Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 13 января 2013 г.

Иллюстрированный словарь по изобразительному искусству. В



Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
 В


 
 Китайская ваза


Вазопись — орнаментальная или изо­бразительная декоративная роспись со­судов, выполняемая специальными кра­сками, с последующим обжигом. Мно­гочисленные и блестящие образцы В. ос­тавило древнегреческое искусство, ки­тайское искусство, искусство Западной Европы XVI—XVIII вв., русское искус­ство XVIII-XIX вв.



 Портлендская ваза.



Вал, валик (от лат. vallum — насыпь) — деталь обрамления, архитектурный облом с выпуклым изгибом. В поперечном сечении пред­ставляет полукруг или четверть круга; то же, что торус.




 4 - вал, 5, 6 - четвертной вал (прямой и обратный)



в живописи и графи­ке оттенок тона, выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени. Термин "валер" служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета Применение системы валера позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и перехо­дов (произведения крупнейших колористов — Д. Веласкеса, Я. Вермеера. Ж.Б.С. Шардена, К. Коро, В.И. Сурикова, И.И. Левитана и др.).


 Ж.-Б. Шарден. Прачка 1730-е г.



Вариант (фр. variante, от лат. varions — изменяющийся) — в изобразительном искусстве обозначение работы, сходной с другим произведением того же автора на ту же тему. В. повто­ряет основной замысел соответствующей ему работы, но может существенно отличаться от нее в выражении этого за­мысла. Ср. Дублет; Реплика, Повторение.


Ваяние — скульптура (см.); процесс создания скульптур­ных произведений (производное: ваятель — скульптор). В пер­воначальном значении В. — произведение скульптуры из твердых материалов; в широком смысле — скульптура в це­лом, включая клепку (см).
1) Искусство создания скульптурных изображений, малоупотребительный синоним понятия скульптура. Скульптура (от латинского sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических…


 Скульптур Девы Марии на острове Марии



  
 Махаев М.И. Вид на Фонтанку . 1753 г.


Великоустюжское чернение по серебру (от названия города Великий Устюг) Русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге. Изготовлялись серебряные табакерки, портсигары, подстаканники, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, тщательно украшенной...
...русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., укра­шенные чернью: в XVIII в. — богатый орнамент и занимательные сю­жетные рисунки (мастера М.М. Климщин, А.И. Мошнин и др.); в XIX в. — более сухие, часто документальные изображения городов и географичес­ких карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах темного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и других изделий (мастер М.И. Кошков). К началу XX в. промысел заглох. В 1929 г. нача­лось его возрождение, с 1933 г. работает артель, а с 1960 г. — фабрика "Северная чернь". Изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.



 Блюдо. Великоустюжское чернение



Венец (старослав. венецъ — от вить) — в деревянной архитектуре славян четыре связанных по углам бревна, образующих один горизон­тальный ряд сруба — клети. http://www.pravoslavie.ru/put/3708.htm - здесь - Деревянная церковная архитектура


 Успенская церковь села Космозеро. Шатер состоял из продолжения сруба, но каждый следующий венец делался меньше предыдущего, совокупность венцов образовывала пирамидальную форму.


Венециановская школа (по фамилии основателя А.Г. Венецианова) Группа российских живописцев 2-й четверти 19 века, учеников выдающегося русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Начало... педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу 1810—1820-х г. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права преподавания. Из Венециановскои школы вышли мастера портретной, пейзажной, жанровой, интерьерной живописи А.А. Алексеев (1811-1878 г.). Н.С. Крылов (1802-1831 г.), Е.Ф. Крендовский (1810—1870-е г.), К.А. Зеленцов (1790-1845 г.), Л.К. Плахов (1810-1881 г.), Г.В. Сорока (1823-1864 г.), А.В. Тыранов (1808-1859 г.), А.Л. Мокрицкий (1810-1870 г.), С.К. Зарянко (1818-1870 г.) и целый ряд других значительных художников. Творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 века.

 Крылов Н.С. Русская зима. 1827 г.


Венецианская школа живописи Одна из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи. Выделяют следующих ярких представителей школы: Паоло Венециано  Лоренцо Венециано  Стефано ди Сант Аньезе  Донато Венециано  Катарино Венециано  Семитеколо, Никколо  Альбереньо, Якобелло  Николо ди Пьетро  Якобелло дель Фьоре  Джамбоно, Микеле  Дзанино ди Пьетро  Якопо Беллини  Антонио Виварини  Бартоломео Виварини  Джентиле Беллини  Джованни Беллини  Антонелло да Мессина  Карло Кривелли  Альвизе Виварини  Ладзаро Бастиани  Карпаччо  Чима да Конельяно  Тициан  Джорджоне  Пальма Веккио  Лоренцо Лотто  Себастьяно дель Пьомбо  Якопо Бассано  Тинторетто  Паоло Веронезе



 Беллини Я. Мадонна с младенцем. 1465 г.


Венецианское стекло (от названия города Венеция) Художественные, большей частью выдувные сосуды, зеркала, бусы и другие изделия, нередко с налепным декором, производство которых началось в 13 веке на острове Мурано близ Венеции. Начало производства изделий из… из венецианского стекла связывается с 1291 годом, когда на острове Мурано в Венецианской лагуне поселили мастеров-стекольщиков, которым под страхом смерти для них самих и членов их семей запрещалось покидать остров. Сначала выпускались изделия исключительно из цветного стекла, готической формы, с росписями и эмалями. С середины 16 века форма сосудов меняется, преобладают изящные бокалы и вазы, их украшают филигранью (в стеклоделии это стеклянные нити, введенные в стеклянную массу), кракелажем (узором из трещинок).

 Филигранная техника. Филигранное стекло получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.


Вензель (от польского wezel - узел) Начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества какого-либо лица, писанные вязью, либо же переплетающиеся между собою и образующие узор. Изображение начальных букв названий учреждений, учебных заведений и т.п. на форменной...
переплетенные между со­бой, как правило, прописные начальные буквы имени и фа­милии, образующие своеобразный узор. В. может быть укра­шен короной, венком и т. д.

 Вензель «Алла Воронцова»


Венок — Орнамент, выполненный в виде окружности из разнообразных растительных элементов, таких как: цветочные переплетения, лиственные детали, фрукты. Часто орнамент сопровождается лентами. «Венок» применяется в качестве декоративного украшения при оформлении интерьера и изготовлении мебельных изделий. Орнамент в стиле классицизм и ампир, проис­ходящий от античного украшения.

 
 Венок


Веризм (по-итальянски il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) Реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. В изобразительном искусстве веризм характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значительными… значительными социально-критическими тенденциями, а вместе с тем пессимистическим, порой пассивно-натуралистическим восприятием действительности (живописцы Ф.П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вольпело; скульпторы Вела, Джемито).

Дж. Пеллицца да Вольпело. Четвертая власть

Веранда (от инд. — veranda) — крытый, застекленный балкон вокруг дома или одной из его стен.

Вернисаж (от французского vernissage, буквально - покрытие лаком) Торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица (художники, деятели культуры и искусства и т.п.). В речах художников, критиков, представителей общественности и связанных с искусством учреждений…
за­крытый просмотр выставки, в котором участвуют лишь специально приглашенные лица (художники, критики), или первый день открытия выставки для широких масс зри­телей. Название это пошло от распространенного некогда у французских художников обычая покрывать картины лаком накануне открытия выставки в присутствии приглашенных лиц.

Вестибюль (фр. vestibule) — большое помещение перед входом в главную внутреннюю часть здания.

Вздутия — ущербность лицевой стороны иконы, выражающаяся характерным отслаиванием левкаса и покрывающего его красочного слоя.

Видео-арт (от английского video-art - видео-искусство) Направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Видео-арт (в отличие, например, от музыкальных клипов... на телевидении, трейлеров компьютерных игр, телевизионной рекламы или заставок MTV) не является только коммерческой деятельностью, обычно ориентирован на показ в пространстве искусства — музеях, галереях и т.п. и зачастую рассчитан на подготовленного зрителя. Такие особенности массовой видеокультуры, как шокирующий видеоряд, экстремальный монтаж, концептуальный сюжет и спецэффекты не являются приоритетными для видео-арта и могут служить, наряду с другими средствами, лишь способом достижения художественной цели.


 

 Видео – арт


Виды сводов Свод (греч. apsis; от hapto — «сводить, соединять, связывать») — в архитектуре — криволинейное перекрытие стен, столпов, пилонов.  Кирпичи трапециевидной формы держатся в цилиндрических сводах сами собой благодаря возникающему в криволинейной конструкции боковому распору: чем сильнее давление свода, тем мощнее распор и, следовательно, сжатие, прочность конструкции.

 
 Свод церкви


Византийский антик Византийские произведения пластики, принадлежащие периоду ранневизантийского искусства IV—VII в. Отличительная особенность - античный стиль изделия. Неправильная оценка как формы этих предметов, так и их рельефных украшений были причиной долгих заблуждений относительно них. В самом деле, они сохраняют строгие формы позднеантичных… сосудов. Пример византийского антика - блюда из серебра с героями греческой мифологии - резвящиеся дельфины, Аякс и Одиссей, Минада и Силен, пастух с козами и другие сюжеты, традиционные ради античного стиля. Эти предметы получили в науке название «византийский антик» (от слова «античность»). Такое понятие ввел в 1929 г. Л. Мацулевич.

 Мелеогр и Аталанта после охоты на зайцев. 7 век н.э.


Византийский стиль — стиль мебели и интерьера, который зародился в конце 4 столетия после распада Римской империи и начала Византийской эпохи. В оформлении интерьера наблюдается постепенный «отход» от античных мотивов и переход к роскоши и богатству. Для изготовления византийской мебели использовали только самые дорогие материалы. Преобладает золотая и позолоченная инкрустация на стенах и предметах мебели. При меблировке византийских помещений превалирующую роль играли также шелковые ткани с разнообразными узорами, производившиеся местными мастерами. Из этих дорогих тканей изготавливали занавески, покрывала, подушки для диванов, стульев, кресел и кушеток. Часто в предметах мебели можно обнаружить различные вставки, сделанные из слоновой кости, а также драгоценные металлы и камни, изящно встроенные в мебель. Некоторые разновидности мебельных изделий делались полностью из золота или серебра.

 Стул византийского стиля


Викторианский стиль (по-английски Victorian style, от имени королевы Виктории) Условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901 г.) и принца-консорта (по-английски...  consort - супруг) Альберта (1819-1861 г.). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии дорогой в XX столетие. Оно характеризовалось "балансированием между традициями и реформами" в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: "victorianism" и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для "английского стиля".

 Здание в Викторианском стиле


Вимперг (нем. Wimperg) — высокий остроконечный декоратив­ный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зда­ний. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивал­ся крестоцветом. По-русски это звучит – щипец.
 
 Вимперг храма в готическом стиле


Виньетка (от французского vigne - виноград) Небольшое, композиционно завершенное графическое изображение предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением) или орнаментальная композиция, помещаемая на внешних… элементах книги или особых ее страницах (титульных, концевых)… в книжной графике: небольшая композиция декоративного назна­чения (орнаментальная или изобра­зительная). Обычно В. используют в качестве заставки или концовки (см.).
 
 Виньетки в книжной графике


Витраж (от французского vitrage или от латинского vitrum - стекло) Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, цветного или подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных, дверных проемов, перегородок, световых…
произведение де­коративного искусства, выполнен­ное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проема в ар­хитектурном сооружении. В., широ­ко распространенные в готических соборах XIII—XV вв. (см. Готика), состояли из разнообраз­ных по форме стекол, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Изображения наносились сначала непрозрачной корич­невой краской (предназначенной для контуров и других ли­нейных элементов) и просвечивающей серой; с XIV в. допол­нительно применялась техника выскабливания по специаль­но покрашенному разноцветному стеклу. В XX в. распрост­ранилось производство В. из бесцветного стекла.
1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах и т.п., скрепленные свинцовыми перемычками и допол­ненные росписью; 2) картина или орнаментальная композиция, выпол­ненная из цветного стекла.
В строительной практике витражом также называется сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, за­полняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Декоративную обработку для витражей ведут пескоструйным способом, цветным трав­лением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые худо­жественные возможности стекла, его материтальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, ис­крящимся. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные ком­позиции.


 

 Россия. Санкт- Петербург. Витраж Исаакиевского собора


Витрувианский человек (от имени римского архитектора Витрувия (Vitruvius)) Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещенный в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна...  в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Рисунок написан пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисункаИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции. Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям. В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius).

 
 Леонардо да Винчи. Рисунок


Вклейка — в художественном оформлении книги: репро­дукция или гравюра, исполненная отдельным оттиском; вкле­ивается между страницами. Полиграфическое качество В. бы­вает обычно выше иллюстраций в тексте.

Владимиро-суздальская школа (12 — начало 13 века.) Одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине... 12 в. Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность ее искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской школы (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются Галицкие и западноевропейские мастера. Искусство Владимиро-Суздальской школы призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и легкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197 г.)


«В материале» — скульпторы так говорят о законченном произведе­нии, исполненном автором в твердом материале — камне, ме­талле, дереве и пр., в отличие от временных недолговечных материалов — глины, гипса. Скульптура «в материале» противопоставляется скульптуре из глины, пластилина, воска (или гипсовой отливке) как предварительной, начальной ста­дии работы (ср. Высекание).

Водомет — в древнерусской архитектуре деталь для отвода до­ждевой воды с карниза на землю. Остатки каменных водометов известны только в памятниках владимиро-суздальской архитектуры. В Успенском и Рождественском соборах Владимира, а также в Боголюбском соборе были выявлены обломки белокаменных желобов, как гладких, так и покрытых резьбой Резьба имела растительный характер, но были также изображения животных и людей. Судя по обломкам, желоба первоначально, видимо, состояли из двух частей — верхней и нижней — и выполняли функции труб. Следы гвоздей и патина свидетельствуют, что водометы бывали иногда окованы золоченой медью. В Дмитриевском соборе найден водомет без резьбы; это каменный блок длиной 70 см, в сечении 22 х 25 см, с полукруглым желобком глубиной 7 см. Подробнее здесь http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm

 Водомет Рождественского собора во Владимире. По Н.А. Артлебену



 Воздушная перспектива (рисунок карандашом)


Возрождение (по-французски Renaissance, по-итальянски Rinascimento) В истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы Возрождения: в Италии — 14—16 в., в других…
Возрождение. Ренессанс (от фр. Renaissance — возрож­дение) — эпоха расцвета  культуры в странах Запад­ной Европы XV—XVI вв. В своей классической форме культура В. развивалась в городах Северной и Средней Италии, являвшихся круп­нейшими торговыми и про­мышленными центрами, опираясь на памятники ан­тичного искусства (см.), в большом количестве сохра­нившиеся на территории Италии. Термин «В.» означает возрождение традиций антич­ной культуры.

 Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506. масло по дереву. Флоренция. Галерея Уффици. Рафаэль Санти (1483 – 1520) - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен.


Возрождение в Северной Европе Северное Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
 
 А́льбрехт Дю́рер. Праздник венков из роз. Масло, тополёвая доска (1506). А́льбрехт Дю́рер (1471 – 1528) – гениальный немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников.


Вологодское кружево (от названия города Вологда, кружево - от "окружать") Особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены... стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяет славу русского кружева.
... один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области Рос­сии. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тон­кой ажурной "решетки" ("сцепная" техника). Вологодское кружевоплетение восходит к XYI—XVII вв., но как промысел сложилось в первой четверти XIX в. В 1930 г. был образован Вологодский кружевной союз, в 1968 г. — организовано Вологодское кружевное объединение "Снежин­ка". Изготовляются мерные кружева, покрывала, занавеси, салфетки, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников А.А. Кораблевой, М.А. Гусевой и др.


 

 Вологодское кружево


Волюта (лат. voluta — букв, завиток, спираль) — 1) архитектур­ная деталь в виде завитка, спирали. Является характерным элементом античной эолийской, ионической и коринфской капители; 2) в искусстве Ренессанса, классицизма и барокко — часть орнамента и архитектурной детали кронштейна.

 Волюта


Вортицизм (по-английски vorticism) Течение в изобразительном искусстве начала ХХ столетия в Англии, близкое к футуризму. Вортицизм представлял собой исключительно английское культурное явление, английским модернизмом, и в равной степени противостоял как… импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей вортицистов был английский художник Роджер Фрей (по-английски Roger Fry), проложивший им дорогу своими выставками «Моне и пост-импрессионизм» в 1910 году и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских художников» в 1912 году. Известные художники - вортицисты:: Дэвид Бомберг  Джессика Дисмор  Джейкоб Эпстайн  Анри Годье-Бжеска  Элвин Лэнгдон Кобурн (фотограф)  Перси Уиндхем Льюис  Эзра Паунд  Уильям Робертс  Эдуард Уодсворт  Доротея Шекспир

 Уильям Робертс. Бедная семья



 
 Икона. Спаситель. Энкаустическая икона. 6 век.


Восковая живопись — см. Энкаустика.

Восковой способ — высококачественный способ отливки скульптурных произведений, при котором форму (см.), сня­тую со скульптуры, покрывают изнутри тонким и ровным во­сковым слоем (который соответствует будущему бронзовому слою) и заполняют огнестойкой массой. На сильном огне воск целиком вытапливается; вместо него в форму вливают рас­плавленный металл и дают ему остыть; удалив затем форму и огнестойкую сердцевину, получают полую внутри бронзовую отливку, точно передающую скульптуру, вплоть до малейших деталей.

Восьмерик (от древнерусск. осмъ — восьмой) — в архитектуре славян восьмиугольное в плане здание, перекрытое шатром или купо­лом, иногда устанавливается на четырехугольное основание ("восьме­рик на четверике").
 
 Россия. Торжок. Старо-Вознесенская деревянная церковь – памятник древности, представляющий собой исключительную архитектурную ценность; одна из самых значимых старинных построек Торжка, занимающая особое место среди достопримечательностей города. Когда и кем она построена, неизвестно. Впервые о ней упоминается в «Писцовой книге» Потапа Нарбекова в 1625 году. Освящена 6 марта 1653 года.. Её освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Деревянная Вознесенская церковь стоит на окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Основу композиции здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной главой. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада - прямоугольная в плане трапезная и крыльцо. Четверик и все три восьмерика внутри открыты до самого верха. (источник http://zamok.druzya.org/lofiversion/index.php/t8367.html )


Вохра (охра) — природная краска желтого или красного цвета. Вохрой покрывали лица святых на иконах. Вохрить — красить или нати­рать сухой вохрой.

Вохрение (от древнерусского вохра — охра) Термин русского иконописания, используемый для обозначения процесса послойного нанесения вохры (современное слово - охра) с добавлением белил, обладающей гаммой землистых оттенков краски неяркого желтого цвета при выполнении...
… охрение — в древнерусской живописи про­цесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела многократными прописками по ровному основ­ному тону. Сам термин проис­ходит от преобладания охры в светлых частях изображения. Употреби­тельными приемами вохрения были плавь и отборка.
 
 Икона. Спас Вседержитель (19 в.)


Выкружка (от крутить, крутой) — деталь обрамления, архитек­турный облом с вогнутым изгибом. В поперечном сечении представляет часть окружности, овала или эллипса.


 Выкружка


Выпуклая гравюра (от французского graver — вырезать, создавать рельеф) Один из основных видов гравюрной техники (ксилография, линогравюра, рельефная гравюра на металле), предназначенный для высокой печати. Все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или… или резцов (штихелей) убираются на несколько миллиметров. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами из тряпки или накатывается валиком, затем к доске вручную или вертикальным прессом равномерно придавливается бумага, в результате чего изображение переходит на бумагу.
… высокая гравюра — один из ос­новных видов гравюрной техники, в отличие от углубленной гравюры (см.) предполагающий печатание с самой поверхно­сти доски. В. г. исполняют на деревянной доске умеренной твердости, краску накатывают специальным валиком; печа­тают вручную или под несильным давлением вертикального пресса. См. Ксилография; Линогравюра.

 
 Берег с лодками (линогравюра, 60-е г. 20 века)


Выразительные средства живописи Это художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых... и холодных цветов. Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).
Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала.
 

 Коровин К.А. Крым. Гурзуф. 1917 г.


Выразительные средства скульптуры Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное... пространство. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, зрительный эффект массы и весовых отношений; светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста; разработка силуэта, фактура лепки или обработка материала, сам материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
 
 Коненков С. Иисус Христос


Высекание — техника выполнения скульптуры из кам­ня — гранита, мрамора, известняка, песчаника и др. Высе­кают обычно по уже готовой модели, повторяя отлитый в гипсе оригинал. В. очень крупных скульптур ведется час­тями по разрезанной на куски модели меньших размеров. Для В. необходимы специальные инструменты: рашпиль, скарпель, троянка, шпунт, юлина (см.), закольник, моло­ток и др; при увеличении дополнительно — пропорциональ­ный циркуль (см.). С древних времен широко применяют для скульптуры камень и дерево. Разнообразные по степени твердости и окраске породы камня – базальт, гранит, мрамор – обрабатываются в соответствии с их природными особенностями. Более твердые породы требуют работы крупными, малорасчлененными объемами, мягкие допускают более детальную и тонкую обработку. Первые больше подходят для монументальной скульптуры, вторые – для станковой. Выбирая материал, скульптор руководствуется его природными свойствами и их соответствием задуманному образу.


 Скульптурный портрет «царя царей» – фараона Рамзеса II из 19-й династии. Девятиметровая голова, высеченная из гранита, предположительно, являлась частью гигантского изображения фараона в полный рост. Датируют скульптуру I тыс. до н.э. Находка была сделана в храмовом комплексе Телль Баста (Tell Basta) неподалеку от Каира.


Высокая печать — один из трех основных видов печати в художественной гравюре и полиграфии, при котором печата­ющие элементы или клише лежат в одной плоскости и возвы­шаются над непечатающими.

Выставки художественные Публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. Художественные выставки — основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным…
Выставка — временный, в отличие от постоянной музей­ной экспозиции, показ художественных произведений. В. ор­ганизуется по отдельным видам искусства, по жанрам, по тех­нике исполнения; различают групповые и персональные В., по месту и времени проведения, В. работ профессиональных и самодеятельных художников.

 Большая Волга. Художественная выставка


Вышивка Распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и…
вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цвет­ными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты-ми драгоценными камнями, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (раз­новидность вышивки часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Возникнове­ние восходит к дренейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обу­словлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткаче­ства, красильного дела и т.д. Ряд народных вышивальных промыслов воз­ник во второй половине XIX в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстерская вышивка, тор­жокское золотое шитье). Народная вышивка получила вторую жизнь с помощью машинного производства.

 Вышивка на рушнике


Вязь (от древнерусск. вязати) — 1) способ формообразования орна­мента, сложное переплетение линейных элементов. 2) тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:: лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть; уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами; подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой; соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой; сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом; Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13). Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. (источник – Википедия)

1 – экслибрис; 2 – Синодик, 1659 ("написание сенадика собрано"); 3 – Русское евангелие 15 в., с сербского оригинала ("в святую и великую неделю... евангелие"); 4 – Украинская вязь ("предисловие и сказка ко..."); 5 – Грамота 14 в. болгарского царя Иоанна Шишмана. Царский титул ("Иоан Шишман. В Христа благоверны и царь и самодержец всем българом и грьком"); 6 – Новгородское евангелие 16 в. ("от Иоанна святое благовествование"). Подробнее о ВЯЗИ здесь - http://www.rbardalzo.narod.ru/4/viaz.html - Вязь древнерусская
 
Источники:

  • http://artdic.ru/index.htm словарь с картинками
  • http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&group=%c0 великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Просто чудо, а не словарь для всех любителей искусства!!!
  • Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)
  • Мир русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)
  • http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&termin=13a6cf38-15ea-406b-9396-0520a2fc4808

Комментариев нет:

Отправить комментарий