ХАКАССКИЕ ПИСАНИЦЫ
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В.
Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука,
главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Рисунки на скалах южного склона
Оглахтинских гор
Таблица 32
Плоскость
I. Рисунок повозки — резной, нижние кони — начертанные, олень и волк, идущие
влево,— выбитые. Более ранние рисунки здесь выбиты точечной техникой (табл. 32)
Таблица 33
Плоскости
II и III. Одиночные фигуры коней. Свежая точечная выбивка на скале (табл.
33,1)
Плоскость
XI. Лошадь и змея. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 33,2)
Таблица 34
Плоскость
IV. Композиция из людей и лошадей. Точечная выбивка на скале. Один конь
трактован силуэтно, остальные — контурно (табл. 34). В центре композиции
выделяется крупная, декоративная фигура коня со всадником. На туловище коня
выбиты тамговидные знаки: летящая птица, круг с шестью спицами на подставке и
фигура человека, окаймленная полукругом. На шее лошади — шаркунец. Остальные
контурные фигуры лошадей украшены круглоямочными выбивками. В отличие от
центральной фигуры у всех у них только по две ноги. Линии выбивки на этой
плоскости имеют не очень свежий вид. Возможно, эти рисунки относятся к наиболее
старым в описываемой серии.
Таблица 35
Плоскость
V. Большая многофигурная композиция: человек, овцы, козы, косули, змеи и лошади.
Свежая точечная выбивка на скале. У одних лошадей изображены только две ноги,
у других — все четыре. На шее у некоторых из них изображены шаркунцы. Туловища
двух фигур украшены круглыми ямочными выбоинами (табл. 35)
Таблица 36
Плоскость
VI. Два коня. Свежая точечная выбивка силуэтов на скале (табл. 36,1)
Плоскость
VII. Всадник (?) на коне, конь и лось. Свежая точечная выбивка на скале (табл.
36,2)
Таблица 37
Плоскость
VIII. Всадник и кони. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 37)
Таблица 38
Плоскость
IX. Мужской персонаж с палицей и бегущий, стреляющий (?) шаман. Свежая точечная
выбивка на скале (табл. 38,1)
Плоскость
X. Бегущий шаман с бубном. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 38,2)
Таблица 39
Плоскость
XII. Композиция из фигур коней, людей, пятиконечной звезды и змеи. Туловище
крупной фигуры коня украшено циркульным орнаментом, крупными ямками,
изображениями круга со спицами, круга с точками и двух схематичных
человеческих фигур. Шея украшена продольными линиями, завершающимися кружками с
точками в центре; кроме того, на ней висит какое-то сложное украшение,
возможно связка шаркунцов. На лошади восседает маленький схематически трактованный
всадник (табл. 39)
Под
фигурой коня выбиты: фигура человека с неестественно большой головой, вторая
фигура коня, значительно меньшего размера, и пятиконечная звезда. А выше
изображены две змеи, более древние фигуры козлов и голова коня, по очертаниям
напоминающая шахматную фигуру (табл. 39). В двух метрах правее от декоративного
коня на соседней плоскости черной краской сделана надпись: «6 Iюля 1907 года Е.П. Чибижековъ А. Адрианов». В данном
случае, как и на основной Оглахтинской писанице на Енисее, свою фамилию нанес
А.А. Адрианов — сын А.В. Адрианова, помогавший отцу. Автором публикуемого
рисунка скорее всего был фигурирующий в надписи Е.П. Чибижеков. Немного дальше,
на большой плоскости, в окружении разновременных рисунков, выбита еще одна
крупная фигура коня, которая, судя по характерному султану, должна быть
отнесена к таштыкскому времени.
Таблица 40
Плоскость
XIII. Сцена охоты всадника, вооруженного луком и стрелой-срезнем, с собакой на
волка, в которого уже попала одна стрела. Точечная выбивка на скале (табл.
40,1)
Плоскость
XIV. Фигура вола, идущего вправо. Подчеркнута массивность туши. Точечная
выбивка на скале (табл. 40,2)
Таблица 51. Рисунки, выбитые на горе
Сагыт (Оглахты)
Плоскость
XV. Изображение идущего шагом коня и две орнаментальные фигуры. Точечная
выбивка на скале среди других фигур (табл. 51)
Комментариев нет:
Отправить комментарий