Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 17 января 2014 г.

Степанов Геннадий – художник - космист



Степанов Геннадий Михайлович (1949 – 2000 гг.)
 
Художник Геннадий Степанов. 1989 год
Он родился 4 апреля 1949 г, в селе Дзержинское Красноярского края.
Учился в Красноярской художественной школе имени В.И. Сурикова у педагогов: И. Фирера и К.Х. Ишханова. После окончания десятилетки служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке, в период конфликта на о.Даманский. Затем окончил филологический факультет Абаканского педагогического института. Работал художником-графиком в Абаканской торговой рекламе, в редакции газеты «Советская Хакасия». Талантливый иллюстратор книг поэтов из Хакасии Ларисы Катаевой, Анатолия Кыштымова и др. Создал иллюстрации к книге стихов хакасского поэта Анатолия Кыштымова «Листозвон  золотой»
Степанов Г.  Вдвоем
Владимир Романенко
ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ СТЕПАНОВА
Я не был знаком с Геннадием Михайловичем Степановым, хотя он и оформил рисунками мою первую книгу стихов "Две души". Вникнув в суть стихов, он смог передать и дополнить мои чувства, за что я был ему глубоко благодарен.
А потом он ушел... Ушел от нас навсегда, оставив свое наследство в виде картин. Побывав на презентации его выставки в г. Абакане, я унес большое, теплое чувство от соприкосновения с его творчеством. Такие художники навсегда останутся жить среди нас...

***
Полсотни лет - ничто для мироздания,
а на Земле полсотни - это жизнь.
Уходят люди и ветшают здания,
попробуй тут на сотню задержись...
Тебя причислят к Ветхому Завету,
за годом год - всю жизнь перетряхнут.
Найдут грехи и призовут к ответу,
в конце концов, неправильно поймут.
Как мог простой и незаметный смертный
на столько лет конец перенести.
И на одре - ты словно безбилетный,
смущаясь, скажешь: "Господи, прости..."
Степанов Г.  Юность. 1996
Персональные выставки художника Геннадия Степанова прошли в г. Абакане в апреле 1999 г. и январе 2001 г. в художественном салоне «Жарки»; в феврале - марте 2001 г. в Центрально-Азиатском банке. Его полотно «Блаженный Васечка» было отобрано комиссией на выставку «Не хлебом единым...», посвященную 200-летию Спасского собора, которая проходила в августе-октябре 2003 г. в картинной галерее г. Минусинска.
Значительными произведениями художника являются картины «Актриса», «Блаженный Васечка», «Голгофа», «Медитация», «Шаман», «Сильфы. Утренние сны», «Саламандры. Танец огня», «Двое», «Мечтатели», «Раннее утро», «Аба-тёсь», «Майя»
Степанов Г.  Майя. 1998
Лариса Катаева
Наталье Бессмертновой
Полем вьётся дорога,
неизбывна печаль...
Отдохнув у порога,
в серебристую даль
уходи по отрогам...

Ты сегодня не жди
лучезарного утра.
В ночь прольются дожди...
Улыбнёшься чему-то...
Горечь в сердце сожги!..

Дух над морем парит
над волнами... Навстречу
ветер... Море кипит,
уплывая далече...
Голос неба молчит.

И у кромки воды
ты, взлетая, танцуешь!..
Исчезают следы
от волны. Очаруешь?..
С выси сыплют цветы... 2003
Степанов Г.  Графика
Из интервью с художником Геннадием Степанов, которое он дал Инге Русаковой:
- Я никогда не стремился ни к каким званиям. Истинный талант говорит сам за себя. В юношеские годы жил в Красноярске. В то время моими любимыми художниками были Юрий Худоногов и Андрей Поздеев. Любимы и сейчас. До сих пор перед глазами стоит ранний натюрморт Поздеева "Красные окуни"... А какие полотна он написал в последние годы! Это нужно видеть... Восхищаюсь шедеврами Н. Рериха и М.К. Чюрлениса. Недавно, будучи в Красноярске, побывал на выставке Юрия Попова. Его работы впечатляют. В Абакане мне был очень близок художник Владислав Смертенюк. Он художник Будущего. Привлекают пейзажи Андрея Парченко. В них такая "русскость": и таинственная грусть, и нежная любовь к родной земле. Так и хочется по поводу его работ процитировать Федора Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе свей смиренной...
 - Главная задача художника - нести в мир положительную энергию. Несмотря на теплые отзывы, во мне постоянно живет чувство неудовлетворенности. Кажется, что ту или иную картину я мог бы написать лучше. Конечно, многое зависит от вдохновения. Если у тебя дурное настроение, лучше к мольберту не подходить.
А рисовать я учился в Красноярской художественной школе имени В. Сурикова. Мои учителя - И. Фирер и Ю. Ишханов. После окончания десятилетки, служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке, в период конфликта на о. Даманский. Затем окончил филологический факультет Абаканского педагогического института. Работал художником-графиком в Абаканской торговой рекламе, в редакции газеты "Советская Хакасия". И все это время не расставался ни с карандашом, ни с кистью. Что добавить еще? Женат, двое детей, растет внук.
Степанов Г. Рисунок с обложки сборника стихов Ларисы Катаевой «Серебряное веретено»
Лариса Катаева
***
Моя бессмертная душа,
Ты вновь взлетаешь в небеса...
Который год, который раз
Не покидаешь ни на час.

Моя бессмертная душа,
Ты вновь вернёшься в эту плоть,
Все тайны зная наперёд...
И вновь в полёт!.. 2007
Степанов Г.  Ангелия. 1998
Кидиекова И. Тайна его полотен: Вступительная статья./ Ирина Кидиекова, искусствовед, кандидат исторических наук.// Катаева Л., Степанов Г. Поэзия живописи./ Лариса Катаева, Геннадий Степанов. - Абакан: Книжное издательство «Семицветик», 2003. - 136с.
Кидиекова И.
«Тайна его полотен»: эссе о художнике Геннадии Степанове
Творчество Геннадия Степанова отмечено поиском новой образной выразительности. Лирико-эпическое направление в таких работах, как: '"Медитация", "Голгофа", "Покаяние", "'Сильфы. Утренние сны", "Саламандры. Танец огня" - трансформируются во взволнованный диалог художника с собой, с зрителем. Это не просто природа или человек в пейзаже, а стремление увидеть окружающий мир в камерном звучании.
Композиция его живописных работ строится по принципу сопоставления внутреннего состояния человека и мотивов природной среды: либо это знакомые силуэты гор, трава на ветру, плывущие облака, разверстое огненное небо - все это в движении, в полете.
Степанов Г.  Гималаи
Порой полотна производят странное впечатление. Таинственные и музыкальные, взывающие к чему-то неземному и возвышающие человеческую душу. В картинах отсутствуют конкретные сюжетные эпизоды, но дух поэзии проявляется в них с предельной наглядностью и убедительностью. Человек и зверь, шаман, ангелы, люди, как будто плывущие в мироздании, в картинах Г. Степанова превращаются во вселенский образ Ноева ковчега посреди океана жизни.
Выразителен триптих "Блаженный Васечка", еще более - образ шута в портрете актрисы. Есть в этой работе что-то очень личное. Картина «Актриса», как символ судьбы, которая кружит и сталкивает героев, то ли любовной истории, то ли драмы, скорее всего - это ирония над собой... Есть что-то в ней трогательное, беспомощное, смешное и вместе с тем драматичное.
Степанов Г.  Актриса. 2000
Пейзажи Г. Степанова - это некая притча о разрушаемой гармонии человека и природы. Для него и горы, и травы в степи, и лес - прежде всего густая штриховка хаотической массы фона.
Его герои-персонажи размещены на передней плоскости как перед воображаемой рампой в пределах сценической площадки. На этой условной сцене существуют герои его полотен - знаки-образы разных культур и эпох: мифическая хозяйка гор, шаман, медитирующий буддист, православные святые, страдальцы с огромными глазами, вместившими в себя весь мир.
В живописных работах штрих то сглаженный, спокойно-умиротворенный (женские портреты "Девушка в голубом"), то порывистый, резкий, словно искры пламени высечены в образах Востока.
Художнику удалось передать пронзительно-звенящую ноту поэзии Ларисы Катаевой - чувства человека, вовлеченного в водоворот жизни.
Степанов Г. Рисунок с обложки книги Ларисы Катаевой «По утрянке – холодку»
Г. Степанов, несомненно, талантливый интерпретатор литературных произведений.
Есть и другая сторона его творчества - графическая, где сказывается профессия журналиста. Он смело берется за иллюстрацию, его рисунки во многом публицистичны. Художник сознательно отбирает ключевые знаки-символы, как олицетворение сути образов (портрет поэта Анатолия Кыштымова), либо рисунки к ироническим строкам...
Художник осваивал свою нишу в искусстве - мир, ассоциируемый с чем-то таинственным, одновременно философским, то порывистым, то меланхоличным.
Г. Степанова поистине можно назвать художником - космистом. Он старался по-своему осмыслить сложную и во многом неоднозначную проблему изобразительности в современных условиях, привнеся в нее соотношение традиций и новаций, национального и общечеловеческого.
Степанов Г. Русалка 2000
Картины Геннадия Степанова несут положительный импульс, они умиротворяют душу, лечат ее. Вот несколько отзывов о работах художника.
В. Смехов. Март 2001 г.:
«Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе (картинам духовного плана) это изречение сугубо верно именно потому, что икона (духовное произведение) - больше чем искусство», говорил на заре нашего века блестящий знаток древнерусской живописи князь В.И. Трубецкой. Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, мы пытаемся спросить себя, сумеем ли мы понять то, что запечатлено на картинах художников - космистов, сумеем ли понять их таинственный язык?.. Картины Геннадия Степанова несут этот таинственный язык, этот непостижимый смысл нашего бытия. Полотна «Блаженный Васечка», «Двое», «Медитация», «Шаман» и другие (сколько ни смотри!) предлагают вместе с художником поразмышлять о внутренней сути человека, о великих тайнах Вселенной... А какова гармония красок?! «Саламандры. Танец огня», «Блаженный Васечка» выполнены в традиции новгородской иконы».
Степанов Г. Вдохновение
Геннадий Вертопрахов. 21.01.01 г.:
«Я сегодня стал добрее от соприкосновения с высоким искусством Геннадия. Я приведу сюда своих друзей. Они тоже станут добрее... Геннадий, ты успел сделать за свою, к величайшему сожалению, короткую жизнь очень и очень много. Земной тебе поклон».
Кузнецова С.И., г Минусинск:
«Выставка, посвященная 200-летию Спасского собора, радует тем, что действительно «Не хлебом единым...» жив человек, что душа художника открывается и устремляется к Богу. Почти на всех полотнах на переднем плане или где-то вдали - виден Спасский собор. Он - центр нашего города, нашей жизни. Сразу с порога, в центре зала - хоругви, детали облачения священников, иконы Богородицы необычайно светлые, любовно выполненные бисером. Слева пристально смотрят на нас глаза батюшки Серафима Саровского и пронзительно-голубые глаза блаженного Васечки (художник Степанов Г.). Художник сумел передать Любовь к Господу, Великое отрешение от всего мирского. Кажется, малейшее дуновение ветерка - и невесомая фигура юродивого устремится ввысь. Светлые краски, краски свечения при земной жизни; Благодати, которой Господь награждает еще на земле великих праведников, страстотерпцев и мучеников. Ведь юродивый - это добровольно принявший на себя мученичество: терпеть холод и зной, не чувствовать обид и зла, любить и жалеть всех. Таков блаженный Васечка. Я не знала художника при жизни и очень благодарна ему за то, что он открыл мне и другим людям Васечку, показал его подвиг, его Любовь и Молитву за всех нас. Теперь я тоже буду молиться и об усопшем Васечке, и об уже усопшем художнике Геннадии, написавшем портрет блаженного. Тут же, рядом, Спасский собор. Он светится белыми стенами и крестами, а над ним - радуга. Это тоже благодать Божия. Собор наш намоленный, я его очень люблю. Теплоту людскую...»
Степанов Г. Иллюстрация к стихам Катаевой Ларисы
Лариса Катаева
***
Трава осенняя пожухла -
Сухая строгая гряда.
Горит звезда... и вдруг потухла -
Ночная вечная игра...

.. .Там белизной шагает в поле
Знакомый чей-то силуэт.
Знакомый до сердечной боли, -
То мама, а за нею Свет...

Ах, мама, мама, где ты ныне?
Как не хватает доброты
В грохочущей земной лавине!..
В руках - живительной воды...

Ты издали в наш мир глядишь
И дух мой немощный поддержишь!..
И ничего не говоришь...
И вновь к звездам - по зимней тверди. 1999
Геннадия Степанова можно назвать художником - космистом XX столетия. Его картины - глубокий, необычный и неповторимый мир. Все в них - и красота природы, и тайны мироздания, мудрость предков, боль и крик души и вера в человека.
Удивляет и разнообразие жанров художника: это акварель, графика, дружеские шаржи (он был превосходным карикатуристом!), работы маслом. Ему одинаково удавались и портретная, и пейзажная живопись,
В последние месяцы своей жизни Геннадий Степанов плодотворно работал и спешил... Как будто чувствовал неизбежность скорого ухода. Он торопился оставить на полотнах свое видение мира. Восточному поэту Руми принадлежит четверостишие:
В последний час, когда с души спадает тело,
Как платье старое, сорвет она его.
И, сродной с ним земле вернув его всецело,
Наденет новое из света своего.
Геннадий Степанов остается жить среди людей в своих картинах, неся в мир СВЕТ, ЛЮБОВЬ и КРАСОТУ!
Степанов Г. Иллюстрация к стихам
Лариса Катаева
***
Год длится молчаливый разговор...
Октябрь. Дерева уже без листьев.
Дождь моросит, рисуя свой узор.
Качаются рябиновые кисти.
Курлычат птицы - косяки на юг.
Звук севера в пространстве сером тает.
Лик уплывает в поднебесный круг
И где-то там, за Млечным, угасает...
Не растворяйся! Чья же в том вина?
Никто нас не остудит, не осудит...
Щетинится осенняя стерня,
Где под зонтами силуэты-люди.
Печаль Ухода и печаль Любви
Соединились в море звездопада.
Ты Серебром в наш мир себя яви -
На сердце станет больно и отрадно.
Дождь моросит, рисуя свой узор.
Туман в горах уже вовсю клубится.
И сквозь туман мне Око серебрится...
Год длится молчаливый разговор. 2001

Источники:
  1. Устремимся к прекрасному: Интервью с художником Геннадием СТЕПАНОВЫМ по случаю его 50-летия./ Беседовала Инга РУСАКОВА.// Абакан литературный. - 1999. - № 2. - с.97-101
  2. Русакова И. Вернисаж: В память о художнике (О Геннадии Михайловиче Степанове)./ Инга Русакова.// Хакасия: Литературно-публицистический журнал. - 2006. - март, № 1. - с.49-51. (Об авторе статьи: Русакова И. Окончила Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, филолог)
  3. Катаева Л., Степанов Г. Поэзия живописи: стихотворения, репродукции/ Лариса Катаева, Геннадий Степанов. - Абакан: Семицветик, 2003. - 136 с. Репродукции картин Г. Степанова и поэтические комментарии Л. Катаевой неотделимы друг от друга, как две судьбы. Полотна художника производят порой странное впечатление. Таинственные и музыкальные, взывающие к чему-то неземному и возвышающие человеческую душу.
  4. Кыштымов А. Листозвон золотой: Избранные стихотворения./ Анатолий Кыштымов; сост. и предисловие Ларисы Катаевой; художник Геннадий Степанов. - Абакан: Библиотека журнала «Абакан литературный», 2000. - 216с.
  5. Кайманова Л. Лицо увидев - лики сотворить: памяти Геннадия Степанова/ Людмила Кайманова// Хакасия.- 2001.- 31 января.- С.6. О творчестве рано ушедшего от нас самобытного художника Г. Степанова. В его картинах отсутствуют конкретные сюжетные эпизоды, но дух поэзии проявляется в них наглядно и убедительно. Человек и зверь, шаман, ангелы, люди, как будто плывущие в мироздании. В картинах Степанова превращаются во вселенский образ нового ковчега посреди океана жизни.
  6. Катаева Л. Серебряное веретено. Книга поэзии (стихи разных лет)./ Лариса Катаева; Художник Г.М. Степанов - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011 г. -256 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий