Автор
повести – Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж.
Северная рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
«Енисейский
Север» на Кубе
(О
путешествии Мешкова В.И. на Кубу)
Встреча с
Фиделем Кастро в Красноярске 13 мая 1963 года
Из газеты «Эль Мундо» 28 ноября 1965 года
«Мешков в Гаване»
«С
советского «ТУ» сошел высокий, стройный человек с угловатым лицом. Сгрузил
необычный багаж, который оказался рабочим инструментом. Это был художник
Мешков, заслуженный художник РСФСР, с которым майор Фидель Кастро познакомился
на его родине в мае 1963 г. и категорически сказал тогда: «Эти произведения
нужно показать в Гаване; нужно организовать выставку этого художника».
Общество
кубино-советской дружбы дает ему почетное поручение, и Мешков (священник, чтобы
не было сомнений относительно его политической принадлежности, окрестил его
именем Владимира Ильича) 4 ноября, в четверг, сошел на кубинскую землю, а
12-го, в пятницу, открыл свою выставку в национальном Музее, при содействии
Национального Совета Культуры. Для гостя издалека началась «Ночь голубых
грез».
Из
физической географии узнаем, что Сибирь заняла весь тот северный край, который
начинается от Уральских гор — по европейско-азиатской границе — и оканчивается
у Тихого океана. И Енисей, река и край в одном слове, описывается как
величественный пейзаж, где берег девственной тундры покрыт легким ковром из
лишайника, готовым принять след северного оленя. Помимо всего, Сибирь имела
печальную историю: она служила тюрьмой для высланных революционеров XIX века.
Но сегодня выставка «Енисейский Север» поправляет это наше устаревшее
представление, показывает сегодняшнюю действительность, правду о том месте, где
социализм построил города и промышленные комплексы. Больше того, он поднял
культуру до ее самого современного взлета на земле такого пояса, как Северный
полюс...
Есть
какое-то тонкое, изящное, лирическое звучание в словах, дающих название выставки
«Енисейский Север», и правдивое отображение стихии моряков, метеорологов, рыбаков,
которые путешествуют на собачьих и оленьих упряжках, когда устают от тракторов
и самолетов...»
***
Так отметила кубинская газета приезд советского
художника. Но есть смысл вернуться на два года назад, рассказать о встречах
вождя кубинской революции Фиделя Кастро на красноярской земле, а затем уже
поведать о встречах Владимира Мешкова с замечательными людьми Острова Свободы.
Это было в воскресенье 10 мая 1963 года. Трубку
телефона подняла Полина Ивановна.
- Володя,
тебя спрашивают из горсовета.
- Слушаю!
Что, предстоит встреча с Фиделем Кастро? Шутку понял. Ну, а все же, зачем я
понадобился так поздно горсовету? — Мешков положил трубку, рассмеялся: — Слушай,
Полина! Меня приглашают на встречу с Фиделем Кастро.
- А чего
удивляешься! — Полина Ивановна приняла игру. — Фидель узнал, что тебе присвоили
звание заслуженного, прилетел с Кубы, решил поздравить...
Верно, год 1963-й был насыщен событиями.
Присвоено высокое звание заслуженного художника
РСФСР. Выставки в ГДР, КНДР, Гане, Гвинее, Нигерии, Того... Участие в работе
Пленума ЦК КПСС по вопросам идеологии. И вот звонок председателя горсовета.
Еще звонок. Теперь звонит первый секретарь
горкома партии: «Приезжай сейчас в редакцию, в свою мастерскую. И мы туда
подъедем».
Редактор Ищук был уже на месте и все разъяснил.
— То, что
в Советском Союзе гостит Фидель,— тебе известно. Возможно, он остановится в
Красноярске. Когда и на сколько, сам понимаешь, никто не скажет. К тебе есть
просьба крайкома или задание — считай, как удобней — нужно отобрать на свой
вкус лучшие северные эстампы для подарка Фиделю Кастро. А мы должны помочь
срочно сделать обложку альбома, дарственную надпись. Вот такие, брат, дела...
Никто, кажется, не объявлял официально, что в
Красноярске Фидель Кастро сделает остановку, однако не было, наверное, никого
из красноярцев, кто бы не знал об этом событии. И совершенно стихийно тысячи
людей собрались на площади возле аэровокзала. Всем хотелось взглянуть на легендарного
героя, вождя кубинской революции. И хотя это не было запрограммировано, Фидель,
видя многолюдье, прошел под искренние, восторженные приветствия красноярцев по
привокзальной площади. Народ долго не расходился, скандируя: «Вива, Куба!
Вива, Фидель!»
После официальных приветственных речей к Фиделю
Кастро подошел Мешков, сказал сопутствующие случаю, конечно же, заученные
слова, протянул альбом.
Фидель Кастро принял подарок, сердечно обнял
Владимира Мешкова, спросил имя.
- Владимир
Ильич!
- О! —
поднял палец Фидель Кастро и стал внимательно рассматривать гравюры. Спросил
неожиданно:
- А если
я надумаю поехать на ваш Север, Вы согласитесь быть моим проводником?
- Днем и
ночью!
- А как
туда добраться?
- Быстрей
всего — самолетом. Интересней всего — теплоходом. А там — на оленях, на
собаках.
Фидель Кастро вздохнул: дела на Кубе и программа
визита не позволяли такой роскоши...
Мешков подал ему открытку с гравюры «В
Эвенкийской тайге», попросил написать несколько слов. Фидель оставил такой автограф:
«Сибирскому художнику Владимиру И. Мешкову,
как память о нашем кратковременном посещении Красноярска, где мы имели честь
познакомиться с ним и получить альбом картин. Фидель Кастро Р. 13 мая 1963
года».
Вот после этого Фидель Кастро и произнес слова,
которые напомнила кубинская газета. Только Владимиру Мешкову кажется, что
Кастро не сказал так категорично. Потому и воспринял приглашение как
обыкновенную дань вежливости. Правда, газеты — и «Красноярский рабочий», и
«Красноярский комсомолец», и «Советская Россия» — приглашение выделили особо,
но Мешков резонно отмахивался от не очень-то вежливых, а порой и ехидных
вопросов.
— Да что
там, на Кубе, без меня дел нет?
Действительно, дел на Острове Свободы было
много.
Однако гостеприимные кубинцы не забыли о
предложении Фиделя Кастро. И вот в конце октября последовало официальное
приглашение, с указанием времени, с программой визита, включающей организацию
персональной выставки.
***
Самолет ТУ-114 летел северным маршрутом — через
Мурманск и Гренландию. Не удалось, правда, из-за высоты и облачного покрова
увидеть величайший в мире гренландский ледник. Но небо над Гренландией было
щедрей и подарило Мешкову волшебное, почти космическое видение — северное
сияние. До сих пор художник видел его снизу, с земли, пусть через очищенную
северными ветрами, но все-же земную атмосферу. А здесь, на предельной высоте,
почти на границе стратосферы, Мешков был не зрителем, а как бы участником
космического чуда. И порой возникало ощущение, что крылья серебристой турбовинтовой
птицы лижет настоящее пламя, что самолет рвет складки узорчатой, пылающей
вуали.
— Это
зрелище было настолько потрясающим, оно так глубоко всколыхнуло душу,—
вспоминает Мешков,— что я никак не осмелюсь воплотить эту фантастическую
картину в реальность, хотя видение становится уже почти материальным и
мучительно преследует меня...
Первое сравнение при виде кубинской земли сверху
было политически символично: «Пылающий остров!» Объяснение такому определению
прозаично: это не игра света и красок, а обилие краснозема, из которого сложен
остров.
Мешкову предоставили номер в крупнейшей
гаванской гостинице «Гавана-либерэ», с окнами, выходящими на море, с ковром
пушистым, мягким и зеленым, как тундровый мох. Были непривычны, резали глаз
развешанные по стенам картины кубинских абстракционистов.
Когда пришел с первым визитом прикрепленный к
нему товарищ из кубинского Министерства культуры, порывистый смуглолицый Луис
Альберу, то Мешков не сдержался:
- У вас
на Кубе только такие произведения?
- Неужели
не нравится? — пряча лукавинку, улыбнулся Луис.
- Да вы
гляньте в окно! Ничего же придумывать не надо: вставляй это море в рамку — и
картина готова.
- А нам
как раз предстоит начать знакомство с выставки абстракционистов. Я полагал,
тебе будет интересно. И обещал привести тебя.
- Раз
обещал — идем! И потом мне действительно хочется понять это... — Мешков,
памятуя наставления, не мог назвать «это» настоящим именем, но и не нашел силы
слукавить и назвать искусством.
Ему пришлось побывать на трех персональных
выставках, и они удивили Мешкова своей безлюдностью. Он привык видеть даже на
выставках начинающих художников сотни людей, а тут на открытии выставки — и
только официальные лица, да несколько явно случайных посетителей. А ведь вскоре
предстояла его персональная выставка! И Мешков спросил осторожно, явно
волнуясь:
— У вас
всегда так мало посетителей на выставках?
— Видите
ли, — вежливо пояснили ему, — это выставка абстрактного искусства... Трудовой
народ не очень понимает его, посещает неохотно. Вы хотите спросить: «Зачем
выставлять то, что никого не интересует?» Но ведь художник работает! Он ищет
свое. И видит по-своему. Имеем ли мы право закрыть перед ним двери выставочных
залов? Мы полагаем, что, столкнувшись с реакцией зрителей, художник будет
вынужден искать иной путь к их сердцу. И, в конце концов, найдет верную дорогу.
...Позднее Мешков познакомился с интереснейшим
человеком, бесспорно талантливым художником, Франциско Эспинозой,
преподавателем школы искусств. Он был поклонником абстракционизма, однако, как
убедился Мешков, не навязывал ученикам своего взгляда на искусство. Учащиеся
школы искусств в основном были сторонниками реализма и много времени посвящали
созданию революционного плаката, хорошо знали творчество Маяковского.
Франциско Эспиноза пригласил Мешкова в гости, в
свой загородный двухэтажный особняк. Собрались и его друзья, видные кубинские
художники — Санду Даре, Ренэ Портокарреро, тоже своеобразные художники, которым
Мешков не может дать своей четкой характеристики:
— Возможно,
абстракционисты, может, авангардисты... Во всяком случае, они называли себя
сторонниками «синтетического искусства» и пытались соединить живопись, музыку, всевозможные
конструкции, свет. И такой «синтетический калейдоскоп» производил впечатление.
Не более...
Франциско Эспиноза показал свои работы, одна из
них, в манере офорта, «Портрет жены» буквально «потрясла» Мешкова...
отсутствием какого-либо портрета. При богатом воображении «портрет» можно было
бы принять за цветной рентгеновский снимок...
Мешков, как вежливый гость, не вступал в
теоретический спор, но не мог оставаться и безучастным: он сделал портрет
хозяина дома на фоне его картины «Объяснение в любви». Характерное
экспрессивное лицо с огромными глазами под кустистыми бровями понравилось и хозяину
и гостям. И они не сразу заметили «прозрачный намек» советского художника:
Мешков «разорвал» картину Эспинозы и «сметал на живульку» нитками. Разглядев,
гости дружно захохотали, а громче всех Эспиноза, нисколько не обидевшись, и
его гости-художники по достоинству оценили «абстрактный выпад» Мешкова...
***
«Каюр» Владимира Мешкова, как окрестил он своего
постоянного провожатого Луиса Альберу, посетовал, что неудачное время выбрал
советский гость: «Ноябрь. Купальный сезон у нас окончен. А наш гаванский пляж —
еще одно «чудо света». Товарищи из советского посольства рассмеялись: — Конец
купального сезона? Нет, ты немедленно поезжай на пляж! И действительно увидишь
чудо. Это чудо в Гаване можно увидеть только сейчас!
Ночь в тропической Гаване наступает внезапно,
едва солнце окунется в море. Карибское море не Карское, и над ним не увидишь
нежных переливов северного неба. С высоты десятого этажа гостиницы Мешков с
замиранием сердца следил за моментом восхода солнца, который можно было
сравнить разве что с бесшумным взрывом.
Вода Карибского моря была неправдоподобно
голубой. Казалось, зачерпни ее в стакан, и она не потеряет своего цвета. И, как
ни ошеломлен был Мешков экзотической красотой тропического моря, он невольно вспомнил,
что где-то видел нечто подобное... Да! Озеро Инголь в Шарыповском районе. Там
не игра света делает его нежно-голубым, а химический состав воды. Но Мешков-то
не химик, поэтому никак не может оторвать глаз от перламутровых волн, играющих
всеми цветами радуги. И до него долго не доходил смысл слов, несколько раз
повторенных переводчиком: «Русский пляж». «Русский пляж».
— Почему
«русский», гаванцы перекрестили? — задает он вопрос и, не успев получить
ответа, смеется от души: со всех сторон — с берега, с моря, от маленьких
пляжных ресторанчиков несутся призывные крики: «Петька! Маша! Ваня! Сережа,
осторожней, волна собьет!»
Только теперь Мешков видит, что пляж разделен
надвое: вверху, на скамьях, на парапете сотни оживленно жестикулирующих,
смуглых, белых, темнокожих кубинцев, а внизу, на пляже, — одни русские.
Для гаванцев температура воды в 20 градусов —
конец купального сезона, ну а для приехавших из России — это белее чем тепло.
Гаванцы деликатно сидели поодаль, давая возможность своим русским друзьям
насладиться встречей, ненадолго почувствовать себя в привычной обстановке...
***
Владимир Мешков часто жалеет, что не вел на Кубе
подробного дневника, не записывал бесед с кубинцами, с интереснейшими людьми.
Но у него есть альбом с набросками, зарисовками, и память художника
восстанавливает мельчайшие детали.
Мешков вспоминает, что, когда он посещал
дом-музей Эрнеста Хемингуэя, его заинтересовала одна деталь в рассказе
смотрителя музея: Хемингуэй не имел записных книжек — их заменяли небольшие
предметы. Это могли быть камушки, авторучки, пепельницы, пуговицы, патронные
гильзы, словом, вещи, постороннему человеку ни о чем не говорящие. Сейчас
некоторые из них лежали на рабочем столе знаменитого писателя — с ними он
«работал» в последние дни своей жизни. Стоило ему потрогать вещицу или
взглянуть на нее, четко восстанавливался в памяти эпизод, связанный с ней.
А ведь у Мешкова вместо «вещиц» постоянно был
альбом. Вот автошарж Николаса Гильена рядом с наброском Мешкова. И
вспоминаются встречи с замечательным кубинским писателем, а затем и встречи с
другими писателями Кубы...
С
кубинскими друзьями. На переднем плане балерина Алисия Алонсо. 1965 год
Карандашный набросок танцующей Алисии Алонсо,
выдающейся кубинской балерины, обаятельной, умной женщины, создателя первой в
истории Кубы балетной школы и национального балета. Портрет, как сказала сама
балерина, очень удачный, он подарил Алисии Алонсо. Остались наброски, сделанные
на Кубе и поздней, при новой встрече, в Болгарии. «Дорога на Тринидад» —
акварель, нежная, прозрачная. Наверное, с нее начался новый этап в творческих
исканиях Владимира Мешкова. Он видел яркие краски Севера, сохранил их в душе,
подарил людям. Но краски знойной Кубы — особые, неправдоподобно яркие, знойные.
Увиденные раз, они не погасли в его душе.
Мешков
В.И. Дорога в Тринидад
...Дорога на Тринидад начиналась ранним утром,
до того, как воздух раскалится до обжигающего даже в ноябре зноя. Ехал Мешков
в волнении: советский посол Алексеев намекнул, что, возможно, будет встреча с
Фиделем Кастро. Дорога, построенная трудолюбивыми руками кубинцев, была
гладкой, как стекло. Можно спокойно рисовать — никакой тряски! Даже вода в
стаканчике казалась застывшей. Настроение было прекрасным, хотя задолго до
рассвета Мешкова разбудил гром со стороны моря. «Наверное, гроза»,— подумал
он, но заснуть уже не смог. Впрочем, он даже обрадовался, что проснулся так
рано: «Захвачу самое начало рассвета над морем».
Шофер, приехавший рано утром, рассказал, что
ночью не гроза была, а выстрелы с моря: «Говорят, стреляли с подводной лодки.
А может, и с быстроходного катера. Пограничная охрана никого не обнаружила...»
О событиях минувшей ночи узнали по радио при
подъезде к Тринидаду. Шофер резко затормозил, хотя шум мотора и езда
нисколько не мешали радиоприемнику. Диктор сообщил, что ночью с пиратской
подводной лодки была обстреляна резиденция Фиделя Кастро.
Конечно, в этот день Мешкову не удалось
встретиться с Фиделем Кастро. Ну а потом у вождя кубинской революции были
другие, более важные дела и встречи. Из Тринидада Фидель направился в горы Сьерра Маэстро, где создавался первый
революционный отряд из двенадцати человек, оставшихся в живых после высадки с
яхты «Гранма». Там, в горах, родилась и прекрасная традиция: Фидель Кастро
принимал клятву выпускников медицинских, педагогических, технических школ и
военных училищ. И туда с опозданием помчался Мешков. Никого уже не застал, но
стояли незыблемо, как Шипка, как Мамаев курган, горы Сьерра Маэстро. Мешков
запечатлел их на своей картине.
Мешков
В.И. Фидель Кастро. Рисунок
Мешкову удалось-таки увидеть Фиделя Кастро,
правда, издалека, на коротком митинге. Два с половиной года прошло с памятной
встречи в Красноярске. Тогда Фидель был улыбчив, приветлив. Сейчас его лицо
пылало гневом, могучий кулак
отбивал по трибуне чеканные, гордые
слова.
— Зачем
по-разбойничьи, по-пиратски, под покровом ночи пугать детей, женщин, нарушать
сон мирных жителей?! Вам мало урока на Плайя Хирон? Зачем пугать? Нападайте!
Революционная Куба сумеет защитить себя!
Вот таким, порывистым, неукротимо-бесстрашным,
гневным, он и запечатлен. Это даже не портрет, а плакат: на ярко-красном фоне,
резкими темными штрихами-контурами «вырублен» выступающий Фидель.
***
Их было много, встреч на гостеприимной кубинской
земле, за 45 немалых и таких коротких дней. Но приближался неминуемо день
открытия выставки. И не где-нибудь, а в знаменитом национальном Дворце
искусств, в салоне Трокадеро. Кубинские художники просили посмотреть его эстампы
заранее, но Мешков отказался: по каждой гравюре каждым художником могли быть
высказаны мнения, они могли поколебать и без того взвинченного художника.
Вспомнился к тому же давний эпизод на Севере.
Старый эвенк, разглядывая изображение слона, спросил удрученно: «А шерсть-то
где? Такой голый — замерзнет зимой. Махом замерзнет!» И безуспешно доказывал
ему Мешков, что есть такие страны, где никогда не бывает зимы, морозов и снега.
Старик не верил.
Нечто подобное, опасался Мешков, может произойти
и здесь: кубинцы не представляют себе, что такое зима. Для них жаркий ноябрь —
конец купального сезона.
И вот настал долгожданный волнующий день. Мешков
был в салоне уже с утра, не в силах дождаться часа открытия, переходил от
гравюры к гравюре, разглядывал их, словно впервые. Незадолго до открытия в
салоне появился посол СССР на Кубе Александр Иванович Алексеев и другие официальные
лица. Следом — самые нетерпеливые зрители — художники.
Посол подошел к Мешкову, шепнул по-дружески: —
Не трясись! Картины твои хороши. Боишься, что, кроме нас, никого не будет? А
ты пройдись-ка мимо окон, выгляни...
И в день открытия и во все остальные дни работы
выставки зрителей было много. Мешков ходил счастливый и уже смеялся над собой,
что не нашел в себе силы выступить перед открытием: спазмы при виде огромной
толпы сдавили горло. Он предупредил посла заранее, что выступит после просмотра
документального фильма.
Кубинцы преподнесли зрителям сюрприз: в кинозале
Дворца искусств, где демонстрировался фильм, при помощи кондиционеров понизили
температуру чуть не до нуля. Организаторы выставки смеялись: «Пусть кубинцы,
глядя на документальные кадры, хотя бы на минуту представят себе, что такое
Сибирь!»
Кубинские зрители по достоинству оценили и
поняли работы сибирского художника, и вместо короткого официального
выступления Мешкову пришлось отвечать на многочисленные вопросы. Так что
получилась настоящая лекция о Красноярское крае.
На приеме в советском посольстве А.И. Алексеев
поздравил Мешкова с несомненным успехом, посоветовал почаще выступать на
выставке с таким обширным пояснением.
Сразу же после открытия выставки, а может, после
теплой встречи в советском посольстве с кубинскими деятелями культуры, у
Мешкова появилась мысль подарить свои гравюры кубинцам. Но сказать об этом
вслух не решился: «Не сочтут ли за нескромность?» И уже накануне отъезда он поделился
своими мыслями и сомнениями с послом.
— Это
замечательное решение! — одобрил тот. — И можете быть уверены, что ваш подарок
не будет пылиться в запасниках национального музея.
Мешков послал в Гавану письмо уже из
Красноярска: «Дорогие кубинские друзья! Вернувшись на Родину, хочу передать глубокую
благодарность всем товарищам, с которыми довелось встретиться на вашей
чудесной земле, за теплый прием и радушное гостеприимство.
Удивительный революционный дух вашего народа
покоряет всех, кто побывал на Кубе, и заслуживает всяческого подражания. Ваш
чудесный народ любит и умеет ценить искусство. Меня покорил прием жителей
Гаваны моей выставки, состоявшейся в национальном музее Кубы.
От правления Красноярского отделения Союза
художников СССР, лично от себя прошу принять мою выставку «Енисейский Север»
из 48-и работ в дар кубинскому народу, в знак благодарности за оказанный прием.
Пусть она напоминает вам всегда о маленькой частице Советского Союза — Енисейском
Севере».
Здесь в рассказе о Кубе можно бы поставить
точку. Но, просматривая подшивку шушенской газеты «Ленинская искра» за 1984
год, я нашел неожиданное продолжение этой истории.
«1
сентября 1977 года,— писал журналист Олесь Грек,— после работы комсомольцы
бригады плотников-бетонщиков строительства Саяно-Шушенской ГЭС Федора Горбанева
прямо на рабочей площадке провели открытое собрание. Было решено включить
товарища Че Гевару в состав своей бригады, а его заработок ежемесячно
перечислять в фонд XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гавану...
Спустя некоторое время стал «кубинским» еще один коллектив — бригада
плотников-бетонщиков С.И. Гончарова. Ребята самоотверженным трудом завоевали
право присвоить своей бригаде имя Фиделя Кастро. Деньги, заработанные Фиделем
Кастро и Че Геварой, уже не первый год перечисляются в Фонд мира...»
В 1984 году к гидростроителям приехали гости с
Острова Свободы. С интересом знакомились кубинцы со стройкой величайшей в мире
ГЭС, с Шушенским мемориальным музеем. Так случилось, что с их приездом совпала
выставка новых работ Владимира Мешкова, открытая в фойе кинотеатра «Искра».
С особым чувством рассматривали кубинцы дорогие
им места, изображенные на гравюрах, акварели и рисунки Мешкова, узнавали
дорогих им людей — Фиделя Кастро, Николаса Гильена, Франциско Эспинозу, Алисию
Алонсо, популярную актрису Роситу Фернес. И дорога в город Тринидад, и горы
Сьерра Маэстро — все было дорого и близко кубинским гостям.
— Вы
зовете Мешкова «певец Севера»? — спросили кубинцы.— Мы теперь будем его звать
«певец Кубы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий