ХАКАССКИЕ ПИСАНИЦЫ
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные
рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная
редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
КАМНИ С РИСУНКАМИ И ПИСАНИЦЫ В ГОРАХ ОГЛАХТЫ
Южный
склон горного узла Оглахты (хак. Оглах тағ), который находится на левом берегу
Енисея в 45 км ниже г. Абакана (на протяжении почти трех километров вытянут
перпендикулярно западному берегу водохранилища Красноярской ГЭС), где и были
встречены камни с рисунками, имеет довольно сложную профилировку.
Непосредственно под самой вершиной горы Сагыт длинным широким поясом протянулся
карниз выходов красного девонского песчаника.
Скалы образуют здесь отвесный
неприступный барьер, обращенный фронтом на юг. От основания его склон круто
опускается вниз, а затем через 250—300 м становится более пологим и в ряде
мест образует узкую террасу в виде нескольких языковидных выступов па склоне
горы. Она обрывается вторым ярусом выходов песчаника. Ниже располагается вторая
терраса, по строению аналогичная первой. У западной границы распространения
камней с рисунками картина несколько иная: первая терраса длинной гривой полого
опускается вниз вплоть до уровня второй террасы и затем сливается с обширной
надпойменной террасой Енисея .
Склон
горы, вплоть до уровня второй террасы, довольно густо усыпан обломками красного
песчаника. Наибольшие его скопления встречаются на небольших уплощенных
участках верхней части склона горы, па первой террасе, по ее склонам и на
выступах второй террасы.
Все
эти камни происходят из выходов песчаника верхнего карниза и первой террасы. В
результате многовековых процессов выветривания и разрушения обнажений глыбы и
более мелкие куски песчаника, дробясь, скатывались вниз и оседали, скопляясь
на пологих и уплощенных участках склона. Многие из них лежат там уже много
веков, покрывшись сверху темным загаром и погрузившись в почву, но встречаются
и обломки, упавшие совсем недавно.
Здесь,
близ юго-восточной оконечности гор до 30-х годов находился ныне не существующий
хакасский улус Хызыл хас (по-русски Красный Яр). От него осталось заброшенное
кладбище (около ста могил), находящееся на расстоянии 400—500 м от подножия
горы и в 200 м от отвесного обрыва к бывшей протоке Енисея. Оно расположено в
небольшом ложке и протянулось с севера на юг. Могилы обозначены овальными
низкими насыпями, вытянутыми с запада на восток, и обложены плитками, взятыми с
тех же осыпей гор Оглахты. В свое время местные жители улусов Хызыл хас и
Мохов брали здесь плитняк для строительства различных сооружений — жилых и
предназначенных для скота. Обращенные к солнцу склоны гор служили отличными
пастбищами для коз и овец.
Местам
наибольшего скопления плитняка, как правило, соответствовало и наибольшее
количество камней с рисунками. Отдельные плиты с изображениями встречены даже
на крутом участке склона ниже верхнего яруса обнажений песчаника. На первой же
террасе, где залежи плитняка наиболее обильны, камни с рисунками встречались
особенно часто. Вторая терраса, также довольно богатая плитняком, дала
несколько меньшее количество рисунков. Много изображений найдено и на камнях по
склонам террас, особенно в верхней их части, непосредственно под выходами
песчаника.
Несколько
камней с рисунками обнаружено далеко в стороне от мест их основных находок на
террасированном склоне горы по левому берегу ручья Оглахты.
Размеры
камней с рисунками различны. Самыми крупными являются две массивные плиты
весом свыше тонны, самый же маленький камень весит не более 200 граммов. Рисунки во
всех случаях нанесены на лицевой, обращенной кверху плоскости камней в отличие
от петроглифов на скалах, которые располагаются на торцах плит, или, точнее,
на корке выветривания горизонтальных напластований песчаников.
Исходя
из того, что загаром покрыты только те плоскости камней, которые выступали над
поверхностью земли, и только на них, как правило, выполнены рисунки, можно
сделать вывод, что создатели изображений выбивали их непосредственно на месте
залегания плитняка, в подавляющем большинстве случаев даже не отрывая камня от
земли.
За
две поездки на Оглахты мы смогли вывезти 87 плит. На месте осталось еще
значительное количество камней с изображениями людей, которые и без этого
достаточно полно представлены в собранной коллекции, и три плиты с изображениями
животных. Их мы не смогли взять из-за массивности. Наконец, еще несколько
камней, известных по эстампажам В.Ф. Капелько, найти не удалось. В описание
включены: 82 плиты из собрания Минусинского музея, 3 плиты с изображениями
животных, оставленные на месте, и 4 эстампажа В.Ф. Капелько.
Дополнительное
обследование южного склона Оглахтинских гор в 1977 г. выявило, что кроме
рисунков на описанных отдельных камнях и плитках на всем протяжении верхнего
яруса скальных обнажений (около 2
км) выбиты, процарапаны и начертаны хакасские рисунки,
составляющие в целом не менее половины всех известных фигур этого
местонахождения. В 1904—1907 гг. А.В. Адрианов насчитал там 504 фигуры. Ввиду
того, что все их снять невозможно, приводим здесь часть наскальных рисунков,
снятых выборочно (табл. 32—39 и 51). Работы по фиксации остальных изображений
оставлены на будущее.
Рисунки
на отдельных камнях и плитах
Таблица 7. (Таблицы 7 — 40. Рисунки,
выбитые на камнях и скалах (32 — 40) горы Оглахты)
Камень
1. Две схематичные человеческие фигурки, держащиеся за руки. Точечная выбивка
на небольшой плитке песчаника. Туловище, руки и ноги воспроизведены линиями
одинаковой толщины, голова в виде округлой ямки (табл. 7,1). Ниже для
сокращения описаний все аналогично трактованные человеческие фигуры будут
именоваться «линейными».
Камень
2. Две человеческие фигурки линейного стиля. Руки опущены вниз, стопы ног
повернуты вправо. Точечная выбивка на глыбообразном обломке песчаника (табл.
7,2; рис. 5,1)
Камень
3. Две человеческие фигуры линейного стиля. Руки уперты в бока. Мелкоточечная
выбивка на глыбообразном обломке песчаника удлиненной формы (табл. 7,3)
Камень
4. Два ряда человеческих фигур линейного стиля, располагающихся параллельно
верхнему краю плитки, но с наклоном в левую сторону. Две фигуры у левого края
плиты производят впечатление стоящих вне рядов, так как они немного смещены в
сторону и имеют несколько иной наклон. Первыми в рядах, таким образом,
оказываются фигуры с руками, упертыми в бока, далее идут фигуры с руками, опущенными
вдоль туловища. В нижней части плиты еще две фигуры с руками, упертыми в бока,
и крупная точка. Глубокая точечная выбивка на гладкой плоскости плиты, покрытой
загаром (табл. 7,4; рис. 5,2)
Камень
5. Две человеческие фигуры линейного стиля с удлиненными туловищами. Руки
опущены вниз. Неглубокая точечная выбивка на плите (табл. 7,5)
Таблица 8
Камень
6. Два ряда взявшихся за руки пляшущих человеческих фигур линейного стиля. В
верхнем ряду три фигуры, во втором — четыре. Крупная точечная выбивка. Ниже
орудием типа зубила, явно позднее, очень небрежно выбита еще одна линейная
фигура человека (табл. 8,6)
Камень
7. Пять линейных человеческих фигур: две большие и три маленькие. Большие
фигуры с обозначенными признаками пола. У одной из них одна рука уперта в бок,
другая опущена вниз, у второй — одна рука поднесена к голове, другая опущена
вниз. Точечная выбивка на глыбообразном обломке песчаника (табл. 8,7)
Камень
8. Крупная антропоморфная фигура линейного стиля (роженица?). Голова
стреловидной формы с косами. Руки завершаются растопыренными пальцами. Ступни
ног повернуты в стороны. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке
песчаника (табл. 8,8)
Камень
9. Четыре линейные антропоморфные фигурки с опущенными вниз руками. Точечная выбивка на небольшой плитке (табл. 8,9)
Камень
10. Крупная линейная антропоморфная фигура. Руки кольцеобразно соединены,
туловище «перечеркнуто» короткой чертой. Слева от нее — изображения двух
антропоморфных фигур меньшего размера. Одна из них без рук, у другой они
опущены вниз. Над головой у обеих непонятные украшения головных уборов. Слева
от них неоконченное изображение животного, возможно копя. Рисунки исполнены
крупной глубокой точечной выбивкой. Справа от крупной фигуры в иной технике
(более аккуратная точечная выбивка) и, очевидно, другим человеком исполнена
перевернутая вниз головой еще одна антропоморфная фигура (табл. 8,10)
Таблица 9
Камень
11. Две линейные человеческие фигурки, исполненные точечной выбивкой на
угловатом обломке песчаника (табл. 9,11)
Камень
12. Две линейные антропоморфные фигуры с руками, упертыми в бока. У правой
туловище «перечеркнуто» поперечной чертой. Небрежная точечная выбивка на
небольшом куске песчаника (табл. 9,12)
Камень
13. Три линейные антропоморфные фигурки с опущенными вниз руками, выбитые на
маленькой плитке песчаника (табл. 9,13)
Камень
14. Четыре человеческие фигурки линейного стиля с руками, опущенными вниз,
располагающиеся попарно. Точечная выбивка на небольшой плите (табл. 9,14)
Камень
15. Группа из восьми беспорядочно разбросанных по плоскости плиты
антропоморфных линейных фигур. Голова одной из них необычно трактована в виде
кружка, руки и ноги у другой переданы сдвоенными линиями, третья представляет
собой контурное воспроизведение фигуры человека (табл. 9,15)
Таблица 10
Камень
16. Одиночное изображение человека в линейном стиле, выбитое на крупном
глыбообразном обломке песчаника. Руки опущены вниз, ступни ног повернуты в
стороны (табл. 10,16)
Камень
17. Группа из восьми беспорядочно разбросанных но плоскости плиты
антропоморфных фигур линейного стиля. Необычно трактованы две фигуры: у
расположенной слева изображены две косы и груди, а у перевернутой спаренной
фигуры в средней части плиты туловище обозначено тремя линиями, показаны
четыре ноги и над головой выбита горизонтальная полоса (табл. 10,17)
Камень
18. Три линейные антропоморфные фигуры, держащиеся за руки. Точечная выбивка на
угловатом обломке песчаника (табл. 10,18)
Камень
19. Четыре антропоморфные фигурки линейного стиля, держащиеся за руки. Справа
от них аналогичное неоконченное изображение. Крупная редкая точечная выбивка
на массивном обломке песчаника (табл. 10,19)
Таблица 11
Камень
20. Фигура шамана, трактованная в линейном стиле. Голову его венчают рога. В
одной из поднятых вверх рук шаман держит колотушку, в другой — бубен с
воспроизведенным на нем рисунком в виде креста с точками по углам (рис. 6,1).
По обе стороны туловища бессистемной точечной выбивкой переданы украшающие
шаманский костюм жгуты и ленты. Справа от бубна небрежной точечной выбивкой,
очевидно рукой другого человека, исполнена антропоморфная фигурка (табл. 11,20)
Камень
21. Изображение шамана в длиннополой одежде с многочисленными длинными жгутами
или лентами, свисающими со стороны спины. В руках он держит бубен,
воспроизведенный с внутренней стороны. Видна вертикальная рукоять и две
перекладины с привесками. Головной убор шамана напоминает колпак. На конце его,
очевидно, пучок птичьих перьев. Две змеи справа от бубна выбиты, вероятно,
позднее. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 11,21;
рис. 6,2)
Камень
22. Орнаментальная композиция из вертикальных линий, соединенных между собой
короткими наклонными линиями «в елочку», занимающая всю поверхность маленькой
плитки. Линии тонкие, резные (табл. 11,22)
Камень
23. Антропоморфная фигурка линейного стиля, рядом с ней вертикальная линия.
Точечная выбивка на плитке песчаника (табл. 11,23)
Таблица 12
Камень
24. Изображение оленя с подогнутыми ногами. Удлиненной формы туловище покрыто
орнаментальной композицией из линий «в елочку». Голову украшает прямой рог с
шестью отростками. Рисунок выполнен прошлифованными линиями на массивном
глыбообразном обломке песчаника, оставленном на склоне горы (табл. 12,24).
Традиция изображения прыгающих и лежащих оленей очень древняя.
Камень
25. Пять антропоморфных фигур с головами треугольной формы. У двух из них,
трактованных силуэтно, утолщенными линиями обозначены брюки, стопы ног
повернуты влево (рис. 16). Туловища трех других фигур ажурны, но трактованы
по-разному. У одной из фигур оно в виде двух соединенных вершинами ромбов,
пересеченных вертикальной линией. У другой — верхняя часть туловища в виде
сдвоенного ромба, а руки более напоминают опущенные вниз крылья. У третьей —
туловище грушевидной формы, «перечеркнутое» косым крестом и вертикальной
линией, опущенной из перекрестья. Руки же обозначены лишь небольшими выступами
треугольной формы. Здесь же изображено кремневое ружье с сошками. Аккуратная
точечная выбивка на глыбообразном обломке песчаника (табл. 12,25)
Камень
26. Посередине плиты — ажурное изображение человека, похожее на вышеописанные,
но голова здесь отсутствует. Справа от него — антропоморфная маска или личина с
глазами в виде кружков. Они обрамлены с трех сторон линиями. «Рот» передан
изогнутым овалом с зигзагообразной линией зубов внутри. Продолжение ее за контуром
рта образует спирально закрученные усы. Нос обозначен одной линией, в верхней
части раздваивающейся, а в нижней — соединенной со ртом. У второй «маски»,
расположенной слева от антропоморфной фигуры, ямки «глаз» окаймлены
четырехугольниками, «рот» обозначен ромбиком. Контур нижней части «лица»
показан сдвоенными угловатыми линиями. С правой стороны к верхнему углу
обрамления «глаз» примыкает разделенная надвое треугольная фигура с дугами по
углам. С другой стороны к верхнему углу четырехугольника примыкает овал с двумя
«усиками», а к нижнему — такой же овал, но с четырьмя «усиками». Выше выбита
ажурная стилизованная фигура, напоминающая перевернутое изображение птицы с
распростертыми крыльями и неизвестный предмет (табл. 12,26)
Камень
27. Одиночное изображение зооморфной силуэтной фигуры, возможно шкуры козла с
головой и ногами. Необычно трактованы задняя нога и хвост. Точечная выбивка на
массивном обломке песчаника (табл. 12,27)
Таблица 13
Камень
28. Группа из шести антропоморфных фигур, располагающихся двумя рядами по три
в каждом. Две фигуры нижнего ряда перекрывает более небрежное схематичное
изображение человека, очевидно исполненное другим художником. Грубая точечная
выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 13,28).
Камень
29. Группа из трех антропоморфных фигур линейного стиля, располагающихся одна
под другой. Выше — спаренное изображение сексуального характера. Слева от него
тамговидный знак в виде дугообразно изогнутой линии. Рядом фигура,
напоминающая силуэтное изображение птицы. Точечная выбивка на большой песчаниковой
плите (табл. 13,29)
Камень
30. Группа разных тамговидных знаков, выполненных аккуратной выбивкой на
небольшой плитке (табл. 13,30)
Камень
31. Несколько разных тамговидных знаков, выбитых на массивном обломке песчаника
(табл. 13,31)
Камень
32. Группа из пяти тамговидиых знаков. Точечная выбивка па угловатом обломке
песчаника (табл. 13,32)
Таблица 14
Камень
33. Незаконченное изображение «колеса». Грубая точечная выбивка на массивном
обломке песчаника (табл. 14,33). «Колесовидные» изображения немногочисленны и
трудны для истолкования.
Камень
34. Изображение шубы хакасского национального покроя. Выше несколько вписанных
друг в друга прямоугольников, выполненных грубой точечной выбивкой, явно рукой
другого человека (табл. 14,34)
Камень
35. Диагонально перекрещенный квадрат. Редкая точечная выбивка на плите (табл.
14,35)
Камень
36. Орнаментальная композиция из изогнутых линий, выполненная в технике
мелкоточечной выбивки. Рядом более грубо выбита другая фигура, возможно поясное
изображение человека (табл. 14,36)
Таблица 15
Камень
37. Линейная фигура человека рядом со схематичной фигурой коня. Точечная
выбивка на большом обломке песчаника (табл. 15,37)
Камень
38. Силуэтные фигуры коня и собаки. Рядом с конем цифры «1915» и подпись
«Конь». Точечная выбивка на небольшой плитке песчаника (табл. 15,38)
Камень
39. Две фигуры лошади. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл.
15,39; рис. 7,1)
Камень
40. Изображение всадника, восседающего на лошади, под ними — ползущая змея. На
бедре коня тамга в виде буквы «Т». Точечная выбивка с частичной прошлифовкой
линий на массивном обломке песчаника (табл. 15, 40)
Таблица 16
Камень
41. Фигура лошади с непонятным предметом на спине, возможно, это приспособление
для перевозки грузов. Ниже две фигуры козлов (?), а под мордой лошади —
тамговидный знак (табл. 16,41)
Камень
42. Одиночное изображение всадника на лошади. Точечная выбивка на массивном
обломке песчаника, оставленном на склоне горы. Туловище и ноги лошади украшены
линейно-точечной орнаментальной композицией (табл. 16,42)
Камень
43. Одиночная фигура лошади. Точечная выбивка на плите песчаника (табл. 16,43)
Камень
44. Беспорядочно разбросанные по плоскости плиты фигуры трех лошадей,
человека, птицы и две неопределенные фигуры. Рисунки неодновременны. Более
поздними, очевидно, являются изображение птицы и геометрическая фигура. Этот
же художник, видимо, подрисовал и хвост лошади, на спине которой изображено
приспособление для перевозки груза (табл. 16,44)
Таблица 17
Камень
45. Рисунки, производящие впечатление сюжетной сцены. Всадник на контурно
трактованной лошади преследует силуэтно выбитого коня. Позади лежит
поверженный человек. Точечная выбивка па небольшом обломке песчаника (табл. 17,45)
Камень
46. Одиночная фигура коня. Точечная выбивка на большой плите песчаника (табл.
17,46)
Камень
47. Изображение лошади и двух геометрических фигур, возможно тамг. Точечная
выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 17,47)
Камень
48. Изображения трех всадников на лошадях, коня и собаки. Судя по особенностям
техники выбивки, рисунки разновременны: одним человеком выбит верхний всадник
на лошади, вторым — два всадника на лошадях и собака, третьим — лошадь (табл.
17,48)
Таблица 18
Камень
49. В средней части большой массивной плиты шесть человеческих фигур линейного
стиля, стоящих в ряд; выше — второй такой же ряд фигур, но перевернутых по
отношению к ним. В нижней части — две крупные антропоморфные фигуры. Руки их
кольцеобразно соединены ниже туловища. В левой части плиты — грубое
изображение всадника на лошади и пятно сплошной точечной выбивки. Еще две
антропоморфные фигурки выбиты в правом верхнем углу плиты и три — перед
лошадью. Рисунки разновременны (табл. 18,49)
Таблица 19
Камень
50. Композиция из двух фигур лошадей, спирально закрученных линий и дерева с
кружком на вершине. Точечная выбивка на маленьком обломке песчаника (табл.
19,50; рис. 7,2)
Камень
51. Силуэтные изображения лошади и двух собак. Грубая точечная выбивка па плите
песчаника (табл. 19,51)
Камень
52. Одиночная фигура бегущего оседланного коня, выполненная резными линиями на
маленькой плите песчаника (табл. 19,52)
Камень
53. Одиночное изображение коня. Туловище его украшено линейной орнаментальной
композицией. Точечная выбивка на песчаниковой плите (табл. 19,53).
Камень
54. Силуэтное изображение собаки (?) и неопределенного предмета. Грубая
точечная выбивка на плите песчаника (табл. 19,54)
Таблица 20
Камень
55. Контурные фигуры двух лошадей, коровы и линейная фигура человека. Туловище
его воспроизведено тремя линиями. Точечная выбивка. Здесь же резными линиями,
возможно, рукой другого человека, исполнены изображение всадника на лошади и
две геометрические фигуры (табл. 20,55; рис. 17)
Камень
56. Фигуры человека и лошади. Точечная выбивка на большой плите песчаника. В
нижней части — три знака (табл. 20,56)
Таблица 21
Камень
57. Линейная фигурка человека и тамговидный знак. Мелкоточечная выбивка на
маленькой плитке песчаника. На обратной стороне ее такая же фигурка человека и
иной тамговидный знак (табл. 21,57)
Камень
58. Две антропоморфные разнополые фигурки линейного стиля, взявшиеся за руки.
Точечная выбивка на большом обломке песчаника (табл. 21,58)
Камень
59. Сложная многофигуриая композиция, состоящая из изображений всадника на
коне, лошади, двух козлов, и несколько антропоморфных фигур линейного стиля.
Один человек в правой части плиты изображен стреляющим из лука. Точечная
выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 21,59)
Таблица 22
Камень
60. Четыре антропоморфные фигуры линейного стиля и корова. Точечная выбивка на
массивном обломке песчаника удлиненной формы (табл. 22,60)
Калснь
61. Одиночное точечное изображение осла (табл. 22,61)
Камень
62. Одиночное изображение осла или лошади. Грубая точечная выбивка на плите
песчаника (табл. 22,62)
Камень
63. Изображения всадника на коне, двух антропоморфных фигур линейного стиля,
лошади, дерева, пятиконечной звезды, прямого креста с загнутыми под углом
концами и неопределенной фигуры. Точечная выбивка на угловатом обломке
песчаника (табл. 22,63)
Таблица 23
Камень
64. Беспорядочно разбросанные по плоскости большой плиты песчаника резные
рисунки нескольких лошадей, косули или оленя, цветов и орнаментальных фигур из
изогнутых линий (табл. 23,64)
Таблица 24
Камень
65. Изображения двух лошадей. Мелкоточечная выбивка на большой плите песчаника
(табл. 24,65)
Камень
66. Изображения лошади и быка. Воспроизведены по эстампажу В.Ф. Капелько. Плита
не найдена (табл. 24, 66)
Камень
67. Контурная фигура лошади и два тамговидных знака. Точечная выбивка на крупной
плите песчаника (табл. 24,67)
Камень
68. Изображение всадника на лошади. Туловище ее украшено крупными выбоинами.
Ниже два тамговидных знака. Плита не найдена, рисунки воспроизведены по
неточному эстампажу В.Ф. Капелько (табл. 24,68)
Камень
69. Грубые изображения животного, человека и двух тамговидных знаков на крупной
плите песчаника (табл. 24,69)
Таблица 25
Камень
70. Схематичная фигурка козла. Точечная выбивка на крупном обломке песчаника
(табл. 25,70)
Камень
71. Неоконченное изображение козла. Точечная выбивка на крупном обломке
песчаника (табл. 25,77)
Камень
72. Контурные схематичные изображения шести овец и двух тамговидных знаков.
Точечная выбивка на небольшом обломке плиты (табл. 25,72)
Камень
73. Небрежно выбитые и наслаивающиеся друг на друга изображения двух животных и
трех человеческих фигур на плите песчаника (табл. 25,73)
Камень
74. Изображение всадника, восседающего на лошади. Воспроизведены чепрак, седло
и шаркунцы. На изображение коня наслоилась вторая фигура человека, выбитая
позже, так же как и две антропоморфные разнополые фигуры в левой части камня,
более широкими и грубыми линиями (табл. 25,74)
Камень
75. Силуэтное изображение птицы с поднятым крылом, перед ней дугообразно
изогнутая фигура, возможно вторая птица. Точечная выбивка на крупной плите
песчаника (табл. 25,75)
Таблица 26
Камень
76. Схематичные фигуры двух животных. Головы трактованы силуэтно, туловища —
контурно, ноги подогнуты под туловища. Рядом — антропоморфная фигура линейного
стиля. Точечная выбивка на плите (табл. 26,76)
Камень
77. Схематичные изображения козла и человека. Грубая точечная выбивка на обломке
песчаника (табл. 26,77)
Камень
78. Сложная и не совсем понятная многофигурная композиция, включающая
антропоморфные фигурки линейного стиля. В верхней части, очевидно, изображен
человек, стреляющий из лука. Точечная выбивка на большом обломке песчаника
(табл. 26,75)
Таблица 27
Камень
79. Группа схематически трактованных контурных и силуэтных фигур овец. В
нижней части плиты изображение коня и несколько разных значков (табл. 27,79)
Камень
80. Силуэтная фигура барана с туловищем четырехугольной формы. Точечная выбивка
на .крупном обломке песчаника (табл. 27,80; рис. 18)
Камень
81. Группа силуэтно трактованных схематичных фигур баранов. Точечная выбивка
на обломке песчаника (табл. 27,81)
Таблица 28
Камень
82. Сложная многофигурная композиция, включающая изображения оленей, баранов и
человеческих фигур. Два оленя трактованы контурно, туловища их «перечеркнуты»
поперечными линиями, остальные — силуэтно. Головы животных украшены рогами
древовидной формы. Один из выбитых на плите людей стреляет из лука, над ним —
тамговидный значок в виде уголка (табл. 28,82)
Камень
83. Две силуэтные фигуры лошади (?). На спине верхней помещена фигура человека
линейного стиля. Точечная выбивка на небольшой плите (табл. 28,83).
Камень
84. Силуэтное изображение оленя с восседающим на нем человеком. Под ними три
антропоморфные фигурки линейного стиля. Точечная выбивка на крупном обломке
песчаника (табл. 28,84)
Таблица 29
Камень
85. Многофигурная композиция из двух изображений оленей с древовидными рогами,
трех неопределенных животных и многочисленных человеческих фигур линейного стиля.
Точечная выбивка на крупной плите песчаника (табл. 29,85)
Таблица 30
Камень
86. Крупная силуэтная фигура двугорбого верблюда, под ним — изображение собаки.
Точечная выбивка на массивной глыбе песчаника, оставленной на склоне горы
(табл. 30,86)
Таблица 31
Камень
87. Шагающее антропоморфное мифическое существо с семью головами,
ответвляющимися от единого туловища. Точечная выбивка на каменной плитке (табл.
31,1)
Камень
88. Фигура женщины с ребенком. Точечная выбивка на каменной плитке (табл.
31,2)
Камень
89. Фигура, изображающая, возможно, женскую одежду. Точечная выбивка на
каменной плитке (табл. 31,3)
Комментариев нет:
Отправить комментарий