Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 4 июля 2018 г.

График хакасского этноса



Виталий Николаевич Кызласов
            Виталий Николаевич КЫЗЛАСОВ родился в 1965 году в селе Кызлас Аскизского района, окончил художественное училище им. В.И. Сурикова в Красноярске, позже - юридический факультет ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Член Союза художников России. Работал иллюстратором в книжном издательстве «Айра». Автор иллюстраций к книгам «Животный мир Хакасии», «Традиционная культура и быт хакасов», учебнику «История Хакасии». Участник выставок «Мини-графика» (Сибирь-Дальний Восток, г. Новосибирск, 2003 г.), «Триенале» (Всероссийская, г. Томск, 2005 г.). Любимая техника - графика, любимая тема - традиционные мифы и эпос хакасского народа. Проживает в г. Абакан. Его творчество известно не только на республиканском уровне, но и за пределами Хакасии, включая и участие в международных выставках.
 Римма Соболева

Хакасия
Хакасия - волшебный край,
Где солнечный уютный рай,
В степном дыханьи ветра
Медовый дух рассветный...


... Руины древних крепостей
Предстанут взору для гостей,
Крупнейшие в стране курганы
С энергией ушедших кланов,

Вкрапления степей - менгиры,
Тысячелетних вех пунктиры,
Таинства полны изваяния
С магическою силой камня,

Музеи под открытым небом
Загадочным прольются светом.
Культуры древней самобытность
Влечёт сюда поток туристов.

Хакасия - редчайшее явление,
Природной силы одухотворение,
Где уникально - заповедные места,
Неповторимая Сибири красота! (г. Черногорск)



Кызласов В.Н. Салбык
В классе 4-5 он начал рисовать все, что видел вокруг: сенокос, природу. Сначала рисовал карандашом. Живописью заинтересовался через несколько лет. Завел дневник, в который записывал то, что узнавал о художниках. Продолжал его заполнять и в армии. Вместе с рисованием занимался резьбой по дереву и выжиганием. Пробовал заниматься многим.
Художник считает, что мастерство в творчестве можно приобрести, а вкус, чувство меры, цвета... с этим нужно родиться.
Воспитанный на легендах родного хакасского народа, В. Кызласов переносит коренный этнос на холсты и бумагу.
Кызласов В.Н. Натюрморт с чатханом. 1993
В «Натюрморт с чатханом» (1993) звучная цветовая гамма хакасских народных инструментов - чатхана и хомысов составляют причудливую группу на красном цветастом ковре, очень органична для творческих поисков художника.
Привлекательность художника - в уникальности, в видении красоты самобытности фольклора родного народа, его умении чувствовать тонкости мира параллельного, мира этноса.
Кызласов В.Н. Хакасия поет 2001
В «Хакасия поет» (2001) художник воспроизводит игру на хакасских национальных инструментах - чатхане, хомысе, ихе и дудочках, дает представление о новом сюжете для хакасской живописи, навеянном впечатлениями поездок художника на национальные праздники. Натюрморты Кызласова имеют откровенно постановочный характер. Мастер по своему выбору представляет зрителю заинтересовавшие его традиционные хакасские музыкальные инструменты и через них неизменно раскрывает радость бытия и красоты жизни.
Кызласов В.Н. Ах хам. Полет шамана. 2004
Интерес к хакасскому этносу не случаен, т.к. за ним кроется тяга к глубокому постижению Кызласова современной и традиционной культуры хакасов.
Главная тема его творчества — родная Хакасия с её неповторимой природой, богатой историей, шаманским таинством и сакральными символами. Искусствоведы относят его картины к таким современным художественным направлениям как сибирский археавангард или сибирский неомифологизм. Сам мастер не зацикливается на «чистоте жанра»: он переносит на холст то состояние, которое подсказывает его сердцу и уму природа.
Кызласов В.Н. Вечность (из философии древних)
Можно долго говорить о загадочности сюжетов его работ.
Виталий Николаевич немного историк, он составил свою родословную до середины XVII века, изучает историю земли, на которой родился и вырос. Интерес к поиску своих корней у него появился от отца, он привил его Виталию, когда тот был еще маленьким мальчиком, рассказами о достойных дедах и прадедах, род которых относят к роду воронов.
Кызласов В.Н. Связь времен
Доктор исторических наук Игорь Леонидович и профессор МГУ, лауреат Госпремии Леонид Романович Кызласовых - это его родственники. Они рассказали художнику, что шаманы в Хакасии появились из Ирана со времен Шелкового пути.
Графические работы в чёрно-белом цвете особенно  выразительны. Используя всего две краски, художнику удаётся полностью погрузить зрителя в мир хакасского эпоса, героических сказаний. Созданные им образы уже невозможно забыть – они буквально завораживают, привлекая своей яркостью и удивительной реалистичностью.
Кызласов В.Н. Танец шамана
Графика - сложный жанр, это основа. Миниатюрная и малоформатная графика, подвижная в своей основе, отзывчивая на перемены времени, позволяет оценить преемственные связи с прошлым.
 Валерий Майнашев

ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН
Эй, лихие шаманы
Всех забытых селений,
Выползайте туманом
Из логов и ущелий.
Там, в чащобе унылой,
Где скрываются совы,
Мы померяем силу
И высокое слово.
Знаю, трудно мне будет,
Но не струшу, поверьте.
Мне луна будет бубном,
Колотушками ветер.
Я пойду за тасхылы
Небывалым походом,
И прибавит мне силы
Мать родная-природа.
У коварного духа
Мощь моих песнопений
Все заблудшие души
Отобьет непременно.
И, развеяв все беды,
На земле беспокойной,
Возвращусь я с победой
К вам, на суд ваш достойный.
И тогда из туманов
Вы мне скажете хором:
«Знаменитым шаманом,
Мальчик, будешь ты скоро!» (перевод автора)


Художник говорит: «Графика сама по себе подразумевает серийность. Создаёшь одну картину, а на ум уже приходит сюжет для второй, третьей... Я не жду вдохновения, а пребываю в постоянном творческом процессе. Часто перед тем, как взяться за кисть, читаю художественную литературу и книги по истории. На мой взгляд, художник должен хорошо знать историю, культуру, фольклор и своей малой родины, и страны».
Кызласов В.Н. Античный мир 2007
Вот как об этой работе отозвался искусствовед Маточкин: «У хакаса Кызласова знаки и символы окуневских стел сплетаются с бегущим лосем, словно сошедшим с наскальных рисунков над Томью. Внизу пейзаж сибирской степи - такой же, как и тысячи лет назад, с жилищами, подобными выбитым на Боярской писанице. Толща времен исчезла, архетипические образы вновь просятся к воскрешению, и мысль соединила их в замкнутом круге бубна. Для него прошлое Сибири - это та же классика - основа сегодняшнего возрождения. Эпос сибирских народов - вот где живет героика, вот что составляет основу национального»
Кызласов В.Н. Алтын Арыг. 2004
Дева Алтын-Арыг – одна из самых загадочных героинь хакасского эпоса. Она чудесным образом, сама собой, родилась внутри священной Белой скалы – сразу в полном боевом облачении и вместе с волшебным конём бело-игреневой масти. Богатырка покровительствовала народу, чьи юрты стояли у Белой скалы. Главой народа, владельцем скота и земли был хан Чибетей, которого Алтын-Арыг почитала как младшая сестра старшего брата. Когда Чибетею приходит пора жениться, сопровождает его в поисках невесты. Чаян, творец мира в хакасской мифологии, предназначил Чибетею в жёны неукротимую богатырку Хыс-Хан, живущую у далёкого хребта Ханым. Но прежде над ней надо было одержать верх в поединке. Только после этого Хыс-Хан лишится богатырства и станет обычной женщиной, удел которой – домашнее хозяйство. Выполнить это условие Чибетей поручает сестре, и безжалостная Алтын-Арыг вступает в схватку с будущей невесткой…
Посвящённое Алтын-Арыг сказание составляет больше 10 тысяч стихотворных строк. Один из вариантов, в которых древняя поэма дошла до современности, принадлежит сказителю Павлу Васильевичу Курбижекову (1910–1966). Ведущий хакасский эпосовед В.Е. Майнагашева осуществила запись и научный перевод сказания. Академическая публикация состоялась в издательстве «Наука» в 1988
Кызласов В.Н. Перевоплощение
В 2014-м году Виталий Кызласов стал лауреатом международной премии Тюрксой.
Удивительную графику из серий «Сотворение мира», «Посвящение рекам», триптих «Тун Пайрам», живописные работы «Солнце» и «Белый шаман» стоит увидеть воочию. Образы Виталия Кызласова позволяют взглянуть на прекрасную, таинственную, космическую Хакасию по-новому.
Художник занимается еще оформлением книг.
Иллюстрации к книге - сборнику стихов Натальи Ахпашевой «Солярный круг», 1993 года издания.
Работал в ХФ г. Абакана (1989-1990), художественным редактором Хакасского книжного издательства «Аира» (1990-1997). Проиллюстрировал ряд книг в группе авторов: «Чылтызах»: книга для чтения (1995); «Сорока-белобока»: сборник (1994); «Животный мир Хакасии»: учебное пособие (1995): «Традиционная культура и быт хакасов», «История Хакасии»
 Ахпашева Н.М.

ОХОТА
То древнее, что во мне —
в зрачках желтоватым бликом.
Аркан на степном седле.
Собаки завыли дико.

Ату его!
Как горят
подковы над ровной степью.
Соловый косит назад,
но ровно идет под плетью.

Прикрыла глаза свои —
и этот смертельно ранен —
волочится  позади
волосяном аркане.



Источники:
Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
Ульянова А. Под крылом Черного Ворона и покровительством Белого Шамана./ Арина Ульянова.// Абакан. - 2005. - 7 декабря, № 137. - с. 8
http://photo.sibnet.ru/alb38660 Серия работ хакасского художника Виталия Кызласова, созданная по мотивам хакасских (тюркских) мифов о сотворении мира. Представленные работы находятся в частной коллекции абаканца Олега Шавыркина.
http://www.abakan-gazeta.ru/node/3322 Абаканский дар «Тюрксою»

Комментариев нет:

Отправить комментарий