Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
(Буквица «Е» из старославянской
Азбуки)
Е
Ева (др.-евр.
Ḥawwa — "жизнь" от Ḥaja — "жить") — имя первой женщины на
Земле, жены Адама.
Имя "Жизнь" появляется в Библии
во втором рассказе о происхождении женщины: "И нарек Адам имя жене своей:
Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт. 3:20), текст, следующий за
эпизодом о вкушении запретных плодов Древа
познания добра и зла. До этого праматерь рода человеческого называется просто
"женою" (Быт. 2:23) (др.-евр. iša — "человечица").
Существует предположение о происхождении этого имени от арамейск. che’via — "змея",
"змееподобная богиня" (сравн. "Богиня
змей"; Ламия;
Лилит).
Согласно библейскому повествованию, Бог создал женщину из ребра Адама, когда
тот спал (Быт. 2:21—22; сравн. Быт. 1:27). Поэтому в раннехристианском
и византийском
искусстве можно видеть изображения
Евы, выходящей из тела спящего Адама. В образе первых людей на Земле обнаженная
Ева с яблоком
в руке прикрыта листьями винограда,
что символизирует
плодородие и плотскую страсть (рис. 459; цв. ил. 12; см. также
рис. 68) (см. "Изгнание
из Рая"; "Медный
змий"; "Праведницы
Ветхозаветные").
А. Дюрер. Адам и Ева.
1507. Дерево, масло. Мадрид, Прадо
Канонические Евангелия, рукописные (см. манускрипт) и печатные (см. инкунабулы), сами по себе представляют произведения искусства (см. Остромирово Евангелие). Украшенные миниатюрами (см. иллюминирование), они являются ценными реликвиями. Переплет старинного Евангелия — евангелиа́р (нов.-греч. Euangeliaron) — изготавливали из дерева, обтягивали кожей, украшали окладом из серебра, пластинами слоновой кости, драгоценными камнями и дробни́цами — вставками из расписной эмали с изображениями четырех евангелистов по углам. Четыре дробницы образуют форму креста — пространство между ними обычно заполнено травным орнаментом, что символизирует живоносную силу Св. Креста (сравн. "процветший крест").
Евангелие митрополита
Ионы III Свенского из Ростова Великого. Успенский собор. Ростовский Кремль. Фотографии
Прокудина-Горского. Ростов Великий, начала 20 века. Источник фото http://photochronograph.ru/2012/12/07/fotografii-prokudina-gorskogo-rostov-velikij-nachala-20-veka
Евангелиар с символами четырех евангелистов (в центре креста — Христос
в образе Агнца). Италия. IX в. Слоновая кость. Париж, музей Клюни
Евангельские сюжеты — сюжеты изобразительного искусства, основанные
на четырех Евангелиях и апокрифических сказаниях о земной жизни Иисуса Христа
(см. также библейские
сюжеты). Евангельские сюжеты делятся на собственно евангельский цикл: от Рождества
и Поклонения
волхвов до Распятия,
Воскресения
и Вознесения
Христа, и протоевангельский цикл, повествующий о событиях, предшествующих
истории Христа, жизни родителей Богоматери — Иоакима и Анны. Евангельские
сюжеты стали источников вдохновения в творчестве самых выдающихся художников
Европы. Благодаря потрясающей силе воздействия Евангелия на души и сердца
людей, человеческий мир обрел драгоценные, бессмертные произведения искусства.
Иванов А.А. Явление Христа народу. 1857
Евхаристия (от
греческого eucharistia — благодарение) Таинство православной церкви, иначе
называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом
Христом на Тайной Вечере. Это одно из семи таинств православной церкви,
причащение присутствующих на… литургии хлебом и вином (Святыми Дарами),
приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о
последней трапезе Христа со своими учениками, во время которой он преломил хлеб
и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф.
XXVI, 17-35, Мк. XIV, 12-31, Лк. XXII, 17-38). Таинство причащения, учрежденное
самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих
в нем причастниками тела Христова, то есть христианской церкви. Изображение
сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и
помещается обычно в абсиде православных храмов, то есть там, где собственно
происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по
шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два
изображения Христа - причащающего вином, а также изображения прислуживающих
ангелов.
Икона Евхаристия. Конец 15 в.
Египта Древнего искусство - искусство государства, расположенного в
нижнем течении р. Нил (Северо-Восточная Африка), где возник один из
древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют
следующие периоды: Древнее царство (31–22 вв. до н. э.), Среднее
царство (21–16 вв. до н. э.), Новое царство (16–11 вв. до
н. э.) и поздний период (11 в. до н. э. – 6 в.
н. э.). Особый период составляет время правления фараона Эхнатона
(т. н. эпоха Амарны; 1365—48 гг. до н.э.). Искусство Древнего Египта —
это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа.
Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для
мёртвых. Древнеегипетские мастера хорошо обращались с камнем, металлом, деревом
и стеклом.
Египта Древнего архитектура отличается условностью и однообразием.
Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках
государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на
протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что
в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала
бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним
важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.
Большой Сфинкс в Гизе. 27–26 вв. до н. э.
Архитектура Древнего Египта
известна нам по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых
и дворцовых комплексов — Луксорский
храм, дворцы Амарны.
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также
объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными
формами были пирамида,
пилон, колонна и пандус. Египетское
строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого
методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые
формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.
Луксор. Колоннада
Храма Амона. Начата в конце 15 в. до н.э.
Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были
покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих
египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука,
солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные
мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса.
Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических
событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с
явлениями солнцестояния и равноденствия.
Египта Древнего скульптура
— одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей
искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы
представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме.
Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в
основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов
ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне
храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или
куска дерева, из которого она высечена.
Статуи царевича
Рахотепа и его жены Нофрет. Первая половина 3-го тыс. до н.э.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской
скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки
сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали
определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало
изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все
скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что
почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел
изменений. Самым прекрасным произведением скульптуры Древнего Египта
общепризнано считается Бюст царицы Нефертити
Тутмес. «Бюст царицы Нефертити». Раскрашенный известняк. 14 в. до
н. э. Египетский музей. Берлин
Египта Древнего живопись - На протяжении более 3500 лет художники
придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего
царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды
иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты
выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без
указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса
композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах
храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как
железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или
древесный уголь (чёрный) и известняк (белый).
Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно.
Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно.
Охота фараона. 1350 до
н.э.
Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы
защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным —
яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете
настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась
краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху
живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго.
Небольшие изображения, выполненные в такой технике хорошо сохранились, хотя на
крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные
методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные. Множество
египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины
создавались с намерением улучшить жизнь покойном в загробном мире. Сцены,
изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в
загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь
усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве
вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для
загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и
зеленый.
Танцовщицы на пиру.
Фреска гробницы вельможи Небамуна в Фивах. 15 в. до н. э. Фрагмент
Египетские пирамиды
— величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды
представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые
из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово
«пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча
пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово
произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте
было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии,
первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором
которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати)
Джосера Имхотеп.
Пирамиды в Гизе
Египетское письмо
- одна из древнейших в мире систем письма, имевшая три разновидности:
иероглифическую, иератическую и демотическую (эти термины заимствованы у
древних греков). Основной и древнейшей разновидностью были иероглифы,
т. е. знаки, изображавшие людей, животных, растения, здания, орудия и др.
предметы. Система письма, свойственная только для древних египтян, стала их
основным достижением в то время. Она могла передавать не только движения
человека, но и его мысли. Слово в письме, а то и целое предложение,
изображалось в виде примитивного узора или рисунка. Это была самая первая, так
называемая иероглифическая система письменности, которая использовалась для
религиозных текстов. Для обозначения чисел в египетской письменности
применялись фигурки человека с поднятыми руками. Особые знаки применялись и для
обозначения различных мер. Например, для обозначения длины использовались
некоторые части человеческого тела - палец, ладонь, локоть или ступня.
Египетское письмо.
Иероглифика.
Со временем система письменности намного упростилась, так
как стала более часто применяться в повседневной жизни, и появилось
иератическое письмо. Так простые картинки, которые ранее обозначали один предмет,
стали выполнять функцию слога и включаться в состав других слов. Постепенно
письменность от картинок перешла к звуку. Иератическое письмо применялось для
составления разного рода юридической и деловой документации. Примерно в 600
году до нашей эры появилась демотическая система письма, более скоростная и
более доступная для большинства простых людей.
Египетское письмо Демотика.
Единорог или
моноцерос (лат. unicornus; Monoceros от греч. Monos — "один" и
keras — "рог"; франц. licorne, нем. Einhorn) — сказочное животное, в
ранних мифах бык, затем белый конь или козел с одним большим витым рогом
посередине лба (рис. 503). Иногда определяется как "конеподобный
олень". Древнегреческий писатель Ктесий Книдский (ок. 400 г. до
н. э.), автор сочинений об истории Индии, Месопотамии, сообщал о том, что
единственный рог этого зверя имеет целебные свойства. На шпалерах
эпохи Итальянского
Возрождения и в деревянной резьбе
итальянских свадебных сундуков — кассоне
— можно видеть изображения девы с единорогом — это аллегория целомудрия. В
западноевропейском романском,
готическом
и ренессансном
искусстве встречается множество изображений Девы в саду, с единорогом,
положившим ей голову на колени (символ воплощения Христа). Подобная символика
сохранялась и в светских портретах
Рафаэль Санти. Дама с
единорогом. Около 1506 г.
Дерево, масло. Рим, Галерея Боргезе
Екатерининский
классицизм (см. Классицизм)
— историко-региональный художественный стиль, господствовавший в русском
искусстве на протяжении второй половины XVIII в. Его возникновение и
развитие связано с годами правления императрицы Екатерины II (1762—1796),
отсюда название. В Петербурге возобладал в меру консервативный и несколько
однообразный классицистический стиль Дж. Кваренги (1744—1817), итальянского
архитектора из Бергамо,
приехавшего в Россию в том же 1779 г., что и Ч. Камерон. Архитектор
Кваренги — поклонник А. Палладио (см. палладианство),
и его белоколонные портики
с треугольными фронтонами,
как две капли воды похожие друг на друга, стали появляться повсюду: в здании
Академии наук на Васильевском острове (1783), Коллегии иностранных дел на
Английской набережной (1782), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783),
Екатерининского института и Конногвардейского манежа (1804—1807), Смольного
института (1806—1808). Более оригинальна композиция Эрмитажного театра,
созданная Кваренги в 1783—1787 гг., колоннады "Кабинета" (проект
1800 г.)
у Аничкова
дворца, в которой он необычно совместил колонны ионического
ордера с дорическим
фризом. В 1775—1785 гг. Фельтен возвел здание Старого Эрмитажа, где
разместились художественные коллекции, и связал его с Эрмитажным театром
чудесной аркой
над Зимней канавкой. Со стороны Миллионной улицы Фельтен, несколько изменив
проект Валлен-Деламота, оформил фасад Малого Эрмитажа в изысканном стиле
раннего екатерининского классицизма, еще помнящего изящества елизаветинского рокайля.
Тот же стиль продемонстрирован в шедевре — северной решетке Летнего
сада (1770—1784) в эпоху Великой Екатерины, когда русское искусство впервые
развивалось наравне с западноевропейским, а Петербург, превратившийся в Северную
Пальмиру, засверкал такими жемчужинами архитектуры Классицизма, каких нет
нигде в мире.
Северные ворота
Летнего сада в Петербурге. Чертеж по проекту (?) архитектора
Ю. М. Фельтена. 1770. Центральный государственный исторический архив
Елеус (от
греческого - умиление, от выражения «Младенец умилися», т.е. начал ласкаться)
Один из трех, наряду с одигитрией и орантой иконографических типов Божьей
Матери в Русской Церкви. Основной признак иконографического типа -
соприкосновения Лика Младенца и Матери. Богородица на таких иконах изображена
с… Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода
человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона
прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к
людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще
Гликофилуса (от греческого — сладко любящая), что иногда переводят как
Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. На иконе «Умиление» зритель видит
Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона
передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица
символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между
Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.
Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое:
соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь
задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие
страдания ждут Его.
… иконографический тип Богоматери с Младенцем Иисусом, нежно прижимающимся к Ней щекой. Сложился в искусстве Византии в XI—XII вв. на основе общего типа Одигитрии (см. Богоматери иконография). Вначале, вероятно, слово "елеуса" было эпитетом, применяемым в молитвах к Богоматери, а не к Ее изображениям. "Милость, сострадание" — настроения, присущие многим иконам типа Одигитрия.
… иконографический тип Богоматери с Младенцем Иисусом, нежно прижимающимся к Ней щекой. Сложился в искусстве Византии в XI—XII вв. на основе общего типа Одигитрии (см. Богоматери иконография). Вначале, вероятно, слово "елеуса" было эпитетом, применяемым в молитвах к Богоматери, а не к Ее изображениям. "Милость, сострадание" — настроения, присущие многим иконам типа Одигитрия.
Икона Богоматерь
Владимирская. Константинопольская школа. XIi в. ("записи" XIii—xvi
вв.). Москва, Третьяковская галерея
Елецкое кружево (от
названия города Елец Липецкой области в России) Разновидность русского кружева,
которое плели вручную. Технология плетения зародилась в девятнадцатом веке, в
России, в городе Елец Липецкой области. Отличительные черты - нежный ажурный
фон и на этом фоне – мелкий... контрастный узор. Плетется из катушечных
белых ниток или из шелковой пряжи, изготовленной из льна, на коклюшках. Елецкое
кружево также называется "парным" и "сцепным". В 1960 г. основан Елецкий
комбинат художественных изделий, с 1974 г. — ЗАО «Елецкие кружева» (мерные
кружева, отделки к платьям, воротники, перчатки и т.д.). Главные художники:
П.Г. Петрова, В.И. Григорьева. Елецкие кружева известны в России с конца XVIII
века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали
активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.
Плетение кружев – достаточно сложный процесс, требующий терпения, умения и
изобретательности. Ну, уж чего-чего, а этого занимать елецким женщинам какой
нужды не было. Звон коклюшек можно было услышать во многих домах по всему
уезду. Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 верст, уже в начале
прошлого столетия далеко непростое ремесло кружевоплетения освоили сотни
человек. Окрашивались нитки и ткани экологически чистыми, растительными
составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую
краску, из полевого василька – голубую.
… Плетется на коклюшках из белых катушечных ниток, реже из льняной, шелковой, а позднее из синтетической пряжи. Отличается мягким контрастом мягкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Главные мотивы, которые особенно часто используют мастерицы Ельца - это морозный узор, снежинки, звёздное нёбо и растительный орнамент: цветы подсолнуха (sunflower), ромашки (daisy), калина (guelder rose), другие цветы и растения. Когда смотришь на тонкий орнамент елецких кружев, то кажется, что в них отражена привольная красота окружающей природы: и высокое звёздное нёбо над лугами ночью, и полевые и лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем (hoar-frost) деревья над замёрзшей рекой зимой. Родная природа - это тот естественный источник прекрасного, из которого фантазия кружевниц черпает новые темы.
Елецкие кружева плетут из льняных и хлопчатобумажных нитей. Они тоньше и легче вологодских кружев. Полотнянка елецких кружев постоянно меняет свою ширину и плотность, часто она даже становится ажурной, чего никогда не бывает в вологодских кружевах. В елецких кружевах нет того резкого контраста между решёткой (фоном) и основным рисунком, выполненным полотнянкой, который мы видим в вологодских кружевах. Елецкие кружевницы заполняют решётку фона довольно плотным тонким узором. В этом узоре ясно виден основной мотив, составленный из повторяющихся элементов, которые выполнены с разной плотностью. Разная плотность плетения, не слишком контрастные переходы от одного элемента к другому создают впечатление объёмного узора. Это тоже особенность елецкого кружева. Елецкие кружевницы плетут самые различные изделия : от мерных кружев, воротничков и манжет до больших занавесей.
… Плетется на коклюшках из белых катушечных ниток, реже из льняной, шелковой, а позднее из синтетической пряжи. Отличается мягким контрастом мягкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Главные мотивы, которые особенно часто используют мастерицы Ельца - это морозный узор, снежинки, звёздное нёбо и растительный орнамент: цветы подсолнуха (sunflower), ромашки (daisy), калина (guelder rose), другие цветы и растения. Когда смотришь на тонкий орнамент елецких кружев, то кажется, что в них отражена привольная красота окружающей природы: и высокое звёздное нёбо над лугами ночью, и полевые и лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем (hoar-frost) деревья над замёрзшей рекой зимой. Родная природа - это тот естественный источник прекрасного, из которого фантазия кружевниц черпает новые темы.
Елецкие кружева плетут из льняных и хлопчатобумажных нитей. Они тоньше и легче вологодских кружев. Полотнянка елецких кружев постоянно меняет свою ширину и плотность, часто она даже становится ажурной, чего никогда не бывает в вологодских кружевах. В елецких кружевах нет того резкого контраста между решёткой (фоном) и основным рисунком, выполненным полотнянкой, который мы видим в вологодских кружевах. Елецкие кружевницы заполняют решётку фона довольно плотным тонким узором. В этом узоре ясно виден основной мотив, составленный из повторяющихся элементов, которые выполнены с разной плотностью. Разная плотность плетения, не слишком контрастные переходы от одного элемента к другому создают впечатление объёмного узора. Это тоже особенность елецкого кружева. Елецкие кружевницы плетут самые различные изделия : от мерных кружев, воротничков и манжет до больших занавесей.
Елецкое кружево
Елизаветинское рококо
(см. Рококо)
— историко-региональный стиль русского искусства середины XVIII в., в годы
правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761). Елизавета, дочь Петра
Великого (см. "петровское
барокко"), царствовала двадцать лет и, по словам
В. О. Ключевского, "никогда на Руси не жилось так легко, и ни
одно царствование до 1762 г.
не оставило по себе такого приятного воспоминания". Нагляднее всего
сложность и многообразие елизаветинского рококо проявились в архитектуре. В
середине XVIII в. с невиданным ранее размахом начались строительные работы
в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Выразителем нового стиля стал
назначенный в 1738 г.
на должность обер-архитектора Франческо Бартоломмео Растрелли Младший
(1700—1771), сын скульптора и архитектора аннинского времени
Б. К. Растрелли Старшего. Растрелли Младший, итальянец, родился в
Париже, где при дворе Людовика XIV находился его отец. В 1716 г. вместе с
отцом приехал в Петербург, учился, помогая отцу, и более не выезжал из России.
Летний дворец
Елизаветы Петровны в Петербурге. 1741—1744 (не сохранился). Архитектор
Ф. Б. Растрелли Младший. Гравюра А. А. Грекова по рисунку
М. И. Махаева. 1753
Ендова, (яндова) (др.-русск. яндова — возм., из литовск. indas
— "сосуд" либо польск. jandula — "кубок") — в средневековой
Руси — большой сосуд из дерева, меди или позолоченного серебра, округлой формы,
с широким устьем и носиком-сливом. Иначе — "полуведерная брати́на".
Как и братина, ендова использовалась во время пиров для разлива вина, меда,
пива в меньшие сосуды — ковши, чарки, чаши (сравн. кандея;
крати́р).
Деревянную ендову украшали росписью,
металлическую — резьбой,
чеканкой,
гравировкой
с чернью.
Ендова. 19 век.
Русский Север Резьба, роспись. 50 х 40. Огромный
деревянный сосуд из корня, по форме напоминающий братину с поддоном, но имеет
еще носик для слива. Предназначался для праздничных столов и поэтому украшался
с особенным вниманием. На нижней части остались следы желтой краски. Вероятно,
вся ендова доверху была окрашена в этот цвет. По краю идет расписной пояс: по
темно-зеленому фону узор из мелких завитков белой, красной и черной краской. У
носика — изображение дерева с двумя птицами. Ендова имеет роспись и внутри: дно
украшено звездой из шести рыбок.
Ендова - в
русской народной архитектуре ендова — углубление, надсводная пазуха, желобок
между скатами крыши под шеломом
(см. также конек;
слега;
охлупень).
Еще одно значение — воронка водосточной трубы.
Епанча (др.-русск.
япончица от турецк. japunža) — накидка с капюшоном, обычно без рукавов. Широкая
длинная верхняя одежда прямого покроя без рукавов, В иконописи встречается с
конца XV в., преимущественно в клеймах с изображениями русских святых. В XVII в.
— церемониальная одежда русских царей, застегивалась аграфом
под подбородком. В XIX в. епанчой называли любой плащ с капюшоном и рукавами. В
епанче на иконах изображаются древнерусские святые-воины, всадники, например
Борис и Глеб, Св. Георгий Победоносец. В Византии то же — епенди́ма, епенди́т
(греч. ependyma, ependytes — "накидка").
Икона. Вмч. Георгий
(«Чудо о змие», «Чудо с отроком»). Из собр. Л.К. Зубалова. Крит. Сер. XVI в.
(ГИМ)
Источники:
http://artdic.ru/index.htm словарь с
картинками
http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&group=%c0
великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в
большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Словарь для всех
любителей искусства!!!
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/~%D0%90/7
- Новый
энциклопедический словарь изобразительного искусства
http://www.saratov-lepnina.ru/info/slovar
- Словарик терминов по архитектуре
Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1998. – 237 с. –
(Словари школьника)
Мир русской культуры:
энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв.
ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии.
Справочники. Неумирающие книги)
Комментариев нет:
Отправить комментарий