Лекаренко
Андрей Прокофьевич (1895— 1978)
Источник: Давыденко И.М.
Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное
издательство, 1978. - 182с.
К
числу художников, наиболее глубоко и последовательно развивающих реалистические
традиции своего учителя Д. Каратанова, принадлежит заслуженный художник РСФСР
Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895— 1978).
Творческий
путь Лекаренко — пример высокого сознания своей ответственности перед людьми,
бескомпромиссности в своих художественных исканиях, редкой
работоспособности и требовательности к себе.
Знакомство
с живописью Лекаренко начал в Красноярской художественной школе, был в числе
учеников первого ее набора. С большой теплотой отзывается Андрей Прокофьевич о
своем первом учителе Д. Каратанове: «Он первый нам растолковывал красоты
суриковских картин. На этюдах в природе открывал нам красочное богатство
пейзажа, учил понимать скрытую красоту в простых, обыденных вещах. Я, его
бывший ученик, буду всегда ему глубоко благодарен как замечательному учителю и
воспитателю, человеку редкой души, открывшему передо мной двери в мир
прекрасного».
Учился
Андрей Лекаренко успешно, его композиционные работы и этюды обращали на себя
внимание и не раз удостаивались похвалы Н. Рериха. И во ВХУТЕМАСе Лекаренко
учился у не менее почитаемых педагогов — В.А. Фаворского и П.П. Кончаловского.
Таким
образом, идейная близость передовым направлениям русского искусства,
демократизм взглядов, школа Рериха, Фаворского и Кончаловского, а также
тщательное знакомство с искусством своего знаменитого земляка Сурикова
определили творческие устремления Лекаренко.
После
учения во ВХУТЕМАСе Лекаренко возвращается в Красноярск. Он, как и Каратанов,
хочет знать свой край во всей полноте. В 1925 году ездит по Хакасии, а через
два года уезжает в Заполярье, изучает жизнь и быт народностей Севера, собирает
фольклор, делает зарисовки. Более двух лет кочевал художник на оленях и собаках
по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу. Он подружился с эвенками,
нганасанами, ненцами, проникся глубоким уважением к этим маленьким народам,
оценил их доброту, прямодушие и благородство. Полюбили и северяне художника за
его простоту, за то, что он жил их заботами, понимал их нужды и нес им добрые
слова о новой жизни. С чрезвычайным уважением относились они к его таланту и
труду художника, считали его членом своей семьи.
«Прожив больше двух лет
среди людей этого сурового северного края, — вспоминал Лекаренко, — приходилось
только восхищаться их радушию, доброте, готовности всегда поделиться последним
куском еды, сделать только приятное. Хочу особо выделить как самых дорогих для
меня — Сундамптэ и его родственницу — бабку Декамо. Являясь хозяйкой чума, она
заботилась обо мне, как о родном сыне. Всегда починит, высушит унты, ичиги,
парку, сакуй, накормит, напоит чаем. Я жил с ними в чуме весну и лето 1927 года
как член их семьи, постигая жизнь, быт этих гостеприимных людей. Прошло много
лет — они и сейчас как чудесные образы живут во мне. Сундамптэ большой знаток
своей земли, людей, хозяйства. Два раза ходил он проводником с Бегичевым по
побережью Таймырского полуострова — от устья реки Пясиной до устья Таймуры —
таймырской губы в поисках экспедиции барона Толля. Ходил в Дудинку, Гольчиху.
Знал о повадках дикого оленя, когда и какую ловить рыбу, разные родовые приметы
и обычаи и многое другое, что нужно в жизни...»
Поездка
на север края явилась значительным этапом в творческой биографии художника.
Показ на выставке привезенных работ был первым серьезным выступлением перед
зрителями. «С поездки на Север стал обретать свое лицо как художник», — говорил
Андрей Прокофьевич, вспоминая те далекие годы. На Крайнем Севере художник нашел
одну из своих тем. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в
его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о
Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях. Это «Охотники
эвенки», «Пастухи с Таймыра», «Стойбище на реке Джангоде», «В низовьях Енисея»,
«Остановка в пути. Таймыр». «Девушки нганасанки», «На Таймыре. Нганасан»,
«Пастухи-оленеводы с Таймыра», «За работой в чуме», «Тундра летом. Таймыр» и
многие другие.
В
фондах Красноярской художественной галереи имеется большое полотно Лекаренко
«Пастухи-оленеводы с Таймыра». Сюжет картины на первый взгляд прост. В центре
композиции две фигуры, два героя. Их взгляд обращен в сторону зрителя. Они
всматриваются в безбрежную даль тундры. В их лицах улавливается радостное
ощущение душевной свободы: они хозяева этих необъятных просторов. Художник
показывает глубинную связь человека с землей и ее богатствами. Природа,
исполненная покоя и величавой торжественной тишины, и люди как бы слились в
одно, символизирующее красоту силы, здоровья, жизни, радостного труда. Колорит
и манера письма способствуют созданию общего взволнованного эмоционального
строя полотна. Широкий свободный мазок, которым написана картина, будто
объединяет человека, землю и небо, передает порыв людей свободного труда.
Тот
же идейный замысел развивается художником и в полотне «Девушка с Таймыра».
Радостное чувство вызывает образ современной девушки-нганасанки на фоне родной
природы. Ее лицо полно внутренней сосредоточенности, озарено светлыми думами.
Художник говорит, как не похожи нынешние северяне на тех, до революции, забитых
нуждой и бесправием. Совершенно определенно социальное звучание его северных
работ.
Диапазон
творчества Лекаренко широк. Он выступал на выставках в разных жанрах:
пейзажном, бытовом, историческом, портретном и с натюрмортами, и в каждом
создал значительные, запоминающиеся произведения. Однако больше всего он
тяготел к пейзажному жанру и как никто из местных художников знал природу
Красноярья, видел и чувствовал ее во всех неуловимых переходах и изменениях
времен года. В изображении природы он конкретен и точен. Он никогда не
изображал дерево вообще, он непременно «называл» кистью это дерево — кедр,
тополь, ель и т. д. Все это придает его картинам особый характер невыдуманности,
подлинности. Художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих мотивах и
мыслях, Лекаренко никогда не забывал и зрителя, которому предназначал свое
творчество,
В
1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке
«Победа» экспонировались его пейзажи «Утро на Енисее», «В низовьях Енисея» и
«На Таймыре. Нганасан». Особенно поэтичен был пейзаж «Утро на Енисее»,
наполненный глубокими чувствами. Весь строй картины убеждает, что художник
стремился выразить свои переживания, связанные с окончанием войны. Краски
пейзажа чистые, звучные, радостные. Любовь к Родине, к родной природе помогли
художнику найти сильные средства, убедительный образ, чтобы передать радость
победы.
Послевоенный
период наиболее плодотворный в творческой биографии художника. Именно в эти
годы, помимо северного цикла, появляется большая серия пейзажных полотен, в
которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном
истолковании природы. Такие работы, как «В Восточных Саянах», «Предгорья
Восточных Саян», «Белогорье», «Буйбинский перевал», «Кедры и дали», «Туманы» и
ряд других, — это пейзажи эпического звучания. Перед нами необъятные просторы
тундры или тайги с мощью горных хребтов, на которых гордо возвышаются сибирские
кедры. Узловатыми корнями они цепко держатся за каменистый грунт, находя и в
нем источник жизни. Возникает мысль о влиянии природы на человека, вспоминается
высказывание Сурикова, который говорил, что именно Сибирь, ее могучая природа
дала ему дух, силу и здоровье, закалила характер.
Лекаренко
первый из сибирских художников показал красоту Саян. Многие дни и месяцы провел
он в Саянах, в тайге, великолепно изучил «анатомию» любого дерева, характер
рельефа местности, краски, колорит во всех проявлениях жизни природы. Это дало
ему возможность почувствовать движение природы — величавую и упорную борьбу за
жизнь.
Пейзаж
«Кедры и дали». Неторопливо и величаво от первого плана до горизонта
развертывается огромное пространство с горными хребтами и вековыми кедрами. В
живописном решении художнику удалось создать тонко разработанную гамму цветов,
близких друг к другу, перетекающих один в другой. Величие и мощь саянской тайги
художник выразил умелой композицией по принципу создания монументальных
произведений.
С
годами у Лекаренко появлялись все новые и новые работы, посвященные Саянам.
Художник постоянно искал, стремился найти наилучшее решение, полнее и глубже
выразить замысел. В 1957 году на краевой художественной выставке появилось
полотно «Туманы», которое отразило эти поиски. Центром композиции является
стоящий на возвышении могучий кедр, он главный герой картины. А за ним
неоглядное гористое пространство, окутанное плавающими по отрогам легкими
облаками. Живопись мужественна, строга, гамма держится на
серебристо-зеленоватых тонах. Открывается величественная картина мощи сибирской
природы.
Большая
серия пейзажей Лекаренко эпического плана несет в себе черты философских
раздумий. И, естественно, идея в них не раскрывается «вся сразу», при первом
взгляде, а требует некоторого усилия ума, чтобы вникнуть в произведение, как в
музыку сложной симфонии, так как организующим началом в работах Лекаренко
является внутренняя форма.
Но
не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его
пейзажи имеют лирический характер. Это — «Сумерки над Енисеем», «Февраль.
Лесной пейзаж», «Старые осины», «Начало весны», «Вечер» и многие другие.
Пейзаж
«Сумерки над Енисеем» выполнен пастелью. Это, пожалуй, одна из лучших картин
Лекаренко лирического настроения. На скамейке у берега реки — двое молодых
людей. Вечер, вызолоченный заходящим солнцем. Мир, тишина, покой. Картина
решена в теплом спокойном колорите, создающем настроение умиротворенности,
задумчивости.
«Февраль.
Лесной пейзаж» пронизан теплотой и любовью к родной природе и звучит как песнь
радостной жизни.
В
поэтичной картине «Старые осины» художнику удалось выразить тончайшие душевные
движения. Звонкими, чистыми красками передает он освещенные солнцем стволы
деревьев, их прозрачно-голубые тени на ослепительно белом снегу, проблески
голубого неба сквозь ажурное переплетение ветвей.
Видное
место в творчестве Лекаренко занимают мотивы русских народных сказок, былин.
Художник умел находить те средства изобразительного языка и в композиции, и в
колорите, которые отличают решение сказочного образа от реально существующего.
Особенно часто обращался Лекаренко к известной сказке А. С. Пушкина «О царе
Салтане».
На
второй республиканской выставке «Советская Россия» экспонировалась из этой
серии работа «Хоромы Салтана», а на зональной «Сибирь социалистическая» — «Ждут
заморских гостей» и «Остров Буян». Обе находятся в художественной галерее. Они,
как и другие работы на темы сказок, свидетельствуют и о высоком мастерстве
художника, и о его способности глубоко чувствовать дух истории, мир сказочных
образов.
Мотивы
сибирской истории, дух старины нашли отражение в таких живописных работах
Лекаренко, как «Далекие времена. Хакасия», «Старинный русский город», «Старая
Сибирь», «Приезд воеводы», «Сказание о граде Китеже», «Красноярский острог».
А.П.
Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать
серию автопортретов, замечательный портрет Д.И. Каратанова, выполненный пером и
тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый
интерес представляют натурные зарисовки северян: «Нганасан Мунто», «Нганасан
Сундампте», «Силкин ненец», «Нганасан Ептудуси», «Нганасан в сакуе»,
«Мальчик-ненец Семен».
Рассматривая
творчество Лекаренко, нельзя не сказать о его педагогической работе в
общеобразовательных школах, в художественной школе и в художественном училище
им. Сурикова, одним из организаторов которого он был. Лекаренко охотно
передавал молодежи свое мастерство, свой опыт, посвящая ей большую половину
времени, не жалея о том, что оно могло пойти на его творческую работу. Только
благодаря упорству и трудолюбию, умению организовать свое время Андрею
Прокофьевичу удавалось как никому из его коллег-художников писать картины,
активно участвовать на всех художественных выставках, вести общественную работу
в качестве председателя художественного совета, члена правления творческой
организации, члена краевого выставкома, руководителя художественной студии.
Свои суждения и замечания Лекаренко высказывал
всегда прямо и откровенно, желая, чтобы художники, в особенности молодые,
относились с необходимой тщательностью к создаваемым произведениям, помня о
высоком гражданском и нравственном долге художника.
Плодотворность
педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом «Знак
Почета», а за достижения в искусстве ему было присвоено звание заслуженного
художника РСФСР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий