Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
Обряд венчания. Итальянская
фреска в стиле а секко
Абака, абак (фр. abaque от греч abakos, лат. abacus — доска) — в
архитектуре верхняя часть капители дорического ордера, колонны,
пилястры, представляющая собой квадратную
плиту, которая принимает на себя тяжесть архитрава. В более широком значении —
верхняя часть капители вообще. Простейшая форма абаки характерна для
архитектуры Древнего Египта и для дорического ордера. Абака ионической капители
украшена резьбой по краю; абака капители коринфского и композитного ордеров
имеет вогнутую в плане форму и срезанные углы. Для средневекового искусства
характерно большое разнообразие и сложность профилей абаки.
Абрамцево (И. Репин, 1980 г.)
Блюдо.
Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцевский (Мамонтовский)
художественный кружок, Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка (Мамонтовский
кружок) Неформальное общество, состоящее из творческой русской
интеллигенции: музыкантов, театралов, художников, ученых. Зародился в Риме в
1872 году. В это время видный меценат и предприниматель И.С. Мамонтов
познакомился с русскими...
Пример абриса, выполненного Леонардо Да Винчи
Абстрактное искусство Возникло
как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в
искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—1913 первые
его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.В.
Кандинский и П. Клее, парижские «арфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия,
чех...
Направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. А. как программное направление возник в начале 10-х гг. XX века почти одновременно в нескольких странах Европы.
Характеризуется сложностью восприятия художником окружающего мира. Абстрактное искусство реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов, соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Поскольку абстрактное искусство не изображает реальной действительности, его иногда именуют "беспредметным".
Абстракционизм появился в недрах кубизма, футуризма и дадаизма, далеких от реальности, но, тем не менее, сохранявших с ней какую-то связь, которую окончательно устранил. Как направление в искусстве абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке. Позднее абстракционизм развивался по трем основным направлениям.
Первым следует назвать направление, возникшее на основе искусства художников В. Кандинского, К. Малевича и голландца П. Мондриана, которые использовали идею четких геометрических композиций. К нему примыкает и относящийся к 1960-м годам так называемый "оп-арт".
Произведения второго направления абстракционизма отличаются содержащимися в них незначительными элементами, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности, но в целом воспринимаются как малопонятные или совсем непонятные для уяснения. Сюда можно отнести того же В. Кандинского и его товарища по "Синему всаднику" Пауля Клее.
Самым известным и впечатляющим явилось третье направление абстракционизма, основной чертой которого был абсолютный отказ от возможности осознанного восприятия изображенных сюжетов. Художники стремились к выражению своих чувств и совершенно не придавали значения тому, как и посредством чего эти чувства будут запечатлены. Их полотна представляют собой живопись, состоящую из неопределенной формы цветовых пятен, нарочитых мазков, вызывающих ощущение как бы неопрятно наложенных слоев краски. Плоскость картины превращается в объект разного рода экспериментов, направленных, прежде всего, на привлечение внимания зрителя с целью заинтриговать его необычностью исполнения и некой таинственностью. Расцвет абстрактного искусства падает на середину XX века.
Различают две линии А.: геометрической абстракции, основанной на правильных, четко очерченных конфигурациях, и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм.
Другие названия А.: беспредметное искусство, нон-фигуративное искусство, абсолютное искусство, абстрактное искусство.
Направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. А. как программное направление возник в начале 10-х гг. XX века почти одновременно в нескольких странах Европы.
Характеризуется сложностью восприятия художником окружающего мира. Абстрактное искусство реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов, соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Поскольку абстрактное искусство не изображает реальной действительности, его иногда именуют "беспредметным".
Абстракционизм появился в недрах кубизма, футуризма и дадаизма, далеких от реальности, но, тем не менее, сохранявших с ней какую-то связь, которую окончательно устранил. Как направление в искусстве абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке. Позднее абстракционизм развивался по трем основным направлениям.
Первым следует назвать направление, возникшее на основе искусства художников В. Кандинского, К. Малевича и голландца П. Мондриана, которые использовали идею четких геометрических композиций. К нему примыкает и относящийся к 1960-м годам так называемый "оп-арт".
Произведения второго направления абстракционизма отличаются содержащимися в них незначительными элементами, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности, но в целом воспринимаются как малопонятные или совсем непонятные для уяснения. Сюда можно отнести того же В. Кандинского и его товарища по "Синему всаднику" Пауля Клее.
Самым известным и впечатляющим явилось третье направление абстракционизма, основной чертой которого был абсолютный отказ от возможности осознанного восприятия изображенных сюжетов. Художники стремились к выражению своих чувств и совершенно не придавали значения тому, как и посредством чего эти чувства будут запечатлены. Их полотна представляют собой живопись, состоящую из неопределенной формы цветовых пятен, нарочитых мазков, вызывающих ощущение как бы неопрятно наложенных слоев краски. Плоскость картины превращается в объект разного рода экспериментов, направленных, прежде всего, на привлечение внимания зрителя с целью заинтриговать его необычностью исполнения и некой таинственностью. Расцвет абстрактного искусства падает на середину XX века.
Различают две линии А.: геометрической абстракции, основанной на правильных, четко очерченных конфигурациях, и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм.
Другие названия А.: беспредметное искусство, нон-фигуративное искусство, абсолютное искусство, абстрактное искусство.
Кандинский В.
Композиция. 1923
Вильям де Кунинг. Поздняя
живопись
Риопель
Ж.П. Большая композиция
Авангардизм (по-французски
avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) Это тенденция отрицания
исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и
путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет
свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода...
Понятие, определяющее экспериментальные, новаторские начинания в искусстве XX в. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления, к примеру, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества.
Понятие, определяющее экспериментальные, новаторские начинания в искусстве XX в. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления, к примеру, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества.
Филонов П.Н.
Колхозник. 1931
Авантитул
и титульный лист издания произведений Г. Лоуренса
Автография (гр. autos — сам и grapho — пишу, рисую) — (устар), способ выполнения автолитографии, исполнения художественной литографии (ср. Автолитография),
при котором художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной —
автографской бумаге, и лишь затем рисунок механическим путем переносится на
камень. Работая в технике автографии, можно рисовать, не применяя зеркального
изображения. Кроме того, литографии доступны любые зарисовки с натуры.
Фотография
литографского камня и литографии
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен
Автотипия (от гр. autos — сам и typos — отпечаток) — см.
Репродукция.
Автоцинкография (от гр. autos — сам и grapho — пишу, рисую) — редкая
техническая разновидность выпуклой гравюры.
Мальцев В.Р. Дворик в г. Гагарин, 1979г.,
50х65, автоцинкография
Агитационное искусство — некоторые виды изобразительного искусства (плакат,
карикатура, лубок и пр.), содержанием которых являются
общественно-политические идеи. Своими корнями А. и. уходит в Древний Рим,
важное значение имело во время Великой французской революции 1789— 1794 гг. В
России наибольшее распространение А. и. получило в начале XX в.: в годы
революции 1905—1907 гг. и 1-й мировой войны активно развивалась политическая
графика, а после Октябрьской революции 1917 г. А. и. приобретает комплексный характер
(план монументальной пропаганды, «Окна РОСТА», политический агитационный
фарфор, красочное оформление агитационных поездов, массовых шествий, городская
иллюминация и пр.)
Кукрыниксы. Беспощадно
разгромим и уничтожим врага! Плакат
Руины Римской агоры
Адам (Adam —
"человек", от др.-евр. adama — земля) — имя первого человека на
Земле. Древнееврейское слово "adam" означает также "красный".
Образы Адама и Евы в изобразительном искусстве являются отголосками древнейших символов
разъединения Мира на две половины и утраты начальной мировой гармонии в самом акте
Творения и после него (Ева изображается выходящей из тела Адама, когда он
спит).
Согласно библейскому рассказу, вставленному в Книгу Бытия первым (Быт. 1:26—131), Адама и его жену (см. Лилит) Бог сотворил одновременно на шестой день из "праха земного" и вдохнул в них жизнь. Традиционное изображение этого сюжета — летящий в небесах Бог Отец в сопровождении Ангелов, мимолетным прикосновением руки передающий жизнь первому человеку. Именно так изобразил эту сцену Микеланжело в росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Сцену "Сотворение Адама" художник поместил четвертой по счету от алтарной стены, он написал ее одной из последних, в полную мощь своего дарования, с невероятной силой и свободой развернув в пространстве две главные фигуры: Господь Бог — Саваоф, стремительно пролетая в воздухе, в окружении Ангелов, едва касается указательным пальцем руки Адама, и тот оживает, хотя тело его еще погружено в сон. Художник использовал в этой сцене средневековый мотив: "рука Бога", символизирующая силу Творения. Удивительна красота обнаженного тела Адама — мощная фигура атлета с прекрасно развитой мускулатурой, сила которой скована, поворотом головы и вялым движением руки выдает момент пробуждения. Микеланжело оставил нам литературное толкование созданного им образа: "На днях я закончил сцену сотворения человека. Обнаженный, он почти распростерт на голой земле, а парящий в небесах Создатель вдыхает в него жизнь, касаясь Своей дланью... Пленен с рожденья красотой земной
И высшее в том вижу назначенье...
Кто создал целое, тот сотворил любую часть.
И, выбрав лучшую из них,
Явил творенье рук своих,
Искусства дивного пленительную власть.
Протягивая руку Создателю, появившийся на свет человек, кажется, не собирается порывать с землей, из которой рожден. Новорожденный предстает перед Создателем в естественной первозданной наготе... Человек одинок. Вокруг него нет деревьев, растительности... Он силен лишь собственными мускулами и жизнью, которую был вынужден принять, дабы вырваться из небытия... Вскоре он поднимется во весь рост и начнутся его муки мученические".
Согласно библейскому рассказу, вставленному в Книгу Бытия первым (Быт. 1:26—131), Адама и его жену (см. Лилит) Бог сотворил одновременно на шестой день из "праха земного" и вдохнул в них жизнь. Традиционное изображение этого сюжета — летящий в небесах Бог Отец в сопровождении Ангелов, мимолетным прикосновением руки передающий жизнь первому человеку. Именно так изобразил эту сцену Микеланжело в росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Сцену "Сотворение Адама" художник поместил четвертой по счету от алтарной стены, он написал ее одной из последних, в полную мощь своего дарования, с невероятной силой и свободой развернув в пространстве две главные фигуры: Господь Бог — Саваоф, стремительно пролетая в воздухе, в окружении Ангелов, едва касается указательным пальцем руки Адама, и тот оживает, хотя тело его еще погружено в сон. Художник использовал в этой сцене средневековый мотив: "рука Бога", символизирующая силу Творения. Удивительна красота обнаженного тела Адама — мощная фигура атлета с прекрасно развитой мускулатурой, сила которой скована, поворотом головы и вялым движением руки выдает момент пробуждения. Микеланжело оставил нам литературное толкование созданного им образа: "На днях я закончил сцену сотворения человека. Обнаженный, он почти распростерт на голой земле, а парящий в небесах Создатель вдыхает в него жизнь, касаясь Своей дланью... Пленен с рожденья красотой земной
И высшее в том вижу назначенье...
Кто создал целое, тот сотворил любую часть.
И, выбрав лучшую из них,
Явил творенье рук своих,
Искусства дивного пленительную власть.
Протягивая руку Создателю, появившийся на свет человек, кажется, не собирается порывать с землей, из которой рожден. Новорожденный предстает перед Создателем в естественной первозданной наготе... Человек одинок. Вокруг него нет деревьев, растительности... Он силен лишь собственными мускулами и жизнью, которую был вынужден принять, дабы вырваться из небытия... Вскоре он поднимется во весь рост и начнутся его муки мученические".
Микеланжело
Буонарроти. Сотворение Адама. Деталь росписи плафона Сикстинской капеллы в
Ватикане. 1508—1512
Ажурная прорезная
береста
Мечеть Бухары
Направление
в искусстве, ориентированное на устоявшиеся художественные авторитеты, образцы
искусства античности и итальянского Возрождения. В русской Академии художеств
академизм укоренился в XIX в., вызывая сопротивление передовых
художников-реалистов, боровшихся против отгораживания искусства от современности.
Академизм – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и
основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению
классических традиций, которые превращались им в систему "вечных"
канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной
"высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и
вненациональные формы красоты, идеализировавшие классические образы, далекие
от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита,
театральностью композиций, жестов и поз. В XX в. в ряде стран академизм иногда
проявлялся в обновленных формах неоклассицизма. Художники-академисты: Жан Энгр, Поль Деларош, Александр Кабанель, Уильям Бугеро, Эжен де Блаас, Поль Жамен, Жан Жером, Жюль Бастьен-Лепаж, Ганс Макарт, Марк Глейр, Фёдор Бруни, Карл Брюллов, Александр Иванов, Тимофей Нефф, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Эмили Дежё
Карл Брюллов, Всадница, 1832
Российская Академия
художеств в Санкт-Петербурге
Акант, аканф (от
латинского acanthus - медвежья лапа) 1) Род травянистых растений, реже
кустарников семейства акантовых. Листья большей частью в виде розетки, очень
крупные, простые, чаще перистораздельные или перисторассечённые, по краям —
выемчато-колючезубчатые. Цветки в густом… Послужил изобразительной основой для элемента древнегреческого
орнамента. В дальнейшем нашел применение в форме капители коринфского ордера;
композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен
также для декора фризов карнизов.
Трансформировался в римском, готическом и ренессансном орнаментах.
Акант
Акварель (от
французского aquarelle — водянистая; итальянское acquarello) Живописная
техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде
образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого
создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых…
(от лат. aqua — вода) — «водяные краски» (обычно на растительном клее), краски, разводимые водой, красочный материал для акварельной живописи; отличается чрезвычайно тонкой растиркой твердого красящего вещества — пигмента. Различаются твердая, полумягкая и мягкая акварель.
Акварель – так же техника живописи акварельными красками, обычно — на бумаге, растворяя краски водой. Особенностью акварельной живописи является прозрачность тончайшего красочного слоя. Если же Акварель употребляется вместе с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, важнейшие качества этого материала резко меняются, приближаясь к особенностям гуаши.
Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета. В XV—XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты. В конце XIX — начале XX вв. акварель все чаше употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углем, бронзовой краской и т.д. (В.А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей импрессионизма. Современной акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приемов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "черной акварели") Кукрыниксов, Н.Н. Купреянова, Н.А. Тырсы, Д.А. Шмаринова.
(от лат. aqua — вода) — «водяные краски» (обычно на растительном клее), краски, разводимые водой, красочный материал для акварельной живописи; отличается чрезвычайно тонкой растиркой твердого красящего вещества — пигмента. Различаются твердая, полумягкая и мягкая акварель.
Акварель – так же техника живописи акварельными красками, обычно — на бумаге, растворяя краски водой. Особенностью акварельной живописи является прозрачность тончайшего красочного слоя. Если же Акварель употребляется вместе с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, важнейшие качества этого материала резко меняются, приближаясь к особенностям гуаши.
Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета. В XV—XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты. В конце XIX — начале XX вв. акварель все чаше употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углем, бронзовой краской и т.д. (В.А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей импрессионизма. Современной акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приемов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "черной акварели") Кукрыниксов, Н.Н. Купреянова, Н.А. Тырсы, Д.А. Шмаринова.
Суриков В.И. Минусинская степь. 1873, акварель
Акватинта (от
латинского aqua - вода и итальянского tinta - краска, цвет, тон, оттенок) Одна
из манер техники глубокой печати — возникла во Франции в середине XVIII в. как
средство воспроизведения на бумаге в гравюре образцов тонового рисунка тушью.
Способность создавать на плоскости гравюры тональные отношения… Вид гравюры, основанный на протравливании кислотой
металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль.
Акватинта создает эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для
цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая
его игрой тональных и фактурных оттенков.
Шурыгина Елена. Борщевик. 2005.
Офорт, акватинта
Акватипия (от
латинского aqua — вода и греческого typos — отпечаток) Печатание
изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной
краской. Оттиски напоминают акварель. Одной из простейших графических техник
считается монотипия. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой… техническая разновидность гравюрной печати, основанная
на применении водяной краски. Печатание рисунков красками, не содержащими
масла. В оттиске А. часто напоминает
акварельный рисунок.
Сыров Валерий.
Возникновение. 2004, акватипия
Акведук (от лат. aquaeductus — водопровод) — в древнеримской
архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в
местах понижения уровня земной поверхности. Был известен еще в архитектуре
Древнего Востока.
Этот акведук до сих пор считается самым сложным римским сооружением на
территории Испании
Акролит (от греческого akros - крайний и lithos - камень) Распространенный в эпоху античности способ выполнения статуи с применением неоднородных материалов — чаще всего мрамора (для частей тела, не закрытых одеждой) в сочетании с расписанным или позолоченным... так называют старинный способ выполнения статуи с применением неоднородных материалов — например, мрамора (для частей тела, не закрытых одеждой) в сочетании с расписанным или позолоченным деревом. Ярким примером является акролит Константина Великого, сохранившиеся фрагменты которого находятся в Риме. Техника часто использовалась для колоссальных статуй, значительно уменьшая расходы на их возведение. До наших дней от подобных статуй дошли в основном только мраморные фрагменты, поскольку деревянные части подвержены гниению, а бронза обычно изымалась охотниками за цветными металлами в темное средневековье.
Рим. Колосс
Константина, акролит
Аксессуар (от
французского accessoire или от латинского accessorius - добавочный) Принадлежность
чего-либо; вспомогательная деталь, частность, подробность, которая сопровождает
что-либо главное, сопутствует ему. Дополнительные вещи, предметы; обстановка,
околичности; знаки, признаки. Цитата: "На этих… в изобразительном искусстве: предмет второстепенного
значения, дополняющий характеристику центрального образа, способствуя
выражению замысла в целом. В портрете, например, А. можно назвать каждую из
связанных с центральным образом деталей интерьера или костюма.
Акционизм
Алебастровые
изделия – декоративные предметы,
сделанные из алебастра. Алебастр - природный материал, который легко
приобретает плавные, изящные формы. Этот полупрозрачный, с разноцветными
прожилками, красивый поделочный материал прекрасно подходит для вырезания на
нем затейливых узоров и фантастических фигур. Алебастр, обычно белый, можно
резать ножом. Путем тепловой обработки приобретает вид мрамора. Алебастр легко
раскрашивать. Известен со времен Древнего Египта. В древнегреческом и
древнеримском искусстве чаще использовался мрамор. Алебастр не был там популярен,
как более мягкий и более хрупкий минерал, на котором легко остаются царапины. Алебастровые
скульптуры плохо переносят непогоду. В Средние века использовали для
изготовления церковных скульптур, переносных алтарных перегородок. В
архитектуре он всегда играл менее важную роль, чем мрамор, и используется,
главным образом, для оформления интерьера. Но с другой стороны, алебастр
эластичен, поэтому из него особенно хорошо получаются мельчайшие детали
скульптурных произведений и сувениров. Популярность вернулась к алебастру в конце
18 в. – из него стали изготовлять вазы, футляры для часов, статуэтки. Особенно
развито производство алебастровых сувениров в Италии (во Флоренции, в
тосканском городе Вольтера), в Египте.
Алла прима (от итальянского alla prima — сразу, с первого раза) Разновидность техники масляной живописи быстрыми смелыми мазками, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) сразу, за один прием или сеанс. То есть картина пишется без предварительных прописок и подмалевка, до… техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.
Ласковая Л. Белые кувшинки
Аллегория (от
древне-греческого allegoria — иносказание) Выражение отвлечённых идей
(понятий) посредством конкретных художественных образов. Как троп, аллегория
используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах
выражается определёнными атрибутами. Пример: аллегория… В изобразительном искусстве: олицетворение некоторых
отвлеченных понятий, изображение их в виде человеческих фигур, разнообразных существ
и предметов (например, изображение справедливости или правосудия в виде
женщины с весами в руках). Подобные изображения часто наделяются поясняющими
их содержание атрибутами.
Брейгель
Ян. Аллегория воздуха
Ян и Хуберт Ван Эйки. Гентский алтарь
Боутс
Дирк, створчатый алтарь. Жемчужина Брабанта
Аль фреско, А фреско, (от
итальянского al fresco - по свежему, по сырому) Техника настенной живописи
водяными красками, по свежей, сырой, подготовленной для этого обмазке
(штукатурке). Произведения, исполненные этим способом, который нельзя смешивать
с живописью по сухой штукатурке, или а-секко (от… Основная техническая разновидность фресковой
живописи, характеризующаяся исполнением по свежей известковой штукатурке (см.
Фреска). Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатурки — образующимся
на ней слоем углекальциевых соединений. Существуют два способа живописи а
фреско — без всякого связующего вещества (см.) — разведенными водой
порошкообразными красками и с применением активной гашеной извести (которая
одновременно служит и белилами). В первом случае получается легкий и
прозрачный красочный слой, напоминающий акварель, во втором — живопись
корпусная и белесоватая, близкая по свойствам к гуаши.
Фреска средокрестия. Собор святой Софии
Альфрейная роспись потолка
Ампир (от
французского empire - империя; от латинского imperium - командование, власть) Исторический
художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период
Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального
французского «Стиля Империи» узки - они ограничены, с одной... Наполеоновский Ампир
- стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика
XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма
во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических
форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного
содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не
прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Стиль в
изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре 1-й трети XIX
в. в странах Европы, завершающая фаза классицизма (см.). Истоки А. — в искусстве
Древней Греции и Рима, культуре Древнего Египта; допускалось прямое
заимствование архитектурных форм древности или использование отдельных мотивов
в оформлении интерьеров, мебели, фарфора. В России А. получил наибольшее
распространение в градостроительных ансамблях Петербурга, спроектированных К.
Росси, в ряде памятников, в монументально-декоративной пластике (фонтаны,
декор) и интерьере.
Портрет
Наполеона на троне
Черфногурная амфора
Филонов П. Аналитическое искусство
Гольбейн. Посланники
Английская акварель Живопись
акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель,
используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим
паром. Этот прием акварельной техники дает акварели глубину и создает ощущение солнечного
света и воздушной перспективы. В середине XVIII века рисование водяными
красками… В начале 19 века английские
акварелисты выработали легкую, свободную манеру. Они превосходно использовали
текучесть акварели и возможность слияния
пятен краски, положенных по влажному листу,
для создания плавного перехода между ними. Прозрачность тонкого слоя краски,
сквозь который просвечивала белая поверхность бумаги,
давала им возможность добиться красивой передачи естественного чистого цвета и световых эффектов, значительно
превосходивших обычную в те времена масляную живопись по красно-коричневому
подмалевку. Новации
Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин
большого формата, и Тёрнера, существенно
обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста (первым начал применять в
ней минеральные красители наряду с широко использовавшимися ранее
растительными), вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты
Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс,
много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов
Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис,
Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера.
Дж.Ф. Льюис. Пойманный голубь. 1864 г.
Анатомия пластическая — дисциплина специального художественного
образования, изучающая пластические свойства человеческого тела, особенности
его мускулатуры и скелета.
Ангоб (франц. engobe) — покрытие из белой или цветной
глины, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверхности и
придания ей какого-либо цвета. Ангоб обычно наносится (т.н. ангобирование)
пульверизацией или полировкой свежеотформованных высушенных или обожженных
изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной
глазури, росписью и т.д.
Богопольский Сергей. Сосуд для вина
(феста), 2009, гончарство, ангобная роспись
Андерграунд (от
английского underground - подполье) Ряд художественных направлений в
современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и
др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Понятие
андерграунда возникло в Америке и означает культуру… Искусство, возникшее в США и означающее «подпольную»
культуру, то есть противостоящую общепризнанной, господствующей в буржуазном
обществе. В России середины — конца XX в. понятие А. приобрело иной смысл, став
обозначением художников, представлявших неофициальное, не признанное властями
искусство.
Самиздат Ленинграда
Анималист (от
латинского animal — животное) Художник, график, скульптор, фотограф, в
основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в
анималистическом жанре. Это такой жанр изобразительного искусства, основным
объектом которого являются... Выдающимися
анималистами были художники XVII-XX вв. А. Кейп, П. Поттер, Р. Бонёр, А.
Бари, Э. Г.Лендсир, Б. Лилиефорс, Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, Е.А. Лансере,
С. Эрзя, В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин.
Марк Франц. Синий конь, 1911
Анималистический жанр (от
латинского animal - животное) Жанр изобразительного искусства, основным
объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре,
декоративном искусстве и графике. Анималистика сочетает в себе
естественнонаучные и художественные начала и... так называют разновидность изобразительного искусства,
посвященную изображению животных. Художника, который специализируется в этой
области, называют анималистом.
Ватагин В.А.
Медведь. 1956
Анимация (от фр.Animation — оживление, одушевление) —
технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов
создавать иллюзию движения. Наиболее популярная форма - мультипликация,
представляющая собой серию рисованных изображений. На каждом следующем рисунке
фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово
фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в
звуковой анимации или 16 кадров в секунду - в немой. Действия и эффекты,
невозможные в реальной жизни, - суть анимации. Западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение
(мультфильм), а также соответствующая технология. Компьютерная анимация —
последовательный показ (слайд-шоу) заранее подготовленных графических файлов, а
также компьютерная имитация движения с помощью изменения (и перерисовки) формы
объектов или показа последовательных изображений с фазами движения. Анимация
(сфера развлечений) — организация досуга в отелях, на корпоративных
мероприятиях, детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее
личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.
Кадр из американского мультфильма Диснеевского «Чип и
Дейл идут на помощь»
Ансамбль (фр. ensemble — вместе) — в изобразительном
искусстве: единство, стройная целостность художественного произведения. А. может
составить и группа взаимодействующих по замыслу художника произведений
различных видов искусства. взаимная согласованность, взаимосвязь, единство
частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое.
Например, архитектурный ансамбль различных зданий, ансамбль предметов
интерьера, ансамбль музыкантов.
Антаблемент (фр. entablement) — в архитектуре система верхних,
горизонтально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами. В
классической архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Антефикс (лат. antefixum, от ante — спереди и fixum — прикрепленный)
— украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом).
Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.
Античность (от лат. antiquus — древний) — совокупность
проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения
считаются образцовыми, классическими для всей европейской культуры.
Античное искусство (от
латинского antiquus — древний) Искусство античной эпохи; искусство Древней
Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась
под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство
эллинистических... искусство
высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии в I
тысячелетии до н. э. (Греция и эллинистические государства, Римская республика)
и в 1-й половине I тысячелетия н. э. (Римская империя). Источником А. и.
послужила греко-римская мифология. С эпохи Возрождения считаются образцовыми,
классическими для всей европейской культуры.
Ника
Самофракийская
Антропоморфизм (от
греческого anthropos - человек и morphe - форма) Одна из наиболее
распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение
на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа, животных или
явления и силы природы человеческих образа и... В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий
принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из
них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного
возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе
по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на
небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм
продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов
языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации
широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети,
память компьютера, диалоговая программа. Антропоморфными по своему
происхождению являются, например, термины «работа», «напряжение» и т.п., хотя
их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием
науки антропоморфизм вытесняется научным мировоззрением, хотя в некоторых
областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными
(например, в зоопсихологии). Некоторые исследователи наделяют животных
человеческими мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной
(«продолжительность жизни» частиц и пр.), технической, в частности
кибернетической, литературе антропоморфное употребление понятий (машина
«запоминает», «решает задачу» и т.п.) основано на объективном сходстве
принципов функционирования и результатов действий
человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается
различие процессов по существу.
Антресоль (от лат. solum — основание) — верхняя часть внутреннего
помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или
встроенная в объем основного этажа.
Апсида (или абси́да (лат. Absis ) (от
греческого апсидос - свод, арка) Одна из архитектурных форм. Прямоугольная,
гранёная или полукруглая ниша, которая расширяет пространство помещения,
перекрытая сводом или конхой. Основная функция абсиды в христианском храме -
завершение пространства алтаря, где... 1) полукруглый, овальный или многоугольный выступ здания, перекрытый
полукуполом; 2) восточная часть
христианского храма, в которой помещается алтарь.
Апсиды церкви
Покрова
Антресоль (от лат. solum — основание) — верхняя часть внутреннего
помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или
встроенная в объем основного этажа.
Анфас (фр. an face — буквально в лицо) — изображение портретируемого лицом к
зрителю, прямо спереди (ср. Профиль). Анфас придает торжественность изображениям
монархов, полководцев; напротив, в других случаях взгляд портретируемого,
направленный прямо на зрителя, создает атмосферу особой доверительности,
камерности.
Рокотов Ф. Портрет А.П. Струйской
Анфилада (от
французского enfilade от enfiler — нанизывать на нитку) Ряд последовательно
примыкающих друг к другу помещений в общественных зданиях, дворцах, больших
домах, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при
открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех... ряд комнат, сообщающихся друг с другом дверными
проемами, расположенными по одной оси.
Анфилада Московского Кремля
Апофеоз (от
греческого apotheosis - обожествление) 1) Первоначально у древних египтян,
а затем в эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление
государственного деятеля, героя, императора за их особые заслуги, воздавание
ему соответствующих… Видом апофеоза в современности является культ
личности — возвеличивание отдельной личности (как правило,
государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры,
государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет
многочисленные таланты
во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная
мудрость, способность предвидеть будущее,
выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В
государственных учреждениях развешивают портреты
данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения,
возводятся памятники.
В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают
приписывать замечательные человеческие
качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого
человека.
Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1827 г.
Аппликация (от
латинского applicatio - наклеивание) Это изготовление картины, рисунка,
орнамента на ткани или бумаге посредством наложения частей, фигурок, узоров или
целых картин из бумаги, ткани, листочков, соломки, бересты и других материалов.
Кусочки можно приклеить или… создания
орнаментов и изображения с помощью наклеивания, нашивания и пр. на основу
(ткань, бумага, дерево) разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань,
бумага, мех, соломка и др.) другого цвета или выделки, что придает изображению
особую рельефность. А. известна с глубокой древности и применяется у многих
народов. Тем же словом называют технику работы с А.
Калинкина С.В.
Монастырь. Аппликация из соломки
Сад
Роза Мир. Лион
Платья в
стиле Ар-деко
Ар информель (информализм) (от
французского informel - бесформенный) Направление в искусстве, возникшее во
второй половине 40-х годов ХХ века во Франции (в Париже). Обычно под этим
понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в
послевоенной Европе. Понятие… «информализм»
применимо как собирательное для многочисленных течений в абстракционизме 50-х
годов. Например, ташизм рассматривается и как категория информализма, так и
развившееся из него художественное течение. «Информализм» является столь же
ёмким понятием, как и появившаяся примерно в то же время лирическая абстракция.
Асгер Йорн. Без названия
Интерьер Ар нуво
Арабеска, арабеск (от
итальянского arabesco или от французского arabesque - арабский) 1)
Европейское название сложного средневекового орнамента, сложившегося в
искусстве мусульманских стран. Арабеска представляет собой сложный узор, в
основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на…
1)тип орнаментации, разновидность
сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений линий,
завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей. Возник на Ближнем Востоке,
в эпоху итальянского Возрождения получил распространение в европейском
искусстве; 2) причудливый орнамент только из растительных форм, в
противоположность мореске.
Мозаичная арабеска
Ступин А.В.
Арибалл (от
древнегреческого aryballos) В Древней Греции небольшой туалетный сосуд для
ароматических масел, округлый, с узким невысоким горлом и плоским поддоном,
обычно расписной. В арибалле атлеты, состязавшиеся в борьбе, хранили оливковое
масло и натирали им…тело перед
соревнованием, на спортивной площадке (палестре) и в бане
Арибалл с Родоса.
Арка (от лат. arcus — дуга, изгиб) — 1) криволинейное,
полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей)
или пролетов между двумя опорами, например, колоннами, устоями моста
(конструктивное значение); 2) элемент орнамента, характеризующий тот или иной
художественный стиль (декоративное значение). Различаются следующие типы арок:
полуциркульная, или круговая (ренессансная); пологая; приподнятая;
подковообразная (мавританская); стрельчатая (готическая); трехлопастная
(готическая); стрельчатая сжатая; круговая плоская (лучковая); трехцентровая
(коробовая); стрельчатая зубчатая; килевидная (древнерусская).
Арка Константина IV в. до н.э. Рим, Италия
Аркада (от
французского arcade) 1) Ряд
одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные
или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или
полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду… ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных
между собой: а) опирающихся на столбы или колонны; б) в сочетании с накладным
ордером. Ср. колоннада.
Аркада. Марфино.
Московская область
Арте повера
Крамской И.Н. Автопортрет
Архаика (от
греческого archaios - древний) Искусство раннего, начального этапа развития
того или иного исторического типа, направления, стиля, школы. Чаще этот термин
применяют в отношении египетского искусства начала Древнего Царства (3200-2800
г. до н.э.), искусства… в истории
искусства древнегреческое искусство, развившееся в VII—VI вв. до н. э. на
территории материковой Греции, островов Греческого архипелага, Малоазийского
побережья и Южной Италии. Искусство А. носит переходный характер — еще связанное
с предшествующим ему искусством «геометрического» стиля, оно уже вырабатывает
образы и формы, основывающиеся на греческой мифологии, которые получат затем
полное развитие в эпоху классики. В более общем значении А. — искусство ранних
периодов художественного развития, отличающееся массивностью, монументальностью
форм.
Архаический курос
Архивольт (от гр. archi — первый, главный и ит. volta — дуга) —
наружное обрамление арки.
Архитектор (от гр. architecton — главный, старший строитель) —
зодчий, руководитель всех строительных работ, автор проекта. Знаменитые
архитекторы в России: Федор Конь (1540-1606) Смоленск.
Крепость. Башня. XVI-XVII вв.; Дмитрий Ухтомский (1719-1774) Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768; Василий
Баженов (1737-1799) Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.; Матвей
Казаков (1738-1812) Петровский путевой дворец,
1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.; Осип Бове
(1784-1834) Московские триумфальные ворота, 1829 –
1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.; Федор
Шехтель (1859-1926) Самый известный памятник
московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.;
Алексей Щусев (1873-1949) Церковь Покрова
Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг., у «советов» архитектор был
востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя.
Василий Баженов (1737-1799), русский
архитектор
Архитектура (лат. architectura) — 1) зодчество, строительное
искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня
художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме
мировоззрения человека. Иногда противополагается простому строительству,
преследующему чисто утилитарные цели; 2) художественный характер постройки. Самые
ранние архитектурные сооружения обеспечивали людям лишь частичную защиту. Шатер
бедуина или вигвам индейца служили укрытием от солнца, ветра и дождя, но почти
не спасали от холода; в своем иглу эскимос находил также прибежище от диких
зверей. Но человек стремится воплотить в формах архитектуры еще и свое
стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры
является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением
архитектуры. У архитектуры есть три фундаментальных признака. Во-первых,
сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью
понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика
функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были
функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает
духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых,
гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения – его
надежность.
Архитектура будущего
Архитрав (от гр. archi... — главный + лат. trabs — балка) —
нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся непосредственно
на вертикальные колонны, столбы.
Асимметрия 1)
Отсутствие симметрии. Широко используется при описании тел, органов, структур,
распределений, логических отношений, межличностных взаимоотношений и т.д., где
наблюдается несоответствие между двумя сторонами. 2) В искусстве -
художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна
для искусства… для искусства
барокко, рококо,
романтизма;
в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости,
естественной случайности, а в искусстве стиля «модерн»
усиливает необычность и причудливость образа.
В современной архитектуре распространены свободные асимметричные планировочные
и объёмные решения, обусловленные функцией сооружений.
Олейник В. Асимметрия и диссонанс
Ассамбляж (по-французски
assemblage) Техника визуального искусства, родственная коллажу, но
использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости
как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом,
деревом, тканью... Техника ассамбляжа
стала особенно популярна в конце 1950-х годов, когда художники широко включали в живопись и скульптуру
посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Ассамбляж был
блестяще использован русскими художниками в начале XX века — Татлиным, Пуни, Родченко.
Ассамбляж
Ассоциация художников
революционной России (АХРР)
С 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение
советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке
идеологической линии государства, самой многочисленной и мощной из
творческих...
Осмеркин А. Девочка с куклой
Астрагал (отГр. astragalos — позвонок, кость) — архитектурная
деталь в форме валика с полочкой, часто дополняемая орнаментом в виде нити
стилизованных бус. Помещается между капителью и стволом колонны.
Астрагал
Атлант (от
латинского atlas - несущий) 1) В греческой мифологии, могучий титан, сын
титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии), брат Прометея, Эпиметея и
Менетия. Отец семи плеяд: Алкионы, Келено, Майи, Меропы, Стеропы, Тайгеты и
Электры (мать — Плейона… от имени
персонажа древнегреческой мифологии — титана Атланта, державшего на своих
плечах небесный свод. Вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей
балочное перекрытие; мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика,
балкон и т.д. и обычно приставленная к стене или столбам. А. известны с
античной эпохи, но получили распространение в европейской архитектуре XVII —
начала XX вв.
Атланты
Атрибут (от лат. attributum — свойство, принадлежность) —
сопутствующий герою художественного произведения постоянный отличительный
признак. Чаще всего А. применялись в произведениях на мифологические и
религиозные темы (например, Нептун обычно изображался с трезубцем).
Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — определение
подлинности художественного произведения, установление его автора (или
художественной школы), а также места и времени (датировка) его создания.
Современное искусствознание при атрибуции опирается на анализ композиции, индивидуальной
манеры мастера, техники исполнения и т.д. Атрибуция прибегает также к помощи
достижений современной физики, таких как рентгенография, инфракрасное и
ультрафиолетовое облучение, микро- и макрофотосъемки.
Атрий,
атриум (лат. Atrium, от лат. ater -
темный, черный) — 1) центральное помещение античного жилого дома с отверстием в
крыше (перекрытии) и бассейном посредине; 2) внутренний дворик с естественным
освещением.
Средняя
часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый
внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре
атрия находился очаг, а крыша над ним имела отверстие для выхода дыма, в связи
с чем стены атрия чернели от копоти - отсюда и его название. Затем вместо очага
появился четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым
оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий). В эпоху
поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского
дома. В Помпеях можно найти атрии трех типов: этрусского, тетрастильного и коринфского.
Помпеи. Классический четырехколонный - тетрастильный - атрий с
увеличенным комплювием.
На колоннах хорошо сохранилась штукатурка, а на нижней части - окраска в желтый
цвет.
Аттик
Аукцион (от
латинского auctio, буквально - увеличение, продажа с публичного торга)
Способ продажи с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном
месте предварительно осмотренных или дегустированных покупателями
индивидуально-определенных товаров (ценных бумаг, имущества предприятий,
произведений... продажа с публичных
торгов, при которой произведения искусства приобретаются лицом, предложившим за
них наивысшую цену. Наиболее крупные современные аукционные фирмы — «Сотбис»,
«Кристис» и др.
Ахроматические тона (от
греческого а - отрицательная частица и chroma - цвет: achromatic - бесцветный) Тона
(видимые излучения, свет), не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от
друга только по светлоте (яркости); цвета, лишенные цветового тона в смысле
восприятия. Ахроматические цвета характеризуются нулевыми значениями… Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т.е.
один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых,
серых, черных оттенков. Самой темной краской палитры можно считать сажу газовую. Из белых красок
наиболее светлая — цинковые белила. Все промежуточные серые тона между белым и черным можно получить, смешивая
белую и черную краски в различных пропорциях.
Если преломленный через призму луч света спроецировать на серый и черный
экраны, то на них тоже будет виден полный спектр, но все цвета будут выглядеть соответственно темнее,
особенно на черном. Таким образом, экраны с ахроматической (нецветной) окраской
— белые, серые, черные — одинаково отражают и поглощают все цвета спектра.
Фотография в ахроматических тонах
Ашканская школа (от
английского ash can - пепельница) Направление в американской реалистической
живописи первой четверти XX в., не чуждавшееся показа теневых сторон жизни
большого города, пригородов, популярных курортов, трущоб, ночных баров, злачных
мест. Движение, иногда называемое... "Школа
мусорного бака", связано с группой художников,
известной как "Восемь" (1908 г.), в которую входили Роберт Генри, Артур
Б. Давис, Морис Прендергаст, Эрнест Лосон, Уильям Глакенс, Эвереттский Шинн,
Джон Френч Слоан, и Джордж Лакс. Творчество группы "Восемь" - ашканской школы оказало заметное влияние на пути
дальнейшего развития реалистического изобразительного
искусства в США.
Прендергаст М., На пляже 1910-1913 г.
Аэрография
на автомобиле
Источники:
http://artdic.ru/index.htm словарь с
картинками
http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&termin=13a6cf38-15ea-406b-9396-0520a2fc4808
великолепный иллюстрированный словарь по
искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер.
Доступ свободный. Словарь для всех любителей искусства!!!
Изобразительное искусство. Музыка: Словарь. – М.:
Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)
Мир
русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива
А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с.
– (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)
Комментариев нет:
Отправить комментарий