Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 13 марта 2021 г.

Мир образов Владимира Тодыкова

Мир образов Владимира Тодыкова

Автор текста: Ирина Кидиекова, искусствовед

Графика Тодыкова – это феномен в истории хакасского искусства, он сумел наполнить книжную иллюстрацию любовью к ушедшим историческим эпохам. Главное место в его творчестве занимали иллюстрации к хакасским героическим сказаниям.

Тодыков В.А. Перед битвой. 1968 б., тушь, перо, акв. 26 х 18,6

Художник Владимир Александрович Тодыков — яркое явление в художественной жизни Хакасии. Его творчество органично связано с мифопоэтической, фольклорной традицией народного искусства. Приход Владимира Тодыкова в книжную графику Хакасии явился новым этапом в развитии яркой образной формы.
«Этот замечательный график — возбудитель громадного течения: этностиля в искусстве, кумир целой школы, генетически поднявший огромный пласт традиций от древних наскальных рисунков до народной графики».

Художник – Алып. Оживляющий души

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Тайчы

Владимир Тодыков корнями вышел из развитой системы представлений об окружающем мире, который находит отражение как в древнем наскальном искусстве, так и в устной поэтической традиции в форме героического эпоса, народных сказок, поэтики и мудрости народа, в составном элементе обрядовой стороны шаманизма — изображении богов и духов.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Тайчы

Исследователями замечено, что с помощью тех или иных рисунков и последующих действий над изображением ("оживление" их, "вселение" в них душ, "кормление" и так далее) можно добиться определенных положительных результатов. Художник изучает пространственную космологию хакасов через эпос — это - небо," подземный мир и связующее их звено — это земля. Время — это прошлое и будущее, разделенное настоящим. Связь между ними осуществляется художником с помощью мифового дерева.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Тайчы

Долгая работа В. Тодыкова в музеях над памятниками древних культур открыла ему понимание композиции как строго упорядоченной, ритмически организованной системы. Распространенный мотив всадника с луком и стрелами в средневековом искусстве и на шаманских бубнах как по способу исполнения (линия, контур), так и возможности восприятия в качестве магических формул (хакасский орнамент, заклинания и молитвы, знаки-рисунки) хакасской народной пиктографики — все это стало отправной точкой художника в выработке своего стиля и графического языка.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Тайчы

В 60 — 70-е годы графические серии Тодыкова приобрели широкую известность на зональных, общероссийских, всесоюзных и международных выставках.

Тодыков В.А. Всадница

Все, что он делал, связано с Хакасией. Ее прошлое и современность, легенды и предания, обычаи и быт народа стали темой его графических работ.

Хайджи — художник

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Арыг

Еще будучи студентом сначала Ленинградского училища имени Серова, затем Красноярского художественного училища имени Сурикова, он много ездил по Хакасии, в музеях Минусинска и Абакана собирал материал к своим будущим работам. Его рисунки впечатляли умением несколькими линиями создать живое ощущение героя эпоса, женщины-богатыря.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Арыг

В 1968 году в Хакасском книжном издательстве вышла его иллюстрированная книга "Алтын-Арыг". Текст эпоса был записан Т.Г. Тачеевой в 1966 году у хакасского хайджи С.П. Кадышева. Книга явилась результатом долгого процесса вживания в глубокие пласты эпоса с его особой метафоричностью и богатством образов.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Арыг

Художник понимал, что образы хакасского эпоса удачны для передачи в черно-белой графике. При этом каждый штрих, каждая линия продиктованы музыкальностью и образной системой эпоса. Особенность графического языка Тодыкова в том, что линия и штрихи создают и рисунок, и тон.
Динамичные линии в иллюстрации Тодыкова оттеняют главную мысль эпоса: борьба доброго, светлого, земного начала, которое олицетворяет Алтын Арыг, с темными, злыми силами. Основной гуманистический пафос эпического сказания выражен в стремлении героев защитить и возвысить Землю и человека на ней.

Тодыков В.А. Героическое сказание Алтын Арыг

В иллюстрации Тодыкова реальность переплетается с фантастикой, лиризм — с тяготением к эпическому строю. Композиции листов построены с учетом специфики эпического времени и пространства. Главное событие дается крупным планом. Герой находится в центре рассказа, а природа является фоном и адресом происходящих событий. Весьма примечательны орнаментальные заставки к листам композиций. Они вырастают из рогов и других деталей изображения животных. Они порой выступают самостоятельной конструкцией.

Мудрое слово рисунка

Тодыков В.А. Сказитель

Другая книга, иллюстрированная вслед за "Алтын Арыг, — "Мудрое слово" — сборник пословиц и поговорок, собранных и обработанных У.Н. Кирбижековой. Это издание небольшого формата, оформленное В. Тодыковым с огромной любовью, сразу снискало популярность. "Мудрое слово" — великолепное подарочное издание, сегодня оно — библиографическая редкость.

Тодыков В.А. Иллюстрации к Сказке о хитрой лисе М. Кильчичакова

Изобразительная интерпретация эпоса и народной мудрости Тодыкова вызвала живой отклик в тогдашней художественной жизни Хакасии, что нашло отражение в многочисленных публикациях исследователей. Несомненной удачей художника явилось стремление уйти от этнографической иллюстративности, но, отталкиваясь от нее, приблизиться к созданию емких художественных образов.

Тодыков В.А. Иллюстрации к Сказке о хитрой лисе М. Кильчичакова

Следующий этап развития творчества Тодыкова — иллюстрации народных сказок и рассказов хакасских писателей. Их отличает юмор с тонким лиризмом. От образов героического хакасского эпоса художник идет к сценам, взятым из реальности сегодняшнего дня.

Тодыков В.А. Иллюстрации к Сказке о хитрой лисе М. Кильчичакова

Опираясь на традиционные особенности образного мышления, художник стремится сохранить разнообразие его проявлений. Это было знаком приобщения Тодыкова к высоким традициям образного начала в устной разговорной речи народа.

Эстетический вкус художника

Тодыков В.А. Сказка Счастье Пыласкана

Все его рисунки отличает трогательная чистота в обрисовке людей, ласковая интонация, с которой изображаются дети, старики, лошадки, предметы быта. Во всем он проявляет тактичность и эстетический вкус, избегает нарочитой стилизации. Поэтому сегодня работы В.А. Тодыкова лишены холода дистанции.

Тодыков В.А. Портрет хакасского поэта Михаила Кильчичакова

Редчайший дар показывать детали пронизывает его творение от начала до конца. Великолепное индивидуальное дарование В. Тодыкова сделало его кумиром целой школы — этнического направления в хакасском изобразительном искусстве, родоначальником громадного течения, стрежнем современной графики.

Тодыков В.А. Портрет С.К. Доброва. 1985

Его пальцы смогли создать тончайшие вещи. Они остались в книгах, музеях, у родственников, у его знакомых, которые понимали истинную ценность им созданного. В живописи Владимир Тодыков оставил портреты своих близких людей, которых он хорошо знал, любил. Они скорее всего и были написаны для интимного пребывания в жилищах его друзей и родственников. В этих портретах живет искренняя любовь.

Тодыков В.А.  Панно «Хакасия». Фасад Центрального рынка г. Абакана

Еще одна сторона его художественного дарования — резьба по дереву и монументальные панно в технике чеканки (на курорте "Озеро Шира", панно на фасаде центрального рынка в Абакане, в зале бракосочетаний, в ресторане «Хакасия»). Для него не было большой разницы в работе над малым форматом книги или над монументальными вещами. Большой или малый труд — ему безразлично. У Тодыкова все свято и все важно. Он отдавался гравированию буквы с той же напряженной легкостью, как и работе над монументальной композицией.

Тодыков В.А.  Панно «Кони». Фасад Центрального рынка г. Абакана

Владимир Тодыков бесконечен в постижении. Пройдет десять, двадцать лет, исследователи найдут иные грани его мастерства. Можно надеяться, что в Хакасии, давшей миру наскальное искусство, великолепный орнамент, эпос, народную мудрость, искусство хайджи, в культуре которой стремление пробиться к метафизическим глубинам мироздания всегда сочеталось с множеством путей их достижения, интенсивные поиски Владимира Тодыкова смогут найти достойного зрителя и соучастника.

Тодыков В.А. Ах Чибек Арыг. 1968

Главное достижение Владимира Тодыкова — графика. Для него она была наиболее комплексной и богатой возможностями передать свое мироощущение. Его искусство как творение есть не только соотносимый с миром образ, но и новый аспект целого мира.

…И напоследок я скажу

Тодыков В.А. (1938 – 1994 гг.). Фото 1984 года

Владимир Александрович Тодыков (родился 17 марта 1938 года, Чаптыково, Аскизский район, Хакасская автономная область) — художник, график, книжный иллюстратор. Член Союза художников СССР (1968). Основоположник этнического стиля в изобразительном искусстве хакасов.
После окончания школы учился в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова (1957—1959). Окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова (1959—1963). Уже в эти годы много ездил по Хакасии, работал в музеях, собирая материал к своим будущим гравюрам.
Еще будучи студентом, он спал всего три часа в сутки. Остальное – рисовал. Графики чаще всего садят свое зрение, так как это работа тонкая, кропотливая, требует концентрации. Тушь, перо, бумага, акварель. Опять – тушь, перо, бумага… До бесконечности. И получается то, чем мы сегодня гордимся.
Как вспоминают близкие Тодыкова, он мог встать в 4 утра и работать. Всегда говорил: не спи много, иначе как художник не состоишься. Поэтому, может, и жизнь у него такая короткая… Короткая, но такая яркая

 

Тодыков В.А. Битва. Тушь, перо

Многие годы трудился художественным редактором в Хакасском книжном издательстве, в журнале «Ах Тасхыл». В 1968 году вышла книга с текстом эпоса «Алтын-Арыг» и иллюстрациями В.А. Тодыкова. Впервые художник выступил создателем единого художественного образа книги, начиная от переплета до шмуцтитулов и концовок. Затем были книги «Мудрое слово», сборник народных сказок и рассказов хакасских писателей. Творческая задача иллюстрирования многочисленных изданий русской классики, серий «Сказки и предания хакасов», «Героический эпос хакасов» решалась избранной техникой черно-белой графики — «тушь, перо».

В 1960—1970-е годы искусство Тодыкова приобрело широкую известность, демонстрировалось на зональных, всесоюзных и международных выставках (Франция, Люксембург, Бельгия). В 1975 году в Париже чеканные работы Владимира Тодыкова завоевали «золото».

"Каждый штрих - это мысль". Мемориальная доска на доме, где жил художник Тодыков В.А. Автор фото: Annenkoan - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=95023075

Наследием уникального хакасского художника, ювелирной графикой, в которой Тодыкову нет равных, заинтересовались в Русском музее Санкт-Петербурга. Работ этих более тысячи – огромный труд для одной человеческой жизни. Многое из того, что сделал художник, хранится в частных коллекциях ценителей искусства. Работы Владимира Тодыкова разошлись, разлетелись по всему миру. Ведь в каждом штрихе мастера заключена мысль. Он выразил родную Хакасию в пластике героев древних сказаний и лицах своих современников. Он первым сделал это так, что весь мир изумляется до сих пор

Источники:

Кидиекова И. Мир образов Владимира Тодыкова./ Ирина Кидиекова.// Хакасия. - 2003. - 4 июня

https://abakan-news.ru/2019/06/13/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85-%D1%8D%D1%82%D0%BE – статья «Владимир Тодыков: «Каждый штрих – это мысль»

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий