Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 9 июля 2018 г.

Сейфулин Игорь Хамзаевич 1960-2003 гг.



Художник из города Черногорска
Полет сквозь время…
 
Художник живописец. Родился в городе Черногорск Хакасской автономной области. Художественного специального образования не получал. Работал в жанре пейзажа и тематической композиции. Член Союза художников России с 1995 года. Участник областных, краевых, международной художественных выставок с 1988 года. Проживал и умер от тяжелой болезни в г. Черногорск, Республики Хакасия.
Работал руководителем кружка изобразительного искусства Дворца пионеров г. Черногорск. Один из первых художников Хакасии, обратившихся к этнической теме, к шаманизму как мировоззрению хакасов. Принял участие в международной выставке СССР - США «Звездный путь человечества» (1989). Подготовлены персональные выставки (г. Черногорск 1989, 1998, 2001; г. Красноярск 1992; г. Абакан 1994, 2002)».
 
 Сейфулин И.Х.  Затаенный мир 1998 Холст, масло 86х67.  Картина «Затаённый мир» 1998 г. Хранится в Хакасском национальном краеведческом музее.



ВАСИЛИЙ  ЧЕРНОУСОВ
ВЕСЕННЕЕ
Есть белый свет
весеннего тумана,
когда дрожит
едва рожденный лист,
и тополь в белом,
и немного странно
звучат слова.
И воздух свеж и чист.
И в этом странном
мире пробужденья
на ум приходят
новые слова.
И верится,
что первое виденье
не пропадет,
рожденное едва.



Автор статьи М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнике:
Сейфулин И.Х.  Шахматный лев 1990 Оргалит, масло 111х123
В своем творчестве черногорский художник И.Х. Сейфулин обращался к жанру фэнтези.
Фэнтези - жанр изобразительного искусства, появившийся в начале XX века, примыкает к научной фантастике, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. Особенностью техники этого жанра является взаимодействие реалистического и условно-декоративного искусства.
В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм. Последний в свою очередь включает в себя больше ирреальных и сверхъестественных мотивов.
Сейфулин И.Х.  Веселая минутка 1972 Оргалит, масло 123х111
Он близок сюрреализму, но в отличие от него придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых мастеров». Для него характерна тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий «сон наяву».
О творчестве И. Сейфулина говорить сложно и интересно. В его картинах все переплелось: усталость пастуха, созерцающего мир, синева чистой воды, и нереальные миры, и безоблачное после дождя небо...
Сейфулин И.Х.  Ужин вдвоем 1999 Оргалит, масло 126х110
Произведения Сейфулина созданы в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Это фантастические ландшафты, полные причудливых или сверхъестественных элементов, древние создания сказочной природы. Сюжеты фэнтези больше всего напоминают иллюстрации к некоему историко-приключенческому роману, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Сейфулин И.Х.  Цветы 1990 Оргалит, масло, 123х111
Мир фэнтези Сейфулина - это параллельный мир, другая планета, а его физические законы отличаются от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование Богов, колдовства, сказочных существ-птиц и любых других фантастических сущностей. Именно Сейфулин сделал фантастическую живопись в Хакасии частью настоящего искусства, многие его работы уже успели стать классикой живописи. Все картины Сейфулина - словно фотографии, сделанные в далеких фантастических мирах, Один из любимых персонажей, нарисованных Сейфулиным, - это шаман, смело идущий навстречу всем опасностям и побеждающий в честном поединке зло. Многие уверены - в шамане Сейфулин воплотил собственную мечту о мужском совершенстве.
Сейфулин И.Х.  Любители горизонта 1999 Оргалит, масло 123х111
Другим из его излюбленных персонажей являются птицы - отважные и всегда грациозные. Корни фэнтези уводят в детство, все дети любят сказки, в той или иной мере. Повзрослев, человек не хочет терять связь со сказочными героями и сюжетами, но сказки и народный фольклор не в полной мере отвечают возросшему интеллектуальному уровню, на смену приходит фэнтези, уносящий в другие реальности, отвлекая от серой действительности. В своих произведения» Сейфулин воплотил мечты, которые в реальности почти всегда не осуществимы.

В чем же секрет огромного интереса к творчеству Сейфулина. Наверное, в том, что в произведениях этого автора за выдуманными мирами и фантастическими персонажами кроется желание напомнить о вечных человеческих ценностях. Его герои борются с темными силами, спасают таинственные миры. В работах Сейфулина тесно переплетаются сюжеты древних легенд и элементы современной научной фантастики. Люди всегда пытались объяснить загадки нашего сложного мира, заглянуть в будущее, предположить, что же ждет в нем человечество.
  

Высоцкая Т.М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия:
«Чувство уязвимости мира, поиск формы для воплощения образов идеального привели Игоря Сейфулина к использованию приемов гротескных искажений реальности на холстах. В своих произведениях он, словно «обращаясь» в ребенка, конструировал мир из игрушечных осколков. Но при этом, погружаясь в экзистенциальные переживания, создавал пространства, в которых реальность распадалась на подлинные ценности (семья - знак охраны бытия) и призрачные (блага цивилизации), на истину и иллюзии».



Валентина Тугужекова, профессор, директор Хакасского НИИ языка и литературы, рассказывает о замечательном художнике из Черногорска:
- Игорь был особенным художником, понимающим тонкий мир. Поэтому и писал он иначе. Его работы были связаны с космизмом и духами. Он умел «летать» - ложился на камень в западной стороне Салбыкского кургана лицом к его «воротам», раскидывал руки, закрывал глаза и... отправлялся в другие миры. Это невозможно передать словами, можно только почувствовать. И почувствать может только тот, у кого необычайно развито воображение. Особенно помогает в такой момент ветер, бьющий в лицо, напоенный ароматами хакасской степи. Из такого путешествия художник возвращался окрыленным. Он чувствовал степь, всю ее прекрасную и трагичную историю, он мог пронзать пласты времени силой воображения. Поэтому из-под кисти художника, как повествует сборник «Живопись Хакасии», выходили завораживающие полотна, «созданные в эпической сказочной манере по мотивам древних мифов и легенд. Один из любимых персонажей, нарисованных Сейфулиным, - это шаман, смело идущий навстречу всем опасностям и побеждающий в честном поединке зло. Многие уверены – в шамане художник воплотил собственную мечту о мужском совершенстве».
Марина ЗАДОРОЖНАЯ вспоминает:
«Заглянув однажды в студию Игоря Хамзаевича (городские власти в 90-е выделили художнику часть помещения бывшего магазина «Спутник»), я замерла в изумлении – мастерскую в свете солнечных лучей, лившихся потоком из больших арочных окон, пронзало буйство красок. Везде – на стенах, на мольберте, на подоконнике, порхали радужные бабочки. Нет, это не были выполненные с натуралистической точностью «портреты» махаонов или сатурний. Бабочки кружили на маленьких, средних и больших полотнах, выполненные в чисто сейфулинской манере. На них хотелось смотреть, не отрываясь. И это, кстати, свойство почти всех картин Игоря. На них хочется смотреть снова и снова, словно раскрывая нюансы букета дорогого напитка, который будоражит и слегка кружит голову.
Но почему вдруг бабочки? После «Шамана», «Камлания в степи», «Песни золотого орла» и «Влюблённых в безмятежность»?
- Не знаю, пожал плечами художник, вдруг так захотелось.
Во время недавней встречи с Валентиной Тугужековой мы вновь вспомнили бабочек Игоря Сейфулина.
- Я думаю, что Игорь был необычайно тонкой натурой и мог чувствовать многое из того, что не открыто взору простого человека. Иначе он не был бы столь одаренным мастером, - высказала мнение Валентина Николаевна. - А бабочки во многих религиях символизируют воскрешение и возрождение бессмертной души. У славян это хрупкое создание, например, тоже ассоциировалось с душой, но нередко и считалось предвестницей смерти. А еще несет в себе признаки бессмертия и трансформации, так как цикл жизни данного существа состоит из трех этапов «гусеница - куколка - бабочка». Она рождается, умирает и опять начинает жить в другом обличии. И он, наверное, сам того не осознавая, чувствовал этот переход».

Источники:
  • Исаева Л. Прекрасное – рядом./ Лариса Исаева
  • Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
  • Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
  • http://www.черногорскийрабочий.рф/news/i-dozhit-ne-uspel-i-dopet Биография художника Игоря Сейфулина
  • http://www.черногорскийрабочий.рф/news/igor-seyfulin-polet-skvoz-vremya воспоминания о художнике
  • Анненко А. «Пишу картины ради удовольствия…»./ Алексей Анненко.// Пятница. – 2011. – 26 мая, № 21. – с. 16

1 комментарий:

  1. Сейфулин И.Х. Веселая минутка 1972 Оргалит, масло 123х111

    1972 тут наверно ошибка. Наверно 2002. На картине Катя его жена.

    ОтветитьУдалить