Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 14 ноября 2018 г.

Необычная красота в творчестве древних художников



Шалаболинская писаница

          
Скальный берег реки Туба. Курагинский район, Красноярский край.
Шалаболинская писаница расположена в 35 км к западу от поселка Курагино. http://turizm.kurtub.ru/places/print-16
«Рисунки производят сильное впечатление на каждого, кто их видит. сказал в свое время в интервью "Красноярскому комсомольцу" Владимир Капелько. — И даже археологи, среди которых я давно уже свой. Одни упрекают, другим просто интересно, откуда такая странность в художнике. А у меня просто болит душа по тем курганам и изваяниям, которые бесследно исчезают из нашей жизни... Мы добились всеобщей грамотности, а теперь нам надо добиться всеобщей культуры. Коли этого не произойдет, если люди не перестанут покрывать мусорными свалками древние могилы предков, высекать свои имена на наскальных изображениях, разрушая на своем пути курганы, — мы опустошим свои души. Забудем свою историю — перестанем называться людьми...»
... Мольберт и краски — благодать!
И черствый хлеб в пастушьей сумке,
Но так хотелось разгадать
На скалах древние рисунки.
Я перед тем упал бы ниц,
Кто в душу бросил мне беспечно
Чертеж летящих колесниц
В немыслимую даль и вечность… (
Геннадий Тептин)




Шалаболинская писаница Неолит. Изображение лося и других животных

Сибирь Шапаболинская писаница Изображения всадников

Сибирь Шалаболинская писаница Рисунки эпохи средневековья. Массив разных изображений

Шалаболинская писаница. Лодка, группа людей

Шалоболинская писаница поражает своей масштабностью. Специалисты выделяют 8 мест скопления рисунков на протяжении 3 км скального массива, расположенные на различной высоте от 1,5 м до 150 м. В настоящее время насчитывается около 500 плоскостей с рисунками. Специалисты выделяют этот памятник, как наиболее значимый на территории Красноярского края.

Шалоболинская писаница, – неолитическая эпоха. http://sun-tes.ru/iknadtrt.html?mode=photogallery&level=21489
Шалаболинская писаница — крупный памятник древнего наскального творчества в Красноярском крае. Рисунки нанесены на правой стороне крутого скального берегового массива реки Туба.
На протяжении 2 км скального массива выделяется 8 мест скопления рисунков, расположенных на различной высоте. Всего зафиксировано более 100 плоскостей с 550 изображениями. Это многофигурные композиции с зоо- и антропоморфными образами: фигуры лосей, быков, маралов, изображения лодок, рогатых антропоморфных фигур с хвостами и неестественно короткими верхними конечностями (относятся к эпохе неолита), антропоморфные образы в круглых масках-личинах и ряд изображений животных (энеолит), многочисленные батальные, скотоводческие сцены (ранний железный век и Средневековье).
Древние художники Шалаболинской писаницы использовали охру, битумную тушь, а также применяли технологии выбивки, шлифовки, полировки и гравировки.

Шалаболинская писаница была известна с середины 19 века.  Первое исследование писаницы в первой половине XIX в. провел этнограф Н.А. Костров, давший ей сегодняшнее название. В дальнейшем рисунки изучали И. Т. Савенков, А. В. Адрианов (1907, 1909 гг.), Э. Р. Рыгдылов (1948 г.), Н. В. Леонтьев (1967 г.), В. Ф. Капелько и Б. Н. Пяткин (1973–1975 гг.).
История изучения сибирских писаниц
В 1947—1949 гг. археологом Минусинского музея Э.Р. Рыгдылоном была проделана огромная работа по обследованию территории Хакасско-Минусинской котловины с целью выявить новые и осмотреть ранее известные памятники каменного века.
В 1947 г. Э.Р. Рыгдылон исследовал берега озер Иткуль, Билё, Шира и отроги горы Изых, где ранее были найдены отдельные орудия, относящиеся к палеолиту и неолиту. Весной 1948 г. Э.Р. Рыгдылон предпринял поездку в район д. Жеблахты на р. Ое, где на гриве «Каменная Гора» во время раскопок татарского кургана были обнаружены (в насыпи этого кургана) неолитические каменные орудия. В том же году Рыгдылон подробно исследовал берега р. Тубы и осмотрел некоторые изображения Шалоболинской писаницы, которые отнес к неолитической эпохе.
Лодка мертвых. Шалаболинская писаница
Основанием для датирования Шалоболинской писаницы столь ранним временем послужила находка на расстоянии 250 м от рисунков более двадцати каменных орудий (скребков и отбойников), а также сам характер изображений лосей, быков и лодок с людьми, которые как по технике исполнения, так и по «монументально-реалистическому» стилю отличны от изображений эпохи металла.
Что касается Оглахтинской и Шалоболинской писаниц, то их научное изучение было начато И.Т. Савенковым, посвятившим им свой труд «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее». В 1904—1910 гг. большую работу по изучению петроглифов Верхнего Енисея проделал А.В. Адрианов, однако результаты его исследований опубликованы не были. Часть эстампажей Адрианова издана К.В. Вяткиной в 1949 г. в работе «Шалоболинские (Тесинские) наскальные изображения». Вклад в изучение Шалоболинских и Оглахтинских петроглифов внес А.А. Формозов, занимавшийся вопросами их датировки, исследовавший сюжеты, а также стилистические и художественные особенности этих наскальных изображений. А.А. Формозов, сопоставив петроглифы Хакасии и Ангары, пришел к выводу, что Хакасско-Минусинская котловина входит в ту же зону первобытного искусства, что Ангара и Верхняя Лена. Стиль, объединяющий петроглифы этих районов, вырабатывался в неолитическую эпоху, не ранее серовского времени. Большую
Лось. Копия рисунка Шаболинской писаницы Андриянова А.В.
В отчётах А. В. Адрианова дважды упоминается шалаболинская «писаница». В 1907 году он отметил её характер и местонахождение, подчеркивая в то же время трудность осмотра писаницы, который возможен лишь осенью, когда уровень воды в Тубе понижается.
В 1910 году Адрианов дает более подробный отчет:
«В начале августа я передвинулся в Минусинский уезд на реку Тубу к так называемой Шалаболинской писанице, уже известной в литературе. Писаница эта находится на отвесно спускающемся утесе правого берега р. Тубы, против села Тесинского между логами деревни Ильинки и р. Шуши. Протяжение утеса с этой писаницей почти 2 версты (2080 шагов). Это одна из огромнейших по протяжению писаниц, какие я только знаю. В настоящее время на протяжении писаницы встречаются длинные перерывы, которые объясняются производящейся здесь в последние годы массовой ломкой камня.
Часть писаниц, таким образом, уничтожена, а часть скрыта под осыпями из мусора и под землей.
Эта писаница, совершенно неправильно названная Шалаболинской (по с. Шалаболину, стоящему на р. Шуше верстах в 7, совсем в стороне), и которую правильнее назвать Тесинской, любопытна тем, что над нею работали в разные эпохи разные народности. Здесь я нашел одну монгольскую строчку в 46 см длиной, как бисером написанную черной краской. Нашел несколько (4) строк китайских иероглифов черной краской, три строки вырезанной рунической надписи из 36 знаков, 7 фигурных писаниц красною краской и, наконец, фигуры писаницы, сделанные путём оббивки и вырезки по камню. В этих последних я насчитал 616 фигур, из которых более 400 зарисованы мною, куда вошли все недоступные для эстампирования (так как находятся на отвесно стоящих стенах утеса на высоте 3—5 сажен). С доступных же писаниц сделано 81 эстампаж и 23 фотографии.
Медведь. Копия рисунка Шаболинской писаницы Андриянова А.В.
Подавляющее большинство фигур — лоси, большею частью превосходно, мастерски сделанные. Есть тут и олени, коровы, немало лодок (всегда с большим числом людей), иногда оснащенных, есть медведи, козы, бараны, рыбы, птицы и т.д., и только человеку и коню во всех этих начертаниях отведено сравнительно скромное место, Да и изображались они не искусно.
Что касается лосей, оленей, то они изображены в различных позах, группами, иногда удивительно художественно. Очевидно, древний художник знал до тонкости нравы столь близких ему животных. Некоторые группы животных так хорошо и отчетливо сделаны, что ими и теперь постоянно любуются из года в год проплывающие на плотах крестьяне и поражаются массой вложенного в это дело труда.
Руническая надпись находится среди огромных осыпей свеженаложенного камня. Нам удалось вынуть камень с двухстрочной надписью и отправить в Минусинск».
Работу по изучению писаниц произвел отряд Красноярской экспедиции под руководством Я.А. Шера.

Источники:
Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. (В кратком изложении)/ Л.Р. Кызласов. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1991. – 58 с.
Википедия
А.В. Адрианов - Вяткина К.В. Шалаболинские (тесинские) наскальные изображения // Сборник музея антропологии и этнографии. - 1949. - т. XII

Комментариев нет:

Отправить комментарий