Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 14 мая 2013 г.

Наскальные рисунки в Хакасии, на горных грядах Сундуки

Хакасские петроглифы на горных грядах Сундуки
 Объекты Сундуков будят воображение и заставляют по-новому взглянуть на древнюю историю Сибири и Хакасии. Если Хакасия, как уверяют знатоки, - «царственная корона российской археологии», то древности, открытые на севере республики, в долине Белого Июса, в местности Сундуки за четверть века поисков Июсской археологической экспедиции Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук России, выглядят в ней завораживающими взор россыпями алмазов и драгоценных жемчужин, а также многоцветьем редких камней. Каждое из этих открытий повествует о волнующем душу прошлом необъятного Отечества нашего.
 
Гора Черная. На этой горе находится рисунок "Белая Лошадь".
http://andrew-foto.ru/sunduki11/6 Фотограф Андрей Борус
Загадкой и жемчужиной хакасских петроглифов является наскальное изображение «Белая Лошадь», расположенное на Черной горе, рядом с грядой Сундуки. Этот наскальный рисунок, выполненный по уникальной технологии, по мнению профессора археологии В.Е Ларичева, насчитывает от 17 до 30 тыс. лет (ледниковая эпоха), и представляет, скорее всего, проекцию созвездия Льва.
В образе этой Лошади предкам виделось обновлённое Время. «Белая Лошадь» — знаковое животное древнейшего в Азии святилища. 
 
 Наскальный рисунок "Белая Лошадь". http://andrew-foto.ru/sunduki11/10
Фотограф Андрей Борус

Уникальное изображение "Белой Лошади" в ледниковую эпоху Сибири
воплощала собою Время, отошедшее в прошлое, и Время грядущее, обновленное, а помимо того, еще и Солнце дней зимнего солнцеворота, а также созвездие Льва, в которое дневное светило входило в эпоху мамонта как раз в ту декаду декабря, когда и ныне христианский мир празднует Рождество Христово.
Техника, в которой создано изображение, прежде никогда не встречалась не только в Хакасско-Минусинской котловине, но и вообще в пределах Сибири. В этом рисунке сошлись прихоть природы и человеческая фантазия. Природный выход капелек известняка послужил основой. Человеку осталось лишь нарисовать контур лошади и соскоблить всю лишнюю соль вокруг рисунка. Необычная техника исполнения позволила рисунку сохраниться на долгие века. Соседние поверхности, не покрытые предохранительным налетом, подвергались сильной эрозии.
Стилистика петроглифа удивительным образом напоминает изображения лошадей ледниковой эпохи Западной Европы. Массивное, укороченное широкое тело.

 
 Наскальный рисунок "Белая Лошадь". Копия изображения. Фото Н.И. Рыбакова

Белая лошадь, это своего рода астрономический символ. Место, где находится петроглиф, является святилищем, где древние люди наблюдали дни зимнего солнцеворота, когда солнце «к весне и лету поворачивает».
Но почему именно лошадь? Все достаточно просто. Солнце в дни зимнего солнцеворота находится в созвездии Льва. Но вот что удивительно, в каталогах некоторых ученых созвездие Льва обозначалось контурами лошади! Схема соединения звезд воображаемыми линиями гораздо удачнее воссоздает образ лошади, а не африканского хищника.
Человек древнекаменного века не был дремучим созданием с дубиной в руках, и мечтавшем только об одном, набить поплотнее свой желудок. Знания людей ледниковой эпохи были гораздо шире знаний о путях миграций отдельных видов животных. Люди всматривались в звездное небо, населяли его образами своей обыденной жизни, наблюдали за закатами и восходами. Люди палеолитической Сибири изобрели науку, которая до сих пор является одной из самых важных областей современных знаний о природе, астрономию. Астрономические наблюдения человека нашли свое отражение в изобретении, которым мы пользуемся и по сей день. Считается, что календарь был изобретен в Древнем Египте, но последние находки сибирских археологов во многом опровергают эту гипотезу. 
 
 Солнце в Овне. Первый Сундук. Фото Н.И. Рыбакова

Многознаковое панно, выбитое на стене протохрама раннего железного века Хакасии. Это "Солнце в созвездии Овна", древнейший в Сибири астрономический символ. Круг с точкой в центре есть образ Мироздания и Солнца, как центра его. Два полукружия, сближенные с этим образом, есть крутые рога «Золотого небесного Овна», созвездия весны. Серп молодой Луны благоволит Овну.

 
 Солнце в лодке. Фото Н.И. Рыбакова

Это символическая картина, повествующая о путешествии Солнца по Небосводу, Океану Верхнего Мира, светило плывет в "Небесной ладье", которую олицетворяет серп новорожденной Луны.
 
 Жрец с жезлом. Фото Н.И. Рыбакова

Уникальный портрет в наскальном искусстве Сибири - жрец-астроном скифской эпохи Хакасии отслеживает с помощью жезла "блуждающие светила" планеты и мерцающие искрами звезды. Такие наблюдения позволяли ему точно определять события дня сегодняшнего и предвидеть грядущие, определяемые волею всемогущих богов.

Петроглифы героического эпоса
На скальных отвесах Четвёртого Сундука находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага (нижняя часть каменной плиты). Подробнее об их трактовке может рассказать экспозиция Ширинского краеведческого музея. Самым загадочным является петроглиф Белая Лошадь. Учёные предполагают, что рисунок появился примерно 16 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху. В образе этой Лошади предкам виделось обновлённое Время.
 
 Четвертый Сундук. http://andrew-foto.ru/sunduki11/19 Фотограф Андрей Борус

На Четвертом Сундуке каждый может ознакомиться с древними картинами, запечатленными на "каменных полотнах" скального храма двухтысячелетней древности. Картины иллюстрируют эпизоды героического эпоса. Они позволяют говорить о том, что художественное и литературное творчество такого рода, как сказания о богатырских подвигах, в Сибири возникло на тысячу лет раньше, чем считали до сих пор. Древнейшие, в картинном изображении, сказания Хакасии воспринимаются ныне страстным призывом предков к потомкам - "Достойно живите на Земле!"


 

 Поединок. Фото Н.И. Рыбакова

Битва не на жизнь, а насмерть соперников-богатырей и их сотоварищей. Самая древняя в Сибири картина, иллюстрирующая эпос. Она была выбита на каменной стене жрецом-художником более 2000 лет назад.


 Первый богатырский подвиг. Фото Н.И. Рыбакова

Первый богатырский подвиг: отвага, мужество, дерзость и яростная ненависть к врагу сотворили чудо - юный и хрупкий, почти безоружный герой обращает в паническое бегство всесильного великана.


 Богатырский дар. Фото Н.И. Рыбакова

Апогей жизни эпического героя: благодарный старейшина племени преподносит спасителю народа "богатырский дар" - шлем, боевой лук и кинжал. Самая древняя в Сибири картина, иллюстрирующая эпос. Она была выбита на каменной стене жрецом - художником более 2000 лет назад.


 
 Гибель героя. Фото Н.И. Рыбакова

Гибель эпического героя раннего железного века Хакасии: богатырь попадает в засаду и погибает от стрелы врага. Интересно так же другое толкование этого петроглифа, изображающий лыжника, держащего в руках лук и стрелы. Млечный Путь это не что иное, как небесный след этого мифического героя.


 Герой в Преисподней. Фото Н.И. Рыбакова

Сцена, иллюстрирующая одно из приключений эпического героя в Преисподней, куда он попал после смерти. Богатырь принес великим богам Подземелья жертвенного лося, и они позволяют ему направиться к выходу из Мира инобытия. Самая древняя в Сибири картина эпического плана. Она была выбита на каменной стене жрецом-художником более 2000 лет назад.

Источники:

  • Ларичев В. Сундуки севера Хакасии - алмаз в короне отечественной археологии: Набор открыток./ В. Ларичев, академик Российской Академии естественных наук; фото Н.И. Рыбакова; Иститут архелогии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук – Красноярск: Издательство «Кредо», 2006.- 14 открыток
  • http://sibirfilm.narod.ru/RUS/proekt-skif.htm - сайт по истории Сибири
  • http://ertata.ru/post157263227 пост о Сундуках в Живом журнале
  • http://andrew-foto.ru/sunduki11 здесь много фотографий с видами хакасских Сундуков фотографа Андрей Борус








Комментариев нет:

Отправить комментарий