Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 23 января 2021 г.

Чудная земля Забайкалья

 Сибирь – зеленая корона России
Чудная земля Забайкалья
Транссиб. От Забайкалья до Владивостока
Автор текста и фото: Кочурова О.В.

Итак, впереди – Забайкалье. Земля моих предков. Дедушка – лихой забайкальский казак. (Здесь он и золото добывал, и батраком работал, и железную дорогу строил, и партизанил в годы Гражданской войны…). С каким же нетерпением я ждала встречи с моей прародиной…
«…в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Плеса, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния – и так всю тысячу вёрст...» (А.П. Чехов)

Николай Балуев
Забайкалье

…Приглашаю вас к нам – в Забайкалье,
В удивительный, солнечный край,
Здесь такие места уникальные:
Арахлей, Хээтэй, Алханай…

Здесь тайга и степные просторы,
Что прославлены в песнях навек,
Есть луга, есть озёра и горы,
И долины с изгибами рек.

А какие богатые недра –
Позавидует Старый Урал!
Здесь природой припрятаны щедро
Уголь, золото, медь и уран… (
Source: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/812-zabajkale-zabajkalskij-kraj-stikhi-o-ro )

3 апреля… Я еду, стучат колеса… Ночью проехали Читу – столицу Забайкальского края. Очень жалею, что не смогла посмотреть хотя бы на железнодорожный вокзал этого города. Потому как Чита – город, который связан с моими родителями, здесь бывал  дед мой Андрей Николаевич Филиппов, а мама моя Вера Андреевна училась в институте. Чита - город ее военной юности. Потому, конечно же, вернувшись домой, я погрузилась в интернетный поиск об этом городе.

Вокзал станции Чита- II. http://trainclub.ru/forum  Автор: freeandy 2010 г.

Вокзал города имеет историю длиною в сто лет. Станция Чита-II была открыта в 1899 году. Основное здание вокзала принято в эксплуатацию в 1903 году. Нигде не нашла истории строительства этого сооружения, а оно, согласитесь, достойно этого. Здание необычное и красивое, привлекает внимание. 

 

За Читой пейзаж суровый. Голые холмы, деревьев совсем мало, вьется извилистой лентой река, сопровождает железную дорогу, которую в некоторых местах прорубали сквозь сопки. Потому мимо окон часто мелькают каменистые отвесные стены. Они укреплены железными сетками, чтобы камни не осыпались на рельсы.
Проехала станцию Приисковая. От нее вдоль дороги бежит река, как и та река Селенга. А за рекой – высокие сопки появились. Днем подъеду к Зилово. В этих где-то местах строил эту ж/д дорогу, по которой еду, мой дед Андрей. Где-то здесь должно быть его родное село Улятуй…

Смотрю в окно, вдруг вижу небольшую  церковь, а рядом ни одного жилого дома. Успела сфотографировать эту одинокую полуразрушенную церковку. Но тут появились и домики, над ними курчавится дымок. Значит, обитаемые, возможно и храм восстановят… На сопках появились небольшие деревца. Да, огроменная страна наша… Дорогая моя такая длинная, что протухла моя жареная курица, не выдержала столь долгого времени в пути.

Станция Чернышевск-Забайкальский. В архитектуре вокзала есть свои особенности, которые отличают здание от других сибирских вокзалов. Надо отметить, что при строительстве сооружений на Транссибе не следовали типовым застройкам, у всех крупных станций свое лицо, своя оригинальность. Вот, например, на этой станции есть памятник писателю Николаю Чернышевскому, написавшему роман «Что делать?». 14 лет отбывал он каторгу в Нерчинском округе, который и находится в Забайкалье. В 1866 г. Чернышевский был переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск.

Климат в Забайкалье, действительно, очень холодный. Пока бегала и фотографировала здание вокзала и памятник Чернышевскому, порядком замерзла. Дул пронизывающий ветер. Мороз, не разгуляешься. Но солнышко такое яркое, небо чистое, ни облачка, воздух чистый, ни пылинки… Интересное тут здание вокзала и памятник Чернышевскому. Скоро уже и Зилово…
Потом согревалась в вагоне горячим чаем. Да, в таких краях могут жить люди только с очень сильным духом. Волевые и мужественные…

Монолог попутчика:
Мне 42 года, а по виду, естественно меньше, а у меня уже есть дочь, ей 22 года и внучка 7 месяцев ей. И есть сын, ему 7 лет.
Я работаю без выходных: и вахтой занимаюсь, а еще занимаюсь ремонтом квартир. Сейчас я в месяц имею не меньше 150000 в месяц. Одних кредитов в месяц плачу 40000
(Я восхищаюсь – молодец, конечно!). Я каждый год строю дом и продаю его, это как маленький бизнес.
…Еду работать, уголь добывать, работаю машинистом буровой установки. Находится установка в глубокой тайге. До нее  от станции я еду 10-12 часов. На работе есть общежитие типа вагончика с душем, туалетом и столовой. Вахтовка - 315 км от станции.
Там сейчас холодно, но воздух сухой и холод переносится. Там, где я работаю, сейчас температура 65-67 градусов. Там я даже в кабине авто не могу отогреться, очень холодно. В помещении – где-то 15 градусов тепла. Я привык уже к такому морозу.

Платят без задержек, 28 числа – аванс, 13 числа – зарплата. День в день. Все официально. Правда, я проедаю в месяц на 14000. но там цены – втройне. Есть и магазин, где 50 рублевая шоколадка стоит 135 руб.  А в столовой обед стоит 400 руб.
Трудно там, конечно, но заработок хороший. У меня для жизни есть все. Дорогая очень машина. Стоит 1200000. Я ее заправляю на 1500 руб. в день. У меня были машины дешевле, но с такой не интересно жить. Захотелось хорошую. И эта мне очень понравилась, 2018 года. Совсем новая. Плачу за нее теперь кредит. А дочери квартиру купил без кредита. И жена моя ни в чем не нуждается. У моей жены золота, если сдать в ломбард, примерно на 570000.
Я покрестился, когда мы с женой жили в подъездах, потому как не имели жилья, и я все заработал сам, и никто мне не помог, даже в трудную минуту…
Надо верить в свои силы, если сами не захотим, Господь Бог вряд ли поможет….
Да, этот мужчина, конечно, интересный. Судьба у него сложная, жаль его, что много пьет. Говорит, что на Севере, где 60 градусов мороза, иначе не выживешь.

Алеур — река в Чернышевском районе Забайкальского края, левый приток реки Куэнга. Здесь дикие, заповедные места. В тенистых долинах Алеура недалеко от горного Улейкого массива Ушивка встречаются высокие заросли тенистого папоротника орляка, редкий четырехлистный клевер. Найти его достаточно сложно, встретить клевер может только человек, обладающий редкостной энергетикой. И правда, даже в серый, ненастный апрельский день проплывающий мимо пейзаж за окном завораживает своей необычной суровой красотой и беспредельными просторами. Дальние холмы густо заросли лесом. Слово «Алеур» в переводе с тунгусского означает – брусника.

Подъезжаем к станции Зилово, к прародине предков моего дедушки Андрея, забайкальского казака… Чудная земля. Поселок раскинулся на огромной площади. За деревянными домиками – высокие сопки, покрытые лесом. На вершинах кое-где виднеется еще снег. Река Белый Урюм спит под крепким льдом. Район, в котором сосредоточены пристанционные поселки, представлял собой дикую тайгу, где на протяжении четырехсот верст не имелось ни одного селения, ни даже юрты кочевника и, единственными пунктами хозяйственной деятельности человека до последних лет, были золотые прииски - «промысла», затерявшиеся по глухим местам и урочищам. В трудных условиях осуществлялось строительство железной дороги. Станция образована при строительстве головного участка Амурской железной дороги в 1908 году. Труд строителей был тяжелый, каторжный, вывозили землю на тачках по узким деревянным настилам…

Один из инженеров строительства, Дроздов, охарактеризовал эту местность так: «Средний участок ст Куинги и до Черного Урюма с преимущественно с луговым характером. Широкие долины речек Алеура, Бушулея, Курлыча,Ундурги всех притоков обрамленных рощами  и цепями холмов, делает эту местность роскошной по ширине и красоте пейзажа; но местность мало заселенная. Вечная мерзлота встречается отдельными гнездами. Большинство речек промерзают до дна, и для обеспечения водоснабжением необходимо искусственное повышение горизонта рек плотинами, и устройство водохранилище. Под железной дорогой, на пригорке выросли землянки, в которых проживают рабочие- строители, поставили лавку и контору». Подробная история Зилово с красивыми фотографиями описана здесь - http://omp.ucoz.com/index/aksenovo_zilovskoe/0-115
В годы Октябрьской революции и Гражданской войны в Зилово находился штаб под руководством Сергей Лазо. Поэтому у вокзала стоят две памятные стелы с высеченными лицами воинов в честь С. Лазо и Д.С. Шилова.

А здесь – черная земля, по ней пробежался огненный пал… Вьются во множестве узенькие речки. Впереди станции – Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар. Так хорошо мне знакомые названия  из мемуаров «Пути-дороги забайкальского казака…», оставленные потомкам моим дедом Андреем Николаевичем Филипповым. Еду и думаю о нем. Где-то в этих местах он ходил по сопкам, искал золото, строил железную дорогу, возил тачки с землей.

Здесь - http://www.proza.ru/2011/10/03/1331 можно прочитать воспоминания моего дедушки о строительстве Амурской железной дороги… На душе – легкое волнение и трепет. Сижу, как на иголках, но не сидится, не лежится, начинаю бегать от одного окна к другому, пытаясь что-то сфотографировать сквозь мутное вагонное стекло. Заскакиваю в туалет, там можно открыть окно и снимать на вольном пространстве.
За окном часто встречаются работники в оранжевых куртках. По такому морозу приходится им работать так далеко от жилья. Тоже, наверно, согреваются спиртом… Но они – работяги же. И наша жизнь зависит от их труда. А я всю свою жизнь презирала пьяниц. А получается, что их руками созидается благосостояние нашей страны, огроменной до невозможности…

Станция Ксеньевская. Какое интересное скульптурное сооружение, как крылья. Впечатление легкости и изящности... Долго и упорно искала в Инете, что это за памятник. И, действительно, кто ищет, тот найдет. Этот монумент - Памятник электрификаторам Забайкальской железной дороги. Необычный и уникальный для советской эпохи …
Первые домики строителей Амурской железной дороги на месте нынешней Ксеньевской появились в 1908 году. По рассказам старожилов, поселок назван по имени дочери царя Николая II Ксении, которой были подарены прииски по реке Черный Урюм (золотоносные россыпи по рекам Белому и Черному Урюмам открыты в 1863 году горным инженером, автором "Записок охотника Восточной Сибири" А.А. Черкасовым и разрабатывались с 1865 года). Станция расположена у слияния рек Черный Урюм, Итака и Березовка. Вскоре после начала строительства в 1913 году Ксеньевскую посетил известный норвежский путешественник Ф. Нансен. В его книге "В страну будущего" есть такие строки: "Мы остановились на красивой Ксеньевской станции, лежащей на склоне Урюмской долины. Здесь живет до 1500 человек народу; на холме возвышается небольшая церковь, и с этого холма открывается вид на всю долину, до самых окрестных гор".

Проехали Ксеньевскую. Бесподобной красоты места – мохнатые сопки, горки, холмы. Рядом с дорогой бежит подо льдом апрельская река. Часто переезжаем мосточки, мостки и мосты. Хоть и холодный здесь климат, зато душе раздолье и благодать Божия… Стучат, стучат колеса вагона… Едем, катимся на Восток… Над сопками сгущается то ли дым, то ли туман… Это накрыла округу снеговая туча. Посыпались легкие хлопья. Сосны незаметно исчезли, и чаще встречаются лиственницы. Их больше, чем берез, но и березки не сдаются, красуются своей белизной на фоне еще голых лиственниц. Вдалеке – холмы и сопки, как будто крутые ершистые волны застыли в своем беге. А округа вся забелела, снежок принарядил забайкальскую сторонушку.

Мелькают мимо окон и каменистые стены. Дедушка писал в своих мемуарах, когда он работал на железной дороге, то там велись взрывные работы. Так с помощью взрывников, у которых была самая высокооплачиваемая работа, но и самая опасная, прокладывали эту уникальную магистраль. Жаль, что снимок получился размытым, поезд мчался на высокой скорости…

Проехали Амазар. Старый-старый там вокзал, и бабушки с пирожками, соленой капустой и вареными яичками. И дедушка с двумя ведрами осенней еще брусники. Вокруг станции – сопки, домики – деревянные, древние, некоторые уже скособоченные. А вдруг в свое время эти дома видел мой дед Андрей? Купила пирожок с картошкой и сосиску в тесте, подбегаю к своему вагону, а проводница уже и плиту опускает, еще немного и я бы опоздала, но очень хотелось подышать прозрачным воздухом Амазара. До свидания, Забайкалье.
Забайкалье проехали. Сопки кончились. Равнина, березки, сосны, и снег чистый-чистый. Тут больших городов нет. Приближается станция Белогорск, будем стоять 45 мин.
Впереди ждет Дальневосточная земля… За окном – равнины и все те же вездесущие березы. Кое-где мелькает не растаявший снег.

Подъехали к станции Белогорск. Но гор тут нет. Не знаю даже, почему такое название город получил. Здание вокзала украшено полуколоннами и венками – гирляндами, но в глаза сразу бросается памятник Ленину. Кстати, не так уж часто встречались на моем пути подобные памятники, но здесь Ленин указывает нам рукой в светлое будущее.
В вагоне очень душно, 30 градусов. Приходится терпеть. Почему-то никто не открывает окон и не проветривает, боятся, наверно, сквозняка и простуды. Сходила к проводнику с жалобой, а она сразу начала на меня кричать. Я в чем виновата? Но после этого моего разговора, наконец, заработал кондиционер, повеяло прохладой. Уже чувствуется всеобщая усталость от дороги, а впереди еще ночь и еще утро… 5 апреля

Порадовала станция Облучье. Шикарная лестница и здание вокзала на горушке. За время дороги я прочитала две книги Ивана Шмелева «Валаам» и «Богомолье». Здесь – http://modernlib.ru/books/shmelev_ivan_sergeevich/bogomole/read текст этой книги. Кто хочет отдохнуть душой и насладиться великолепным русским языком – рекомендую. Эти поговорки оттуда: «Доброе слово лучше мягкого пирога», «Грех не в уста, а из уст». Так говорил Горкин, идущий из Москвы в Троице-Сергиеву лавру во время великого поста. «Грех – это осудить человека, не разобрамши. И Христос с грешниками пировал, не отказывал… Прости ты им, Господи. А мы не судьи».
Название «Облучье» образовано от русского «облучить, обогнуть», - в этом месте у подножья высоких сопок железная дорога образует огромную петлю, огибая («облучая») эти сопки.

Здание вокзала станции Биробиджан удивило своей скромностью и небольшими размерами. Все-таки Биробиджан – столица Еврейского автономного округа, но весь населенный пункт смахивает на откровенное захолустье, дома в городе – старые, новостроек почти и не видно. Видимо, все более-менее шустрые евреи уехали в Израиль, но жизнь и здесь продолжается, например зданию сделан капитальный ремонт…
Не все, конечно, станции вдоль великой железной дороги попали в это мое повествование. Многие я проехала в темноте, или ночью, или проспала, когда задремывала под стук колес.

И вот конец моего путешествия. Владивосток встречает меня ярким солнцем, прекрасной погодой, легкой дымкой над морем и вдали на якоре стоящим кораблем. Здравствуй, море голубое. На фотографии – соленые воды Амурского залива. Я нахожусь на краю земли российской… Здравствуй, необыкновенно изукрашенный терем - вокзал города Владивостока, богатый и величественный.

Владивосток – город, где живет моя родная сестра, и дети ее, и внуки ее. Именно к ним я и приехала в гости. Владивосток – город моей молодости и начало дальнейшей нелегкой судьбы. Я приехала сюда спустя 30 лет, боялась встречи с ним, но в этот раз город был милостив и подарил мне незабываемые, яркие впечатления и радость встречи с красотой. Но об этом расскажу далее…

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий