Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 2 января 2013 г.

Повесть о художнике В.И. Мешкове. Глава 4. Продолжение. Шушенское


Автор повести – Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж. Северная рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
Шушенское
(Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском")
Еще до войны, работая в березовской и минусинской газетах, он не раз бывал в Шушенском, мес­те ссылки В. И. Ленина. У Мешкова давно зрела мысль вос­произвести эти места средствами линогравюры. Он сделал шесть станковых линогравюр. Все эти работы экспонирова­лись на Красноярской краевой выставке и получили высокую оценку зрителей и специалистов. Это было нелегко: к «Си­бирской Лениниане» подходило уже немало художников, и каждый из них со своим видением, с душевным волнением.
 Мешков В.И. Шушенское. Ночь на Думной горе. Цветная линогравюра
 Мешков В.И. Шушенское. Морозное утро. Цветная линогравюра

 Мешков В.И. Шушенское. Шушенские зори. Цветная линогравюра

 Мешков В.И. Шушенское. На зорьке. Охотничьи места В. И. Ленина. Цветная линогравюра

А началась Лениниана давно. Газета «Красноярский ра­бочий» 6 мая 1925 года писала: «Художник Никулин дал впервые в Красноярске целую серию цветных гравюр на ли­нолеуме. Он показал пролетариату города Шушенское — место ссылки Ленина». Ленинскую тему успешно разрабатывал также К. Вальдман, другие красноярские художники. Тем дороже для Мешкова было благожелательное отноше­ние зрителей и профессионалов к его поискам, начинанию.
Поддержка товарищей окрыляла, но еще более требо­вала к себе строгого отношения. Ему с дружеской прямотой говорили: «Ты добился определенного успеха, как художник состоялся. Но это еще не становление. У мастера должна быть своя, «магистральная» тема...» Нельзя сказать, что Меш­ков не искал, не нащупывал ее. Он, может быть, еще не оп­ределил ее точно, но тема эта жила в нем, зрела. Основной любовью оставался Север.
***
С цветной линогравюрой он вышел к зрителям не как северный художник-пейзажист, каким принято считать Мешкова, а как художник-историк, продолжатель графичес­кой Ленинианы: слишком глубоко он проникся темой шушен­ского периода ленинской ссылки. И не мог быть равнодушным к серьезным замечаниям, которые получил после первой де­монстрации своих работ на ленинскую тему. Например, ис­кусствовед М. Баранов отмечал, что «в гравюрах чувствует­ся подражание приемам своего учителя И.Н. Павлова», что он «не сумел достигнуть павловской певучести линий; соч­ности тона и выразительности формы». Начиная новую ра­боту, Мешков еще и еще раз побывал в Шушенском, про­шел всеми «ленинскими тропами», глубоко изучил историчес­кий материал, снова прочувствовал значительность событий, связанных с именем В. И. Ленина. И решил не повторяться, а сделать новые гравюры, по-новому.
 Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Озеро Бутаково. 1969 г. бумага, цветная линогравюра, 60 х 42


 Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Озеро Перово. 1969 г. бумага, цветная линогравюра, 42 х 60




Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Речка Шушь. 1969 г. бумага, цветная линогравюра, 42 х 59,5

 
 Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Шушенская осень. 1969 г. бумага, цветная линогравюра, 40 х 59,5


 Мешков В.И. Серия "Ленинские места в Шушенском", Немые свидетели. 1969 г. бумага, цветная линогравюра, 42 х 59
Мешков В.И. Дорога у поскотины. Шушенское
Работа продвигалась медленно, не раз менялась компо­зиция рисунка. И вот когда уже, казалось, удовлетворивший его рисунок переносился на линолеум и был вырезан, Меш­ков откладывал доску (лист линолеума), начинал рисовать и резать заново. А ведь по замыслу каждый эстамп должен был печататься в три-четыре краски. Это значит, для каждой краски должна быть вырезана отдельная доска, и каждый штрих на них должен совпадать с ювелирной точностью. Но и это еще не все! Сложенные три-четыре краски должны образовать соответствующий замыслу тон. А каким он дол­жен быть? Первоначальный замысел был основан на контрас­те мрачных и светлых тонов. Сделал. Не понравилось. Но­вые поиски, новые мучения. Кто знает, не сыграла ли здесь свою роль удивительная по колориту палитра Севера? Во вся­ком случае, на лучших его листах я увидел северную гамму: теплые золотисто-желтые, зеленоватые, фиолетово-розовые, сиренево-серые тона.
Пять работ Владимира Мешкова были приняты на респуб­ликанскую выставку 1951 года в Москве. Все они получили высокую оценку.
В статье, напечатанной в первом номере журнала «Искус­ство» за 1952 год, М. Сокольников писал: «В станковых гра­вюрах на линолеуме В. Мешкова чувствуется хорошее влия­ние традиций реалистической школы И. Павлова. Художник создал целую серию цветных эстампов, запечатлевающих места, связанные с пребыванием В.И. Ленина в Сибири...»
Это была первая серьезная победа художника Мешкова.
***
Мешков — непременный участник краевых выставок 1951, 1954 годов. Его работы привлекают внимание. Не забывает о нем и печать. Товарищи подмечают его рост, однако ждут большего.
Борис Ряузов, в то время председатель Красноярского отделения Союза советских художников, так оценил твор­чество Мешкова: «Работая в области композиции пейзажа, художник не увлекается его чисто экзотической стороной. Ощущая красоту и величие сибирского пейзажа, Мешков умело вписывает в него типические явления человеческой жизни. Этот верный, истинно реалистический метод пейзаж­ного искусства помогает художнику глубже, красочней вы­сказать свои мысли и чувства о родной природе, о жизни людей на ее необъятных просторах». Ряузов отметил, что замечательной чертой в творчестве Мешкова является «уме­ние проникать в тему, материал и искренне воплощать про­чувствованное в своих произведениях».
Но главным для Владимира Мешкова было напутствие то­варища: «Желательно посоветовать автору одно — чтобы он уделял больше внимания цветовому решению исполняемых композиций. Если Владимир Мешков в дальнейшем будет насыщать свои произведения более правдивым, выразитель­ным тоном, они, несомненно, станут произведениями, кото­рые войдут в сокровищницу нашего советского изобрази­тельного искусства...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий