Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 10 июля 2018 г.

Смертенюк Владислав Федорович, живописец из Абакана



«...Художник угадывал дыхание времени…»
            Смертенюк Владислав Федорович 1943-1997 гг.
Художник живописец, скульптор. Родился в с. Костино, Шарыпский район, Красноярского края. Окончил Красноярский Государственный педагогический институт, художественно-графический факультет. Работал в жанре пейзажа и тематической композиции. Член Союза художников России с 1993 года. Участник многих художественных выставок с 1970 года. Проживал в г. Абакан. Ее картины хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, краеведческом музее, Черногорском городском музее, частных собраниях.
Смертенюк В.Ф. Подготовка к свадьбе. 1972 Х.,м, 92x109 Абаканская картинная галерея
Михаил Кильчичаков (Перевод с хакасского Геннадия Сысолятина). Отрывок
МАМА (Отрывок)
Я ласковее рук твоих не знаю,
С годами это чувство не прошло.
Я и теперь, как в детстве, ощущаю
Их прикасаний бережных тепло.
Не видел рукоделий твоих краше, -
Как терпеливо, летом и зимой,
Рубашки наши, рукавички наши
Ты вышивала радугой самой…

Автор статьи М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнике:
Проблема человеческого бытия в нравственно-психологическом аспекте в искусстве Хакасии была поставлена художником В.Ф. Смертенюком. Искусство художника наполнено глубокими размышлениями. Он углубляется в судьбы людей, страны, общества и свою личную судьбу. Его волнует человечество и отдельные люди, личность и массы, человек, по его мнению, достоин внимания во всех аспектах своей духовной и материальной жизни.
Смертенюк В.Ф. Голубой сон.1980
Поэтому вся проблематика картин Смертенюка обращена к человеку. Конфликтность его произведений разнолика. Он проник в суть жизненных коллизий, выявляя в них диалектичные начала, затрагивая личностную и общественную проблематику, семью, отношение полов, быта.
Смертенюк вглядывался в многообразие связей человека с миром, с обществом. Личность редко рассматривается им изолированно, чаще - как частица мира, звено цепи, несущее в себе отголоски жизненных проблем и подчиненное общим закономерностям.
Смертенюк В.Ф. Одуванчик. 1976 X., м. Собственность семьи художника
Смертенюк обладал неповторимым умением углубляться в духовную жизнь современности. В1970-е гг. художник накладывает на изображенный мотив собственное настроение. Его личное восприятие мира станет определяющим в творчестве: «Это я» (1976), «Одуванчик- (1976). «Сын» (1980). «Голубой сон» (1980), «Чужой как свой» (1987).
Смертенюк В.Ф. Чужой, как свой.1987 X., м. Собственность семьи художника
Смертенюк акцентирует внимание на человеческих переживаниях. Его трактовка персонажей - глубоко психологична. Через данный конкретный пример она обращена к людям вообще. Смертенюк не заботится о типе, мало думает о характере человека. Разумеется, характеристика персонажей сохраняется, но главное - в эмоциональной атмосфере, в бытовой среде, окружающей человека. Посредством частной ситуации он пытается проникнуть в глубь людских отношений, их моральных связей, а главное - выказать свою заботу о человеке.
Смертенюк В.Ф. Думал ли.1987 X., м. Собственность семьи художника
«Думал ли« (1987) - ликующая мелодия любви. В извечной этой теме художник увидел зарождение отношений между мужчиной и женщиной. Он великолепно выразил живописью связь двух людей. Нежная фигура девушки в красном платье в контрасте с бронзовой фигурой юноши читается начавшимся зарождением чувств. Мотив усиливается двумя изолированными цветовыми регистрами, в которые заключены персонажи. Таким образом, персонажи, замкнутые в свою пространственную зону, имеют собственный мир. Близость молодых людей ощущается эмоционально. Фигуры объединяет желтоватая цветовая гамма окружающей среды. Пространство, в котором расположены люди, условно. Созданное цветовым излучением, исходящим от персонажей, оно является как бы их духовным объединяющим началом. Благодаря условному окружению ситуация, утратив конкретное «место действия», придает сцене некую символичность.
Смертенюк В.Ф. Сын. 1980 X., м. Собственность семьи художника
Художник словно пропускает мир сквозь себя, а свои размышления, волнения, переживания - через свою душу. Вероятно, поэтому в его творчестве так много автопортретных изображений. Каждая жизненная ситуация им переживалась так, будто он хотел перенести на себе все боли человечества. Вероятно, поэтому вместо вымышленных персонажей он подстраивал в композиции автопортретное изображение.
Смертенюк В. Ф. Входи, подумай
В этом и проявляется дар иносказания художника, его способность конкретное и частное превратить во всеобщее, мгновенную ситуационность - в постоянное и неизменное действие, в явление. В реальности художник угадывал дыхание времени, через случайный эпизод приблизился к раскрытию извечных жизненных проблем.
Смертенюк В.Ф. Судьба людская 1985 Холст, масло 70х100
Это произведение - самое лаконичное по изобразительным средствам и вместе с тем предельно наполненное эмоциями и мыслями произведение Смертенюка. Творчество Смертенюка необычайно личностно. Но оно имеет всеобщностный смысл, потому что личностное возникло, ширилось и накалялось как боли народные, боли человеческие.
Смертенюк В.Ф. Где трава рождается красной 1978 Холст, масло 106х70
Мастер не равнодушен к судьбе своей Родины, к трагической истории России, наполненной страданиями, мучениями, сомнениями и большой кровью. Наверно, потому и трава у него – красная…
Суворов Г
***
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день — мы выпьем боль до дна:
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел,
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки, как быстро,
Как быстро наше время протекло!
Смертенюк В.Ф. Корни Гулага 1997 Холст, масло 46х52
Не смог художник обойти молчанием и такую острою тему прошлого России, - тему ГУЛАГа. В этой картине – вся боль его, как человека, думающего о пережитой катастрофе, когда тысячи людей гибли в тюрьмах, лагерях. Их арестовывали, пытали, заставляли отказываться от всего самого святого для человека, расстреливали и закапывали в безымянных могилах. Поэтому так насыщен колорит картины, хаотичные сплетения линий, пятен, как нагромождение измученных тел в недрах земли. Страх и ужас взрывают мозг неприятием жестокости и бесчеловечности сталинских репрессий.
Смертенюк В.Ф. Мольба 1997 Холст, масло 80х57
Его картины заставляют думать, сочувствовать, сопереживать и сострадать. Их можно разглядывать долго и находить неизведанные глубины размышлений всего сущего, о смысле бытия, жизни и смерти и о кресте, который Богом дается каждому человеку. И приходить к выводу, что этот мир лишь преддверие, лишь подготовка к иной жизни, духовной и вечной.
Смертенюк В. Ф. Саван
Смертенюк прожил на этом свете всего лишь 54 года. И это не удивительно. Когда художник вкладывает в свое творчество всего самого себя, свои думы, сердце и душу, то он как бы растворяется в своих картинах, в духовном мире, и уже не остается сил существовать в обыкновенной суете этой жизни. Не щадя живота своего настоящие мастера спешат отдать всего самого себя во имя любви к ближнему своему, во имя самой любви…
Библиография:
Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий