Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 21 марта 2013 г.

Долганские народные сказки



Народ Долганы
 
 Долганы. Изображение с сайта http://carguru.ru/discussion/350-506--read.shtml

Долганы (самоназв.: долган, тыакихи, саха) — коренной народ севера Красноярского края (5,8 тыс. чел.). Большая их часть проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть — на западе округа, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России насчитывается 7,3 тысячи долган.
Часто долган называют самым северным тюркоязычным народом мира. Это один из наиболее молодых народов Севера и самый многочисленный из коренных жителей Таймыра.
В 17 веке, когда на Таймыре появились русские, долганская народность еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 году.
Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время он определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность — на основе русского алфавита.
Верующие долганы — православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа (шаманизм, обожествление сил природы, анимизм). Анимизм, в частности, проявляется в поклонении сайтанам (необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.


 Долганы в национальной одежде. Изображение с сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/19689/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B


Мужская и женская верхняя одежда долган — кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.
Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Головные уборы (бэрсегэ) капоро образно го покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.
В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.
Фольклор народа Долган


 Ежегодно весной в период после Св.Пасхи в поселках проводят День оленевода с гонками на оленьих упряжках. Победители получают железного оленя *Буран* Изображение с сайта http://hatanga-xram.prihod.ru/nationscategory/view/id/829


Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олон-хо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро). На Таймыре пользуются известностью различные долганские фольклорные коллективы: хоровой «Ародуй», вокально-хореографический ансамбль «Чокуркаан».
Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака. (Подробнее о долганах ЗДЕСЬ http://www.krskstate.ru/krasnoyarskkray/narod/0/etno_id/21 )
Долганские сказки


 Долганские сказки («hатыы олонколор») – это самый богатый, распространённый и бытующий до наших дней жанр устного народного творчества долган. В основном сказки о животных, героями которых выступают представители северного животного мира – песец, олень, ворон, полярная сова, куропатка, щука. Популярны и волшебные сказки, где животные и люди, оказавшись в разных «жизненных ситуациях», проходят испытания, принимают для себя мудрые решения. Сюжеты старинных долганских сказок поражают воображение, они уносят читателей в глубину веков, пробуждают в них волю к жизни и веру в торжество справедливости. (ЗДЕСЬ – подробнее о Долганских сказках)



Источник: Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.

МЕДВЕДЬ И СОХАТЫЙ
(Литературная обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)


 
 Ходит сохатый — рога лопатами, борода гуще кочки болотной, ноги сухостойных лиственниц длиннее. Ходит и похваляется:


 — Эй, мелкота лесная! Кто со мной силой потягается? Помер старик мамонт, теперь я всех больше, всех сильнее!
Молчат звери. А что скажешь? И правда — нету никого боль­ше и сильнее сохатого. А тот совсем загордился. Тут подходит медведь и говорит:
 - Не хвались, сохатый, а то я тебя съем.
 - Ты, косолапый? — сказал гордец сохатый.— Зимой в снегу потонешь, а летом в кустах запутаешься! Тебе ли со мной тягаться!
Ушёл медведь. А на сохатого скоро совсем управы не стало. На земле птичье гнездо увидит — копытом сковырнёт, на дереве — рогами скинет. Больших зверей гонит, малых распугивает. Только треск по лесу стоит.
Тут повстречался ему медведь.
 - Ну что, давай, косолапый, силой потягаемся! Я побегу, а ты меня догнать попробуй! — кричит лось.
 - Давай попробуем,— согласился медведь.
Быстро помчался сохатый, а медведь неторопливо пошёл по его следу. Сохатый большой круг по лесу даёт, а медведь ему на­перерез выходит и рявкает. Раз вышел, да другой, да третий. А там и тайга кончилась, лысые горы начались, осыпи. Тут уж лосю не разбежаться — одна дорожка на вершину, на хребет! Хре­бет узкий, не развернуться. Слева — пропасть, справа — пропасть. Бежит лось, задыхается, а медведь сзади неторопливо топает, по­сапывает.
Понял сохатый, что загнал его медведь, да поздно.
Хотел назад повернуть — не развернуться. Кинулся в сторону сохатый и свалился вниз. Насмерть разбился.
Ест медведь его мясо и приговаривает:
— Ноги косолапые — это ещё полбеды, а вот когда ума нету, совсем беда...

ЗАРЯ
(Запись и литературная обработка М. Ошарова. Художник Х. Аврутис)


 Было три брата. Братья жили в хороших тёплых чумах. У них было много оленей. Когда пастухи собирали всех оленей в одно стадо, оно было таким огромным, что не вмещалось на боль­шой моховой лайде.


Вблизи чумов богатых братьев стоял худой чум их дяди. Дядя был человек старый. Работать много не мог. Оленей у него не было, одежды хорошей сшить было не из чего. Старик жил бедно, только не умирал с голоду. С ним жила его жена-старуха. У них был сын, которого они кормили и растили.
Однажды зимой старикам нечего стало есть. Они послали своего сына к богатым племянникам, чтобы он попросил у них мяса.
Мальчик сходил. Богатые братья вместо мяса дали ему оленью брюшину.
— Съедите брюшину,— сказали они мальчику,— дадим вам оленьих кишок. Кишки съедите — дадим лёгкие. Иди.
Старуха сварила оленью брюшину и накормила старика с сы­ном, остатки доела сама.
Пришла ночь. Утром старик вышел из своего чума и испугал­ся. На стойбище не было ни хороших чумов, ни оленей. Богатые племянники ночью куда-то откочевали, а пастухи тихонько угна­ли за ними всех оленей. Старик вернулся печальный.
— Ну, старуха,— сказал он,— будем умирать. Богатые племянники бросили нас одних. Нам их не догнать. Куда мы в такой мороз пойдем пешком? Будем ждать смерти.
Старухе стало жалко сына. Она заплакала. Заплакал старик.
Погоревали-погоревали, потом все трое залезли в спальный мешок, завернулись и, голодные, уснули. Старик проснулся пер­вым. Он вылез из спального мешка и себе не верит. Откуда зимой в худом чуме такое тепло? Старик хотел выйти из чума, припод­нял с двери нюк и от страха уронил его. Он разбудил старуху и тихонько сказал ей:
— Наш чум обогнула большая, многоногая гусеница. Она пришла к нам за данью. Что мы ей дадим? У нас ничего нет. Теперь она нас не выпустит из чума и всех съест.
Гусеница лежала, как мёртвая, но слышала все, о чём шепта­лись в жилище.
Старик взял рогатину, отдал сыну и откинул с двери нюк. Гу­сеница открыла глаза. Старик стал ей говорить:
— Знаю я, что ты пришла за данью, да нечего тебе дать. Есть у нас со старухой один маленький сын да рогатина. Хочешь, бери их.
Гусеница схватила ртом мальчика и улетела с ним на небо. Старики остались одни. Они сидели в чуме и горевали о сыне.
Гусеница летела долго. Наконец прилетела на край неба, села и выпустила изо рта мальчика, который крепко держал в руках отцовскую рогатину. Мальчик увидел перед собой такие же леса, горы, болота, как на земле.
Мальчик стал жить с гусеницей-великаном. Гусеница поила его, кормила, а сама о чём-то всё думала, печалилась. Мальчик ничего не понимал, он только заметил: когда гусеница лежала на животе, то кругом была ночь, когда переворачивалась на бок, на­чинался рассвет; когда же показывала живот, то становилось свет­ло, как днём. Живот у гусеницы был красный и блестел, как огонь.
Однажды к светлой гусенице прилетела другая, такая же огромная, но только вся чёрная. Она села, и всюду стало темно. Чёрная гусеница вцепилась в светлую и начала её душить. Стали они драться. Схватятся за дерево — дерево вырвут с корнями, уце­пятся за сопочку — с землей её сровняют, поймаются за камень — камень в песок раздавят.
Гусеницы дрались, а мальчик с рогатиной стоял и смотрел на них. Перед ним мелькали то свет, то мрак. Наконец чёрная начала одолевать огнебрюхую гусеницу. Мальчик спохватился.
— Что же я стою с рогатиной и не помогаю в бою своей светлой гусенице? Попробую. Всё равно погибать!..
Мальчик подбежал к чёрной гусенице и рогатиной проколол ей сердце. Сразу же сделалось светло, как днём.
Огнебрюхая гусеница схватила мальчика и полетела с ним обратно на землю. Прилетела к чуму, выпустила мальчика и гово­рит старикам:
— Берите своего сына. Он помог мне убить чёрную гусеницу, которая хотела съесть меня за то, что я свечу вам каждое утро. Она хотела сделать так, чтобы на земле была вечная ночь. Теперь этого не будет. Я вернусь на небо, лягу на край и стану медленно переворачиваться. Когда я повернусь к вам спиной, у вас будет ночь; когда повернусь боком, вы увидите светлую зарю; когда открою живот — на земле будет день.
Огнебрюхая гусеница наделила мальчика оленями и улетела на небо.

http://sokrnarmira.ru/index/0-3813 - Здесь долганские сказки

 Долганский орнамент



 http://museumsrussian.blogspot.ru/2012/04/blog-post_29.html#more здесь прекрасные образцы долганского орнамента на меховых шубах-парках


Долганский орнамент строится на сочетании шести цветов: черный, белый, красный, синий, желтый, голубой. Предпочтение отдается красному цвету - олицетворение народного представления о солнце, и синему – о бесконечности бытия. Основной орнамент называется “ардай”. Как орнаментировали одежду? Женская парка – украшали по подолу и борту декоративной, пришивной каймой. Кайму украшают почти одинаковыми узорами геометрической формы. Основной орнамент “ардай”. Издали по кайме отчетливо читается яркая зубчатая лента с острыми углами высотой 7 см, шириной 5 см. На вертикальных полосах вместо сплошной двухцветной зубчатой ленты размещены один за другим уголки – “крылышки” - красные и синие. Это изображение северного сияния. Сбоку от основной части каймы идет подкаемок, где на полосе красного сукна белым бисером вышивается так называемый “тынырак” (ноготь) – арочный орнамент.


 Это и есть изображение северного сияния. Терпеливо, день за днем, в течение многих месяцев, создается девушкой-долганкой декоративная узор­ная кайма будущей парки.


Кроме вышивки бисером, суще­ствовала и другая, еще более удиви­тельная и еще более трудоемкая тех­ника выполнения орнамента «север­ное сияние». В густой мех бортов и подола шубы-парки вшивались кро­шечные лоскутки красного и синего сукна. Такие никуда уже не годные кусочки ткани всегда остаются у жен­щины, которая кроит и шьет. У ма­стериц-северянок они не пропадали, их использовали для отделки. Нужно было для каждого кусочка проделать шильцем крохотную дырочку в мездре, вдеть туда лоскуток с лицевой сто­роны и тщательно закрепить его с тыльной. В результате получался эф­фект как бы природной инкрустации: орнамент выглядел так, как будто штрихи красного и синего цвета сами собой образовались в оленьей шкуре.


 Фрагмент (нагрудник) мужской долганской парки из оленьей кожи с отделкой крас­ным сукном и бисером

Мужская парка напоминает русский военный мундир 18 века. Борта, подол и пояс расшивают бисером. При отделке грудки парки используют не только узор “уголки”, но и типичные для долганской одежды четырехконечные розетки, напоминающие цветок. Это – “хакау усора” (долганский узор).
Мужская шапка по долгански называется “чупра” (подобная голове оленя) и служит символом того, что обладатель ее – оленевод, хозяин оленей. Женская шапка напоминает о том, что женщина – хранительница очага, хозяйка чума.
В традиционном орнаменте долган ученые выделяют несколько типовых рисунков. Одни прямые полосы, треугольники, ромбы и квадраты. Другие – завитки и парные спирали, есть в узорах долган также элементы русского орнамента. ( Источник: http://festival.1september.ru/articles/599743 )

Комментариев нет:

Отправить комментарий