Вся
красота художественной культуры…
"Чем
больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
В
Китайская
ваза
Портлендская ваза.
Вал, валик (от лат. vallum — насыпь) — деталь
обрамления, архитектурный облом с выпуклым изгибом. В поперечном сечении представляет
полукруг или четверть круга; то же, что торус.
4 - вал,
5, 6 - четвертной вал (прямой и обратный)
в живописи и графике оттенок тона, выражающий
(во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени.
Термин "валер" служит для обозначения каждого из оттенков тона,
находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света
и тени в пределах какого-либо цвета Применение системы валера позволяет тоньше
и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и
богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов (произведения
крупнейших колористов — Д. Веласкеса, Я. Вермеера. Ж.Б.С. Шардена, К. Коро,
В.И. Сурикова, И.И. Левитана и др.).
Ж.-Б. Шарден. Прачка 1730-е г.
Вариант (фр. variante, от лат. varions — изменяющийся)
— в изобразительном искусстве обозначение работы, сходной с другим
произведением того же автора на ту же тему. В. повторяет основной замысел
соответствующей ему работы, но может существенно отличаться от нее в выражении
этого замысла. Ср. Дублет; Реплика, Повторение.
Ваяние — скульптура (см.); процесс создания скульптурных
произведений (производное: ваятель — скульптор). В первоначальном значении В.
— произведение скульптуры из твердых материалов; в широком смысле — скульптура
в целом, включая клепку (см).
1) Искусство создания скульптурных изображений, малоупотребительный синоним понятия скульптура. Скульптура (от латинского sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических…
1) Искусство создания скульптурных изображений, малоупотребительный синоним понятия скульптура. Скульптура (от латинского sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических…
Скульптур Девы Марии на острове Марии
Ведута (от
итальянского veduta – «увиденная» или от латинского videre – «видеть») Жанр
европейской живописи эпохи Возрождения, представляющий собой картину, рисунок
или гравюру с изображением городского пейзажа (обычно топографически точного).
Сложился в 18 в. в Венеции. Своим рождением этот оригинальный…
в истории искусства: произведение пейзажного жанра, точно передающее вид определенной местности или города. Термин сложился в XVIII в. и применяется к искусству этого времени.
в истории искусства: произведение пейзажного жанра, точно передающее вид определенной местности или города. Термин сложился в XVIII в. и применяется к искусству этого времени.
Махаев М.И. Вид на Фонтанку . 1753 г.
Великоустюжское чернение по серебру (от
названия города Великий Устюг) Русский народный художественный промысел,
сложился в XVII веке в Великом Устюге. Изготовлялись серебряные табакерки,
портсигары, подстаканники, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью,
тщательно украшенной...
...русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М.М. Климщин, А.И. Мошнин и др.); в XIX в. — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах темного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и других изделий (мастер М.И. Кошков). К началу XX в. промысел заглох. В 1929 г. началось его возрождение, с 1933 г. работает артель, а с 1960 г. — фабрика "Северная чернь". Изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.
...русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М.М. Климщин, А.И. Мошнин и др.); в XIX в. — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах темного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и других изделий (мастер М.И. Кошков). К началу XX в. промысел заглох. В 1929 г. началось его возрождение, с 1933 г. работает артель, а с 1960 г. — фабрика "Северная чернь". Изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.
Блюдо. Великоустюжское чернение
Венец
(старослав. венецъ — от вить) — в деревянной архитектуре славян четыре
связанных по углам бревна, образующих один горизонтальный ряд сруба — клети. http://www.pravoslavie.ru/put/3708.htm
- здесь - Деревянная церковная архитектура
Успенская
церковь села Космозеро. Шатер состоял из продолжения сруба, но каждый следующий
венец делался меньше предыдущего, совокупность венцов образовывала
пирамидальную форму.
Венециановская школа (по
фамилии основателя А.Г. Венецианова) Группа российских живописцев 2-й четверти
19 века, учеников выдающегося русского художника Алексея Гавриловича
Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии.
Начало... педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу
1810—1820-х г. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник
обучал по частной инициативе; Петербургская академия
художеств не предоставила ему официального права преподавания. Из
Венециановскои школы вышли мастера
портретной, пейзажной, жанровой, интерьерной живописи
А.А. Алексеев (1811-1878 г.). Н.С. Крылов (1802-1831 г.), Е.Ф. Крендовский
(1810—1870-е г.), К.А. Зеленцов (1790-1845 г.), Л.К. Плахов (1810-1881 г.), Г.В. Сорока (1823-1864 г.), А.В. Тыранов
(1808-1859 г.),
А.Л. Мокрицкий (1810-1870 г.),
С.К. Зарянко (1818-1870 г.)
и целый ряд других значительных художников.
Творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап
в становлении реализма в русском искусстве
1-й половины 19 века.
Крылов
Н.С. Русская зима. 1827 г.
Венецианская школа живописи Одна из главных
итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для
этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие
колористические решения, углубленное владение пластически выразительными
возможностями масляной живописи. Выделяют следующих ярких представителей школы:
Паоло Венециано
Лоренцо Венециано
Стефано ди Сант Аньезе Донато Венециано
Катарино Венециано Семитеколо, Никколо Альбереньо, Якобелло Николо ди Пьетро
Якобелло дель Фьоре Джамбоно, Микеле
Дзанино ди Пьетро Якопо Беллини
Антонио Виварини
Бартоломео Виварини Джентиле Беллини
Джованни Беллини
Антонелло да Мессина Карло Кривелли
Альвизе Виварини
Ладзаро Бастиани
Карпаччо Чима да Конельяно
Тициан Джорджоне Пальма Веккио
Лоренцо Лотто
Себастьяно дель Пьомбо Якопо Бассано
Тинторетто Паоло Веронезе
Беллини Я. Мадонна с младенцем. 1465 г.
Венецианское стекло (от
названия города Венеция) Художественные, большей частью выдувные сосуды,
зеркала, бусы и другие изделия, нередко с налепным декором, производство
которых началось в 13 веке на острове Мурано близ Венеции. Начало производства
изделий из… из венецианского стекла связывается с 1291 годом, когда на
острове Мурано в Венецианской лагуне поселили мастеров-стекольщиков, которым
под страхом смерти для них самих и членов их семей запрещалось покидать остров.
Сначала выпускались изделия исключительно из цветного стекла, готической формы,
с росписями и эмалями. С середины 16 века форма сосудов меняется, преобладают
изящные бокалы и вазы, их украшают филигранью (в стеклоделии это стеклянные
нити, введенные в стеклянную массу), кракелажем (узором из трещинок).
Филигранная
техника. Филигранное стекло получают из двух слоев прозрачного стекла с
филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении.
Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как
правило, воздушная капля.
Вензель (от
польского wezel - узел) Начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества
какого-либо лица, писанные вязью, либо же переплетающиеся между собою и
образующие узор. Изображение начальных букв названий учреждений, учебных
заведений и т.п. на форменной...
переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. В. может быть украшен короной, венком и т. д.
переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. В. может быть украшен короной, венком и т. д.
Вензель «Алла Воронцова»
Венок — Орнамент, выполненный в виде окружности из
разнообразных растительных элементов, таких как: цветочные переплетения, лиственные
детали, фрукты. Часто орнамент сопровождается лентами. «Венок» применяется в
качестве декоративного украшения при оформлении интерьера и изготовлении
мебельных изделий. Орнамент в стиле классицизм и ампир, происходящий от
античного украшения.
Венок
Веризм (по-итальянски
il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) Реалистическое направление в
итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. В
изобразительном искусстве веризм характеризуется интересом к жизни крестьян и
рабочих, значительными… значительными социально-критическими тенденциями, а
вместе с тем пессимистическим, порой пассивно-натуралистическим восприятием
действительности (живописцы Ф.П. Микетти, Дж.
Пеллицца да Вольпело; скульпторы Вела, Джемито).
Дж. Пеллицца да Вольпело. Четвертая власть
Веранда (от инд. — veranda) — крытый, застекленный
балкон вокруг дома или одной из его стен.
Вернисаж (от
французского vernissage, буквально - покрытие лаком) Торжественное открытие
выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица (художники, деятели
культуры и искусства и т.п.). В речах художников, критиков, представителей
общественности и связанных с искусством учреждений…
закрытый просмотр выставки, в котором участвуют лишь специально приглашенные лица (художники, критики), или первый день открытия выставки для широких масс зрителей. Название это пошло от распространенного некогда у французских художников обычая покрывать картины лаком накануне открытия выставки в присутствии приглашенных лиц.
закрытый просмотр выставки, в котором участвуют лишь специально приглашенные лица (художники, критики), или первый день открытия выставки для широких масс зрителей. Название это пошло от распространенного некогда у французских художников обычая покрывать картины лаком накануне открытия выставки в присутствии приглашенных лиц.
Вестибюль (фр. vestibule) — большое помещение перед
входом в главную внутреннюю часть здания.
Вздутия — ущербность лицевой
стороны иконы, выражающаяся характерным отслаиванием левкаса и покрывающего его
красочного слоя.
Видео-арт (от
английского video-art - видео-искусство) Направление в изобразительном
искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности
видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Видео-арт (в отличие,
например, от музыкальных клипов... на телевидении, трейлеров компьютерных
игр, телевизионной рекламы или заставок MTV)
не является только коммерческой деятельностью, обычно ориентирован на показ в
пространстве искусства — музеях, галереях и
т.п. и зачастую рассчитан на подготовленного зрителя. Такие особенности
массовой видеокультуры, как шокирующий видеоряд, экстремальный монтаж,
концептуальный сюжет
и спецэффекты не являются приоритетными для видео-арта и могут служить, наряду
с другими средствами, лишь способом достижения художественной цели.
Видео –
арт
Виды сводов Свод
(греч. apsis; от hapto — «сводить, соединять, связывать») — в архитектуре —
криволинейное перекрытие стен, столпов, пилонов. Кирпичи трапециевидной формы держатся в
цилиндрических сводах сами собой благодаря возникающему в криволинейной
конструкции боковому распору: чем сильнее давление свода, тем мощнее распор и,
следовательно, сжатие, прочность конструкции.
Свод церкви
Византийский антик Византийские
произведения пластики, принадлежащие периоду ранневизантийского искусства
IV—VII в. Отличительная особенность - античный стиль изделия. Неправильная
оценка как формы этих предметов, так и их рельефных украшений были причиной
долгих заблуждений относительно них. В самом деле, они сохраняют строгие формы
позднеантичных… сосудов. Пример византийского антика - блюда из серебра с
героями греческой мифологии - резвящиеся дельфины, Аякс и Одиссей, Минада и
Силен, пастух с козами и другие сюжеты,
традиционные ради античного стиля. Эти предметы получили в науке название
«византийский антик» (от слова «античность»). Такое понятие ввел в 1929 г. Л.
Мацулевич.
Мелеогр и Аталанта после охоты на зайцев. 7 век н.э.
Византийский стиль — стиль мебели и
интерьера, который зародился в конце 4 столетия после распада Римской
империи и начала Византийской эпохи. В оформлении интерьера наблюдается
постепенный «отход» от античных мотивов и переход к роскоши и богатству. Для
изготовления византийской мебели использовали только самые дорогие материалы.
Преобладает золотая и позолоченная инкрустация на стенах и предметах мебели.
При меблировке византийских помещений превалирующую роль играли также шелковые
ткани с разнообразными узорами, производившиеся местными мастерами. Из этих дорогих тканей изготавливали
занавески, покрывала, подушки для диванов, стульев, кресел и кушеток. Часто в
предметах мебели можно обнаружить различные вставки, сделанные из слоновой
кости, а также драгоценные металлы и камни, изящно встроенные в мебель.
Некоторые разновидности мебельных изделий делались полностью из золота или
серебра.
Стул
византийского стиля
Викторианский стиль (по-английски
Victorian style, от имени королевы Виктории) Условное название длительного
периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами
правления королевы Виктории (1819-1901 г.) и принца-консорта (по-английски... consort
- супруг) Альберта (1819-1861 г.). Виктория стала королевой в 1837 г. Это
редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и
оказалось для Англии дорогой в XX столетие. Оно характеризовалось
"балансированием между традициями и реформами" в экономике и
политике, что отразилось на развитии искусства.
Англичане называют этот период кратко: "victorianism" и считают, что
в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем,
вообще характерно для "английского стиля".
Здание в
Викторианском стиле
Вимперг (нем. Wimperg) — высокий остроконечный
декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.
Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг
обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом.
По-русски это звучит – щипец.
Вимперг
храма в готическом стиле
Виньетка (от
французского vigne - виноград) Небольшое, композиционно завершенное графическое
изображение предметного или сюжетно-тематического характера (часто с
символическим или аллегорическим значением) или орнаментальная композиция,
помещаемая на внешних… элементах книги или особых ее страницах (титульных,
концевых)… в книжной графике: небольшая композиция декоративного назначения
(орнаментальная или изобразительная). Обычно В. используют в качестве заставки
или концовки (см.).
Виньетки в книжной графике
Витраж (от
французского vitrage или от латинского vitrum - стекло) Орнаментальная или
сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, цветного или
подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных,
дверных проемов, перегородок, световых…
произведение декоративного искусства, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проема в архитектурном сооружении. В., широко распространенные в готических соборах XIII—XV вв. (см. Готика), состояли из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Изображения наносились сначала непрозрачной коричневой краской (предназначенной для контуров и других линейных элементов) и просвечивающей серой; с XIV в. дополнительно применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. В XX в. распространилось производство В. из бесцветного стекла.
1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах и т.п., скрепленные свинцовыми перемычками и дополненные росписью; 2) картина или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла.
В строительной практике витражом также называется сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Декоративную обработку для витражей ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материтальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.
произведение декоративного искусства, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проема в архитектурном сооружении. В., широко распространенные в готических соборах XIII—XV вв. (см. Готика), состояли из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Изображения наносились сначала непрозрачной коричневой краской (предназначенной для контуров и других линейных элементов) и просвечивающей серой; с XIV в. дополнительно применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. В XX в. распространилось производство В. из бесцветного стекла.
1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах и т.п., скрепленные свинцовыми перемычками и дополненные росписью; 2) картина или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла.
В строительной практике витражом также называется сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Декоративную обработку для витражей ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материтальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.
Россия. Санкт- Петербург. Витраж Исаакиевского
собора
Витрувианский человек (от
имени римского архитектора Витрувия (Vitruvius)) Знаменитый рисунок,
сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно
в 1490 году и помещенный в одном из его журналов. На нём изображена фигура
обнажённого мужчины в двух наложенных одна... в двух наложенных одна на другую позициях: с
разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведенными
руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют
каноническими пропорциями. Рисунок написан
пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисункаИзображение на
плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует
в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения
качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). В настоящее время
находится в коллекции галереи Академии в Венеции. Рисунок является одновременно научным трудом и
произведением искусства, также он служит
примером интереса Леонардо к пропорциям. В соответствии с сопроводительными
записями Леонардо, он был создан для определения пропорций
(мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского
архитектора Витрувия (Vitruvius).
Леонардо
да Винчи. Рисунок
Вклейка — в художественном оформлении книги: репродукция
или гравюра, исполненная отдельным оттиском; вклеивается между страницами.
Полиграфическое качество В. бывает обычно выше иллюстраций в тексте.
Владимиро-суздальская школа (12
— начало 13 века.) Одна из наиболее значительных местных школ древнерусского
искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый
расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине... 12 в.
Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность ее искусства определилась в значительной мере борьбой
владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес
киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и
нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской
школы (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых
форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются Галицкие и
западноевропейские мастера.
Искусство Владимиро-Суздальской школы
призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на
торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со
склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий
этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным
мотивам в скульптуре.
Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Мастерское владение пропорциями, тонко
развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного
дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и легкой церкви
Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197 г.)
«В материале» — скульпторы так говорят о законченном
произведении, исполненном автором в твердом материале — камне, металле,
дереве и пр., в отличие от временных недолговечных материалов — глины, гипса.
Скульптура «в материале» противопоставляется скульптуре из глины, пластилина,
воска (или гипсовой отливке) как предварительной, начальной стадии работы (ср.
Высекание).
Водомет — в древнерусской архитектуре деталь для отвода
дождевой воды с карниза на землю. Остатки каменных водометов известны только в
памятниках владимиро-суздальской архитектуры. В Успенском и Рождественском
соборах Владимира, а также в Боголюбском соборе были выявлены обломки
белокаменных желобов, как гладких, так и покрытых резьбой Резьба имела
растительный характер, но были также изображения животных и людей. Судя по
обломкам, желоба первоначально, видимо, состояли из двух частей — верхней и
нижней — и выполняли функции труб. Следы гвоздей и патина свидетельствуют, что
водометы бывали иногда окованы золоченой медью. В Дмитриевском соборе найден
водомет без резьбы; это каменный блок длиной 70 см, в сечении 22 х 25 см, с полукруглым желобком
глубиной 7 см.
Подробнее здесь http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
Водомет Рождественского
собора во Владимире. По Н.А. Артлебену
Воздушная перспектива (рисунок карандашом)
Возрождение (по-французски
Renaissance, по-итальянски Rinascimento) В истории культуры стран Западной и
Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре
нового времени (приблизительные хронологические границы Возрождения: в Италии —
14—16 в., в других…
Возрождение. Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождение) — эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV—XVI вв. В своей классической форме культура В. развивалась в городах Северной и Средней Италии, являвшихся крупнейшими торговыми и промышленными центрами, опираясь на памятники античного искусства (см.), в большом количестве сохранившиеся на территории Италии. Термин «В.» означает возрождение традиций античной культуры.
Возрождение. Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождение) — эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV—XVI вв. В своей классической форме культура В. развивалась в городах Северной и Средней Италии, являвшихся крупнейшими торговыми и промышленными центрами, опираясь на памятники античного искусства (см.), в большом количестве сохранившиеся на территории Италии. Термин «В.» означает возрождение традиций античной культуры.
Рафаэль
Санти. Автопортрет. 1506. масло по дереву. Флоренция. Галерея Уффици. Рафаэль
Санти (1483 – 1520) - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна
подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность
композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета.
Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало
Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен.
Возрождение в Северной Европе Северное
Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы:
Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Выдающиеся представители
— Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным
духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
А́льбрехт Дю́рер. Праздник венков из роз. Масло, тополёвая доска (1506). А́льбрехт Дю́рер (1471 – 1528) – гениальный
немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером
ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди
североевропейских художников.
Вологодское кружево (от
названия города Вологда, кружево - от "окружать") Особенное явление в
народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота
линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное
своеобразие. О вологодском кружеве сложены... стихи и песни, созданы
фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево
известно по всему миру, долгое время оно олицетворяет славу русского кружева.
... один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области России. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решетки" ("сцепная" техника). Вологодское кружевоплетение восходит к XYI—XVII вв., но как промысел сложилось в первой четверти XIX в. В 1930 г. был образован Вологодский кружевной союз, в 1968 г. — организовано Вологодское кружевное объединение "Снежинка". Изготовляются мерные кружева, покрывала, занавеси, салфетки, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников А.А. Кораблевой, М.А. Гусевой и др.
... один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области России. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решетки" ("сцепная" техника). Вологодское кружевоплетение восходит к XYI—XVII вв., но как промысел сложилось в первой четверти XIX в. В 1930 г. был образован Вологодский кружевной союз, в 1968 г. — организовано Вологодское кружевное объединение "Снежинка". Изготовляются мерные кружева, покрывала, занавеси, салфетки, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников А.А. Кораблевой, М.А. Гусевой и др.
Вологодское кружево
Волюта (лат. voluta — букв, завиток, спираль) — 1)
архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Является характерным элементом
античной эолийской, ионической и коринфской капители; 2) в искусстве
Ренессанса, классицизма и барокко — часть орнамента и архитектурной детали
кронштейна.
Волюта
Вортицизм (по-английски
vorticism) Течение в изобразительном искусстве начала ХХ столетия в Англии,
близкое к футуризму. Вортицизм представлял собой исключительно английское
культурное явление, английским модернизмом, и в равной степени противостоял
как… импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей
вортицистов был английский художник Роджер Фрей (по-английски Roger Fry),
проложивший им дорогу своими выставками «Моне и пост-импрессионизм» в 1910 году
и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских
художников» в 1912 году. Известные художники - вортицисты:: Дэвид Бомберг
Джессика Дисмор Джейкоб Эпстайн
Анри Годье-Бжеска Элвин Лэнгдон Кобурн (фотограф) Перси Уиндхем Льюис Эзра Паунд Уильям Робертс
Эдуард Уодсворт
Доротея Шекспир
Уильям
Робертс. Бедная семья
Икона. Спаситель. Энкаустическая икона. 6 век.
Восковая живопись — см. Энкаустика.
Восковой способ — высококачественный
способ отливки скульптурных произведений, при котором форму (см.), снятую со
скульптуры, покрывают изнутри тонким и ровным восковым слоем (который
соответствует будущему бронзовому слою) и заполняют огнестойкой массой. На
сильном огне воск целиком вытапливается; вместо него в форму вливают расплавленный
металл и дают ему остыть; удалив затем форму и огнестойкую сердцевину, получают
полую внутри бронзовую отливку, точно передающую скульптуру, вплоть до малейших
деталей.
Восьмерик (от древнерусск. осмъ — восьмой) — в
архитектуре славян восьмиугольное в плане здание, перекрытое шатром или куполом,
иногда устанавливается на четырехугольное основание ("восьмерик на
четверике").
Россия. Торжок. Старо-Вознесенская
деревянная церковь – памятник древности, представляющий собой исключительную
архитектурную ценность; одна из самых значимых старинных построек Торжка,
занимающая особое место среди достопримечательностей города. Когда и кем она
построена, неизвестно. Впервые о ней упоминается в «Писцовой книге» Потапа
Нарбекова в 1625 году. Освящена 6 марта 1653 года.. Её освятили в честь
Тихвинской иконы Божией Матери. Деревянная Вознесенская церковь стоит на
окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Основу композиции
здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три
постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной
главой. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада - прямоугольная в
плане трапезная и крыльцо. Четверик и все три восьмерика внутри открыты до
самого верха. (источник http://zamok.druzya.org/lofiversion/index.php/t8367.html
)
Вохра
(охра)
— природная краска желтого или красного цвета. Вохрой покрывали лица святых на
иконах. Вохрить — красить или натирать сухой вохрой.
Вохрение (от
древнерусского вохра — охра) Термин русского иконописания, используемый для
обозначения процесса послойного нанесения вохры (современное слово - охра) с
добавлением белил, обладающей гаммой землистых оттенков краски неяркого желтого
цвета при выполнении...
… охрение — в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела многократными прописками по ровному основному тону. Сам термин происходит от преобладания охры в светлых частях изображения. Употребительными приемами вохрения были плавь и отборка.
… охрение — в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела многократными прописками по ровному основному тону. Сам термин происходит от преобладания охры в светлых частях изображения. Употребительными приемами вохрения были плавь и отборка.
Икона.
Спас Вседержитель (19 в.)
Выкружка (от крутить, крутой) — деталь обрамления,
архитектурный облом с вогнутым изгибом. В поперечном сечении представляет
часть окружности, овала или эллипса.
Выкружка
Выпуклая гравюра (от
французского graver — вырезать, создавать рельеф) Один из основных видов
гравюрной техники (ксилография, линогравюра, рельефная гравюра на металле),
предназначенный для высокой печати. Все свободные от рисунка участки доски с
помощью ножей, стамесок, долот или… или резцов (штихелей)
убираются на несколько миллиметров. Рисунок, таким образом, возвышается над
фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами из
тряпки или накатывается валиком, затем к доске вручную или вертикальным прессом
равномерно придавливается бумага, в результате чего изображение переходит на
бумагу.
… высокая гравюра — один из основных видов гравюрной техники, в отличие от углубленной гравюры (см.) предполагающий печатание с самой поверхности доски. В. г. исполняют на деревянной доске умеренной твердости, краску накатывают специальным валиком; печатают вручную или под несильным давлением вертикального пресса. См. Ксилография; Линогравюра.
… высокая гравюра — один из основных видов гравюрной техники, в отличие от углубленной гравюры (см.) предполагающий печатание с самой поверхности доски. В. г. исполняют на деревянной доске умеренной твердости, краску накатывают специальным валиком; печатают вручную или под несильным давлением вертикального пресса. См. Ксилография; Линогравюра.
Берег с лодками (линогравюра, 60-е г. 20 века)
Выразительные средства живописи Это
художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура
красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и
пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со
светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и
пространственных свойств теплых... и холодных цветов. Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники
письма во многом зависят от свойств красок,
которые обусловлены степенью размельчения пигментов
и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта
(в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит;
иногда свободные от краски части основы или грунта
могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).
Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала.
Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала.
Коровин К.А. Крым. Гурзуф. 1917 г.
Выразительные средства скульптуры Выразительность
скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных
планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое.
Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных
объемах и формах, которые занимают трехмерное... пространство. Основными
эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, зрительный эффект массы и
весовых отношений; светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая
моделировка, постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста; разработка силуэта, фактура
лепки или обработка материала, сам материал,
иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Коненков С. Иисус Христос
Высекание — техника выполнения скульптуры из камня —
гранита, мрамора, известняка, песчаника и др. Высекают обычно по уже готовой
модели, повторяя отлитый в гипсе оригинал. В. очень крупных скульптур ведется
частями по разрезанной на куски модели меньших размеров. Для В. необходимы
специальные инструменты: рашпиль, скарпель, троянка, шпунт, юлина (см.),
закольник, молоток и др; при увеличении дополнительно — пропорциональный
циркуль (см.). С древних времен широко применяют для скульптуры камень и
дерево. Разнообразные по степени твердости и окраске породы камня – базальт,
гранит, мрамор – обрабатываются в соответствии с их природными особенностями.
Более твердые породы требуют работы крупными, малорасчлененными объемами, мягкие
допускают более детальную и тонкую обработку. Первые больше подходят для
монументальной скульптуры, вторые – для станковой. Выбирая материал, скульптор
руководствуется его природными свойствами и их соответствием задуманному
образу.
Скульптурный
портрет «царя царей» – фараона Рамзеса II из 19-й династии. Девятиметровая
голова, высеченная из гранита, предположительно, являлась частью гигантского
изображения фараона в полный рост. Датируют скульптуру I тыс. до н.э. Находка
была сделана в храмовом комплексе Телль Баста (Tell Basta) неподалеку от Каира.
Высокая печать — один из трех основных видов печати в
художественной гравюре и полиграфии, при котором печатающие элементы или клише
лежат в одной плоскости и возвышаются над непечатающими.
Выставки художественные Публичный,
большей частью временный, показ произведений искусства. Художественные выставки
— основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с
современным искусством, с художественным…
Выставка — временный, в отличие от постоянной музейной экспозиции, показ художественных произведений. В. организуется по отдельным видам искусства, по жанрам, по технике исполнения; различают групповые и персональные В., по месту и времени проведения, В. работ профессиональных и самодеятельных художников.
Выставка — временный, в отличие от постоянной музейной экспозиции, показ художественных произведений. В. организуется по отдельным видам искусства, по жанрам, по технике исполнения; различают групповые и персональные В., по месту и времени проведения, В. работ профессиональных и самодеятельных художников.
Большая Волга. Художественная выставка
Вышивка Распространенный
вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются
ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других
материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также
бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и…
вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты-ми драгоценными камнями, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Возникновение восходит к дренейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Ряд народных вышивальных промыслов возник во второй половине XIX в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстерская вышивка, торжокское золотое шитье). Народная вышивка получила вторую жизнь с помощью машинного производства.
вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты-ми драгоценными камнями, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Возникновение восходит к дренейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Ряд народных вышивальных промыслов возник во второй половине XIX в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстерская вышивка, торжокское золотое шитье). Народная вышивка получила вторую жизнь с помощью машинного производства.
Вышивка на рушнике
Вязь (от древнерусск. вязати) — 1) способ
формообразования орнамента, сложное переплетение линейных элементов. 2) тип
письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются
в непрерывный орнамент. Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными
приёмами при работе вязью являются:: лигатура: соединение двух или нескольких
букв, имеющих общую (слившуюся) часть; уменьшение отдельных букв и
распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами; подчинение:
написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом; Приёмы эти в значительной
части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение
они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма
при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею
писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у
русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно
заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок,
завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко
трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
(источник – Википедия)
1 –
экслибрис; 2 – Синодик, 1659 ("написание сенадика собрано"); 3 –
Русское евангелие 15 в., с сербского оригинала ("в святую и великую
неделю... евангелие"); 4 – Украинская вязь ("предисловие и сказка
ко..."); 5 – Грамота 14 в. болгарского царя Иоанна Шишмана. Царский титул
("Иоан Шишман. В Христа благоверны и царь и самодержец всем българом и
грьком"); 6 – Новгородское евангелие 16 в. ("от Иоанна святое
благовествование"). Подробнее о ВЯЗИ здесь - http://www.rbardalzo.narod.ru/4/viaz.html
- Вязь древнерусская
Источники:
- http://artdic.ru/index.htm словарь с картинками
- http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&group=%c0 великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Просто чудо, а не словарь для всех любителей искусства!!!
- Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)
- Мир русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)
- http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&termin=13a6cf38-15ea-406b-9396-0520a2fc4808
Комментариев нет:
Отправить комментарий