Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 14 февраля 2013 г.

Иллюстрированный словарь по изобразительному искусству. Ж



Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
 
 (Буквица «Ж» из старославянской Азбуки)
Ж
Жабо — деталь аристократического костюма XVII—XVIII вв., оборка из ткани или кружев, спускающаяся от ворота на грудь. Мода на жабо появилась во Франции в эпоху "Большого стиля" Людовика XIV, устояла в период Рококо и Неоклассицизма. Основная форма жабо: оно ниспадало пышной волной, выступами или сплошной оборкой в мелкую складку (иногда двойной или тройной).
 
 Вуаль Ж.Л. Портрет графа Н.П. Панина. 1792. В костюме графа изображено великолепное, кружевное жабо

Жад — обобщающее название минералов из группы пироксенов, схожих своей зеленоватой окраской. Из них основные — жадеит и нефрит. С древнейших времен китайцы почитали жад - священный камень, символ всех добродетелей и красоты. Конфуций уделил этому камню внимание и обосновал его достоинства. Он написал в «Книге обрядов»: «В древности человек обнаружил, что жад является образцом всех превосходных качеств. Отполированный и сияющий, он олицетворяет чистоту, а гладкий и глянцевый - благорасположение. Его плотность и прочность означают убежденность интеллекта. Когда его грани не очень остры, он символизирует справедливость. Ожерелье из жадеита олицетворяет смирение. Ясный и продолжительный звук, который он издает при ударе, символизирует музыку. Плавность его линий не скрывает его красоту, а красота не скрывает плавность линий, поэтому соответствующим качеством является преданность. Его прозрачность означает искренность. Внутреннее сияние, исходящее из камня, соотносится с чистой верой. Сверкая всеми цветами радуги, жадеит подобен небесам. Он изыскан и таинствен, его находят в горах и в ручьях. Место, которое он занимает как символ высокого положения, ассоциируется с добродетелью; уважение, питаемое к нему всей Поднебесной, — с путем истины и долга».
 Цветочная брошь с бриллиантами. Жад. (источник фото: Хроленко М. Мир жадеита./ Михаил Хроленко. - М.: 2007. - 312с.)


Жадеит — натрий-алюминиевый силикат, полупрозрачный минерал белого, розоватого, фиолетового, черного оттенков. Минерал, моноклинный пироксен. Яблочно-зеленого цвета. Встречается в метаморфических горных породах. Поделочный камень. В японской поэзии «жадеитовый» и «жемчужный» — это постоянные эпитеты, употребляемые в значении «прекрасный, дивный». Прекрасный жадеит — метафора прекрасной возлюбленной, красавицы. … Авеста относит жадеит к камням - целителям. Жадеит - лидер среди камней, которые очищают человека от скверны, исцеляя не только тело, но и душу… Смысловой ассоциацией, возникающей у китайцев при упоминании о жадеите, является, без сомнения , красота камня, символизирующая высокую духовную красоту и неотразимое физические совершенство.
 
 Климов Д. Композиция «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу» Жадеит. Борусское месторождение. (Россия. Республика Хакасия) (источник фото : Хроленко М. Мир жадеита./ Михаил Хроленко. - М.: 2007. - 312с.)


Жаккардовые ткани  (см. ткачество) — шитые узорчатые ткани крупного рисунка, созданные на ручном станке, усовершенствованном в 1801 г. Жозефом-Мари Жаккаром (Jacquard J.-M., 1752—1834), французским мастером, уроженцем г. Лиона. Для равномерного распределения нитей основы Жаккар ввел в конструкцию станка перфорированный картон с отверстиями, что позволяло достигать большей точности рисунка. В 1804 г. Жаккар применил свой станок в Лионе, а к 1819 г. его использовали на многих французских фабриках (см. лионские шелка; сравн. перротина).
 Компания "Александра". Кукла Ася. Фарфор бисквит. Антикварные кружева, натуральный шелк, вискозная жаккардовая ткань с классическим орнаментом, ручная вышивка, бижутерия. Пуфик обтянут бархатной антикварной тканью и отделан шелковым шнуром. Натуральный мохер. Ручная роспись. Главный художник и основатель компании, художник –кукольник, - Александра Кукинова С сайта http://www.liveinternet.ru/users/strangeress/post133326292


Жакобовская тумба — постамент для скульптурного бюста или декоративной вазы в виде части каннелированной колонны с базой. Изделия такого рода, иногда стилизованные под "руинированные колонны" из Геркуланума или Помпей…
 Жакобовская тумба


Жанр (происходит от французкого genre – род, вид) Исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами... и мыслями.
…в изобразительном искусстве понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определен­ным кругом тем. Различают в основном жанр исторический, бытовой, батальный, жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т.д. Жанр обозна­чает «вид», «род». Это значит, что содержание определенного рода выступает под именем того или иного жанра, и, произнося название жанра, мы понимаем, о чем будет картина, какую тему мы встретим в ней: «природу», «человека», «предметы», «животное» и так далее.
Понятие жанра свойственно и древнерусскому искусству, в частности иконописи, в ко­торой отмечаются легендарно-исторический, символико-догматический, героический и персональный жанры. Различают жанры с XV—XVII вв. Чем богаче жизненное содержание того или иного жанра, тем больше появляется у него «спутников». Жанры способны сливаться друг с другом и что существует живопись, вообще не укладывающаяся ни в какие жанры. Жанры — это, прежде всего, свидетельство богатства содержания станковой живописи, то есть ее неограниченных возмож­ностей в изображении реальности. Жанр у многих художников может быть один, однако картины, написан­ные в нем, никогда не бывают похожи. Нет двух одинаковых картин — как нет двух одинаковых людей, что лишний раз доказыва­ет близость произведения и человека. Картина Коровина К.А. – яркий пример гармоничного слияния анималистического и пейзажного жанра
 
 Коровин К.А. Зимой


Жанр анималистический - изображение животных и птиц в естествен­ной для них среде, в природе.
 Комаров А. Свиристели. СССР. 1958


Жанр батальный (от фр. bataille — баталия, битва, сражение) — является как бы разделом исторического жанра. Художники-баталисты изображают военные сражения, а также различные события и эпизоды из военной жизни. Батальный жанр свойственен и иконописи, известны, в частности, такие иконы, как "Битва новгородцев с суздальцами", "Бла­гословенно воинство" и т.д.
 
 Икона «Битва новгородцев с суздальцами». 15 в. Фрагмент иконы. С сайта http://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=530


Жанр бытовой — жанровая живопись, просто жанр. Художни­ков, работающих в этой области искусства, называют жанристами. В бытовой жанр входит изображение обыкновенных повседневных житей­ских событий и сцен. Он появился в XVII в. в Голландии. Голландские художники впервые показали, что быт людей, их обычные радости и го­рести полны безыскусственного значения и обаяния. Изображение обычных жизненных сценок, быта, то есть домашней жизни, историй, забавных «происшествий» в обык­новенной среде обыкновенных людей. А можно и без историй — просто будничные дела и занятия. Иногда о таких картинах говорят: «жанровая живопись».
 ФЕДОТОВ П. Сватовство майора. Масло. Россия. XIX в.


Жанр исторический — произведения изобразительного искусства, изображающие прошлое из жизни народа (народов), а также произведения, в которых изображены события, происходившие хотя и недавно, но представляющие важное значение для того или иного наро­да. Представляет исторические события, исторических героев. Батальный жанр, то есть изображение битв, эпизодов войны, примыкает к историческому.
 
 КОРИН П. Александр Невский. Триптих «Александр Невский» Средняя часть триптиха. Масло. СССР. XX в.


Жанр мифологический — изображения на темы древних и старин­ных сказаний о богах и героях в светской картине, чем она отличается от изображений божеств в иконе. «Миф» — сказание, предание, слово.
 
 ПЕЗЕЛЛИНО Ф. Аллегория Рима. Гуашь, золото, акварель, кисть, перо. Италия. XV в.

Жанр натюрморта - в переводе с французского означает «мертвая натура», хотя точнее по смыслу — «неживая натура», то есть мир неодушевленных предметов. Более точный смысл этого жанра рас­крывается в переводах английского и немецкого названий; «тихая жизнь» — добавим мы — все тех же предметов, хотя они также отличаются удивительным разнообразием. Ведь натюрморты изоб­ражают и «живую натуру»: прекрасные цветы, бабочек, затихших на лепестках, птиц; а порой среди щедрых даров природы можно увидеть и человека.
 
 СЕЗАНН П. Натюрморт с кувшином и баклажанами. Масло. Франция. XIX — XX вв.

Жанр пейзажа - означает в переводе с французского — «вид страны»... «местности». То же самое — «ландшафт» (немецкое слово). А мы скажем — изображение природы в ее бесконечном разнообразии. К жанру пейзажа присоединяется «архитектурный пейзаж», «морской пейзаж»; последний чаще называют в одно слово: «марина», а художники, работающие в «марине»,— «маринисты». Цвет в картине выражает настроение Природы. «Пейзажи настроения»

 ЛЕВИТАН И. Большая вода. Масло. Россия. XIX в.


Жанр портрета — самый древний жанр живописи. Портрет — это изображение человека, похо­жего только на самого себя и ни на кого другого. Другими словами — изображение индивидуального облика, ибо каждый из нас обладает индивидуальным лицом. Портрет бывает погрудный или, напротив, в рост, либо пишут одно лицо. Не всякое изображение человека—портрет, потому что художник может писать «человека вообще», ни с кого его не списывая. Но когда он пишет конкретного (точно избранного), тогда он работает над портретом. К жанру портрета можно добавить «автопортрет», то есть «самопортрет» (художник пишет самого себя). Когда изображаются люди в паре — «парный пор­трет»; когда группа лиц — «групповой портрет»; есть и очень представительный «парадный портрет», к которому можно причис­лить «конный портрет» — один из самых торжественных.
 
 Фаюмский портрет. Портрет женщины. Энкаустика. Античный Египет. II в. н.э. «Фаюмские портреты» — яркая стра­ница мировой куль­туры.


Жанровая живопись (жанр бытовой)- Живопись, изображающая сцены повседневной жизни, а не сюжеты из классической мифологии или Священной истории. Жанровая живопись была очень распространена в Голландии XVII века, и часто художники специализировались на изображении определенного типа сцен - например, сцен в тавернах (Ян Стен), концертов или домашних интерьеров (Ян Вермеер). В XVIII столетии жанровая живопись получила распространение в других странах Европы благодаря творчеству Жана-Батиста Шардена во Франции, Пьетро Лонги в Италии и Уильяма Хогарта в Англии.
 Герард Терборх. Бокал лимонада


Жардиньер — ткань с мелким цветочным рисунком типа Раппорта.
 
 Ткань Жардиньер

Жардиньерка (Фр. jardiniere -- жардиньерка), - от слова "jardin" - сад. Тип мебели, появившийся во Франции на рубеже XVII—XVIII вв. Подставка, столик-геридон, у которого вместо столешницы укреплена корзинка, емкость для цветов. Это слово очень часто встречается в литературе 19 века. В нашем понимании - это подставка, этажерка, ящик, корзинка для растений, выращиваемых в комнатах или на балконах. Но в европейском понятии это слово означает также и емкость для выращивания растений- лоток или горшок, и низкую вазу для цветов для украшения интерьера или обеденного стола. Самые ценные делались их из полудрагоценных камней, фарфора, серебра и хрусталя.

 Старинные жардиньерки. Малахитовая и фарфоровая


Жар-птица — волшебное существо восточнославянских сказок. Ее происхождение связано с огненным змеем (см. также павлин). Поэтому, согласно одной из версий, Жар-птица является персонификацией стихии огня (см. стихии; сравн. Феникс; "Финист ясный сокол"). Изображение Жар-птицы в "русском стиле" создал К.А. Сомов, художник "Мира искусства", на обложке книги стихов К. Бальмонта (1907; рис. 545). В цикле Русских балетных сезонов в Париже в 1910 г. состоялась премьера балета И. Ф. Стравинского "Жар-птица" в постановке М. М. Фокина, с декорациями по эскизам А.Я. Головина. Для постановки 1926 г. декорации и костюмы созданы Н. С. Гончаровой.
 
 Бакст Л. Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету «Жар-Птица». 1910


«Жар-Цвет» — объединение московских художников 1923—1929 гг. Создано группой бывших участников выставок "Мира искусства" и "Московского салона". В 1924—1929 гг. объединение провело в Москве пять выставок, в которых участвовали А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, В. А. Ватагин, М.А. Волошин, О.Л. Делла-Вос-Кардовская, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, Д. И. Митрохин, П. И. Нерадовский, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, Н. И. Пискарев, Н. Э. Радлов, В. А. Фалилеев и многие другие. Художники "Жар-Цвета", живописцы и графики, продолжали традиции общества "Мир искусства", но стремились противопоставить этюдности "композиционный реализм настоящей станковой картины", найти "золотую середину" между "формализмом и натурализмом".
 
 Богаевский К.Ф. Корабли. 1912. Богаевский учился в Петербургской АХ (1891—97) у А. И. Куинджи. С 1900 работал в Феодосии. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Жар-цвет». В дореволюционный период писал главным образом виды Восточного Крыма, стилизуя их в духе А. Мантеньи и классицистического пейзажа 17 в. В советское время исполнил ряд индустриальных пейзажей декоративного характера. 


Жароток – часть русской печи, в которой хранятся горячие угли. Находится сбоку от шестка.
 Жароток в печи. Схематическое изображение черной печи. http://www.kenozerje.17-71.com/rusoven.htm


Жбанниковская игрушка — народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» с помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. см. городецкая роспись.
 
 Жбанниковская игрушка


Железо - минерал, входящий в состав железных руд. Железный век – эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Окислы железа использовали для получения красителей (см. зеленые краски; коричневые краски; красные краски; черные краски). Железному веку предшествуют каменный и бронзовый. "Верхнюю" границу железного века иногда продлевают до эпохи переселения народов V—VI вв. н. э. и даже до промышленной революции в Европе XVII в. В древнем Китае железо
символизировало твердость, силу, решительность, справедливость и изображалось черным цветом. Многие китайские картины написаны по железу, чему также придавалось символическое значение. В античной мифологии железо — символ зла и жестокости, оно подвластно богу жестокой, неправедной войны — Аресу, у римлян — Марсу. Но железо страдает от коррозии, а цвет ржавчины напоминает кровь. В мифологической традиции выделяются три века истории человечества: золотой, серебряный и железный. Золотой век — счастливая эпоха земного Рая, цветущей Аркадии. Серебряный — период первых трудностей, необходимости борьбы за существование, различения добра и зла, справедливости и возмездия. Железный век продолжается и сейчас, это эпоха страданий и жестокости, сил зла. В иконографии XVII—XVIII вв. железный век принято изображать аллегорической женской фигурой, напоминающей богиню возмездия Немесиду — в латах и шлеме, с мечом или копьем
 
 Железные изделия латенского художественного стиля, весьма распространенного в континентальной Европе. Художественные мотивы включают прихотливые узоры и стилизованные головы животных. Так украшали ножны меча, копий и личные украшения, например, брошки.

Желобки — см. каннелюры.

Желтые краски - В России употреблялись: желть, блягиль (блягир), желть неаполитанская, охры светлая, золотистая, темная и др.; шишгель, раушгельб. На протяжении XIXв. палитра их расширялась за счет получения новых химических соединений, а именно: кадмиевые ж., хромовые ж., цинковые ж., стронциановая, ж, ультрамарин. Ж. и органические, как индийская ж.

Жёлтый цвет — один из семи основных тонов хроматического ряда, спектра солнечного света. Дополнительный цвет к фиолетовому. В системе тональностей соответствует ноте "ми", достаточно высокой, но не самой звонкой. Пожалуй, ни один другой художник не находился под столь сильным воздействием архетипа желтого цвета, как Винсент Ван Гог. Желтый цвет живет в его картинах в свете солнца, в изобилии желтых подсолнухов, в желтизне колосьев, в желтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая. Желтый цвет жатвы приобретает для него символическое значение итога жизни и смерти. В картинах Ван Гога желтый цвет служит выражением жаркого лета, жатвы и урожая, подсолнухов, зрелых колосьев. В то же время это символ зенита и жатвы жизни, жнеца, который изображен все же в желто-золотом цвете. Желтый цвет выражает для Ван Гога энергию света, которая в то же время означает для него творческую энергию.

 Винсент Ван Гог. Пшеничное поле со жнецом на закате солнца. Сен-Реми, сентябрь 1889. Холст, масло, 73 х 92. Амстердам, Музей Винсента Ван Гога, Нидерланды.


Желть - общее название красителей желтого цвета. В античности использовался аурипигмент (от лат. aurum — "золото" и pigmentum — "краска") — пигмент золотистого цвета, получаемый из соединений мышьяка и серы. В русской иконописи золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
 
 Ангел Златые власы. Старинная Икона. XII в. с сайта http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=511

Жемчуг (др.-русск. женчугъ, земчуг — "земляной"; из тюркск. от кит. jänčü) — органическое образование, возникающее в раковинах морских устриц, мидий и некоторых пресноводных моллюсков, внутри "выстланных" перламутром.
Полудрагоценный материал ювелирного искусства. Крупные, правильные по форме жемчужины очень редки и приравниваются к драгоценным камням, они называются монстр (англ. monster — "огромный"), или парагон (англ. Paragon — "образец, модель").В ювелирном искусстве жемчуг одинаково хорошо сочетается с серебром, бриллиантами и цветными камнями. "Мозаичными жемчужинами" (франц. perles mosaiques) называют венецианские бусы из разноцветного стекла — муррины: И жемчуга столицы дожей,
Молочно-белы и горды,
Сияя на атласной коже,
Казались каплями воды. (Т. Готье. Поэма женщины. Из сборника "Эмали и камеи" (1852). Перевод Н. Гумилева)
 
 Жемчуг в раковинах. http://www.birdsongresort.com/pearlfarm/index.php


Жемчужное шитье на Руси - В древности, наряду с шелком, золотыми и серебряными нитями, жемчуг был одним из излюбленнейших материалов. На Руси его добывали в северных реках, но был также и привозной жемчуг из Персии и Индии, крупный и ровный, который ценился особенно высоко. Жемчугом украшали подвесные пелены под иконы, покровы на раки святых, плащаницы, им расшивали одежды священнослужителей, воздухи и другую шитую церковную утварь.
 Русский кокошник, расшитый жемчугом. В XIX веке кокошник — необходимая часть костюма каргопольской женщины. В начале нашего столетия средний из них, украшенный жемчугом, стоил пятьдесят-семьдесят рублей, то есть в цену рабочей лошади или двух быков, и был в семье запасным капиталом.


Жемчужка - Термин русских иконописцев, название белых точек (различной величины) по краям коим, запястий, обшлагов, оплечий и окружение изображений драгоценных камней.
 
 Икона. Архангел Михаил. Деисусный чин. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 104,5х30,8 см. В этой иконе значительным кажется влияние новгородской художественной традиции. На нее указывают колорит, а также использование обильной «жемчужки» в орнаментике


Жемчужник [zhemtchuzhnik, pearls; Perlstab m, Perlschnur m; perles (f, pl), rang (m) de perles] — в архитектуре вид орнамента, представляющий собой ряд чередующихся круглых и дискообразных элементов. Жемчужник характерен для архитектурных сооружений античности, эпохи Возрождения и классицизма. См. Бусы.
 Жемчужник. Общая схема орнамента


 
 Сомов К.А. Жар-птица. Свирель славянина


 Репин. Садко в подводном царстве, 1878 г. Так в своем художественном воображении увидел Репин образ русалки


Жёны – мироносицы — см. "Святые жены у гроба Господня". В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. 
 
 Икона «Семь жен-мироносиц» (икона, н. XIX века)

Жертвенник [altar; Opferalmar m; autel (m)] — возвышение, на котором в языческие времена приносились жертвы. Выполненный из дерева или камня, украшенный резьбой, он часто представлял собой произведение искусства.

 Римский жертвенник


Жертвенник в православном храме — Специальном четырехугольный стол, который находится в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение»). Совершается проскомидия. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол, - срачицу, индитию, докрывало.
В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял собой отдельное помещение, куда верующие возлагали свои приношения, из которых затем священник отбирал лучшее для совершения евхаристии. В византийских и древнерусских храмах для жертвенника отводилось отдельное помещение в северной части алтаря, так же называемое жертвенником. Чаще всего оно имело форму апсиды.
В древности над жертвенником всегда помещали икону Рождества Христова, но на самом жертвеннике ставили и Крест с Распятием. Теперь все чаще над жертвенником помещают образ страдающего в терновом венце Иисуса Христа или Христа, несущего крест на Голгофу. Однако первое значение жертвенника - это пещера и ясли и, еще точней, Сам Христос, Родившийся в мир. Поэтому нижняя одежда жертвенника (срачица) есть образ тех пелен, которыми повила рождшагося Богомладенца Его Пречистая Матерь, а верхняя благолепная индития жертвенника - это образ небесных одежд Христа Вседержителя как Царя Славы.
 Жертвенник. На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Жертвенник освящается проще, чем престол, — только окроплением святой водой. Но жертвенник — тоже место священное и до него не допускается дотрагиваться никому, кроме священнослужителей. http://floxasia.ru/zhertvennik


Жертвоприношение Каина и Авелябиблейский сюжет. Каин и Авель — дети Адама и Евы, первых людей на земле. "И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец... Каин принес от плодов земли дар Господу; и Авель также принес от первородных стада своего... И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел" (Быт. 4:2—5). "Призрел" означает похвалил, одобрил, принял, поскольку жертва Авеля была полнее, совершеннее, а у Каина носила, как трактуют этот эпизод экзегеты, характер внешний, показной. После этого Каин затаил обиду... "И когда они были в поле, возстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" (Быт. 4:8). Живописцы Средневековья изображали дар Каина в виде снопа колосьев, Авеля — с агнцем на руках. Выбор Бога представляли божественной Десницей (рукой), появляющейся в облаке, в небесном сегменте, либо в виде Ангела, спускающегося с неба и принимающего жертву Авеля.
 
 Жертвоприношение Авеля и Каина. Италия, Сицилия, XII век, собор Монреале


Жжёная кость — см. мягкий фарфор; флюсы; черные краски.

Живописец – Художник, занимающийся живописью. «Сложные задачи у живописца, «составляющего» картину реаль­ности («окно», открытое в мир), похожую на сцену с актерами. Таких задач три. Первая — пластическая. Художник лепит цветом объемы, пластику героев (неважно, «кто» они или «что»: люди, вещи, цветы, животные), он создает пространство как место действия или пребывания, где и раскрывается главное содержание картины. Вторая — колористическая. Каждый пластический персонаж должен быть одновременно и «цветовым пятном», вписывающимся в общую слаженную систему колорита всей картины. И, наконец, третья.
Художник работает как режиссер, сочетающий в себе пластический и колористический дар. Располагая в созданном им пространстве своих героев («слепленных цветом»), как на сцене театра, он связывает их воедино каким-то смыслом. Но перед нами все-таки не театр, и герои не выразят словом своих чувств. Это делает пластика их движений (позы, жесты), а главное — цвет, выражающий и общее настроение, и чувства каждого отдельного персонажа». (Алексеева В.В. Источник: Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор: Альбом./ Вера Васильевна Алексеева; фотографы С. Зимнох, В. Куприянова. - М.: Советский художник, 1991.—240 с.)
 Фирсов И. Юный живописец. 1760-е г.


«Живописная гладь» (см. живописность; гладь) — техника ручной вышивки, создающая эффект светотеневого рисунка. Возникла в начале XVII в. в Италии и Франции. Разновидность этой техники — "гладь с настилом" — отличается заметной рельефностью рисунка по отношению к фону. Она характерна для шитых тканей эпохи Барокко.
 Галич Валентина. Сиреневый сентябрь. Картина, вышитая живописной гладью. С сайта http://www.livemaster.ru/galich


«Живописная скульптура» (см. живописность; скульптура) — боццетто, эскизная, динамичная лепка из мягких материалов — глины, воска (см. "живописный рельеф"; пластика, пластичность).
 Силис Н.А.Статуэтки « Грации». 1981 г.


Живописность - Особое художественное свойство произведения, способность передавать непрестанную изменчивость окружающего мира, воспроизводить разнообразные явления жизни в их динамике, подвижности, текучести, многообразии. Это особенность произведений пластических искусств - динамическое взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и… тени, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Живописность проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения основных композиционных элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета. Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В широком смысле слова живописность - свободная живая выразительность, яркая образность, красочность. Живописность противоположна статике художественных форм.
 ВЕЛАСКЕС Д. Портрет герцога Оливареса. Масло. Испания. XVII в. Веласкес создавал удивительно живописные полотна. Его кисть — свободна и смела, что чувствуется даже в манере держать ее; рука за­мерла, подвластная пытливому взгляду; еще мгновение — и увиден­ное, осмысленное начнет стремительно переходить на холст через текучий цвет и кисти, которые тво­рят изображение. Так сотворили они по воле мастера властного Оливареса, первого министра Испании. И Веласкес сочетает правду образа с поразительной красотой колорита: мощь цвета, его строгость, его сложность! Горячие — холодные, темные — светлые вливают цвета друг в друга через сказочное богатство тонов и оттенков.

«Живописцы реальности» — см. "художники реальности".

Живопись - Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти… плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т.д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
… Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твер­дую поверхность. В художественных произведениях используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объ­емность предметов, их качественное, материальное многообразие, про­странственную глубину и световоздушную среду. …
 
Вишняков И.Я. Портрет Сарры Фермор. 1750


Живопись действия - (от английского - Action Painting) Одна из разновидностей живописной техники, применявшейся некоторыми представителями абстрактного экспрессионизма. Впервые разработана американским художником Джексоном Поллоком; разновидность перформанса; акт… писания картины. Параллель живописи действия можно найти в ташизме — живописи пятнами (Франция). Суть живописи действия состоит не в нанесении красок кистью на холст, но в разбрызгивании, в наливании, в накалывании (отсюда и другое название — Drip Painting — «живопись накалывания») красок различными способами на холст, положенный на полу. Холст, таким образом, перестает быть просто поверхностью, на которой пишут картину, но превращается в арену, на которой вершится действо почти спонтанного возникновения картины, процесс «ecriture automatique» («автоматического письма»). См. ташизм.
 
 Джексон Поллок. Лавандовый туман


Живопись декоративная (от лат. decorare — украшать) — вид живописи, тесно связанный с монументальной живописью. Она вхо­дит в состав архитектурных сооружений и способствует украшению зда­ний: включает в себя также театральные декорации. К декоративной жи­вописи относят предметы быта, расписанные красками, украшенные узо­рами. Во многих музеях имеются экспонаты (сундуки, коробки, прялки, деревянные изделия и т.д.), расписанные декоративной живописью и пред­ставляющие в этой связи значительную ценность.
 
 Русская прялка. На прялке изображена обычная сцена. Пастух играет в рожок, а женщина выгоняет коров в поле

Живопись монументальная — произведения большого масштаба, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий зда­ний. Произведения монументальной живописи называются росписями. Этот вид живописного воспроизведения возник еще в глубокой древнос­ти (росписи на стенах пещер). Он был распространен в Древнем Египте. Греции, Риме в средние века. В наше время произведения монументаль­ной живописи украшают большие общественные здания: метро, фасады и др.

 Диего Ривера. «Сахарный завод». Роспись во Дворе Труда Министерства просвещения в Мехико. 1923–1924. Диего Ривера – великий мексиканский художник, который работал в монументальной живописи, и оставил в наследство впечатляющие фрески, посвященные человеку тяжелого, физического труда


Живопись станковая — род изобразительного искусства, называемого так потому, что картины пишутся на особом станке, име­нуемом мольбертом. Это наиболее распространенный вид живописи. Возник в эпоху Возрождения. В старину книги писали и читали, устанавливая их на специальной подставке, на «пюпитре». Живописец перед мольбертом, похожим на громадный пюпитр, чем-то напоминает тех далеких и мудрых людей. Как и они, он размышляет и пишет красочной кистью цветную летопись жизни своего Времени, которую могут «читать» люди, говорящие на разных языках. Язык живописи может быть доступен всем, почему следует его изучать и пользоваться им в моменты общения с искусством. Наверное, потому художественные музеи становятся любимым ме­стом всех народов мира.
 
 Крамской И.Н. Крамской, пишущий портрет своей дочери. 1884. На этой картине, которая сама является примером станковой живописи, Крамской изобразил самого себя во время работы за мольбертом (станком)

Живопись на стекле — см. витраж; роспись; эмаль.

 Ма Шинти. Витражная живопись с сайта http://www.oshoworld.ru/forum/viewtopic.php?t=30&postdays=0&postorder=asc&start=180


 Живопись на шелке. Автор Рано-Александра Кист (Рано Мирахмедова) из Узбекистана. Работает в технике батика. С сайта http://www.pr.uz/sobitiya/4596


Живопись по сырому — см. акварель; "alla prima"; масляные краски; фреска.
 Пример выполненного задания. Живопись «по-сырому» акварельными красками. С сайта http://feod-schckola.ucoz.ru/index/zhivopis_quot_po_syromu_quot/0-101


Живопись цветового поля (англ. Color Field) — Колор филд. Род абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных. Термин принадлежит американскому историку и теоретику авангардного искусства Клементу Гринбергу. Живопись цветового поля развивалась в США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Ведущими представителями стиля были Барнетт Ньюман и Марк Ротко. Это направление можно рассматривать как разновидность абстрактного экспрессионизма, хотя иногда его классифицируют как род минимализма. Начиная с 1952 г. стилистику живописи цветового поля использовала Элен Франкенталер: грубый незагрунтованный холст пропитывался или покрывался очень тонким слоем краски, так что краска скорее впитывалась в поверхность, нежели окрашивала её.
 Марк Ротко. Охра и красная на красном. 1954 г. Холст, масло. 2,36 х 1,62 м. Собр. Филлипс, Вашингтон, округ Колумбия. На картине «Охра и красная на красной» (илл. 450) изображены два прямоугольника с размытыми краями на темно красном фоне. Розовый «нимб» вокруг нижнего прямоугольника создает впечатление, будто он пог ружается в красный фон, в то время как желтый прямоугольник воспринимается явно отчетливее на красном фоне. С сайта http://sbiblio.com/biblio/archive/janson_ist/15.aspx


Живопись жёстких контуров (Hard-edge painting) — живопись, которая содержит фигуры (часто, но не обязательно, геометрические) с резкими, чёткими контурами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля. Термин был предложен писателем, куратором и арт-критиком «Лос-Анджелес Таймс» Жюлем Лангснером (англ.) в 1958 году. Хотя это определение можно было бы применить и к таким направлениям как пуризм, чаще под живописью жёстких контуров подразумевают тип живописи, который возник как реакция на спонтанность и живописную технику абстрактного экспрессионизма. Крупнейшими представителями данного направления являются Эльсуорт Келли и Кеннет Ноланд. Также к живописи жёстких контуров относят ранние работы Йозефа Альберса и Пита Мондриана. Эльсуорт Келли — типичный представитель живописи цветового поля и минимализма. Его работы исключительно просты и четки. Заполненные чистыми цветами геометрические фигуры на огромных холстах.
 Эллсворт Келли. Красное синее зеленое. 1963 г. Холст, масло. 2,12 х 3,43 м. Музей современного искусства Сан Диего. Дар д-ра и г-жи Джэк М. Фэррис. Картина «Красное синее зеленое». Картины Эллсворта Келли (род. 1923), лидера этого течения на раннем этапе, по манере исполнения далека от присущей Ротко импрессионистической мягкости. Плоскостные пятна цвета вписаны здесь внутрь тщательно очерченных форм — колористические и композиционные проблемы исследуются на чисто формальном уровне. С сайта http://sbiblio.com/biblio/archive/janson_ist/15.aspx


«Животворный источник» — см. Богоматерь "Живоносный источник"; Богоматерь Одигон; "Источник молодости"; "Нимфа источника"; Новый Иерусалим; "Святой колодец". В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. В русской традиции икона «Живоносный Источник» имеет также названия «Живоносной Источницы», «Живоприемного Источника» или просто «Источной». Все наименования отражают главную суть образа.
 
 Симон Ушаков. Икона «Живоносный Источник» 1670 год


«Жизни загадка» — см. сфинкс. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). 
 
 Великий Сфинкс в Египте, в Гизе. Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э.
Изваяния двух сфинксов были найдены при раскопках в Фивах, приобретены правительством России и установлены по сторонам лестничного спуска к гранитной пристани на Неве. Пристань была сооружена по проекту К. А. Тона в 1832 - 1834 гг.
 
 Сфинкс в Петербурге. В 2004 году была произведена реставрация скульптур сфинксов, которые по праву считаются старейшими памятниками истории и культуры Петербурга. Фото отсюда http://covert.clan.su/forum/78-960-1

Жиковина, жуковина (возм., от жук) — в древнерусском искусстве XV—XVI вв. так называли перстень с печаткой, драгоценным камнем или стеклом в металлической оправе — кольце с держателями, напоминающими лапы жука (см. также коробец; сравн. дробницы). Украшенные рельефами печатные перстни были широко распространены в Византии и Древней Руси. На Руси их называли «жуковины». Как правило, они принадлежали мужчинам княжеского рода. Поэтому чаще всего на щитке перстней изображали святых воинов: Федора Стратилата, Феодора Тирона или Георгия Победоносца, чьи имена были распространенными в княжеских семьях.


 
 Жуковина. 2005. Перстень. Серебро, нефрит, гранатит, выпиливание, гравировка. С сайта http://pribaikal.ru/single-image/gallery/0/333/5725.html 


Жиковина - В архитектуре — фигурная кованая дверная петля с накладкой, расположенной горизонтально, поперек двери. Кованые жиковины украшают деревянные ворота, придавая изящность старины, хорошее сочетание дерева и металла подчеркивает красоту ворот и всего дома.

 
 Жиковина. С сайта http://valma-wood.com/?page_id=178


 
 Мальчик с собакой. Открытка. Жиллотаж


Жирандоль (от латинского gyrare - крутить) 1) Светильник, имеющий расположенные по кругу рожки. Во Франции и других странах жирандоль появляется в семнадцатом веке. Это украшенный подсвечник на несколько свеч: свечник, двойник, тройник, многосвечник, свечная… горка. Жирандоли изготавливались в специальных мастерских, иногда ювелирами. Жирандоли могли быть каминные или настольные. Они использовались для освещения парадных залов дворцового типа. Часто не совсем точно жирандоли назывались канделябрами. В жирандоле рожки́ располагаются по окружности, вокруг центральной оси — стояна. В отличие от бра и канделябров такие жирандоли могут представлять собой сложные композиции с хрустальными подвесками, скульптурными деталями из позолоченной бронзы. Жирандоли устанавливали на столиках-геридонах. Похожие напольные светильники называются торшерами.


 Жирандоль. Вторая половина 18 века


Жирандоль (франц. girandole от итал. girandola — "огненное колесо, фейерверк", от лат. gyrare — "вертеть, крутить"; греч. gyros — "круг") — в "регулярных" парках французского "Большого стиля" XVII в. — фонтан в несколько струй, расположенных по кругу, в виде фейерверка "огненного колеса". ДВОЙНАЯ ЖИРАНДОЛЬ. Двухъярусный фонтан, соединяющий высокую вертикальную водометную трубу с более низкой кольцевой, на которой равномерно расположены отверстия для выброса воды.

 
 Старый фонтан на ВВЦ ВДНХ, Москва, Россия


Жирандоль - еще одно значение слова "жирандоль" — бриллиантовые серьги с подвесками. С середины 17-го века становятся очень популярными серьги-жирандоли - чрезвычайно большие серьги в виде трёх соединённых между собой грушевидных капель, обычно с самой большой в центре - массивные алмазные серьги по виду напоминавшие канделябры-жирандоли, с крупными алмазными и жемчужными подвесками. Для их изготовления использовалось золото, серебро и многочисленные драгоценные камни, поэтому жирандоли были непомерно тяжелыми.

 
 Серьги Жирандоль


Житийная икона (от слова житие) Икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из... из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию. Житийные иконы получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.
 
 Икона Святой Николай Чудотворец с житием


Житница – хлебный амбар, где на Руси хранили зерно. Происходит от слова «жиго», что означало «хлеб».


 Хлебный амбар. XIX в. фото отсюда http://sudmed-nsmu.narod.ru/region/gunn2.html


Жостовская роспись (от названия деревни Жостово в Мытищинском районе Московской области) Народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были… расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

 
 Жостовский поднос

Жухлость, вжухлость — в технологии масляной живо­писи: ненормальные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается блеска, темнеет, ста­новится глухой и черноватой по цвету. Непосредственная причина Ж. — чрезмерное уменьшение в краске связующего вещества (обычно масла, излишне впитываемого грунтом или низлежащим красочным слоем)

Источники:
http://artdic.ru/index.htm словарь с картинками

http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&group=%c0 великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Словарь для всех любителей искусства!!!


http://www.saratov-lepnina.ru/info/slovar - Словарик терминов по архитектуре

Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)

Мир русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)

Комментариев нет:

Отправить комментарий