Автор
повести – Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж.
Северная рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ
УЧЕНИКА!
(Мешков
В.И., как учитель и наставник)
Мешков
В.И. в Суринде (Эвенкия). 1959 год
Никто, наверное, из художников не мог, да и вряд
ли сможет точно сказать, сколько у него учеников. Даже те, кто имел свои студии
и школы. Искусство слишком индивидуально, чтобы учитель был счастлив огромным числом
своих прямых «последователей» и — упаси бог! — «продолжателей». Учитель счастлив,
если сумеет передать свое отношение к искусству, некоторые из своих «технических
секретов». И все же каждый из художников хочет иметь учеников. Мешков не исключение.
Так сколько у него учеников — много или мало?
Если говорить о художниках, обязанных своим ростом
наставничеству Мешкова, его личному влиянию и самой горячей поддержке, таких очень
много. А если прибавить к тому десятки и десятки художников-любителей, с кем Мешков
постоянно ведет семинарские занятия, чьи выставки он организует как руководитель
секции молодых художников, то окружает его обильная поросль.
«Мой учитель», «мой Мешков», — говорят долгане Борис
Молчанов и Николай Лаптуков, хакас Павел Боргояков и татарин Галиулла Файзулин.
Мне кажется, что особенно близок Мешкову нганасанин Мотюмяку Турдагин.
В архиве Мешкова хранится много признательных теплых
писем из самых разных уголков края и страны от молодых и старых художников, считающих
его своим учителем. И они согревают душу. Вот альбом с рисунками, фотографиями деревянных
скульптур Константина Толстикова и много его писем, начинающихся одинаково: «Здравствуйте,
дорогой мой учитель...»
Это тот самый скромный многообещающий Костя Толстиков,
шестиклассник, один из 25 учеников школьной художественной студии в Туре. Жестоко
израненный на войне, почти лишенный движения, он избрал местом жительства Минусинск,
вернулся к творческой работе, добился профессионального мастерства.
— В дни торжеств,
«по поводу», «к случаю», — с горечью говорит Мешков, — называют Константина Толстикова
талантливым, награждают эпитетом «минусинский Островский» и расщедриваются изредка
на персональную выставку... Но вот теплоты, постоянного внимания, прямо скажу, он
не видел. А ведь давно можно было организовать и постоянно действующую выставку,
и постоянную консультацию, не говоря уже о том, чтобы облегчить бытовые условия,
создать творческую обстановку...
В мастерской Мешкова развешано по стенам множество
подарков — и работы художников, и подлинники известных мастеров. Они — свидетельство
уважения, признательности, и Владимир Мешков с теми же чувствами хранит их. Есть
в этой необыкновенной коллекции пейзаж маслом на стекле.
— У него удивительная
история, — говорит Мешков. — Когда-то подобные поделки были довольно широко распространены,
украшали стены небогатых домов, непритязательных любителей живописи, хотя справедливости
ради надо сказать, что подобный вид искусства, если к нему относиться серьезно,
требует кропотливой творческой работы. Обрати внимание: последовательное наложение
красок на стекло с обратной стороны создает «стереоэффект». Возможно, это было
предтечей сегодняшних стереооткрыток.
Так вот, как-то в газете я прочел статью «Дважды
рожденный». В ней рассказывалось о инвалиде Отечественной войны Александре Андреевиче
Уколове. Удивительная история! На человека дважды приходила «похоронка», а он остался
жив! Пусть тяжело раненный, пусть инвалид — но вернулся домой! И работать начал
по прежней специальности — учителем в Павловщине. А мимоходом одна подробность:
увлекся живописью на стекле. Конечно, меня потрясла сама история героя войны. Но
и заинтересовала «деталь» — живопись на стекле...
Мешков решил ехать на Павловщину. Встретил он там
обычную в подобной ситуации обстановку: с одной стороны— увлеченность до самозабвения,
одержимость, а с другой — полное непонимание, порой насмешки даже близких людей:
«Чудит старик, в детство впал».
Руководящие товарищи, «причастные к культуре», очень
обрадовались приезду известного художника: «Да наставьте хоть вы старика на путь
истинный».
Мешков не ошибся в предчувствии встречи с прекрасным,
хотя и не увидел шедевров. Он встретил то, что всегда заставляет волноваться: искреннее
увлечение, пронизанное глубинным пониманием гармонии, красоты. Конечно, манера
письма — на чем бы ни работал художник: на картоне, холсте, стекле — была далека
от совершенства. Но и в этом несовершенстве ощущалось не отсутствие навыка, не творческая
беспомощность и примитивизм, а наивность, исходящая от народного понимания законов
красоты. Особенно хороши были работы на стекле.
Он прямо сказал об этом Уколову, посоветовал работать
только на стекле, пояснив, что эта самобытность — просто находка, творческое озарение.
«Вы не подражаете кому-либо: этот вид искусства забыт. Так что вы нашли свой, собственный
путь. И не сворачивайте с него, не огорчайтесь, что вас не понимают: это испытывали
многие. А вот насмешки...»
Мешков придирчиво отобрал несколько работ, их развесили
в помещении клуба, и «народный художник РСФСР В.И. Мешков», о чем было объявлено
в афишах, провел беседу. Жители Павловщины по-иному взглянули на А.А. Уколова:
«Оказывается, наш Александр Андреевич — талант! Он возрождает народное творчество
— так сказал художник. А он-то понимает в этом деле...» Владимир Мешков сделал главное
— поддержал художника-любителя, вдохнул в него уверенность. И еще: возродился школьный
изокружок, которым руководил на общественных началах Александр Андреевич Уколов.
А перед приездом Мешкова кружок едва не распался: «Чему научит художник-самоучка,
увлекающийся какими-то мещанскими поделками?»
Дружба самобытного павловского художника и Владимира
Мешкова продолжается: Уколов постоянно консультируется, привозит на авторитетный
суд новые работы, делится планами. Мешков, не дожидаясь просьб, а, зная, какая это
проблема, делится красками...
В канун подготовки краевой выставки художников-любителей
и мастеров прикладного искусства в честь 70-летия Октября, когда отбирались работы
северян, Владимир Мешков горестно вздохнул:
— Смотрю на
старые работы Романа Пикунова и Николая Ботулу и думаю: сколько прекрасного могли
еще свершить эти талантливые люди, какую радость принесли бы нам, как возвеличили
бы свою родную Эвенкию, если бы не преждевременная смерть... Нелепая... По своей
слабости, своей вине... Да и только ли своей? Помнишь, как сказал Киров о смерти
Есенина: «Не удержался. Видать, разбился о камень черствых людских сердец...»
Мешкова волнует не только давно свершившееся — это
невосполнимо. Его волнует, что первопричина подобных трагедий еще жива и где-то
зреют новые трагедии.
— История
с Романом Пикуновым, — размышляет Мешков, — внешне проста: зазнался, закружился
в «богемном чаду», обострилась болезнь и... ранняя смерть... Но ведь это итог!
А у всего есть начало. Роман Пикунов хотел получить высшее художественное образование.
Я убеждал: красноярское училище имени Сурикова — прекрасная школа! И самое главное
— ты не оторвешься надолго от родной земли, от художников, состоявшихся в Сибири.
Ты всегда сможешь обратиться за советом к тем, кто прекрасно знает Север. И потом
— ты вчерашний школьник, тебе необходим опыт, первоначальное художественное образование.
Куда там! Обиделся парень на меня: дорогу в большое
искусство я ему закрываю — рекомендации не даю. И эвенкийские руководящие товарищи
тоже обиделись: «Не понимаешь ты, Мешков, политики партии: ускоренными темпами
готовить высококвалифицированные национальные кадры». Вот так: квалифицированные
— значит непременно с высшим образованием и непременно подготовленные в Ленинграде!
А ведь уже в те годы можно было анализ сделать: сколько коренных северян, получивших
высшее образование, работает по специальности?
Вернулся после учебы Роман окрыленный: его работы
получили хорошие отзывы, даже критиками отмечены! Они и меня порадовали. А вот настроение
насторожило. Не чувствовалось в нем творческого запала, нетерпения, во всем его
настроении так и сквозило: «Я вам еще докажу — кто такой Пикунов!» А ведь доказать
надо было прежде всего себе самому! Так я и сказал Роману. И предложил некоторое
время поработать у меня в мастерской. Роман поблагодарил и отказался: «Есть свои
планы. Надо в Туру».
Стали появляться у него интересные работы, свидетельствующие
о крепнущем таланте. И я был рад за Романа, писал ему ободряющие слова, снова приглашал
приехать в Красноярск и не тревожился, что он отмалчивается, что все нет долгожданной
значительной работы. Успокаивал себя: процесс творчества — мучительный процесс.
И подгонять творческую личность непозволительно...» Был спокоен, пока не увидел,
что все у Романа пошло кувырком — творческая работа, личная жизнь... А ведь мог
я о том догадаться еще в 1973 году, во время семинара в Норильске: Роман любое
замечание принимал в штыки, пренебрежительно относился к товарищам по семинару.
— В Туре,
— заканчивает невеселый рассказ Мешков,— я увидел угнетающую картину: Роман Пикунов
неудержимо катится вниз, распыляет талант, транжирит и без того слабое здоровье,
а вокруг него полнейшее равнодушие, прикрываемое славословием да пагубными призывами
прощать таланту «маленькие слабости»..
Мешков, как ему ни тяжело, не хочет уходить от неприятных
размышлений: судьба другого талантливого художника-самоучки якута Николая Ботулу
хоть во многом и не похожа на судьбу Романа Пикунова, но есть печальная общность
в их трагическом исходе.
С
художниками Севера. Слева направо — Мотюмяку Турдагин с Таймыра и Николай
Ботулу из Эвенкии. 1969 год
Уж если говорить о причастности к судьбе — так и
я причастен в какой-то степени к судьбе Николая Ботулу: в те годы, когда я работал
заведующим окружным отделом культуры, Николай заведовал сельским клубом в поселке
Нидым, и именно я познакомил его с Мешковым.
Это было в 1955 году, в период подготовки к 25-летнему
юбилею Эвенкийского округа. Узнав о приезде Мешкова, я тотчас послал записку в Нидым,
предупредив Ботулу, чтобы он захватил все свои рисунки.
Владимир Мешков, несмотря на огромную занятость —
он готовил юбилейный альбом,— нашел время, чтобы внимательно рассмотреть все рисунки
Николая, а тот, чуть ли не с ночи ожидая в музее своего кумира, сидел, затаив дыхание,
следя за выражением его лица.
— Это ты по
памяти рисовал? — наконец улыбнулся Мешков, отложив несколько рисунков. Николай
утвердительно кивнул головой.
Мешков знал уже по опыту своей первой школьной художественной
студии: не любят северяне рисовать с натуры, делают рисунки и целые композиции
по памяти, а зрительная память у них удивительная. Сначала ему казалось, что это
обычное явление, свойственнее всем детям, наделенным богатым воображением. И вот
он разглядывает рисунки, сделанные уверенной рукой, с ярко выраженным национальным
колоритом. Животные и птицы выполнены с отличным знанием анатомии. Но Мешков уверен:
все рисунки сделаны по памяти. Даже пейзажи.
— Почему ты
не рисуешь с натуры?
Николай удивленно глядит на Мешкова:
— Зачем? Я
закрою глаза, а все вижу! Понимаешь? Начинаю смотреть — вижу много лишнего. Это
мешает. — И спрашивает уже удрученно, заметив острым глазом мимолетную улыбку,—
так нельзя? Не научусь рисовать? А я так хочу быть художником. Как ты! — С обезоруживающей
прямотой заключает он...
Тогда Мешков не смог решительно убедить Николая,
что без работы с натурой не может обойтись ни один художник. Поэтому Мешков взял
с собой в поездку Николая, чтоб тот посмотрел, как делает зарисовки он, и сделал
бы вывод для себя. Николай терпеливо, часами не шелохнувшись, как охотник в скрадке,
ежедневно сидел рядом с Мешковым, не дыша смотрел за бегом карандаша...
— Много времени
прошло, — вспоминает Мешков. — Николай постоянно приезжал на семинары, участвовал
в выставках, делал несомненные успехи: был отмечен не раз и на краевой и на республиканской
выставках... Да, это подлинно национальный, первый эвенкийский художник-гравер!
Его «Глухарь», «Орланы», «Портрет отца», «Портрет
рыбака»— гравюры уже не ученика, а мастера, причем своеобразного, не похожего
на других, со своим видением и почерком. Начал пробовать себя и в цветной линогравюре...—
А знаешь,— Мешков неожиданно, казалось, без всякой связи с разговором, рассмеялся.
— Николай, поддел-таки меня! Попросил как-то в Красноярске достать мою гравюру «Лунная
ночь на Кочечумо». Вежливо так просит, лиса хитрая! И показывает пальцем: «Смотри,
Владимир Ильич, красивая картина, верно? И вид так удачно выбран — сверху. Простор!
— И захихикал. — Только ты ни разу с санок не вставал. И все сделал по памяти! Цвет
передан точно. Однако по памяти!» — Каково? И трудно мне было объяснить, что всякая
картина — это не фотография, а собирательный образ.
На семинарах, на том же норильском, я убедился, с
какой тщательностью, ювелирной точностью Николай отрабатывает индустриальный пейзаж:
взять, к примеру, его линогравюру «Рудник Октябрьский»... Да, кстати, о ювелирной
точности... — Мешков вздыхает удрученно,— знаю, что ерунда, но вот гложет сомнение:
не оказал ли я «медвежью услугу», нацелив Николая на разработку эскизов для национальных
сувениров?
Мешков еще тогда, в пятьдесят пятом, привлек Николая
к оформлению юбилейной выставки, заметив, что Ботулу обладает незаурядными способностями
резчика по дереву, чеканщика по металлу. Но выставка — это эпизод. А Мешкову хотелось
приобщить Николая к какой-то определенной работе с уклоном художника. Он показал
приемы резьбы по линолеуму. Николай ухватил суть, вырезал заставки, орнаменты для
газеты «Советская Эвенкия».
Работы Ботулу понравились, ему стали давать заказы.
В очередной приезд Мешков уже настаивал: «Николай — находка для газеты! Да не только
в этом дело: надо помочь начинающему художнику-самоучке, вырастить из него мастера».
Мешков хорошо помнил, как начинал сам, как ему помогала вот эта самая газета.
И как негодовал Мешков, что редакция газеты «Советская
Эвенкия» никак не может выкроить должность художника конкретно для Николая Ботулу.
Не получилось с редакцией, Мешков «бился» с дирекцией совхоза «Нидымский», что почти
рядом с Турой. Точней, в Туре даже отделение совхоза было. А Ботулу — директор Дома
культуры. Так разве нельзя деятельность директора по должности, художника по призванию
сделать более целенаправленной? И вот по настоянию и при участии Мешкова Красноярское
отделение Художественного фонда РСФСР открыло в 1962 году в Нидымском совхозе мастерскую
по пошиву меховых изделий, изготовлению северных сувениров.
Мы вспоминаем с Мешковым о «золотых днях» работы
мастерской: удалось привлечь мастериц, живущих в Туре и Нидыме, дать заказы женам
оленеводов, словом, дело, о котором говорили годами, призывали с высоких трибун,
развернулось. Да не надолго...
— Мастерская,—
с горечью вспоминает Мешков, — вскоре превратилась в «частную лавочку» по изготовлению
спецзаказов для «почетных гостей», краевого и московского начальства. А Николая
превратили в надомника: оказалось, что он еще и быстро изготовляет чучела. А кому
не хочется увезти с собой на память о Севере прекрасно сделанную оленью или сохатиную
голову с рогами или умело вырезанную деревянную статуэтку? И потянулись в дом Николая
Ботулу туристы, геологи, специалисты разных профилей, ответственные командированные.
Все «по северному обычаю» с бутылками. И деньги потекли Николаю в руки, а еще быстрей
из его рук: «товарищей» в таких случаях много находится.
Но ведь видело все это и совхозное и высшее начальство,
и не только видело — само не раз обращалось с просьбами. Видели, знали, сочувствовали,
ругали, когда уже «до предела» доходило, но не хватало времени, чтобы руку помощи
подать!
— Помню, —
говорит Мешков, — я тогда крупно поговорил с окружным начальством: во-первых, худфонд
отказался иметь дело с такой «мастерской», во-вторых, меня всерьез обеспокоила судьба
Ботулу. Снова попытался устроить Николая в газету, теперь и вакансия была — да
не захотели его брать: «Выпивает крепко...» Вот так!
- Да! Николай
Ботулу и Роман Пикунов приблизили свою смерть водкой, — неожиданно резко говорит
Мешков. — Приблизили! Но не водка погубила их — она ускорила трагический исход.
А погубило их людское равнодушие. Как простить себе, если на наших глазах, от нашего
равнодушия гибнут люди, чьи талантливые руки уже никогда ничего не сотворят?
Много душевных сил и внимания уделял Мешков Борису
Молчанову, долганскому художнику. Много раз дело доходило почти до разрыва, но
хватало выдержки у Мешкова, чтоб «в последний раз» поверить Борису, не упустить
его из рук, и хватило мужества и веры в себя Борису Молчанову. И он стал, первым
из красноярцев-северян, членом Союза художников СССР. Безмерно рад за него Владимир
Мешков, хотя не называет его своим учеником, а отдает в этом пальму первенства
красноярскому художественному училищу. Каждая новая выставка работ Молчанова свидетельствует
о росте самобытного национального таланта, особенно это показала выставка 1988
года.
В.И.
Мешков в своей мастерской с Мотюмяку Турдагиным. 1984 год
Сложней с Мотюмяку Турдагиным. С детских лет мечтавший
стать художником, ставший им, Турдагин, теперь уже далеко не молодой, никак не может
полностью, бесповоротно посвятить себя творчеству. И в то же время можно ли упрекнуть
нганасанина, сына самого маленького северного народа, за то, что потянули его властно
просторы тундры, что захотелось ему стать оленеводом.
Мешков получил короткое письмо, а с ним и три рисунка.
Подпись к первому. «Моя жена Нина», «Мои дети: Вика, Нина и Андрейка». На другом
рисунке несколько балков, кочующих по тундре. На третьем Мотюмяку изобразил себя,
стерегущего оленье стадо. И было теплое приглашение приехать в гости, посмотреть,
как он живет.
О своей поездке к Мотюмяку Владимир Мешков рассказал
в газете «Красноярский рабочий» 12 мая 1968 года.
«Как было не откликнуться на письмо, как не повидаться
с далеким другом! И вот я в Волочанке. На четвертый день к вечеру из бригады АЛотюмяку
приехал каюр — Дюнто Турдагин, человек крепкого сложения, с обветренным смуглым
лицом. Он крепко пожал мне руку.
Четыре быстроногих оленя понесли наши сани среди
низкорослых лиственниц. Тишина. Только щелканье копыт и скрип полозьев нарушают
безмолвие. Вечереет. Закат принял слабую фиолетовую окраску. Особенно хороши силуэты
лиственницы на таком фоне. Над темной полоской горизонта справа повисла луна. Олени
бегут и бегут. Сколько прелести в этих неутомимых животных. Олень кормит, обувает
и одевает человека тундры.
Ученым еще не удалось установить, когда возник род
нганасан. Известно одно, что среди дружной семьи народностей Севера нганасаны —
самая древняя и малочисленная.
Мой друг Мотюмяку Турдагин проявил незаурядные способности
еще в школьные годы, в интернате его рисунки ра-доБали воспитателей, учителей.
Погода резко меняется, не заметили даже, как исчезла
луна. Пошел снег. Олени идут шагом, ветер усиливается. Ни деревца, ни дороги, никакого
ориентира, снег сечет лицо. Не раз мне доводилось пересекать огромные просторы по
северным дорогам. И всегда я поражался искусству жителей этого холодного края. Вот
и Дюнто, уже немолодой, опытный и мудрый, знающий все тропинки в тундре, гонит
оленей по ориентирам, известным только ему одному. А мне кажется, что белому безмолвию
не будет конца.
- Скоро кончится
хребет?
- Проедем
трещины, потом будет лес,— отвечает каюр. Небо светлеет, значит, скоро рассвет.
Резко повернули в сторону, выезжаем в лесок. Олени тонут в рыхлом снегу. Вдруг на
снегу — еле заметные следы санок. Еще немного, и перед нами стадо оленей, за леском
стойбище. Повеяло теплом, на душе веселее. Каюр показал мне балок бригадира и стал
распрягать оленей. Навстречу шагал Турдагин.
После длинной утомительной дороги люди особенно рады
теплу. На железной печке шумит чайник, кастрюля полна оленьим мясом. Неторопливо
течет беседа. Мотюмяку знакомит со стоянкой. Круглый год кочуют нганасаны по тундре.
Зимой живут в балках, а летом — в чумах. Сотни мест приходится менять оленеводам.
Далеко к северу видна белая сопка.
— Там отел
оленей будем проводить,— говорит бригадир.
В его голосе — беспокойство. Как раз в период отела
здесь бушуют метели.
Мне много довелось слышать о передвижных балках в
тундре. Над их проектом работают в научно-исследовательском институте сельского
хозяйства Крайнего Севера. Идут годы, а вот простого, удобного балка для оленеводов
до сих пор не создали.
Утром меня разбудили ребячьи голоса. Младший — Андрейка
одевает бакари и сокуй и комом вываливается за дверь, подхваченный сильным ветром.
Мотюмяку рисует. Человек он, бесспорно, талантливый, прекрасно знает жизнь и быт
своего народа, искренне гордится успехами товарищей по труду. В беглых зарисовках
его альбома, которые он делает постоянно,— труженики тундры. Часто художник рисует
членов своей семьи.
Страстная любовь ко всему окружающему, чем живет
Мотюмяку в тундре, выражается средствами искусства. В многочисленных его рисунках,
которые мне довелось просмотреть, особенно удаются художнику олени. Он их рисует
по памяти в любом ракурсе и движении. «Бригада на стоянке», «Тундра ночью», «Перед
переправой», «Олени копытят» и многие другие с успехом могли бы экспонироваться
на выставках. Используя свободные минуты во время передвижения или же на стоянке,
Мотюмяку создает своеобразную летопись жизни оленеводов.
Советую художнику обобщать собранный богатый материал.
Приглашаю в Красноярск поработать в мастерской, познакомиться с техникой гравюры,
офорта.
В бригаде более тысячи оленей. Скоро начинается отел
— самый ответственный период. В этом году на Таймыре снега глубокие. Вокруг много
диких оленей — самый страшный бич оленеводов, не уследишь — уведут все стадо. Поэтому
пастухи день и ночь дежурят, берегут животных.
Одеваю бакари, парку и шапку, выхожу на мороз. Тихо.
Собаки, свернувшись калачиками, лежат у балка. На горизонте розовеет восход. Кругом
воркуют куропатки, взлетают в воздух стайками, словно белые шарики, катятся по
снегу.
Сегодня бригаде переезжать на новое место. После
завтрака первыми стали собираться женщины. Укладывают вещи, плотно привязывают к
санкам. Пастухи ловят оленей, сборы проходят быстро, без лишней проволочки. Далеко
по тундре растянулся караван. Я и Турдагин на последних нартах. За нами стадо оленей,
подгоняемое пастухом Николаем Чуначаром. Новое место действительно удобно, хорошо
обозреваемо, снег неглубокий. Олени сразу начали добывать из-под него ягель.
— Будущей
зимой обязательно приеду в Красноярск, порисую, займусь гравюрой, — обещает Мотюмяку.
Хочется ему посетить мастерские, ведь он знает многих
красноярских художников, расспрашивает о товарищах, с которыми учился.
...Снова буран. Приходит Дюнто, советуется с бригадиром.
За низким столом пьем чай перед дальней дорогой. Олени запряжены, скоро в путь.
Пурга бросает в балок снежки, будто зовет нас померяться силами».
Я взял рассказ Мешкова без изменений. Мне хотелось,
чтобы в повествовании о художнике, кроме репродукций его работ, были бы и литературные
зарисовки журналиста Мешкова, ибо начинал он свой путь как газетчик и давно является
членом Союза журналистов.
Более четверти века прошло с тех пор. Мотюмяку Турдагин
сложился как самобытный художник. Он прекрасно овладел техникой линогравюры, и казалось
— это его призвание. Но долгие годы жизни в тундре не дали воможности овладеть
в совершенстве этим редким искусством. Он больше работает карандашом и пером, но
тем не менее его северные линогравюры не раз экспонировались на краевых, областных,
республиканских, Всесоюзных и Всемирных выставках. Все, казалось бы, хорошо, но
гнетет Мешкова чувство неудовлетворенности:
— Почему Мотюмяку
так и не стал членом Союза художников? Профессиональных работ достаточно. И не скажешь,
чтобы он был безразличен к успеху, к известности. — Мешков вдруг сам прерывает себя,
смеется: — И я хорош! Человеку скоро пятьдесят, десять детей у него — ни у кого
из нганасан нет такой огромной семьи! Мотюмяку уже дед, а я все беспокоюсь о нем,
жду от него новых работ. И работает он, но мало. Очень хочу, чтобы приехал сюда,
поработал у меня. Или я к нему съезжу в Волочанку...
***
Есть у Владимира Мешкова портретная галерея «Мои
современники». Она невелика, если брать в расчет станковую линогравюру, акварели,
работы карандашом, темперой, пастелью. Но вспомним, что Мешков начинал как газетный
художник. И сегодня никто, даже он сам, не может подсчитать, сколько портретов
своих современников создал за свое творческое полустолетие.
И если бы все эти портреты однажды показать зрителям,
выстроилась бы необыкновенная по исторической ценности галерея.
Мешков
В.И. Охотник из Байкита. Автолитография
Мы, восстанавливая прошлое, листали с ним подшивки
старых эвенкийских газет с его гравюрами. Вот старейший охотник Андрей Кочени. А
это еще молодые оленеводы Антон Мукто, Тимофей Чапогир, ставшие прославленными.
И печальная память славного прошлого: лучшие оленеводы Тунгусо-Чунского района,
где ныне почти поголовно исчезли олени... Портрет Харитины Ивановны Салаткиной,
одной из первых учительниц Эвенкии и первых секретарей райкома партии. Набросок
ее портрета Мешков делал в морозной тайге. Такой и изобразил в станковой линогравюре:
решительной, женственной. Портреты, портреты... За каждым из них судьба человека,
судьба эвенкийского народа.
Мешков
В.И. Портрет В.Н. Увачан, доктора исторических наук, профессора. Автолитография
Василий Николаевич Увачан, сын оленевода, ровесник
Октября, доктор исторических наук, профессор. С ним, молодым партийным работником,
своим ровесником, Мешков познакомился, продолжил дружбу, когда Василий Николаевич
возглавил окружную партийную организацию. Была соблазнительная мысль — изобразить
Увачана во время встречи с королем Норвегии Улафом. Но выбрал привычную для сына
тайги обстановку, и не смокинг, конечно, а обычную для таежных командировок одежду:
на плечах оленья парка, на голове дедовский малахай. Таков на поясном портрете Василий
Николаевич. Характерное, волевое лицо немолодого, умудренного жизнью эвенка.
Мы не устаем удивляться, восхищаться Норильском —
каменным многоэтажным первенцем Заполярья. Но кто назовет имя человека, чьи многолетние
изыскания легли в основу «свайного строительства» на вечной мерзлоте, не только
в Норильске, но по всему Крайнему Северу, включая и зарубежный? На картине Мешкова
мы видим его — это Михаил Васильевич Ким, кореец по происхождению, северянин до
конца дней своих.
А вот прекрасная акварель — портрет летчика Сахарова.
— Много лет назад,— рассказывает Мешков,— оказавшись
пассажиром на борту ЛИ-2, тайно влюбился в командира экипажа Михаила Евгеньевича
Сахарова, полярного летчика. Он был невысокого роста, подтянутый, с сухим аскетическим
лицом. Поначалу даже разочаровал меня — тихим голосом, мягкой извинительной улыбкой.
Ну какой это полярный летчик? Однако за внешней мягкостью, отсутствием «командирской
струнки» чувствовались опыт и непреклонная решимость.
Погода в Подкаменной Тунгуске была неблагоприятной
и по пути следования не обещала легкого полета, но начальник порта спросил Сахарова:
«Полетишь?» Это было удивительно: кто же командует полетами? Второй пилот Николай
Осадин, старый знакомый, пояснил: «Опыт Михаила Евгеньевича дает ему право брать
ответственность за полет на себя».
Потом, уже на летающей лодке «Каталине», направлялся
с Сахаровым в Туру. И снова убедился, что Михаил Евгеньевич не просто летит «без
погоды», но «дает погоду» всем самолетам по северному маршруту.
Много поздней, не от Сахарова, а по старой фотографии
узнал, что Михаил Евгеньевич — тот самый М.Е. Сахаров, который нашел в дальневосточной
тайге самолет «Родина» и трех героинь — Гризодубову, Осипенко и Раскову!
«Мои современники» — так имеет полное право назвать
Мешков сотни прекрасных людей, которых сумел запечатлеть для истории. Они благодаря
Мешкову навсегда останутся с нами.
***
Есть еще одна сторона деятельности Мешкова, которая
как-то не привлекла к себе пристального внимания: это пропаганда изобразительного
искусства. Началась она в Ачинске с создания народного университета культуры, в
котором Мешков руководил секцией эстетического образования. Устраивая выставки
изобразительного искусства, он видел, с каким вниманием слушатели рассматривают
копии мировых шедевров.
— Именно тогда,
— вспоминает Мешков, — я понял, какая благодарная у нас, художников, аудитория и
в каком долгу мы перед нею. Конечно, не у меня одного появились подобные мысли:
красноярские товарищи давно вынашивали идею создания в городах и селах края «Малых
Третьяковок», так мы окрестили будущие художественные галереи. Начали с передвижных
выставок. Их принимали хорошо. Сложней оказалось с организацией выставок постоянных.
Первую художественную галерею открыли в Кемчугском
детском доме, старейшем в крае. Организацию дела поручили мне.
Мешков приехал не один: привезли свои произведения
Борис Ряузов, Тойво Ряннель, Рудольф Руйгл. Были там работы и других красноярских
художников. С каким восторгом встретили их ребята, с каким интересом слушали рассказы
о их творчестве, о жизненном пути! Удивление и радость были на лицах, когда художники
объявили, что некоторые картины оставляют в подарок детскому дому и это будет началом
художественной галереи.
И галерея появилась! О ней писала краевая и центральная
печать, в нее начали поступать картины художников из других городов. Ребята завели
переписку со многими музеями страны, известными художниками. Вот только конец этой
истории печальный — картины начали разворовывать. Зачастили туда районные и краевые
комиссии: хлебосольной за счет ребячьего рациона была директриса. Каждому члену
комиссии— сверток со снедью, а руководителю — приглянувшуюся «картинку». Директрисе
суд определил заслуженную кару. Об ответственности районного руководства за нанесенную
детям травму — ни слова.
Печальный опыт с Кемчугским детским домом не обескуражил
Мешкова и не сделал скептиком. Напротив! Воочию убедившись, с какой болью перенесли
ребята упадок их галереи, он понял: начато нелегкое, но нужное дело!
— Детским
домам мы помогали и будем помогать. Для начала мы готовы даже дарить и сельским
галереям, как сделали в Большой Уре, Теси, других местах.
На
открытии персональной выставки в Абакане. 1960 год
Мы подарили свои работы для организации Ачинской,
Абаканской, Шушенской, Лесосибирской, Норильской галерей. Но нельзя же жить только
на подарках! Галереи должны поддерживать предприятия, и их много, способных быть
«меценатами».
Здесь, наверное, время рассказать о рождении Норильской
галереи, дружбе двух, казалось бы, совершенно разных людей, которых связала любовь
к искусству,— Иване Варламовиче Рехлове и Владимире Ильиче Мешкове.
Где-то в начале пятидесятых годов Мешков получил
письмо от рабочего Норильского комбината И.В. Рехлова. Иван Варламович рассказал,
что он давно увлекается коллекционированием репродукций картин, начав с открыток,
фотолитографий из журналов. Сейчас у него скопилось несколько тысяч репродукций,
а также альбомы из многих стран Европы. Рехлов попросил у Мешкова оттиски гравюр,
предложив в обмен что-либо из своей коллекции.
Мешков послал ему авторские оттиски и спросил: «Что
же, Иван Варламович, Вы так и будете копить и копить? А если Ваши репродукции показать
людям? Это было бы замечательно!»
Ту же мысль высказали норильский художник Борис Станиславович
Свецишевский, архитектор Лариса Григорьевна Назарова.
Первая выставка была посвящена В.И. Ленину: ведь
у Рехлова накопилась огромная Лениниана. В ней имелись не только репродукции картин
советских и зарубежных художников (более полутора тысяч работ!), но и множество
произведений В.И. Ленина на языках народов СССР и других стран. Конечно, экспонировалась
из-за отсутствия вместительного помещения незначительная часть. Потом были выставки
произведений Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, тематические выставки: «Шедевры
Дрезденской галереи», «Третьяковская галерея», Советские художники — в годы индустриализации
и коллективизации, в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные пятилетки.
И, конечно,— ведь Рехлов старый северянин! — выставки «Север глазами советских художников».
С
известным коллекционером И.В. Рехловым. 1982 год
— Мы познакомились
с Рехловым в 1959 году в Норильске,— рассказывает Мешков,— в тяжелые для Ивана
Варла-мовича дни. Он решил, что тематических выставок и выставок «по праздникам»
для Норильска мало. Нужен постоянно действующий выставочный зал. С таким предложением
он и обратился в Норильский городской Совет. Назначили комиссию, однако в ней не
было компетентных людей, понимающих искусство в достаточной мере. И вот эта комиссия,
проворошив огромную коллекцию — 60 тысяч открыток, гравюр, репродукций, рисунков,—
вынесла потрясающий «вердикт». Начало было таким: «Коллекция представляет большую
художественную и познавательную ценность...», а в заключение: «Общественного значения
эта коллекция не имеет, не представляется возможности подобрать из нее какую-либо
экспозицию».
К докладной записке было приложено «особое мнение»
главного архитектора Норильска Ларисы Григорьевны Назаровой: «Не согласна с той
частью акта, где говорится, что эта коллекция не имеет общественного значения...
В городе неоднократно по инициативе самого Рехлова устраивались выставки в клубах
и Дворце культуры. Общественное значение даже таких, не раскрывающих всех возможностей
коллекции, выставок — велико!»
Ивана Варламовича не известили об «особом мнении».
А вот мнение комиссии ему вручили. И оно прозвучало для Рехлова как приговор горячо
любимому делу.
— Вот в такие
дни довелось нам встретиться, — говорит Мешков. — И началось знакомство со ссоры
по поводу этой самой записки в горком. Славный был человек Иван Варламович, честный,
бескорыстный, но не боец! Он просто растерялся. Вот и пришлось мне от его имени
написать докладную в горком партии, высказать всю правду о бюрократах и перестраховщиках.
Рехлов отказался подписываться: «Ты уедешь, а мне здесь жить». Подписал я. А ведь
он прав оказался! В следующий приезд в Норильск мне припомнили строптивость. Ну,
ладно,— «в гостинице нет мест» — это мелочь. Но ведь чуть не сорвали выставку в
Талнахе: «Машину по Норилке пустить не можем — лед слабый». А на машине уникальная
коллекция! Ее ждут в Талнахе: уже объявлено. Стал просить вертолет — на нем рабочих
перевозили. Позвонили в Красноярск: «Уймите своего Мешкова, он для своих нужд уже
вертолет у нас требует!» Но выставка все-таки состоялась. Если рассказать, что подействовало,—
за анекдот сочтут. Я кому-то в шутку сказал: «Рехлов с королевой Бельгийской Елизаветой
переписывается, она ему в подарок альбом прислала. Вот скандал будет, если напишет,
что работы великих мастеров Европы в Норильске бояться показывать».
Шутка шуткой, однако к Рехлову стали относиться по-иному.
Что королева! С ним вели переписку Вильгельм Пик, Вальтер Ульбрихт, Пальмиро Тольятти,
Янош Кадар, Вальдек Роше.
Стал Рехлов организовывать выставки не только в Норильске.
Мы и по краю с ними много поездили. Но самое главное — Рехлов расшевелил общественность
Норильска, сумел-таки привлечь не только внимание к изобразительному искусству,
но и подготовил почву для создания Норильской художественной галереи.
...Иван Варламович Рехлов ушел из жизни в возрасте
72-х лет, в 1985 году. Последние годы он жил в Шушенском, где долголетними усилиями
его самого, Владимира Мешкова и других неравнодушных людей была открыта Народная
галерея. Уже отпущены средства на строительство специального здания для нее. А
пока Шушенская картинная галерея действует в приспособленном для этой цели зале,
и уже сотни тысяч людей посетили ее. Главную ее часть составляет личная коллекция
Ивана Варламовича Рехлова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий