Автор
повести – Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж.
Северная рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
Шушенское
(Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском")
Еще до войны, работая в березовской и минусинской
газетах, он не раз бывал в Шушенском, месте ссылки В. И. Ленина. У Мешкова давно
зрела мысль воспроизвести эти места средствами линогравюры. Он сделал шесть станковых
линогравюр. Все эти работы экспонировались на Красноярской краевой выставке и получили
высокую оценку зрителей и специалистов. Это было нелегко: к «Сибирской Лениниане»
подходило уже немало художников, и каждый из них со своим видением, с душевным волнением.
Мешков
В.И. Шушенское. Ночь на Думной горе. Цветная линогравюра
Мешков
В.И. Шушенское. Морозное утро. Цветная линогравюра
Мешков
В.И. Шушенское. Шушенские зори. Цветная линогравюра
Мешков
В.И. Шушенское. На зорьке. Охотничьи места В. И. Ленина. Цветная линогравюра
А началась Лениниана давно. Газета «Красноярский
рабочий» 6 мая 1925 года писала: «Художник Никулин дал впервые в Красноярске целую
серию цветных гравюр на линолеуме. Он показал пролетариату города Шушенское — место
ссылки Ленина». Ленинскую тему успешно разрабатывал также К. Вальдман, другие красноярские
художники. Тем дороже для Мешкова было благожелательное отношение зрителей и профессионалов
к его поискам, начинанию.
Поддержка товарищей окрыляла, но еще более требовала
к себе строгого отношения. Ему с дружеской прямотой говорили: «Ты добился определенного
успеха, как художник состоялся. Но это еще не становление. У мастера должна быть
своя, «магистральная» тема...» Нельзя сказать, что Мешков не искал, не нащупывал
ее. Он, может быть, еще не определил ее точно, но тема эта жила в нем, зрела. Основной
любовью оставался Север.
***
С цветной линогравюрой он вышел к зрителям не как
северный художник-пейзажист, каким принято считать Мешкова, а как художник-историк,
продолжатель графической Ленинианы: слишком глубоко он проникся темой шушенского
периода ленинской ссылки. И не мог быть равнодушным к серьезным замечаниям, которые
получил после первой демонстрации своих работ на ленинскую тему. Например, искусствовед
М. Баранов отмечал, что «в гравюрах чувствуется подражание приемам своего учителя
И.Н. Павлова», что он «не сумел достигнуть павловской певучести линий; сочности
тона и выразительности формы». Начиная новую работу, Мешков еще и еще раз побывал
в Шушенском, прошел всеми «ленинскими тропами», глубоко изучил исторический материал,
снова прочувствовал значительность событий, связанных с именем В. И. Ленина. И решил
не повторяться, а сделать новые гравюры, по-новому.
Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Озеро Бутаково. 1969 г. бумага, цветная
линогравюра, 60 х 42
Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Озеро Перово. 1969 г. бумага, цветная
линогравюра, 42 х 60
Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Речка Шушь. 1969 г. бумага, цветная
линогравюра, 42 х 59,5
Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Шушенская осень. 1969 г. бумага, цветная
линогравюра, 40 х 59,5
Мешков
В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Немые свидетели. 1969 г. бумага, цветная
линогравюра, 42 х 59
Мешков В.И. Дорога у поскотины. Шушенское
Работа продвигалась медленно, не раз менялась композиция
рисунка. И вот когда уже, казалось, удовлетворивший его рисунок переносился на линолеум
и был вырезан, Мешков откладывал доску (лист линолеума), начинал рисовать и резать
заново. А ведь по замыслу каждый эстамп должен был печататься в три-четыре краски.
Это значит, для каждой краски должна быть вырезана отдельная доска, и каждый штрих
на них должен совпадать с ювелирной точностью. Но и это еще не все! Сложенные три-четыре
краски должны образовать соответствующий замыслу тон. А каким он должен быть? Первоначальный
замысел был основан на контрасте мрачных и светлых тонов. Сделал. Не понравилось.
Новые поиски, новые мучения. Кто знает, не сыграла ли здесь свою роль удивительная
по колориту палитра Севера? Во всяком случае, на лучших его листах я увидел северную
гамму: теплые золотисто-желтые, зеленоватые, фиолетово-розовые, сиренево-серые тона.
Пять работ Владимира Мешкова были приняты на республиканскую
выставку 1951 года в Москве. Все они получили высокую оценку.
В статье, напечатанной в первом номере журнала «Искусство»
за 1952 год, М. Сокольников писал: «В станковых гравюрах на линолеуме В. Мешкова
чувствуется хорошее влияние традиций реалистической школы И. Павлова. Художник
создал целую серию цветных эстампов, запечатлевающих места, связанные с пребыванием
В.И. Ленина в Сибири...»
Это была первая серьезная победа художника Мешкова.
***
Мешков — непременный участник краевых выставок 1951,
1954 годов. Его работы привлекают внимание. Не забывает о нем и печать. Товарищи
подмечают его рост, однако ждут большего.
Борис Ряузов, в то время председатель Красноярского
отделения Союза советских художников, так оценил творчество Мешкова: «Работая в
области композиции пейзажа, художник не увлекается его чисто экзотической стороной.
Ощущая красоту и величие сибирского пейзажа, Мешков умело вписывает в него типические
явления человеческой жизни. Этот верный, истинно реалистический метод пейзажного
искусства помогает художнику глубже, красочней высказать свои мысли и чувства о
родной природе, о жизни людей на ее необъятных просторах». Ряузов отметил, что замечательной
чертой в творчестве Мешкова является «умение проникать в тему, материал и искренне
воплощать прочувствованное в своих произведениях».
Но главным для Владимира Мешкова было напутствие
товарища: «Желательно посоветовать автору одно — чтобы он уделял больше внимания
цветовому решению исполняемых композиций. Если Владимир Мешков в дальнейшем будет
насыщать свои произведения более правдивым, выразительным тоном, они, несомненно,
станут произведениями, которые войдут в сокровищницу нашего советского изобразительного
искусства...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий