Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 6 января 2013 г.

Иллюстрированный словарь по изобразительному искуству. А



Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
А


 Обряд венчания. Итальянская фреска в стиле а секко



Абака, абак (фр. abaque от греч abakos, лат. abacus — доска) — в архитектуре верхняя часть капители дорического ордера, колонны, пилястры, представляю­щая собой квадратную плиту, которая принимает на себя тяжесть архит­рава. В более широком значении — верхняя часть капители вообще. Простейшая форма абаки характерна для архитектуры Древнего Египта и для дорического ордера. Абака ионической капители украшена резьбой по краю; абака капители коринфского и композитного ордеров имеет вогнутую в плане форму и срезанные углы. Для средневекового искусства характерно большое разнообразие и сложность профилей абаки.
  


 Абрамцево (И. Репин, 1980 г.)


 Блюдо. Абрамцево-кудринская резьба



 Пример абриса, выполненного Леонардо Да Винчи


Абстрактное искусство Возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—1913 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.В. Кандинский и П. Клее, парижские «арфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех...
Направление в ис­кусстве XX в., в котором произведение выстраивается иск­лючительно из формальных элементов: линия, цветовое пят­но, отвлеченная конфигурация. А. как программное на­правление возник в начале 10-х гг. XX века почти одновременно в нескольких странах Европы.
Характеризуется сложнос­тью восприятия художником окружающего мира. Абстрактное искусство реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов, соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Поскольку абстрактное искусство не изображает реальной действительности, его иногда именуют "беспредметным".
Абстракционизм появился в недрах кубизма, футуризма и дадаизма, далеких от реальности, но, тем не менее, сохранявших с ней какую-то связь, которую окончательно устранил. Как направление в искусстве абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке. Позднее абстракционизм развивался по трем основным направлениям.
Первым следует назвать направление, возникшее на основе искусства художников В. Кандинского, К. Малевича и голландца П. Мондриана, которые использовали идею четких геометрических композиций. К нему примыкает и относящийся к 1960-м годам так называемый "оп-арт".
Произведения второго направления абстракционизма отличаются содержащимися в них незначительными элементами, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности, но в целом воспринимаются как малопонятные или совсем непонятные для уяснения. Сюда можно отнести того же В. Кандинского и его товарища по "Синему всаднику" Пауля Клее.
Самым известным и впечатляющим явилось третье направление абстракционизма, основной чертой которого был абсолютный отказ от возможности осознанного восприятия изображенных сюжетов. Художники стремились к выражению своих чувств и совершенно не придавали значения тому, как и посредством чего эти чувства будут запечатлены. Их полотна представляют собой живопись, состоящую из неопределенной формы цветовых пятен, нарочитых мазков, вызывающих ощущение как бы неопрятно наложенных слоев краски. Плоскость картины превращается в объект разного рода экспериментов, направленных, прежде всего, на привлечение внимания зрителя с целью заинтриговать его необычностью исполнения и некой таинственностью. Расцвет абстрактного искусства падает на середину XX века.
Различают две линии А.: геометрической абстракции, основанной на правильных, четко очерченных конфигурациях, и лириче­ской абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм.
Другие названия А.: беспредметное искусство, нон-фигуративное искусство, абсолютное искусство, абстрактное искусство.
 
 Кандинский В. Композиция. 1923


 Вильям де Кунинг. Поздняя живопись



 Риопель Ж.П. Большая композиция


Авангардизм (по-французски avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) Это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода...
Понятие, определяющее экспериментальные, но­ваторские начинания в искусстве XX в. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления, к примеру, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Условное наименование художественных движений и объеди­нявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разры­ву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жиз­нью. В противоречивости движений авангардизма преломились острей­шие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчая­ние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества.
 Филонов П.Н. Колхозник. 1931


 Авантитул и титульный лист издания произведений Г. Лоуренса





Автография (гр. autos — сам и grapho — пишу, рисую) — (устар), способ выполнения автолитографии, исполнения художественной литографии (ср. Авто­литография), при котором художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бу­маге, и лишь затем рисунок механическим путем перено­сится на камень. Работая в технике автографии, можно ри­совать, не применяя зеркального изображения. Кроме того, литографии доступны любые зарисовки с натуры.

 
 Фотография литографского камня и литографии


 
 Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен



Автотипия (от гр. autos — сам и typos — отпечаток) — см. Репродукция.

Автоцинкография (от гр. autos — сам и grapho — пишу, рисую) — редкая техническая разновидность выпуклой гравюры.

 Мальцев В.Р. Дворик в г. Гагарин, 1979г., 50х65, автоцинкография


Агитационное искусство — некоторые виды изобразитель­ного искусства (плакат, карикатура, лубок и пр.), содер­жанием которых являются общественно-политические идеи. Своими корнями А. и. уходит в Древний Рим, важное значение имело во время Великой французской революции 1789— 1794 гг. В России наибольшее распространение А. и. получило в начале XX в.: в годы революции 1905—1907 гг. и 1-й мировой войны активно развивалась политическая графика, а после Октябрьской революции 1917 г. А. и. при­обретает комплексный характер (план монументальной пропаганды, «Окна РОСТА», политический агитационный фарфор, красочное оформление агитационных поездов, массовых шествий, городская иллюминация и пр.)
 Кукрыниксы. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! Плакат


 Руины Римской агоры


Адам (Adam — "человек", от др.-евр. adama — земля) — имя первого человека на Земле. Древнееврейское слово "adam" означает также "красный". Образы Адама и Евы в изобразительном искусстве являются отголосками древнейших символов разъединения Мира на две половины и утраты начальной мировой гармонии в самом акте Творения и после него (Ева изображается выходящей из тела Адама, когда он спит).
Согласно библейскому рассказу, вставленному в Книгу Бытия первым (Быт. 1:26—131), Адама и его жену (см. Лилит) Бог сотворил одновременно на шестой день из "праха земного" и вдохнул в них жизнь. Традиционное изображение этого сюжета — летящий в небесах Бог Отец в сопровождении Ангелов, мимолетным прикосновением руки передающий жизнь первому человеку. Именно так изобразил эту сцену Микеланжело в росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Сцену "Сотворение Адама" художник поместил четвертой по счету от алтарной стены, он написал ее одной из последних, в полную мощь своего дарования, с невероятной силой и свободой развернув в пространстве две главные фигуры: Господь Бог — Саваоф, стремительно пролетая в воздухе, в окружении Ангелов, едва касается указательным пальцем руки Адама, и тот оживает, хотя тело его еще погружено в сон. Художник использовал в этой сцене средневековый мотив: "рука Бога", символизирующая силу Творения. Удивительна красота обнаженного тела Адама — мощная фигура атлета с прекрасно развитой мускулатурой, сила которой скована, поворотом головы и вялым движением руки выдает момент пробуждения. Микеланжело оставил нам литературное толкование созданного им образа: "На днях я закончил сцену сотворения человека. Обнаженный, он почти распростерт на голой земле, а парящий в небесах Создатель вдыхает в него жизнь, касаясь Своей дланью...
Пленен с рожденья красотой земной
И высшее в том вижу назначенье...
Кто создал целое, тот сотворил любую часть.
И, выбрав лучшую из них,
Явил творенье рук своих,
Искусства дивного пленительную власть.

Протягивая руку Создателю, появившийся на свет человек, кажется, не собирается порывать с землей, из которой рожден. Новорожденный предстает перед Создателем в естественной первозданной наготе... Человек одинок. Вокруг него нет деревьев, растительности... Он силен лишь собственными мускулами и жизнью, которую был вынужден принять, дабы вырваться из небытия... Вскоре он поднимется во весь рост и начнутся его муки мученические".

Микеланжело Буонарроти. Сотворение Адама. Деталь росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508—1512

 Ажурная прорезная береста


 
 Мечеть Бухары

Направление в искусстве, ориентированное на устоявшиеся художественные авторитеты, образцы ис­кусства античности и итальянского Возрождения. В рус­ской Академии художеств академизм укоренился в XIX в., вызывая сопротивление передовых художников-реалистов, боровшихся против отгораживания искусства от современ­ности. Академизм – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматичес­ком следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закрепле­нию классических традиций, которые превращались им в систему "веч­ных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вне­временные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие клас­сические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз. В XX в. в ряде стран академизм иногда проявлялся в обновленных формах неоклассицизма. Художники-академисты: Жан Энгр, Поль Деларош, Александр Кабанель, Уильям Бугеро, Эжен де Блаас, Поль Жамен, Жан Жером, Жюль Бастьен-Лепаж, Ганс Макарт, Марк Глейр, Фёдор Бруни, Карл Брюллов, Александр Иванов, Тимофей Нефф, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Эмили Дежё


 Карл Брюллов, Всадница, 1832


 
 Российская Академия художеств в Санкт-Петербурге
 
Акант, аканф (от латинского acanthus - медвежья лапа) 1) Род травянистых растений, реже кустарников семейства акантовых. Листья большей частью в виде розетки, очень крупные, простые, чаще перистораздельные или перисторассечённые, по краям — выемчато-колючезубчатые. Цветки в густом… Послужил изобразительной основой для элемен­та древнегреческого орнамента. В дальнейшем нашел применение в фор­ме капители коринфского ордера; композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый ор­намент характерен также для декора фризов  карнизов. Трансформировался в римском, готи­ческом и ренессансном орнаментах.

 Акант


Акварель (от французского aquarelle — водянистая; итальянское acquarello) Живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых…
(от лат. aqua — вода) — «водяные краски» (обычно на растительном клее), краски, разводимые водой, красочный материал для акварельной жи­вописи; отличается чрезвычайно тонкой растиркой твердого красящего вещества — пигмента. Различаются твердая, по­лумягкая и мягкая акварель.
Акварель – так же техника живописи акварельными красками, обычно — на бумаге, растворяя краски водой. Особенностью акварельной живописи является прозрач­ность тончайшего красочного слоя. Если же Акварель употребляется вместе с белилами или накла­дывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, важ­нейшие качества этого материала резко меняются, прибли­жаясь к особенностям гуаши.
Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил) была из­вестна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в нача­ле XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета. В XV—XVII вв. акварель служи­ла главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акваре­лью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздуш­ность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляют­ся профессиональные художники-акварелисты. В конце XIX — начале XX вв. акварель все чаше употребляется в сочетании с белилами, гуа­шью, темперой, пастелью, углем, бронзовой краской и т.д. (В.А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих пред­ставителей импрессионизма. Современной акварели свойственно разно­образие жанров, манер и технических приемов. Мягкость тональных пере­ходов присуща работам (главным образом монохромной "черной аква­рели") Кукрыниксов, Н.Н. Купреянова, Н.А. Тырсы, Д.А. Шмаринова.
 Суриков В.И. Минусинская степь. 1873, акварель



Акватинта (от латинского aqua - вода и итальянского tinta - краска, цвет, тон, оттенок) Одна из манер техники глубокой печати — возникла во Франции в середине XVIII в. как средство воспроизведения на бумаге в гравюре образцов тонового рисунка тушью. Способность создавать на плоскости гравюры тональные отношения… Вид гравюры, основанный на протрав­ливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфаль­товую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к то­новому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту приме­няют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональ­ных и фактурных оттенков.

 Шурыгина Елена. Борщевик. 2005. Офорт, акватинта


Акватипия (от латинского aqua — вода и греческого typos — отпечаток) Печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель. Одной из простейших графических техник считается монотипия. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой… техническая разновидность гравюрной печати, основанная на применении водяной краски. Печатание рисунков красками, не содержащими масла. В оттиске А. часто напоми­нает акварельный рисунок.
Сыров Валерий. Возникновение. 2004, акватипия

Акведук (от лат. aquaeductus — водопровод) — в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочны­ми пролетами в местах понижения уровня земной поверхности. Был из­вестен еще в архитектуре Древнего Востока.
 
 Этот акведук до сих пор считается самым сложным римским сооружением на территории Испании



Роспись акриловыми красками

Акролит (от греческого akros - крайний и lithos - камень) Распространенный в эпоху античности способ выполнения статуи с применением неоднородных материалов — чаще всего мрамора (для частей тела, не закрытых одеждой) в сочетании с расписанным или позолоченным... так называют старинный способ выполнения статуи с примене­нием неоднородных материалов — например, мрамора (для частей тела, не закрытых одеждой) в сочетании с расписан­ным или позолоченным деревом. Ярким примером является акролит Константина Великого, сохранившиеся фрагменты которого находятся в Риме. Техника часто использовалась для колоссальных статуй, значительно уменьшая расходы на их возведение. До наших дней от подобных статуй дошли в основном только мраморные фрагменты, поскольку деревянные части подвержены гниению, а бронза обычно изымалась охотниками за цветными металлами в темное средневековье.

 Рим. Колосс Константина, акролит



Аксессуар (от французского accessoire или от латинского accessorius - добавочный) Принадлежность чего-либо; вспомогательная деталь, частность, подробность, которая сопровождает что-либо главное, сопутствует ему. Дополнительные вещи, предметы; обстановка, околичности; знаки, признаки. Цитата: "На этих… в изобразительном искусстве: предмет второсте­пенного значения, дополняющий характеристику цент­рального образа, способствуя выражению замысла в це­лом. В портрете, например, А. можно назвать каждую из свя­занных с центральным образом деталей интерьера или кос­тюма.

 
 Акционизм



Алебастровые изделия – декоративные предметы, сделанные из алебастра. Алебастр - природный материал, который легко приобретает плавные, изящные формы. Этот полупрозрачный, с разноцветными прожилками, красивый поделочный материал прекрасно подходит для вырезания на нем затейливых узоров и фантастических фигур. Алебастр, обычно белый, можно резать ножом. Путем тепловой обработки приобретает вид мрамора. Алебастр легко раскрашивать. Известен со времен Древнего Египта. В древнегреческом и древнеримском искусстве чаще использовался мрамор. Алебастр не был там популярен, как более мягкий и более хрупкий минерал, на котором легко остаются царапины. Алебастровые скульптуры плохо переносят непогоду. В Средние века использовали для изготовления церковных скульптур, переносных алтарных перегородок. В архитектуре он всегда играл менее важную роль, чем мрамор, и используется, главным образом, для оформления интерьера. Но с другой стороны, алебастр эластичен, поэтому из него особенно хорошо получаются мельчайшие детали скульптурных произведений и сувениров. Популярность вернулась к алебастру в конце 18 в. – из него стали изготовлять вазы, футляры для часов, статуэтки. Особенно развито производство алебастровых сувениров в Италии (во Флоренции, в тосканском городе Вольтера), в Египте.



Алебастровые сувениры из Египта
 Ласковая Л. Белые кувшинки

Аллегория (от древне-греческого allegoria — иносказание) Выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов. Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными атрибутами. Пример: аллегория… В изобрази­тельном искусстве: олицетво­рение некоторых отвлеченных понятий, изображение их в ви­де человеческих фигур, разно­образных существ и предметов (например, изображение спра­ведливости или правосудия в виде женщины с весами в ру­ках). Подобные изображения часто наделяются поясняющи­ми их содержание атрибутами. 
 
Брейгель Ян. Аллегория воздуха

  
 Ян и Хуберт Ван Эйки. Гентский алтарь


Алтарь створчатый Складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон. Такой алтарь мог состоять из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (полиптих) створок со священными изображениями — живописными или в виде скульптурных рельефов. Створчатый алтарь появился ещё в IX веке, но именно в XIV столетии…
 
 Боутс Дирк, створчатый алтарь. Жемчужина Брабанта


Аль фреско, А фреско,  (от итальянского al fresco - по свежему, по сырому) Техника настенной живописи водяными красками, по свежей, сырой, подготовленной для этого обмазке (штукатурке). Произведения, исполненные этим способом, который нельзя смешивать с живописью по сухой штукатурке, или а-секко (от… Основная техническая разновидность фреско­вой живописи, характеризующаяся исполнением по свежей известковой штукатурке (см. Фреска). Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатурки — образующим­ся на ней слоем углекальциевых соединений. Существуют два способа живописи а фреско — без вся­кого связующего вещества (см.) — разведенными водой порошкообразными красками и с применением активной га­шеной извести (которая одновременно служит и белила­ми). В первом случае получается легкий и прозрачный красочный слой, напоминающий акварель, во втором — живопись корпусная и белесоватая, близкая по свойствам к гуа­ши.
 Фреска средокрестия. Собор святой Софии

 Альфрейная роспись потолка

Ампир (от французского empire - империя; от латинского imperium - командование, власть) Исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки - они ограничены, с одной... Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Стиль в изобразитель­ном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре 1-й трети XIX в. в странах Европы, завершающая фаза классициз­ма (см.). Истоки А. — в искус­стве Древней Греции и Рима, культуре Древнего Египта; до­пускалось прямое заимствование архитектурных форм древ­ности или использование отдельных мотивов в оформлении интерьеров, мебели, фарфора. В России А. получил наиболь­шее распространение в градостроительных ансамблях Петер­бурга, спроектированных К. Росси, в ряде памятников, в мо­нументально-декоративной пластике (фонтаны, декор) и интерьере.
 Портрет Наполеона на троне

 Черфногурная амфора

 Филонов П. Аналитическое искусство

 Гольбейн. Посланники

Английская акварель Живопись акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот прием акварельной техники дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. В середине XVIII века рисование водяными красками… В начале 19 века английские акварелисты выработали легкую, свободную манеру. Они превосходно использовали текучесть акварели и возможность слияния пятен краски, положенных по влажному листу, для создания плавного перехода между ними. Прозрачность тонкого слоя краски, сквозь который просвечивала белая поверхность бумаги, давала им возможность добиться красивой передачи естественного чистого цвета и световых эффектов, значительно превосходивших обычную в те времена масляную живопись по красно-коричневому подмалевку. Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста (первым начал применять в ней минеральные красители наряду с широко использовавшимися ранее растительными), вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера.
 
 Дж.Ф. Льюис. Пойманный голубь. 1864 г.

Анатомия пластическая — дисциплина специального ху­дожественного образования, изучающая пластические свойства человеческого тела, особенности его мускулату­ры и скелета.

Ангоб (франц. engobe) — покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверх­ности и придания ей какого-либо цвета. Ангоб обычно наносится (т.н. ангобирование) пульверизацией или полировкой свежеотформованных высушенных или обожженных изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури, росписью и т.д.

 Богопольский Сергей. Сосуд для вина (феста), 2009, гончарство, ангобная роспись

Андерграунд (от английского underground - подполье) Ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Понятие андерграунда возникло в Америке и означает культуру… Искусство, возникшее в США и означающее «подпольную» культуру, то есть противостоящую общепризнанной, господствующей в буржуазном обществе. В России середины — конца XX в. понятие А. приобрело иной смысл, став обозначением худож­ников, представлявших неофициальное, не признанное вла­стями искусство.
 
 Самиздат Ленинграда

Анималист (от латинского animal — животное) Художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это такой жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются... Выдаю­щимися анимали­стами были худож­ники XVII-XX вв. А. Кейп, П. Поттер, Р. Бонёр, А. Бари, Э. Г.Лендсир, Б. Лилиефорс, Н.Е. Свер­чков, А.С. Степанов, Е.А. Лансере, С. Эрзя, В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин.
 Марк Франц. Синий конь, 1911


Анималистический жанр (от латинского animal - животное) Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре, декоративном искусстве и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала и... так называют разновидность изобразительного искусства, посвященную изображению животных. Художника, который специализируется в этой области, на­зывают анима­листом. 
 
  Ватагин В.А. Медведь. 1956


Анимация (от фр.Animation — оживление, одушевление) — технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. На каждом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в звуковой анимации или 16 кадров в секунду - в немой. Действия и эффекты, невозможные в реальной жизни, - суть анимации. Западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология. Компьютерная анимация — последовательный показ (слайд-шоу) заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерная имитация движения с помощью изменения (и перерисовки) формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения. Анимация (сфера развлечений) — организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.
Кадр из американского мультфильма Диснеевского «Чип и Дейл идут на помощь»

Ансамбль (фр. ensemble — вместе) — в изобразительном искусстве: единство, стройная целостность художественного произведения. А. может составить и группа взаимодейству­ющих по замыслу художника произведений различных ви­дов искусства. взаимная согласо­ванность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представля­ет собой вполне самостоятельное целое. Например, архитектурный ан­самбль различных зданий, ансамбль предметов интерьера, ансамбль му­зыкантов.

Антаблемент (фр. entablement) — в архитектуре система верхних, горизон­тально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами. В классической архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и кар­низа.

Антефикс (лат. antefixum, от ante — спереди и fixum — прикреп­ленный) — украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продоль­ной стороны античного храма.

Античность (от лат. antiquus — древний) — совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Воз­рождения считаются образцовыми, классическими для всей европейской культуры.

Античное искусство (от латинского antiquus — древний) Искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических... ис­кусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Сре­диземноморья и Передней Азии в I тысячелетии до н. э. (Гре­ция и эллинистические государства, Римская республи­ка) и в 1-й половине I тысячелетия н. э. (Римская импе­рия). Источником А. и. послужила греко-римская мифо­логия. С эпохи Воз­рождения считаются образцовыми, классическими для всей европейской культуры.

 Ника Самофракийская


Антропоморфизм (от греческого anthropos - человек и morphe - форма) Одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа, животных или явления и силы природы человеческих образа и... В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа. Антропоморфными по своему происхождению являются, например, термины «работа», «напряжение» и т.п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки антропоморфизм вытесняется научным мировоззрением, хотя в некоторых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (например, в зоопсихологии). Некоторые исследователи наделяют животных человеческими мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной («продолжительность жизни» частиц и пр.), технической, в частности кибернетической, литературе антропоморфное употребление понятий (машина «запоминает», «решает задачу» и т.п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу.

Антресоль (от лат. solum — основание) — верхняя часть внут­реннего помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или встроенная в объем основного этажа.

Апсида (или абси́да (лат. Absis ) (от греческого апсидос - свод, арка) Одна из архитектурных форм. Прямоугольная, гранёная или полукруглая ниша, которая расширяет пространство помещения, перекрытая сводом или конхой. Основная функция абсиды в христианском храме - завершение пространства алтаря, где... 1) полукруглый, овальный или многоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом; 2) восточ­ная часть христианского храма, в которой помещается алтарь.
 
 Апсиды церкви Покрова


Антресоль (от лат. solum — основание) — верхняя часть внут­реннего помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или встроенная в объем основного этажа.

Анфас (фр. an face — буквально в лицо) — изображение портретируемого лицом к зрителю, прямо спереди (ср. Профиль). Анфас придает торжественность изображениям монархов, полководцев; напротив, в других случаях взгляд портретируемого, направленный прямо на зрителя, создает атмосферу особой доверительности, камерности.
 
 Рокотов Ф. Портрет А.П. Струйской


 Анфилада Московского Кремля

Апофеоз (от греческого apotheosis - обожествление) 1) Первоначально у древних египтян, а затем в эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление государственного деятеля, героя, императора за их особые заслуги, воздавание ему соответствующих… Видом апофеоза в современности является культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека.
 
 Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1827 г.

Аппликация (от латинского applicatio - наклеивание) Это изготовление картины, рисунка, орнамента на ткани или бумаге посредством наложения частей, фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, листочков, соломки, бересты и других материалов. Кусочки можно приклеить или… создания орнаментов и изображения с помощью наклеива­ния, нашивания и пр. на основу (ткань, бумага, дерево) раз­ноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и др.) другого цвета или выделки, что придает изображению особую рельефность. А. известна с глубокой древности и применяется у многих народов. Тем же словом называют технику работы с А.
  Калинкина С.В. Монастырь. Аппликация из соломки

 
 Сад Роза Мир. Лион


 Платья в стиле Ар-деко

Ар информель (информализм) (от французского informel - бесформенный) Направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов ХХ века во Франции (в Париже). Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в послевоенной Европе. Понятие… «информализм» применимо как собирательное для многочисленных течений в абстракционизме 50-х годов. Например, ташизм рассматривается и как категория информализма, так и развившееся из него художественное течение. «Информализм» является столь же ёмким понятием, как и появившаяся примерно в то же время лирическая абстракция.
 
 Асгер Йорн. Без названия


 
 Интерьер Ар нуво


Арабеска, арабеск (от итальянского arabesco или от французского arabesque - арабский) 1) Европейское название сложного средневекового орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на… 1)тип орна­ментации, разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплете­ний линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей. Возник на Ближнем Востоке, в эпоху итальянского Возрождения получил распростране­ние в европейском искусстве; 2) причудливый орнамент только из расти­тельных форм, в противоположность мореске.
 
 Мозаичная арабеска


 Ступин А.В.

 

Арибалл с Родоса.

Арка (от лат. arcus — дуга, изгиб) — 1) криволинейное, полукруг­лое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами, например, колоннами, устоями моста (конструктивное значение); 2) элемент орнамента, характеризующий тот или иной художественный стиль (декоративное значение). Различаются следующие типы арок: полуциркульная, или круговая (ренессансная); пологая; приподнятая; подковообразная (мавританская); стрельчатая (го­тическая); трехлопастная (готическая); стрельчатая сжатая; круговая плоская (лучковая); трехцентровая (коробовая); стрельчатая зубчатая; килевидная (древнерусская).

 
 Арка Константина IV в. до н.э. Рим, Италия

Аркада (от французского arcade)  1) Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду… ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой: а) опирающихся на столбы или колонны; б) в сочетании с накладным ордером. Ср. колоннада.
 
 Аркада. Марфино. Московская область

 Арте повера

Артель художников Творческое объединение художников-бунтарей, созданное в 1863 году в Санкт-Петербурге во главе с И.Н. Крамским молодыми живописцами (выпускниками петербургской Академии художеств) и известное как "бунт четырнадцати". Молодые люди воспротивились необходимости писать на заданные темы, декларировавшиеся Академией художеств, и…
 Крамской И.Н. Автопортрет

Архаика (от греческого archaios - древний) Искусство раннего, начального этапа развития того или иного исторического типа, направления, стиля, школы. Чаще этот термин применяют в отношении египетского искусства начала Древнего Царства (3200-2800 г. до н.э.), искусства… в истории искус­ства древнегреческое искусство, развившееся в VII—VI вв. до н. э. на территории материковой Греции, островов Грече­ского архипелага, Малоазийского побережья и Южной Ита­лии. Искусство А. носит переходный характер — еще свя­занное с предшествующим ему искусством «геометрическо­го» стиля, оно уже вырабатывает образы и формы, основыва­ющиеся на греческой мифологии, которые получат затем пол­ное развитие в эпоху классики. В более общем значении А. — искусство ранних периодов художественного развития, отличающееся массивностью, мо­нументальностью форм.
 Архаический курос

Архивольт (от гр. archi — первый, главный и ит. volta — дуга) — наружное обрамление арки.

Архитектор (от гр. architecton — главный, старший строитель) — зодчий, руководитель всех строительных работ, автор проекта. Знаменитые архитекторы в России: Федор Конь (1540-1606) Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.; Дмитрий Ухтомский (1719-1774) Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768; Василий Баженов (1737-1799) Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.; Матвей Казаков (1738-1812) Петровский путевой дворец, 1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.; Осип Бове (1784-1834) Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.; Федор Шехтель (1859-1926) Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.; Алексей Щусев (1873-1949) Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг., у «советов» архитектор был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя.
 Василий Баженов (1737-1799), русский архитектор

Архитектура (лат. architectura) — 1) зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уров­ня художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. Иногда противополагается простому строительству, преследующему чисто утилитарные цели; 2) художествен­ный характер постройки. Самые ранние архитектурные сооружения обеспечивали людям лишь частичную защиту. Шатер бедуина или вигвам индейца служили укрытием от солнца, ветра и дождя, но почти не спасали от холода; в своем иглу эскимос находил также прибежище от диких зверей. Но человек стремится воплотить в формах архитектуры еще и свое стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры. У архитектуры есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения – его надежность.
 Архитектура будущего

Архитрав (от гр. archi... — главный + лат. trabs — балка) — нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся не­посредственно на вертикальные колонны, столбы.

Асимметрия 1) Отсутствие симметрии. Широко используется при описании тел, органов, структур, распределений, логических отношений, межличностных взаимоотношений и т.д., где наблюдается несоответствие между двумя сторонами. 2) В искусстве - художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства…  для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости, естественной случайности, а в искусстве стиля «модерн» усиливает необычность и причудливость образа. В современной архитектуре распространены свободные асимметричные планировочные и объёмные решения, обусловленные функцией сооружений.
 
 Олейник В. Асимметрия и диссонанс

Ассамбляж (по-французски assemblage) Техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью... Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов, когда художники широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале XX века — Татлиным, Пуни, Родченко.

 Ассамбляж

 
 Осмеркин А. Девочка с куклой

Астрагал (отГр. astragalos — позвонок, кость) — архитектурная деталь в форме валика с полочкой, часто дополняемая орнаментом в виде нити стилизованных бус. Помещается между капителью и стволом колонны.
 Астрагал



Атлант (от латинского atlas - несущий) 1) В греческой мифологии, могучий титан, сын титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии), брат Прометея, Эпиметея и Менетия. Отец семи плеяд: Алкионы, Келено, Майи, Меропы, Стеропы, Тайгеты и Электры (мать — Плейона… от имени персонажа древнегреческой мифологии — ти­тана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод. Вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие; мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т.д. и обычно приставленная к стене или столбам. А. известны с античной эпохи, но получили распространение в европейской архитектуре XVII — нача­ла XX вв.
 Атланты


Атрибут (от лат. attributum — свойство, принадлежность) — сопутствующий герою художественного произведения по­стоянный отличительный признак. Чаще всего А. приме­нялись в произведениях на мифологические и религиоз­ные темы (например, Нептун обычно изображался с тре­зубцем).

Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — определение подлинности художественного произведения, установление его автора (или художественной школы), а также места и времени (датировка) его созда­ния. Современное искусствознание при атрибуции опирается на анализ композиции, индивидуальной манеры мастера, техники исполнения и т.д. Атрибуция прибегает также к помощи достижений современной физики, таких как рентгенография, инфракрасное и ультрафиолетовое облуче­ние, микро- и макрофотосъемки.

Атрий, атриум (лат. Atrium, от лат. ater - темный, черный) — 1) центральное помещение античного жилого дома с отверстием в крыше (перекрытии) и бассейном посредине; 2) внутренний дворик с естественным освещением.
Средняя часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально в центре атрия находился очаг, а крыша над ним имела отверстие для выхода дыма, в связи с чем стены атрия чернели от копоти - отсюда и его название. Затем вместо очага появился четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювий). В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома. В Помпеях можно найти атрии трех типов: этрусского, тетрастильного и коринфского.
 Помпеи. Классический четырехколонный - тетрастильный - атрий с увеличенным комплювием. На колоннах хорошо сохранилась штукатурка, а на нижней части - окраска в желтый цвет.

 Аттик


Аукцион (от латинского auctio, буквально - увеличение, продажа с публичного торга) Способ продажи с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном месте предварительно осмотренных или дегустированных покупателями индивидуально-определенных товаров (ценных бумаг, имущества предприятий, произведений... продажа с публичных торгов, при которой произведения искусства приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Наиболее круп­ные современные аукционные фирмы — «Сотбис», «Кри­стис» и др.

Ахроматические тона (от греческого а - отрицательная частица и chroma - цвет: achromatic - бесцветный) Тона (видимые излучения, свет), не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (яркости); цвета, лишенные цветового тона в смысле восприятия. Ахроматические цвета характеризуются нулевыми значениями… Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т.е. один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, черных оттенков. Самой темной краской палитры можно считать сажу газовую. Из белых красок наиболее светлая — цинковые белила. Все промежуточные серые тона между белым и черным можно получить, смешивая белую и черную краски в различных пропорциях. Если преломленный через призму луч света спроецировать на серый и черный экраны, то на них тоже будет виден полный спектр, но все цвета будут выглядеть соответственно темнее, особенно на черном. Таким образом, экраны с ахроматической (нецветной) окраской — белые, серые, черные — одинаково отражают и поглощают все цвета спектра.
 Фотография в ахроматических тонах

Ашканская школа (от английского ash can - пепельница) Направление в американской реалистической живописи первой четверти XX в., не чуждавшееся показа теневых сторон жизни большого города, пригородов, популярных курортов, трущоб, ночных баров, злачных мест. Движение, иногда называемое... "Школа мусорного бака", связано с группой художников, известной как "Восемь" (1908 г.), в которую входили Роберт Генри, Артур Б. Давис, Морис Прендергаст, Эрнест Лосон, Уильям Глакенс, Эвереттский Шинн, Джон Френч Слоан, и Джордж Лакс. Творчество группы "Восемь" - ашканской школы оказало заметное влияние на пути дальнейшего развития реалистического изобразительного искусства в США.
  Прендергаст  М., На пляже 1910-1913 г.



Аэрография на автомобиле



Источники:

http://artdic.ru/index.htm словарь с картинками
http://ivanshishkin.ru/?item=aba600b6-9002-4102-b8a3-59cdcbd21042&termin=13a6cf38-15ea-406b-9396-0520a2fc4808  великолепный иллюстрированный словарь по искусству. Картинки открываются в большем разрешении и копируются в компьютер. Доступ свободный. Словарь для всех любителей искусства!!!

Изобразительное искусство. Музыка: Словарь. – М.: Современник, 1998. – 237 с. – (Словари школьника)
Мир русской культуры: энциклопедический справочник./ руководитель авт. коллектива А.Н. Мячин; отв. ред. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий