Худоногов
Юрий Иванович (1924-1967)
Источник: Давыденко И.М.
Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное
издательство, 1978. - 182с. - с.80-82
Яркая
страница развития искусства красноярских художников связана с творчеством Юрия
Ивановича Худоногова (1924—1967). Судьба дала ему короткую жизнь: он умер в
возрасте, когда накоплен опыт, когда развернуты творческие силы, когда созрело
мастерство видеть, обобщать, размышлять.
Родился
Юрий Иванович в Красноярске. В художественную школу поступил в 1940 году. Война
прервала учебу: восемнадцатилетним он уходит на фронт. Заканчивает школу после
войны и уезжает в Ленинградское художественное училище. Возвратившись после
учебы в Красноярск, Ю.И. Худоногов преподавал в художественной школе,
художественном училище им. Сурикова, вел большую общественную работу, был
председателем правления творческой организации и много, очень много писал.
Не
сразу нашел Ю. И. Худоногов свою тему, свой жанр. Сначала написал ряд
портретов, пробовал свои силы в тематической картине. В этих работах
чувствовались незаурядные возможности молодого художника, которые в полную силу
раскрылись позднее в пейзажном жанре.
На
12-й краевой художественной выставке в 1954 году привлекло внимание полотно
«Вечер в Хакасии». Оно было началом большой напряженной работы по созданию
целой серии пейзажей, посвященных Хакасии.
С
первой поездки в Хакасию в 1949 году встреча с необозримыми просторами степей,
с табунами лошадей, с удивительной
природой захватила художника. Его поразило сочетание глубокой древности с
современностью. С тех пор он почти каждое лето проводил в Хакасии. Он полюбил
эту страну, ее народ и природу и обращался в своем творчестве к ее образам,
глубоко взволновавшим его, постоянно.
Найдя
тему, художник нашел и живописный язык для ее выражения. Просторы степей, то с
буйным цветением трав и разбросанными могильными камнями, то с мощными
-пластами поднятой целины, рождали созвучную сдержанную форму — обобщенность
манеры, богатую цветовую динамику, поддержанную энергичным мазком широкого
письма.
Худоногов
Ю.И. Хакасский край. 1963
В
1955 году в Москве на республиканской художественной выставке зрители
познакомились со многими талантливыми работами Худоногова: «В хакасской степи»,
«В горах Хакасии», «Табун в степи Хакасии».
От
произведения к произведению художник переходит ко все более продуманным поискам
и решениям. Первый успех ему принесли картины, где сделана попытка дать
обобщенный образ Хакасии с ее старинным укладом жизни, что дошел до наших дней
из глубины веков. Большая эпическая тема раскрыта, в частности, в таких
работах, как «Степь хакасская», экспонировавшаяся на Всесоюзной художественной
выставке и на выставке советского искусства за рубежом, «Курганная степь»,
«Орлы», «Древняя земля», «Из глубины веков». Решенные в духе былинного
повествования, эти работы вызывают в памяти древние легенды о героях Хакасии, о
кровопролитных войнах, происходивших когда-то на этой земле; память о них до
наших дней хранят огромные могильные камни, испещренные замысловатыми знаками и
рисунками.
Худоногов
Ю. Н. Тёплый вечер
Но
не только старина волновала и вдохновляла Худоногова. Он стремился подметить
наиболее характерные черты современности. И это нашло отражение в картинах
«Возвращение с работы», «Вечерняя песня», «Земля целинная», «Поселок
целинников», «Разбуженная степь». В картинах «Совхозные поля», «Хлеб везут»,
«Пути-дороги», «Хакасия. Уйбатская степь» образным языком живописца показан
труд советских людей, заставивших хакасские степи жить ритмами новой жизни,
Ю. Худоногов увлеченно работал в жанре натюрморта. Эти его работы очень
разнообразны. Они звучны в цвете и неожиданны в композиционном решении.
Пользуясь
декоративным приемом и допуская иногда ломку форм, художник отходил от натуры,
от того, что видит обыкновенный человеческий глаз, и это часто вызывало
недоумение зрителей. Худоногов считал, что такой метод работы поможет
освободиться от натурализма в живописи и в наибольшей степени обеспечит извлечение
из природы характерного, существенного. Большинство натюрмортов Худоногова —
это плоды поисков. Они вышли из творческой лаборатории автора как эксперимент.
Здесь находки и промахи, успехи и неудачи. Художник считал возможным делиться
ими со зрителем. На персональной выставке в 1964 году они были показаны в
большом количестве и помогли понять суть творческого процесса художника.
Картины Ю.И. Худоногова воспитывают в нас чувство прекрасного, чувство родной
земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий