Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 4 июля 2018 г.

Хакасские курительные трубки



Хакасские курительные трубки
   
Курительные трубки «ханза»
Одним из оригинальных изделий хакасского народного искусства являются трубки ханза. Трубки делались из нароста (пағыр) лиственницы. По форме и декору эти деревянные изделия прорезывались глубокими срезами — канавками в виде сложных орнаментальных узоров и заливались оловом, реже украшались медной проволокой. Узор ханза расположен на длинном мундштуке. По своему начертанию узоры напоминают андроновские и карасукские орнаменты. Самым распространенным технологическим приемом была трехгранно-выемчатая резьба.

Инкрустирование оловом у хакасов производилось следующим образом: на поверхности дерева с помощью ножа вырезаются линии узора, образующие желобки глубиной 1—2 мм. Все узоры соединены между собой, что позволяет расплавленному олову проникать во все углубленные части трубки. После этого трубка обертывалась тонкой берестой и обвязывалась ниткой из сухожилий или обычной ниткой. Когда олово остынет и затвердеет, излишки металла, выступающие над поверхностью предмета, срезали ножом. Все поверхности изделия сглаживали при помощи черного напильника харатас, или зернистой бумагой. Техника инкрустации оловом по дереву имеет древние корни. Геометрические узоры традиционны для древних культур.
Как отмечает этнограф В.П. Дьяконова, подобное инкрустирование не типично для других народов Саяно-Алтая. Кроме хакасов, она характерна только для кетов. Такое совпаде­ние следует расценивать, как ещё одно свидетельство их этно­культурных связей в прошлом.
На севере Хакасии в долине Июсов, делали курительные трубки - «тас ханза» - из мягкого камня агальматолита (сарыг тас).
Существовали мастера по изготовлению национальных трубок «ханза».
Орнаментированная хакасская трубка стоила рубль, а при натуральном обмене — пуд зерна. Из мягкого камня агальматолита (сарығ тас). Такая трубка стоила одного коня.
Старик - сагай с традиционным ножом «пычах» в ножнах на левой стороне кушака и с курительной трубкой. Федоров Н.В. 1912 г.
Трубки для хакасов имели сакральное значение.
Пахать хакасы начинали в мае. Время вспашки определяли народным способом. Проделав борозду вокруг загона, мужчина садился на вспаханную землю и закуривал трубку. Если за время ее выкуривания нижние оголенные части тела не замерзали, значит, земля теплая и годна для сева.
Трубки (хаңза) вместе с кисетом мужчины носили в кармане, а женщины — за голенищем сапога.
По хакасской мифологии, табак вырос на месте захоронения сожженного праха дракона (сыр чылан), и поэтому курение его считается за грех. Табак, как и арака, — любимая пища горных духов. До сих пор на горных перевалах, при отсутствии вина, кропят табаком и даже накрошенным из трубки осадком никотина (патха). Когда в юрту заходил гость, то ему сначала подавали айран, а затем угощали табаком. Приемы курения хакасов неплохо описаны декабристом А.П. Беляевым. "Сидя у костра, всегда флегматический татарин-курильщик прежде всего берет березовое полено, нарочно приготовленное и высушенное, наскабливает ножом известное ему по крепости табака количество тонких стружек (на один фунт табака полфунта стружек — Б.В.), вынимает из кармана узенький, продолговатый кожаный кисет, в котором с табаком затянута медная китайская трубочка, называемая гамзой, насыпает на ладонь в стружки, тщательно и долго мешает, затем набивает трубку, берет и кладет уголь на устье трубки, закуривает, щелчком скидывает уголь, и в две-три затяжки втягивает в себя, как видно по физиономии, с величайшим наслаждением весь дым трубки"...

Источники:
Кидиекова И.К. ХАКАССКИЕ КУРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБКИ./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 237
Иллюстрированная этнография хакасов: Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова./ отв. ред. В.Я. Бутанаев, д.и.н.; сотрудники музея Л.Н. Ермолаева, Е.ю. Сидорина, Л.И. Порошина, Е.А. Москвина. – Абакан, 2004. – 104 с. В данном альбоме представлены оригинальные фотоснимки, отражающие культуру и быт хакасов конца XIX начала XX. Фотоматериалы представлены в основном из работ известного Минусинского фотографа Н.В. Федорова
Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 — "История"./ Виктор Яковлевич Бутанаев — Абакан: Издательство Хакасского государственного уни­верситета им. Н.Ф. Катанова. 1998. — 352 с.
Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с.
Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) и XIX начале XX вв. Абакан. 2002.


1 комментарий: