Вся красота художественной культуры…
"Чем больше я знаю слов, тем богаче мой духовный мир"
(Буквица «Д» из старославянской
Азбуки)
Д
Дадаизм (от
французского dada - деревянная лошадка) В переносном значении - бессвязное
лепетание ребенка. Модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа
разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой
воплощение чистого... нигилизма, разрушая образность "ради великого
Ничто".
Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с
открытием артистического клуба - "Кабаре Вольтера" в Цюрихе. Что
обозначает понятие "дадаизм" не знает никто. Вот что пишет об этом
названии один из ярких представителей дадаизма
и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: "Дада - это хвост
священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать,
это может быть обозначением детской деревянной лошадки…и воспроизведением
младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что
отныне и стало самым удачным названием для всего течения".
... Направление в
изобразительном искусстве, возникшее в начале XX в. Предвестницей сюрреализма
стала созданная во время первой мировой войны в Швейцарии группировка
"ДАДА" (отсюда и название). Входившие в нее художники (в их числе
бывшие футуристы) отрицали классическое искусство, культивируя собственное
творчество с элементами абсурда. Подобно кубистам они пользовались техникой
коллажа, т.е. создавали изобразительные композиции посредством соединения
различных материалов, далеких от искусства предметов. Дадаисты утверждали, что
человеческое восприятие способно принять за искусство любой предмет, изъятый
из своего обычного жизненного окружения, лишенный своего назначения и
помещенный в другую обстановку. Дадаизм проник и в другие страны. В США
француз Марсель Дюшан (1887— 1968) начал выставлять под видом художественных
произведений промышленные изделия — велосипедные колеса, вешалки, кофемолки и
т.д.
М. Ернст. Убу император
Далматика (от римской
провинции Далмация) — старинная верхняя одежда типа античной туники.
Узкая, длинная накидка из плотной ткани с короткими, широкими рукавами,
одевающаяся через голову. В Византии — парадная одежда императоров. В
западноевропейском Средневековье должностное облачение герольдов,
украшенное гербами рыцаря, их сеньора, называлось геральдической
далматикой. В иконописи и на фресках в ней изображали архангелов и царей. Д.
украшалась оплечьем, передником и подольником.
Икона. Изображение Ангела в облачении далматики
Дароносица - один из малых
священных сосудов — ковчежец (небольшой ковчег), также называемый кивот,
представляющий собой небольшой ящичек (иногда изображаемой в виде церковки) для
хранения запасных Святых Даров (маленькой чаши со Святыми Дарами, лжицы) и
служащий для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих. В иконописи
изображается в руках диаконов. В современной богослужебной практике дароносицы
несутся иеродиаконами в левой руке при патриаршем богослужении во время
каждения.
Дароносица, конец XIX века, Киево-Печерская лавра
Движение - Движение
– динамичность, отсутствие покоя. В изобразительном искусстве этот термин не
всегда обозначает буквальное изображение движения, т. е. перемещения в
пространстве, но и внутреннюю динамику образов, свойственную как живым
существам, так и неодушевлённым предметам. Движение выражается технологией построения композиции, манерой выполнения, особенностями
передачи формы и пр. Обычно говорят, что хорошие произведения искусства —
«живые». Это часто встречающееся выражение среди художников.
Интересно послушать их комментарии, так как они приглашают нас к размышлению и
пониманию произведения, далекому от какой-либо академичности. Художники живут своими произведениями, чувствуют их
как нечто личное и часто говорят о своих творениях так, будто речь идет о
ребенке. Художественный опыт - это талант
создателя произведения отражать пережитое, давая возможность зрителю
прочувствовать моменты или ощущения, воплощенные им в творении. В каждом
произведении искусства ощущается время,
назовем его ритмом, или - темпом.
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь». Полотно «Звездная ночь», написанное
Винсентом Ван Гогом в переломный момент его жизни, изображает очень бурную
ночь, ночь в движении. Произведение является ярким примером того, насколько
взгляд художника зависит от состояния его
духа. Ван Гог чувствует себя взволнованным и
возбужденным и поэтому пишет изменчивую ночь с вихрями, кружащимися в разных
направлениях.
Движки (оживки, отметки) Белильные блики,
положенные поверх вохрения для моделирования выпуклых частей на личном письме
или при изображении обнажённого тела; могут иметь форму мазков, пятен, линий и
т.п. Движки очень оживляют изображение.
… в технике древнерусской живописи:
светлые штрихи, завершающие пробелку и вохрение. Их назначение — подчеркивать
энергичным ударом кисти выступающие части лица, рук, ног и других частей
изображения. Движки особенно характерны для творчества Феофана Грека. Термин
русских иконописцев, обозначающий один из завершающих процессов в иконописи.
Светлые штриховые линии, которые в личном письме моделируют выпуклые,
освещенные детали лица и обнаженных частей тела; используются для оживления
изображения, поэтому иногда их называют оживками.
Икона Божией Матери
"Отрада и утешение".
Дворец - (от
"княжий двор" - жилище князя) Большое монументальное парадное
здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией
царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с 13 века также назывались
некоторые здание органов государственной...
парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами. Первые дворцы появились еще в XX·—XV вв. до н. э. и уже тогда были сложны по своей композиции. Дворцовое строительство достигло широкого размаха в средние века, а позже, в XVI—XVIII столетиях, в Европе сформировался новый тип дворца — королевский, царский, императорский. Обычно дворцы, расположенные в парках, садах, на городских площадях, являлись основным композиционным центром окружающего пространства. Фасады дворцовых зданий с сильно выступающими ризалитами отличаются величественной строгостью: на фоне гладких стен отчетливо прорисовываются стройные и изящные ордерные колоннады, пилястры, большие профилированные карнизы и другие элементы архитектурного декора. Богатое скульптурное убранство фасада и интерьеров подчеркивает великолепие зданий. Дворцы имели большое количество роскошных парадных залов и помещений различного назначения. Характерные для архитектурной композиции дворцов анфилады демонстрировали все величие, богатство и разнообразие их интерьеров. Создание дворцов и дворцовых ансамблей в России связано с именами наиболее выдающихся зодчих разных эпох и стилей: Ф.-Б. Растрелли (Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе), Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском Селе), А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге) и др.
парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами. Первые дворцы появились еще в XX·—XV вв. до н. э. и уже тогда были сложны по своей композиции. Дворцовое строительство достигло широкого размаха в средние века, а позже, в XVI—XVIII столетиях, в Европе сформировался новый тип дворца — королевский, царский, императорский. Обычно дворцы, расположенные в парках, садах, на городских площадях, являлись основным композиционным центром окружающего пространства. Фасады дворцовых зданий с сильно выступающими ризалитами отличаются величественной строгостью: на фоне гладких стен отчетливо прорисовываются стройные и изящные ордерные колоннады, пилястры, большие профилированные карнизы и другие элементы архитектурного декора. Богатое скульптурное убранство фасада и интерьеров подчеркивает великолепие зданий. Дворцы имели большое количество роскошных парадных залов и помещений различного назначения. Характерные для архитектурной композиции дворцов анфилады демонстрировали все величие, богатство и разнообразие их интерьеров. Создание дворцов и дворцовых ансамблей в России связано с именами наиболее выдающихся зодчих разных эпох и стилей: Ф.-Б. Растрелли (Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе), Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском Селе), А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге) и др.
Россия. Санкт-Петербург. Ансамбль Дворцовой набережной. Дом № 6. Мраморный
дворец. Архитектор А. Ринальди. С 1992 года — филиал Русского музея.
Дегенеративное искусство (по-немецки
Entartete Kunst) Унизительный термин, которым фашисты называли направления
авангардного искусства и вообще художественный нонконформизм, таким образом
отделяя их от признанного властями "Искусства Третьего Рейха". Это
обидное название… было закреплено на мюнхенской
"разоблачительной" выставке 1937 года. Гитлер, так и не состоявшись в
качестве художника, считал себя
большим знатоком искусства. При этом,
симпатизируя реализму в искусстве, он напрочь отвергал все авангардные течения
и направления, начиная с кубизма и заканчивая
экспрессионизмом, называя их "вырождающимся искусством" (по-немецки
- vertallskunst).
О. Кокошка. Автопортрет
Деисус (от
греческого — прошение, моление; деисис) Икона или группа икон, имеющая в
центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и
слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в
традиционном жесте молитвенного... заступничества.
… 1) в древнерусской живописи в иконе изображение Христа (в центре) и
обращенных к Нему Богоматери и Иоанна Крестителя (по сторонам). Иконописный Д.
нередко состоял из трех самостоятельных досок (икон).
Икона. Деисус. Мстера, начало 19 века
Деисус – так же один из рядов иконостаса или отдельная композиция,
воплощающая в иконописи учение о заступничестве святых за людей перед Христом.
Как часть иконостаса Д. напоминает о Страшном Суде. Центр композиции — Христос
— Спас-Вседержитель, иногда в иконографии Спас в силах, по сторонам которого
обращенные к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих фигур в Д. изображают
архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и др., а также некоторых
избранных святых в строго определенном порядке — чине. Д. бывают оглавные,
оплечные, поясные и в рост. Изображения размещают на одной или нескольких
досках.
Деисусный ряд в Иконостасе. Дизайн м. Сергия
Декадентство (от
позднелатинского decadentia — упадок) Термин, объединяющий кризисные явления
в культуре Европы второй половины девятнадцатого - начала двадцатого веков, с
их духом отрицания жизни, безнадежности, индивидуалистическими тенденциями.
Лейтмотивом произведений декадентов... являются мотивы небытия, ностальгия по духовным идеалам. Корни
декаденства кроются в кризисе общественной мысли, в растерянности
представителей культуры перед социальными антагонизмами их времени. Под
свободой творчества декадентами понимался
отказ от гражданских и политических тем.
… собирательное обозначение кризисных явлений европейской культуры 2-й
половины XIX — начала XX в. Характерные черты Д. — настроения упадка,
безнадежности, культ красоты, неограниченной свободы личности и свободы творчества,
независимость от реальной жизни и общепринятой морали. Вслед за литературой
настроения Д. утверждаются в изобразительном искусстве (Морис Дени, Огюст
Роден — Франция, Фелисьен Ропс — Бельгия, Обри Бердсли — Англия, Макс Клингер,
Франц Штук — Германия). В России аналогичные веяния проявились в графике и
живописи художников, связанных с объединениями «Мир искусства», «Голубая роза».
Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
Деколь (от
французского decalcomanie - переводная картинка) Метод перенесения
изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного
обжига. Таким образом украшались тарелки, кружки, пепельницы, стаканы. В
технологии деколи применён принцип переводной… картинки. Сначала
производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом
отмачивается в воде и переносится на керамическую или стеклянную поверхность.
Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твёрдую
однородную массу с неограниченным сроком годности. Изобрел деколь француз Симон
Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ
гравировки фарфора. Теперь при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка можно было размножать изображение на
фарфор. Сам фарфор покрывался тонким слоем лака, который удерживал рисунок на
себе. Процесс перевода изображения был назван
деколированием, а сама переводная картинка – деколью. Деколирование значительно
упростило труд посудных мастеров.
Ваза. Фарфор, деколь
Деконструктивизм Направление
в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце
1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде
по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой посмодерна,
однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру...
деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к деконструктиизму,
часто отказываются от подобного определения своих работ, что, впрочем, соответствует
самому духу деконструктивизма, которому
присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или определением,
стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
Танцующий дом. Дом расположен в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы
и набережной. Авторы проекта — хорватский архитектор Владо Милунич и канадский
архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.
Декор – (франц. decor, или
от
латинского decoro — украшаю) - Cовокупность элементов, составляющих
внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров.
…система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, декор — как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись) — становится ее элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов. … соединение элементов, составляющих внешнее оформление в произведениях прикладного искусства, архитектуры (роспись, лепной узор, резьба), часто включает изобразительные мотивы и орнамент.
…система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, декор — как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись) — становится ее элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов. … соединение элементов, составляющих внешнее оформление в произведениях прикладного искусства, архитектуры (роспись, лепной узор, резьба), часто включает изобразительные мотивы и орнамент.
Средневековый декор
Декоративная живопись (от
латинского decorо — украшаю) Является частью архитектурного ансамбля или
произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или
подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Декоративность -
качественная особенность… произведения искусства,
определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма
выражения красоты.
Декоративная живопись тесно связана с
архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства. В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью
как вследствие ее размеров, так и в силу тесной ее связи с архитектурой,
носящей в большинстве случаев монументальный характер. Отличие монументальной
живописи от станковой заключается в том, что она и по содержанию и
физически неотъемлема от того объекта, для которого она исполняется. Связь эта
обусловливает и содержание (сюжет)
декоративно-живописного произведения, и его форму, и его технику, т.е. способы
выполнения.
… живопись, входящая в состав архитектурного ансамбля (см.) или
произведений декоративно-прикладного искусства (см.), украшающая или
подчеркивающая конструкции и функции предмета. Орнаментальные росписи, изобразительные
композиции в виде росписи, панно или мозаики.
Иваненко О. Карнавал. (Декоративная живопись)
Декоративная скульптура
(от лат. decorare — украшать) — скульптура, являющаяся частью архитектурного
ансамбля и предназначенная для украшения фасадов зданий, а также парков,
городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы (см.); статуи — архитектурные
элементы (кариатиды, атланты) (см.), статуи-фонтаны; скульптурная орнаментация
и мелкие статуэтки.
Микеланджело
Буонарроти (1475—1564). Капелла Джулиано Медичи .
1520—1534. В ансамбле капеллы Медичи,
основная идея которого — трагическое бессилие человека перед неумолимым
быстротечным временем, архитектура и скульптура образуют нерасторжимое
единство.
Декоративное искусство (от
латинского decorо — украшаю) Одно из видов пластических искусств.
Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой
монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в
интерьерах, декоративная... декоративная садово-парковая скульптура и т.д.), декоративно-прикладное
искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий.
Декоративное искусство во многом связано с
художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном
формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду,
внося в нее эстетическое, образное начало. Произведения декоративного искусства
всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют
ансамбль.
… область пластического искусства, произведения которого наряду с
архитектурой формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее
эстетическое образное начало. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно
связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание
архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик,
украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры),
декоративно-прикладное искусство (создание художественных изделий,
предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство
(художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и
т.п.)
Музей декоративного искусства
Декоративно-прикладное
искусство (от
латинского decorо — украшаю) В Древней Руси для обозначения разных видов
прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до
наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником
наших представлений о быте... древнерусских людей всех классов и категорий
— от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к
красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость
бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь
незначительное количество произведений древнего искусства,
сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство
художественных образов прошлого нам помогает
обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века,
сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и
прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на
таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного
древнего узорочья. Памятники прикладного
искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен.
Россия. Прялка – произведение русского декоративно-прикладного
народного искусства
Декоративно-прикладное
искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей
творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных
главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут
быть следующими: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также
другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями
искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним
труда художника; одежда, всякого рода украшения. Классификация отраслей ДПИ в
научной литературе утвердилась по материалу (металл, керамика, дерево, текстиль
и т.п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье,
чеканка, интарсия и т.д.). Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого
общества, ДПИ на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племен
и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся
к доисторической эпохе) произведениям ДПИ, охватывавшим самый широкий круг
представлений о мире и о человеке, свойственны исключительная содержательность
образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к
рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удержалась
вплоть до наших дней. Произведения ДПИ рассчитаны на восприятие и зрением и
осязанием, поэтому многообразие приемов обработки получает значение особо
активных средств эстетического воздействия.
… искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными
качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических
потребностей, но и для украшения домов, парков: художественно выполненные
мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, игрушки, а также росписи, лепнина,
отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи (см.) и т.
п. Д.-п. и. — один из древнейших видов искусства; оно выделилось из ремесла в
самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивалось в
народной среде в форме народных художественных ремесел.
Полушкин В. Панно. Фарисей и мытарь. Маркетри
Декоративность (от
латинского decorо — украшаю) Художественные свойства, которые умножают
художественные и эмоционально-выразительные качества произведений пластических
искусств. Декоративность свойственна всем видам искусств и выступает как
закономерное явление, без... которого нельзя представить себе
монументальное искусство. Её можно
рассматривать как непосредственно-чувственную, художественную форму внутренней
структуры произведения, которая последовательно и ярко выражается в синтезе искусств. Проявление монументальных и декоративных
качеств, их взаимосвязь зависят от многих причин: господствующих эстетических
идеалов, стилевого направления искусства,
социальных задач общества, пространственных концепций, методов зодчества, используемых материалов и конструкций.
Декоративность в архитектуре
Декоратор (от
латинского decor - украшение) 1) Художник, пишущий декорации. 2) Лицо,
убирающее разными украшениями, зеленью, цветами, картинами, иллюминациями и
т.п. залы для парадного... торжества, общественные сады для гулянья, улицы для торжественных встреч
или проводов кого-либо, витрины, внутренности зданий, комнат и тому подобное.
Декорационное искусство (от
латинского decorо — украшаю) Искусство создания зрительного образа
спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники.
Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального
представления, усиливает его... воздействие на зрителя. Элементами декорационного
искусства являются костюмы, маски и т.д. Также имеет названия "театрально-декорационное
искусство", "сценография".
Декорация (от
позднелатинского decoratio - украшение) Оформление сцены, киносъемочной
площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма и т.д. с
помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники,
проекции, кино и др. Основные системы... декорации:
кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная.
Тышлер А.Г. Макет декорации
к спектаклю "Ричард III" В. Шекспира.
Декорация театральная (фр.
decoration; от лат. decorare — украшать) — изображение на театральной сцене
жизненной среды, в которой действуют герои спектакля. Д. т. составляет основу
художественного оформления спектакля, в которое вместе с нею входят освещение,
бутафория и реквизит, костюм и грим актеров. Первоначально Д. т. создается
художником в эскизе (см.) или макете (см.). Д. т. включает в себя обрамление
сцены, специальный занавес (или занавесы) спектакля, изобразительное решение
сценического пространства (планшета сцены, кулис и пандуса, заднего плана).
Глазунов И. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина
"Князь Игорь".
Дентикулы (от лат.
denticulus — зубчик) — зубчики, или сухарики, — в классической архитектуре ряд
прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза, гейсона ионического, коринфского
и композитного ордеров, выполняющих роль декора.
Дентикулы
Деревянное зодчество — значительная область архитектуры, искусство
строительства из дерева, отличающееся особенностью самого материала,
конструктивных решений, планировки и отделки. В деревянных постройках с
наибольшей силой проявились национальные черты и традиции художественной
культуры и архитектуры. Свое начало деревянное зодчество берет с дохристианских
времен, когда строились деревянные островерхие языческие храмы, сторожевые
башни и укрепления городищ, жилища и бытовые постройки. Дерево было наиболее
распространенным строительным материалом до XVIII—XIX вв. Из него возводились
постройки любого назначения: соборы и дворцы, крепости и монастыри, избы, бани
и амбары, мельницы и мосты. На протяжении многих столетий существовали две
основные системы деревянных построек — срубная и каркасная. Всем типам
деревянных строений в различных странах мира были присущи общие приемы
возведения их при большом разнообразии композиционных решений, богатстве
декоративной обработки деревянных элементов. Основу русского деревянного
строения составлял сруб из горизонтально уложенных венцов, связанных в углах
врубками. Для придания сооружению художественной выразительности его возводили
из нескольких срубов различной высоты с разнообразными покрытиями: двускатными
с взаимно перпендикулярными коньками, бочечными или шатровыми.
Большую роль играла резьба на крылечных столбах, оконных наличниках, причелинах и полотенцах. Первые православные храмы на Руси тоже сооружались из дерева, например тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.). Они выполнялись рублеными, четырехугольными или многогранными в плане. Особую изящность им придавали главы на круглых шеях или криволинейные бочки, покрытые лемехом или «красным» тесом. Церковь как наиболее высокое и богато декорированное сооружение служило центром всего архитектурного комплекса. В течение долгого времени дерево являлось основным материалом при строительстве скитов, монастырей, острогов, крепостей и башен. Художественно выразительными и архитектурно завершенными были деревянные дворцы-хоромы, существовавшие до XVIII в. В XVIII в., в эпоху Петра I и Екатерины II формы и приемы европейской архитектуры вытеснили деревянное зодчество, традиции которого сохранялись в основном на Севере России. Русское деревянное зодчество легло в основу каменного зодчества и развивалось параллельно с ним. Одновременно некоторые приемы каменной архитектуры успешно использовались в деревянных постройках.
Большую роль играла резьба на крылечных столбах, оконных наличниках, причелинах и полотенцах. Первые православные храмы на Руси тоже сооружались из дерева, например тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.). Они выполнялись рублеными, четырехугольными или многогранными в плане. Особую изящность им придавали главы на круглых шеях или криволинейные бочки, покрытые лемехом или «красным» тесом. Церковь как наиболее высокое и богато декорированное сооружение служило центром всего архитектурного комплекса. В течение долгого времени дерево являлось основным материалом при строительстве скитов, монастырей, острогов, крепостей и башен. Художественно выразительными и архитектурно завершенными были деревянные дворцы-хоромы, существовавшие до XVIII в. В XVIII в., в эпоху Петра I и Екатерины II формы и приемы европейской архитектуры вытеснили деревянное зодчество, традиции которого сохранялись в основном на Севере России. Русское деревянное зодчество легло в основу каменного зодчества и развивалось параллельно с ним. Одновременно некоторые приемы каменной архитектуры успешно использовались в деревянных постройках.
Деревянный дом «вологодского типа» 1895 года после реставрации
Держава - символ царской власти, имеет форму шара. У христианских
государей с крестом на вершине. В русской иконописи с Д. изображают Господа
Саваофа, Христа, Богоматерь, обычно восседающих на царских престолах.
Икона «Господь Саваоф», с благословляющим жестом и с державой в левой
руке
Десница - правая рука. Д. Божия изображается обычно в
благословляющем жесте в окружении небесных сфер, символизирует покровительство
праведным. "Подать Д. означает заключить мир, союз" (1 Мак., XI,
62;ХIII, 45). Изображается начиная с раннехристианской эпохи в многочисленных
сюжетах. Особый вариант — в иконографии Страшного Суда: в кисти Д. Божией
заключены праведные души, представленные изображением фигур детей.
Десница
Десюдепорт (фр.
dessus-de-porte; от dessus — верх, верхняя часть и porte — дверь; произносится
«дэсю-дэпорт») — живописная или скульптурная композиция декоративного
назначения, помещенная над дверью и связанная с нею как элемент оформления
стены в целом. Десюдепорты широко применялись в декоративном убранстве парадных
интерьеров зданий, сооружавшихся в XVII—XVIII столетиях.
Ф.Б. Растрелли. Десюдепорт в одном из залов Большого Екатерининского
дворца
Детализация 1)
Действие по значению глагола детализовать и детализировать. Указание разбивки
целого на части. Например: Детализация телефонных разговоров. Детализация
решений собрания. 2) Тщательная проработка деталей изображения. В зависимости
от задачи, которую перед собой ставит художник, и его... творческой манеры, степень детализации
может быть различной.
… исполнение, отличающееся выписыванием многочисленных мелочей и
подробностей. Пример плодотворной Д. дает живопись крупнейших передвижников
(см.), а в отдаленном прошлом — практика многих художников раннего Возрождения
(см.)
Шматова Ольга. Единорог. (Детализированная картина)
Деталь (от французского detail - буквально - подробность)
В изобразительном искусстве - изобразительная и выразительная подробность,
характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа,
интерьера, портрета
и т.п., несущая повышенную смысловую нагрузку. ИЛИ Мелкая подробность, частность. Например:
Опишите проблему в целом, детали меня сейчас
не интересуют. Нарисовать дом со всеми деталями.
Детинец (древнерусск.
дътиньцъ — от дети) — в древнерусской архитектуре внутренняя часть крепости, крома,
кремля, где во время осады укрывалось мирное население.
…древнее (до XIV в.) название укрепленного центра города или крепости, позднее замененное названием «кремль» или «град», «город».
…древнее (до XIV в.) название укрепленного центра города или крепости, позднее замененное названием «кремль» или «град», «город».
Россия. Стены и башни Новгородского детинца
Деформация (фр. deformation
— искажение) — в изобразительном искусстве: отступление от воспринимаемой
глазом натуральной формы. Различного вида Д. существовали в искусстве разных
времен и народов, они связаны с индивидуальным видением художника, спецификой
решаемых задач.
Отто Дикс. «Семья». Деформация
натуры посредством «микроскопического видения»… Здесь бросаются в глаза
натруженные деформированные руки мужчины и женщины
Диабаз (гр. diabasos —
глубинный) — глубинная магматическая горная порода темно-зеленого или черного
цвета, состоящая из силикатов железа и магния. Хорошо полируется. Используется
для облицовки зданий.
диабаз из Карелии Обладает хорошей износоустойчивостью, имеет однородную структуру, отлично переносит низкие температуры,
карельский камень имеет насыщенный чёрный цвет, что делает его незаменимым для облицовки зданий или изготовления памятников и монументов.
Диадема (от
греческого diadema - повязка) Повязка, которую древние императоры носили
на лбу; она делалась из шелковой, шерстяной или льняной материи обыкновенно
белого цвета и часто украшалась золотым шитьем, драгоценными камнями, лавровыми
листьями. Служила... Служила знаком победы, символом жреца или правителя.
Также она символизировала круг непрерывности и бесконечную длительность. Также
диадемой мог быть металлический обруч с драгоценными камнями (венец, корона).
Теперь диадемой называют женское головное драгоценное украшение в форме
небольшой открытой короны из золота, драгоценных камней или жемчуга. Часто
венец диадемы не замыкается в кольцо, а
остаётся открытым. В некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется
к волосам.
Виды диадем
Дивизионизм (от
французского division — разделение) Система живописи, основанная на
методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые точками
различной конфигурации наносятся на холст, а затем при восприятии картины
зрителем с определенного положения... оптически сливались в нужный
художнику цвет в сетчатке глаза.
… живописная система, основанная на
методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые
фиксируются на полотне четко различимыми отдельными мазками в расчете на
оптическое смешение этих мазков при зрительном восприятии картины. Разработана
Ж. Сера и П. Синьяком; применялась многими мастерами неоимпрессионизма.
Ж. Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884-1886 г.
Дизайн (по-английски
design, от итальянского disegno - обозначивание) Это творческая
деятельность, целью которой является определение формальных качеств
промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным
образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают...
изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения
изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды,
которая обусловлена промышленным производством. Дизайн - это творческий метод, процесс и результат
художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и
систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия
создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как
утилитарным, так и эстетическим. Это специфический ряд проектной деятельности,
объединивший художественно-предметное творчество
и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.
…(англ. design — буквально чертеж, проект) — метод проектирования, при котором конструируемому предмету придаются, помимо основных его свойств, качества красоты, экономичности, физического удобства для пользователя. Д. возник в начале 1920-х гг. в России («производственное искусство»), затем центром его развития стали США. В формировании внешнего облика современного индустриального общества Д. играет значительную роль, определяя принципы художественного оформления объектов производственной сферы и быта.
…(англ. design — буквально чертеж, проект) — метод проектирования, при котором конструируемому предмету придаются, помимо основных его свойств, качества красоты, экономичности, физического удобства для пользователя. Д. возник в начале 1920-х гг. в России («производственное искусство»), затем центром его развития стали США. В формировании внешнего облика современного индустриального общества Д. играет значительную роль, определяя принципы художественного оформления объектов производственной сферы и быта.
Элементы графического дизайна
Дикие (по-французски
fauve, отсюда "фовизм") Направление во французской живописи и
музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были
продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих
от картин энергии и страсти, один из... французских критиков в насмешку
назвал этих живописцев дикими зверями (les
fauves). Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей
теории и просуществовало недолго (1905 - 1907 г.), оставив, однако, заметный след в
истории искусства. Вдохновителями фовистов
послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный
интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим
цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это
придавало выразительности композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины». В группу "диких"
входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А.
Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген. Художественной манере
"диких" были свойственны стихийная
динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного
выражения, яркий колорит, пронзительная
чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в
резком обобщении пространства, рисунка,
объема. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических
плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
А. Матисс. Сидящий Риффиан, 1913 г.
Диорама (от
греческого dia - через, сквозь и horama - вид, зрелище) Лентообразная,
изогнутая полукругом живописная картина-декорация больших размеров с передним
предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Изображает
здания, пейзажи или батальные сцены с переменным... освещением. Диораму
относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия
присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Первая
советская диорама «Взятие Ростова», посвященная событиям Гражданской войны,
была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена
в годы Великой Отечественной войны. В создании диорам принимали участие М.И. Авилов, В.К. Быляницкий-Бируля, Г.Н. Горелов, Б.В.
Иогансон, А.А. Лабас, А.В. Моравов, А.А. Пластов, Г.К. Савицкий, В.С. Сварог,
П.П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников
имени М.Б. Грекова, образованной в 1934 году. В 1977 году Е.И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась
в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до
начала перестройки — на ВДНХ в Москве.
… особая (наряду с панорамой, см.) разновидность изобразительного искусства, где живопись дополняется другими художественными средствами: бутафорными или реальными предметами, искусственным освещением. Д. имеет вид невысокого полуцилиндра, внутри которого всю вертикальную поверхность занимает живопись, а горизонтальную — предметный план, макет. Зритель находится снаружи, перед большим проемом в передней стенке Д. Как и панорама, Д. дает иллюзию обширных пространств и изображает преимущественно батальные сцены. В прошлом отличительные свойства Д. были основаны главным образом на особой технике исполнения: живопись наносилась на полупрозрачную поверхность с обеих сторон; изменчивым двухсторонним освещением достигалась многочисленность эффектов Д.
… особая (наряду с панорамой, см.) разновидность изобразительного искусства, где живопись дополняется другими художественными средствами: бутафорными или реальными предметами, искусственным освещением. Д. имеет вид невысокого полуцилиндра, внутри которого всю вертикальную поверхность занимает живопись, а горизонтальную — предметный план, макет. Зритель находится снаружи, перед большим проемом в передней стенке Д. Как и панорама, Д. дает иллюзию обширных пространств и изображает преимущественно батальные сцены. В прошлом отличительные свойства Д. были основаны главным образом на особой технике исполнения: живопись наносилась на полупрозрачную поверхность с обеих сторон; изменчивым двухсторонним освещением достигалась многочисленность эффектов Д.
Россия. Блокада Ленинграда. Диарама. Фрагмент
Диптер (гр. dipteros —
двойной) — тип древнегреческого храма, окруженный со всех сторон двумя рядами
колонн. См. также периптер.
… тип античного храма, имеющего прямоугольный план и окруженного двумя рядами колонн. Довольно часто по типу такого храма возводились здания и сооружения иного назначения, например общественные.
… тип античного храма, имеющего прямоугольный план и окруженного двумя рядами колонн. Довольно часто по типу такого храма возводились здания и сооружения иного назначения, например общественные.
Схема диптера
Диптих (от
греческого diptychos - двойной, сложенный вдвое) 1) Две деревянные,
костяные или металлические продолговатые дощечки, соединенные одна с другой с
помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного
переплета. Снаружи они имели гладкую поверхность или... или же украшались
резною работою.
1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке; 2) две картины, связанные единым замыслом. … в западноевропейском искусстве прошлого двухчастный складень (см.) с рельефными или живописными изображениями, широко распространенный в искусстве средневековья. Ср. Триптих, Полиптих.
1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке; 2) две картины, связанные единым замыслом. … в западноевропейском искусстве прошлого двухчастный складень (см.) с рельефными или живописными изображениями, широко распространенный в искусстве средневековья. Ср. Триптих, Полиптих.
А. Дюрер. Диптих Адам и Ева
Доисторическое искусство (то
же, что и первобытное искусство) Доисторическое искусство возникло около
30-го тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек
современного типа. В эпоху палеолита, главного периода доисторической эпохи,
территория Западной Европы покрыта... бескрайними степями: человек работает
с кремнем, деревом, костью, рогом и слоновой костью с целью создания орудий,
необходимых в кочевых условиях. Все это и определяет характер искусства палеолита. Непосредственной причиной
возникновения искусства были реальные
потребности повседневной жизни. Так, например, искусство
танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок,
образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В
возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и
то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации
коллективного труда.
Чехия. Статуэтка из Глубоке-Машувки
Красота старинных документов
Доличник (Платечник) - термины русских иконописцев: художник
иконописец, специализировавшийся в писании одежд и пейзажных стаффажей (палат,
- горок и т.п.), а также всего, кроме ликов и других открытых частей тела.
Доличное письмо (иконопись)
В русской иконе предшествующее исполнению живописи лица и открытых частей тела
(личное письмо) изображение пейзажа, архитектурных и бытийных аксессуаров,
одежды и т.д. Мастер, пишущий эти элементы иконы, именуется доличником или...
платечником.
… термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение пейзажа,
архитектуры, утвари, одежды — всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей
тела. Работа по Д. п. часто распределялась между отдельными
мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только
одежду и т. д.). Д. п. предшествовало в ходе исполнения иконы личному письму
(см.).
Икона Божией Матери «Умиление»
Доломит (гр. dolomitos —
легко обрабатываемый) — минерал, разновидность осадочных известняковых пород
серо-желтоватого, реже черного цвета, состоящая из карбоната кальция и магния.
Мягкий, хорошо обрабатывается. Широко используется в архитектуре и скульптуре.
Доломит является экологически чистым и безопасным строительным материалом.
Доломит имеет прекрасные свойства природного камня: высокую прочность,
интересный рисунок, позволяющий создавать необычные композиции. Теплый цвет доломита
хорошо сочетается практически со всеми строительными и природными материалами
при облицовке загородных домов и коттеджей, а его блочность позволяет
изготавливать различные по сложности архитектурные элементы. Доломит –
осадочно-метаморфическая горная порода характеризующаяся большей, по сравнению
с мрамором, твёрдостью и прочностью. Доломит можно широко использовать для
экстерьерных работ ввиду его высокой морозостойкости.
Тюрин Тимофей. "Утка-прародительница". Доломит
Доминанта (лат.) [dominant; Dominante f; dominante (f)]
— в архитектуре - господствующий элемент в композиции ансамбля, возвышающийся
над окружающей застройкой. Обычно доминантой служат высокое здание, памятник,
колокольня и т. п.
Архитектурная доминанта Праги — собор святого Вита, кафедральный собор
города. Высотная
доминанта города.
Доминанта цветовая – в живописи это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей.
Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года.
Доминирующий цвет воздействует на зрителя
совместно с композицией.
Коровин К.А. Северная идиллия. 1886. Холст, масло. 113 х 153. Цветовая
доминанта в картине – красный цвет
Донатор (от
латинского donator - даритель) В искусстве средневековья и Возрождения (а
иногда и в искусстве более позднего времени) заказчик или строитель
(организатор и покровитель строительства) католического храма (с моделью здания
в руках) либо заказчик и даритель украшающего храм... произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
В православной церкви и древневосточных церквях такое лицо называется ктитором.
Картины, которые приносились в дар таким образом,
были созданы в знак благодарности за дарованное избавление от чумы, победу в
войне, освобождение из плена после военного поражения и так далее. Такие
выполненные по обету картины обычно
изображают Деву Марию с Младенцем и со святыми, они включают также портрет донатора, коленопреклоненного перед троном Девы
Марии, часто с его женой и со всем семейством. Фигура донатора может быть меньшего размера, чем фигуры
святых, которые его окружают.Изображение донатора
- одно из первых образцов портретной живописи в средние века; оно было очень
распространено в религиозных композициях, миниатюрах и станковых картинах
XIV-XVII в. Фигура донатора, стоящего на
коленях, помещалась справа или слева от основного сюжета
картины, а в триптихах - на створках. Если в живописи итальянского кватроченто
донатор изображался в профиль, то на картинах французских или фламандских мастеров - в три четверти. В XIV в. фигура донатора была значительно меньших размеров, по
сравнению со священными персонажами, Христом, Мадонной или святыми. Но художники XV в. отказались от этой иерархии,
придавая донатору ту же значимость, что и святым покровителям (Ян Ван Эйк -
"Мадонна канцлера Ролена", Париж, Лувр; Тициан - "Мадонна Пезаро", Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари). С
расширением церковного покровительства искусствам в эпоху Ренессанса подобные картины
становятся обычными для многих художественных
школ. В широком смысле донатор — это вообще жертвователь на храм любой религии.
В еще более широком смысле — жертвующий что-либо человек.
Ян ван Эйк. Мадонна и донатор канцлер Ролен
Донжон - (франц.) [donjon; Donjon m; donjon (m)] — главная башня
феодального замка. Чаще всего это массивное сооружение возводилось в
недоступном для врага месте. Оно имело круглый или четырехугольный план, в его
толстых мощных стенах были устроены бойницы и амбразуры.
Донжон в Lillebonne, Франция
Дополнительные цвета —
цвета, которые при сопоставлении усиливают друг друга: красный и
голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и синий; зеленовато-желтый и
фиолетовый; зеленый и пурпурный. Иногда их называют контрастными, хотя с
физической точки зрения эти понятия не тождественны.
Дорийский стиль (от гр.
doricos) — Один из первоначальных художественных стилей искусства Древней
Греции, распространившийся на ее территории с середины XIII в. до н. э в связи
с дорийским вторжением. Дорический стиль в строительстве (названный по племени
дорийцев, к которым принадлежали спартанцы) обладал свойствами простоты и
ясного членения форм. Характеризуется геометрической орнаментацией бронзовых и
железных изделий. В архитектуре дорийцы стали изобретателями ордера, который
впоследствии был назван дорическим. Самые ранние храмы строились из дерева и
представляли собой молельную камеру с помещенной внутрь статуей божества и
окруженную рядом опор, несущих тяжесть перекрытия. Колонны поддерживают
каменные балки - архитавры, а вся верхняя часть - антаблемент. Выступающие
торцы балок выдают деревянный прототип постройки. На этих выступах высекались
три вертикальных желобка, называемых триглифами. Промежутки между триглифами
называются метопы. Примечательна форма колонн: с легким набуханием к середине и
постепенным сужением кверху. Возникает эффект пружинящих колонн.Около 600 года
до н. э. греки стали воспроизводить эти конструкции в камне.
Парфенон принадлежит к дорическому стилю
Дорический ордер (по
названию дорических племен Древней Греции) — архитектурный ордер, отличающийся
мощными, тяжелыми пропорциями колонн с каннелюрами, отсутствием баз, простой
капителью, состоящей из эхина и абаки, а также фризом с чередующимися
триглифами и метопами. Дорический ордер – самый первый и самый простой. Колонна
строгая, стройная. У нее маленькая база, или даже ее нет. Кроны – капители тоже
почти нет, всего лишь небольшое утолщение сверху. Дорическая колонна больше
всех похожа на живое дерево в своем стволе: он весь покрыт вертикальными желобками – каннелюрами. Дорическая
колонна, как дерево зимой, это колонна – зима.
Колонна. Дорический ордер
Доска — в технике и
технологии гравюры: пластина или плитка из металла, дерева и других материалов,
на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания. После
такой обработки доски термин Д. может полностью соответствовать
полиграфическому термину «печатная форма».
Доска иконная - древесная основа под икону, обычно липовая, реже
сосновая, еловая или дубовая. Несколько Д. плотно соединяют боковыми сторонами в
единый щит нужного размера, склеивают их животным клеем (мездровым, казеиновым
и т. п.) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов.
Скрепление усиливают внутренними шипами (планками), а с тыльной стороны — еще и
"карасиками" или "ласточками". С лицевой стороны, в месте
расположения сюжета, делают плоское углубление — ковчег, обрамленный выступом,
который называется полем. Скос между ковчегом и полем называется лузгой.
Иконная доска фигурная
Драпировка (фр. drap —
сукно, простыня) 1)
Драпировка — в скульптуре и живописи — туники, тоги, плащи и другие широкие,
свободные одежды, в которые художник облекает изображённые человеческие фигуры,
и вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах. Также этим
словом часто обозначают сам процесс драпирования и применяемые для этого
материалы и… конструкции. Правила искусного драпирования фигур одинаковы
как для живописи, так и для ваяния; они сводятся к требованию, чтобы
драпировка, прикрывая тело, не скрадывала совершенно его форм, но позволяла
зрителю догадываться о них, не мешала ему понимать движение
фигуры и в особенности не нарушала её жизненности и изящества неправдоподобием
и некрасивостью своих изгибов и складок.
… в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер (трактовку) складок на одеждах или тканях вообще. Термин Д., широко распространенный в прошлом, чаще всего применялся художниками академического направления.
… в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер (трактовку) складок на одеждах или тканях вообще. Термин Д., широко распространенный в прошлом, чаще всего применялся художниками академического направления.
Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой
Древнерусское искусство —
начальный этап развития русского искусства (IX—XIII вв.), время его сложения и
первого расцвета. Искусство Древней Руси вобрало в себя традиции
восточнославянской культуры, опыт христианского искусства Византии. Яркие
памятники Д. и. оставило в виде храмов, дворцов, мозаик, фресок, икон,
миниатюр, декоративных изделий Киева, Чернигова, Новгорода, Пскова, Владимира,
Суздаля, Переславля-Залесского и других городов. Д. и. послужило базой для
развития русской, украинской и белорусской художественных школ XIV—XVII вв.
… средневековая архитектура, развивавшаяся на территории Древнерусского государства IX—XIII вв. и Великорусского государства XIV—XVII вв. Уже в XII в. во всех русских землях сформировались собственные художественные школы, основанные на традициях и достижениях предшествующей архитектуры. Появляются собственные приемы кладки стен, возведения сводов и куполов, в конструкциях зданий используются колонны и каменные столбы. В это же время складывается основной тип древнерусского храма — четырехстолпный, трехнефный с апсидами крестово-купольный храм. В архитектуре храмов воплотились идеи могущества и славы Древнерусского государства. Для них характерны жизнерадостность, выразительный силуэт, гармоничность пропорций, красота, подчеркнутая окружающим ландшафтом. Для украшения церковных зданий применяется мозаика, фресковая живопись, резьба по камню. Однако общий облик городов Руси продолжает оставаться деревянным. XIV—XVI вв. характеризуются возведением каменных строений всех типов, отличающихся большой легкостью и живописностью. Замена белого камня кирпичом привела к появлению новых декоративных мотивов, парапетов, карнизов, профилированных деталей. В последующие столетия начинается более интенсивное строительство как церковных, так и светских зданий. К концу XVII в. в русском зодчестве широко применяется ордер, сначала в качестве декора, в дальнейшем — как важнейший компонент архитектуры. Четкость архитектурных форм здания, строгую тектоничность русских сооружений XVI—XVII вв. можно противопоставить живописному началу западноевропейского барокко. Архитектура Русского государства IX—XVII носила яркий национальный и самостоятельный характер.
Ее развитие шло почти независимо от смены стилей, происходившей в западноевропейских странах. XVII столетие явилось для нее переходным этапом от древнерусского зодчества к новой русской архитектуре, которая получила от него богатейшее наследие. Зодчество Древней Руси отличалось целесообразностью строений, ясностью композиции, простотой и выразительностью архитектурных форм, характером и необходимостью декора фасадов и интеръеров, живописной планировкой, тесно связанной с окружающей природой и рельефом местности. Все эти характерные черты древнерусского зодчества, сложившиеся за 700 лет его развития, явились ценным вкладом в дальнейшее развитие русской архитектуры в целом. Древнерусское зодчество дало миру немало прекрасных произведений, многие из которых составляют гордость всемирной архитектуры.
… средневековая архитектура, развивавшаяся на территории Древнерусского государства IX—XIII вв. и Великорусского государства XIV—XVII вв. Уже в XII в. во всех русских землях сформировались собственные художественные школы, основанные на традициях и достижениях предшествующей архитектуры. Появляются собственные приемы кладки стен, возведения сводов и куполов, в конструкциях зданий используются колонны и каменные столбы. В это же время складывается основной тип древнерусского храма — четырехстолпный, трехнефный с апсидами крестово-купольный храм. В архитектуре храмов воплотились идеи могущества и славы Древнерусского государства. Для них характерны жизнерадостность, выразительный силуэт, гармоничность пропорций, красота, подчеркнутая окружающим ландшафтом. Для украшения церковных зданий применяется мозаика, фресковая живопись, резьба по камню. Однако общий облик городов Руси продолжает оставаться деревянным. XIV—XVI вв. характеризуются возведением каменных строений всех типов, отличающихся большой легкостью и живописностью. Замена белого камня кирпичом привела к появлению новых декоративных мотивов, парапетов, карнизов, профилированных деталей. В последующие столетия начинается более интенсивное строительство как церковных, так и светских зданий. К концу XVII в. в русском зодчестве широко применяется ордер, сначала в качестве декора, в дальнейшем — как важнейший компонент архитектуры. Четкость архитектурных форм здания, строгую тектоничность русских сооружений XVI—XVII вв. можно противопоставить живописному началу западноевропейского барокко. Архитектура Русского государства IX—XVII носила яркий национальный и самостоятельный характер.
Ее развитие шло почти независимо от смены стилей, происходившей в западноевропейских странах. XVII столетие явилось для нее переходным этапом от древнерусского зодчества к новой русской архитектуре, которая получила от него богатейшее наследие. Зодчество Древней Руси отличалось целесообразностью строений, ясностью композиции, простотой и выразительностью архитектурных форм, характером и необходимостью декора фасадов и интеръеров, живописной планировкой, тесно связанной с окружающей природой и рельефом местности. Все эти характерные черты древнерусского зодчества, сложившиеся за 700 лет его развития, явились ценным вкладом в дальнейшее развитие русской архитектуры в целом. Древнерусское зодчество дало миру немало прекрасных произведений, многие из которых составляют гордость всемирной архитектуры.
Россия. Владимир. Золотые ворота во Владимире — были воздвигнуты в 1164
и реконструированы в 1795
Дрель, дриль (нем. Drell,
голл. dril) — в технологии скульптуры инструмент для вращения сверла,
употребляемый при обработке твердых материалов.
Дриппинг (от
английского drip - капать) Прием, типичный для художников абстрактного
экспрессионизма. На полотно (часто положенное на пол) капают, прыскают,
брызгают краски – создаются спонтанные, неожиданные изобразительные эффекты. К
приему дриппинга прибегал Ханс... Хофман, особенно широко применял его
Джексон Поллок и другие представители живописи действия.
Джексон Полок. Номер 31
Дублет (фр. doublet; от
double — двойной) — второй экземпляр художественного произведения
(тождественный с первым), например, авторская копия, полностью совпадающая с
оригиналом. Нередко передается художником для хранения в запасниках музеев,
галерей. Ср. Повторение, Реплика.
Дублирование (от
французского doubler - удваивать) 1) Исполнение чего-либо в двух
экземплярах, сдваивание, выполнение сходных (одинаковых) действий, направленных
на достижение одной цели. Дублирование - вид... резервирования.
… реставрационный термин, означающий укрепление обветшавшей или
поврежденной основы (см.) живописного произведения наклеиванием ее на другую
основу. Д. чаще всего применяется в области масляной живописи.
Дулёвский фарфоровый завод (от
названия города Ликино-Дулёво в Орехово-Зуевском районе Московской области
России) Одно из крупнейших в России предприятий по изготовлению бытового и
художественного фарфора. Основан Т.Я. Кузнецовым в 1832 г. в пустоши Дулёво. В
1832 году в Дулёве фамилией Кузнецовых, выходцев из гжельских…
крестьян-старообрядцев, был основан фарфоровый завод. Земли, на которых
впоследствии расположился завод, были куплены дедом самого известного в
Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова - Терентием
Яковлевичем Кузнецовым в 1832 году у обедневших помещиков Сарычевых.
С 1889 до 1917 г. принадлежал товариществу
М.С. Кузнецова. Изделия этого периода отличаются безупречным исполнением и
эклектичным декором. После 1917
г. завод был реконструирован. Изделия отличает
декоративная роспись крупными цветовыми пятнами (обычно красного, синего и
зеленого цветов), обильная позолота с росписью (вазы, сервизы, блюда и т.д.).
Выпускаются также декоративно-скульптурные композиции и фигурки.
Тарелка настенная (Натюрморт)
Дунайская школа (по-французски
ecole du Danube) Направление в живописи и графике Германии и Австрии 1-й пол.
16 в. (раннее творчество Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера). Для
Дунайской школы характерны эмоционально-романтическое восприятие природы,
интерес к передаче... пространства и света, сказочность образов. Дунайская
школа, известная также под названием «Дунайский стиль» или «Дунайская живопись», обозначала последнюю стадию развития
позднеготической живописи в Австрии и Баварии
в период 1500-1530 г.
Основателем Дунайской школы является Лукас Кранах Старший, главой — Альбрехт Альтдорфер. Яркий представитель школы
Вольф Губер. Представляют школу ряд работ Ганса Зебальда
Лаутензака, Хиршфогеля
Л. Кранах. Мадонна с гроздью
Дученто (от
итальянского ducento - двести) Итальянское название XIII века, которое в
истории культуры и искусства используется для обозначения определённого периода
в развитии итальянского искусства Возрождения. Дученто - начало Проторенессанса.
Дученто, как и... треченто, сыграло
большую роль в развитии итальянского искусства.
В это переходное время был подготовлен будущий подъём ренессансного искусства, зародился особый интерес к античности,
человека стали воспринимать как сознательную и мыслящую личность. В период
дученто темпы развития архитектуры, живописи
и скульптуры не совпадали. Ведущим видом изобразительного искусства дученто была архитектура. Бурное экономическое развитие в 12-13
в. итальянских городов-коммун создало почву для постепенной ломки
средневекового мировоззрения. Для искусства этого времени характерны
возникновение многочисленных местных художественных
школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных
средневековых мастеров творческих индивидуальностей. Наряду с широким
распространением так называемой византийской манеры,
вызванным притоком греческих мастеров после
взятия крестоносцами Константинополя (1204 г.), и с расцветом иконописи искусству 13 в. свойственны рост реалистических тенденций
в рамках традиционной византийской и готической иконографии,
пробуждение интереса к реальному миру и наследию античности. Проторенессансные
черты проявились в 13 в. в разной мере в работах скульпторов Никколо Пизано и
Арнольфо ди Камбио, живописцев Чимабуэ и
Пьетро Каваллини и в особенности в формировавшемся на рубеже 13-14 в.
творчестве поэта Данте и живописца Джотто.
Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря
Дьяконник (греч.) [robing room; Diakonikon n; salle (f) de diacre]
— в христианских храмах помещение в южной части алтаря, в которое ведут южные
двери иконостаса. В католических храмах дьяконник называется сакристией.
Сакристия (дьяконник) в соборе г. Брессаноне
Дымковская игрушка (вятская
игрушка) - (от
названия слободы Дымково в составе города Кирова, Россия) Один из русских
народных глиняных художественных промыслов. Возник более 400 лет назад в
заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). В 15-16
веках, когда, как считают этнографы, выделился оригинальный… стиль дымковской игрушки, языческие верования уже
практически утратили свой "престиж". Если в древности насыщенность
содержания ритуалов вполне компенсировала простоту их форм, то по мере потери
смысла, внешние формы изменялись, становясь все более яркими и вычурными.
… русский народный художественный промысел. Издавна существует в слободе
Дымково близ г. Вятка. Лепится из глины, обжигается и по белому меловому
грунту раскрашивается темперой (геометрический узор), украшается сусальным
золотом. Изображает животных, всадников, людей, сказочные и бытовые сцены,
отличается обобщенными, несколько гротескными формами.
Индюк (Дымковская игрушка)
Дымник – в русском зодчестве -
печная труба, верхняя наружная часть деревянного дымохода. Вместе с
шеломом и деревянным дымоходом — «дымником»,— зачастую сложной и занятной
формы, они венчают все здание и вносят в его силуэт очень важный, завершающий
штрих.
Россия. Русская изба. Даже в дымнике курной избы чувствуется рука
художника
Дынька - [dynka; Dekorteil in Form einer Zuckermelone; renflement
(m) des colonnes en bois] — декоративная деталь, напоминающая по форме дыню,
применялась для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных
наличников. Характерна для древнерусского зодчества.
Дынька
Дюссельдорфская школа (от
названия города Дюссельдорф в Германии) Наиболее влиятельная из местных школ
немецкой живописи 19 в. Сложилась в связи с основанием (1819 г.) Академии
художеств в Дюссельдорфе. Её первый директор П. Корнелиус стремился придать ей
далёкое от жизни направление в духе академизма... и реакционного романтизма. Академия создана в 1773 г. как Академия живописи, архитектуры и скульптуры
при пфальцграфе Нойбургском на базе школы живописи,
основанной в 1762 г.
Ламбертом Краге. За период c 1819 по 1918 представителя школы были около 4000
художников, в том числе: Арбо, Петер Николай Беккер, Якоб Берг, Гуннар Беренс, Петер и многие другие.
Людвиг Кнаус. Девочка в поле
Дятьковский хрустальный завод (от
названия города Дятьково в Брянской области России) Предприятие по
изготовлению сортовой (столовой) стеклянной посуды и изделий из хрусталя.
Жемчужина Российского художественного стеклоделия, старейшее и крупнейшее
предприятие, сохранившее традиции искусных мастеров, воплощённые... в
продукции великолепного качества из чистого, идеально прозрачного, сверкающего
гранями хрусталя, обработанного руками российских умельцев. Был основан в 1790
году дворянкой Марией Мальцовой. Завод стал выпускать высокохудожественный
хрусталь с виртуозно тонкой алмазной гранью и изделия с нацветом… Именно на
Дятьковском хрустальном заводе выполнялись знаменитые призы - «Хрустальная
боксерская перчатка» и «Хрустальный конек» - приз газеты «Московские новости»
по фигурному катанию. Лучшие учителя России с 1997 года получают награды -
«Хрустальных пеликанов». В 2001 году была выполнена награда для лучших врачей
РФ - хрустальная «Богиня медицины».
В историческом центре Дятькова построен храм-часовня «Неопалимая
Купина», в память о погибших воинах- земляках. Хрустальное убранство храма
состоит из нескольких тысяч деталей, хрустальные фрагменты иконостаса весят
несколько тонн. Эту работу ООО Дятьковский хрустальный завод посвящает памяти
основателей Дятьковского хрустального завода, семьи Мальцовых и всех поколений
дятьковских хрустальщиков.
В церкви сооружен единственный в мире хрустальный иконостас, элементы которого создавались вручную и безвозмездно работниками ООО "Дятьковский хрустальный завод" по сохраненным старинным эскизам.
Авторы этого проекта, который, несомненно, станет яркой страницей в истории мирового стеклоделия - Заслуженный художник России Евгения Ивановна Вольнова и инженер-конструктор Леонид Александрович Чижов.
В церкви сооружен единственный в мире хрустальный иконостас, элементы которого создавались вручную и безвозмездно работниками ООО "Дятьковский хрустальный завод" по сохраненным старинным эскизам.
Авторы этого проекта, который, несомненно, станет яркой страницей в истории мирового стеклоделия - Заслуженный художник России Евгения Ивановна Вольнова и инженер-конструктор Леонид Александрович Чижов.
Подробнее здесь http://lugrich.info/post212995271
Комментариев нет:
Отправить комментарий