Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 30 мая 2013 г.

Народные рисунки хакасов. Открытие хакасских писаниц



Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Глава 2
ОТКРЫТИЕ ХАКАССКИХ ПИСАНИЦ
 Примечание:
Писаницы - различные изображения, высеченные на стенах пещер, на скальных поверхностях или на отдельных камнях. Встречаются во всех странах света и относятся к различным эпохам от палеолита до средневековья. См. Наскальные изображения 



Таблица 34. Рисунки на скалах южного склона Оглахтинских гор. Плоскость IV. Композиция из людей и лошадей. Точечная выбив­ка на скале. Один конь трактован силуэтно, остальные — контурно. В центре композиции выделяется крупная, декоративная фигура коня со всадником. На туловище коня выбиты тамговидные знаки: летящая птица, круг с шестью спицами на подставке и фигура человека, окаймленная полукругом. На шее лошади — шаркунец. Ос­тальные контурные фигуры лошадей украшены круглоямочными вы­бивками. В отличие от центральной фигуры у всех у них только по две ноги. Линии выбивки на этой плоскости имеют не очень свежий вид. Возможно, эти рисунки относятся к наиболее древним.
Наскальные изображения долины среднего течения Енисея издавна привлекали к себе внимание исследователей. Хакасия вся покрыта горами. Даже степи здесь или сдавлены невы­сокими хребтами или покрыты сопками сбросового происхождения, при образовании которых интрузии давних катаклизмов земной коры вы­толкнули вверх пачки поперечно изломанных слоев горных пород, об­разовавших скальные плоскости.
Скалы Хакасско-Минусинской котловины покрыты таким множест­вом процарапанных, выбитых и нанесенных краской рисунков, что их можно без всякого преувеличения назвать гигантской картинной га­лереей под открытым небом.
Еще в начале нашего века ученые с удив­лением отмечали, что здесь «все утесы с самого низа, прикрытого зем­лей, и до верха исписаны не только на видных... но и в самых укром­ных местах, в вершинах логов, на едва приступных карнизах и высту­пах скал, в местах безводных и удаленных от жилья» [Адрианов, 1904, (1),с 8].


 Рис. 4. Южный склон гор Оглахты. Знаком «Х» отмечены места наибольшего скопления камней с рисунками. Прорисовка фотографии.


Над созданием этой галереи на протяжении нескольких тысячеле­тий трудились многие поколения древних художников. Скальные выхо­ды, расположенные в особенно важных, значимых по тем или иным при­чинам для наших предков местах, становились постоянными художест­венными мастерскими. В результате этого на одной плоскости камня зачастую оказываются выбитыми изображения, относящиеся к самым разным эпохам. Они то соседствуют, то изредка наслаиваются друг на друга. И разобраться в этой массе рисунков, определить время созда­ния каждого из них — задача далеко не простая. Лишь в отдельных случаях она решается сравнительно легко — когда есть возможность сопоставить наскальные рисунки с найденными в древних погребениях произведениями искусства. Иногда это можно сделать благодаря изо­браженным на скалах различным бытовым предметам, характерным для того или иного периода (например, по котлам, бочонкам, типам оружия). Рисунки их сопоставляют с реальными вещами, бывшими в обиходе в определенное время и найденными при раскопках. К со­жалению, чаще таких возможностей не предоставляется и принадлежность рисунков к той или иной эпохе или археологической культуре подчас определяется предположительно, без проведения строгого стили­стического анализа, иногда только по технике нанесения их на скалы. В результате расхождения в определении времени создания того или иного памятника древнего искусства у разных исследователей в ряде случаев бывают довольно значительными.


Рис. 5. Оглахты. Камни с линейными изображениями людей
Нельзя не отметить и тенденции к удревнению наскальных рисун­ков. В существующей научной литературе в качестве наиболее поздних фигурируют петроглифы периода древнехакасского государства, сущест­вовавшего до конца XIII в. Однако наскальные изображения наверня­ка продолжали создавать и позднее, вплоть до XX в., так же как их выбивают и рисуют сейчас. Современные рисунки и по тематике и по стилю, естественно, не имеют почти ничего общего с древними.
Какими же были изображения, создаваемые 100—300 лет назад? Мы уже отмечали, что выделить их особенности никто не пытался. Этнографы, изучавшие народное творчество хакасов XVIII—XIX вв., лишь указывали на сходство традиционных рисунков с древними писаницами. Действительно, ряд признаков их объединяет. Но есть и значительные отличия, которые будут показаны ниже.
***
Все началось с Оглахтинских гор. Читатель уже знает, что еще в на­чале XX в. археолог А.В. Адрианов изучал здесь наскальные рисунки и обнаружил первые плитки с рисунками хакасов. В 1972 г. краснояр­ский художник В.Ф. Капелько неожиданно для себя обнаружил боль­шое количество выбитых и резных изображений на песчаниковых плит­ках, во множестве устилающих южный склон этого горного узла.



Рис. 6. Оглахты. Камни с изображениями шаманов

Таблица 11. Камень 20. Фигура шамана, трактованная в линейном стиле. Голо­ву его венчают рога. В одной из поднятых вверх рук шаман держит колотушку, в другой — бубен с воспроизведенным на нем рисунком в виде креста с точками по углам. По обе стороны туловища бессистемной точечной выбивкой переданы украшающие шаманский ко­стюм жгуты и ленты. Справа от бубна небрежной точечной выбивкой, очевидно рукой другого человека, исполнена антропоморфная фигурка (табл. 11, 20).
Рис. 6. Оглахты. Камни с изображениями шаманов

Таблица 11. Камень 21. Изображение шамана в длиннополой одежде с многочисленными длинными жгутами или лентами, свисающими со стороны спины. В руках он держит бубен, воспроизведенный с внутренней стороны. Видна вертикальная рукоять и две перекладины с привесками. Головной убор шамана напоминает колпак. На конце его, очевидно, пучок птичьих перьев. Две змеи справа от бубна выбиты, вероятно, позднее. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке песчаника

Его находки были доставлены в Минусинский музей, как некогда подобные плитки привез в Красноярский музей Адрианов. Но на этот раз они привлекли внимание ученых, и разведочная группа сотрудников Мину­синского музея выехала на Оглахты и произвела дополнительные сбо­ры (рис. 4, 5, 6, 7). В результате с этих гор было вывезено около 90 плиток с рисунками. Эта многочисленная коллекция, как вскоре вы­яснилось, представляла собой новый для исследователей вид памятни­ков хакасского народного творчества, который значительно обогаща­ет и дополняет сложившиеся представления о традициях изобразитель­ного искусства народов Южной Сибири. Н. В. Леонтьеву первому уда­лось установить хакасскую принадлежность найденных рисунков и собрать значительные дополнительные материалы [Леонтьев, 1977].



  Рис. 7. Оглахты. Камни с изображениями коней, дерева и спирали



Вскоре были обнаружены и другие рисунки на каменных плитах. В 1974 г. геологами Березовской экспедиции в окрестностях улуса Аёва на р. Нине был найден крупный плоский камень с изображениями топоров, лошадей и какого-то здания. Осмотр места находки Н. В. Леонтьевым и другими сотрудниками Минусинского музея выявил еще шесть плит с подобными рисунками.
Хакасские народные рисунки в большом числе зафиксированы и на скалах. В этой книге публикуются только четыре писаницы и одна кур­ганная плита, изображения на которых сделаны красной краской. Ими, конечно, не исчерпываются писаницы Хакасии нового времени. Значительное количество поздних изображений есть на Кунинской пи­санице [Вяткина, 1961, с. 188], в Оглахтинских горах и во многих дру­гих местах Хакасско-Минусинской котловины. Так, только во время разведок Хакасской археологической экспедиции Московского государ­ственного университета (руководитель — профессор Л. Р. Кызласов) в полевые сезоны 1959—1979 гг. народные наскальные рисунки были обнаружены в девяти следующих пунктах Хакасской автономной обла­сти: на Сулекских скалах, на горах у оз. Фыркал, на хребте Бояры, в долинах Уйбата и Нини, на Сахсарском хребте, на горах Оглахты и при устье р. Сое. Встречены они и в районе дер. Кривинской на пра­вом берегу Енисея.
Рис. 13. Писаница на горе Хызыл хая при впадении в р. Абакан его правого притока р. Сое — деталь
Таблица 47. Изображения оленей, архаров, букв и хакасских тамговидных знаков
Некоторые «этнографические» рисунки и тамги обнаружены и на плитах древних курганов. Хороший пример тому — знаки, выбитые на плите татарского кургана Узун-оба в Уйбатской степи (рис. 8). Есть они и на монументальных стелах царских курганов в Салбыкской степи. Ряд рисунков на камнях курганов обнаружила в 1974—1975 гг. между селом и станицей Аскиз археолог Хакасского областного краеведческо­го музея Э.А. Севастьянова, производившая там раскопки. Среди них, пожалуй, наибольший интерес представляет редкое, сделанное с натуры изображение трехглавой православной церкви (табл. 45,2).
Еще в 20-е годы па курганной плите близ улуса Бельтиры на левом берегу р. Абакан С.А. Теплоуховым был обнаружен рисунок верблюда, за­пряженного в арбу [Бериштам, 1933, с. 46]. Хакасские рисунки извест­ны на плитах многочисленных тагарских курганов и в районе Кызласова улуса на р. Малая Есь.
Монокские изображения открыл в 1970 г. красноярский геолог Ю.М. Каллеганов. Хотя в картотеке Минусинского музея имеется со­общение о писаницах у с. Монок, датированное 1887 г., но там речь идет о другом месте, на левом берегу Абакана.
Из публикуемых здесь групп наскальных рисунков, собственно, только так называемый Мало­арбатский Писанец стал известен еще в середине XIX в. «На берегу ручья М. Арбаты,— писал открывший его И. Корнилов,— на черном, весьма твердом утесе начертаны красной краской в чрезвычайном бес­порядке и множестве какие-то знаки. Некоторые из них полустерлись и на их месте нарисованы новые» [Корнилов, 1854, с. 635]. Позднее эта писаница обследовалась А.В. Адриановым, Н.В. Леонтьевым и Л.Р. Кызласовым (рис. 9, 10). О Малом Писанице на р. Джебаш сооб­щил житель дер. Арбаты. старый охотник А.А. Куюков, а Комарковские рисунки были открыты Н.В. Леонтьевым в ходе планомерного обследования правобережья Енисея. Малоарбатский Писанец и Малый Писанец (рис. 11) были обследованы в 1969 и 1971 гг., Монокские рисунки — в 1970 г., а Комарковские писаницы — в 1974 г. Копирование изображений, выполненных красной краской, .производилось на прозрач­ную полиэтиленовую пленку фломастером или шариковой ручкой. Этот метод, как показала многолетняя практика, дает наиболее удовлетво­рительные результаты. Описание писаниц читатель найдет в приложе­нии к тексту книги.

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий