Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные
рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная
редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Глава 2
ОТКРЫТИЕ ХАКАССКИХ ПИСАНИЦ
ОТКРЫТИЕ ХАКАССКИХ ПИСАНИЦ
Примечание:
Писаницы - различные изображения, высеченные на стенах пещер, на скальных поверхностях или на отдельных камнях. Встречаются во всех странах света и относятся к различным эпохам от палеолита до средневековья. См. Наскальные изображения
Писаницы - различные изображения, высеченные на стенах пещер, на скальных поверхностях или на отдельных камнях. Встречаются во всех странах света и относятся к различным эпохам от палеолита до средневековья. См. Наскальные изображения
Таблица
34. Рисунки на скалах южного склона Оглахтинских гор. Плоскость IV. Композиция
из людей и лошадей. Точечная выбивка на скале. Один конь трактован силуэтно,
остальные — контурно. В центре композиции выделяется крупная, декоративная
фигура коня со всадником. На туловище коня выбиты тамговидные знаки: летящая
птица, круг с шестью спицами на подставке и фигура человека, окаймленная
полукругом. На шее лошади — шаркунец. Остальные контурные фигуры лошадей
украшены круглоямочными выбивками. В отличие от центральной фигуры у всех у
них только по две ноги. Линии выбивки на этой плоскости имеют не очень свежий
вид. Возможно, эти рисунки относятся к наиболее древним.
Наскальные изображения долины
среднего течения Енисея издавна привлекали к себе внимание исследователей.
Хакасия вся покрыта горами. Даже степи здесь или сдавлены невысокими хребтами
или покрыты сопками сбросового происхождения, при образовании которых интрузии
давних катаклизмов земной коры вытолкнули вверх пачки поперечно изломанных
слоев горных пород, образовавших скальные плоскости.
Скалы Хакасско-Минусинской
котловины покрыты таким множеством процарапанных, выбитых и нанесенных краской
рисунков, что их можно без всякого преувеличения назвать гигантской картинной
галереей под открытым небом.
Еще в начале нашего века ученые с удивлением
отмечали, что здесь «все утесы с самого низа, прикрытого землей, и до верха
исписаны не только на видных... но и в самых укромных местах, в вершинах
логов, на едва приступных карнизах и выступах скал, в местах безводных и
удаленных от жилья» [Адрианов, 1904, (1),с 8].
Рис. 4. Южный склон гор Оглахты. Знаком
«Х» отмечены места наибольшего скопления камней с рисунками. Прорисовка
фотографии.
Над созданием этой галереи на
протяжении нескольких тысячелетий трудились многие поколения древних
художников. Скальные выходы, расположенные в особенно важных, значимых по тем
или иным причинам для наших предков местах, становились постоянными художественными
мастерскими. В результате этого на одной плоскости камня зачастую оказываются
выбитыми изображения, относящиеся к самым разным эпохам. Они то соседствуют, то
изредка наслаиваются друг на друга. И разобраться в этой массе рисунков,
определить время создания каждого из них — задача далеко не простая. Лишь в
отдельных случаях она решается сравнительно легко — когда есть возможность
сопоставить наскальные рисунки с найденными в древних погребениях
произведениями искусства. Иногда это можно сделать благодаря изображенным на
скалах различным бытовым предметам, характерным для того или иного периода
(например, по котлам, бочонкам, типам оружия). Рисунки их сопоставляют с
реальными вещами, бывшими в обиходе в определенное время и найденными при
раскопках. К сожалению, чаще таких возможностей не предоставляется и
принадлежность рисунков к той или иной эпохе или археологической культуре
подчас определяется предположительно, без проведения строгого стилистического
анализа, иногда только по технике нанесения их на скалы. В результате
расхождения в определении времени создания того или иного памятника древнего
искусства у разных исследователей в ряде случаев бывают довольно значительными.
|
|
Рис. 5. Оглахты. Камни с линейными
изображениями людей
Нельзя не отметить и
тенденции к удревнению наскальных рисунков. В существующей научной литературе
в качестве наиболее поздних фигурируют петроглифы периода древнехакасского
государства, существовавшего до конца XIII в. Однако наскальные изображения
наверняка продолжали создавать и позднее, вплоть до XX в., так же как их
выбивают и рисуют сейчас. Современные рисунки и по тематике и по стилю,
естественно, не имеют почти ничего общего с древними.
Какими же были изображения,
создаваемые 100—300 лет назад? Мы уже отмечали, что выделить их особенности
никто не пытался. Этнографы, изучавшие народное творчество хакасов XVIII—XIX
вв., лишь указывали на сходство традиционных рисунков с древними писаницами.
Действительно, ряд признаков их объединяет. Но есть и значительные отличия,
которые будут показаны ниже.
***
Все началось с Оглахтинских
гор. Читатель уже знает, что еще в начале XX в. археолог А.В. Адрианов изучал
здесь наскальные рисунки и обнаружил первые плитки с рисунками хакасов. В 1972 г. красноярский
художник В.Ф. Капелько неожиданно для себя обнаружил большое количество
выбитых и резных изображений на песчаниковых плитках, во множестве устилающих
южный склон этого горного узла.
Рис. 6.
Оглахты. Камни с изображениями шаманов
|
Таблица 11.
Камень 20. Фигура шамана, трактованная в линейном стиле. Голову его венчают
рога. В одной из поднятых вверх рук шаман держит колотушку, в другой — бубен
с воспроизведенным на нем рисунком в виде креста с точками по углам. По обе
стороны туловища бессистемной точечной выбивкой переданы украшающие шаманский
костюм жгуты и ленты. Справа от бубна небрежной точечной выбивкой, очевидно
рукой другого человека, исполнена антропоморфная фигурка (табл. 11, 20).
|
Рис. 6.
Оглахты. Камни с изображениями шаманов
|
Таблица 11.
Камень 21. Изображение шамана в длиннополой одежде с многочисленными длинными
жгутами или лентами, свисающими со стороны спины. В руках он держит бубен,
воспроизведенный с внутренней стороны. Видна вертикальная рукоять и две
перекладины с привесками. Головной убор шамана напоминает колпак. На конце
его, очевидно, пучок птичьих перьев. Две змеи справа от бубна выбиты,
вероятно, позднее. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке песчаника
|
Его находки были доставлены в
Минусинский музей, как некогда подобные плитки привез в Красноярский музей
Адрианов. Но на этот раз они привлекли внимание ученых, и разведочная группа
сотрудников Минусинского музея выехала на Оглахты и произвела дополнительные
сборы (рис. 4, 5, 6, 7). В результате с этих гор было вывезено около 90 плиток
с рисунками. Эта многочисленная коллекция, как вскоре выяснилось, представляла
собой новый для исследователей вид памятников хакасского народного творчества,
который значительно обогащает и дополняет сложившиеся представления о
традициях изобразительного искусства народов Южной Сибири. Н. В. Леонтьеву
первому удалось установить хакасскую принадлежность найденных рисунков и
собрать значительные дополнительные материалы [Леонтьев, 1977].
|
|
Рис. 7. Оглахты. Камни с изображениями
коней, дерева и спирали
Вскоре были обнаружены и
другие рисунки на каменных плитах. В 1974 г. геологами Березовской экспедиции в
окрестностях улуса Аёва на р. Нине был найден крупный плоский камень с
изображениями топоров, лошадей и какого-то здания. Осмотр места находки Н. В.
Леонтьевым и другими сотрудниками Минусинского музея выявил еще шесть плит с
подобными рисунками.
Хакасские народные рисунки в
большом числе зафиксированы и на скалах. В этой книге публикуются только четыре
писаницы и одна курганная плита, изображения на которых сделаны красной
краской. Ими, конечно, не исчерпываются писаницы Хакасии нового времени.
Значительное количество поздних изображений есть на Кунинской писанице
[Вяткина, 1961, с. 188], в Оглахтинских горах и во многих других местах
Хакасско-Минусинской котловины. Так, только во время разведок Хакасской
археологической экспедиции Московского государственного университета
(руководитель — профессор Л. Р. Кызласов) в полевые сезоны 1959—1979 гг.
народные наскальные рисунки были обнаружены в девяти следующих пунктах
Хакасской автономной области: на Сулекских скалах, на горах у оз. Фыркал, на
хребте Бояры, в долинах Уйбата и Нини, на Сахсарском хребте, на горах Оглахты и
при устье р. Сое. Встречены они и в районе дер. Кривинской на правом берегу
Енисея.
Рис. 13.
Писаница на горе Хызыл хая при впадении в р. Абакан его правого притока р.
Сое — деталь
|
Таблица 47.
Изображения оленей, архаров, букв и хакасских тамговидных знаков
|
Некоторые «этнографические»
рисунки и тамги обнаружены и на плитах древних курганов. Хороший пример тому —
знаки, выбитые на плите татарского кургана Узун-оба в Уйбатской степи (рис. 8).
Есть они и на монументальных стелах царских курганов в Салбыкской степи. Ряд
рисунков на камнях курганов обнаружила в 1974—1975 гг. между селом и станицей
Аскиз археолог Хакасского областного краеведческого музея Э.А. Севастьянова,
производившая там раскопки. Среди них, пожалуй, наибольший интерес представляет
редкое, сделанное с натуры изображение трехглавой православной церкви (табл.
45,2).
Еще в 20-е годы па курганной
плите близ улуса Бельтиры на левом берегу р. Абакан С.А. Теплоуховым был
обнаружен рисунок верблюда, запряженного в арбу [Бериштам, 1933, с. 46].
Хакасские рисунки известны на плитах многочисленных тагарских курганов и в
районе Кызласова улуса на р. Малая Есь.
Монокские изображения открыл
в 1970 г. красноярский геолог Ю.М. Каллеганов. Хотя в картотеке Минусинского
музея имеется сообщение о писаницах у с. Монок, датированное 1887 г., но там
речь идет о другом месте, на левом берегу Абакана.
Из публикуемых здесь групп
наскальных рисунков, собственно, только так называемый Малоарбатский Писанец
стал известен еще в середине XIX в. «На берегу ручья М. Арбаты,— писал
открывший его И. Корнилов,— на черном, весьма твердом утесе начертаны красной
краской в чрезвычайном беспорядке и множестве какие-то знаки. Некоторые из них
полустерлись и на их месте нарисованы новые» [Корнилов, 1854, с. 635]. Позднее
эта писаница обследовалась А.В. Адриановым, Н.В. Леонтьевым и Л.Р. Кызласовым
(рис. 9, 10). О Малом Писанице на р. Джебаш сообщил житель дер. Арбаты. старый
охотник А.А. Куюков, а Комарковские рисунки были открыты Н.В. Леонтьевым в ходе
планомерного обследования правобережья Енисея. Малоарбатский Писанец и Малый
Писанец (рис. 11) были обследованы в 1969 и 1971 гг., Монокские рисунки — в
1970 г., а Комарковские писаницы — в 1974 г. Копирование изображений,
выполненных красной краской, .производилось на прозрачную полиэтиленовую
пленку фломастером или шариковой ручкой. Этот метод, как показала многолетняя
практика, дает наиболее удовлетворительные результаты. Описание писаниц
читатель найдет в приложении к тексту книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий