Ряузов
Борис Яковлевич (1919-1994)
Источник: Давыденко И.М.
Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное
издательство, 1978. - 182с.
Ряузов Б.Я. Енисей.
Апрель. 1974
Б.Я.
Ряузов родился в селе Бирючья Коса Архангельской области в семье потомственных
рыбаков. В начале 30-х годов семья переехала в Омскую область, в северное село
Покур, что на Оби.
С
четырнадцати лет Б. Ряузову пришлось начать напряженную трудовую жизнь. Работал
в бондарной мастерской, был учеником в конторе, табельщиком на рыбозаводе,
рабочим в колхозе. Юность его прошла на Крайнем Севере, в местах ранее глухих,
никому неведомых, ныне известных всей стране: Салехард, Самотлор, Нижний
Вартовск, енисейский Север. Они запечатлены художником, побывавшим в них вновь
в первые послевоенные годы.
В
юности Б. Ряузов увлекался сценой, писал стихи, занимался музыкой, поэтому
трудным был выбор учебного заведения.
Длительные раздумья привели его в Омское художественное училище. Это были
грозные предвоенные годы. Великая Отечественная война прервала учебу после
второго курса. Б. Ряузов приехал в Красноярск и стал активно работать в товариществе
«Художник», участвовал в выпуске агитплакатов и «Окон ТАСС».
В
июле 1942 года в Красноярске формировалась 78-я коммунистическая
добровольческая стрелковая бригада. Ряузов подал заявление и уехал на фронт.
В
составе действующей армии старший сержант, артиллерист-разведчик Б.Я. Ряузов
воевал на Смоленщине и в Белоруссии, в Прибалтике, Подмосковье и под
Ленинградом. Живые впечатления, многочисленные фронтовые зарисовки помогли
художнику в послевоенное время создать картины, проникнутые любовью к родной, опаленной
огнем земле.
К
тревожным страницам войны возвращало полотно «Земля фронтовая», написанное в
первые послевоенные годы. Громко, властно говорит художник в этой картине: «Нет
— войне!» Это говорит сама земля, истерзанная траншеями и окопами, перепаханная
гусеницами тяжелых танков. Лежит она, как изувеченный воин, и будто слышится ее
призыв к отмщению.
На
тему войны написаны: «Высота Безымянная», «Нейтральная полоса под городом
Белый», «Разгромленная фашистская техника», «Войскам 19-го гвардейского Сибирского
корпуса сдаются в плен части Курляндской группы немецко-фашистских войск»,
«Место подвига Александра Матросова». Б.Я. Ряузов сражался в этих же местах.
23.
II. 1943. он записал в своем фронтовом дневнике: «В нашей соседней части событие. Парень, наш боец, закрыл собой, жизнью
своей пулемет в амбразуре дота противника, звали его Александр Матросов, боец
19-й стрелковой бригады. Сообщение по телефону. Вот как бывает. Война. Сквозь
горе и героизм, сквозь пули и смерть — к свету победы. Все равно одолеем
мы...». Портрет А. Матросова, выполненный им в то время на фронте по
просьбе командования для армейской газеты, как память хранится в архивах
художника.
Фронтовые
годы были периодом внутреннего роста и
идейного возмужания. За ратные и
трудовые дела Б.Я. Ряузов награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За
боевые заслуги», «За доблестный труд» и т. д.
В
пятидесятые годы художник создает свою замечательную «Туруханскую серию»,
принесшую ему широкую известность и заслуженную славу. В нее входит большой
цикл работ: «Курейка. Май», «На станцию», «Станок Курейка. 1914 год»,
«Туруханск. Последние льды», «Курейский плес. Осень», «Старая Курейка. Вечер» и
другие. Работы этой серии поступили в различные музеи страны, в том числе в Государственную
Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, в Государственный
университет им. М. В. Ломоносова.
Многие
работы можно отнести к жанру исторического пейзажа, так как запечатленные места
до революции были местом ссылки для многих поколений русского революционного
движения.
Ряузов Б. Я. Пролив.
Северные торосы
«Туруханская
серия» Ряузова вызвала немало положительных оценок в центральной печати. В
журнале «Искусство» № 3 за 1952 год О. Сопоцинский писал: «...серия, состоящая
из восьми пейзажей... является плодом серьезной работы и выделяется среди
других пейзажей выставки. Ее отличает и глубина идейного содержания... Стремясь
передать правдиво мужественный и сильный характер природы, Ряузов прибегает к
очень сдержанным средствам художественного выражения. Его композиции просты,
рисунок четок и лаконичен, колорит хотя и богат, но строг.
Не
случайно то, что художник изображает почти во всех картинах весну.
Преображающаяся природа символизирует неизбежность наступления светлого и
прекрасного будущего. Последние льды, отступающие перед животворными силами
природы, рассвет на Енисее, берег которого покрыт огнями, полоска зари, на фоне
которой вырисовываются фигуры оленей, — это существенные акценты в создании
сложного художественного образа, полного глубокого оптимистического смысла».
Туруханская
серия включает в себя не только исторический пейзаж. Надо иметь в виду, что
вообще пейзаж Сибири и в частности Крайнего Севера является сквозной темой
художника. В новых работах все расширяется круг мотивов, все ярче выражение
любви художника к природе Заполярья, его желание показать ее живописное
очарование и вместе с тем черты, вносимые в далекие края современной жизнью.
Это мы видим в работах «Северный поселок», «В устье северной реки», «На
севере», «В бухте», «Зимовье полярников», «За авиапочтой», «В низовьях Енисея».
По ним можно судить о Ряузове как о своеобразном пейзажисте, мужественном
лирике. Они насыщены духом, чувствами, стремлениями нашей эпохи, отражают
глубинную сущность нашего доброго отношения к природе, любовь к родной земле.
Как
и «Туруханская серия», последующие работы Ряузова северной тематики были с
вниманием встречены художественной критикой.
«Превосходные
пейзаж-картины Енисея... выдвинули красноярского художника Б. Ряузова в число
лучших советских пейзажистов. Ряузов превосходно чувствует красоту и
своеобразие родной сибирской природы, ее суровую и могучую силу. В его
произведениях подкупает большое мастерство и искренность чувств». *(Т.
Гапоненко, член-корреспондент Академии художеств СССР, «Советское искусство», 1958, 5 декабря).
В
60-е годы, развивая тему сибирского пейзажа, Ряузов создает новую серию —
«Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина».
Обращение
к мемориальным местам Шушенского было не случайным. Эта тема давно влекла
художника, но он понимал, что для ее решения нужен большой творческий опыт.
Ряузов Б.А. Шушенское
1898 Окно Ульянова. 1969
В
шушенской серии Б. Я. Ряузов ставил задачу — показать и село, и места, где
бывал Ильич, такими, какими они были в то время. Ведь от Шушенского 1897 года
мало что сохранилось. Выстроились многоэтажные дома, магазины, гостиницы,
административные здания, Дворец культуры, техникум, художественная школа. От
облика старого села осталась лишь небольшая мемориальная зона.
Много
раз бывал Б.Я. Ряузов в Шушенском. Особенно памятной была поездка в 1962 году
вместе с народным художником СССР Н.Н. Жуковым. «Вставали рано, — рассказывает
Ряузов, — утрами уже на этюдах в местах, где любил отдыхать Ленин после
напряженной работы. Озеро Перово, Песчаная горка. Отсюда, доколе глаз хватает,
открываются шушенские дали с величественными Саянами на горизонте. В эти
просторы когда-то всматривался Ленин... Пишешь, а тебя неотступно преследуют
размышления — какими же они были тогда и эти хлебные поля, и подсохшее озеро, и
само село».
Первые
работы Б.Я. Ряузова из этой серии экспонировались в Центральном музее В. И.
Ленина в Москве. Директор музея писал художнику: «Ваши картины смотрели более
ста шестидесяти тысяч трудящихся со всех концов Советского Союза и большое
количество иностранцев. Посетители давали положительные отзывы, заявляя, что
картины глубоко отражают настроения сурового сибирского климата и неимоверные
трудности сибирской ссылки для наших революционеров. Большое Вам спасибо за
предоставленную возможность показать в Центральном музее В.И. Ленина Ваши замечательные
картины».
Эта
оценка вдохновила художника. К выставке, посвященной 100-летию со дня рождения
В. И. Ленина, Ряузов работал над новыми произведениями. Шли поиски новых
мотивов и углубление живописно-колористического решения. В работах «Дом Петровой.
Шушенское», «Шушенское. Окраина», «Шушенское. Просторы», «Старая Шушь.
Сумерки», «Шушенское 1898 года», «Озеро Перово», «Шушенское 1898 года. Окно Ульянова» мы видим
село Шушенское, каким оно представлялось воображению художника в те далекие
времена: улицы с непролазной весенней грязью, покосившиеся избы с прогнившими
крышами, обнесенные полуразвалившимися заборами... Тишина, ни души, все скрыто
за оградами.
Надолго
запоминается картина «Шушенское 1898 года. Окно Ульянова»... Голубовато
искрится снег на улице, пушистыми шапками укутал он крыши домов. Сквозь синий
сумрак мерцает освещенное керосиновой лампой окно кряжистого дома — окно
Ульянова. В глуши далекого сибирского села работает Ильич.
Завершает
серию работа «Огни села». Это Шушенское сегодня. Широкая панорама села с новыми
светлыми многоэтажными домами, ярким светом электрических огней, пронизывающих
сгустившиеся над селом сумерки, радует глаз, несет в себе иное настроение, иной
образ.
Шушенская
серия была оценена зрителями и специалистами как большое творческое достижение
художника. Она отмечена Государственной премией РСФСР.
Газета
«Советская Россия» писала: «Трудный и по-своему счастливый период в жизни
Владимира Ильича связан с Сибирью. Поэтому с таким вниманием была встречена
новая серия живописных работ «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и
деятельностью В. И. Ленина», которую с большим мастерством и вдохновением
исполнил красноярский живописец Б.Я. Ряузов... Прекрасно знающий эти места,
художник сумел передать их своеобразную красоту, величие, северный строгий
колорит» *. (М. Кузьмина, кандидат искусствоведения. За далью даль.—
«Советская Россия», 1974, 20 февраля).
Недостатка
в темах и сюжетах Ряузов никогда не испытывал. Жизненные наблюдения и
творческая фантазия его неиссякаемы. Сотни этюдов, эскизов, завершенных
произведений хранит его обширная мастерская. Они то свернуты в рулоны, то
сложены стопками на стеллажах, то установлены прямо у стен на полу. Их обилие
таково, что создается впечатление, будто здесь трудился не один человек. Более
тридцати музеев и художественных галерей имеют в своих фондах работы Б.Я.
Ряузова, в том числе Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Революции
СССР, Центральный музей В. И. Ленина, Государственный университет им. М.В.
Ломоносова.
Ряузов Б.Я. Хакасия.
Поселок 1974
Ряузов
ведет огромную общественную работу. В течение пятнадцати лет он депутат
Красноярского краевого Совета, ряд лет избирается в состав краевой ревизионной
комиссии КПСС, член комиссии по Государственным премиям при Совете Министров
РСФСР, член президиума Красноярского краевого Комитета защиты мира и
выставочных комитетов, двенадцать лет возглавлял красноярскую организацию Союза
художников. Ответственная общественная работа не мешает его творческой
деятельности. В течение десятилетий Б.Я. Ряузов — участник всех краевых,
зональных, сибирских, республиканских, Всесоюзных художественных выставок, а
также ряда выставок советского искусства за рубежом (Новая Зеландия, Польша,
Япония и др.).
Б.Я.
Ряузову свойственны дисциплина труда, обостренное чувство ответственности перед
собой, товарищами, обществом. Он убежден, что каждый советский художник
параллельно с творчеством должен заниматься общественной деятельностью. Это
обогащает, делает творчество нужным и
полезным людям.
Многие
дарственные работы художника можно видеть в сельских, заводских, школьных
картинных галереях. Как к доброму наставнику идут к нему начинающие художники.
Многим ищущим художникам оказал он практическую помощь, всегда рад появлению,
открытию молодых талантов.
Сегодня
Б. Ряузов продолжает работать над темой Крайнего Севера. Большой цикл пейзажей
он показал на XII выставке произведений членов Академии художеств СССР 1976
года. Это «Север. Просторы», «Тундра. Осень», «Енисей. Заполярье», «Северное
селение», «Тундра. Новое», «Мыс
Северный», «Обское Заполярье».
Художник
говорит: «...Она (природа Сибири) постоянно являлась и является источником
моего вдохновения... я не был в Крыму, не видел Кавказа. Говорят, природа тех
мест неописуемой красоты. И все-таки, как бы красива она ни была, сколько бы не
было в ней света и тепла — бархатные просторы тундры, лесистые кряжи Енисея,
холодные, молчаливо сверкающие снега Севера или могучий неумолчный шум тайги —
все это по-своему неповторимо, красиво. В северной природе своя сила мощи и
красоты, свой особый монументализм. Я уверен, придет время, и люди будут
устремляться на отдых не только в Крым и на Кавказ, а и на далекий Север».
За
большие творческие успехи Б.Я. Ряузову присвоено почетнее звание народного
художника РСФСР, он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Скончался
Б.Я. Ряузов 13 августа 1994 года. Похоронен на Бадалыкском кладбище города
Красноярска.
http://www.krsk.mid.ru/dcult-10.html
здесь картины Б.Я. Ряузова
Ряузов Николай
Яковлевич, 1923 г.р.
В
жизни нередко бывает, когда талант открывается в возрасте отнюдь не юношеском.
Примечательна в этом отношении творческая биография Николая Яковлевича Ряузова
(1923). До 34-х лет он не думал, по его словам, о профессии живописца, не
рисовал, не писал этюдов, не учился в художественном учебном заведении.
Когда
началась Великая Отечественная война, юношей ушел в ряды Советской Армии. В
1954 году демобилизовался в звании капитана.
Бывая
в мастерской старшего брата-живописца Б.Я. Ряузова, Николай брал иногда
карандаш, бумагу и, забавы ради, делал зарисовки. Среди этих первых неловких
набросков Борис Яковлевич разглядел искры таланта. Он предложил попробовать
себя в живописи. Дал краски, холст, кисти, поставил натюрморт, объяснил самые
элементарные основы работы с натуры маслом и это было, как оказалось,
счастливым началом. В непродолжительное время Н. Ряузов прошел серьезную школу
у брата, обрел свой, неповторимый живописный почерк. В 1957 году он уже показал
свои работы на краевой художественной выставке профессионального искусства, а с
1964 года стал участником зональных выставок и принят в члены Союза художников.
Н.Я.
Ряузов — художник, неизменно черпающий свое вдохновение в картинах сельской
жизни. Его лирические пейзажи переносят на деревенское приволье, в природу,
обласканную руками тружеников села.
Удивительная
способность художника раскрывать зрителю красоту жизни в самых обыденных
казалось бы, мотивах. То он вводит нас в открытое поле, где из края в край
колышется молодая пшеница в зеленовато-серебристых отливах-«Поля зеленеют»,
«Всходы», «Зеленя"; то в поле, где «Хлеба убраны» и стерня переливает золотом
осенних красок.
Или
уведет на вспаханное поле с иссиня-черными пластами до самого горизонта —
«Весенняя пашня».
Н.
Ряузов утверждает на холсте красоту того, что создано природой и дополнено
руками человека. Простота композиции, сдержанная и в то же время смелая
колористическая гамма, определяемая цветом, увиденным в натуре, — отличительные
черты большинства его работ.
Глубоко
лиричен пейзаж «Осенние перелески». Пасмурный серенький день, осенние поля
стелются к горизонту. Одинокие деревья с узором голых ветвей. Тишина.
Подернутое легкими облаками предвечернее небо. Лишь у самого горизонта
просвечивают серебристо-сиреневые краски заката. И в этой щемящей поре поздней
осени свое очарование, своя затаенная красота, тонко переданная художником.
Н.Я.
Ряузов верен полюбившейся ему теме сельского пейзажа. Его неизменно влечет
образ природы, близкой повседневной жизни тружеников села, которые пашут, сеют,
убирают хлеб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий