Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 3 апреля 2013 г.

Ительменский орнамент



ОРНАМЕНТ ИТЕЛЬМЕНОВ
(Использован материал из работы А.И. Руденко «ОРНАМЕНТ ИТЕЛЬМЕНОВ», которая представлена кафедрой зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент В.А. Семенов, с сайта http://cyberleninka.ru/article/n/ornament-itelmenov)
Декоративно-прикладное искусство малочисленных народов северо-востока Азии привлекало и привлекает внимание исследователей. Эти народы создали прекрасные орнаментальные композиции, которые украшают их предметы быта, одежду, обувь. Орнаментальное искусство характерно и для ительменов - коренных жителей Камчатки. 
 
 Ительменский геометрический орнамент. С сайта http://toro.my1.ru/publ/narody_sibiri/narody_drugikh_jazykovykh_grupp/itelmeny/9-1-0-45
Исследователь Камчатки С.П. Крашенинников отмечал строго геометрический характер камчадальских узоров и описал подзоры на одежде северных ительменов: «Подзоры у северных камчадалов чисту, а у южных, еганем называемые, шьются следующим образом. Замшевый ремень шириною пальца на полтора расчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком расшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленей».

 Старинный ительменский орнамент,
с сайта http://kamtime.ru/old/archive/21_12_2000/3.shtml

Таким образом, мы имеем представление об орнаменте на одежде ительменов в XVIII в., которые отсутствуют в коллекциях музеев. Другой исследователь Камчатки, Г.В. Стеллер, дал описание женской и мужской одежды, сшитой из тюленьих и оленьих шкур. «На подоле они вышивают кайму, шириной в ладонь, разноцветными шелками или белым оленьим волосом и красными полосками кожи. Между полосками кожи вшивают пучки тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет. Ительмены считают, что Билучай - повелитель неба имеет такую же кайму на своей одежде и что людям она представляется в виде радуги»
 
 Ансамбль «Эльвель» в стилизированной национальной одежде, с сайта http://vostokmedia.com/n103753.html . Фольклорный ансамбль «Эльвель» - зеркало ительменской души. Значение слова «Эльвель» – это гора между двух рек – Плах и Каврал, соединившихся с морем навеки…

На верхнее платье, кухлянку, ительмены нашивали до сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении. Л.С. Берг в книге «Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга» указывает, что, по утверждению В. Атласова, руководителя похода казаков, после которого Камчатка была присоединена к России, ительмены носили одежду из соболиного, лисьего и оленьего меха, отороченную собачьим мехом. У русских они выменивали на различные меха голубой бисер. Эти сведения относятся к концу XVII в., а в середине XVIII в. исследователь Камчатки С.П. Крашенинников писал, что ительмены не украшали одежду бисером, но использовали нити из бисера для украшения волос.
 Старинная ительменская собачья нарта с упряжью (колл. МАЭ, № И-1054-10). С сайта http://www.renata-sleddog.ru/istoriya_proish_01_17.html

Для изучения ительменского орнамента является очень важной статья В.В. Антроповой о старинных камчадальских санях. Автор рассматривает старинный геометрический орнамент ительменов на собачьих санях, упряжи и тормозных палках по коллекциям МАЭ, ГМЭ. В статье приведено много иллюстраций различных частей ительментских нарт, украшенных геометрическим орнаментом. Ительменские нарты были очень оригинальны по конструкции и в значительной степени отличались от чукотских и корякских.
Горбачева В.В., зав. отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея, отмечает, что кардинальные изменения в культуре ительменов происходили уже начиная с XVIII в., и к XX в. их традиционная культура находилась практически на стадии исчезновения. Постепенно у ительменов исчезла традиционная одежда, предметы домашнего обихода и утварь.
Несмотря на такие изменения, в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. наблюдается рост национального самосознания этого народа, что проявляется в возрождении и развитии традиций в орнаментальном искусстве украшения одежды, обуви и предметов быта.
Огромную роль в возрождении культуры народа ительменов сыграл Борис Александрович Жирков. Он внес существенный вклад в сокровищницу этнических культур народов мира.
ЖИРКОВ Борис Александрович, заслуженный работник культуры РФ
(п.Ковран, Камчатский край.
Фото с сайта http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=5189
В течение 45 лет, изучая и художественно обрабатывая историко-этнографические материалы по истории Камчатки и истории ительменского народа, Б.А. Жирков воссоздал почти утраченный уникальный стиль музыкально-хореографического искусства своего народа. Руководимый им фольклорный ансамбль «Эльвель» познакомил весь мир с абсолютно самобытной древней культурой ительменов и удивил ее подлинностью и многовековой мудростью. Созданный Б.А. Жирковым в 1985 году сценический вариант древнего обряда благодарения «Алхалалалай», в 1987 году стал поселковым праздником, а с 2009 г. считается официальным праздником Камчатского края и отмечается во многих населенных пунктах Камчатки. Борису Александровичу удалось восстановить еще несколько обрядов ительменского народа: «охота на медведя», «обряд вскрытия реки», обряд «первой рыбы», также переросший в официальный камчатский праздник. Воссозданные Б.А. Жирковым ительменские танцы танцуют практически все ансамбли коренных народов Севера, а он продолжал работать с новым этнографическим материалом и с новыми поколениями этнических артистов. (Информация с этого сайта http://www.sever-show.com)
ЖИРКОВ Борис Александрович. Его мать была потомственной шаманкой на Камчатке.
Фото с сайта http://www.etnic.ru/photos/itelmeny-indeytsy-rossii-fotovystavka.html
Ительменов называют индейцами России, хотя понятие «российский индеец» звучит непривычно.
Тем не менее, если лететь девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский, затем ехать десять часов на машине к посёлку Эссо, потом полтора часа добираться на вертолёте до села Усть-Хайрюзово и после этого минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках, вы попадёте в село Ковран, в гости к самым настоящим индейцам России – ительменам.
Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени Тлинкиты. Последние живут на Аляске.
Три поколения ковранцев прошли через ансамбль  «Эльвель». Местные называли Жиркова Б.А.  Шаман. А многие жители Петропавловска-Камчатского из-за его внешности  называли его Вождь Краснокожих.
ЖИРКОВ Борис Александрович.
Изображение с сайта http://vostokmedia.com/n87495.html
С 2007 года Борис переехал в с. Сосновка и продолжил пропаганду ительменской культуры, организовав ансамбль «Ныта Айвон» (душа Севера).
6 декабря 2010 года был награжден правительственной премией «Душа России» (номинация «Традиционная культура»). Художественный руководитель ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» Борис Александрович Жирков. Ее получил в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве за вклад в развитие народного творчества.
Родословную свою он знал до пятого колена. Сам — из ительменского племени лингурин, корни которого, говорят, уходят к североамериканским индейцам, инкам и майя. Недаром на гастролях в Америке и Франции индейцы племени лакота принимали Жиркова за своего. (подробно о биографии Жиркова Б.А.  здесь http://gazeta.aif.ru/_/online/kamchatka/1577/5 ). Свою малую родину, село Сопочное, Жирков помнил и любил:
— Там такая красота была! Лилии белые в озере, трава по пояс. Цветы — на материке нет таких! Летом, правда, жарища! Сейчас я этой духоты уже не выношу — отвык.
ЖИРКОВ Борис Александрович.
Изображение с сайта http://kamkrai.com/people/154-elvel-zerkalo-itelmenskoy-dushi.html
Борис Александрович Жирков родился 15 мая 1945 года в селе Сопочное (позже включенном в состав села Ковран) Тигильского района Камчатской области. В 1962 году, после окончания школы, поступил в Хабаровский пединститут на художественно-графический факультет, где отучился год. Прекратил учебу по болезни — развился ревматизм. В 1963 году стал художественным руководителем, комсоргом, а затем и директором сельского Дома культуры. С 1965 по 1985 год — солист корякского ансамбля «Мэнго». В 1980 году основал в Ковране ительменский народный ансамбль «Эльвель», которым руководил до 2007 года. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2001 г.).
К великой печали, утром, 29 ноября 2012 года в возрасте 67 лет Борис ЖИРКОВ - известный камчатский хореограф ушел из этой жизни…
Борису Александровичу Жиркову удалось вдохнуть душу в угасавшую ительменскую культуру и внести огромный вклад в сокровищницу этнических культур народов мира.
Руководитель ансамбля Б.А. Жирков и хореограф Л.К. Кручинина не только сохранили традиции танцевального искусства, но и стремились возродить декоративно-прикладное искусство ительменов. Б.А. Жирков собирал образцы орнаментов ительменов, для того чтобы их использовать в украшении танцевальных костюмов. Артисты «Эльвеля» декорируют головные уборы, головные повязки, пояса, нагрудные украшения, обувь геометрическим орнаментом. Всеобще известно, что геометрический орнамент является одним из первых видов орнамента в искусстве человека, что и указывает на древние корни народа ительмен.
 
 Фестивальный тур "Дорога памяти" единственного в России кочующего фестиваля коренных народов Севера, Сибири и Дальнего востока "Манящие миры. Этническая Россия", с сайта http://culture.sochi2014.com/year2012/news/id16988. Легенда ительменов: На Камчатке Ключевской вулкан всегда пользовался дурной славой. Жители полуострова очень боялись вулканов, и верили, что их вершины населены Гомулами – всемогущими горными духами. Считалось, что по ночам Гомулы отправлялись к морю ловить китов и возвращались с рыбалки, надев по киту на каждый палец. Пойманных китов горные духи жарили на кострах, которые разжигали на вершинах гор. Ительмены были уверены, что на вулканах скопились груды китовых костей, но сами жители Камчатки никогда их не видели.

Современный орнамент ительменов можно представить на примере нескольких художественных произведений, созданных артистами ительменского танцевального коллектива «Эльвель» села Ковран Тигильского р-на Корякского автономного округа.

 
 Мужской пояс с подвесками, Жирков И. А. 1990-е годы. Ровдуга, мех, искусственная кожа, бусы, бисер. Аппликация, обмотка.

Например, мужской пояс с подвесками, выполненный И. А. Жирковым. Пояс представляет собой полосу из искусственной коричневой кожи Снизу и сверху он обмотан ровдужной (замшевой) узенькой полоской синего цвета. Внутри пояса за этими синими стежками проходят узенькие полосочки из серебристого меха нерпы, которая прихвачена диагональными крестиками из бисерных нитей зеленого и красного цветов. Между полосками из меха нерпы коричневый фон пояса разделен диагональными крестиками из ровдуги, а после каждого креста нашиты по две продолговатых перламутровых бусинки, имеющие на концах по одной красной бисеринке. К нижней части пояса прикреплены подвески из бисера, бус и ровдужных кисточек. Пояс по бокам имеет более узкие полосы, украшенные диагональными крестами по шесть на каждой, и по одному Ж-образному знаку.
Такая композиция пояса создает ощущение радости, праздничного настроения и напоминает весеннее-осенние мотивы камчатской природы. Движение нитей парных бус, образующих единую полосу и расположенных по центру пояса, прерывается диагональными крестами из ровдуги, а движение меховых полосок останавливается диагональными крестами, выполненными из зеленого и красного бисера. Синяя окантовка пояса сочетается с синей кисточкой на подвеске, а коричневая полоса - с коричневыми кисточками на подвесках. Оживляют пояс кисточки бирюзового цвета и бисерные нити. Продуманное и четкое построение орнаментальной композиции, ее компактность и удачное цветовое решение элементов украшения - все это воспринимается как проявление самобытного искусства. 
 
 Ительмен в зимнем головном уборе. Фото с сайта http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2930607 . Одежда - и мужская, и женская - шилась из тюленьих и оленьих шкур таким образом, что ее можно было выворачивать на обе стороны. Лицевая сторона одежды обычно окрашивалась в ярко-желтый цвет с помощью ольховой коры. Подол, расцвеченный белым оленьим волосом и красными полосками кожи, обшивался мехом: до прихода русских - каланьим, а после - собачьим. Шитьем одежды и обуви занимались исключительно женщины, которые раньше делали себе иголки из собольих костей, а нитки сучили из крапивы или оленьего волоса.

О самобытном искусстве ительменов свидетельствуют головные уборы и повязки. Головной убор выполнен из широкой кожаной полосы, украшенной орнаментом. В нижней части полосы головного убора проходит красная зигзагообразная полоса шириной до одного сантиметра. К ней направлены сверху вертикальные красные зигзагообразные полоски, окаймленные с обеих сторон узкими зигзагообразными полосками черного цвета. Такая же зигзагообразная черная полоска находится над горизонтальной красной зигзагообразной полосой, прерывающейся в местах, куда направлены вертикальные полоски. Между вертикальными полосками расположены две белые, разделенные узкой полосой серого цвета, образованной фоном головной повязки и отороченной сверху и снизу полосой заячьего меха. По низу она украшена соболиными хвостиками, коричневой ровдужной бахромой, подвесками из нитей бус и меховыми длинными кистями. В целом головной убор выглядит нарядно, празднично благодаря орнаменту, выполненному в технике аппликации, и опушке из белого меха, подвесок и хвостиков.


 Ительменские головные повязки, 1990-е годы. Заячий мех, мех нерпы, бисер, бусы

В изготовлении головных повязок мастер использовал природный материал, а также бисер и бусы (фото 3). Головная повязка выполнена из узкой полосы ровдуги, окрашенной в черный цвет (фото 3 сверху). На этой полосе размещены восемь розеток, сделанных из небольших перламутровых бусинок, каждая из которых опушена белым заячьим мехом. Между розетками расположены розеточки, вышитые бисером. Они представляют собой маленькие кружочки из синего бисера, в центре которых находятся белые бусинки. От каждого кружочка свисает коротенькая подвеска из синего бисера, имеющая на конце белую бусинку. Попарно розетки опушены белым мехом и соединены друг с другом нитью синего и белого бисера, которая образует «арочки». В каждой «арочке» находится подвеска из синего бисера, спускающаяся из синего кружка розетки.


Ительменская повязка,
с сайта http://werawolw.ru/?p=6176
Ительменская повязка,
с сайта http://forum.dpni.org/showthread.php?t=26850&page=1
Ительменская мужская повязка,
с сайта http://forum.dpni.org/showthread.php?t=26850&page=1
Ительменская повязка,
с сайта http://forum.dpni.org/showthread.php?t=26850&page=1

 Другая повязка выполнена на узкой полосе из темно-коричневого меха нерпы. К ней прикреплена 21 перламутровая белая бусинка, опушенная мехом нерпы, переливающимся светло-коричневым цветом. Между розеточками просматриваются коричневые перламутровые бусинки. Головная повязка имеет по бокам длинные подвески из бисера, бусинок и кисточек меха нерпы.

 
 Мужские ительменские головные повязки выглядят изящно и нарядно. Для их изготовления используют не только традиционный материал - мех и ровдуга, но и такие, как бисер и бусы, очень украсившие эти изделия, являющиеся замечательными произведениями декоративно-прикладного искусства, каждое из которых по своей форме и цвету вызывает восхищение. Головные повязки служат прекрасным дополнением к костюмам, украшают артистов и гармонируют с орнаментом одежды.

 
 Нагрудные украшения с растительным орнаментом, 1990-е годы. Вышивка бисером, мех.

Нагрудные украшения представляют собой круги, вышитые бисером, опушенные мехом и имеющие подвески. Для их вышивки используется бисер различных цветов: красный, синий, голубой, желтый, оранжевый, зеленый и черный, а также стеклянный бисер, который придает изделию яркий блеск. Орнамент на нагрудных украшениях и брошах имеет геометрический характер и представлен в виде звездчатых и концентрических кругов.

 Ительменское нагрудное украшение

Используется также и растительный орнамент в виде множества цветов, имеющих различной формы лепестки. Для опушки этих изделий используется мех выдры, который нежно окаймляет каждую розетку. Такие изделия смотрятся очень эффектно. Кроме круглых нагрудных украшений, артистки плетут из бисера дугообразной формы полосы из черного, коричневого, бордового и синего бисера. Такой формы нагрудные украшения оригинальны и изящны, но требуют большого усердия, внимания и фантазии, как и круглые нагрудные украшения, броши, панно и т. д. при их изготовлении. 
 
 Панно, 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером, аппликация, ракушки

Артисты ансамбля изготавливают настенные панно из ровдуги, украшенные ракушками и вышитые бисером. Такие художественные произведения необычны и привлекают к себе внимание. Например, панно «Солнышко», выполненное Л.К. Кручининой. Желтый и красный цвета бисера являются излюбленными для создания этого настенного украшения
В каждой розетке заметно сияние и мерцание лучистых кругов, видимо, имеющих символическое значение и представляющих не только солнце, но и звезды, для создания которых используется черный, синий и красный цвета бисера.


 

 Ительменский орнамент. С сайта http://toro.my1.ru/publ/narody_sibiri/narody_drugikh_jazykovykh_grupp/itelmeny/9-1-0-45

Предметы ительменской культуры являются замечательными произведениями декоративно - прикладного искусства. Для их орнаментации использованы геометрические мотивы: крест, круг, звездчатый круг, зигзаг, а также и растительные. Наряду с природным материалом: мех нерпы, выдры, зайца, ровдуги также применяется искусственная кожа. Геометрический орнамент подчеркивает форму изделия, придает им законченный вид, делает их более красочными и привлекательными. Ительменский орнамент, украшающий эти изделия, выразителен благодаря материалу и технике его исполнения: аппликации, обмотки, вышивки бисером, а также использованию подвесок, что является традиционным способом украшения.

 Артисты ансамбля «Эльвель», с сайта http://news.rufox.ru/articles/2010/08/12/194229.htm
Артисты ансамбля «Эльвель», проводят выставки своих художественных изделий во время гастролей не только на Камчатке, в городах России, но и за рубежом. Их танцевальное искусство невозможно представить без костюмов, украшенных национальным орнаментом. Поэтому необходимо исследовать самобытное творчество ительменов и способствовать распространению знаний о возрождающейся культуре этого малочисленного народа. Здесь http://kamkrai.com/people/154-elvel-zerkalo-itelmenskoy-dushi.html - подробно об ансамбле «Эльвель»

В «Художественном мире Сибири» - здесь - http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html#more – Ительменские сказки

Комментариев нет:

Отправить комментарий