. Более того, они опасны. Они подводят художника к бытописательству, но не образу. Поэтому так крупно монументально передана одна масса сидящего пастушка. Но за счет этого она и максимально выразительна.
Говоря о композиции, нельзя не затронуть вопроса пластического решения данной картины, т е. средств выражения главной идеи или содержания картины. Именно своеобразное пластическое решение, наряду с выразительной композицией, является главным. За ним - радости и огорчения, проблемы и их решения, космос и люди. Ему не важно все происходящее там, ибо он отстранен, с одной стороны, но, с другой, он, несомненно, причастен, и он не есть мелочь, песчинка в бесконечном море жизней и явлений, он самостоятельный космос, и он важен.

Бралгин Ю.Е. Друзья. Холст, масло

За "Спящим пастушком" следует целая серия очень интересных картины: "Друзья" (1987), "Юная сакманщица" (1987 ), "Внук солдата" (1987) и др. Большая заслуга художника в том, что он смотрит на свои картины со стороны, умеет абстрагироваться от своего авторства. Это ему помогло сделать серию, я считаю, акцентирующих работ своего творчества. Ю. Е. Бралгину удается синтезировать пластическое начало, которое так ярко прослеживается в "Спящем пастушке" и других картинах этого периода с идеей и цветом картин типа "Лирическое настроение".

Бралгин Ю.Е. Зов. Холст, масло

Так получилась картина "Зов" (1988). В этой-то картине и пластика, и некоторая декоративность находятся в гармонии. Также заметно несомненное влияние цвета на общий строй этого произведения, что доселе, как мне кажется, не наблюдалось в творчестве художника, а именно в жанровой картине. Картина "Зов" была, пожалуй, первой, где цвет полноправно звучит наряду с линией. Форма также максимально выверена художником. Все крепко взаимосвязано, все цельно. Художник стремится к общей завершенности произведения, для него круг - символ завершенности и в то же время символ перехода от одного к другому. Вот почему у художника много композиций, решенных по окружности. И в данной картине фигура персонажа органично входит в гармонию неба и всего остального пространства картины.

Бралгин Ю.Е. Водопад. Холст, масло

Художник не берет глобальных помпезных тем, не берет многофигурных композиций с масштабностью идеи и с разжиженностью образа. Он с добротой созерцает отдельного человека в нераздельной связи с природой. Художник видит красоту в обыденных, повседневных вещах; казалось бы, в сиюминутном он находит вечное. Яркое тому подтверждение - очень выразительные панорамные вещи художника, как графические, так и живописные. Из графических - это "Алтайский сказ" — (1987), "Молодая семья" (1987). Из живописных - это триптих "Жизнь алтайцев" (1995).

Бралгин Ю.Е. Луна над аилом. Холст, масло

Удивительно, как художник решает живописные работы виртуозной линией. Линия здесь не пассивна, она живая, движимая. Такие работы очень интересно смотреть: рассматривать единство частного и общего в организме сюжета картины, удивляться наблюдательности художника, чувству ритма. Ю. Е. Бралгин не ставит себе задачу постичь образ через психологическую характеристику в изображении персонажей. Здесь, скорее, лирический и романтический подход. Именно лирическая первооснова делает картину ненавязчивым, но в то же время философски звучащим произведением.

Бралгин Ю.Е. Новорожденный сарлычонок. Автолитография.

Ошибочно думать, что только живописные произведения занимают у художника первостепенное главное место. Особо самобытно выразилась тема алтайского народа в графике Ю.Е. Бралгина. Именно графика, прекрасные литографии, мягкий лак положили начало того видения мира непонятного, но в то же время завораживающего своей красотой, наивностью и непосредственностью, которое и сформировало интересный, индивидуальный творческий почерк художника.

Бралгин Ю.Е. У костра. Гуашь. Картон

Не случайно, что многие графические произведения затем были воплощены в живописные. Потому что графика более органична для художника. Он чувствует линией, формой, пластикой, ритмом. С 1991 года Ю.Е. Бралгин нашел себе еще одно яркое выражение в графике. Очень хорошая оригинальная графика,  выполненная на тонированной бумаге гуашью и акварелью.

Бралгин Ю.Е. Праздник. Темпера, ДВП

Акварелью и гуашью Ю. Е. Бралгин работал давно, но такое полнокровное звучание эти материалы получили именно в оригинальной графике. С помощью этой графической техники художник находит все новые и новые выражения своим сюжетам и образам. В оригинальной графике многоцветие национального гуляния, пиршества, наряду с одиноким забвением персонажа наедине с природой.
Эти произведения невольно сравниваешь то с русским лубком, то с гравюрами Хокусая. На деле же здесь мы видим некий синтез декоративного и пластического начала, что доселе не наблюдалось так ярко в творчестве художника.

Бралгин Ю.Е. Спящий пастушок. Овчина

Творчество - это постоянный поиск, жажда чего-то нового и выразительного. И Ю.Е. Бралгин как постоянно ищущий художник не стоит на месте, он выходит за рамки удобного постоянства своим неординарным подходом к природе, к миру и, естественно, к материалам и технике использования своих сюжетов и тем. Из последних работ отметим очень яркие и самобытные росписи овечьих шкур. Выразителен, необычен сам материал и плюс выразительный рисунок на нем усиливают эффект какого-то очень народного алтайского звучания.

Бралгин Ю.Е. Стоянка в горах. Береста

Настоящим материалом искусства в руках художника стала береста, которую он расписывает. Все это показывает большой творческий потенциал художника, непрекращающиеся поиск и решение проблем выразительности не только с помощью красок и холста, но и путем нахождения дополнительного материала, выразительного по своей фактуре, форме и цвету.

Бралгин Ю.Е. Алтайская девушка. Речной камень

Внимание привлекают росписи обыкновенных речных камней. Галька, обыкновенная галька, которую мы не замечаем, в руках художника обретает выразительность, образность и становится настоящим произведением искусства. И что главное: камешек остался бы камешком, шкура осталась бы шкурой, а береста только берестой, не будь у художника того поразительного умения пластически подчинять себе данный природный материал. Характер и пластика необыкновенно органично вписываются в форму и фактуру материала.

Бралгин Ю.Е. Весна в горах. Холст, масло.

Художник не идет в разрез с природой, создавая свою природу. Он помнит насущную истину, которая говорит, что лучший способ покорить природу - это подчиниться ей.

Бралгин Ю.Е. Алтайская красавица. Речной камень

Ю. Е. Бралгин - это художник, выбравший свою тему, свой выразительный пластический язык и не изменяющий им на протяжении многих лет. Это художник, не разменявший свой талант на кучу меркантильных вещей, не свернувший с пути творческого восприятия действительности, а значит, и творческого подхода к картине. Это художник жанровой картины, а жанровая картина, как ни крути, требует особого отношения, особого таланта - таланта композиционной выразительности. Пропуская через себя увиденное, он выразительно трансформирует образы на полотно картины. Именно это дает неподдельную живость, наивность, лиричность и в то же время монументальность его образов. Можно с уверенностью сказать, что художник нашел себя в творчестве, свою неповторимую выразительность, свою пластику, свое мироощущение.

Бралгин Ю.Е. По Катуни. Шпон

Ю. Е. Бралгин - это человек с широкими взглядами на мир и с разносторонним развитым художественным вкусом. Это дает ему возможность ярко и искренне проповедовать добро и гуманизм в своих произведениях, доходчиво и выразительно доносить свое миропонимание и мироощущение до зрителя. Ю. Е. Бралгин - яркая личность в изобразительном искусстве не только Алтайского края, но и России. Подтверждает это присвоение ему звания «Заслуженный художник России».

 

Источник:

ЮРИЙ БРАЛГИН: КАТАЛОГ. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, РОСПИСЬ ПО РЕЧНОМУ КАМНЮ РОСПИСЬ ПО ОВЧИНЕ./ автор текста Егор Вишняков.  – БАРНАУЛ: КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ г. БИЙСКА, КРАЕВОЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РФ, БИЙСКОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РФ, 1999 г. – 80 стр, илл.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий