Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 1 ноября 2013 г.

Народные рисунки хакасов. У улуса Аёва



ХАКАССКИЕ ПИСАНИЦЫ
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
КАМНИ С РИСУНКАМИ БЛИЗ УЛУСА АЁВА
В окрестностях улуса Аёва на р. Нине камни с изображениями обна­ружены в трех местах. Первое местонахождение их располагается в 2,5 км выше улуса, на правом берегу р. Нини, на вершине неболь­шой возвышенности.
Таблица 41. (Таблица 41—44. Рисунки, вырезанные на камнях близ улуса Аёва)
Здесь найдены крупная, массивная плита с изо­бражением нескольких тамговидных знаков (табл. 41) и две неболь­шие плитки с вырезанным геометрическим орнаментом. На первой из них вся плоскость поделена на клетки, на второй такие же клетки до­полнительно перечеркнуты по диагоналям.
Таблица 42
Второе скопление плит с рисунками находится в 3 км ниже улуса в логу, на правом берегу Нини. Именно здесь, на правом отвесном бе­регу лога, в 400- 500 м от устья, у обнажений песчаника верхнего яруса, геологи Березовской экспедиции обнаружили в 1971 г. большую глыбу песчаника с резными, прошлифованными рисунками. Часть ее, на которой были изображения двух лошадей с тамгами на бедрах, две криволинейные орнаментальные композиции и часть здания с куполо­образной крышей (табл. 42), они отслоили и увезли в Новосибирск, в музей Березовской экспедиции. На оставшейся части видны изображе­ния двух топоров, «телеги», схематично трактованного животного, цвет­ка и нижней части здания (табл. 43)
 
 Таблица 43
Невдалеке от этой глыбы найдена крупная плита с процарапанным на ней тонкими линиями рисунком двухэтажного дома (табл. 44,1). Похожие рисунки домов, но только одноэтажных, обнаружены на круп­ной плите левого берега лога. Невдалеке от нее на массивной глыбе песчаника — изображение неопределенного предмета и едва заметные, стертые временем криволинейные орнаментальные композиции (табл. 44,2)
Таблица 44
Но основное местонахождение хакасских рисунков обнаружено Л.Р. Кызласовым в 1979 г. на сопке Сорах-тигей в 2 км к юго-юго-востоку от улуса Аёва. К сожалению, эти рисунки, кроме табл. 50, не удалось включить в книгу.
Таблица 50. Рисунки, вырезанные на плите сопки Сорах-тигей близ улуса Аёва

РИСУНКИ НА ПЛИТАХ ДРЕВНИХ ТАГАРСКИХ КУРГАНОВ
Так как татарские курганы распространены по всей Ха­касии — они встречаются не только в степях и горных распадках, но и в подтаежных районах,— то сбор и изучение всех имеющихся на них рисунков сопряжены с большими трудностями. К тому же тагарцы не­редко использовали для своих нужд камни с изображениями, оставав­шимися от других, более ранних эпох. А в последующее время, вплоть до современности, плоскости плит, образующих ограды курганов, по­крывались различного рода изображениями. Разделить всю массу ри­сунков, покрывающих плиты курганов, на определенные хронологиче­ские группы можно будет лишь после массового сбора материалов. Хотя кое-что уже в этом направлении сделано, тем не менее народные рисунки хакасов и их тамги выделяются здесь впервые.
Аскизская курганная группа. Находится возле дороги из одноимен­ного села на станцию Аскиз (раскопки Э.А. Севастьяновой, 1974— 1975 гг.). На угловых камнях кургана № 33, что в 3 км к северо-запа­ду от села, изображены: 1) неопределенная постройка (может быть, колокольня со звонарем и «вылетающими звонами») на восточной грани южного углового камня глубокая выбивка — табл. 45,1); 2) трехгла­вая каменная церковь на узкой восточной грани восточного углового камня (глубокая выбивка — табл. 45,2)
Таблица 45. Рисунки, выбитые на  плитах татарских курганов близ с. Аскиз.
Бельтирский могильник. Находится в так называемой Могильной степи между улусами Бельтиры и Онхаков (Ворошилово). Возле трак­та Абакан — Таштып, против улуса Бельтиры, на плитах тагарского кургана (снято Э.А. Севастьяновой в 1975 г.) выбиты: 1) верблюд, запряженный в арбу, тамгообразный знак в виде перекрещенного ова­ла, идущий вправо олень (табл. 46,1); 2) верблюд и косуля, припавшая на передние ноги (табл. 46,4,5)
Таблица 46. Рисунки, выбитые на плите татарского кургана близ улуса Бельтиры.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ НА АБАКАНЕ И ЧЕРНОМ ИЮСЕ
Отметим еще два местонахождения хакасских наскальных рисун­ков, обследованных археологической экспедицией Московского универ­ситета в 1959, 1973, 1975 и 1977 гг.
Прежде всего, упомянем писаницы на песчаниковых скалах горы Хызыл хая, которая возвышается на правом берегу р. Абакан при впадении в него справа р. Сос, против Онхакова улуса (Ворошилово). Эти писаницы целиком являются хакасскими. Они расположены на скаль­ных обрывах, охватывающих гору с трех сторон: юго-восточной, юго-западной и северо-западной. На юго-восточном склоне горы, обращен­ном к Саянам, на плоскости, повернутой к югу, выбита сцена протя­женностью около 2 м: антропоморфное существо с двурогой развилкой вместо головы и палкой (или луком?) в руке гонит вправо двух кру­торогих горных баранов-архаров, ниже которых идет олень, а перед ним волк, следующий за двумя оленями, перед которыми стоит еще один архар со спирально закрученными рогами, и ниже еще три та­ких же горных барана (табл. 47,1). Между оленями и бара­нами в последней группе выбита тамга в виде прямого креста с двумя черточками по обе стороны от верхнего отростка (табл. 47,2), близкая к тамгам с горы Папальчиха. Все изображения выбиты точ­ками, нанесенными острым орудием, контуром, а некоторые бараны (или только их головы) — силуэтом. На соседней плоскости, расположенной под углом к вышеописанной, выбиты две тамги, очень схожие с древнехакасскими первой группы [Кызласов, 1965 (I)], и «человечек».
Таблица 47, рис. 1. Композиция, выбитая на скале горы Хызыл хая на правом берегу р. Абакан при впадении р. Сое
Таблица 47, рис. 2. Хакасские знаковые и буквенные тамги (тавра), выбитые на горе Куртуяк (хак. Хуртуях)
С южной стороны скальных выходов еще в трех точках обнаруже­ны изображения козлов с подогнутыми ногами, как бы в прыжке. По юго-западному фронту скал, при устье р. Сое, в двух местах есть изображения собак, погонщика, пяти прыгающих козлов и тамги в ви­де расположенных друг над другом дуг, соединенных чертой. На со­седнем с запада выступе — один козел. На западном фронте скал, прямо над р. Абакан (напротив дер. Усть-Есь), выбиты четыре козла, олень и другая тамга в виде растеньица, а ниже — небольшой горный баран. Две последние тамги у Катанова значатся среди «кивинских» (хобый) и сагайских [Катанов, 1897], а у Токарева близкие по очер­таниям—среди бельтирских [Токарев, 1952]
Второй пункт — это известные Сулекские скалы (хак. Пiчiктiг хая, т. е. Писаная скала) на левом берегу р. Печище, напротив горы Тюре, вблизи тракта Копьево — Сарала, где от него отходит шоссе на дер. Устинкино (хак. Наа аалы). Названы так по ныне несуществующе­му улусу Сöлек аалы, который находился па том же берегу р. Печище, в 1 км к западу-юго-западу от Сулекской писаницы [Appelgren-Kivalo, 1931].
Здесь в 150 м от тракта возвышаются три невысокие сопки сбросового происхождения, развернутые фронтом скал на юг. Эти соп­ки, сложенные девонским песчаником, мы обозначили — в порядке оче­редности с запада на восток — Сулек I, Сулек II и Сулек III. Экспеди­ция МГУ обследовала рисунки на этих сопках в 1959 и 1975 гг.
Основная плоскость Пiчiктiг хая с енисейскими надписями и рез­ными рисунками древних хакасов IX—X вв., зафиксированная в 80-х го­дах XIX в. И.Р. Аспелиным [Appelgren-Kivalo, 19311, расположена на Сулеке I —крайней западной горе на высоте 15—20 м над уровнем окружающей степи. При сличении оказалось, что экспедиция Аспелина зафиксировала рисунки умело и точно.
Теперь же эта плоскость сильно повреждена большими грубо вы­битыми буквами фамилий с датами от 1939 до 1954 г. Часть рисунков, по свидетельству очевидцев, сбита при постройке проходящего мимо тракта в 1952—1954 гг., когда строители брали отсюда камень. На этой же плоскости имеются и немногочисленные выбитые рисунки и тамги, а также древнехакасские тамги, уверенно датируемые IX—X вв. Здесь нами сняты эстампажи и фотографии с уцелевших изображений, а так­же рисунков и тамг IX—X вв., не приведенных в материалах финлянд­ской экспедиции и расположенных на Сулеке I к западу и востоку от основной плоскости. На восток от основной плоскости протянулись большие плоскости, сплошь покрытые огромным количеством выбитых рисунков, в большинстве своем древнехакасских (например, изображе­ние барана — табл. 48,1), которые никем не фиксировались.
Таблица 48. Рисунки, выбитые на писаницах Сулек I (1) и  III (2, 3).
Сулек II — скальные обнажения соседней к востоку от Сулека I сопки, отделенной небольшим ложком. Здесь также имеются отдельные выбитые рисунки: фертообразные человеческие фигурки, всадники с поднятыми вверх руками, олени и лошади. Среди них встречаются древнехакасские резные рисунки IX—X вв. (баран и др.)
Сулек III — сопка в 100 -м к югу от Сулека II, за небольшой лож­биной. Здесь с южной стороны также тянутся с запада на восток скальные плоскости с отдельными выбитыми рисунками и древнехакасскими тамгами. Среди современных хакасских рисунков наиболее ин­тересна сцена: конь, стоящий перед антропоморфным существом с голо­вой хищной птицы (табл. 48,2,3)

Комментариев нет:

Отправить комментарий