Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 1 ноября 2013 г.

Народные рисунки хакасов. Южный склон Оглахтинских гор



ХАКАССКИЕ ПИСАНИЦЫ
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Рисунки на скалах южного склона Оглахтинских гор
Таблица 32
Плоскость I. Рисунок повозки — резной, нижние кони — начертанные, олень и волк, идущие влево,— выбитые. Более ранние рисунки здесь выбиты точечной техникой (табл. 32)

Таблица 33
Плоскости II и III. Одиночные фигуры коней. Свежая точечная вы­бивка на скале (табл. 33,1)
Плоскость XI. Лошадь и змея. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 33,2)

Таблица 34
Плоскость IV. Композиция из людей и лошадей. Точечная выбив­ка на скале. Один конь трактован силуэтно, остальные — контурно (табл. 34). В центре композиции выделяется крупная, декоративная фигура коня со всадником. На туловище коня выбиты тамговидные знаки: летящая птица, круг с шестью спицами на подставке и фигура человека, окаймленная полукругом. На шее лошади — шаркунец. Ос­тальные контурные фигуры лошадей украшены круглоямочными вы­бивками. В отличие от центральной фигуры у всех у них только по две ноги. Линии выбивки на этой плоскости имеют не очень свежий вид. Возможно, эти рисунки относятся к наиболее старым в описываемой серии.
Таблица 35
Плоскость V. Большая многофигурная композиция: человек, овцы, козы, косули, змеи и лошади. Свежая точечная выбивка на скале. У од­них лошадей изображены только две ноги, у других — все четыре. На шее у некоторых из них изображены шаркунцы. Туловища двух фигур украшены круглыми ямочными выбоинами (табл. 35)
Таблица 36
Плоскость VI. Два коня. Свежая точечная выбивка силуэтов на ска­ле (табл. 36,1)
Плоскость VII. Всадник (?) на коне, конь и лось. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 36,2)
Таблица 37
Плоскость VIII. Всадник и кони. Свежая точечная выбивка на ска­ле (табл. 37)
Таблица 38
Плоскость IX. Мужской персонаж с палицей и бегущий, стреляю­щий (?) шаман. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 38,1)
Плоскость X. Бегущий шаман с бубном. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 38,2)
Таблица 39
Плоскость XII. Композиция из фигур коней, людей, пятиконечной звезды и змеи. Туловище крупной фигуры коня украшено циркульным орнаментом, крупными ямками, изображениями круга со спицами, кру­га с точками и двух схематичных человеческих фигур. Шея украшена продольными линиями, завершающимися кружками с точками в цент­ре; кроме того, на ней висит какое-то сложное украшение, возможно связка шаркунцов. На лошади восседает маленький схематически трак­тованный всадник (табл. 39)
Под фигурой коня выбиты: фигура человека с неестественно боль­шой головой, вторая фигура коня, значительно меньшего размера, и пятиконечная звезда. А выше изображены две змеи, более древние фи­гуры козлов и голова коня, по очертаниям напоминающая шахматную фигуру (табл. 39). В двух метрах правее от декоративного коня на со­седней плоскости черной краской сделана надпись: «6 Iюля 1907 года Е.П. Чибижековъ А. Адрианов». В данном случае, как и на основной Оглахтинской писанице на Енисее, свою фамилию нанес А.А. Адриа­нов — сын А.В. Адрианова, помогавший отцу. Автором публикуемого рисунка скорее всего был фигурирующий в надписи Е.П. Чибижеков. Немного дальше, на большой плоскости, в окружении разновременных рисунков, выбита еще одна крупная фигура коня, которая, судя по характерному султану, должна быть отнесена к таштыкскому времени.
Таблица 40
Плоскость XIII. Сцена охоты всадника, вооруженного луком и стрелой-срезнем, с собакой на волка, в которого уже попала одна стрела. Точечная выбивка на скале (табл. 40,1)
Плоскость XIV. Фигура вола, идущего вправо. Подчеркнута массив­ность туши. Точечная выбивка на скале (табл. 40,2)
Таблица 51. Рисунки, выбитые на горе Сагыт (Оглахты)
Плоскость XV. Изображение идущего шагом коня и две орнамен­тальные фигуры. Точечная выбивка на скале среди других фигур (табл. 51)

Комментариев нет:

Отправить комментарий