Автор
повести – Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж.
Северная рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
«И ВЕЧНЫЙ
БОЙ...»
(Об
общественной работе художника Мешкова В.И.)
Я хотел полностью вынести в заголовок блоковскую
строку, но остановился: не снится покой Владимиру Мешкову, а по-прежнему
снятся северные «цветные сны». Сам Мешков говорит, что сначала он «слышит» гамму
красок, а затем видит ее. Вероятно, поэтому на выставке, посвященной его
60-летию, он решил, чтобы звучала музыка, та, которую он «слышит». Были
использованы магнитофонные записи. Мнения разделились. Одни воспринимали под
музыку цветные эстампы и картины полней, другим музыка мешала. Не было спора в
одном: произведения Мешкова — музыкальны.
На той выставке к удивлению многих признанный
мастер гравюры показал свои новые работы в живописи, в рисунке, в акварели.
Никак не могу свыкнуться со строгостью искусствоведов,
которые не допускают, чтобы эстамп был назван картиной! Только гравюрой, на
худой конец — листом, но не картиной. Однако зритель-то видит отображение,
частицу жизни, картину не в «технике», а картину в широком понимании слова. И
неужели ошибается великий мастер графики Рокуэлл Кент, когда пишет Мешкову: «Я
очень ценю КАРТИНЫ (выделено мной. — Ж. Т.), которые Вы мне прислали...»
На юбилейной выставке 1979 года Владимир Мешков
впервые выступил как живописец. И в последующие годы, не оставляя, конечно,
линогравюру, художник совершенствовался в живописи. Естественно, Мешкова часто
спрашивают, чем вызвано его обращение к живописи?
—
Живопись, думается, дает художнику больше вольности, чем гравюра. Акварель, по
моему мнению, тоже живопись, но почему-то отнесена к графике.
Постоянные искания художника — это вечный бой,
вечная борьба за недостижимое совершенство, борьба с собой...
Мне кажется, что Владимир Мешков пытается
заглянуть за грань земного бытия. Быть может, потрясение, испытанное при виде
северного сияния на грани стратосферы, почти реальное соприкосновение с
неразгаданным космическим явлением — тогда, по пути на Кубу — заставило
по-новому ощутить земное бытие? Может быть...
Только не раз замечал я, как мучительно
старается художник уловить цвет — словно ускользающий звук — сполохов
космического чуда. И эта попытка проникновения «за грань» заметна в его работах
«Ночь в Карском море» и «Дыхание Арктики». В колорите холода слышны звуки
мелодий, наполненные какой-то таинственностью. Мешков несет в своих работах
глубоко личное выражение сложного миропонимания, представляемого им как борьба
света и мрака.
Ночное море. Почти слышится мерный шорох от
движения огромных ледяных глыб, облепленных чайками. Солнце скатилось на
поверхность морской глади и скользнуло лучами по воде и льдинам. Вот это
колдовское мерцание, миг трепета начинающейся полярной ночи и угасающей зари
создают сказочную атмосферу, которой пронизана картина. Невероятная благость
для моржей, дремлющих на льдине. Сквозь туман, окрашенный сполохами северного
сияния, на огромном темном небосводе мерцают неправдоподобно крупные — так
бывает только на Севере — звезды. Безмолвие. В картине «Ночь в Карском море»
нет действия, здесь царит покой, нарушаемый шлепаньем моржовых ласт да тихим
всплеском волны. Все сковано, словно заколдовано. Но вы слышите живое дыхание
Севера. Художник пленяет вас магией своей музыки, и вы на миг оказываетесь в
царстве его грез. Мне думается, художник слышит и понимает гамму Севера как
никто другой.
Много раз на выставках я пристально вглядывался
не в работы Владимира Мешкова, а в лица зрителей. В них было недоверие,
восхищение неожиданным соприкосновением с тайной, сосредоточенная задумчивость,
но только не равнодушие!
***
Сила искусства Владимира Мешкова в том, что он
умеет поделиться своей любовью, своим очарованием нежной и суровой красотой
Севера, зовет за собой. В его работах заложена не созерцательность, а могучая
притягательная сила.
Мешков В.И. Бирилюсские
гари. Цветная линогравюра
Мне глубоко врезалась в память картина погибшего
от пожара леса — «Бирилюсские гари». Страшный мертвый лес на фоне
кроваво-красного неба, словно пожар еще где-то бушует, где-то губит красоту.
Картина не просто потрясла выражением смерти, она заставила задуматься: а ведь
где-то сейчас, в эту минуту полыхает пожар, оставляя за собой такие жуткие
обугленные скелеты деревьев, недавно живых, а теперь в последней мольбе или
проклятье простерших к людям сучья, как руки. Картина заставила глубже понять
художника, который не только показывает нам красоту природы, но и
предупреждает: вот что вы можете сделать с ней!
Я всегда видел в Мешкове не только певца
природы, не только проповедника красоты, но и активного защитника всего
живого. Вся его творческая жизнь тому доказательство. Он защитник не просто
природы, понимаемой в узком смысле слова как окружающей среды, но в широком —
жизни.
Мешков В.И. Выстрел. 1978 г. бумага, цветная
линогравюра, 43 х 54,5; 28 х 44 (р.и.)
В самом начале своего творческого пути Мешков
мечтал и задачу такую ставил — отобразить социальную сущность времени. Эта цель
утвердилась в газетной и станковой графике ярким отображением социальных
перемен на Севере. Но пришла пора философского осмысления происходящего. И вот
появляются «Охотничьи думы». О чем задумался охотник, остановившись у зимовья
на берегу реки?
Мешков В.И.
Клятва охотника. Темпера
Художник предлагает подумать вместе с ним. Я
мысленно сделал «триптих» из эстампов Владимира Мешкова: «Охотничьи думы»,
«Выстрел» и картины «Клятва охотника». Охотник думает, что будет когда-то не
просто выстрел, а последний выстрел в последнего оленя, и вот так, как на
гравюре Мешкова, чуть ли не в небо прянет смертельно раненный олень.
Если в этих трех работах художник приглашает
зрителя к раздумью, то в картинах «Здесь были браконьеры» и «Вертолет
пролетел» Мешков публицистично прям: тема решена однозначно — как обвинение
браконьерам. Снежная белизна равнины, стылые синие горы. Они, единственный
страж северных просторов, словно оцепенели от гнева и бессилия.
Мешков В.И.
Следы браконьеров. Темпера
Зритель не видит окровавленных останков оленей:
о разыгравшейся трагедии напоминают торчащие из снега рога. Слетелись черные
вороны, торопятся на пиршество песцы. Но почему мы решили, что здесь побывали
браконьеры, а не промысловики-охотники? Да потому, что охотники ничего не
оставят — все идет в дело. А браконьеры чаще всего бьют оленей без счета ради
языков и губ, ну еще печени и сердца, лакомых вырезок. А все остальное
бросают, спеша за новыми жертвами...
Так же ясны мысль и чувства художника в картине
«Вертолет пролетел». Зритель сразу же ощущает что-то знакомое и в названии
картины, и в ее композиционном построении. Не хватает только трупа
мальчика-пастушка. Да, картина Мешкова напоминает картину Пластова «Фашист пролетел».
И в первое мгновение вызывает своей заданностью внутренний протест — слишком
жестокое сравнение, надуманная параллель. Ну а как назвать браконьеров,
вооруженных не только карабинами, но и вертолетами, чтобы безнаказанно губить
беззащитных животных?
Эта картина не выносилась на суд зрителей, так
как, увидев ее в мастерской художника, Те, от кого зависело, быть ли ей на
выставке, решили: «Это обвинение техники, вертолетов— лучшего транспортного
средства на Севере! Вас не поймут...»
А вот глубоко лиричная, полная скрытого смысла
картина «Тревога». Художник показал тревогу северных гагар, их страх перед
человеком.
Морской залив. Спокойное розово-перламутровое
небо. И на скалах, облитых рассеянным светом, гагары. Одни пока спокойны,
другие настороженно вытянули шеи, повернули головы в сторону скалистого мыса.
Еще никого не видно, но в напряженном ожидании птиц чувствуется тревога: они
слышат шум мотора. И печальный опыт уже подсказывает им, что это не теплоход,
идущий своим курсом, а моторка, и на ней враги — вооруженные люди. Куда свернут
они?
Экологические проблемы на Севере особенно
болезненны, и мы ясно это чувствуем в картинах Мешкова.
***
Что еще особенно волнует Мешкова, так это
отношение к народным промыслам. В пятидесятые годы, заметив тягу северян к
европейской одежде, он не раз говорил, что эта мода может нанести большой вред.
Прежде северяне с любовью украшали свою одежду и обувь. По орнаменту можно
было узнать, кто из какого района. А потом он стал замечать, какое смущение,
неловкость у эвенков от своей национальной одежды.
Со свойственной Мешкову настойчивостью, решительностью
взялся он за создание в Туре мастерской, чтоб на ее основе развивался в Эвенкии
народный промысел. Он выступал перед партийным активом, в газете, доказывал,
убеждал, что национальный промысел — это не только дополнительная статья
дохода, но главное — средство сохранения и развития национальных традиций в
народном творчестве. Мастерская появилась. Поздней, когда Мешков возглавил
краевую организацию художников, он пригласил на семинар группу мастериц из
Эвенкии. Семинар вела изумительный художник-прикладник Наталья Варфоломеевна
Касаткина, до самозабвения преданная народному творчеству Сибири, Енисейского
Севера. А потом были успехи: восторг зрителей на выставках, восхищение немногих
— увы! — покупателей. Но энтузиазм эвенкийских мастериц, не имея постоянной
поддержки от местных властей, пропал.
Однако Мешков — оптимист по натуре — продолжает
бороться за возрождение народного творчества. Через краевой и окружные
методические центры он организует выставки прикладного творчества.
***
С самого начала утвердившись на позициях
реализма, Мешков и сегодня отстаивает их. Он не приемлет в искусстве формализм
и абстракционизм. Но он также убежден, что окрики, административный запрет — не
метод воспитания, что каждый художник имеет право на поиск, на самовыражение.
Эта позиция Мешкова проявилась, пожалуй, наиболее четко при обсуждении работ,
представленных на выставку в канун 70-летия Октября. Ряд работ был выполнен в
стиле абстракционизма, что вызвало их неприятие.
— Я
предлагаю включить эти работы в экспозицию выставки,— высказал свое мнение
Мешков. — И правильней будет, если отношение к ним выразим не мы, члены
худсовета, а зрители.
Реакцию зрителей можно было увидеть и в зале, и
в книге отзывов. Наряду с записями типа «Больше внимания новому искусству!»
немало встречалось и возмущенных требований применить чуть ли не «санкции» к
организаторам выставки, «допустившим буржуазную вылазку».
— Знаешь,
когда я впервые задумался над тщетностью нашего административного пыла в
«борьбе с формализмом»? На Кубе! Да-да! Во время встреч с замечательными
кубинскими художниками, особенно после посещения Гаванской школы искусств...
Помнишь, я рассказывал, что меня прямо шокировала абстрактная картина на стене
гостиничного номера? Поздней я понял, что не сама картина шокировала меня, а
факт: абстрактное искусство на Острове Свободы! Вот насколько я был
«запрограммирован» в восприятии... Потом ради любопытства был на выставке
художников-абстракционистов, потом меня пригласили в школу искусств. И снова
шок: студенты занимаются абстракционизмом!
ЧП — по нашим меркам. А там, изучая классическое
искусство, обучая работе с натурой, спокойно смотрят на эти искания, убеждены,
что будущее только за реализмом. Кстати, искусство политического,
революционного плаката на Кубе широко распространено и всячески поощряется.
Вот на это и обратили мое внимание кубинские товарищи. Именно тогда, пожалуй,
впервые я подумал: как же так — кубинской революции не исполнилось еще и десяти
лет, а там не боятся «тлетворного буржуазного влияния»?
Несколько поздней подобное же отношение к
всевозможным течениям в искусстве я встретил и в Болгарии... Вот когда начали
«проявляться» во мне демократические принципы,— ответил на мой давний, но так и
не заданный ему вопрос Мешков.
— Да, я
за демократию, за соревнование творческое, за сосуществование, но...
Сосуществование в искусстве, культуре не может быть мирным. А мы робеем,
теряемся, чего-то ждем. Может, указаний «свыше»? А указания давно есть — это
ленинские принципы партийности в искусстве. И перестройку мы должны понимать
не как политику всепрощения и всеядности, а как стратегию обдуманного
наступления. И всеми средствами бороться против попыток подменить идейность
безыдейщиной. А средств в нашем арсенале много, средств вполне демократичных —
в духе времени. Это прежде всего пропаганда реалистического искусства,
пропаганда своим личным, творческим примером...
***
Кстати сказать, традиции реализма всегда были
характерны для красноярских художников. Их заложил наш земляк, великий русский
художник Василий Иванович Суриков. Поэтому совсем не случайно внимание Мешкова
к его творчеству и его биографии. Мешкову удалось уточнить любопытные детали
биографии Сурикова, установить с документальной точностью места, где он жил,
приезжая на родину, где собирал материалы, делал этюды к своим будущим
полотнам. Это Хакасия, курорт Шира, Минусинск, село Тесь, Туруханск. И любое из
этих мест могло бы давно стать мемориалом. Ведь мы в Красноярском крае, на
родине гения русской живописи, так мало занимаемся изучением и пропагандой
наследия Сурикова.
— Вот
тебе «прекраснейшие» примеры равнодушия,— рассказывает Мешков. — Был я в
восемьдесят пятом году в Туруханске, говорю в райкоме: «А вы знаете, что здесь
был Суриков, этюды писал для будущей картины «Покорение Сибири Ермаком»? Он
даже вспоминал о Туруханске. рассказывал, что местных жителей рисовал для
своего «Ермака». Так товарищи буквально рты раскрыли. Пришлось выступить перед
населением с небольшой лекцией, со статьей в газете «Маяк Севера». В том же
году в газете «Советская Хакасия» выступил, но уже об озере Шира, где на
курорте не столько отдыхал, сколько работал Суриков. Ну и что же?
В Туруханске поахали, погордились причастностью
к великому земляку и... за эти годы, как говорится, пальцем не пошевелили. На
территории курорта Шира сохранился дом, где жил Суриков. И там вроде бы
договорились с районным и курортным начальством — решили создать и мемориальный
музей, и художественную галерею. И снова все окончилось разговорами. А ведь как
хорошо было бы создать на Шира мемориальный уголок Сурикова, может быть, даже
художественную галерею. Ведь курорт посещают тысячи людей со всей страны.
Мало кто в крае сделал столько же по пропаганде
наследия Сурикова, сколько Мешков. На протяжении теперь уже более чем сорока
лет он неизменно обращает свое внимание к наследию великого художника, с
завидным постоянством пропагандирует его.
В пятидесятые годы, в период строительства
железной дороги Ачинск — Абалаково, Мешков часто бывал на стройке. Как-то он
остановился в небольшом, все еще безымянном поселке строителей, между речками
Кемчуг и Суразовка. Давний приятель его, начальник строительно-монтажного
поезда В.Ф. Чумак посетовал: министерство не утвердило название «Междуречье» —
есть уже такая станция.
—
Назовите станцию именем Сурикова. Нет такой в нашем крае, да и сомневаюсь,
есть ли в стране.
Собрали актив строителей, Мешков рассказал о
художнике, поняв, к горькому сожалению, что мало кто из слушателей знает имя
Сурикова. Вернувшись в Ачинск, он буквально за ночь изготовил на линолеуме
портрет Сурикова, размножил его на ручном станке и на другой день, взяв 250
экземпляров портрета, репродукции картин Сурикова, выехал на дорогу. Он
выступал перед строителями в клубах, конторах, прямо на гравийных карьерах,
перед школьниками. Потом эти портреты Сурикова можно было видеть во всех
помещениях, в теплушках прикрепленными к ветровым стеклам автомашин,
мотовозов, паровозов. Теперь Мешков добивается, чтобы Суриковские дни
проходили в крае не только по юбилейным датам, но ежегодно.
***
А еще Мешкова заботит судьба кедрового парка в
Лесосибирске. Он взял личное шефство... даже затрудняюсь сказать, над чем — то
ли над художественным объединением, то ли над культурной жизнью Лесосибирска,
то ли над городом в целом? Мешков подал идею: создать в Лесосибирске кедровый
парк. И не просто высказал благое пожелание, а пошел за консультацией к
красноярским ученым Института леса и древесины СО АН СССР, а потом в письме в
горком КПСС рассказал, что ученые готовы помочь советом и делом: «И еще,—
напоминал он в письме,— у парка обязательно должен быть свой хозяин,
смотритель, как угодно его можно назвать, но обязательно должен быть человек
или даже целый штат людей, которые будут поддерживать в парке порядок, следить
за его здоровьем. Нельзя забывать, что будет означать этот парк для многих
поколений людей, и какую грубую ошибку мы можем совершить, если пустим дело на
самотек». Парк был заложен в 1984 году. На его закладке трудился весь город...
Нет, не ищет покоя Владимир Мешков!
Своей задачей он считает создание краевого
объединения художников-любителей.
— По
нашим скромным подсчетам,— говорит Мешков,— их в крае насчитывается две тысячи.
Какой резерв! Да и не в резерве только дело: это тысячи людей, живущих богатой
интеллектуальной жизнью, создающие вокруг себя могучее поле притяжения. И эту
армию энтузиастов, пропагандистов необходимо объединить, дать им статус
общества с юридическими правами, со своей материальной базой. Впереди огромная
организационная работа.
Энергия, добросовестность, высокое чувство
ответственности Мешкова известны давно. Недаром еще более двадцати лет назад
его взыскательный друг Игнатий Рождественский сказал: «Не первый год знаю его,
всегда собранного и сосредоточенного, скупого на слова, щедрого на свершения»...
Но ведь тем трудней человеку такого склада нести массу общественных нагрузок:
характер не позволяет «сбрасывать ношу на ходу».
Все творческие командировки Владимира Мешкова непременно
обогащаются общественной работой. Он едет в Шушенское, чтобы продолжить работу
над ленинской тематикой, но прежде добивается создания в Шушенском художественной
галереи. Потом возникает идея провести семинар художников-любителей Хакасии,
Эвенкийского и Таймырского автономных округов. Начиная с 1969 года, такие семинары
становятся традиционными.
Среди
участников Норильского семинара «Художники Севера». 1974 год
Характерная деталь: по окончании семинара в
Норильске в 1977 году лучшие работы его участников были переданы в создаваемую
городскую картинную галерею. И с того года по сей день, в каком бы городе ни
проводился семинар, его участники непременно передают свои работы в местную
галерею. Это стало традицией, и начало ей положил бессменный руководитель семинаров
художников-любителей Владимир Ильич Мешков.
По «профессиональной линии» Мешков был
заместителем председателя художественного совета, председателем
распределительной комиссии — самой хлопотной, беспокойной и, прямо скажем,
неблагодарной «должности»: надо вовремя, тактично найти заказчика художнику,
ибо это и есть единственная статья дохода творческого человека. А в художественном
фонде более ста художников да плюс 89 членов Союза художников СССР — и никто
не должен быть обижен.
Кроме того, Мешков — член Президиума крайкома
профсоюза работников культуры и член художественного совета краевого
управления культуры, член Президиума Всесоюзного общества охраны памятников
культуры. И всю эту работу он делает по зову сердца гражданина и художника.
Назвав последнюю главу «И ВЕЧНЫЙ БОЙ...», я не
случайно уделил внимание общественной работе народного художника РСФСР
Владимира Мешкова. Мне хотелось подчеркнуть, насколько взаимосвязаны
творческая и общественная жизнь, насколько они обогащают друг друга. Но,
конечно, творчество всегда было главным в жизни Мешкова. Он разрабатывает
новые темы, продолжает и старые. К 70-летию Октября вышел альбом В.И. Мешкова,
состоящий из девятнадцати цветных станковых линогравюр, он называется «В Шуше,
у подножия Саяна...» Это своеобразный итог того, что сделал он для развития и
обогащения художественной Ленинианы. Эстампы, входящие в альбом, невозможно
пересказать, их нужно видеть: в них необыкновенная цветовая гамма. Удивляет
не только цветовое решение, но и та огромная исследовательская работа, которая
проделана Мешковым. И дело не только в том, что художник документально точен в
исторических деталях, — это непременное условие для такой ответственной темы.
Важно, что Мешков глубоко прочувствовал дух времени... Здесь не случайно очень
удачное название: «В Шуше, у подножия Саяна...» Это слова из письма В.И.
Ленина Марии Александровне Ульяновой 18 мая 1897 года: «Шу-шу-шу — село
недурное... На горизонте — Саянские горы или отроги их; некоторые совсем
белые, и снег на них едва ли когда-либо стаивает. Значит и по части художественности
кое-что есть, и я недаром сочинял еще в Красноярске стихи: «В Шуше, у подножия
Саяна...», но дальше первого стиха ничего, к сожалению, не сочинил!»
Внимание художника привлекло то, что В.И. Ленин
не остался равнодушен к сибирским красотам. И это в условиях ссылки! Вот что
явилось камертоном для лирического звучания новой серии цветных линогравюр
Мешкова.
Владимир
Ильич и Полина Ивановна Мешковы
В 1989 году Владимиру Мешкову исполняется 70
лет. Но его планы таковы, словно он находится в самом начале своего
творческого пути.
— Прежде
всего, в первую очередь,— планирует Мешков,— буду продолжать Шушенскую
Лениниану. И в работе у меня большая серия «Моих современников» — живописных
портретов. Меня не интересуют «парадные» поясные портреты. Мои товарищи,
друзья будут отображены в привычной для них обстановке: в тайге, тундре, у
буровых... И все это не должно быть «фоном»...
На традиционный вопрос — счастлив ли он — Владимир
Мешков, отвечает:
—
Конечно! Ну посудите сами. Я родился на свет. Нашел себя в деле. У меня
прекрасная жена. У меня, наконец, есть внучка. Это, считаю, все, что человеку
надо. Моя мать рассказывала, что, когда я родился, отец принес в ведре речной
воды вместе с лягушкой. Не она ли принесла мне счастье?
Послесловие
к книге о художнике Владимире Ильиче Мешкове:
Художник ушел из этой жизни в возрасте 92 лет 6
августа 2012 года… Светлая, добрая и долгая-долгая память ему… Спасибо
всем-всем, кто прочитал эту книгу красноярского писателя Жореса Трошева… И
полюбил великолепные гравюры прекрасного художника…
Комментариев нет:
Отправить комментарий