Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 23 мая 2013 г.

Музеи Ямало-Ненецкого округа



Малая скульптура народов Крайнего Севера
Источник: Новоселова Ю. Спрос на самобытность./ Юлия Новоселова; Фото предоставлены Окружным Домом ремесел.// Эксперт-Ямал. – 2005. – октябрь. – с.42-44 
 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


Музеи и выставочные центры Ямало-Ненецкого округа умело приспосабливаются к меняющимся условиям экономической среды. Недостаток финансирования они компенсируют новыми формами работы В первые три квартала 2005 года посещаемость музеев Ямала (по сравнению с тем же периодом 2004-го) вы­росла на 62% и превысила 160 тыс. человек. Этот фан­тастический для современной России по­казатель — отнюдь не только следствие возросшего интереса к культурному нас­ледию Крайнего Севера. Дело в том, что региональные музеи и выставочные цен­тры начинают всерьез конкурировать в борьбе за посетителей, сохраняя социаль­ную направленность своей работы.


Заманить в музей


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


Неожиданно проявившийся интерес к са­мобытной культуре тундрового населе­ния у горожан не случаен. Дело в том, что музеи автономного округа сейчас все ак­тивнее начинают использовать нетради­ционные и интерактивные формы рабо­ты. Идея в том, что больше половины посетителей — дети и подростки, работа с которыми требует особого подхода. Вот и применяются в ходе экскурсий различные компьютерные программы, слайды, а самым маленьким посетителям представляют жизнь тундровиков через игру.
Да и показать есть что. Верования народов Крайнего Севера, язык, праздники и обряды, песни и танцы сложны и инте­ресны. Они до сих пор недостаточно изу­чены, а потому каждый год из этнографи­ческих, археологических и историко-бытовых экспедиций привозятся новые эк­спонаты для формирования музейных фондов. Только за последний год в элек­тронный каталог округа было внесено почти 20 тыс. предметов, теперь общее число музейных фондов составляет 150,8 тыс. единиц хранения, что на 6,7% больше, чем в 2004 году.


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


Среди музеев Ямала ведущее место занимает Окружной музейно-выставочный комплекс имени Шемановского, создан­ный на базе старейшего окружного историко-краеведческого музея. Это и науч­ное учреждение, и современный экспо-центр, в стенах которого проводятся все­российские и межрегиональные выстав­ки. Здесь экспонировались и сокровища Эрмитажа, и культурные ценности не­больших сельских музеев.
Важными направлениями работы ок­ружной администрации по сохранению историко-культурного наследия стали учет и охрана недвижимых памятников исто­рии и культуры, расположенных на терри­тории Ямала. Сейчас на учете состоят 664 объекта культурного наследия. В рам­ках окружной целевой программы «Куль­тура Ямала» был реализован проект созда­ния базы данных памятников истории и культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, подготовлен к изданию атлас архе­ологических памятников Салехарда.
Работа эта помогла выявить и еще одну проблему федерального значения. Как выяснилось, в регионе не было законода­тельства по учету и охране недвижимого наследия. Кроме того, до сих пор не при­нято и федеральное положение о государ­ственной историко-культурной экспертизе и о едином государственном реестре объектов культурного наследия России.
Поэтому к концу 2005 года адми­нистрация округа разработает проект со­ответствующего закона ЯНАО, а заодно и предложения для общероссийского зако­нодательства.

Сказка для взрослых


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


Поясняя, почему в округе столько внима­ния уделяют музейным делам, директор Окружного дома ремесел Сергей Лугинин говорит: «Очень важно показать то, что удалось сохранить и приумножить.
Историческая память коренного населе­ния округа хранит множество обычаев и традиций, формировавшихся на протяже­нии многих веков. Среди них — праздни­ки середины лета и первой рыбы у ненцев, встреча весны и прилета птиц у сельку­пов, «Вороний день» и «Медвежьи игры» у ханты. А показать и рассказать про это можно только в музеях и на выставках».
Сохранению декоративно-прикладно­го искусства народов Ямала значительное внимание стало уделяться с девяностых годов прошлого века — начали возрож­даться резьба по кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха и ровдуги (замши), плетение бисером, об­работка бересты, шитье из сукна и ткани. Тогда работа по объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изу­чению традиционного прикладного ис­кусства была возложена на центры наци­ональных культур. И именно тогда был образован Окружной дом ремесел в Салехарде, который дал возможность масте­рам обмениваться опытом и идеями, зна­комить жителей региона со своим твор­чеством.


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


«Представления о душе, о мироз­дании — все это отражено в изделиях мастеров, — рассказывает руководитель департамента по вопросам коренных ма­лочисленных народов Севера Ямало-Не­нецкого автономного округа Лидия Вэлло. — А система религиозных представле­ний у коренных народов Севера действительно сложна — скажем, считалось, что у человека есть несколько душ: пять у мужчин, четыре у женщин. И представля­лись они по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека». (Это очень интересно, ведь священное, маги­ческое значение чисел пять и четыре — по числу душ — проявлялось во многих обрядах и праздниках.)
К примеру, одна из душ (ис, ис-хор) — душа-тень, или могильная душа, уходит с человеком после его смерти. Вторая душа представлялась в виде птицы, комара, жи­вущего в голове человека, покидавшего его во время сна. Если она долго не воз­вращалась, человек терял сознание, забо­левал. Чтобы удержать душу, больному делали татуировку в виде птицы (синицы, сороки, кукушки) на руке или плече. Третья (лили) жила в волосах, и, если она покидала человека, тот становился усталым, бессильным, робким. Кстати, у мно­гих народов с этим представлением связан известный по фольклорным источни­кам обычай скальпирования врагов.


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского в Салехарде


Все эти сложные представления о ми­роздании отражены в работах северных мастеров.
В Тюменской области про­ходила выставка «По улицам олень бегу­щий», ставшая уже традиционной. Она объединила работы семи музеев, ремес­ленных центров и частных коллекций Ямала, Югры, Тюмени и Тобольска. Более трехсот экспонатов этой выставки были посвящены единой теме — олень, его зна­чению в древней, традиционной и совре­менной культуре народов, населяющих Обский Север: ненцев, селькупов, коми-зырян, ханты и манси, а также использо­вание этого символа как знака и материа­ла в искусстве самодеятельных и профес­сиональных художников.
«Ценно, что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками мастеров и мастериц округа, — комментирует Сергей Лугинин. — Мно­гие изделия мы находим в экспедициях. Так, вернулись месяц назад из ямальской тундры — привезли несколько неизвестных пока элементов орнамента!»


 Из фондов Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановскогов в Салехарде

В 2004 году после такой же выс­тавки в Салехарде, на которую приезжали сотрудники посольства Канады, работа Окружного дома ремесел была замечена. От Канадского Фонда Тендерного равен­ства ему был выделен грант — 28 тыс. ка­надских долларов — от правительства этой страны. На эти средства и была орга­низована экспедиция.
Декоративное народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, рыбаков и охотни­ков. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями и обрядами. Жизнь и традици­онные промысловые занятия обеспечили непосредственную близость ненцев, хан­ты, селькупов к природе, а сами природ­ные условия Севера определили ряд психофизиологических особенностей живу­щих там людей.
«Человек в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание повадок животных, привычных мест их оби­тания, — комментирует Сергей Лугинин, — но и на свой чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «пере­воплощаться», понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не просто личный опыт, но и опыт многих поколений, запечатленный, в частности, и в художественном творчестве. Народное ис­кусство тундровиков Ямала — это не только отдельный мастер и не только общность лю­дей, объединенных творчеством, но и при­родная среда их проживания. Несомненно, основная задача сохранения народных про­мыслов, песенного творчества — донести до людей культуру северян. Но есть и еще одна цель — нам сегодня так не хватает сказки, чего-то доброго и красивого».
Отзыв посетителя музея:
«Музей отличный, очень понравился… Количество представленных находок и качество самого музея впечатляет! Какая-то цивилизованность европейская, как будто сюда зарубежные делегации каждый день привозят... Чучела животных как живые - все новенькие, с иголочки. Смотрительница рассказала, что их часто обновляют соседние охотхозяйства. Кроме мамонтов и современных животных представлено огромное количество птиц».

О музее можно прочитать на сайте: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11558

Комментариев нет:

Отправить комментарий