Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 28 марта 2021 г.

Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск

Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск

Автор текста: Людмила Греченко

Творческое наследие Василия Сурикова столь велико, что его вполне хватает для того, чтобы посетитель любого более или менее крупного российского музея смог своими глазами увидеть работы художника. Как и в случае с другими русскими живописцами, их львиная доля поделена (примерно в равной пропорции) между московской Третьяковской галереей и петербургским Русским музеем. Кроме того, творчество Сурикова представлено в музейных собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина), Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в музеях-заповедниках «Абрамцево» и «Поленово», в Московской духовной академии и т. д. Не остался обделенным произведениями своего великого земляка и его родной Красноярск. Несколько картин живописца хранится в Красноярском художественном музее и в Музее-усадьбе В.И. Сурикова.

Музей-усадьба В.И. Сурикова в Красноярске

«Посреди гула и грохота большого города стоит маленький деревянный дом моего деда, как драгоценная музыкальная шкатулка, хранящая старинную казачью песню - песню сердца великого русского живописца». (Н. Кончаловская)
Тем, кто хочет в буквальном смысле «пальцами» прикоснуться к истокам творчества Сурикова, необходимо посетить удивительный сибирский музей, расположившийся в доме, где художник родился и вырос.


Этому дому на ул. Благовещенской (ныне ул. Ленина) уже минуло 175 лет, и сегодня казачья усадьба XIX века среди современных построек воспринимается необычным островком старины, частицей Красноярска далёкого, ещё царского времени. Здесь 25 января 1848 года родился Василий Иванович Суриков, здесь прошли детские и юношеские годы, были сделаны первые рисунки. Отсюда он вышел в большой мир и сюда постоянно возвращался в течение жизни. Теперь здесь музей его имени.
Музей очень интересен, так как дает представление о среде, в которой рос будущий мастер. Если не забывать о том, что все его творчество уходит корнями в детские и юношеские «впечатленья бытия», то значение музея трудно переоценить.

На первый взгляд, суриковская усадьба проста и незатейлива. Дом в два этажа из лиственницы выстроен на века, добротно и крепко. Расположение комнат, уютное крыльцо, переходы, внутренние и наружные лестницы - всё продумано и удобно. Территория усадьбы, когда-то ограждённая глухим заплотом, составляет четверть гектара. Кроме дома на ней находятся вместительная завозня (амбары с конюшней под одной крышей), баня, небольшой огород и флигель, построенный около 1900 года. Старинные сани и телеги, конская упряжь, вилы для уборки сена, кадка у водостока для сбора дождевой воды - всё продолжает жить сегодня в спокойном размеренном ритме.

Суриков В.И. Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск

Простая и гармоничная обстановка, присущая большинству красноярских усадеб девятнадцатого века, сохраняется и во внутреннем убранстве суриковского дома. Русская печь, иконы в красном углу, рушники и скатерти, кованые сундуки. Многое в доме бережно передавалось по наследству. «Этот платок бабушка моя на голове носила, вспоминал Василий Иванович.- Это его для двух сестёр купили и пополам разрезали». Вещи из родных сундуков были использованы художником при создании известных женских образов, придавали им неповторимость, выявляли черты истинно русской «древней» красоты. Среди них - бархатный монашеский клобук, выцветший от времени, всё еще красивый шёлковый шугай и парчовый платок, которые принадлежали когда-то бабушке Сурикова.
В семье почитался не только устоявшийся веками уклад жизни, но и духовные традиции, обязательным было воспитание в православной вере, в храм ходили всей семьёй.

С домом, где он расположился, накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854—56), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца. Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — «завоевывать» Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.
Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, «навечно». Его построили из лиственницы еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. «Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился... Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными».
Отец художника, Иван Васильевич Суриков, был прекрасным певцом, играл на гитаре. Любила «певать» старинные казачьи песни и мать художника Прасковья Фёдоровна. Она и старшая сестра художника Катя прекрасно вышивали золотом и шёлком, были мастерицы на все руки. Большой интерес у посетителей музея вызывает сохранившееся рукоделие матери художника: вязанный крючком накомодник, вышитые полотенца, скатерти. Дыхание русского народного искусства Суриков ощущал вокруг себя с детства.

Суриков В.И. Этот проникновенный портрет своей матери Суриков написал в 1887 году, точно обозначив в нем основные черты ее характера

Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века. Несмотря на свою неграмотность, П.Ф. Сурикова сыграла важнейшую роль в выявлении художественных наклонностей своего сына, являя пример художественного отношения к жизни всем своим «бытовым поведением». Она замечательно плела кружева и вышивала бисером и гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей матери с неизбывной нежностью. «Мать моя удивительная была, — рассказывал он М. Волошину. — У нее художественность в определениях была: посмотрит на человека и одним словом определит». Когда купец П. Кузнецов предложил Сурикову отправиться в столицу вместе с ним, П.Ф. Сурикова без тени сомнения благословила сына на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю «тоску» (собственное слово художника) по искусству.
До самой смерти в нем жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818—1895), и его брат, Александр Иванович (1856—1930).

Суриков В.И. Портрет А.И. Суриков в шубе, созданный В.И. Суриковым в 1889— 90 годах, стал подготовительным по отношению к его шедевру «Взятие снежного городка». Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск

А.И. Суриков из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде. Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А.И. Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать «Взятие снежного городка»: «Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество». И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.
Хотя Василий Иванович прожил большую часть жизни вдали от Красноярска, ему с годами всё чаще хотелось совсем переехать в родной город, в свой дом. Александр Иванович уже в 1900-е годы строит в усадьбе на присланные старшим братом из Москвы средства вместительный флигель. Планируется постройка мастерской для живописной работы. Но мечту о переезде в Красноярск Василий Иванович Суриков осуществить так и не успевает.

Суриков В.И. Портрет А.И. Сурикова. 1894. Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск.  https://artpriced.ru/biografiya/surikov_vasiliy_ivanovich

Вопрос об открытии в доме Суриковых мемориального музея возник еще в 20-е годы, но дочь художника, Ольга Васильевна, считала эту акцию несвоевременной. Ей хотелось после смерти Василия Ивановича оградить от излишнего беспокойства его брата Александра Ивановича, проживавшего в их родном доме. Вот почему она обратилась к директору музея Приенисейского края с просьбой «...взять под покровительство Вашего музея дом Суриковых, защитить его от каких-либо неприятностей, но отнюдь не национализировать его». В дальнейшем старшая дочь Сурикова поддерживала регулярную переписку с директором музея, через него отправляла деньги на обеспечение больного Александра Ивановича и содержание дома. После кончины в 1930 году брата художника сотрудникам краеведческого музея удалось собрать в свои фонды часть мебели и некоторые вещи из суриковского дома, благодаря чему сохранились образцы подлинной обстановки и предметов быта.

Лишь после смерти брата А.И. Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое «гнездо» в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.
Дом был подарен городу. И хотя на нем с 1926 года красовалась мемориальная доска в память о художнике, до открытия музея было ещё далеко. Усадьбу плотно заселили, здесь жила и семья Дмитрия Иннокентьевича Каратанова, первого преподавателя красноярской рисовальной школы, созданной по инициативе и при непосредственном участии Сурикова. Да и сама художественная школа находилась тут же, в одной из надворных построек. На суриковской территории кипела жизнь, создавались различные творческие организации, в том числе и Красноярское отделение Союза художников.
Длительный и болезненный процесс расселения жильцов за пределы усадьбы к концу 1940-х годов в основном завершился. Все эти годы потомки художника, не теряя уверенности в том, что музей будет открыт, не прерывали связь с его родиной. Дочери Сурикова прекрасно знали уклад дома и помогали воссоздать его.

Одна из жилых комнат бывшего дома Суриковых

В 1948 году на открытии музея в столетнюю годовщину со дня рождения В.И. Сурикова присутствовали Ольга Васильевна и её муж художник Петр Петрович Кончаловский. Семья передала в фонды около тридцати произведений. На обороте некоторых работ рукой Ольги Васильевны написано: «предназначается для дома Сурикова в Красноярске с тем, чтобы не передавать эту картину в другой музей». Ольга Васильевна постоянно беспокоилась о том, чтобы в музей попали работы, связанные с родиной отца. В 50-е годы поступали произведения и из других источников, некоторые работы были куплены в магазинах столицы, многие были переданы приказом Министерства культуры СССР. После дочерей Сурикова в 1960-х годах заботу о доме и его коллекции взяли на себя внуки художника, Наталья Петровна и Михаил Петрович Кончаловские, в полной мере разделившие семейную ответственность за родовой дом. Деятельное участие Натальи Петровны много раз помогало музею решать насущные проблемы. Нередко из её рук поступали не только работы, но и личные вещи художника.
1970-е годы внесли важные перемены в жизнь музея (он тогда назывался Домом-музеем В.И. Сурикова). При поддержке Министерства культуры, местных властей, внуков художника были проведены крупные реставрационные работы в усадьбе, благодаря которым она постепенно обрела исторически сложившийся при Суриковых облик, нарушенный было различными перестройками.

В 1980-е годы правнуки Сурикова, дети Натальи Петровны и Михаила Петровича, не раз приезжали в Красноярск, помогали музею. Лаврентий Михайлович Кончаловский посетил Красноярск со своей семьей и передал музею книги и ноты, принадлежавшие его прадеду, с пометками и рисунками, сделанными его рукой. Тогда же были привезены траурные ленты с надгробия Василия Ивановича Сурикова, бережно хранившиеся многие годы в семье Кончаловских.
Никита Сергеевич Михалков в свой первый приезд в Красноярск в 1983 году по-новому открыл для себя принадлежность к суриковскому роду, остро прочувствовал связь с прадедом и его родиной, и с того времени сибирский дом занял особое место в его жизни.

Суриков В.И. Автопортрет. 1902, холст, масло. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск. https://artpriced.ru/biografiya/surikov_vasiliy_ivanovich

Невозможно перечислить все поступления от нескольких поколений семьи Сурикова, осуществившиеся за более чем 50-летнюю историю существования музея. Сегодня коллекция хранит 38 живописных и 52 графических работы мастера, и эта своеобразная летопись творчества Сурикова по-настоящему бесценна. Поистине драгоценны портреты младшего брата Александра, матери Прасковьи Фёдоровны, жены Елизаветы Августовны Шарэ, сестры Екатерины и зятя Сергея Васильевича Виноградова, редкие по красоте портреты дочерей Ольги и Елены, внучки Натальи. Родные и близкие, благодаря кисти живописца, словно присутствуют в доме. Разнообразные этюды к «Взятию снежного городка», «Степану Разину», «Боярыне Морозовой» воскрешают в памяти знаменитые исторические картины.

Суриков В.И. Е.А. Рачковская. Этюд к картине «Взятие снежного городка». 1889-1890, холст, масло. Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск. https://artpriced.ru/biografiya/surikov_vasiliy_ivanovich

В 1948 году, в ознаменование столетия со дня рождения В. Сурикова, в усадьбе был основан музей художника. Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем хранится несколько сотен экспонатов — в частности, 92 произведения мастера, его личные вещи, документы, книги.
На усадьбе и в доме всё восстановлено как в былые времена. Первый этаж возвращает нас в жизнь семьи. Фотографии художника и его родных, предметы, которые их окружали, - всё бережно сохранено и лучше любых слов рассказывает о тех временах. Коллекция реликвий семьи художника включает в себя личные вещи Сурикова: гитару, зонт, часы, одежду. Условные названия комнат «гостиная», «кухня», «столовая». На втором этаже названия другие: «мастерская» - помещение, где писалось знаменитое «Взятие снежного городка», «интерьер московской квартиры» (тут частично восстановлена обстановка московского периода жизни художника). Этюдник, кисти, палитра с навек застывшими красками - свидетели и участники творческого процесса мастера. Медали, уникальные книги, рояль своими вещными свидетельствами помогают раскрыть многогранность личности Сурикова как ценителя искусства, музыканта, знатока истории.

Суриков В.И. Енисей. Устье Базаихи. 1890, бумага, акварель. Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск. https://artpriced.ru/biografiya/surikov_vasiliy_ivanovich

Суриковское восхищение родными местами передается всем, кто видит в музее его пейзажи: «Енисей. Устье Базаихи», «Окрестности Красноярска» и многие другие. «Горы у нас, — говорил он, — целиком из драгоценных камней — порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его Бог весть куда уже унесло».

Сибирь, Красноярск были для художника больше, чем родина: в духовной атмосфере этих мест художник ощущал нечто величественное, созвучное его могучим творческим замыслам.

Суриков В.И. Енисей у Красноярска. 1909. принадлежит к ряду замечательных пейзажей, написанных художником в Сибири. Комната в красноярском доме В.И. Сурикова. 1891 год. Музей-усадьба. В.И. Сурикова, Красноярск

Среди произведений — замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда много работал в жанре пейзажа — сама могучая сибирская природа как бы призывала его к себе, очаровывала.
Как отмечал один из его дореволюционных биографов Я.А. Тепин: «Суриков неоднократно и в разных формах говорил, что его искусство пошло из Сибири, что всю жизнь он приводит в исполнение то, на что смутно намекнула родина».

Памятник Василию Ивановичу Сурикову в музее-усадьбе В.И. Сурикова. Скульптор Юрий Злотей. https://www.kraskompas.ru/media/k2/galleries/219/pamjatnik%20surikovu%20v%20krasnojarsk.jpg

Осенью 2002 года в суриковской усадьбе скульптором Юрием Злотей установлен памятник. Сидящий в глубокой задумчивости бронзовый художник как будто снова вернулся к себе домой, теперь уже навсегда.
В музее работают несколько научных сотрудников, проводятся тематические выставки, специалисты читают лекции, на которые собираются красноярские школьники и студенты, а также просто посетители. Всего через Музей-усадьбу В.И. Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч человек.

 Источник:

Греченко Л. В доме у Сурикова./ Людмила Греченко // Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с.

https://artpriced.ru/biografiya/surikov_vasiliy_ivanovich - здесь много работ художника В.И. Сурикова из разных музеев

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий