Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 25 марта 2013 г.

Звездочка наша ясная… Из Тувы о Наде Рушевой с любовью…



Вечноживущая девочка…
 Надя Рушева. Автопортрет

«Она ушла из жизни в свои семнадцать лет,
Оставив нам на память рисунка нежный след» (О. Кочурова)

Рушева Надежда Николаевна (1952-1969). Надя Рушева родилась в Улан-Баторе (в Монголии) 31 января 1952 года. Её мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа – тувинская балерина, отец Николай Константинович Рушев – московский театральный художник. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. Покинула семья далёкие восточные земли летом 1952 года и переехала на постоянное место жительства в Москву. Девочка жила и училась в Москве, мечтала стать художником-декоратором или мультипликатором. Имя девочке дали не просто так. По-монгольски «Надежда» – это «Найдан», что в переводе означает «вечноживущая». Назвав ребёнка подобным образом, родители оказались провидцами. Творчество Нади Рушевой известно практически каждому культурному человеку, как в России, так и за её пределами.

Музей Нади Рушевой, как филиал Тувинского республиканского краеведческого музея в Кызыле

 В этом здании Тувинского национального краеведческого музея им. Алдан-Маадыр находится Музей-филиал Нади Рушевой. Источник изображения - http://tuvaculture.ru/809-shkolniki-v-muzej.html

Музей-филиал Нади Рушевой принимает посетителей с 11 августа 1993 года. Над сохранением и развитием коллекции музея работают четыре сотрудника и два научных работника. В коллекцию музея входит более чем пятьсот тринадцать предметов, триста восемьдесят предметов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея. Коллекция рисунков Нади Рушевой (380 экспонатов) была подарена краеведческому музею матерью Нади - Джикмаа-Рушевой Н.Д. в 1988 году. На основе этой коллекции в 1993 году был создан Музей Нади Рушевой при ТРКМ им. Алдан-Маадыр. В коллекцию ее рисунков входят ранние зарисовки, серии: "Античность", "Восток", "Современность", "Мир животных", "Пушкиниана", образы литературных героев, "Тува" и др., выполненные в разных техниках.

 Рушева Надя. Тувинская песня. 1965 год. Рисунок выполнен Надей в 13 лет. С сайта http://www.visualrian.ru/ru/site/gallery/#497629/context[lightbox]=3890

Здесь - http://www.centerasia.ru/issue/2007/6/655-povezlo_mne_i_rodom_i_plemenem.html - интервью с матерью Нади Рушевой, с Натальей Дойдаловной Ажикмаа-Рушевой. В этой беседе подробный рассказ о предках талантливой девочки, чьи рисунки в свое время потрясли весь культурный мир. Родословная Нади Рушевой по материнской линии берет начало в Туве – в самом Центре Азии. А по отцовской линии – в самом центре России, потомственные, истинные русские интеллигенты. Источник таланта юной художницы – замечательная семья, где русские, европейские культурные традиции тесно переплелись с духовными ценностями народов Востока.

 Ажикмаа – Рушева Наталья Дойдаловна, тувинская балерина, мать Нади Рушевой, изображение с сайта http://www.centerasia.ru/issue/2007/6/655-povezlo_mne_i_rodom_i_plemenem.html

Мать Нади Рушевой – талантливая танцовщица, первая балерина тувинского балета. В статье рассказывается о том, как Наталья, девочка из дальнего тувинского аула, стала примой балериной, и о том, как они встретились и поженились с Николаем Рушевым. А настоящее тувинское имя матери Нади Рушевой – Ажикмаа. И почему произошла смена имени? Вот как сама Ажикмаа об этом рассказывает: «В 1944 году, когда Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР, началась паспортизация. Нас собрали в большом зале театра и, толком ничего не разъяснив, сказали, что по документу у каждого из нас должны быть имя, отчество и фамилия. В группе у многих были одинаковые фамилии – по названию рода, а нам сказали, что не все должны иметь одну и ту же фамилию. И вот я для себя выбрала новое имя – Наташа, в то время многим давали русские имена, а имя Ажикмаа стало фамилией, вместо Салчак».

 Рушева Надя. Ритуальный танец тувинского охотника, 1965, с сайта http://noogen.2084.ru/nr/life/tywa.htm

Надя Рушева, конечно, знала и помнила о том, что наполовину семейные корни ее из Сибири, из Тувы. Наверно потому часть ее рисунков была посвящена восточной тематике.

 Рушева Надя. На сюжет «Руслан и Людмила», http://altapress.ru/story/71997/gallery/item/27/#gallery

Общеизвестно, что сибирским художникам отлично удаются изображения лошадей и животных, сказывается генетическая память прошлого, когда охота у древних сибиряков была источником пропитания, а лошадь сливалась с человеком в одно целое, ибо была надежным другом воина и мужчины. Сибиряк удивительно органично вписывался в силуэт лошади и сидел на ее спине, как влитой. Кстати, и женщины были отважными наездницами. Наверно потому так и удавались Наде Рушевой, как наследнице красоты Тувы, пластичные линии кентавров и кентавриц, стремительный бег лошадей и пронзительные, говорящие глаза у животных.


Рушева Надя. Пегас
Рушева Надя. Рана оленя, с сайта http://my.mail.ru/community/olimpus_/59A8287A0EFA2A4C.html

 Надя Рушева прожила всего 17 лет… Но она успела подарить людям около десяти тысяч прекрасных рисунков. Константин Паустовский как-то заметил, что «искусство всегда берет человека за сердце и чуть сжимает его. И человек не забудет того явного прикосновения прекрасного».

Тот, кто прикоснулся к миру Нади Рушевой, не может не проникнуться его трепетностью и болью, не ощутить его чистоты, глубины и обаяния.

С помощью перьевой авторучки, фломастера, цветных мелков Надя запечатлевала целые миры. Родители читали ей сказки, истории об античных героях и их подвигах. А девочка тут же придумывала картинки к услышанному. Надя не училась в художественной школе. У нее была прекрасная зрительная память и воображение. Сама сочиняла сказки и сама их иллюстрировала. Надя почти никогда не работала с натуры. Она рисовала не видимое, а мыслимое, сохраняя счастливое свойство ребенка мгновенно отзываться конкретным зрительным образом на любую тему, идею, сюжет, используя для этого всё богатство ассоциаций, предметность видения, отвагу фантазии.


Рушева Надя. Укрощение, с сайта http://noogen.2084.ru/nr/life/horsing.htm
Рушева Надя. Бег кентавриц

 Удивительно переплелись судьбы Николая и Наташи, родителей девочки-художницы, и соединение их кровей высекло такой талант как Надя. Маленькая двухкомнатная квартира Натальи Ажикмаа-Рушевой напоминает музей, но особый, в котором царит семейная атмосфера духовности, взаимной любви и уважения, искренности и тепла.

Отец Николай Константинович Рушев, театральный художник, очень любил свою дочь, уделял много ей времени, водил в музеи, в театры, на выставки. ЗДЕСЬ - http://www.centerasia.ru/issue/2002/27/2571-rusheva.html - отрывки из дневника отца Нади Рушевой.

 
 Семья Рушевых. Счастливы вместе. С сайта http://www.rg.ru/2011/01/11/foto.html

Будучи признанной художницей уже в юные годы, Надя с ее творчеством в то же время воспринималась взрослыми профессионалами очень настороженно. Столь ранний расцвет не признавался некоторой частью авторитетных искусствоведов. Замкнутые в рамки своей традиции, они придерживались строгих канонов и возрастных цензов. Но многие почитатели таланта Рушевой не соглашались с этими мнениями и отстаивали право на гениальность, неординарность и новизну.

 Рушева Надя. Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу, с сайта http://my.mail.ru/community/olimpus_/59A8287A0EFA2A4C.html

Надя в этих спорах, также как и осыпаемая похвалами, всегда держалась необыкновенно скромно и с достоинством. Будто знала: время все расставит на свои места. Одним из ярких примеров является полемика, которая состоялась 28 июня 1968 года в музее Л.Н. Толстого. Об этом повествуют страницы рукописи Николая Рушева, посвященные последнему году жизни дочери. Всего же Надя создала 400 рисунков к «Войне и миру».

«Проникновенней других природу, глубинную сущность творчества Нади Рушевой мог бы определить… древний философ Плотин: красота заключена не столько в симметрии, сколько в освещающем ее сиянии. Не для сознания ли того, что есть красота, и явлено человечеству искусство гениев? Концентрация ли это духа, квинтэссенция эмоций, чувств? Или волшебство красоты? Как бы то ни было, эта девочка своими легкими, парящими линиями словно зовет нас в полет к красоте и совершенству» - так пишет в своей статье «Девочка – планета» Вячеслав Щепкин (вся статья здесь - http://nrusheva.narod.ru/htm/Planeta.htm )

 Рушева Надя. Кентавренок. 1968. Этот чуть обиженный малыш изображен на могильном памятнике, посвященном Наде Рушевой. С сайта http://www.respectme.ru/photoblog/725

Здесь - http://tuvaculture.ru/1027-segodnya-den-rozhdeniya-nadi-rushevoy.html - подробности из биографии Нади Рушевой.

Ранним утром 6 марта 1969 года девушка собиралась в школу. Она надевала обувь, когда вдруг упала на пол. К дочери тут же кинулся отец, но та была без сознания. Николай Константинович обежал соседей, но ни у кого из них телефона не было. Тогда мужчина побежал в ближайшую больницу.

«Скорая помощь» приехала быстро и забрала девушку, так и не пришедшую в сознание. Уже на операционном столе выяснилось, что Надя страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга. В 60-е годы XX века это заболевание не поддавалось лечению. Через несколько часов талантливая художница умерла. Похоронили Надю на Покровском кладбище в Москве.

 Надя Рушева. Без названия. С сайта http://nrusheva.narod.ru/Pictures-Photo/max/graf_05_max.jpg

После ее трагического ухода отец Николай Рушев организовал восемь больших передвижных выставок, которые в 1970-е годы экспонировались в художественных, краеведческих музеях, картинных галереях многих городов Советского Союза. Одна из выставок в 1974 г. состоялась в Тувинском республиканском краеведческом музее им. Алдан-Маадыр.
К сожалению, после смерти отца Нади в 1975 г., большого подвижни­ка и инициатора передвижных вернисажей и пропаганды ярчайшего искус­ства своей дочери, выставочная деятель­ность постепенно начала угасать.

 Рушева Надя. Без названия. С сайта http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/111461/Kiselev_-_Mesyac_v_Arteke.html

В середине 1980-х годов Н.Д. Ажыкмаа-Рушева передала на хранение в Советский фонд культуры около 9 тысяч бесценных рисунков дочери. Затем она решила передать часть творческого на­следия своей дочери Тувинскому республикан­скому краеведческому музею. Так первая коллекция подлинных Нади Рушевой, насчитывающая более 120 работ, была передана в 1987 г. ее матерью через Советский фонд культуры Тувинскому музею. Позже, в 1988 г., в фонды Тувинского краеведческого музея из личного собрания своей семьи Наталья Дойдаловна передала более 230 работ Нади, а также 22 живописных полотна и более 300 графических произведений Николая Рушева. Таким образом, полученное в дар большое творческое наследие семьи стало основной базой для создания музея Нади Рушевой.

 Рушева Надя. Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени", Бела, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

По постановлению коллегии Министерства культуры, кино и туризма Республики Тыва от 27 мая 1993 г. было решено открыть музей Нади Рушевой, как филиал Тувинского республиканского краеведческого музея. Первых посетителей музей принял 11 августа 1993 г. в здании Дома художника, и только в 1996 г. экспозиция рисунков Нади Рушевой переехала на постоянное место в Национальный музей Республики Тыва.

Комплектование и пополнение фон­дов музея идет постоянно. Например, в ноябре 1996 г. Наталья Дойдаловна передала большую папку с 37 подлинными рисунками "вечно живой" Надежды, более 220 фотографий из семейного архива о жизни и творчестве Рушевых, документы, газетные публикации.

 Рушева Надя. Без названия. С сайта http://www.respectme.ru/photoblog/725

Позднее, в 1998-1999-х гг. она передала в фонды Тувинского музея более 30 рисунков, некоторое количество фотографий, документов. Из новых поступлений самыми примечательными явились личные вещи Нади, позволяющие воссоздать ее богатейший внутренний мир.

В апреле 2007 г. в Государственном музее А.С. Пушкина города Москвы состоялось торжественное событие – передача на постоянное хранение Тувинскому музею 4761 подлинного рисунка Нади Рушевой из различных серий, хранившихся в фондах этого ведущего российского музея.

За многолетний период работы филиалом подготовлено 30 стационарных экспо­зиций в Национальном музее Тувы и десятки передвижных выставок по разным школам, организациям и кожуунам республики, также в городах Сибири – Минусинск, Абакан, Шушенское, Омск, Барнаул.

 Рушева Надя. Без названия. Рисунок из фонда музея-филиала Нади Рушевой в Туве

Почти всегда у посетителей, особенно школьников, при их осмотре возникал живой, неподдельный интерес к графике гениальной художницы, ребята задавали вопросы о ее жизни, родителях и о многом другом, связанном с кругозором и мировоззрением их сверстницы.
Гениальность Нади Рушевой не раз подчеркивалась известными людьми, художниками, академиками, писателями. «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Экзюпери и, наконец, о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости ее личности», – писал академик Д.С. Лихачев.

В 1978 г. Надя Рушева посмертно была награждена премией Ленинского комсомола Тувы. Имя Нади Рушевой было присвоено московской школе № 470, где она училась, и детской художественной школе г. Кызыла.

 Надя Рушева. Мальчиш -Кибальчиш, источник изображения - http://abook-club.ru/forum/index.php?s=fee9112b6f26bdef8c2b9c26ed01a626&showtopic=48393&st=520

На рисунке надпись знаменитого космонавта Георгия Гречко: «Дорогие ребята! Творчество Нади Рушевой пленило меня еще тогда, когда она была ученицей… Мальчиш-Кибальчиш Аркадия Гайдара и Нади стал поэтому нашим спутником в космическом полете. Пусть и для вас станут примером смелость, верность Мальчиша и неустанное творческое горение Нади!»

А вот как описывает Гречко историю возникновения идеи, чтобы взять этот рисунок в космический полет: «Когда мы с Губаревым готовились к первому космическому полёту – Нади Рушевой уже несколько лет не было в живых. Мне захотелось взять в полёт её рисунок! Я нашёл родителей Нади – и они пригласили меня в гости.
В гости к Рушевым – в район московских новостроек Царицыно - я поехал вместе с младшим сыном, с Мишей. Пятикласснику тоже хотелось «побывать у Нади». В скромной квартире Надин уголок остался неприкосновенным: тот же письменный стол, за которым она работала, фломастеры и карандаши, та же лампа, те же рисунки на стенах. Родители Нади встретили нас радушно. Помню до сих пор их имена – Николай Константинович, Наталья Дойдаловна. Дали нам целую кипу рисунков. Почти всю ночь мы перебирали рисунки, чтобы выбрать для полёта один-единственный. Сначала я думал взять рисунок на космическую тему – известно, что Надя рисовала космонавтов. Но космические рисунки не произвели на нас острого впечатления. Зато, увидев Мальчиша-Кибальчиша, мы в один голос с сыном воскликнули: «Вот!». Не было сомнений: именно этот рисунок поможет нам в полёте. Мы сразу узнали Мальчиша и увидели его характер и настроение в данную минуту. Эти три линии – узнавание, характер, настроение – пересеклись. Сказку Гайдара о Мальчише я знал и любил с детства.
...В красном уголке у нас было два портрета – фотография косомнавта Владимира Комарова и рушевский мальчиш Кибальчиш. Они оба были героями – и Комаров, и Кибальчиш. Оба пошли на подвиг и погибли. Рано ушла из жизни и художник Надя Рушева. «Пришла беда, откуда не ждали», - как писал Аркадий Гайдар. Глядя на них, мы не думали о трагическом, а вот о героизме думали. Об отваге, о самоотверженности». (Георгий Гречко)

Надин рисунок «Мальчиш-Кибальчиш» 31 января 1975 г. космонавт Георгий Гречко продемонстрировал из космоса с орбитальной станции «Мир» по телевидению всему миру, и Надя стала первым земным художником, произведение которого показали из космоса.

 Рушева Надя. Три восточные танцовщицы. 1966,, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Графическое наследие гениальной художницы Нади Рушевой хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Государственном музее Л.Н. Толстого (Москва), школьном музее московской школы № 470 (http://www.rusheva.com это сайт школьного мемориального музея Нади Рушевой), детской художественной школе им. Нади Рушевой г. Кызыла, Национальном музее Республики Тыва. (По материалам Александра Хертека, Летопись Тувы-2012)

21 октября 1982 года крымский астроном Л.Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — 3516 Рушева.

На Кавказе есть перевал Нади Рушевой. В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц.
Рушева Надя. Маленький принц с розой. 1967
Рушева Надя. Лис из «Маленького принца»
 Надины рисунки упруги, красивы и мелодичны. В них проявились в полной мере её талант, отношение к жизни, умение видеть мир глазами первооткрывателя, вжиться в создаваемый образ. «Я живу жизнью тех, кого рисую», – говорила Надя…
Год за годом собрание рисунков росло. Участие в выставках привлекло к Наде внимание сверстников и взрослых, о ней заговорили как о необыкновенном явлении.
Её художественное наследие составляет свыше 10000 рисунков-фантазий. Поражает ее необыкновенный цикл, посвященный А.С. Пушкину. Удивительными кажутся продуктивность юной художницы и ранняя зрелость её таланта. В ее чудесных рисунках – чистота, легкость, созвучие Пушкину – необъяснимые. Пусть они останутся с нашими детьми как щемящее напоминание о детстве, о Пушкине, о девочке Наде.

Рушева Надя. Саша Пушкин с сестрой. 1968, с сайта http://adelina3.diary.ru/p181720425.htm?oam
«…Я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой…Мне оставалось лишь обвести фломастером…» (Надя Рушева)
Пушкин вошел в ее жизнь рано. В одном из своих интервью она сказала: «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина… Папа читал книжки, а я рисовала в это время». Тогда ей было всего пять лет, первые пушкинские рисунки – иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Тема Лицея была едва ли не самой любимой. Надя Рушева – как будто его одноклассница, она, быть может, одного роста с Пушкиным, Дельвигом… На ее рисунках Пушкин-лицеист – долговязый, слегка неуклюжий, худой, с вытянутой шеей. Пушкин будто еще растет, он пока отрок.
Рушева Надя. 16-летние лицеисты Пушкин и Пущин. С сайта http://rusedin.ru/2010/10/19/%C2%ABblagoslovi-da-zdravstvuet-litsey%C2%BB/
В 1968 году, когда Наде Рушевой было 16 лет,  с успехом прошла ее выставка в музее Пушкина на Мойке. Она по просьбе известного пушкиниста А.И. Гессена проиллюстрировала первые главы готовящейся тогда к изданию его книги “Жизнь поэта”. Книга о Пушкине была задумана с иллюстрациями самого поэта, но, как известно, в детские и лицейские годы Пушкин почти не рисовал, точнее, его лицейские черновые рукописи не сохранились. Наде Рушевой, московской школьнице, предложили дорисовать то, что, может быть, нарисовал бы юный Пушкин.

 О "Пушкиниане" Нади Ираклий Андроников сказал: “То, что это сделала девочка гениальная, становится ясно с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности..."
По стилистике рисунки Нади Рушевой напоминают рисунки самого поэта.
Всматриваясь в ее работы, ощущаешь полет пера в руке, чем-то похожий на росчерк пера самого Пушкина, рисовавшего на полях рукописей. Но это ни в коей мере не подражание Пушкину – блистательному рисовальщику.
 Надя Рушева прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя такой значительный след в искусстве рисунка, что и сегодня существует «загадка Нади Рушевой». О ней делаются фильмы, пишутся книги и статьи. Один из первых фильмов о Наде был снят в конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. В городе на Неве киностудия «Ленфильм» начала снимать фильм, посвящённый юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…». Это были одни из самых прекрасных дней в жизни девушки. Она много гуляла по одному из красивейших городов мира, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями. Гуляла и в Царском Селе, в Лицее, там, где сочинял и читал стихи Пушкин, где его слушателями и собеседниками были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

ЗДЕСЬ - http://dompoeta.ucoz.ru/publ/1-1-0-6 - много рисунков Нади Рушевой, посвященных А.С. Пушкину.
Рушева Надя. А.С. Пушкин
О Пушкине художница говорила: “самый родной поэт”.
И появился поэт, которого никто никогда раньше не видел и не представлял. Пушкин с детьми за столом. Мы его никогда не видели– кормящим из ложечки своего ребенка.
Надя как-то сказала: «В любой теме, которую я берусь иллюстрировать или просто делать рисунки, я всегда стараюсь рассмотреть детскую тему. На Мойке, 12, у Пушкина была квартира, а не просто кабинет, где он сидел и работал. Здесь должна быть домашняя обстановка, когда он среди детей. И я рисовала, как он сидит за обеденным столом, даже держит одного малыша на руках и кормит его из ложечки. А потом я рисовала просто так, не придерживалась никаких исторических фактов. Рисовала, что стало с его детьми, какие они выросли…»
В 1959 году вместе с родителями Надя побывала в Ленинграде, в последней квартире Пушкина на Мойке, 12.
Рушева Надя. Наталья Гончарова
К Пушкину Надя создала 300 рисунков!
Отец Нади, Николай Константинович Рушев, говорил, что она не умела рисовать натуралистически, никогда не копировала натуру. Ее рисунки во многом были импровизацией. Но импровизация сочеталась со стремлением детально ознакомиться с предметами и бытом эпохи, которой она интересовалась.
А. Гессен писал о Надиной «Пушкиниане»: «Меня поразили в них удивительное ощущение ушедшей эпохи, ясновидящее проникновение и настроение Пушкина и его поэзии»

 Доктор искусствоведения А. Сидоров писал о Наде Рушевой: «Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на штудию и освоение мастерства».

У нее есть иллюстрации к К. Чуковскому, В. Шекспиру, Л. Кассилю, Ф. Рабле, Х.К. Андерсену, Н. Гоголю, Э. Гофману, Ч. Диккенсу, Д. Байрону, А. Грину, А. Дюма, Р. Киплингу, Д. Родари, Н. Некрасову, Ж. Верну, А. Блоку, В. Гюго, М. Лермонтову, А. Сент-Экзюпери, Э. Войнич, М. Булгакову. Это отец дал ей прочитать роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Журнал «Москва» начал публиковать в СССР это произведение Булгакова только в 1966 году, хотя закончен он был в 1940 году. Надя читала на одном дыхании. А потом отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под огромным впечатлением от романа девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите». 170 иллюстраций!!!


Рушева Надя. Мастер и Маргарита. С сайта http://my.mail.ru/community/olimpus_/59A8287A0EFA2A4C.html
Уже после смерти Нади, Николай Григорьевич Рушев встретился с женой Булгаков, с Еленой Сергеевной, и познакомил ее с творчеством своей  дочери, с оисунками к роману «Мастер и Маргарита». Елена Сергеевна была потрясена талантом девочки: «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. ... Маргарита — хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка  в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась...» 1968 г.
Рушева Надя. Иван Бездомный, с сайта http://nadja-rusheva.livejournal.com/1486.html
Елена Булгакова, познакомившись с творчеством Нади, после просмотра ее иллюстраций к "Мастеру и Маргарите", говорила, что у девочки, даже, манеры были булгаковские, вплоть до привычки грызть ногти. И умерла, как Булгаков. Наклонилась зашнуровать ботинок, и, всё…


 http://www.liveinternet.ru/users/owl_polar/post122184792 здесь много рисунков Рушевой к роману С. Булгакова

Девочка создала уникальный цикл иллюстраций, которые убедительно говорили о том, что юная художница полностью владела материалом романа «Мастер и Маргарита» и понимала его досконально. Надя - первый художник романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". До неё не нашлось графика, который бы взялся отразить пером или кистью это произведение не только потому, что роман М. Булгакова был мало известен, но главным образом из-за необычайной сложности работы.
http://nrusheva.narod.ru/htm/Maslova_Master.htm - здесь прекрасная публикация Н.В. Масловой, доктора психологических наук, кандидат исторических наук, - «Мастер и Маргарита» в графике Нади Рушевой».
«Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». (В.С. Ватагин – известный советский художник и скульптор-аниматор, большой друг Нади. Он поддерживал и приветствовал ее творчество)

 
Художник-анималист В.С. Ватагин и Надя Рушева были друзьями. Именно Ватагин посоветовал отцу Нади не отдавать ее учиться в художественную школу, чтобы не испортить природное, самобытное дарование девочки. И именно только заслуга родителей Нади в том, что она одарила мир необыкновенной прелестью своего рисунка.


ЗДЕСЬ

на сайте «Актиноя» - материал, посвященный теме «Балет и танцы в рисунках Нади Рушевой»

Источники:


http://geval-dima.livejournal.com/128753.html здесь много фотографий Нади Рушевой и ее семьи
http://alltem.ru/74131-nadejda_rusheva_1952_1969_nbsp.html здесь много ее рисунков
http://nrusheva.narod.ru/htm/Maslova_Master.htm сайт «Пленительное искусство Нади Рушевой»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий