Художник
из города Черногорска
Полет
сквозь время…
Художник
живописец. Родился в городе Черногорск Хакасской автономной области. Художественного
специального образования не получал. Работал в жанре пейзажа и тематической
композиции. Член Союза художников России с 1995 года. Участник областных,
краевых, международной художественных выставок с 1988 года. Проживал и умер от
тяжелой болезни в г. Черногорск, Республики Хакасия.
Работал
руководителем кружка изобразительного искусства Дворца пионеров г. Черногорск. Один
из первых художников Хакасии, обратившихся к этнической теме, к шаманизму как мировоззрению
хакасов. Принял участие в международной выставке СССР - США «Звездный путь человечества»
(1989). Подготовлены персональные выставки (г. Черногорск 1989, 1998, 2001; г. Красноярск
1992; г. Абакан 1994, 2002)».
Сейфулин И.Х. Затаенный мир 1998 Холст, масло 86х67. Картина «Затаённый мир» 1998
г. Хранится в Хакасском национальном краеведческом музее.
ВАСИЛИЙ
ЧЕРНОУСОВ
ВЕСЕННЕЕ
Есть белый свет
весеннего тумана,
когда дрожит
едва рожденный лист,
и тополь в белом,
и немного странно
звучат слова.
И воздух свеж и чист.
И в этом странном
мире пробужденья
на ум приходят
новые слова.
ВЕСЕННЕЕ
Есть белый свет
весеннего тумана,
когда дрожит
едва рожденный лист,
и тополь в белом,
и немного странно
звучат слова.
И воздух свеж и чист.
И в этом странном
мире пробужденья
на ум приходят
новые слова.
И верится,
что первое виденье
не пропадет,
рожденное едва.
что первое виденье
не пропадет,
рожденное едва.
Автор
статьи М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнике:
Сейфулин И.Х. Шахматный лев 1990 Оргалит, масло 111х123
В
своем творчестве черногорский художник И.Х. Сейфулин обращался к жанру фэнтези.
Фэнтези
- жанр изобразительного искусства, появившийся в начале XX века, примыкает к
научной фантастике, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и
времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних
цивилизаций. Особенностью техники этого жанра является взаимодействие
реалистического и условно-декоративного искусства.
В
изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом,
сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм. Последний в свою
очередь включает в себя больше ирреальных и сверхъестественных мотивов.
Сейфулин И.Х. Веселая минутка 1972 Оргалит, масло 123х111
Он
близок сюрреализму, но в отличие от него придерживается принципов традиционного
станкового образа «в духе старых мастеров». Для него характерна тщательная
проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт
романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив
обращается в некий «сон наяву».
О
творчестве И. Сейфулина говорить сложно и интересно. В его картинах все
переплелось: усталость пастуха, созерцающего мир, синева чистой воды, и
нереальные миры, и безоблачное после дождя небо...
Сейфулин И.Х. Ужин вдвоем 1999 Оргалит, масло 126х110
Произведения
Сейфулина созданы в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов
и легенд. Это фантастические ландшафты, полные причудливых или
сверхъестественных элементов, древние создания сказочной природы. Сюжеты
фэнтези больше всего напоминают иллюстрации к некоему историко-приключенческому
роману, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире,
и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Сейфулин И.Х. Цветы 1990 Оргалит, масло, 123х111
Мир
фэнтези Сейфулина - это параллельный мир, другая планета, а его физические
законы отличаются от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным
существование Богов, колдовства, сказочных существ-птиц и любых других
фантастических сущностей. Именно Сейфулин сделал фантастическую живопись в
Хакасии частью настоящего искусства, многие его работы уже успели стать
классикой живописи. Все картины Сейфулина - словно фотографии, сделанные в
далеких фантастических мирах, Один из любимых персонажей, нарисованных
Сейфулиным, - это шаман, смело идущий навстречу всем опасностям и побеждающий в
честном поединке зло. Многие уверены - в шамане Сейфулин воплотил собственную
мечту о мужском совершенстве.
Сейфулин И.Х. Любители горизонта 1999 Оргалит, масло
123х111
Другим
из его излюбленных персонажей являются птицы - отважные и всегда грациозные.
Корни фэнтези уводят в детство, все дети любят сказки, в той или иной мере.
Повзрослев, человек не хочет терять связь со сказочными героями и сюжетами, но
сказки и народный фольклор не в полной мере отвечают возросшему
интеллектуальному уровню, на смену приходит фэнтези, уносящий в другие
реальности, отвлекая от серой действительности. В своих произведения» Сейфулин
воплотил мечты, которые в реальности почти всегда не осуществимы.
В
чем же секрет огромного интереса к творчеству Сейфулина. Наверное, в том, что в
произведениях этого автора за выдуманными мирами и фантастическими персонажами
кроется желание напомнить о вечных человеческих ценностях. Его герои борются с
темными силами, спасают таинственные миры. В работах Сейфулина тесно
переплетаются сюжеты древних легенд и элементы современной научной фантастики.
Люди всегда пытались объяснить загадки нашего сложного мира, заглянуть в
будущее, предположить, что же ждет в нем человечество.
Высоцкая Т.М. Из истории
создания Союза художников Республики Хакасия:
«Чувство
уязвимости мира, поиск формы для воплощения образов идеального привели Игоря
Сейфулина к использованию приемов гротескных искажений реальности на холстах. В
своих произведениях он, словно «обращаясь» в ребенка, конструировал мир из
игрушечных осколков. Но при этом, погружаясь в экзистенциальные переживания,
создавал пространства, в которых реальность распадалась на подлинные ценности
(семья - знак охраны бытия) и призрачные (блага цивилизации), на истину и
иллюзии».
Валентина Тугужекова,
профессор, директор Хакасского НИИ языка и литературы, рассказывает о
замечательном художнике из Черногорска:
-
Игорь был особенным художником, понимающим тонкий мир. Поэтому и писал он
иначе. Его работы были связаны с космизмом и духами. Он умел «летать» - ложился
на камень в западной стороне Салбыкского кургана лицом к его «воротам»,
раскидывал руки, закрывал глаза и... отправлялся в другие миры. Это невозможно
передать словами, можно только почувствовать. И почувствать может только тот, у
кого необычайно развито воображение. Особенно помогает в такой момент ветер,
бьющий в лицо, напоенный ароматами хакасской степи. Из такого путешествия
художник возвращался окрыленным. Он чувствовал степь, всю ее прекрасную и
трагичную историю, он мог пронзать пласты времени силой воображения. Поэтому из-под
кисти художника, как повествует сборник «Живопись Хакасии», выходили
завораживающие полотна, «созданные в эпической сказочной манере по мотивам
древних мифов и легенд. Один из любимых персонажей, нарисованных Сейфулиным, -
это шаман, смело идущий навстречу всем опасностям и побеждающий в честном
поединке зло. Многие уверены – в шамане художник воплотил собственную мечту о
мужском совершенстве».
Марина ЗАДОРОЖНАЯ
вспоминает:
«Заглянув
однажды в студию Игоря Хамзаевича (городские власти в 90-е выделили художнику
часть помещения бывшего магазина «Спутник»), я замерла в изумлении – мастерскую
в свете солнечных лучей, лившихся потоком из больших арочных окон, пронзало
буйство красок. Везде – на стенах, на мольберте, на подоконнике, порхали
радужные бабочки. Нет, это не были выполненные с натуралистической точностью
«портреты» махаонов или сатурний. Бабочки кружили на маленьких, средних и
больших полотнах, выполненные в чисто сейфулинской манере. На них хотелось
смотреть, не отрываясь. И это, кстати, свойство почти всех картин Игоря. На них
хочется смотреть снова и снова, словно раскрывая нюансы букета дорогого
напитка, который будоражит и слегка кружит голову.
Но
почему вдруг бабочки? После «Шамана», «Камлания в степи», «Песни золотого орла»
и «Влюблённых в безмятежность»?
-
Не знаю, пожал плечами художник, вдруг так захотелось.
Во
время недавней встречи с Валентиной Тугужековой мы вновь вспомнили бабочек
Игоря Сейфулина.
-
Я думаю, что Игорь был необычайно тонкой натурой и мог чувствовать многое из
того, что не открыто взору простого человека. Иначе он не был бы столь
одаренным мастером, - высказала мнение Валентина Николаевна. - А бабочки во
многих религиях символизируют воскрешение и возрождение бессмертной души. У
славян это хрупкое создание, например, тоже ассоциировалось с душой, но нередко
и считалось предвестницей смерти. А еще несет в себе признаки бессмертия и
трансформации, так как цикл жизни данного существа состоит из трех этапов
«гусеница - куколка - бабочка». Она рождается, умирает и опять начинает жить в
другом обличии. И он, наверное, сам того не осознавая, чувствовал этот переход».
Источники:
- Исаева Л. Прекрасное – рядом./ Лариса Исаева
- Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
- Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
- http://www.черногорскийрабочий.рф/news/i-dozhit-ne-uspel-i-dopet Биография художника Игоря Сейфулина
- http://www.черногорскийрабочий.рф/news/igor-seyfulin-polet-skvoz-vremya воспоминания о художнике
- Анненко А. «Пишу картины ради удовольствия…»./ Алексей Анненко.// Пятница. – 2011. – 26 мая, № 21. – с. 16
Сейфулин И.Х. Веселая минутка 1972 Оргалит, масло 123х111
ОтветитьУдалить1972 тут наверно ошибка. Наверно 2002. На картине Катя его жена.