Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 4 декабря 2013 г.

Лекаренко Андрей Прокофьевич (1895— 1978)



Лекаренко Андрей Прокофьевич (1895— 1978)
 Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.


К числу художников, наиболее глубоко и последовательно развивающих реалистические традиции своего учителя Д. Каратанова, принадлежит заслуженный художник РСФСР Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895— 1978).
Творческий путь Лекаренко — пример высокого сознания своей ответственности перед людьми, бескомпромиссности в своих художественных исканиях, редкой работоспособности  и  требовательности  к себе.
Знакомство с живописью Лекаренко начал в Красноярской художественной школе, был в числе учеников первого ее набора. С большой теплотой отзывается Андрей Прокофьевич о своем первом учителе Д. Каратанове: «Он первый нам растолковывал красоты суриковских картин. На этюдах в природе открывал нам красочное богатство пейзажа, учил понимать скрытую красоту в простых, обыденных вещах. Я, его бывший ученик, буду всегда ему глубоко благодарен как замечательному учителю и воспитателю, человеку редкой души, открывшему передо мной двери в мир прекрасного».
Были у Лекаренко замечательные учителя и в Петербургской школе «Общества поощрения художеств», куда поступил он в 1912 году. Это Н. Рерих, А. Рылов, И. Билибин. Они оказали доброе влияние на развитие таланта молодого живописца.
Учился Андрей Лекаренко успешно, его композиционные работы и этюды обращали на себя внимание и не раз удостаивались похвалы Н. Рериха. И во ВХУТЕМАСе Лекаренко учился у не менее почитаемых педагогов — В.А. Фаворского и П.П. Кончаловского.
Таким образом, идейная близость передовым направлениям русского искусства, демократизм взглядов, школа Рериха, Фаворского и Кончаловского, а также тщательное знакомство с искусством своего знаменитого земляка Сурикова определили творческие устремления Лекаренко.
После учения во ВХУТЕМАСе Лекаренко возвращается в Красноярск. Он, как и Каратанов, хочет знать свой край во всей полноте. В 1925 году ездит по Хакасии, а через два года уезжает в Заполярье, изучает жизнь и быт народностей Севера, собирает фольклор, делает зарисовки. Более двух лет кочевал художник на оленях и собаках по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу. Он подружился с эвенками, нганасанами, ненцами, проникся глубоким уважением к этим маленьким народам, оценил их доброту, прямодушие и благородство. Полюбили и северяне художника за его простоту, за то, что он жил их заботами, понимал их нужды и нес им добрые слова о новой жизни. С чрезвычайным уважением относились они к его таланту и труду художника, считали его членом своей семьи.
«Прожив больше двух лет среди людей этого сурового северного края, — вспоминал Лекаренко, — приходилось только восхищаться их радушию, доброте, готовности всегда поделиться последним куском еды, сделать только приятное. Хочу особо выделить как самых дорогих для меня — Сундамптэ и его родственницу — бабку Декамо. Являясь хозяйкой чума, она заботилась обо мне, как о родном сыне. Всегда починит, высушит унты, ичиги, парку, сакуй, накормит, напоит чаем. Я жил с ними в чуме весну и лето 1927 года как член их семьи, постигая жизнь, быт этих гостеприимных людей. Прошло много лет — они и сейчас как чудесные образы живут во мне. Сундамптэ большой знаток своей земли, людей, хозяйства. Два раза ходил он проводником с Бегичевым по побережью Таймырского полуострова — от устья реки Пясиной до устья Таймуры — таймырской губы в поисках экспедиции барона Толля. Ходил в Дудинку, Гольчиху. Знал о повадках дикого оленя, когда и какую ловить рыбу, разные родовые приметы и обычаи и многое другое, что нужно в жизни...»
Поездка на север края явилась значительным этапом в творческой биографии художника. Показ на выставке привезенных работ был первым серьезным выступлением перед зрителями. «С поездки на Север стал обретать свое лицо как художник», — говорил Андрей Прокофьевич, вспоминая те далекие годы. На Крайнем Севере художник нашел одну из своих тем. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях. Это «Охотники эвенки», «Пастухи с Таймыра», «Стойбище на реке Джангоде», «В низовьях Енисея», «Остановка в пути. Таймыр». «Девушки нганасанки», «На Таймыре. Нганасан», «Пастухи-оленеводы с Таймыра», «За работой в чуме», «Тундра летом. Таймыр» и многие другие.
В фондах Красноярской художественной галереи имеется большое полотно Лекаренко «Пастухи-оленеводы с Таймыра». Сюжет картины на первый взгляд прост. В центре композиции две фигуры, два героя. Их взгляд обращен в сторону зрителя. Они всматриваются в безбрежную даль тундры. В их лицах улавливается радостное ощущение душевной свободы: они хозяева этих необъятных просторов. Художник показывает глубинную связь человека с землей и ее богатствами. Природа, исполненная покоя и величавой торжественной тишины, и люди как бы слились в одно, символизирующее красоту силы, здоровья, жизни, радостного труда. Колорит и манера письма способствуют созданию общего взволнованного эмоционального строя полотна. Широкий свободный мазок, которым написана картина, будто объединяет человека, землю и небо, передает порыв людей свободного труда.
Тот же идейный замысел развивается художником и в полотне «Девушка с Таймыра». Радостное чувство вызывает образ современной девушки-нганасанки на фоне родной природы. Ее лицо полно внутренней сосредоточенности, озарено светлыми думами. Художник говорит, как не похожи нынешние северяне на тех, до революции, забитых нуждой и бесправием. Совершенно определенно социальное звучание его северных работ.
Диапазон творчества Лекаренко широк. Он выступал на выставках в разных жанрах: пейзажном, бытовом, историческом, портретном и с натюрмортами, и в каждом создал значительные, запоминающиеся произведения. Однако больше всего он тяготел к пейзажному жанру и как никто из местных художников знал природу Красноярья, видел и чувствовал ее во всех неуловимых переходах и изменениях времен года. В изображении природы он конкретен и точен. Он никогда не изображал дерево вообще, он непременно «называл» кистью это дерево — кедр, тополь, ель и т. д. Все это придает его картинам особый характер невыдуманности, подлинности. Художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих мотивах и мыслях, Лекаренко никогда не забывал и зрителя, которому предназначал свое творчество,
В 1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке «Победа» экспонировались его пейзажи «Утро на Енисее», «В низовьях Енисея» и «На Таймыре. Нганасан». Особенно поэтичен был пейзаж «Утро на Енисее», наполненный глубокими чувствами. Весь строй картины убеждает, что художник стремился выразить свои переживания, связанные с окончанием войны. Краски пейзажа чистые, звучные, радостные. Любовь к Родине, к родной природе помогли художнику найти сильные средства, убедительный образ, чтобы передать радость победы.
Послевоенный период наиболее плодотворный в творческой биографии художника. Именно в эти годы, помимо северного цикла, появляется большая серия пейзажных полотен, в которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном истолковании природы. Такие работы, как «В Восточных Саянах», «Предгорья Восточных Саян», «Белогорье», «Буйбинский перевал», «Кедры и дали», «Туманы» и ряд других, — это пейзажи эпического звучания. Перед нами необъятные просторы тундры или тайги с мощью горных хребтов, на которых гордо возвышаются сибирские кедры. Узловатыми корнями они цепко держатся за каменистый грунт, находя и в нем источник жизни. Возникает мысль о влиянии природы на человека, вспоминается высказывание Сурикова, который говорил, что именно Сибирь, ее могучая природа дала ему дух, силу и здоровье, закалила характер.
Лекаренко первый из сибирских художников показал красоту Саян. Многие дни и месяцы провел он в Саянах, в тайге, великолепно изучил «анатомию» любого дерева, характер рельефа местности, краски, колорит во всех проявлениях жизни природы. Это дало ему возможность почувствовать движение природы — величавую и упорную борьбу за жизнь.
Пейзаж «Кедры и дали». Неторопливо и величаво от первого плана до горизонта развертывается огромное пространство с горными хребтами и вековыми кедрами. В живописном решении художнику удалось создать тонко разработанную гамму цветов, близких друг к другу, перетекающих один в другой. Величие и мощь саянской тайги художник выразил умелой композицией по принципу создания монументальных произведений.
С годами у Лекаренко появлялись все новые и новые работы, посвященные Саянам. Художник постоянно искал, стремился найти наилучшее решение, полнее и глубже выразить замысел. В 1957 году на краевой художественной выставке появилось полотно «Туманы», которое отразило эти поиски. Центром композиции является стоящий на возвышении могучий кедр, он главный герой картины. А за ним неоглядное гористое пространство, окутанное плавающими по отрогам легкими облаками. Живопись мужественна, строга, гамма держится на серебристо-зеленоватых тонах. Открывается величественная картина мощи сибирской природы.
Большая серия пейзажей Лекаренко эпического плана несет в себе черты философских раздумий. И, естественно, идея в них не раскрывается «вся сразу», при первом взгляде, а требует некоторого усилия ума, чтобы вникнуть в произведение, как в музыку сложной симфонии, так как организующим началом в работах Лекаренко является внутренняя форма.
Но не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его пейзажи имеют лирический характер. Это — «Сумерки над Енисеем», «Февраль. Лесной пейзаж», «Старые осины», «Начало весны», «Вечер» и многие другие.
Пейзаж «Сумерки над Енисеем» выполнен пастелью. Это, пожалуй, одна из лучших картин Лекаренко лирического настроения. На скамейке у берега реки — двое молодых людей. Вечер, вызолоченный заходящим солнцем. Мир, тишина, покой. Картина решена в теплом спокойном колорите, создающем настроение умиротворенности, задумчивости.
«Февраль. Лесной пейзаж» пронизан теплотой и любовью к родной природе и звучит как песнь радостной жизни.
В поэтичной картине «Старые осины» художнику удалось выразить тончайшие душевные движения. Звонкими, чистыми красками передает он освещенные солнцем стволы деревьев, их прозрачно-голубые тени на ослепительно белом снегу, проблески голубого неба сквозь ажурное переплетение ветвей.
Видное место в творчестве Лекаренко занимают мотивы русских народных сказок, былин. Художник умел находить те средства изобразительного языка и в композиции, и в колорите, которые отличают решение сказочного образа от реально существующего. Особенно часто обращался Лекаренко к известной сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане».
На второй республиканской выставке «Советская Россия» экспонировалась из этой серии работа «Хоромы Салтана», а на зональной «Сибирь социалистическая» — «Ждут заморских гостей» и «Остров Буян». Обе находятся в художественной галерее. Они, как и другие работы на темы сказок, свидетельствуют и о высоком мастерстве художника, и о его способности глубоко чувствовать дух истории, мир сказочных образов.
Мотивы сибирской истории, дух старины нашли отражение в таких живописных работах Лекаренко, как «Далекие времена. Хакасия», «Старинный русский город», «Старая Сибирь», «Приезд воеводы», «Сказание о граде Китеже», «Красноярский острог».
А.П. Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д.И. Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: «Нганасан Мунто», «Нганасан Сундампте», «Силкин ненец», «Нганасан Ептудуси», «Нганасан в сакуе», «Мальчик-ненец Семен».
Рассматривая творчество Лекаренко, нельзя не сказать о его педагогической работе в общеобразовательных школах, в художественной школе и в художественном училище им. Сурикова, одним из организаторов которого он был. Лекаренко охотно передавал молодежи свое мастерство, свой опыт, посвящая ей большую половину времени, не жалея о том, что оно могло пойти на его творческую работу. Только благодаря упорству и трудолюбию, умению организовать свое время Андрею Прокофьевичу удавалось как никому из его коллег-художников писать картины, активно участвовать на всех художественных выставках, вести общественную работу в качестве председателя художественного совета, члена правления творческой организации, члена краевого выставкома, руководителя художественной студии.
Свои  суждения и замечания Лекаренко высказывал всегда прямо и откровенно, желая, чтобы художники, в особенности молодые, относились с необходимой тщательностью к создаваемым произведениям, помня о высоком гражданском и нравственном долге художника.
Плодотворность педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом «Знак Почета», а за достижения в искусстве ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий