Источник: Лисовский Н.
Сибирский художник Д.И. Каратанов./ Николай Васильевич Лисовский. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1974. – 144 с.
Лисовский
Н.
Пейзажная
живопись Каратанова Д.И.
Каратанов
Д.И. Старое дерево. Карандаш
В пейзажной живописи Д. И. Каратанов является прямым
продолжателем традиций Саврасова, Васильева, Левитана. Тот же строгий реализм,
стремление к простоте, искренности и сердечности. Та же любовь и проникновение
в душу родной природы и умение найти красоту в самом простом мотиве.
Но при всем этом общем, Каратанов ни на кого из
перечисленных художников не похож, как не похожа природа средней полосы России
на природу Сибири.
Делясь впечатлениями от поездки на Сахалин, А.П.
Чехов в своем сборнике «Из Сибири» писал:
«Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело,
то едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала до самого Енисея.
Холодная равнина, кривые березки, лужицы,
кое-где озера, снег в мае, да пустынные, унылые берега притоков Оби — вот и
все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст.
Природа же, которую боготворят инородцы, уважают
наши беглые. которая со временем будет неисчерпаемым золотым прииском для сибирских
поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с
Енисея»...
Художником-поэтом именно этой «оригинальной и
величавой природы» стал Д. И. Каратанов.
В первом десятилетии нашего века, в годы начала
самостоятельной работы Д. И. Каратанова, тема Сибири местными художниками
только начинала разрабатываться.
Многое в природе Сибири для живописи было
неожиданно ново.
В те годы, кроме Д.И. Каратанова, в Сибири
работали Г.И. Гуркин. В.Л. Вучичевнч, М.И. Педашенко-Третьякова и др. Перед
каждым из них поистине открывался необъятный мир сибирской природы.
Сибирских художников этого времени можно было не
без основания назвать первопроходцами в области сибирского искусства, хотя
каждый из художников шел своим путем и «открывал» Сибирь по-своему, соответственно
своей индивидуальности.
Судьба всякого художника, идущего новыми, мало
изведанными путями, — трудная, но почетная судьба.
Д.И. Каратанову как художнику, знавшему и
глубоко любившему свою Сибирь, хотелось проникнуть в то самое главное и
сокровенное в сибирской природе, что называем мы «духом Сибири».
Пусть не всегда и не во всем удавалось ему
сказать так, как бывало у него в замыслах и на душе, но в его работах всегда на
первом месте было это «внутреннее», главное. Часто от него можно было услышать:
«Это не то, не то!»
И тут начиналось мучительное молчание и кручение
своей неразлучной «вертушки» и долгие раздумья с палитрой в руках у мольберта.
«Знаете ли вы, батенька вы мой, говорил он мне
не один раз, — знаете... Вот... Написать эффектно, а-ля-прима, с блеском, с
красивостью — это легко... Но... Но опасно. Опасно впасть в ложный тон, в
фальшивость.
В другой как-то раз:
— Писать
вообще — это легче. Написать вообще, с дешевыми эффектами, пожалуйста, я
могу... И очень даже быстро. А вот так, вот так...
И это «так» вырастало во что-то такое важное,
недосягаемое, что пред ним беспомощно опускались руки.
Для понимания особенностей творчества Д.И.
Каратанова его произведения интересно сравнить с картинами Г.И. Гуркина. Ведь
это два «первопроходца» в сибирском искусстве, но и два антипода в пейзажной
живописи. Два сибиряка, прекрасно знавших свои родные края.
Верный и последовательный ученик И.И. Шишкина,
Гуркин характерен унаследованной от своего учителя академичностью, с ее
несколько доскональной и суховатой точностью в передаче природы.
У Гуркина были высокое академическое мастерство,
несомненная красота и свежесть живописи, но пейзаж более внешний и холодный.
Природа у Гуркина царственная. Она сияет своей
далекой, холодной и равнодушной красотой. Его сияющие снегами и ледниками
неприступные, застывшие в своем величии хребты, как боги и ханы, давят своим
могуществом, бездушностью, а иногда, хотя и хрустальной, ясной, но зловещей
красотой.
Не даром же и картины носят у него названия:
«Хан Алтай», «Дены-Дерь» — «Озеро злых духов».
У Каратанова же в природе Сибири на первом месте
— душа, близкая, родственная, более всего на земле дорогая человеку.
Не то, что
мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В пей есть любовь, в ней есть язык... (Тютчев)
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В пей есть любовь, в ней есть язык... (Тютчев)
В сибирскую пейзажную живопись Гуркиным внесен
свой ценный вклад. Но Караганов теплее и лиричнее Гуркина.
Вся суть Каратанова-художника заключалась в том,
что он в природе видел и чувствовал и в самом творчестве искал пути передать то
самое существенное, что по своей глубине и значению, как он часто говорил,
«больше, чем красота».
Необозримая
лежишь ты предо мной
В немом величин, страна моя родная.
В немом величин, страна моя родная.
Эти строки старинного сибирского поэта
Омулевского-Федорова могут быть взяты эпиграфом к творчеству Д.И. Каратанова.
У Каратанова было несколько тем, которые он всю
жизнь носил в себе, внутренне углублял, стремился выразить их в той
совершенной силе и простоте, к которой всю жизнь стремился. Уже с детских лет
его волновали такие сюжеты, как рыбаки, охотники, сибирский тракт с его
обозами, постоялыми дворами, сибирскими деревеньками.
Потом шире и шире раскрывался перед ним Енисей и
входил в его творчество.
Каратанов
Д.И. Пос. Подкаменная Тунгуска. Акварель. 1921 г.
С началом участия в научных экспедициях он узнал
необъятный Туруханский край с его тундрами, рыбацкими «песками», поселками,
станками, со всеми его старинными деревеньками: Сургутихой, Ангутихой,
Мироедихой, Селиванихой, Гольчихой, Вороговым, Курейкой, Дудинкой — местами
мучительного одиночества политических ссыльных и простой бесхитростной жизни
любимых им сибирских старожилов и коренных народностей Севера.
Чувство необозримости, необъятности Сибири все
расширялось и расширялось с каждой экспедицией.
И чем глубже и дальше с экспедициями проникал
Каратанов на Крайний Север, в Туруханский край, в Нарым и низовья Оби с его
притоками Кеть, Тым, Вах, тем реже и мельче становились эти маленькие, часто
жалкие северные селения, доходившие до двух-трех неказистых избушек или дымных
чумов. Тем, кажется, еще ближе, еще дороже становились они сердцу художника.
Он без конца готов был рисовать «Юрты Ромкины», «Оленьи юрты», «Юрты
Эпифанкины, Чехломеевы, Корельские» и проч. «Чум в тундре», «Чум летний», «Чум
зимний», «Лабазы» охотничьи в тайге — маленькие амбары на курьих ножках,
стоящие на берегах таежных речек, со всем их самодельным охотничьим или
рыбацким хозяйством и скарбом.
Таких мелких, но поэтичных, с любовью сделанных
зарисовок было много. Для Каратанова как истинного художника не было ничего
мелкого, незначительного. Все заслуживало внимания, все было дорого и
интересно, раз оно в Сибири и характерно для нее.
А в его картинах, рисующих окрестности
Красноярска, царствовали тайга, горы, красноярские «Столбы», от одинокого,
вросшего в землю, покрытого мхами и лишайниками камня, кончая величественными
и монументальными «Первым», «Вторым» и т. д. «столбами» — «Столбы летом»,
«Столбы весной», «Столбы осенью».
Тайга, суровые и могучие горные хребты, глубокие
долины, лога и «пади», горные ручьи и речки, таежные синие дали — все это было
заветными темами Каратанова и во многих вариантах нашло отражение в его
творчестве.
Каратанову удалось избежать экзотики, отражающей
только внешнюю сторону природы. И благодаря этому передать главное, «внутреннее»-,
наиболее характерное. В его картинах все время ощущаешь мощь и величие,
нетронутость и первозданность сибирской природы. Ту силу, которая рвалась у
него в «Весеннем потоке», в его могучих сибирских реках, во многих «Енисеях».
Величие, необъятность Сибири передавались Каратановым ритмичным чередованием
хребтов, глубиной беспредельных синих далей и бесконечной тайги.
В эпических и лирико-эпических пейзажах
Каратанова, даже в «Глухоманях», никогда не чувствуешь замкнутости,
ограниченности отдельных лшст, уголков природы. Наоборот, чувствуешь
беспредельность, необъятность мира. И при этом невольно возникают
представления и раздумья о бесконечности жизни, единстве и сложности ее законов
для всего живого на земле. Видимо, таковы были мысли и чувства, водившие рукой
художника.
Есть и еще одна характерная черта в изображении
могучей и суровой природы Сибири у Каратанова: это передача драматизма и
героизма борьбы за жизнь, борьбы за существование.
Если природу Средней России называют
трогательной и незатейливой, простой и скромной, задумчивой и нежной, кроткой и
меланхолической, то в природе Сибири чувствуется, прежде всего, ее могущество,
бодрые, свежие и нетронутые силы, выкованные в суровой борьбе за жизнь.
В пейзажах величественных хребтов, беспредельной
тайги, могучего и упрямого Енисея Каратанову удалось выразить эту борьбу и
мужественное, героическое начало в природе Сибири.
В его картинах, рисунках, этюдах много
выразительных образов и «каратановских» деталей, говорящих об этих силах и
борьбе.
В пейзажах Енисея — его широкие просторы и
могучие ледоходы, борозды, пропаханные льдами в береговом галечнике, сильное,
напряженное течение.
Каратанов Д.И.
Тайга. Бурелом. 1934 г.
24х31 Г-19 К.х.г. Каранд. Бум. http://www.stolby.ru/imagestore.asp?url=/Mat/Yavorsky/GAKK/013/109-123/112a.jpg
В пейзажах тайги — деревья, вывернутые бурями и
ураганными ветрами, с пластами земли, с дико торчащими корнями («Выскори»); обломки
старых обгорелых, разрушенных временем пней, изуродованных ветрами и буреломами
деревьев («Коряжины»); как на поле брани смятые, поверженные стволы деревьев с
застывшими, тянущимися еще куда-то руками-сучьями («Валежины»).
«Драматические» кусты черемух, искалеченных
человеком; старые деревья с облупившейся местами корой и видным сквозь ее
рубища дряхлым, голым телом стволов, по-стариковски кряхтящие, скрипящие и
стонущие под ветром в темные таежные ночи; ползучие лишайники, седыми космами
ведьминых и зеленых русалочьих волос заплетающие деревья в глухих я сырых
таежных местах («Ведьмины кудри»): деревья, гордо умершие стоя, и все еще
держащиеся за родную землю могучими, но уже мертвыми корнями («Сушины»);
северные склоны гор, с их особой мрачной красотой («Севера»); непролазные чащи
глухой тайги, где эта борьба за жизнь особенно видна («Глухомани»); молодая,
таежная поросль, как смена поколений, которая всегда видна и всегда жива рядом
со всем старым, от жившим свой век.
А любимые Каратановым палевые и лимонно-желтые
весенние и осенние зори над густо-синими таежными далями, всегдашний сибирский
холодок в воздухе как-то удивительно вязались с этим духом борьбы и создавали
бодрое настроение.
В его пейзажах лесотундры и тундры об этой
постоянной борьбе в при роде Сибири говорят береговые яры и лога — складчатые,
прорытые и изрезанные весенними водами и бесконечными ветрами, деревья с
обломанными корнями и ветвями, подмытые, выкорчеванные при бурях и ледоходах,
выщелоченные и отполированные сильным течением могучих рек («Плавник»);
«беспокойные волны», характерные для быстрых студеных сибирских рек и речек.
Каратанов, как художник, обладал большим
чувством меры, и поэтому эти «говорящие», выразительные детали никогда в его
работах особо, во имя эффекта, не выпячивались и не «отыгрывались». Они, как и
в жизни природы, были органически слиты в единое целое, в одну общую ткань его
художественных образов.
Каратанов Д.И.. Вечер. Сибирский пейзаж. Холст, масло. КХМ
имени В.И. Сурикова. http://домискусств24.рф/union_of_artists/chleny_soyuza_khudozhnikov_rossii/karatanov-dmitriy-innokentevich/218/1123/218/1122/218/1123
Своеобразную красоту сибирской природы раскрыл
Каратанов в пейзажах эпического и лирического характера.
У А. П. Чехова в том же очерке «Из Сибири» есть
еще одно, очень верное определение, что такое сибирская тайга: «Сила и очарование тайги не в деревьях
гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни, перелетные птицы
знают, где она кончается».
Есть одна небольшая картина у Каратанова —
«Тайга» (1909), где вот так просто, по-чеховски, начинается рассказ художника о
сибирской тайге. Стоит тайга почти стеной: сосны, лиственницы, местами темнеют
кедры, белеют тонкие березки, осинник, кое-где сушняк. Все внимание этой гуще
леса. Очень узкая полоска неба, а под ним такая же узкая синяя даль, с чуть
просматриваемой вершиной какого-то горного хребта. Но как глянешь в эту даль,
так и чувствуешь, «что разве только одни перелетные птицы знают, где она
кончается».
Каратанов уже в студенческие годы, во время
поездки к родителям на р. Бирюсу, был захвачен величием Саян, Бирюсинского
белогорья, с их широкими панорамами горных хребтов, с непроходимой вокруг
тайгой и необыкновенно чистым и прозрачным холодным горным воздухом.
Он уже тогда создал ряд интересных этюдов
эпического характера. Мы знаем, как оценил их в академии А. И. Куинджи.
И позднее у Каратанова было несколько очень
интересных работ на эти темы. Но они все исчезли. Из них случайно сохранилась
только одна — «Илимка» (1906).
Известно также, по записям самого Д. И.
Каратанова, что в 1905 году в Москве, на выставке «Союза русских художников» экспонировалось
двенадцать его работ, написанных маслом, из которых частными лицами было
приобретено десять.
Сибирь в годы расцвета творчества Д. И.
Каратанова не была еще разбужена новой жизнью с ее грандиозными стройками.
Каратанов Д.И. Енисей. Холст, масло. КХМ имени В.И.
Сурикова. http://домискусств24.рф/union_of_artists/chleny_soyuza_khudozhnikov_rossii/karatanov-dmitriy-innokentevich/218/1122
Его Сибирь — это старая Сибирь, дремучая.
Могучие и величественные горные хребты, дикая, нетронутая, непроходимая тайга
и необозримые, необъятные, зовущие к себе синие сибирские дали.
Осенью,
холодный и прозрачный,
Золотой и озаренный день
С гор высоких четко обозначены
Пятна лиловатых деревень.
Зелень елей, рдяные осины,
Самородки золотых берез,
Мох, обвивший ветви на низинах
Прядями русалочьих волос.
Одиноко тенькают синицы,
Монотонно гукает снегирь,
И уходит в дали, без границы.
Синяя таежная Сибирь... (Н. Лисовский)
Золотой и озаренный день
С гор высоких четко обозначены
Пятна лиловатых деревень.
Зелень елей, рдяные осины,
Самородки золотых берез,
Мох, обвивший ветви на низинах
Прядями русалочьих волос.
Одиноко тенькают синицы,
Монотонно гукает снегирь,
И уходит в дали, без границы.
Синяя таежная Сибирь... (Н. Лисовский)
Вот эта «синяя таежная Сибирь» всегда широко
раскрывалась в этюдах и картинах Д. И. Каратанова.
Синим
морем, вал за синим валом,
Широко раскинулась тайга,
Только сердцу все чего-то мало.
Все ж душа печальна и строга. (Н. Лисовский)
Широко раскинулась тайга,
Только сердцу все чего-то мало.
Все ж душа печальна и строга. (Н. Лисовский)
Каратанов Д.И. Пейзаж, 1930 г.
Любил это стихотворение Дмитрий Иннокентьевич.
Оно и было ему посвящено, потому что и его сибирские дали звали все дальше и
дальше.
Однажды, в конце 20-х годов, удалось достать для
Каратанова несколько листов хорошего ватмана. В те годы это было лакомство для
художника. Каратанов вскоре же начал на одном из них прекрасную акварель
«Осень».
Звонкую, красочную, со всем богатством тонов
нашей сибирской золотой осени. Горный пейзаж с тяжелыми золотыми хребтами,
напоминавший долину реки Базаихи, когда с Красного гребня смотришь на восток,
где далекий синеет Абатак. Как увидел, конечно, не удержался, чтобы не
рассыпаться в похвалах. Как красиво, как прекрасно! А он мне:
— Вот в этом и беда. Слитком красиво. Слишком
эффектно. Нет, знаете ли... нет!
Как-то захожу к нему в ближайшие же дни, а он с
тазиком, мылом и тряпкой в руках преспокойнейше и старательно смывает эту свою
чудесную осень. И этот терпеливый, все выносящий ватман — не стонет!
Вот такая же необычно яркая для Каратанова
акварель была у него под названием «Смерть шамана» (1926), с диким ливнем в
горах, с ветром, гнущим деревья и кусты, рвущим дым маленьких жалких чумов и
готовым, кажется, стереть с лица земли все, что у него на пути. А над чумами
небо, бурное, грозовое, с тяжелыми облаками, подцвеченными снизу
кроваво-красным закатом. Эта акварель тоже исчезла. На счастье, сохранился небольшой
эскиз, подаренный мне Каратановым. Он передан мною в Красноярскую
художественную галерею.
Но такие яркие и красочные по живописи картины
были у Каратанова в зрелые его годы исключением.
При бесконечных походах в тайгу, особенно часто
на «Столбы», у Каратанова были особые, избранные места — «видовки», где никак
нельзя было не остановиться, чтобы в тысячный раз не заглядеться на необъятные
сибирские просторы.
Помню одну картину — «Вид на долину Енисея»,
писанную Каратановым с одной из таких «видовок» на столбовской таежной тропе.
Эта картина одно время висела в Суриковской школе, когда та была во дворе
нынешнего Дома-музея. Где она теперь, неизвестно.
На ней из-под вершин могучих сосен открывался
широкий вид на долину Енисея, на город, на далекие деревни.
Вдали, где змеился, поблескивая сталью, Енисей,
на его широкой долине, в голубоватом мареве чуть белела какая-то далекая
деревенская церковка.
Каратанов
Д.И. Енисейск. Часовенка. Карандаш. 1914 г.
Был очень по-каратановскн своеобразен и красив
рисунок нависающих над таежной тропой густых и сильных сосновых ветвей, который
особенно подчеркивал глубину открывавшихся под ними енисейских далей.
С таких же «видовок», с вершин хребтов и скал,
написан ряд этюдов и картин, правдиво отражающих характер природы в районе
высокогорного заповедника «Красноярские «Столбы».
В них не только интересны широко развернутые
горные дали, но и стремление передать спокойное могущество и гордую величавость
этих действительно редкостных по формам каменных нагромождений — «Столбов».
Молчаливым величием и как будто спокойным и
мудрым раздумьем веет в картинах Каратанова от этих горных великанов. Он не
выискивает и не пишет привлекающие многих столбовские химеры, такие, как «Дед»,
«Каин», «Манская баба» и другие. Как редкостные исключения в природе не они
придают ей сибирский дух и характер. Не ищет он и какие-либо подчеркнуто
красивые и эффектные состояния в природе и в ее красочном освещении. Всегда у
него природа «Столбов» дается в обычной, повседневной, даже будничной, но при
всех условиях характерной для нее строгой красоте и силе.
В таких картинах, как «Столбы» летом» (1945),
«Столбы» зимой» (1935) и ряде других, помещая на переднем плане огромные
глыбищи и нагромождения этих покрытых сухими мхами и лишайниками монолитов, он
стремился передать их могучую, спокойную красоту сильной лепкой формы,
пластическим ощущением объемов тысячетонного веса этих древних памятников
сибирской природы.
И как всегда, рядом с ними, объединенные борьбой
за трудную и суровую жизнь, стоят характерные каратановские детали, такие, как
ободранные ветрами кедры или лиственницы, кривые северные березы, сухостой и обломанные,
застрявшие между скал, метровые сучья деревьев, или плотный, туго спрессованный
метелями снег.
К эпическим по духу относится ранняя работа Д.
И. Каратанова «Мана». На переднем плане склон, поросший «драматическими» по
форме черемухами и кустарником. Горный склон открыт ветрам и солнцу, под ним
долина светлой и холодной реки, а вдали манящие к себе дымчатые, голубые
хребты белогорья. Находится сейчас эта картина в Красноярском краеведческом
музее.
К произведениям эпического характера относится и
картина «Весенний поток» (1947).
Она демонстрировалась на выставках в
Красноярске, Новосибирске, в Москве. Это одна из самых выразительных картин
художника.
Ранняя сибирская холодная весна. До полного
пробуждения природы и настоящего тепла еще далеко. Снега плотными пятнами лежат
на вершинах и склонах, покрытых тайгой, нахмуренных горных хребтов. Но уже
бодро и буйно, с молодой, неудержимой силон заиграли и зашумели горные таежные
реки.
Вот такая, рвущаяся вперед, ожившая, быстрая и
студеная река видна в глубокой пади под горами, а справа, на переднем плане,
взъерошенные, как дикие звери, вывернутые с корнем «выскори», топорщащийся
валежник, «сушины» и непроходимая чаща тайги.
Рисунок твердый и сильный. Живопись плотная,
материальная, построенная на глубоких, строгих и сдержанных типично
каратановских тонах. Вот где, кажется, нашло у него сконцентрированное,
образное выражение чувство Сибири и чувство времени.
Весна в Сибири так капризна и своенравна, что ее
порой не отличишь от осени.
После голубых солнечных морозов в марте, иногда
после раннего таяния, вдруг в апреле или даже начале мая снова завернут
холода, пойдет снег, небо затянут серые тучи — и весны как не бывало. Но время
пришло, и весна, даже нахмурившаяся, все-таки остается весной.
Каратанов
Д.И. Столбы. Холст, масло, 1934 г.
Вот такое состояние весенней природы показано
Каратановым в его большом пейзаже «Столбы».
Снега сошли. Тайга уже оттаяла, но выпала свежая
«перенова», в рыхлый снежок, хоть и серо и хмуро вокруг, все-таки стал таять.
Как всегда, строг и верен рисунок тайги, на этот раз сырого и тонкого, еще
голого осинника и березняка, с вкраплинами молодых елей и сосен.
Хорошо передан сырой весенний воздух. Живопись,
как и рисунок, сплавлена единством света и цвета весеннего нахмуренного дня.
Строгость и нахмуренность природы подчеркивают тяжелые, монолитные, стоящие
стеной на заднем плане серые скалы красноярских «Столбов». По ним и дано
название картине.
Очень интересна акварель «Аргиш» (1928). Красиво
в этой акварели дана панорама высокогорной еловой, пихтовой и лиственничной
тайги. Тоже ранняя весна, с пятнами оставшегося снега и извивами таежной реки
в глубоко разрезанной ею горной долине. А на переднем плане выезжают из пади на
хребет, цепочкой, эвенки на оленях. Очень красива по ритму эта цепочка. Пришла
весна, и потянуло таежных людей куда-то аргишить.
И живопись этой акварели, построенная на
холодных, прозрачно-голубых и нежно-зеленых тонах в контрасте с четким
рисунком и темными пятнами деревьев на фоне уже сероватого, подтаявшего снежка,
овеяна весенней свежестью и сдержанным, но светлым чувством.
Любил Каратанов в тайге такие места, с которых
весенними и летними ночами, под светом звезд, были хорошо слышны «разговоры»
таежных ручьев и речек в чуткой тишине молчаливой тайги. Или темными осенними
ночами, в глухой и мрачной тайге, сквозь шум ветров, — тихие скрипы, стоны и
жалобы старых, отживших или доживающих свой век деревьев.
Каратанов
Д.И. Избушки в тайге
Для Каратанова особой поэзией была овеяна жизнь
в таежных избушках. Много набросков, рисунков, акварелей было сделано
художником с этих избушек в всей таежной прелести, их окружающих. Все это, наконец,
сконцентрировалось в картине «Сумерки» (1938—39).
Сюжет картины «Сумерки» простой, но очень
близкий душе Каратанова, который хорошо знал, что такое избушка в тайге в любое
время года, со своей, каждый раз особой, поэзией.
Вот и изображена на этой картине избушка, крытая
по таежному желобником, под высоким горным хребтом, заслоняющим ее, кажется, от
всего мира. На переднем плане старые березы, с высохшей уже вершиной у одной
из них, молодой ельник, а со склона над избушкой свисают, бережно прикрывающие
ее, большие ветви шатровой старой ели. Пятна снега лежат по берегу и на горе за
рекой. Под горой небольшая таежная речка. Тишина. Может быть, только и слышен
разговор речных струй, да дятел иногда постучит, или дико закричит черная,
красноголовая желна. И опять тишина.
Эту тишину любил Каратанов, и в картину вложил
много своей душевной тишины и теплоты.
Своеобразными, оригинальными по композиции
являются работы, которые можно объединить темой: «Таежные мотивы», «Таежные
дебри», «Глухомани», выполненные разной техникой, от рисунков карандашом и
пером до акварелей и работ, написанных маслом.
Каратанов
Д.И. Сибирские сосны
«Глухомани». Это название, пожалуй, все же
вернее, да и поэтичнее других. Особенность их заключается в том, что Каратанов,
любивший такие глухомани, ставит зрителя в самую глубь дикой таежной глуши.
Сначала теряешься, не знаешь, как выбраться из
такого наваждения, но постепенно, присмотревшись, начинаешь разбираться, и чем
дальше, тем больше очаровываешься окружающей тебя заколдованной тишиной и красотой.
Начинаешь чувствовать и понимать всю сложность и красоту жизни тайги.
Интерес к лирическим пейзажам у Каратанова
пробудился в молодости. Сохранились два больших этюда: «Столбы». Камень» (1909)
и «На «Столбах» (1910), писанных маслом. В свое время их купил его товарищ по
учебе у М. А. Рудченко Л.А. Чернышев, будущий архитектор. Теперь они в
Красноярской художественной галерее. Они говорят о том, что в молодые годы
живопись Каратанова была более светлой, яркой и солнечной.
На этих этюдах не горные дали и панорамы
«Столбов», а замкнутый мир тайги.
На этюде «Столбы». Камень» (1909) правдиво
передана характерная для теплого летнего дня в таежной глуши игра света и тени
на покрытых бархатистыми мхами и лишайниками камнях, травах, листьях и стволах
обступивших их деревьев.
На втором этюде солнце за облаками, отчего все
вокруг мягче, шелковистей и притушеннее.
Одной из первых картин, непосредственно вводящих
в тему «глухоманей», была картина, выполненная маслом, которую мы называем то
«Осень», то «Осенний пейзаж с лопушником» (1935). Об этой картине есть
интересное высказывание московского искусствоведа М. П. Сокольникова, видевшего
ее на одной из выставок в Москве. «Каратанов
— старый сибирский мастер, ученик Сурикова. Он тонкий пейзажист, с
оригинальной гаммой цвета и резко индивидуальным отношением к натуре. В его
«Осени», издали кажущейся несколько декоративной, особенно интересно переданы
ткани ветвей, листьев, сучьев, стволы деревьев».
Есть стихотворение, которое созвучно по
содержанию и настроению этой каратановской картине.
В логу, в
долине родника
Поникли травы, стало суше.
Осинник мельче, ельник глуше,
Темней и сумрачней тайга.
Седыми прядями волос
Лишайник на ветвях порос.
Шуршит лопушник под ногой,
Коневник распушился пряжей.
Пройдет немного, день, другой,
.Метель закружит над тайгой
И саваном па землю ляжет.
Тайга притихла и молчит.
Задумчивее стала, строже.
Лишь родничок журчит, бубнит
Себе под нос одно и то же.
Ему-то что?! Зима придет,
А он и подо льдом живет. (Стихи Н. Лисовского)
Поникли травы, стало суше.
Осинник мельче, ельник глуше,
Темней и сумрачней тайга.
Седыми прядями волос
Лишайник на ветвях порос.
Шуршит лопушник под ногой,
Коневник распушился пряжей.
Пройдет немного, день, другой,
.Метель закружит над тайгой
И саваном па землю ляжет.
Тайга притихла и молчит.
Задумчивее стала, строже.
Лишь родничок журчит, бубнит
Себе под нос одно и то же.
Ему-то что?! Зима придет,
А он и подо льдом живет. (Стихи Н. Лисовского)
К этому же циклу этюдов и картин относятся две
работы: сравнительно небольшая, написанная на фанере, этюд-картина «Глухомань»
(1934) и большой холст — «Таежная глушь» (1935-36).
В них с особенной поэтической выразительностью
сконцентрированы те каратановские «драматические детали», которые так образно
говорят о вечной борьбе за жизнь в сибирской природе. Здесь показана летняя
тайга в расцвете сил. Живопись в них сочная, жизнерадостная.
Все внимание в обеих картинах сначала
сосредоточивается на передних планах. В рисунке тайги множество деталей, но они
не пестрят, не вносят дробность, а четко размещены в пространстве, слиты в одно
гармоничное целое, окутаны светом и воздухом, мягко залиты солнцем. В
разогретом воздухе все кажется насыщенным смолистым ароматом тайги.
В «Глухомани» вид открывается сверху, и взгляд
невольно тянется через таежную «чащобу» к небольшому, чуть приоткрытому куску
неба с белыми, освещенными солнцем облаками, а под ними далеко-далеко видна без
конца и без границ уходящая тайга.
В картине «Таежная глушь» нет даже и этого
небольшого кусочка неба, но оно все равно чувствуется. Ясное, теплое, летнее.
Только в середине картины, среди всей этой первозданной путаницы теплых
сангиново-коричневых стволов сосен, серебристых стволов пихт, старых деревьев,
спутанных космами ведьминых кудрей, таежных кустарников и трав, есть небольшая
«редина» — просвет между деревьями, самое светлое и яркое место в картине. К
нему приковывается взгляд, и когда всмотришься в глубину тайги, увидишь, что
далекие горные скалы залиты ярким светом и теплом жаркого солнечного дня. И,
как всегда, в картинах Каратанова чувствуешь всю необозримость, беспредельность
тайги.
Однажды, когда мы долго разговаривали с
Каратановым возле этих «таежных мотивов» и «глухоманей», он сказал:
— Вот уж это, знаете ли, — мое. «Де профунде»,
так сказать. — Сказал и застеснялся. — В переводе это значит — из глубины.
В сущности, отдельные рисунки камней, кедровых
веток, старых больных деревьев, буреломов и прочее — все это было стремлением
от большого до малого ощутить, разгадать таинства и поэзию сибирской природы.
Часто в маленьком каратановском наброске, рисунке, не говоря уже об этюдах,
заложен такой интересный и глубокий образ, что по своей лаконичности и
художественной правде эти наброски и рисунки много глубже и дороже иных больших
размашистых, но поверхностных холстов.
В картине «Таежная глушь» среди тонко и красиво
написанных ветвей, зеленоватых лишайников на старых замшелых деревьях, среди
сложнейших сплетений трав есть одна трогательная деталь — какой-то уж очень уютно
приютившийся среди всей этой гущины фиолетовый цветок, таежный колокольчик,
что ли?
Об этой картине ученица Каратанова, художница
Валентина Пименовна Солдатова вспоминала: «На
Красноярской краевой выставке 1946 года экспонировался ряд пейзажей Дмитрия
Иннокентьевича. Помню, стояла я около его пейзажа, который был написан в районе
«Диких «Столбов». Изумрудно-серебристый колорит чащи, удивительно мелодичный.
На первом плане в траве изображен очень маленький фиолетовый колокольчик. Он
был здесь совершенно необходим. Дмитрий Иннокентьевич сказал: «Я ведь ради
этого цветочка весь пейзаж написал... всему должно быть свое место...»
Могучий Енисей так же, как и тайга, занимал в
творчестве Д. И. Каратанова особое место.
В раннем детстве, плывя с родителями на плоту из
Аскиза в Красноярск, увидел он в первый раз Енисей и не мог потом оторваться
от него всю жизнь.
Для Каратанова Енисей стал такой же родной
рекой, как Волга для Левитана.
В истории сибирской живописи такое широкое
художественное отражение Енисея впервые находим у Каратанова. Из больших его
работ сохранилось несколько.
Каратанов
Д.И. Енисей. Последние льды. Холст, масло.
«Енисей. Последние льды» (1909). Могучий, полный
свежих весенних сил, вскрылся он на своем огромном и просторном плесе. Сорвал с
себя ледяные оковы, разбросал, забил ими берега и пошел, пошел спокойно, дыша
холодным ледяным дыханием. Тяжелые глыбы льда сгрудились на переднем плане
картины. Большими, плоскими полями лед еще медленно идет глубоко вдали, под
сиреневатыми, покрытыми кое-где снегом горами. Но уже очистился голубой плес, и
по нему торжественно плывет, отражаясь в прозрачной зеленоватой воде, одна
небольшая льдина.
Вся выразительная простота и прелесть этой
картины заключается в этом бодром ощущении свежего, голубого простора.
Живопись в ней — свободные и легкие мазки кисти,
подчеркивающие силу течения на открытом широком плесе реки, и плотные пастозные
сгустки красок на тяжелых льдах — построена на холодных светло голубых,
зеленоватых, серовато белых и легких фиолетовых тонах. Таковы краски сибирской
весны.
Чувство простора и глубины открывающегося перед
глазами русла могучей реки, далеких гор достигается характерным для Д. И. Каратанова композиционным
приемом: выбором высокой точки, с которой лучше всего видно то, о чем ведет
рассказ художник.
«Енисей. Карга» (1921). Здесь Енисей другой.
Тоже могучий, но тяжелый, пасмурный и суровый. Он дан в низовьях, в устье
Подкаменной Тунгуски.
Тунгуска задерживала своими льдами движение
Енисея, и здесь нашла «сила на силу».
Новому образу Енисея соответствует весь колорит
картины. Акварель узкая, длинная, написана в сумрачных серых и синих тонах. Для
того, чтобы дать почувствовать силищу Енисея, перепахавшего берег,
нагромоздившего здесь тяжелый барьер из крупного галечника и валунов (это и
есть по-сибирски — «карга»), он изображен в пасмурный день, с грядой тяжелых
серых облаков на горизонте. На переднем плане громоздится эта «карга», а
Енисей тяжело лежит плотной синей полосой, и глубоко вдали еще более синяя
полоса тайги.
Низовья Енисея показаны в очень выразительном
этюде «Енисей близ Селиванихи» (1940). Селиваниха — это маленькое, затерянное в
низовьях Енисея селение. Его и не видно на далеком-далеком берегу Енисея с пятнами
лежащего снега. А внизу, на переднем плане, широкая, сырая еще от недавнего
половодья унылая долина, на которой кое-где остались лежать остатки плывших
бревен, топляков и плавника.
Вся композиция построена на горизонталях. Полосы
старой, чуть зеленоватой, должно быть, еще прошлогодней травки. Полосы
плавника и топляков, полосы разного по цвету только что обнажившегося вязкого,
глинистого дна. За ними отступивший Енисей, длинные отмели, дальше его русло
и дальний высокий берег. Пустынно и уныло. Чувствуешь, что это места старой
сибирской ссылки.
Каратанов
Д.И. Берег р. Подкаменной Тунгуски. Плавник. Цветной карандаш. 1921 г.
Не раз рассказывал мне Каратанов о том
могуществе, с каким вскрывается Енисей в низовьях, забивая берега и
наворачивая ярусами плавник, вывороченные с корнем деревья, ободранные льдинами
догола, что хорошо передано в рисунке цветным карандашом «Подкаменная Тунгуска.
Плавник».
Но не меньше любил Каратанов низовья Енисея,
когда придет тепло и начнут таять и рассыпаться эти огромные льды чистейшими
изумрудными кристаллами, веерами острых звонких льдинок. Как под шатрами
больших плоских льдин, звенят и поют стекающие с них капли воды. Это был
другой, лирический мир северной весны. Такие нагромождения льдов даны
Каратановым в известной акварели — «Енисей, льды», в картине маслом «Енисей,
весна» (1952), где на берегах поблескивают ставшие скользкими Я
сглаженными просвечивающие насквозь
зеленоватые и аквамариновые льдины,
а на галечнике видны пропаханные могучим ледоходом рытвины и борозды.
А сколько раз мечтал он написать Енисей зимой, с
сугробами, торосами в морозной золотистой мгле, с обозами. Вот так, как в
детстве видел он, проезжая по Енисею.
В большинстве пейзажей Д. И. Каратанова
отсутствуют люди. Он считал, что пейзаж может быть до такой степени насыщен
человеческим содержанием, что уже не нужно вводить в него людей. Бытовые же
сцены у него часто даются на фоне сибирского пейзажа. Из больших работ, где бытовое
содержание и пейзаж имеют равноценное значение, интересны «Рыбаки», «Начало северного сияния», «Охотники».
С раннего детства врезались ему в память картины
весенних и летних рыбалок в Аскизе.
Из этих воспоминаний берут начало многие работы
Каратанова на эту тему.
Уверенно можно считать, что акварель «Рыбаки»
(1919-20) была одной из лучших среди произведений Каратанова. Прекрасно помню
эту чудесную акварель на выставке 1920 года в Красноярске. Тогда я впервые
увидел Каратанова и сразу почувствовал какую-то душевную тягу к нему. Не раз
подходил я тогда к картине и все всматривался. Без конца находил в ней новые и
новые интересные детали.
Фигуры рыбаков, вытянувших на берег невод, были
трактованы очень выразительно. На куске плавника, прямо ногами в воду, сидел
развеселый н сияющий нганасан. Чистил ножом рыбу и весело балагурил. Хорошо пошла
рыба. Такой удачный улов. Будет рыба, будет большой запас ее на зиму, все — и
старые, и малые, — все будут сыты. Не страшны ни долгие черные ночи, ни пурга.
Такой именно чувствовался подтекст в трактовке этой фигуры.
На берегу лежал большой ворох пойманной рыбы и
переливался. Трепетно переливался каким-то нежно-перламутровыми, опаловыми
тонами, хотя солнца не было. Какое там солнце! За серым неспокойным Енисеем, с
гонимыми по нему серыми волнами и какими-то серовато-желтыми беляками, далеко
на узкой песчаной косе, стояло цепочкой несколько жалких чумов. Ветер гнул к
пескам и рвал в клочья серые дымы. А над всем — гнилое, какое-то промозглое,
желтовато-грязное небо, странно подцвеченное затерявшимся за плотными тучами
солнцем. И как странно, но и как-то неожиданно было это развеселое лицо рыбака
в такой, казалось бы, трудной и далеко не веселой обстановке.
Но ведь труд оказался удачным. Улов хороший, а
ведь в этом жизнь!
Благодаря таланту художника совершенно иначе
видишь и понимаешь трудную, но несмотря ни на что прекрасную жизнь.
Эту акварель можно трактовать не только как
«скромность и фаталистическую покорность судьбе невидных, забытых и забитых
при царском режиме жителей Севера», — но и как скромный героизм их труда в
повседневной борьбе за жизнь в таких необычных, тяжелых условиях.
Подтверждением тому, что именно так воспринимал
Каратанов жизнь народов Крайнего Севера, говорят многие его жанровые, бытовые и
портретные зарисовки, где почти всегда даются образы тружеников Севера,
красивых, сильных, далеко не забитых людей.
Эта же тема «Рыбаков» нашла потом у Каратанова совершенно
новое решение. К сожалению, эскиз картины написан на большом листе простой
бумаги, сложенной когда-то чуть ли не вчетверо. Эти раздражающие полосы
сгибов, кажется, непоправимы, да и записана была чернилами и карандашом в
основном только сама мысль. Но даже и в такой первоначальной записи эта вещь
очень интересна, несмотря на скудность средств, которыми она сделана.
Чувствуешь в этом рисунке большую жизненную правду.
Ранняя весна, только что вскрылся Енисей и
богатырски разметал по берегам огромные льдины.
Далеко между ними, в глубине пейзажа, сразу и не
заметишь, лодка, приткнутая к берегу, и кучка людей, вытянувших невод. И все
это дышит весной, пробудившейся жизнью, свежестью и таким простором в небе, в
тундре, на всей, кажется, земле, что чувствуешь — вот она какая Сибирь! Кто-то
назвал этот рисунок— «Туруханский край» (1925). Это очень верно. Потому что
горсточка рыбаков, где-то там, между льдами, это только часть огромного,
необъятного края и огромной жизни.
Каратанов
Д.И. Рыбаки. Цв. карандаш. 1927
г.
В сущности, очень многие картины и рисунки Д. И.
Каратанова, которые обычно относят к его краеведческим и этнографическим
работам, внутренне связаны с этой ведущей в его творчестве темой — «Рыбаки».
Ведь вся низовая тундра по Енисею, Оби и многим притокам, на которых в экспедициях
не один раз бывал Каратанов, — это тундра промысловая. Там все, если не рыбаки,
то охотники, если не охотники, то рыбаки.
Есть у него большой, чуть подкрашенный акварелью
рисунок — «Руки и сети» (1928-29). Редкостное по простоте композиционное
решение. Только сети на вешалах, а за ними только руки. Одни руки, даже фигура
человека почти не видна. Но как красиво заплетены и висят в несколько слоев
эти сети! Когда всматриваешься в эту поэзию сплетения, в ритмы то стекающих, то
гибко повернутых полосами и волнами нитей, отдельных ячеек, грузил в берестяных
оболочках, наплавных «кибастьев», таких разнообразных и красивых по форме, то
начинаешь воздух между ними чувствовать. И не просто воздух, а именно северный,
сырой, пахнущий тундрой, рыбой. Все это настоящий, чистый, безукоризненный
пленэр. Это сети. А руки?
Каратанов
Д.И. Руки и сети. Фрагмент. Цв. карандаш. 1928—29 гг.
В этих двух рыбацких трудовых руках, тысячи раз
костеневших в студеной воде, руках по-рыбацки заскорузлых и узловатых,
наверняка уже болящих и ноющих ночами, трудовых руках, кажется, больше и лучше
огромных картин написана вся трудовая, нелегкая жизнь северян.
Варианты «Сетей» и «Лодок» в творчестве
Каратанова были в сотнях разнообразных решений, многие из зарисовок утеряны,
многие, на счастье, сохранились.
Таким же обобщающим символом Крайнего Севера,
как рыбацкие сети, были у Каратанова его лодки, во всех их видах, конструкциях
и вариантах расположения на природе. Каратанов глубоко чувствовал связь лодок,
как н сетей, с дорогой ему жизнью и бытом северян. Особенно любил рисовать
Каратанов два вида лодок: легкие, как скорлупки, долбленые «ветки» и уютные,
крытые илимки. Он всегда восторгался ловкостью, с какой плавают на них эвенки,
нганасаны. А на илимках он и сам плавал, как участник северных экспедиций.
Поэзия этих плаваний и жизни на нлимках отразилась в небольшом, но вполне
законченном этюде «Илимка» (1906).
Раннее осеннее утро на Енисее. В илимке еще спят
самым сладким утренним сном. Кажется даже, что висящая на борту, должно быть,
тряпичная швабра тоже спит. Не спят только такие люди, как Каратанов, всегда любивший
наблюдать, как зарождается, как меркнет день. Тишина — тишина вокруг. Даже
Енисей притих. Стал глаже, но все-таки чувствуется сильное и напряженное его
течение. Это умел Каратанов передавать.
В то же время сквозит легкая грусть. Может быть,
потому, что это утро ранней осени. Виден противоположный берег, гористый, но не
высокий, северный. Розовато-фиолетовая береговая небольшая скала, пятна
начинающих желтеть деревьев и кустарников. Может быть, вся эта тональность синеватых,
сиреневатых, фиолетовых, охристо-желтых тонов создает такую музыку в сердце. И
этюд-то ведь небольшой и ничем не бросающийся в глаза, а смотришь и чувствуешь
его, как большую картину.
Каратанов
Д.И. Лукашкин яр. Карандаш. 1928
г.
Много северной, «лодочной» поэзии и в небольшом
рисунке «Лукашкин яр» (1928), сделанном на Оби. С этого «Лукашкина яра»
(название-то какое славное!) раскрывается огромная характерная панорама
спокойной, с широким плесом Оби. Главное в этом рисунке — ощущение огромного
пространства, несмотря на небольшие размеры рисунка. Необъятный простор — это
основной пафос в творчестве Каратанова, а вот в рисунке «Лукашкин яр», кроме
того, большое наслаждение доставляет и композиция, удивительно красивый ритм
деталей: чередуясь, то по нескольку, то в одиночку, лежат на песчаном берегу
Оби лодки. Одна за одной. Интервал. И опять лодки за лодками. Прекрасный,
какой-то музыкальный ритм.
На большом листе плотной бумаги после экспедиции
1927 года был сделан Каратановым цветными карандашами рисунок — «Лодка и сети»
(1928). Перевернутая вверх дном на песках лодка и развешанные над ней сети, а
за ними и через них видна небольшая река Вах и, как говорят сибиряки,
«низменный» ее противоположный берег с характерным тальником. Просто. И опять
чистейший пленэр в рисунке. Сети, висящие грузила, «кичбасья» — все это в
воздухе до каждой складки и нити сетей.
Тема «Лодки и сети» широко прошла в творчестве
Каратанова.
Каратанов
Д.И. Охотники. Фрагмент. Эскиз. Масло. 1948 г.
Тема «Охотники», как говорилось, была любимой,
подобно другим, она вынашивалась Каратановым и разрабатывалась во множестве
набросков и рисунков, эскизов маслом и акварелях. Особенный интерес
представляют в «Охотниках» типы настоящих сибиряков — старожилов. К ним
относятся картины «Охотники», «Возвращение с промысла» (1922—1948).
На одной из этих работ Каратановым написана
высокогорная лиственничная и пихтовая тайга. Ее называют в народе «холодная
тайга». Мороз, заснеженность этих беличьих и соболиных мест видишь и
чувствуешь. Палевый воздух с искоркой, кажется, звенит от мороза. Звонко поют и
скрипят в такие морозные дни лыжи, и должно быть, далеко был слышен скрип по
затвердевшему от мороза снегу охотничьих нарточек, на которых с промысла
вывозилась охотниками пушнина, добытая нелегким трудом. Охотники поднялись на
хребет и остановились передохнуть, перекурить, подтянуть ослабевшие юксы на
лыжах, закрепить на нартах груз. Один из охотников рукавом стирает с бороды н
усов намерзшие сосульки. На одном из вариантов была и такая деталь: видимо,
кто-то крикнул из лога или раздался неожиданный выстрел. По ком бы? Видно, как
насторожила уши охотничья лайка и, повернувшись, слушает один из охотников.
Типы охотников очень удачны. Эго бородатые,
сильные, мужественные, закаленные суровой Сибирью люди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий