Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 14 мая 2013 г.

Национальная одежда хакасов

Хакасы - качинцы. Усть-Абаканский район, колхоз им. Молотова

Сто лет назад хакасы шили одежду сами.

Одежда хакасов была самобытной. Шили ее сами из шкур домашних животных и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде.

Демисезонную — из самотканой матери.
Летнюю верхнюю одежду шили из сукна.
Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом.

Покрой детской одеж­ды не отличался от одежды взрослых.

Источники: 1. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101
2. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года: Научное издание./ отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525с.

Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха (ир когенег), а у женщин — платье (ипчi когенег). Обычно они шились из хлопчатобумажных тканей (праздничные — из шелка). Мужская рубаха своим покроем напоминала женское платье, но была намного короче и без клиньев посередине спинки. Она кроилась с разрезом на груди и отложным воротничком, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широкой в подоле. Объемные рукава заканчивались узкими обшлагами. Наплечники (полики), обшлага и подол женского платья делались из другой ткани.

Мужская рубашка — когенек. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Были распространены заимст­вованные от русских крестьян рубаха с кокеткой и оборками и косоворотка.
С особенностями одежды было связано немало народных воззрений. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые хут сыынчан — место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.
Поясная одежда хакасов состояла из нижних (ыстан) и верхних штанов (чанмар). Эти названия были известны и некоторым другим тюркским народам. Повседневные мужские штаны шились из темной хлопчатобумажной ткани, а праздничные — из плиса. Женские панталоны субур обычно шились из синей дабы (вид ткани).
Зимние штаны шились  из овчины, шерстью внутрь.

Качинка Анна Окунева. 19 лет . 1915 г. фото Н.В. Федорова
Женское платье когенек. Хакасы-белтыры. Аскизский район. Улус Малый Монок. Рис. Д.П. Черепанова, 1947
Женщины в повссдневных платьях 1912 г. фото Н.В. Федоров


Уголок вышитого воротника. Женское платье когенек
Женская рубаха, как и мужская, на груди и спине собира­лась в мелкие складки и была длинной — до пола. Воротник — отложной, с длинными концами, застегивался на одну пугови­цу. Шили рубаху из цветной ткани и шелка. Наплечники и обшлага, вышитые шелковыми нитками, вшивались со сборка­ми. Модницы делали их из парчи и шелка с узором.
Замужние женщины поверх праздничного костюма (халатов и шуб прямого покроя) обязательно надевали своеобразную безрукавку — сегедек. Девушки и вдовы не имели права носить подобный наряд.
Сегедек. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.

Сегедек — безрукавка.
Бельтыры. Аскизский район, улус Маткечик.
Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.
Баи любили носить халаты. Мужской халат (чимче), как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком хур, концы которого завязывались и свисали спереди. С левой стороны кушака прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, а за спиной привешивалось на цепочке серебряное огниво.
Трубки (ханза) вместе с кисетом мужчины носили в кармане, а женщины — за голенищем сапога.

Верхней одеждой хакасов был сикпен — распашной спереди длинный кафтан.
Сикпен представляет собой верхнюю летнюю женскую одежду. Шился из грубого сукна на ситцевой подкладке.
И мужские, и женские сикпены вышивали по воротнику, обшлагам и спинке. Сбоку на них иногда делали нарядно вышитые карманы. В первые десятилетия XX века сикпеп стал исключительно женской одеждой. Мужчины же стали носить азямы и таары, которые надевали поверх кёгенека и штанов как легкую наплечную одежду.
Девушки - хакаски в суконных халатах сикпен. Улус. Тазмин. 1912 г.  фото Н.В. Федоров
По праздничным дням молодые женщины надевали распашной кафтан — сикпен или хаптал из тонкого черного сукна. Воротник покрывался красным шелком или парчой. Обшлага рукавов шились из черного бархата или плиса и украшались шелковыми узорами. Обшлага обычно делались со скошенным выступом в форме конского копыта. Такая форма носит название омах. Считалось, что скошенные обшлага удобны для благопристойного поведения: стыдливые девушки прикрывали ими лицо от назойливых взглядов парней.
Летнюю женскую одежду делали из сукна или плиса, на подкладке. Воротник отложной, шалью, преимущественно из ма­териала красного или коричневого цвета с украшением из пер­ламутровых пуговиц. Обшлага рукавов и спину вышивали узо­рами из цветных ниток. Такая вышитая одежда считалась праздничной.
Ее носили в основном за­житочные женщины. Для повседневной носки сикпен отделывали проще и шили из дешевого материала.


Сикпен. Южные хакасы. Таштыпский район, улус Верхние Сиры. Рис. Д.П. Черепанова, 1947г.


Сикпен. Южные хакасы. Таштыпский район, улусХарасуг. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.



Сикпен. Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Маткечик. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.
Группа сагайцев с реки Еси в зимних нарядах. 1894 г. фото П.Е. Островских
Зимней одеждой хакасов, как мужской, так и женской, была шуба — тон. Облегающая сверху и широкая снизу за счет вставленных клиньев шуба украшалась вышивкой. Простые шубы шили из овчины или козлиного меха. Богатые — из мерлушки, беличьего или лисьего меха. Будничные тон имели 3~5 клиньев и были короче; богатые, праздничные насчитывали 7 клиньев.
Вероятно, в более ранние времена шуба служила одеждой для всех времен года. Многие бедняки ходили в шубах и летом; в жару руки вынимали из рукавов, и шуба спадала с плеч, полностью обнажая торс; при этом она прочно держалась на кушаке. Такая мода была известна всем народам Южной Сибири.

Шуба нагольная (тон) из овчины. Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Малый Монок

Нагольная шуба из овчины. Хакасы-качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Мужская шуба (тон) из овчины была длинной, с широким подолом. Передний подол был короче, чем задний. Кроилась шуба в талию, с узкими клиньями на спине, расши­рявшимися к подолу. Рукава вшивались с глубокой проймой, к ее концам пришивали меховую опушку, прикрывавшую кисти рук. Воротник делали круглым, отложным, из меха, обычно из овчины, а зажиточные — из мерлушки или выдры. 

Белая шуба — ах тон. Хакасы-бельтыры, Аскизский район, улус Малый Монок

Белая шуба — ах тон. Таштыпский район, улус Верхние Сиры. Южные хакасы - сагайцы, бельтыры.
Подол и ле­вую полу шубы оторачивали полоской меха. Шуба запахива­лась направо и подпоясывалась. Хакасы носили так­же короткую шубу (содан тон), а многие привыкли к шубе, сшитой по русскому крестьянскому покрою.

Черная бархатная шуба (хара плис тон). Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Малый Монок. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.

Мужская шуба хара плис тон. Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Маткетчик. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.
Женская одежда имела некоторые особенности. Шубу шили из выделанной овчины, мерлушки или из другого меха, отделы­вали ее мехом соболя, белки и тканью. Спину праздничной шу­бы украшали кистями, узорами, расшивали шелковыми нитка­ми.
Немало работы воображения разных поколений ушло на поиски эффектных форм выходной женской одежды. Народный вкус удовлетворился, в частности, парадным видом шубы купейки, покрытой черным плисом. Ее полы внизу обшивались меховой опушкой хума, составленной из передних лапок белок и соболей, нашитых в два ряда. На одну опушку уходили до 300 лапок зверьков. По внешнему краю хума оторочивалась черной мерлушкой. Такая оторочка — чылбых — присуща только для женской одежды. Над меховой опушкой нашивалась широкая кайма из шелка или парчи. Обшлага рукавов делали из меха выдры. Спинка купейки украшалась вышивкой.
Группа качинцев. Улус Тутатчиковых на реке Уйбат 1912 г. фото Н.В. Федоров

Купейка тон. Южные хакасы - сагайцы, бельтыры. Таштыпский район, улус Верхние Сиры. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Особый покрой имела женская обрядовая шуба (идектiг тон), которую надевали на свадьбе. Она имела прямой покрой с глубокими проймами рукавов. На высоте колен ее собирали с боков и сзади в сборки.


Идектiг тон — шуба с перехватом, отороченная мехом. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Подол на уровне колен, с боков и сзади простегивался девятью, одиннадцатью или тринадцатью рядами ниток. Получались сборки. Нижняя часть шубы, покрытая складками, образовывала подобие юбки. Ходить в свадебной шубе было неудобно, так как шаг сдерживался перехватом подола, но она хорошо сохраняла тепло.
Левая пола с четырехугольным выступом глубоко запахивалась направо. Воротник, стоячий или отложной, делали из меха. На обшлагах была полукруглая опушка, опускавшаяся на кисти рук. Богатые покрывали такую шубу дорогими цветными и узорчатыми шелковыми тканями. Подол, обшлага, левая пола, воротник обшивали мехом соболя или белки. С правого бока к шубе как украшение подвешивал­ся узорчатый карман. Поверх свадебной шубы надевали ко­роткую безрукавку (сигедек) на подкладке, расшитую шелко­выми нитками.
Идектiг тон составляла с сегедеком, тюльгу пюрик и пого специальный свадебный наряд. В первый раз женщина наряжалась в него на своей свадьбе, а позже, еще молодой женщиной, она в этом костюме бывала на других свадьбах в качестве почетной гостьи.

Свахи-сагайки в свадебных шубах. Улус Синявинский. 1912 г. фото Н.В. Федоров




Головной убор из цветной парчи и женский праздничный костюм: шуба из цветного шелка, отороченная мехом





Родовая шапка. Качинцы Усть-Абаканский район. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.


Тюльгу - пюрик - особый головной убор свахи из меха чернобурой лисы. Согласно хакасскому фольклору, он сохранился с кыргызских времен. Высокие поля шапки — тюльгу пюрик — делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы лисьего или выдрового меха. Шапка тюльгу пюрик надевалась поверх платка. Круглая тулья тÿлгÿ пöрiк покрывалась шелком и парчой, украшалась кистью.

Украшением женского свадебного наряда был нагрудник пого (поғо), его носили на груди поверх шубы и сигедека. Его делали из куска дубленой кожи полуовальной формы и украшали симметрично пришитыми пер­ламутровыми пуговицами, кораллами, бисером и другими мате­риалами. По краям обшивали бахромой из бисера. Пого символизировало счастье и благополучие семьи.
Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.




Обычным головным убором у женщин были круглая шапка с околышем и платок. В моде был платок с цветным узором. Носили его, завязывая узлом на затылке. Зимой вместе с шап­кой надевали шаль или другой платок, подобно русским крестьянкам. Сохранялась девичья шапка (тағаях), считавшая­ся праздничной. Делалась она из хвостов выдры и подбивалась мерлушкой. Она имела высокий, выступавший вперед околыш, в котором был сделан вырез для лица. Парчовая тулья укра­шалась перламутровыми пуговицами и шелковой кистью.
Женщины покрывали голову платком, складывая его по диагонали пополам и завязывая концы на затылке. Считалось важным подогнуть платок так, чтобы надо лбом образовался как бы околыш (курее). Неподогнутым платок был лишь на вдовах и покойницах.
Замужние и пожилые женщины зимой красовались в праздничных шапках — чапых. Над круглым околышем из меха выдры или бобра возвышалась плисовая или бархатная тулья, сшитая из четырех длинных клиньев. Четыре ее стороны и квадратный верх украшались разноцветными узорами, а на маковке укреплялась красная кисточка. Девушкам запрещалось носить этот головной убор.
Своеобразным головным убором был колпак, отороченный соболем или черно-бурой лисицей.
Свое­образной была женская прическа. Замужние женщины носили две косы (тулун), а девушки — косички (сÿрмес). Женскими украшениями были серьги, браслеты, перстни и кольца. Девушки подвешивали к косичкам накосные украшения из бисера, монет и кистей, носили бусы.


Серьги — ызырга. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.
Украшение замужних женщин - серьги (ызырга) с тремя коралловыми бусинами (суру), с серебряным полтинником и шелковой кисточкой на конце. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа. Кораллы покупались хакасами у татар, которые привозили их из Средней Азии. За одну большую бусину давали вола или лошадь.


Качинец Прокопий Кулагашев. Сеок хасха. 1894 г. фото П.Е. Островских


У мужчин
зимним головным убором служили овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, круглые меховые шап­ки, большей частью из мерлушки, с околышем. Верх шапки иногда делали из ткани. Из такого же материала шили шапки-ушанки.
 Некоторые баи имели шапки из меха бобра, соболя и выдры, с высоким околышем и тульей, а также в фор­ме боярки. Летом носили покупные картузы, фетровые и вой­лочные шляпы. 


Мелей — рукавицы. Рукавицы сшиты и вышиты цветным шелком

Зимой хакасы носили рукавицы (мелей), которые в зависимости от того, куда их надевали — на работу, в лес, в город, в гости, а также в соответствии с достатком семьи шились из овчины мехом внутрь, из сыромятины, из сукна, на подстеганной вате, на меху; покрывались сукном или бархатом, а рабочие рукавицы — холстиной или, реже, вязались из шерсти. Праздничные мелей богато вышивались шелком. Существовали и особые летние рукавицы, которые делались из кожи, плиса и сукна на ситцевой подкладке.

Обувь носили кожаную и камусовую, без каблуков. Кожаные сапоги с каблуками надевали по празд­ничным дням. Зажиточные покупали сапоги и валенки.

Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.

Женскую кожаную обувь шили с каблуком или без каблу­ка. Передние швы кожаной обуви с каблуком обшивали бисе­ром, нанизанным на нитки из сухожилий. Зимние меховые са­поги шили шерстью вовнутрь. Перёд их вышивали цветным узором. Обувь носили с чулком (ух) из овечьей шерсти.
Талбах удик. Сагайцы. Маймах унтай — вышитые сапоги. Талбах удик. Южные хакасы.
Зимней обувью хакасов были меховые теплые сапоги, сшитые из овчины мехом внутрь и украшенные вышивкой на носке. В дождливое холодное осеннее время на рыбную ловлю или охоту надевали кожаную обувь из грубой продымленной сыромятины с высокими, до колен, голенищами. Для тепла ноги обертывали особой травой и клали ее или бересту внутрь в виде стельки.
Праздничной обувью служили нарядные сапоги саллыг odi на низком каблуке и с толстой многослойной подошвой толщиной в два-три пальца из пяти или семи слоев сафьяновой кожи разного цвета. Цветные слои подошвы носят название сал. Эти сапоги украшались на подъеме мишурой и бисером. Когда всадница сидела верхом на лошади, сапоги смотрелись особенно нарядно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий