Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 9 января 2013 г.

Иллюстрированный словарь по изобразительному искусству. Б

 Вся красота художественной культуры…

"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"

 Б

Багет (фр. baguette) — деревянная планка (часто украшенная декором, позолотой или окрашенная) для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.

 Багет


База (от гр. basis — шаг, стопа) — основание, нижняя опорная часть колонны, пилястры, пьедестала. В зависимости от архитектурного ордера различаются базы: тосканская, римско-дорическая, ионическая и коринфская.
 

База колонны

Базилика (от гр. basilike — дом царя) — 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами стол­бов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его име­ют окна; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.


 БазиликаСант Аполлинаре ин Классе, Равенна Около 530


Бакан — краска багряного цвета, добывавшаяся в старину из морены (южного травянистого растения) или червца (разновидности насекомого). Бакан использовался в иконописи, а также для окраски тка­ней, кожи и т.д. Древнее название. Бакан платчатый имеет различные оттенки, которые приблизительно можно определить терминами: пунцовый, малиновый, сомон. В иконописных подлинниках о цвете бакан говорится очень неопределенно и путано. Для бакана можно употреблять краплаки и лак-кармин, иногда с прибавлением к ним белил или желтой охры.

 Золотокрасная икона Богоматери Казанской, произведение удивительного профессионализма и одухотворенности, написана иконописцами Ветки – знаменитейшего центра старообрядчества конца 17–19 вв. Памятник передает все тонкости ветковского письма – излюбленный золотой фон, сияющий бакан – красная полупрозрачная краска особого оттенка, мягкие объемы личного с тонкой подрумянкой. Высокое качество письма и характерные признаки стиля дают возможность датировать икону концом 18–первой половиной 19 в.



 Балдахин над Императорским троном в Фонтенбло. Франция.


Балкон (от позднелат. balcus — балка) — площадка с ограждени­ем, расположенная на концах выступающих балок.
 
 Балконы старого Кито


Балюстра (франц. balustre, итал. balaustro, греч., лат. balteus — "пояс, перевязь") — боковая часть ионической капители в форме горизонтально расположенного цилиндра, "свитка", перетянутого посередине пояском  и декорированного  листьями аканта. Торцы балюстры имеют вид завитков — волют, центр которых называют глазком.


 Балюстры ионической капители. Гравюра из трактата Витрувия


Балюстрада (фр. balustrade) — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных сверху плитой, балкой, перилами. Конструкция балюстрад состоит из нескольких основных элементов:  Перила, фиксирующие между собой балясины; Балясины (фигурные столбики), которые монтируются на тумбе; Основание – нижняя балка, находящаяся между тумбами; Тумбы – главный элемент балюстрады, куда и ложится вся основная нагрузка.


Балюстрада

Балясина (от ит. balaustro) — небольшой фигурный столбик, поддерживающий перила балконов, лестниц, оград.

 
 Балясины точеные


Бамбоччата (от итальянского bambocciata - ребячество) Этим именем называют художников XVII в., работавших в Риме и писавших картины на темы уличной жизни города. Само слово бамбоччато происходит от прозвища Бамбоччо (по-итальянски bamboccio - малыш-пузан, пузырь), данного… данного голландскому художнику Питеру ван Лару (ок. 1592-1642 г.) за его физическое уродство (на его автопортрете, Флоренция, Уффици, изображен карлик за мольбертом). В Риме, где, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко, Лаар создал новый, пользовавшийся успехом жанр живописи — тип небольших картин, изображавших непритязательные уличные сценки, быт бедноты на фоне городского и сельского пейзажа: крестьяне играют в народную игру, нищие собрались близ римской церкви, крестьянка уснула во время работы, разбойники напали на обоз, охотники расположились на привале (Нападение разбойников, Привал охотников). В начале 1630-х влияние ван Лара испытал и Клод Лоррен. В уличных жанрах, написанных, как правило, на небольших дощечках, анекдотичное соперничает с живописным, однако художники никогда не впадают в карикатурность. Напротив, и в этом порой сказывается отличие от произведений голландского жанра, жизнь маленьких людей в Риме (уличных разносчиков, попрошаек, ремесленников, торговцев и просто зевак) изображена с подлинным состраданием к драмам уличной жизни, с трогательной чуткостью к повседневным сценам («Смерть осла» Чер-куоцци, Рим). В этом художники бамбоччанти предвосхищают искусство Веласкеса, Ленена, Черути и даже Мане.

 Питер ван Лаар. Продавец пирожных. Холст, масло. Национальная галерея, Рим.


Баптистерий (от дргр. baptizo — погружаю в воду) — 1) церковь в честь Иоанна Крестителя; 2) специальное помещение при церкви, кры­тое куполом, с бассейном для крещения посредине.
Предназначенное для совершения обряда крещения, отдельно стоящее круглое или многогранное в плане здание, завершенное куполом. Внутри находится бассейн для крещения, часто украшен мозаикой и скульптурой. Встречается в…

 Собор в Италии, в городе Пиза - Санта Мария Маджоре, знаменитый своими размерами; на западе от него находится красивый баптистерий


Барабан (от тюрк, daraban) — опирающаяся на своды цилиндри­ческая или многогранная часть здания (обычно с окнами), несущая купол. Используют барабан в архитектуре христианских купольных церквей и, чаще всего, в православных.

 Барабан храма


Барбизонская школа (от названия деревни Барбизон во Франции) Группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х годов 19 века. Получила название от деревни Барбизон (по-французски Barbizon) близ леса Фонтенбло (к юго-востоку от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу…   Художники «барбизонской школы», пред­ставители реалистического художественного течения во фран­цузской пейзажной живописи 30—60-х гг. XIX в. (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Диаз, К. Тройон, Ш.-Ф. Добиньи). Получили на­звание по деревне Барбизон, где они работали. Опираясь на традиции голландских пейзажистов XVII в., Б. создали новый тип национального французского пейза­жа, правдиво, просто и поэтич­но воспроизводящего облик французской природы: леса, реки, луга с пасущимися ста­дами, скромные деревушки.

 Диаз. Старая мельница около Барбизона



 Краснолаковый сосуд с рельефным изображением оленя I в. н.э.


Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновид­ность выпуклого рельефа, где изображаемые фигуры и пред­меты выступают над плоско­стью изображения не более чем на половину своего объема. Ср. Горельеф. Барельеф (изобразительный и орнаментальный) — распространенный вид укра­шения архитектурных сооружений и произведений декоративного искус­ства; барельефами часто украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, геммы. 
 

Ашшурбанипал охотится на льва (барельеф из Ниневии)

Барокко (по-итальянский barocco — странный, причудливый; по-португальски perola barroca — жемчужина неправильной формы) Характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом…
1) художественный стиль, получивший развитие в XVII и 1-й половине XVIII в. в искусстве ряда европейских стран, главным образом в Италии (где Б. зарождается еще во 2-й половине XVI в.), а также в Испании, Фландрии, Герма­нии, Франции. Б. утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и по­лучило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая система управления. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, сильные контрасты материалов и фактур, света и тени. Парадные инте­рьеры зданий Б. украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резь­бой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Эпоха Б. отмечена повсеместно подъемом монументального искусства и декоративно-при­кладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой.
Искусство Б. отличается величественностью, патетичностью, драматизмом в передаче сложных чувств. Стиль Б. с наибольшей определенностью выразился в архи­тектуре, в стиле Б. создаются дворцовые и парковые ансамб­ли. Для барокко свойст­венны контрастность, динамичность образов, эмоциональная экспрес­сия, драматизм, мистическое мироощущение пространства, стремление к величию и пышности (эффектные декоративные композиции, парад­ные портреты). В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной легкости рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом. Русское Б. развивалось в 1-й половине XVIII в. (русская архитектура конца XVII в. лишь условно называется «На­рышкинское барокко»), главным образом в архитектуре Рас­трелли и близких к нему мастеров. Прогрессивный характер петровских реформ определил последующий подъем русско­го искусства и национальное своеобразие русского Б. Архитекторы эпохи Русского Барокко Д. Ухтомский и С. Чевакинский – русские архитекторы, представители эпохи русского Барокко. Архитектура эпохи «Русского Барокко» Барочный характер церквей в Дубровицах и в Перове несомненен. Тектоническая образность этих памятников, несмотря на внешнюю схожесть их типа с „нарышкинскими" храмами, строится на совершенно иных и причем прямо противоположных принципах. 2) высшая, критическая фаза развития любого художе­ственного стиля.


 ДУБРОВИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ в стиле барокко, в бывшей усадьбе Голицыных Дубровицы ( Московская обл.)


Бастион (от гр., лат. basterna — наглухо закрытый) — архитектурное сооружение, пятиуголь­ное укрепление в виде выступа крепостной ограды — для обстреливания местности впереди и вдоль крепостных стен или рвов перед ними и как отдельное укрепление.

 
 Бастион. Испания. Недалеко от Мадрида


Батальный жанр (от фр. bataille — битва, сражение) — об­ласть изобразительного искусства (преимущественно живописи), посвященная военной тематике. Батальная живопись изображает битвы, а также другие эпизоды войны. Б. ж. может рассматриваться как особый раздел исторического жан­ра. Наиболее известные баталисты — Ф. Воуверман (Голлан­дия), Э. Делакруа, Гро, Шарле, Раффе (Франция), Ф. Гойя (Испания), В. Верещагин, В. Суриков (Россия).
 Жанр, посвященный военным темам и быту. Основным в нем являются темы военных походов и сражений - на суше, и на море, как в прошлом, так и в наши дни. Батальному жанру присуще стремление запечатлеть особо важный или…
 
 Эл. Батлер. Атака шотландцев при Ватерлоо


Батик (малайск.) — многоцветная ткань, рисунок на ко­торую наносят ручным способом. Первоначально появилась у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью во­ска, а затем ткань опускалась в краситель, который окраши­вал не покрытые воском участки. В наше время техника Б. усложнилась.
Эксперты расходятся в точках зрения о происхождении батика. Образцы окраски тканей с применением метода резервирования областей на ткани можно обнаружить вернувшись на 1500 лет в Египет и на Ближний Восток. Образцы были также обнаружены в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке. Но несмотря на то, что в этих странах люди…


 

 Батик- Ywing Ming Jyang


Баухауз (по-немецки Bauhaus, Hochschule fur Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) Oдна из самых влиятельных высших школ архитектуры и дизайна, сделавшая маленький Веймар родиной большого... большого искусства. В свое время Гропиус, Клее и Кандинский создали целый стиль, превратив фабрику идей для зарождающейся промышленности в объект вдохновения дизайнеров. Без первопроходческих идей творцов баухауза история дизайна была бы написана по-другому. Хотя ко времени его формирования слова "дизайнер" в обиходе еще не было. Основатели этой школы именовали себя более скромно – "разработчиками форм". Сегодня, спустя почти век, она по-прежнем ассоциируется с простотой, лаконичностью и функциональностью. Стол из стекла, кресла, повторяющие форму тела, стулья c металлическими перекладинами, встроенная кухня – стиль баухауз занял прочное место в нашем доме.

 Кресла. Баухауз. 1919 - 1923 г.


Башня (от ит. bastia) — архитектурное сооружение, композиция которого строится по вертикали. С античных времен служила формой как самостоятельной храмовой или хозяйственной постройки, так и час­тью крепостных сооружений. Может входить в общую композицию зда­ния в качестве декоративного элемента.

 
 Италия. 12-14 вв. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.Пизанский собор с "падающей" башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль.


Бельведер (ит. belvedere — букв, прекрасный вид) — 1) площад­ка, помещение, надстройка или вышка на верху здания; 2) беседка, рас­положенная на возвышении, с которой открывается вид на окрестности, 3) так же бельведерами называются многие дворцы в Европе, расположенные в особенно красивых местах.
Надстройка над домом (чаще всего круглая в плане), павильон или беседка, расположенные, как правило, на возвышенном месте, откуда открывается красивый вид. Бельведером может называться и двор с окружающими его галереями. Двор с...

 Россия. Москва. Пашков дом, увенчанный бельведером


Бельэтаж (от фр. bel — прекрасный + etage — этаж, ярус) — 1) второй снизу и обычно главный, самый высокий, с наиболее богатой отделкой этаж здания (особняка, дворца); 2) первый ярус зрительного зала в театре

 Россия. Москва. Старинное здание Елисеевского магазина на Тверской улице, 14


Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста -  удивительно пластичный и теплый материал. На Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в древнем Новгороде среди других вещей из бересты. Предметы из бересты вошли и в современную жизнь, и благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качеством берестяные изделия являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Подробности здесь http://nhkt.narod.ru/berestra.htm#1

 Туеса из бересты Мартына Филипповича Фатьянова из Мезени


Бетон (от лат. bitumen — горная смола) — строительный материал искусственного происхождения — затвердевшая смесь из трех компо­нентов: связующих (цемент, битумы и др.), наполнителей (песок, гра­вий, щебень, шлак) и воды. Неотъемлемым элементом садово-паркового дизайна или интерьера и экстерьера общественного здания являются бетонные скульптуры. Изготовление таких скульптур в основном выполняется методом литья бетонного состава. А благодаря применению силиконовых форм можно воспроизвести самую изысканную конфигурацию и рельеф поверхности. Скульптура из бетона, в отличие от натурального камня, обладает определенными преимуществами: - бетон имеет большую пластичность, поэтому из него можно выполнять довольно изящные вещи; скульптуры, выполненные из бетона, гораздо легче изделий из природного камня.

 Бетонные крокодилы. Джон П. Кеннеди - скульптор, создающий скульптуры животных из бетона


Беспредметное искусство Завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства». В развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого показа явлений и предметов как они есть, какими мы их желаем видеть или знать (идеализация, романтизм) и какими мы их в определенном... промежутке времени в определенных внешних условиях воспринимаем (импрессионизм). Вместо этого выдвигались тенденции к «раскрытию внутренней сущности» предметов и явлений путем формально-суммирующей передачи их.

 Малевич К.С. Дама у рояля



 Библия


Бидермейер (по-немецки Biedermeier) Художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815-1848 годах. Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт... Л. Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер». Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г.Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.

 Шпицвег К. Книжный червь. Картина в стиле бидермейера


 Московское биеннале архитектуры


Бижутерия (фр. bijouterie — торговля ювелирными изде­лиями) — женские украшения, не являющиеся ювелирными изделиями. Металлическая и стеклянная Б. выделилась в XX в. в самостоятельную область художественной промыш­ленности.

Многие оценили работу фирмы Swarovsky –крупные мировые модные бренды активно сотрудничают с компанией и используют потрясающие хрустальные капельки в своих коллекциях


Бисер (араб. — буера, мн.ч. бусер — стеклярус) — мелкие бусинки из цветного и бесцвет­ного стекла или металла с отверстиями, предназначенными для низания на нить. Производство Б. было известно в Древ­нем Египте, Византии, странах Востока, Киевской Руси. Расцвет искусства вышивки из Б. и бисероплетения при­ходится в России на конец XVIII — начало XIX в.: украшения из Б. широко применялись в женском костюме; бисерная вы­шивка, шитье были любимым женским рукоделием в разных слоях общества.
Очень мелкие разноцветные стеклянные или металлические зерна разной формы со сквозными отверстиями; используется для вышивания, украшения женских нарядов, нанизывания на нитку, леску или проволоку. Пример: Низать бисер. Вышивать...

 Икона Божией Матери «Умиление», вышитая бисером


Бисквит (фр. biscuit) — в художественной керамике бе­лый неглазурованный, матовый фарфор, а также изделия из него. Используется для изготовления мелких скульптурных произведений (скульптура малых форм), а также рельефа на посуде.

 Севрский фарфор ведет свое начало с фарфоровой мануфактуры, открытой в 1738 году в Венсене. В середине 1750-х годов был освоен выпуск статуэток из неглазурованного фарфора


Бистр (фр. bistre) — 1) рисовальный материал из спе­циально приготовленной древесной сажи, в виде прозрачной ко­ричневой краски с желтоватым оттенком, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; часто использовался для рисования старыми мастерами. В конце XVIII в. уступил место сепиии туши (см.). В настоящее время как самостоятель­ный материал Б. почти не употребляется; 2) обозначение техни­ки рисунка Б., выполненного при помощи кисти или пера.
Прозрачная темно-коричневая краска (оттенок черного цвета с прожелтью) из древесной сажи, предпочтительно из букового дерева, смешанная с растворимым в воде растительным клеем. Использовалась европейскими художниками 15-18 в. при...

 Рембрант. Львица. Перо с отмывкой, бистр. Британский музей


Блик (от нем. blick) — самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета; располагается на выступаю­щих со стороны светового источника частях предмета. В за­висимости от свойств самого предмета и характера его осве­щенности меняется сила блика.
 

Крылов Владимир. Блик солнца. 2001 год

Богородская резьба — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Су­ществует с XVI—XVII вв. в деревне Богородское Московской области. До конца XIX в. сохранялась традиционная для богородской резьбы техника неглубоких прорезок, которыми выявлялись в фигурках людей, живот­ных и в игрушках с движением лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчеркивались яркой раскрас­кой. В конце XIX — начале XX вв. техника прорезок сменяется более детальной проработкой фигур, объединенных в композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, стихов, исторических событий. Масте­ра: Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, B.C. Зинин, И.К. Стулов и др.
Народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, существующий в деревне Богородское Московской области. Село Богородское находится неподалеку от Сергиева Посада. Известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке. В основном…
 
 Богородская резьба. Илья Муромец и Соловей Разбойник


Болонская школа (по-итальянски Scuola Bolognese) Школа эта эклектическая: в конце XVI столетья все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Карраччи не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их… лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев, Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики в доказательство правильно понятых уроков учителя воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить.


 Лодовико Карраччи. Благовещение


Большой стиль (от французского «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) Художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715 г.), отсюда название. В этом... стиле соединились элементы классицизма и барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».

 Интерьер в "Большом стиле"



Бордюр (фр. bordure) — 1) кайма, полоса, обрамляющая края декоративной композиции (ковра, панно, стелы, потолки, стены и т. д.); 2) низкие полосы растений, обрамляющие отдельные участ­ки газонов в садах и парках.
1) В широком смысле - полоска, обрамляющая края, кайма, кромка; украшение по краям какого - либо предмета, декоративное обрамление, контур. Например: Полоса материи по краю чего-нибудь. Платье с бордюром. Бордюр…

 
 Бордюр


Бочка (древнерусск. бъчьвь) — в деревянной архитектуре славян криволинейное перекрытие в нижней, наиболее широкой части, напо­минающее бочку и заостряющееся кверху наподобие двускатной крыши, при этом в торце образуется килевидная арка, обшиваемая лемехом.

 
 Одигитриевская церковь, сооруженная в 1763 году. Она относится к тому же типу храмов пинежско-мезенской школы, которые строились сообразно новым требованиям высшей церковной власти - пятиглавыми, но в то же время сохраняли и привычный, любимый в народе древний тип покрытия - шатер. Стремление совместить старые формы с требованиями времени привело к появлению покрытия главного объема храма в виде шатра на крещатой бочке с четырьмя главками. Здание храма устроено в виде креста. Над кровлею возвышается большой шестигранный шатер и над ним глава с восьмиконечным крестом. На четырех углах церкви стоят четыре шатра небольшого размера, имеющие своим основанием четыре медальона в виде сердца и завершающихся также главами с восьмиконечными крестами. На главках, барабанах, шатре и бочках прекрасно сохранилась "рыбья чешуя" лемеха. Издали лемеховое покрытие кажется окрашенным в желтовато-коричневый цвет. Однако при более близком рассмотрении становится очевидным, что цвет этот создает мох, покрывающий кровли. Стены Одигитриевской церкви сложены из огромных лиственничных бревен - самого прочного материала на Севере, поэтому она и сохранилась до наших дней. Одигитриевская церковь в XIX веке была обшита, а некоторые части ее - окрашены. ( сайта http://www.cultnord.ru/Odigitrievskaja_cerkov_v_sele_Kimzha_.html Культурное наследие Архангельского Севера)



 
 Жилин О.В.  Бра "Бабочка"


Братина — русский шаровидный сосуд (нередко с низким поддо­ном и конусообразной крышкой) для питья на братчинных пирах (крес­тины, именины и пр.). Золотые и серебряные братины с чеканными узо­рами известны в XVI—XVII вв., медные и деревянные — в народном быту XVI—XIX вв. В XIX—XX вв. братина — декоративный сосуд.
В Древней Руси и Московском государстве - большой шаровидный сосуд с крышкой, род ковша, в котором на пирах подавались напитки: пиво, брага, мед и т.п. - для разливания по чашам или питья вкруговую. Предназначен, как указывает и самое название, для братской, товарищеской попойки, употреблялась на братчинных пирах (крестины, именины), на…
 
 Братину – сосуд шарообразной формы на невысоком поддоне – пускали по кругу, и каждый гость, пригубив вина, передавал ее соседу. Такой обряд братания сближал сотрапезников и подчеркивал их доверие к хозяину, который должен был отведать вина первым и тем самым продемонстрировать, что оно не отравлено.


 
 Росетти Д.Г. Детство Марии


Брешанская школа Одна из школ живописи 16 в. в Италии. Сложившаяся в городе Брешиа во 2-й четверти 16 в., в пору кризиса итальянского Возрождения, Брешанская школа во многом сохранила верность ренессансным принципам и стремилась отыскать новые пути развития реализма; она повлияла на итальянское реалистическое искусство 17 в. Творчество мастеров Брешанской школы...  (Дж. Савольдо, Романино, А. Моретто, Дж.Б. Морони), испытавших влияние венецианской школы, отмечено поэтическим восприятием жизни простых людей. Религиозные сюжеты они часто трактовали как сцены народной жизни, уделяя большое забота жанровым деталям, а в портретах стремились к интимности, простоте, точности социально-бытовой характеристики.

 Морони.  Портрет портного. Национальная галерея. Лондон. 1560 г.


Бронза - древнейший металлический сплав известный человечеству. Бронза - сплав меди ок. 90% и олова, часто с небольшой примесью других металлов, например свинца и цинка. Использовалась с доисторических времен в разных частях света. В разное время из нее изготовлялись колокола, декоративную посуду, рамы для зеркал и картин, оружие, архитектурные украшения, монеты. Древние греки и римляне отливали из бронзы скульптуры. Бронза идеально подходит для отливки произведения искусства, потому что в расплавленном виде заполняет все, даже самые незначительные углубления формы. Это позволяет скульпторам передавать в своих работах мельчайшие детали. Цвет бронзы зависит от содержания олова и других металлов. Варьируется от серебристого до густо-красного. Красота бронзовых поверхностей усиливается патиной (зеленым налетом, который возникает со временем из-за окисления). Всемирно известна китайская бронза.

 Древнее китайское ритуальное изделие из бронзы. Chinese Bronzes: Art and Ritual (British Museum, 1987) plate 25


Бубновый валет (жаргонное - мошенник, плут, человек, не заслуживающий доверия) Это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 г. и давшей начало одноимённому художественному объединению. Ядро экспозиции составляли работы… М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька — мастеров яркого дарования, чьи творческие позиции далеко не во всём совпадали друг с другом. Выставка имела шумный и скандальный успех: многое в её организации и характере работ шокировало и возмущало как публику, так и критику. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. Эта атмосфера «площадного живописного действа» вызывалась общим интересом художников к народному искусству - изображениям с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. Название выставки, предложенное Михаилом Ларионовым, также взято из уличного жаргона: «бубновый валет» означало «мошенник», «плут», «человек, не заслуживающий доверия». Оно вызывало и другие ассоциации: «бубновый туз» — нашивка на одежде арестанта-каторжника, «червонный валет» — «вор». Лентулов вспоминал: «Слишком много в то время и изощрённо придумывали разные претенциозные названия... Поэтому как протест мы решили, чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета».

 Фальк Р.Р. Старая Руза


Буквица — древнерусское название инициала, первая бук­ва, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста. Раньше Б. обильно украшалась живописью, орнаментом, сюжетными сценами. Традиция художественно оформлять буквицы сохранилась до наших дней.



Бульдозерная выставка Одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине города в лесопарке Беляево, у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова. Была жестоко подавлена властями с привлечением… большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название. С 30-х годов XX века официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно социалистический реализм. Все иные формы искусства были загнаны в подполье и зачастую становились объектом преследования со стороны властей. Одной из попыток вырваться из подполья на более широкое обозрение и была выставка в Беляево. Группа художников, не входивших в официальные советские художественные союзы и организации, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка. Инициаторами показа выступили: коллекционер А. Глезер и 13 художников (О. Рабин — основной лидер нонконформизма, В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин, Е. Рухин, А. Рабин (сын О. Рабина), В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская).

 Рабин О. Натюрморт с рыбой и газетой «Правда»


Бумага (от ит. bambagia — хлопок) — в изобразитель­ном искусстве: материал для письма, графических ра­бот, художественных изделий. Б. изобретена в Китае во широко распространен в искусстве Возрождения и в искусстве XVII—XX вв. II в. до н. э.; в X—XI вв. ее узнали в Европе. В Москов­ском государстве бумагоделательное производство поя­вилось в XVI в., однако до XIX в. в России использова­лась в основном привозная Б. Различают виды бумаги для определенных работ: для рисования карандашом, эстампную, для литографий и т. п.
Бумага - это листовой материал из натуральных растительных либо искусственных волокон, и предназначение ее совершенно различное. В Большой Советской Энциклопедии сказано: бумага - это материал из растительных…

 Борисов-Мусатов В.Э. Последний луч. Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.


Бутафория (от ит. buttafuori — работник театра, выпуска­ющий актеров на сцену) — поддельные, специально изготов­ляемые предметы, заменяющие в спектаклях, в некоторых экспозициях настоящие вещи (скульптура, мебель, оружие, посуда, украшения). Изготовляются художником-постанов­щиком или бутафором из дешевых материалов — дерево, папье-маше, раскрашенная ткань.

 Бутафория рыцарских доспехов. Не отличить от настоящих!!! Бутафорские изделия, с  сайта http://www.art-podgotovka.ru/scenery.html Художественная экспериментальная студия


Бучарда (фр. bou-charde) — применяемый для обработки каменной породы металлический инструмент в виде четырех­гранного молотка с двумя ударными поверхностями, покры­тыми зубцами. Бучарда используется каменотесами и скульпторами при обработке каменной породы для придания камню живописной шероховатости.
 
 Бучарда


Бытовой жанр — область изобразительного искусства, воспроизводящая события и сцены повседневной жизни; иногда употребляются выражения «жанровая живопись» и «бытовая живопись». Как самостоятельный раздел искусства Б. ж. оформился в основном в XVII в. Он представлен в это время прежде всего произведениями мастеров голландской школы: Питера де Хоха, Остаде, Стена, Терборха, Вермеера Дельфтского и др. Ши­рокое распространение во всех национальных школах Б. ж. получил в XIX в., заняв одно из ведущих мест в реалистиче­ской живописи, особенно ярко проявившись во Франции — в творчестве Милле, Курбе; в Германии — Менцеля, Лейбля и т. д. Новое слово в развитии Б. ж. было сказано рус­скими реалистами А.Г. Венециано­вым, П.А. Федотовым, В.Г. Перовым, И.М. Прянишниковым, В.М. Мак­симовым, В.Е. Маковским, К.А. Са­вицким, И.Е. Репиным.
Бытовой жанр Один из жанров изобразительного искусства, который посвящен повседневной, обычной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в бытовом жанре играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В процессе развития бытового…


 Кустодиев Б.М. Утро. 1904 г. х.,м.


Бюст (фр. buste, от ит. busto — туловище, торс) — в изобразительном искусстве: произведение круглой скульптуры в виде погрудного изобра­жения человека. Б. появился в Древнем Египте и Древней Греции (первона­чально как надгробный портрет), получил развитие в Древнем Риме, был широко распространен в искусстве Возрождения и в искусстве XVII-XX вв. В России и СССР бюсты создавали Ф.И. Шубин, Н.А. Андреев, В.И. Мухина, С.Д. Лебедев и др.)
В круглой скульптуре – погрудное, большей частью портретное изображение человека. Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета. Бюст может быть…

 


Шубин Ф.И. Бюст М.В. Ломоносова. 1793 год

Источники:

  • http://artdic.ru/index.htm словарь с картинками
  • http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&group=%c0 великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Просто чудо, а не словарь для всех любителей искусства!!!
  • Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)
  • Мир русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)
  • http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&termin=13a6cf38-15ea-406b-9396-0520a2fc4808

Комментариев нет:

Отправить комментарий