Малая скульптура народов
Крайнего Севера
Источник: Новоселова Ю.
Спрос на самобытность./ Юлия Новоселова; Фото предоставлены Окружным Домом
ремесел.// Эксперт-Ямал. – 2005. – октябрь. – с.42-44
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
Музеи
и выставочные центры Ямало-Ненецкого округа умело приспосабливаются к
меняющимся условиям экономической среды. Недостаток финансирования они
компенсируют новыми формами работы В первые три квартала 2005 года посещаемость
музеев Ямала (по сравнению с тем же периодом 2004-го) выросла на 62% и
превысила 160 тыс. человек. Этот фантастический для современной России показатель
— отнюдь не только следствие возросшего интереса к культурному наследию
Крайнего Севера. Дело в том, что региональные музеи и выставочные центры
начинают всерьез конкурировать в борьбе за посетителей, сохраняя социальную
направленность своей работы.
Заманить в музей
Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный
комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
Неожиданно
проявившийся интерес к самобытной культуре тундрового населения у горожан не
случаен. Дело в том, что музеи автономного округа сейчас все активнее начинают
использовать нетрадиционные и интерактивные формы работы. Идея в том, что
больше половины посетителей — дети и подростки, работа с которыми требует
особого подхода. Вот и применяются в ходе экскурсий различные компьютерные
программы, слайды, а самым маленьким посетителям представляют жизнь тундровиков
через игру.
Да
и показать есть что. Верования народов Крайнего Севера, язык, праздники и
обряды, песни и танцы сложны и интересны. Они до сих пор недостаточно изучены,
а потому каждый год из этнографических, археологических и историко-бытовых
экспедиций привозятся новые экспонаты для формирования музейных фондов. Только
за последний год в электронный каталог округа было внесено почти 20 тыс.
предметов, теперь общее число музейных фондов составляет 150,8 тыс. единиц
хранения, что на 6,7% больше, чем в 2004 году.
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
Среди
музеев Ямала ведущее место занимает Окружной музейно-выставочный комплекс имени
Шемановского, созданный на базе старейшего окружного историко-краеведческого
музея. Это и научное учреждение, и современный экспо-центр, в стенах которого
проводятся всероссийские и межрегиональные выставки. Здесь экспонировались и
сокровища Эрмитажа, и культурные ценности небольших сельских музеев.
Важными
направлениями работы окружной администрации по сохранению историко-культурного
наследия стали учет и охрана недвижимых памятников истории и культуры,
расположенных на территории Ямала. Сейчас на учете состоят 664 объекта
культурного наследия. В рамках окружной целевой программы «Культура Ямала»
был реализован проект создания базы данных памятников истории и культуры
Ямало-Ненецкого автономного округа, подготовлен к изданию атлас археологических
памятников Салехарда.
Работа
эта помогла выявить и еще одну проблему федерального значения. Как выяснилось,
в регионе не было законодательства по учету и охране недвижимого наследия.
Кроме того, до сих пор не принято и федеральное положение о государственной
историко-культурной экспертизе и о едином государственном реестре объектов
культурного наследия России.
Поэтому
к концу 2005 года администрация округа разработает проект соответствующего
закона ЯНАО, а заодно и предложения для общероссийского законодательства.
Сказка для взрослых
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
Поясняя,
почему в округе столько внимания уделяют музейным делам, директор Окружного
дома ремесел Сергей Лугинин говорит: «Очень важно показать то, что удалось
сохранить и приумножить.
Историческая
память коренного населения округа хранит множество обычаев и традиций,
формировавшихся на протяжении многих веков. Среди них — праздники середины
лета и первой рыбы у ненцев, встреча весны и прилета птиц у селькупов,
«Вороний день» и «Медвежьи игры» у ханты. А показать и рассказать про это можно
только в музеях и на выставках».
Сохранению
декоративно-прикладного искусства народов Ямала значительное внимание стало
уделяться с девяностых годов прошлого века — начали возрождаться резьба по
кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха и ровдуги (замши),
плетение бисером, обработка бересты, шитье из сукна и ткани. Тогда работа по
объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изучению традиционного
прикладного искусства была возложена на центры национальных культур. И именно
тогда был образован Окружной дом ремесел в Салехарде, который дал возможность
мастерам обмениваться опытом и идеями, знакомить жителей региона со своим
творчеством.
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
«Представления
о душе, о мироздании — все это отражено в изделиях мастеров, — рассказывает
руководитель департамента по вопросам коренных малочисленных народов Севера
Ямало-Ненецкого автономного округа Лидия Вэлло. — А система религиозных
представлений у коренных народов Севера действительно сложна — скажем,
считалось, что у человека есть несколько душ: пять у мужчин, четыре у женщин. И
представлялись они по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух
человека». (Это очень интересно, ведь священное, магическое значение чисел
пять и четыре — по числу душ — проявлялось во многих обрядах и праздниках.)
К
примеру, одна из душ (ис, ис-хор) — душа-тень, или могильная душа, уходит с
человеком после его смерти. Вторая душа представлялась в виде птицы, комара, живущего
в голове человека, покидавшего его во время сна. Если она долго не возвращалась,
человек терял сознание, заболевал. Чтобы удержать душу, больному делали
татуировку в виде птицы (синицы, сороки, кукушки) на руке или плече. Третья
(лили) жила в волосах, и, если она покидала человека, тот становился усталым,
бессильным, робким. Кстати, у многих народов с этим представлением связан
известный по фольклорным источникам обычай скальпирования врагов.
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде
Все
эти сложные представления о мироздании отражены в работах северных мастеров.
В
Тюменской области проходила выставка «По улицам олень бегущий», ставшая уже
традиционной. Она объединила работы семи музеев, ремесленных центров и частных
коллекций Ямала, Югры, Тюмени и Тобольска. Более трехсот экспонатов этой
выставки были посвящены единой теме — олень, его значению в древней,
традиционной и современной культуре народов, населяющих Обский Север: ненцев,
селькупов, коми-зырян, ханты и манси, а также использование этого символа как
знака и материала в искусстве самодеятельных и профессиональных художников.
«Ценно,
что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками
мастеров и мастериц округа, — комментирует Сергей Лугинин. — Многие изделия мы
находим в экспедициях. Так, вернулись месяц назад из ямальской тундры —
привезли несколько неизвестных пока элементов орнамента!»
Из фондов Ямало-ненецкий окружной
музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановскогов в Салехарде
В
2004 году после такой же выставки в Салехарде, на которую приезжали сотрудники
посольства Канады, работа Окружного дома ремесел была замечена. От Канадского
Фонда Тендерного равенства ему был выделен грант — 28 тыс. канадских долларов
— от правительства этой страны. На эти средства и была организована
экспедиция.
Декоративное
народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов,
рыбаков и охотников. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями и обрядами.
Жизнь и традиционные промысловые занятия обеспечили непосредственную близость
ненцев, ханты, селькупов к природе, а сами природные условия Севера
определили ряд психофизиологических особенностей живущих там людей.
«Человек
в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание
повадок животных, привычных мест их обитания, — комментирует Сергей Лугинин, —
но и на свой чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «перевоплощаться»,
понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не
просто личный опыт, но и опыт многих поколений, запечатленный, в частности, и в
художественном творчестве. Народное искусство тундровиков Ямала — это не
только отдельный мастер и не только общность людей, объединенных творчеством,
но и природная среда их проживания. Несомненно, основная задача сохранения
народных промыслов, песенного творчества — донести до людей культуру северян.
Но есть и еще одна цель — нам сегодня так не хватает сказки, чего-то доброго и
красивого».
Отзыв
посетителя музея:
«Музей отличный, очень
понравился… Количество представленных находок и качество самого музея впечатляет!
Какая-то цивилизованность европейская, как будто сюда зарубежные делегации
каждый день привозят... Чучела животных как живые - все новенькие, с иголочки.
Смотрительница рассказала, что их часто обновляют соседние охотхозяйства. Кроме
мамонтов и современных животных представлено огромное количество птиц».
О музее можно прочитать
на сайте: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11558
Комментариев нет:
Отправить комментарий