Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные
рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная
редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Глава 7
Автор главы - искусствовед И.Л. Кызласова
Автор главы - искусствовед И.Л. Кызласова
Стилистические особенности рисунков на
камне
Таблица 12
Изучая историю искусства,
постоянно приходится сталкиваться с тем, как выразительно художник использует
родные формы и другие «изначальные» свойства материалов, переосмысляя их
эстетически. Но даже самого искушенного зрителя рисунки, выбитые или вырезанные
на скальных поверхностях и отдельных каменных плитках, поражают заключенным в
них глубинным чувством родства, слияния человека-художника и природы — его
мастерской. Сейчас мы можем лишь догадываться или на какой-то краткий миг испытать
то чувство непосредственного общения с миром, которое составляло основу
миросозерцания и художественного мышления художника прошлого.
Скалы Хакасии хранят рисунки,
созданные несчетным числом поколений. Древнейшие относятся к каменному веку.
Рисование на камне было устойчивой традицией на протяжении многих тысячелетий в
эпоху бронзы и раннего железного века, в длительный средневековый период.
Совсем недавно обнаружилось, что и сто-двести с лишним лет назад жители Хакасии
испытывали столь же настоятельную потребность в «каменной графике», как и их
отдаленные предки. Живя в окружении древних наскальных рисунков, хакасы
XVII—XIX вв., естественно, обращались к этому своеобразному «виду» искусства.
В чем же состоит его
специфика? Совершенно очевидно, что размеры и конфигурация поверхности камня,
выбранного для нанесения изображения, во многом определяют масштаб и
расположение рисунка. Крупные изображения, рассчитанные на восприятие со
значительного стояния,— редкость. Основная масса рисунков не превышает в длину
ширину 10—20 см. Такие изображения предполагают одного или реже двух-трех
зрителей, которые или держат в руках небольшие каменные плитки, или стоят около
них, или двигаются вдоль скального карниза по узкой тропинке. Создается
впечатление, что рисунки — в значительной степени разговор художника с самим
собой. (Но, вероятно, есть и исключения, например орнаментальные мотивы,
выкройки детали вышивок, рассчитанные, по-видимому, на показ).
Рисовальщик не рассчитывал на
поощрение и даже на простое сопереживание зрителя — его рисунки «бескорыстны».
Это заставляет с еще большей остротой почувствовать их непосредственность и
искренность.
Другая важнейшая особенность
интересующих нас рисунков определяется фактурой блекло-фиолетовой песчаниковой
плиты — ее гладкой или шероховатой, «слоистой» или зернистой поверхностью,
покрытой трещинами и царапинами, сколотой и выветрившейся.
Всякий, кому приходилось
разыскивать изображения на камне, знает, как подчас трудно разглядеть эти
рисунки — так органично сливаются они со своим естественным фоном. Художники
прекрасно понимали характер своего материала и творили в полном согласии с ним,
не нарушая, а обогащая сложную поверхность камня, как бы вплетая еще один узор
в природные орнаменты скал. Слияние рисунка с поверхностью камня усиливает
особенности его освещения. Солнечные лучи, то выявляя, то, наоборот, скрывая
изображение, подчиняют жизнь рисунка природным ритмам. Важно также, что
естественное освещение чрезвычайно обогащает выразительность простых линий
рисунка — они становятся изменчивыми, подвижными, приобретают цветовую
окрашенность. Пульсирование теней и поблескивание отдельных сколов в контуре
наскальных рисунков — красивое, часто незабываемое зрелище.
Хакасские рисунки на
песчаниковых плитах обладают всеми лучшими чертами народного искусства,
которое всегда отличает обостренное чувство материала и достижение предельной
ясности и выразительности изображения при максимальной отобранности и скупости
средств художественного воплощения. Подчеркнем, что последний принцип — это
мудрое подражание примеру самой природы, живущей по закону максимальной
целесообразности.
Перейдем теперь к анализу
средств художественного выражения хакасского рисунка на камне.
Сразу же оговоримся: наши
наблюдения над стилем рисунков имеют предварительный характер. Это
определяется двумя причинами.
Во-первых, ограниченностью
самого изучаемого материала. Нет сомнения в том, что в недалеком будущем
ученые значительно расширят наши представления о хакасской народной «каменной
графике».
Вторая причина связана как с
первой, так и с важнейшей отличительной особенностью наших рисунков — их
своеобразной стилистической пестротой. Перелистайте страницы альбома — перед
вами пройдут изображения, в чем-то близкие между собой и в то же время очень
различные. Совершенно очевидно, что ни одна иная, более древняя, эпоха,
оставившая после себя гравированный рисунок в Южной Сибири, не знала такого
разнообразия индивидуальных почерков рисовальщиков. Но если особенности этих
разнообразных «манер» рисования не так трудно увидеть, то определить их
словесно — поистине не простая задача. И действительно, предельная
ограниченность технических приемов, с помощью которых выполняется изображение,
приводит к тому, что мы, например, вынуждены говорить лишь о чуть более или
чуть менее углубленной линии, об аккуратном или небрежном ее исполнении. Но
степень углубления и «аккуратность» каждой линии — своя едва ли не в каждой
группе рисунков, а то и в каждом рисунке. Так же трудно писать и о мере
условности рисунков — ведь они передают наиболее общие признаки изображенных
объектов. Все рисунки плоскостные и выполнены они обобщающими линиями, во
многих из них особую роль играет силуэт и т. д.
Все же попытаемся выделить и
охарактеризовать хотя бы в самом общем виде те несколько «манер» в исполнении
рисунков, которые уже сейчас, при первоначальном их изучении, заставляют
сосредоточить на себе внимание.
Начнем с самого обособленного
стиля рисунков, который, как нам представляется мог первоначально сложиться в
резьбе по дереву (см. изображения па шкатулках — рис. 20,23), а затем развиться
и в «каменной графике».
Изображения на камне и дереве
имеют не только единую технику — резьбу, но и общие излюбленные изобразительные
мотивы (это кони или конь, везущий повозку, сани).
Очевидно, что изображения
коней имеют свой достаточно определенный канон пропорций: нарочито маленькие
изысканные головы и удлиненные ноги. Самая яркая отличительная черта этой
манеры — высокая степень ритмизированности легкой однорядной линии, что придает
ей особую хрупкость и изящество. Художник прекрасно владеет гибкой линией, но
соединяет ее с прямыми, намеренно угловатыми. Это создает неповторимую острую
выразительность рисунков. Однако декоративное понимание линии сочетается здесь
с большой конкретностью видения — посмотрите, как достоверно (хотя и без
излишней детализации) передана сбруя коней или их гривы и хвосты, расчерченные
на отдельные пряди. Несомненно, что подобный рисунок требовал особого навыка и
опыта от художника.
Другая группа рисунков может
быть выделена (хотя и не столь определенно) по тому же принципу сходства со
стилем рисунков, выполненных в ином материале. Это силуэтные изображения
коней, напоминающие аппликацию (табл. 36,1,2; 48,2).
Из таблицы 36
Вся поверхность рисунка равномерно
углублена. Изображения пропорциональны и лишены какой-либо утрировки. В то же
время в характере рисунка — определенная устойчивость нескольких отличительных
приемов изображения: силуэт очерчен «выпуклыми», призванными передать объем линиями,
но места их соединения фиксируются с помощью небольших геометризированных
отрезков. Весьма возможно, что отличительной чертой данной манеры изображения
животных является прием отчетливой передачи всех изгибов задних чуть согнутых
ног и изображение передних ног слегка укороченными. Кроме изображений коней в
манере, заставляющей вспомнить аппликацию, выполнены фигуры птиц, предстоящих
у древа жизни (табл. 5.XIX).
Среди рисунков,
воспроизведенных в книге, можно выделить изображения животных, исполненных
очень индивидуально. Но их общей чертой является жизненная достоверность
облика. Вот лошадь, изображенная «незамкнутым контуром» (табл. 33,2).
Из таблицы 33
Линии рисунка очень
пластичны, хотя и сохраняют простоту и лаконизм. Художнику удалось передать не
только более свободное, чем на других рисунках, движение животного, но и
определенное его состояние — настороженность и испуг. Другой пример — конь на
камне 65 (табл. 24).
Из таблицы 24
Изображение это не обладает
столь определенным эмоциональным содержанием, но наделено исключительной
убедительностью в передаче жизненных
форм.
По приведенным выше
свидетельствам ученых XIX — начала XX в. нам известно, что ряд рисунков был
выполнен подростками. Мы вспоминаем об этом, глядя на некоторые изображения.
Действительно ли это рисунки мальчиков-пастухов — сказать трудно, но отдельные
изображения построены, казалось бы, по особым законам детского рисунка. Таков,
например, двухэтажный дом, стены которого развернуты в одной плоскости и одно
из окон которого «упирается» в стену (табл. 44). Таковы, вероятно, изображения
некоторых лошадей (табл.,17,46,47)— они воспринимаются не как подчеркнуто
условные, а как неумелые. Кроме того, важно, что подобные рисунки единичны —
они не повторяются, не образуют стилистической группы.
Из таблицы 17
К нескольким рисункам,
условно названным нами «детскими», примыкает другая, более многочисленная и
менее определенная по своим характеристикам группа рисунков. Ее создатели
избрали крайне упрощенную передачу форм, часто обладающих примитивными
пропорциями. Линия у большинства подобных рисунков не имеет объемно-пластического
характера. Она лишь обозначает границы изображения. Рисунки иногда небрежны по
исполнению (см. изображения 41,45,48,74 на табл. 16,17 и 25 и др.). Внутри
данной группы рисунков отметим ряд фигур животных, заполненных орнаментальными
мотивами (табл. 12,24; 16, 42,44; 17,47; 19,53). Иногда линии, расчленяющие
изображение, отделяют одну часть тела животного от другой, но общий
декоративный принцип орнаментирования фигуры сохраняется едва ли не во всех
перечисленных рисунках.
Из таблицы 12
Для того чтобы более детально
систематизировать эту группу изображений (что, вероятно, будет возможно
сделать только со временем), необходимо расширить круг наблюдений, привлекая
новые материалы. Вместе с тем уже сейчас очевидно, что анализ собственно
стилистических примет изображений на камне имеет свои пределы. Когда мы
сталкиваемся со схематичными рисунками, выполненными однородной линией и
передающими очень ограниченные мотивы движения (покоя или неспешного шествия),
когда ритмическая организация этих рисунков едва намечена, приходится
признать, что выделение отдельных групп изображений в этих случаях возможно
только на основе иконографических признаков рисунков. Это уже сделано выше.
Все сказанное с еще большим
основанием можно отнести к контурным изображениям, близким к элементарным
схемам. Мы имеем в виду в первую очередь многочисленных линейных человечков.
Известны близкие изображения, принадлежащие к более древним пластам сибирской
«каменной графики». Но вряд ли мы ошибемся, если скажем, что именно народному
рисунку XVIII — начала XX в. присущ особый, повышенный интерес «к разнообразным
по своим жестам фигуркам человечков- схем. Именно они во многом определяют
лицо этого своеобразного искусства.
Завершая наш небольшой
экскурс, отметим еще несколько черт, свойственных хакасскому рисунку на камне.
Упомянем, что в целом проблемы сюжетной композиции разрабатывались в хакасском
народном искусстве. Наиболее наглядно это видно на примере изображений на
бубнах [Иванов, 1955] и на деревянных шкатулках (рис. 20; 23), но имеются они и
на скалах (рис. 2; 13; табл. 35; 37; 38,1; 40,1; 47,1).
Однако большинство рисунков
на камне представляет собой или отчетливо выраженные одиночные изображения,
или одиночные изображения, совмещенные в хаотичные (иногда, по-видимому,
разновременные) «композиции». Неурегулированные «композиции» встречаются едва
ли не во все эпохи существования рисунка на камне, но также и в этнографических
рисунках других народов Сибири [Иванов, 1954, с. 761 и др.]. Такое понимание
соотношения рисунков в «каменной графике» XVIII — начала XX в. существенно
расширяет наши представления о законах народного художественного мышления.
Опишем основные варианты
неурегулированной «композиции». Так, многие рисунки следуют один за другим:
часто между изображениями отсутствуют даже минимальные интервалы, нередко
контуры их соприкасаются и сливаются. Многие фигуры на плитках расположены под
углом друг к другу — понятие «верха» и «низа» поверхности, несущей на себе
рисунки, исчезает (ср. то же у манси — [Иванов, 1954, с. 761]). Создается
эффект перечисления разномасштабных изображений. Даже в тех случаях, когда,
казалось бы, можно проследить сюжетную взаимосвязь нескольких фигур, нельзя
быть уверенным, что это сюжет, а не случайное соседство рисунков.
Впечатление стихийного
сложения этих «композиций» чрезвычайно усиливается, когда мы сталкиваемся с
наложением одной фигуры на другую (например, табл. 21,59). Верхний «слой»
рисунков нанесен так, как будто бы располагается на чистой поверхности (табл.
23, в центре).
Таблица 23
Таким образом, этот прием уничтожает
представление о фоне изображения. Поскольку фоном является поверхность,
характер которой отличен от изображения, фон выявляет особенности изображенного
и воспринимается как поверхность, лежащая в иной плоскости, нежели рисунок. В
данном случае с исчезновением понятия «фон» исчезает и отчетливость рисунков —
они превращаются в клубок разнонаправленных линий (табл. 26,78).
Существует и другой вариант
наложения изображений: небольшая фигурка оказывается в пределах контура более
крупной фигуры. Рисунки сохраняют отчетливость внешних форм, но теряют
отчетливость своего содержания — никто, кроме автора, не может достоверно отделить
смысл фигур первого и второго «пласта» изображений.
Важной особенностью наших
хаотичных «композиций» является отсутствие их ритмической организации. Даже
там, где нет наложения рисунков друг на друга, их расположение совершенно
произвольно — это именно перечисление фигур, а не композиция.
Все сказанное о хаотичной
«композиции» с очевидностью приводит нас к мысли, что такой тип композиции,
во-первых, отражал какое-то очень специфическое понимание поверхности камня как
материала искусства, а во-вторых, соответствовал определенному художественному
мышлению, для которого характерно понимание творческого процесса, длящегося во
времени,— хочется сказать: «создающегося усилиями поколений». Принцип
неурегулированной «композиции» наглядно отражает суть народного искусства
рисунка на камне как искусства коллективного. «Хоровое» начало хакасской
«каменной графики» сложно переплетается с проявлениями индивидуальных
художественных манер.
Итак, хаотические
«композиции» незамкнуты — потенциально они могут быть продолжены со временем.
Думается, что другим проявлением подобного же творческого сознания является
незаконченность изображений как сознательный художественный прием. Но эта мысль
не более чем предположение. Дело в том, что проблема незавершенности
наскального рисунка различных эпох остается неразработанной в науке в силу
своей чрезвычайной сложности. Принцип тождества изображения и его объекта,
лежащий в основе древнего художественного мышления и сохраненный народным
искусством, казалось бы, исключает саму возможность создания незаконченного
изображения.
Из определенного родства
творческого сознания хакасов XVIII — начала XX в. и их предков можно сделать
весьма важный вывод. Изучение народной «каменной графики» в комплексе иных
проблем, выдвигаемых духовной жизнью народа, может подсказать ученым целый ряд
отправных моментов для исследования более древних пластов рисунков на камне.
Но рассуждения о «родовой»
связи «старого» и «нового» художественного мышления, проявившегося в рисунках
Хакасии, не должны затемнить мысль о своеобразии художественного языка народных
рисунков на камне. Среди известных науке образцов этого искусства нет прямых
воспроизведений более древних изображений. Еще раз подчеркнем: общий
стилистический облик хакасской «каменной графики» вполне оригинален.
Заключение
Пять наскальных писаниц,
начертанных краской, и шесть пунктов местонахождения выбитых рисунков, описанных
в этой работе, представляют собой лишь небольшую долю той части богатого
наследия хакасского народного творчества, которая хранится не в стенах музеев,
а под открытым небом, на склонах гор, на скалах и плитах древних курганов. Со
времени создания этих писаниц прошло всего от 300 до 60 лет, но выделить из
огромной массы наскальных изображений народные рисунки хакасов удалось только
теперь. Исследователи, лично наблюдавшие за работой художников, не придавали
их произведениям должного значения. Они не поняли народности и массовости этих
памятников и предубежденно оценивали их как копии с фигур древних писаниц. В
этом нашло отражение пренебрежительное отношение к хакасскому народному
искусству, характерное для многих этнографов и археологов XIX в. Оригинальные и
самобытные композиции на ящичках и шкатулках оценивались ими как «грубая
резьба» [Кузнецова, 1898, с. 125], а каменная скульптура хакасов — как
произведения «испорченного воображения» [Радлов, 1894, с. 94].
Эти оценки, как уже
говорилось, повлияли и на современные представления. Этнографы не замечали и
не изучали памятники наскального народного искусства. Ссылаясь на авторитетное
заявление А.В. Адрианова, некоторые исследователи до сих пор приводят рисунки
на камнях как образец подражания новых петроглифов древним [Грязнов, 1933, с.
42; Дэвлет, 1965, с. 130 —131]. Конкретный анализ изображений, однако,
опровергает этот в корне неверный, ничем не обоснованный взгляд. Рисунки на
камнях и скалах — типичные произведения хакасского народного искусства, и
создавались они в рамках многовековой традиции, преемственно связанной с
искусством средневековья. Благодаря им удалось выявить существование в новой
отрасли хакасского народного творчества двух технических приемов, для каждого
из которых была характерна своя устойчивая иконография образов.
Первый из них охватывал все
рисунки, исполненные краской, второй — выбитые и резные изображения.
Традиция выбивания или
вырезания рисунков на камнях и скалах была, как выясняется, распространена и у
соседних народов Сибири — алтайцев, якутов, бурят и эвенков. Тувинцы рисовали
на скалах и красками. Сюжеты и стиль их изображений во многом близки хакасскому
искусству. Следовательно, наскальные рисунки нового времени следует
рассматривать как явление, характерное для некоторых аборигенных народов
Сибири и продолжающее традиции предшествующих исторических эпох. Данная работа
— лишь первый шаг на пути к их более глубокому и широкому изучению. Очевидно,
что необходимо развернуть сборы этого нового вида источников творчества
народов Сибири. Следует воссоздать цельную картину динамики исторического развития
народного искусства аборигенов Сибири от раннего средневековья до
современности.
Огромные прогрессивные
изменения, происшедшие за годы Советской власти, особенно в послевоенный
период, когда в нашей многонациональной стране создано развитое
социалистическое общество, полностью преобразили культуру и быт хакасского
народа. Старая национальная культура давно ушла в прошлое. Немногочисленный
хакасский народ из тьмы невежества поднялся к вершинам общечеловеческой
культуры. В одном строю со всеми народами своей Советской Родины он созидает
единую социалистическую культуру. У хакасов появились одаренные и высококвалифицированные
творческие работники в различных отраслях культуры и искусства. Талантливые
художники и скульпторы Хакасии
плодотворно работают во всех жанрах изобразительного искусства. Теперь не надо
рисовать на скалах и каменных плитках. И если еще встречаются любители выбить
на скале (иногда поверх бесценных сохранившихся до нашего времени древних
изображений) свои фамилии или какие-то рисунки, то, как известно, такая
страсть в наше время является свидетельством не культуры того или иного
человека, а его бескультурья. Между прочим, неграмотные хакасские художники
XVII—XIX вв., используя камень — этот тяжелый и малоудобный для плоскостного
изобразительного искусства материал,— никогда не наносили свои рисунки поверх
древних, оставленных их далекими предками. Они всегда выбирали для этого
свободные скальные плоскости или упавшие, отколовшиеся от утесов гладкие
плитки.
Принятый в нашей стране
«Закон об охране памятников истории и культуры» и статья 68 новой Конституции
СССР берут под надежную охрану памятники истории и прошлой культуры советских
народов и среди них — вновь открытые и еще мало изученные рисунки хакасов
XVII—XIX вв.— новый и бесценный источник для изучения многих сторон жизни,
быта и духовной культуры наших предшественников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий