Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 29 января 2021 г.

Архитектура здания железнодорожного вокзала города Владивостока

 

Архитектура здания железнодорожного вокзала
города Владивостока

Последняя точка моего путешествия по Транссибирской магистрали

Одним из красивейших зданий Владивостока и его достопримечательностью, является железнодорожный вокзал, вошедший в реестр памятников истории, культуры и архитектуры государственного значения.

Фасад здания железнодорожного вокзала Владивостока со стороны перрона

17 марта 1891г. император Александр III издал рескрипт, направленный на имя путешествующего морем цесаревича Николая Александровича, где говорилось: «Ваше императорское высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги (...) возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению за счет казны распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути»

Фасад здания железнодорожного вокзала Владивостока со стороны города

19 мая 1891 г. состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала - событие, ради которого прибыл наследник российского престола цесаревич Николай.

Цесаревичу подали на серебряном блюде молоток и лопату, а также в специальной чаше раствор цемента. И Его Императорское Высочество, перекрестившись, вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные».

Окна вокзала отсылают нас своим оформлением к теремам и светёлкам древнерусского стиля

Первое здание Владивостокского вокзала, простое и скромное, было готово к 1 июля 1894 г. Автор проекта – архитектор Е. Базилевский.  Это было одноэтажное каменное строение «пассажирского вокзала 2-го класса, прямоугольного в плане, с входным ризалитом и двумя двухэтажными башнями по торцам основного объема».
Полы были выложены глиняными японскими плитами – они сохранились и по сей день. Частично сохранилась старинная плитка и на стенах. Отапливался вокзал изразцовыми голландскими печами.
В 1902 г. вокзал озарился светом собственной электростанции.
В первую очередь, вокзал строился как последний пункт транссибирской магистрали, крайняя точка огромной России. Москва – Владивосток - начало и конец великой Сибирской железнодорожной магистрали.

Парадный вход в здание железнодорожного вокзала Владивостока

Спустя полтора десятка лет после первой постройки здание вокзала было реконструировано (в 1907-1912 гг.) по проекту архитектора В. де Плансона (подрядчик Ф. Никлевич), что обошлось в 240 тыс. руб.

5 февраля 1912 г. состоялось его торжественное открытие. Это было уже совершенно другое здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах.

Изменилось внутреннее расположение помещений. Потолок вокзала был расписан картинами с библейскими сюжетами.

Архитектурные украшения здания железнодорожного вокзала Владивостока

Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью, причем один из них представлял собой «крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым, в нижнем этаже (вокзала) - пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух его сторон».

Металлическое украшение крыши

Изюминкой вокзала считалась вальмовая крыша с шатрообразными завершениями, которую украшают металлический гребень и небольшие фигурные слуховые окошки.

Шатер крыши и двуглавый орел

На коньке крыши над входом гордо красовался бронзовый двуглавый орел с короной и с распростертыми крыльями, как символ могущества России, и как символ неразрывной связи восточной и азиатской частей империи.

Архитектурные украшения крыши

Выполненное в эстетике архитектурных шедевров России ХVII века, оно было воплощением идеи московского архитектора Ф.О. Шехтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России.

Чешуйчатые "дозорные башенки" по бокам... Источник фото http://periskop.livejournal.com/798890.html

А самое первое здание не разрушили. Оно стало одной из частей того железнодорожного вокзала, который ныне знаком каждому жителю Приморья.

Своей живописностью здание вокзала напоминало многие шедевры русской архитектуры XVII века.

Владивостокский юмор: «Сядет москвич на Ярославском вокзале, приедет во Владивосток и снова увидит Ярославский вокзал»

Изразцовые украшения у входа в здание

Но приморский вокзал особенный и во многом не похож на другие, даже на московские. Эту особенность признают не только жители Владивостока, но и туристы и даже опытные архитекторы. Здания ярославского и Владивостокского вокзалов – разные, сходен лишь стиль, в котором они построены.

Например, фасад здания был украшен изразцовыми изображениями мифических птиц Сирин и Алконост, символизирующих радость и печаль.

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе реставрационных работ в 90-е годы ХХ века краеведу Нелли Мизь удалось установить, что изразцовое изображение Георгия Победоносца, всадник на коне с мечом в руке, святого небесного покровителя русского воинства, - это есть Александр Македонский, о чем свидетельствовала и надпись на изразце на древнерусском языке.

Как выяснилось, этого чужеземного полководца также почитали в прошлом на Руси. Поэтому так часто встречается Александр Македонский в старинных русских лубках.

В стиле русского лубка стены здания украсили майолики из всадников, мифических животных, цветов, ягод и фруктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На западном фасаде находился мозаичный исторический герб Приморской области,

На восточном – герб Москвы – Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона.

В этом была своя символика, свидетельствующая о неотрывности русского Владивостока от центральных районов России, от древних традиций русской культуры.

Новое здание вокзала, напоминавшее архитектурные шедевры России ХVII в., сразу же после открытия стало главной достопримечательностью Владивостока.

Фасад здания железнодорожного вокзала Владивостока со стороны перрона

Автор проекта В. де Плансон осуществил идею московского архитектора Ф. Шихтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях эстетики архитектуры древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России.

Герб России и стильное оформление водосточных труб. Источник фото http://periskop.livejournal.com/798890.html

Плансон был удостоен специальной награды Российской императорской академии художеств «за архитектурное решение вокзала в русском стиле» (во многих публикациях и краеведческой литературе архитектором вокзала Владивостока ошибочно называют Н. Коновалова. - Прим. Е. Шолох).

Столичный журнал «Нива» в том же 1912 г. отмечал, что Владивостокский вокзал является лучшим на всем пути Великой Сибирской железной дороги.

Оформление входа в вокзал. Двери оригинальные - несмотря на добрый десяток сменившихся тут самых разнообразных властей. Источник фото http://periskop.livejournal.com/798890.html

Построенный по образу и подобию Ярославского вокзала Москвы в русском стиле, по замыслу архитектора он должен был символизировать единство дальневосточной окраины империи с центральной Россией.

Потолочная роспись в здании Владивостокского  вокзала. Источник изображения: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Vlad_Station_Mural_%282%29.jpg/1024px-Vlad_Station_Mural_%282%29.jpg (подробно о внутреннем интерьере вокзала здесь - http://periskop.livejournal.com/798890.html )

С 1924 года облик здания вокзала стал искажаться. Сначала был уничтожен двуглавый орел, затем под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Полностью изменилась окраска фасадов.

В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав панно «Наша великая Родина».

Фасад здания железнодорожного вокзала Владивостока со стороны города

Возрождение вокзального комплекса приходится на 90-е годы ХХ века, когда он уже пришёл в аварийное состояние. В международном конкурсе на право реставрировать историческое здание одержала победу известная итальянская фирма «Тегола Канадези», которая ранее придала современный облик морскому вокзалу.

Говорят, что президент «Тегола канадези» Луциано Маццер, увидев впервые здание железнодорожного вокзала Владивостока, был изумлен: «Мама мия! Париж, ХVП век!»

Пристройка 1912 г. с северной стороны. Источник фото http://periskop.livejournal.com/791506.html

Многие строительные материалы итальянские мастера привезли с собой: специальную водоотталкивающую штукатурку, краску, стекло, рамы. После капитального ремонта, которого здание вокзала не видело более 85 лет, начались работы по восстановлению первозданного вида внутренних помещений, утраченных символов царской эпохи — возрождение первоначального облика. Это стало возможно благодаря упорному труду строителей и историков, по крупицам собиравших сведения об утраченных элементах оригинального интерьера.

Паровоз и памятная стела. Источник фото http://periskop.livejournal.com/791506.html

На железнодорожной платформе были установлены старинный паровоз и столб с отметкой «9288», что означает расстояние в километрах между Москвой и Владивостоком, подчеркивает, что именно столько верст не только разделяет, но и соединяет замечательный русский город на берегу Тихого океана со столицей нашей родины.

Фасад здания железнодорожного вокзала Владивостока со стороны перрона

Сегодня вокзал Владивостока - памятник архитектуры неорусского стиля. Вокзал стал воистину парадными воротами города и его фирменной «визитной карточкой».

Любой желающий может полюбоваться историческим зданием Владивостокского вокзала и вековой брусчаткой перед ним, той самой, что положили специально к приезду цесаревича Николая.

 

Источники информации:

http://periskop.livejournal.com/798890.html - Живой журнал «Пишет Перископ из глубин Тихого океана». Транссиб-120. Владивостокский вокзал: детали и интерьеры

http://www.vkimo.com/node/1333 - сайт Союза ветеранов ВИИЯ

http://vladivostok-city.com/ru/places/all/all/892 сайт Vladivostok City : Места : Железнодорожный вокзал ...

http://www.101hotels.ru/main/cities/Vladivostok/about о городе Владивостоке

http://askom1991.livejournal.com/48068.html

http://vladlib.ru/elib/zdaniye/vokzal.html Шолох Е. Символ, связавший нас с Россией : [о Владивостокском железнодорожном вокзале] / Е. Шолох // Конкурент. - 2004. – N 48. - С. 30.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий