Нанайцы, ульчи, удэгейцы
ДОБРЫЙ ЗМЕЙ.
(Искусство вышивки и
аппликации. Орнаменты)
Среди
женского населения Приамурья и Приморья особенного распространения достигло
искусство вышивки и аппликации. Как то, так и другое искусство находило
применение прежде всего в оформлении
одежды.
Перчатки ульчские
Здесь
птица выполнена цветной вышивкой на перчатке из села Аури Ульчского района.
Пока не представляется возможным точно выяснить, какое значение придавали
мастера Приамурья этой гордой птице и что это была за птица. Возможно, что это
обобщенный образ птицы, так сказать, птицы вообще и значительность, красота
птицы вообще. Однако под всяким обобщенным образом всегда таится конкретный
его прообраз.
Национальная
одежда до сих пор в ходу, здесь ее носят повсеместно. В селах Приамурья, от
Хабаровска и близлежащих сел, таких, как Сикачи-Алян и Троицкое, и почти вплоть
до устья Амура, можно и поныне встретить эту одежду. Ее носят женщины не
только старшего и среднего возраста, но и молодые.
В
ясный солнечный день на фоне сурового пейзажа и свинцовой воды Амура, сопок,
поросших хвойным и лиственным лесом, низких болотистых берегов с разбросанными
деревянными постройками селений люди в этой одежде представляют контрастные
декоративные пятна.
Нанайские
халаты. http://nanaiskiy.narod.ru/foto.html
Нанайский
халат для повседневной носки обычно шьют из насыщенной по цвету переливчатой
ткани. Издавна для халатов шли шелковые и легкие парчовые двусторонние ткани с
богатыми многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти
материалы в большом количестве завозились в приамурские города и села, в
дальнейшем, в связи с нехваткой таких тканей, стал применяться цветной
подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Но независимо от того, из
какой ткани сшит халат, борта его, и в особенности подол, отделывались широкими
цветными каймами.
Нижняя
кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной
(обычно черное сукно). Эти два цвета, удачно уравновешивая друг друга,
связываются с любым самым насыщенным цветом основной ткани, из которой сшит
халат.
Характерной
чертой покроя нанайского или ульчского халата являются глубоко запахивающиеся
полы, причем левая пола заходит за правую. Композиционное размещение и пропорции
декоративных украшений роднят эту одежду с такой же верхней народной одеждой
монголов, бурят, тувинцев.
Алый
или голубой блестящий шелк выступает как в рамке из черных и красных
обрамлений. Кайма подола украшена подвесными медными прорезными бляшками.
Плоские бляшки особой формы, вписывающиеся в равносторонний треугольник, в
свою очередь, имели в прошлом широкое распространение и сохранились в старинных
украшениях эвенков, якутов, тувинцев, алтайцев. Прикрепленные к кайме на
кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время
движения, производят легкий звон. Если добавить к этому, что женщины вместе с
халатом обычно надевают на себя традиционные серебряные украшения: плоские
круглые браслеты с чеканкой, серьги в виде подвесок, декоративно оформленную
обувь, о которой будет сказано ниже, если представить себе сильный ровный загар
их лиц и рук, подчеркнутый звонким цветом тканей, черноту заплетенных в длинные
косы волос, то мы получим известное представление о целостности, своеобразии и
общей декоративности всего комплекса этого костюма и сопутствующих ему
украшений.
Яркость
и узорчатость тканей, из которых шились халаты, декоративность сочетаний и
цветовая интенсивность каймы не мешали женщинам Приамурья дополнительно
украшать одежду: бортовая кайма, ворот, манжеты, кайма подола заполнялись еще
вышивкой и аппликацией.
Вышивка
вокруг ворота и вдоль борта нанайского халата обычно выполняется так: контур
мотива очерчивается тонким тамбурным швом, причем ровность мельчайших петелек
тамбура превосходит, как кажется, все возможности ручной работы, тем не менее,
шов этот выполнен вручную, а не на машине. Современная вышивка носит
растительный характер. Плоскости сильно обобщенных, условно трактованных, чаще
всего трехлепестковых цветов и узких изогнутых листочков внутри тамбурного
контура заполняются гладью.
Часто
боковая кайма нанайских халатов решается в технике аппликаций в два цвета,
считая цвет фона. Иногда вводится третий, дополнительный тон — как окаймление
основной спирали. Эти рисунки очень строги и в известной степени
монументальны. Вместо живости, ажурности, как бы прозрачности тамбурного
нанайского узора при тех же основных принципах орнамента, строящегося на
легких, прихотливо вьющихся завитках, здесь можно видеть плавно текущие и энергично
свертывающиеся крупными спиралями лентообразные полосы, между которыми
остаются очень небольшие узкие протоки контрастного по цвету фона. Местами эта
лента имеет кругообразные утолщения-отростки вроде листьев, однако растительный
прообраз этих форм представляется весьма и весьма спорным.
Вышивкой
украшалась и мужская нанайская одежда. Нанайскую мужскую рубаху шили из белого
материала (полотна, бязи) и украшали нашитой каймой по краю рукавов и
подолу, вышивкой отделывался стоячий высокий
воротник, нагрудная часть рубахи и симметричные нагрудные карманы.
Нагрудник
нанайский. Вышивка
Хотя
мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части
вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и
летняя, а также сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые
рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в
современный европеизированный костюм. Эти изделия большей частью оформлены
многоступенчатой каймой, заполненной спирально-ленточным орнаментом, вышитым
тамбуром. Вьющийся растительно-рогообразный орнамент декорирует нанайские
наколенники, сшитые из ткани тапочки современной формы и многие иные бытовые
изделия.
Ульчские
женские халаты повседневного обихода в основных чертах однотипны с нанайскими,
однако бордюры, окаймляющие их по вороту, борту и подолу, здесь несколько
скромнее. Бортовая кайма ульчского женского халата значительно уже, чем кайма
нанайского халата, она не носит такого многоступенчатого характера и
орнаментирована вьющимся спирально-ленточным орнаментом, идущим как бы в одну
строчку.
Ульчский
вариант спирально-ленточного узора можно, пожалуй, охарактеризовать как
спирали, сгруппированные (в кайме) в отдельные иногда соединенные, иногда и
совсем разомкнутые звенья. И техника выполнения этого орнамента иная, нежели
у нанайцев. Это — аппликационные формы из белого полотна, наложенного на фон
из синей крашенины.
В
своих вышивках и аппликациях нанайки и ульчи пользовались широкой палитрой
декоративных швов. У нанайцев важное место занимали тамбур и гладьевой шов, а
также петельчатый шов, различные обметочные швы, так называемые «елочка»,
«козлик», шов лапками, наконец, очень поздний, заимствованный от русских
крестик. В скреплении отдельных деталей между собой или при нашивании
отдельных фигур на фон нанайки употребляли простую и парную строчку,
выполнявшуюся в древности вручную, позднее на машине. Ульчские швы довольно
близки к нанайским, кроме крестика, который у ульчей не встречается. Зато здесь
много разновидностей гладьевых швов: гладь с подкладкой, гладь по настилу,
гладь в прикреп, двойная петельная гладь и двойная петельчатая в прикреп.
Ульчская
аппликация выполняется иным, чем у нанайцев, швом, обычно так называемой узкой
гладью, т. е. гладьевым петельчатым швом с подкладыванием под нитку другой,
более толстой нитки или тоненькой полоски кожи; получается рельефный шов, так
тщательно выполненный, что его можно принять за шелковый шнурок фабричной
работы, нашитый на поверхность ткани.
Мастерицы
старшего и среднего поколения, как нанайки, так и ульчи, очень дорожат своими
халатами. Они бережно сохраняют их в ящиках и сундуках и стремятся передать по
наследству своим дочерям. Когда мастерица умирает, то обычно устраивается выставка
принадлежавших ей и выполненных ею самой или ее матерью халатов, и, если их
окажется меньше 12—15, это считается весьма позорным для памяти покойной.
Несколько
слов о технике изготовления нашивных аппликационных орнаментальных фигур.
Нельзя
не поражаться изысканности, какой достигает графическое начертание этих форм.
Безупречный геометризм спиральных завитков, абсолютная математическая точность
разомкнутых кругов, дуг, полуовалов, из которых слагается каждая спираль,
упругость, четкость и вместе с тем непринужденность и свобода в движении
каждой линии — все это указывает на замечательную, веками существующую и
отточенную десятками поколений технику. Состоит она в том, что материал,
предназначенный для изготовления аппликационных фигур, складывается мастерицей
в несколько раз и кладется на доску на полу или на столе. Мастерица зажимает
в кулаке рукоятку специального остро заточенного ножа с широким и коротким
скошенным лезвием и ставит его вертикально. Для полной устойчивости она твердо
опирается локтем и предплечьем о края доски или стола и одним движением, не отнимая
ножа, проводит один, два, три криволинейных разреза через все слои сложенной
ткани. Эти надрезы делаются вдоль сгиба, вдоль края сложенного материала.
После того как материал расправлен и с него удалены отделенные ножом кусочки
ткани, в местах, где делались надрезы, образуются сложные симметричные ажурные
формы. Мастера Приамурья блестяще владеют этой очень своеобразной техникой,
которая дает возможности несколькими точными криволинейными разрезами
получать бесчисленное множество вариантов композиций.
Образцы
орнаментальной резьбы в виде вырезок из кожи, бересты или бумаги сохраняются у
большинства мастериц как постоянный фонд узоров. Перед тем как начать вышивку,
мастерица прикрепляет к вышиваемой поверхности такую заранее заготовленную
вырезку из ткани или кожи и попросту зашивает ее сверху гладью. Вырисовывание
таких фигур от руки отняло бы во много раз больше времени и никогда бы не
достигло такого совершенства. Такие же фигуры, вырезанные из рыбьей или
лосиной кожи, сами по себе служат украшением и, окрашенные в различные цвета,
нашиваются на рукавицы, тапочки, пояса, головные уборы.
Казалось
бы, спирально-ленточный орнамент являлся типичным способом выражения
орнаментально-декоративного мышления народов Приамурья. Даже в меховой
мозаике мы часто видим те же сложные симметричные рогообразные и криволинейные
фигуры. И вдруг рядом с этими уже привычными криволинейными спирально-ленточными
узорами встречаешь совершенно иные по стилю, ослепительно белые, блестящие
полосы, расчерченные тонкими ровными параллельными линеечками, в которые
вписаны ровные разноцветные прямоугольнички, образующие сходящиеся и
расходящиеся диагонали, шашечные рисунки, треугольники, ромбы. Это вышивка
подшейным или подбородным волосом оленя или лося.
Ослепительно
белым, блестящим подшейным волосом застилалась обычно вся поверхность фона —
ровдуги (оленьей или лосевой замши). Волос клали настилами поперек орнаментируемой
поверхности обычно полосой шириной 2—3 см, очень плотно, аккуратно, волосок к
волоску и скрепляли перпендикулярно к расположению волоса мельчайшей, точно
машинной строчкой сухожильными нитками. Уже сама по себе эта белоснежная
поверхность, прочерченная параллелями закрепляющей строчки, очень декоративна.
Однако в дополнение вводится еще и вышивка гладью ярким разноцветным шелком,
прямоугольные вставки которого горят, как вкрапления цветной эмали на белой,
фарфоровой поверхности. Так украшались женские пояса, сумки, колчаны, а в
старину, очевидно, и другие подобные предметы. Таков халат из коллекции
Государственного музея этнографии, приобретенный в селе Булава в 1962 году.
При
виде такой одежды невольно приходят на память сказочные герои, воины,
бесстрашные в битвах с чудовищами и верные в любви к своим прекрасным
возлюбленным, с величайшей любовью и терпением вышивавшим для них эти
удивительные праздничные одежды.
Второй
такой же халат, также из коллекции Музея этнографии, сделан негидальцами с реки
Амгунь. Он значительно старше первого и еще более мягок и благороден по цвету.
В его узоре присутствуют изображения животных и птиц, в то время как на халате
из села Булава такие мотивы совершенно исчезли и заменены завитками.
Ульчские
пояса, которыми женщины опоясывают свои свадебные халаты, также делаются из
ровдуги и имеют в ширину 6 см,
а в длину 1 м.
Вся поверхность по всей длине зашивается подшейным волосом, получается
чрезвычайно яркая, своеобразная вещь. К обоим концам пояса пришиваются плоские
двойные, книзу расширенные, с треугольным завершением наконечники, заменяющие
кисти; с лицевой стороны на них сделаны аппликацией белые сложнофигурные
картуши, заканчивающиеся спиралями. На белом фоне картушей вышивка ярким
цветным шелком изображает птиц и бабочек, соединенных в одну сложную
орнаментальную фигуру.
Фрагмент
спинки халата. Аппликация из цветною холста, обшивка цветной гладью
Одним
из наиболее древних видов национальных художественно оформленных бытовых
изделий народов Приамурья были предметы одежды и различные дополнения и одежда,
выполненные из рыбьей кожи (из кожи сома). На первом месте среди них — арми,
женский халат.
Очень
тонкая и такая мягкая, как самая лучшая перчаточная замша, белая с холодным
голубоватым или зеленоватым оттенком рыбья кожа, из которой шились арми, с
большим вкусом украшалась голубовато-синей рельефной вышивкой или аппликационными
орнаментами и дополнялась розово-красной каймой, которой эффектно
подчеркивалась и оттенялась холодная белизна основного фона.
Ульчинские
рукавички
Охотничьи
ульчские и нанайские рукавицы делаются из кожи, или сукна, или из сочетания
того и другого.
На
фон из темного сукна или окрашенной в синий или черный цвет кожи нашивается
орнамент из белой неокрашенной лосиной кожи; краги рукавиц опушают мехом
соболя, выдры или белки. Орнамент вписывается в замкнутую закругленную вверху
плоскость тыльной части рукавицы, и в этом крупном, симметричном относительно
вертикальной оси одноцветном узоре есть чисто архитектурная строгость и
монументальность, несмотря на то, что сам предмет очень невелик. То же можно
сказать и о таком современном предмете обихода, как тапочки.
Женские
рукавички также делают из сукна и кожи. Чаще всего для украшения рукавиц
наряду с аппликацией применяется тамбурный шов. Верхняя часть рукавички,
соответствующая кисти руки, выполняется из кожи, нижняя — крага из
хлопчатобумажного материала, обычно черного. Между нижней и верхней частью
проходит полоска красного кумача или малинового сатина шириной 2—2,5 см, матерчатый
низ отделяется от верхней части также узкой меховой опушкой, чаще всего из
беличьего меха.
В
орнамент рукавичек обычно входят изображения птиц, выполненные аппликацией.
Особенной красочностью и декоративностью отличаются рукавички современной
работы, выполненные мастерицами села Булава Ульчского района.
Полные
экспрессии изображения птиц, рыбок, бабочек среди завитков орнамента, вышитого
тамбурным швом, украшают тыльную сторону и запястье этих рукавичек, сшитых из
красной, коричневой и желтой кожи.
Нанайский
аппликационный ковер. Цветная х/б ткань
В
нанайских и ульчских селениях почти в каждом доме можно найти оригинальные
прикроватные аппликационные ковры, выполненные обычно самой хозяйкой дома, ее
матерью или бабкой. Шьют такой коврик из простых хлопчатобумажных тканей:
белого коленкора, цветной бязи, гладкого цветного сатина ярких, насыщенных
тонов — синего, красного, ярко-желтого, изумрудно-зеленого.
О. БЕЛЬДЫ. Нанайский ковер. Фрагмент ковра. 1965 г. Хабаровский край
Аппликационные
ковры народов Приамурья в орнаментальном отношении близки к войлочным аппликационным
коврам казахов, киргизов, алтайцев, но вместе с тем более изысканны и сложны
по мотивам. В обычной композиции по центральной продольной оси располагаются
два крупных центральных пятна в виде сложных узорных симметричных розеток,
составленных из спиральных форм, рогообразных фигур и завитков, вписанных в
квадрат или ромб. По углам ковра четвертушки таких же фигур служат узорными
наугольниками. Наконец, весь ковер окружает узорная кайма. Такие ковры в
высшей степени декоративны.
Крупные,
четко прорисованные орнаментальные формы черного цвета с большой
выразительностью вырисовываются на белом фоне, привлекая взгляд упругостью и
мощью каждой детали, взаимной спаянность и ритмом расположения и повторов.
Нанайские
мастерицы прикрепляют аппликационные фигуры к фон валиком узкой глади или
двойным тамбурными швами с елочкой посредине.
Ульчский
ковер
Ульчские
мастерицы для закрепления аппликационных форм применяют иную технику.
Вырезанная и контрастного по цвету материал аппликационная фигура приметывается
к ткани фона. Затем под кромку фигуры подводится узкая полоска ткани, белой
либо, напротив, очень яркой и отличной по цвету, и вместе этим накрепко
пришивается к фону, после чего подшитая под край аппликационной фигуры полоска
отгибается наружу, заворачивается валиком прошивается вторично. Получаете
окаймляющий аппликационные формы плотный круглый валик толщиной не более 1,5 мм. Так как в виду
криволинейности и сложной конфигурации орнаментальных форм такой окаймляющий валик
приходится делать небольшими участками, мастерицы пользуются этим, чтобы
всячески разнообразить цвет ткани, образующей валик. В результате оказывается,
что аппликационная фигура окаймлена валиком, в котором через каждые 1—3 см
меняется цвет. Это очень обогащает орнамент. Техника такой вышивки валиком
очень трудоемка, но зато она придает ульчским коврам плотность, жесткость и
добротность; посаженные на подкладку из пестрого ситца или сатина, эти ковры
совершенно не производят впечатления «тряпичных», а смотрятся как настоящие
шерстяные тканые ковры. Такая большая и сложная декоративная композиция, какой
является ковер, требует особого внимания, умения и высокой художественной
культуры.
Многие
женщины Приамурья в той или иной мере умеют шить ковры по готовым рисункам или
шаблонам из ткани или бересты, но среди них есть подлинные богато одаренные художницы,
которые сами придумывают новые узоры.
В
центральный круг нанайского вышитого ковра часто вписано и изображение
закрученного спиральными завитками красно-малинового дракона с резной
гривой-гребнем, красными когтистыми лапами и прорезными птичьими крыльями.
Такие же красно-малиновые драконы, но уже без лап помещены в четырех углах
ковра. Над спиной дракона, над гребнем, в центральном круге изображена также
превращенная в узорный завиток красная птица. Возле угловых драконов подобные,
но еще более узорные по силуэту, только черные птицы завершают сложные подвижные
завитки-перья драконовых хвостов.
Большой
художницей показала себя ульчская мастерица Рогугбу Очу из деревни Аури. Раз в
два-три года она выполняет свой очередной ковер, всегда являющимся образцом
подлинного, большого декоративного искусства.
Нанайский
аппликационный орнамент
В
центральном ромбе и в центре всей композиции два оленя, отвернув друг от друга
головы с ветвистой кроной рогов, располагаются зеркально около условного
дерева, почти касаясь грудью прямого ствола; подобно птицам, олени
удерживаются на длинных гибких, раздвоенных к концу побегах-завитках, которые,
охватывая их тела полукружиями спиралей, превращают фигуры животных в
органическое дополнение побегов.
Поэтически
обобщенные живые существа дают возможность осмыслить и воспринять все решение
как гимн живой природе, недаром все окончания спиралей прорастают трилистниками
и шарами плодов. В угловых фигурах, также зеркально-симметричных по отношению
к оси отражения, помещены змеевидные рыбки-завитки, тела которых расцвечены миниатюрными
ромбиками красного и синего цвета, что, собственно, и дает основание думать, что
это скорее змейки.
Близок
к уже рассмотренному и второй ковер. Те же олени опустились здесь в нижнюю
продольную кайму. Стоя попарно в тех же позах около ствола дерева, они на этот
раз играют роль спутников основных персонажей — птиц, помещенных также зеркально
в центре каймы, по сторонам вертикальной оси ковра. Интересно, что, сделав
кайму средоточием сюжетных изображений, мастерица не стала окружать весь ковер
бордюром. Таким образом, этот ковер оказался составленным из двух
неравновеликих частей: основного прямоугольного орнаментального поля и уже
рассмотренной нижней каймы с изображениями оленей и птиц. Основной прямоугольник
заполнен узорным картушем, средняя часть которого также окружена и как бы
отсечена ярко-красным ромбом. В этой средней ромбической форме расположены попарно,
касаясь друг друга и образуя сложную криволинейную фигуру, четыре
змеи-дракона, тела которых подчеркнуты рядами чередующихся красных и синих
пятнышек, а головы украшены спиралевидными завитками.
Нанайский
ковер. Аппликация из цветной х/б ткани на белом коленкоре
Веселые,
улыбающиеся физиономии змей-драконов свидетельствуют о своеобразном
мировоззрении народа, для которого весь мир живой природы одухотворен и тесными
узами связан с человеком.
Далеко
от основной водной -артерии края — Амура, в труднодоступном среднем течении
реки Хор, притока Уссури, среди тайги и болот лежит большое удэгейское село
Гвасюги. Бережно хранит здесь население предметы национальной удэгейской
одежды и утвари, близкие к нанайским и ульчским и в то же время сильно
отличающиеся от них.
Для
декоративного решения удэгейской одежды типичным является комбинирование в ней
тканей различных, часто контрастных расцветок. Например, если стан одежды
шился из синего материала, то рукава к нему пришивались желтые. В отличие от
нанайской и ульчской одежды, удэгейскую обычно дополняли прямоугольные или
полукруглые карманы. Так же как оплечье, ворот и нагрудная часть одежды,
карманы служили местом расположения орнаментальной аппликации или вышивки.
Что
касается самой вышивки, то первое впечатление от нее — сплошное, почти без
просветов заполнение фона все такой же, уже знакомой нам вязью криволинейных
спиральных симметричных форм: сплошное сверкание ярких сиреневых, интенсивных
синих, оранжевых, золотистых, белых, голубых, пунцовых, фисташковых завитков и
отростков. Все эти графические криволинейные построения могли бы показаться
сухими, если бы не их необычайная цветовая насыщенность.
Удэгейская
вышивка
Характерной
особенностью удэгейского орнамента являются специфические фигуры в виде
восьмерок, расположенных горизонтально на свободном поле фона, отчерченного
овалом от окружающего орнамента. Обычно такая фигура помещена в самом центре
сложноузорного картуша. Часто она сопровождается или дополняется также
горизонтально расположенной фигурой в виде двух симметричных, крутых в
несколько витков, свернутых одна навстречу другой спиралей. Как «восьмерка»,
так и спиральная фигура выделены цветом, нередко черным, резко отделяющим их от
основного узора. В центре кружков «восьмерки» поставлены точки, что придает
всей фигуре и всему картушу, в средине которого она находится, особую
фантастическую одушевленность, заставляя всю композицию как бы смотреть на зрителя
десятками «глаз».
По
общему характеру этот орнамент мельче и более яркий, кроме того, в нем, в
противоположность орнаменту Приамурья, совершенно нет изображений живых
существ. Может, эти изображения и есть в действительности, но они, однако,
настолько зашифрованы, что воспринимаются как отвлеченные геометрические криволинейные,
спиральные фигуры.
Одним
из способов украшения угэдейского костюма и бытовых изделии, выполненных из
рыбьей кожи, являлась ручная роспись. Впрочем, нельзя даже и назвать этот
прием росписью. Это техника столь же удивительная, как вышеописанная вышивка
узкой гладью или подшейным волосом оленя, — техника графического рисунка,
одновременно и легкого по цветовому соотношению с фонами, в то же время
насыщенного по степени заполнения плоскости орнаментальными мотивами, изящного
и свободного по принципу разброски по поверхности и строгого по ритму и
повторам одинаковых симметричных криволинейных форм.
Такие
графические рисунки требовали исключительной точности движения руки. Контуры
орнаментальных фигур нарисованы тонкой и смелой черной линией. Можно подумать,
что это делалось тонким чертежным пером. В действительности орудиями для
графических композиций служили заостренные костяные палочки различных размеров.
Композиция строилась на крупных, очерченных широкими черными и красными контурами
сложных фигурных формах, приближающихся к треугольникам с килевидным
завершением, к крестообразным, арочным фигурам, густо заполненным внутри
бурно извивающимися разноцветными спиральными построениями. Орнамент
располагался также широкими полосами, выделяя основные членения одежды и
одновременно человеческой фигуры, а именно: по плечам и в верхней части рукавов,
от проймы рукава, выгибаясь внутрь с обеих сторон вдоль спины до поясной линии,
с боков вниз вертикально вдоль линии бедра.
Внутри
контура фигуры орнамента раскрашены нежными размытыми акварельными тонами. В
цветовой гамме, кроме черного и белого цветов, участвуют золотистые,
оливковые, розовые (разбеленная киноварь), серо-голубые тона. Общая
благородная приглушенная акварельная тональность отличается столь же высокой
культурой гармонии цвета и штриха. Особенно нежно и акварельно выглядят те
части рисунка, которые не замкнуты черным контуром в слитную фигуру, а свободно
выходят на фон, как бы растворяясь своими боковыми, чуть подкрашенными
завитками в белизне фона.
Сопоставляя
нанайские, ульчские и удэгейские декоративные текстильные изделия, можно
заключить, что во всех них развертывается очень последовательная и единая
образная система. При этом нет предметов первостепенных и второстепенных,
важных и неважных.
С
одинаковой тщательностью и одинаковой сложной смысловой нагрузкой оформлены
как крупные изделия, подобные коврам, так и мелкие, такие, как рукавички,
пояса, кисеты и им подобные предметы.
Именно
в этой удивительной целостности художественной культуры и заключается ценность
художественных традиций приамурских текстильных изделий.
Особенным
богатством и разнообразием орнамента отличались в прошлом все предметы
одежды, связанные со свадебными обрядами. Это были особые халаты, парадные
пояса, нижняя нательная одежда, которая употреблялась лишь в этих случаях. Для
всех этих изделий существовала особая, освященная многовековыми традициями
форма декора. Подобно многим иным изделиям, выполняемым поколениями народных
мастеров, свадебные халаты имеют чрезвычайно устойчивое, постоянно повторяющееся
декоративно-орнаментальное решение.
Большой
интерес представляет в этом смысле нанайский женский свадебный халат — сикка.
От халата повседневного он прежде всего отличается тем, что только передняя
его сторона, передние полы шьются из покупной ткани, спинку же, тоже,
разумеется, сшитую из покупной, но не декоративной, а самой простой, гладкой,
чаще всего хлопчатобумажной ткани, целиком покрывают многоцветной вышивкой.
В
нижней части спинки халата, имеющей вид двух прямоугольных полотнищ,
разделенных разрезом, на белом фоне вышиты гладью симметричные изображения
разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих
их подножье.
Корнями,
трактованными как целая система арок, дерево впивается в землю, обозначенную
прямой чертой. Нанайские мастера из поколения в поколение изображали так
священное или райское дерево — символ жизни — и его всегдашнее цветение.
Животные, охраняющие подножие дерева, — чаще всего олени. Птицы на дереве
представляли собой будущих детей выходившей замуж девушки, которой принадлежал
халат. Деревья эти представлялись нанайцам огромными по своим размерам, они
будто бы росли на небе во владениях Омсан-мама, духа женского пола. Каждый род
имел свое особое дерево, среди ветвей которого жили и плодились души людей,
принадлежавших к этому роду. Еще не родившиеся человеческие души
представлялись в образе птичек чока, которые, спускаясь на землю, вселялись в тело
женщины своего рода, после чего женщина становилась беременной. На каждом
дереве количество чока-самок и чока-самцов было одинаковое.
Поэтическая
легенда о священном дереве и его птицах имеет в буквальном смысле слова
интернациональный характер. В истории культуры Древней Руси академик Б.А.
Рыбаков отмечал, что птица (не хищная) в фольклоре и прикладном искусстве
всегда обозначала доброе начало. Птица была связана с космогоническими легендами.
По
одной из них мир возник так: по первозданному океану плавала птица. Нырнув на
дно, она достала клювом комочек земли, от которого и пошла сама Земля и все
живое на пей. В другом варианте легенды посреди океана возвышалось дерево, а
жизнь началась от двух птиц, свивших гнездо на дереве.
Образ
священного дерева — дерева жизни существует в орнаментальном искусстве почти
всех народов мира. Меняется в зависимости от национальных особенностей лишь
конкретная его трактовка, меняются животные, охраняющие дерево. Обычно это
всегда животные, особенно необходимые в жизни, в быту: у русских — кони, у
нанайцев — олени с оленятами. Во всех случаях дерево и птицы на нем являются
символом жизни, символом оптимистического, творческого начала.
Техника
вышивки свадебных халатов гораздо сложнее, чем обычных. Здесь применяется
исключительно гладьевой шов — шов с подкладкой, дающей на поверхности ткани
довольно ощутимый рельеф в виде рубчика. Ширина узкой глади не превышает 1,5—2 мм.
Если вышиваемая фигура достигает
сантиметровой или полуторасантиметровой ширины, то в процессе исполнения она
заполняется параллельными рядами
узкой глади, часто различными по
цвету. И ствол, и сучья дерева, и птицы на них, и охраняющие животные —
все сверкает переливчатой гаммой
красок. Расходящиеся в разные стороны сучья дерева, постепенно утончаясь к
концу и спирально закручиваясь, завершаются либо трилистниками из различных
по цвету заостренных листочков,
либо птичками, которые как бы сидят на кончиках ветвей. Птички зачастую
напоминают маленьких попугайчиков, колибри, фламинго или фазанов.
Очевидно, в сравнительно недалеком прошлом нанайские, ульчские, удэгейские
мастерицы имели возможность видеть на побережье Амура этих ярких тропических
птиц. Есть сведения, что фламинго, пеликаны и, возможно, некоторые другие
птицы иногда залетали в эти районы. Достоверно и то, что тропические птицы
изображались на различных бытовых предметах, проникавших в Приамурье из
соседних областей и стран.
Среди
свадебных халатов этого типа попадаются также и такие, на спинке которых вместо
горизонтальных орнаментированных полос выполнена сетка, ячейки которой имеют
форму одинаковых закругленных языков, как бы находящих друг на друга в
направлении сверху вниз. Иногда в этих ячейках помещены также расположенные
рядами изображения птиц.
Высказывалось
мнение, что такие ячейки изображают небо (ячейки — чешуйки шкуры доброго
небесного дракона), населенное птицами, которые всегда и при всех
обстоятельствах символизируют в народном орнаменте весну, жизнь, цветение.
В
Приамурье встречаются женские свадебные нанайские халаты другого типа, сшитые
из белой ткани и украшенные аппликационными рисунками. Такого типа халаты
надевали не во время самой свадебной церемонии — их носили первые месяцы после
свадьбы. Таков халат из села Верхний Нерген, выполненный в 50-х годах
колхозницей Турмой Егоровной Ходжер. Покрой у него как у обычного будничного
халата — с глубоким заходом левой полы на правую сторону. Халат украшает
пришивная кайма с аппликационными узорами. Но самое интересное — это аппликационные
узоры на спинке халата.
Фрагмент
вышитого гладью свадебного женского халата (сикка). Гладьевый шов - рельефный
Основные
орнаментальные фигуры вырезаны из плотной синей хлопчатобумажной ткани,
наложены на белый фон и прикреплены петельчатым обметочным швом. Симметричные
орнаментальные формы располагаются по белому фону крупными рельефными
декоративными пятнами. В самом низу спинки помещены изображения птиц двух
типов: одни, изображенные как бы сверху, с полураспущенными крыльями, другие в
профиль, с рыбками в клюве, но без лапок, передающие образ птиц, плывущих по
поверхности воды. В промежутках между тремя парами птиц, расположенных друг
над другом по вертикали, помещены крупные симметричные орнаментальные формы,
снабженные как бы подвесками. Около этих крупных ажурных, очень красивых по
очертанию виртуозных фигур и группируются птицы. И если одни нижние фигуры
несут подвески, как бы тянущие их вниз, то верхние, подобные же формы увенчаны
своеобразными султанами, составленными из двух сросшихся вместе и утративших
ряд признаков птиц с распущенными крыльями.
В
целом это построение, составленное из пяти крупных, находящихся во взаимном
равновесии сложных спиральных ажурных фигур, которые получили в науке название
парноспиральных форм, очень декоративно. Композиция на спинке халата сложна.
Вглядевшись
пристальнее в основные парноспиральные фигуры композиции, можно увидеть, что
они похожи на какие-то фантастические, деформированные человеческие лица или
звериные морды. Странное сходство было замечено учеными — исследователями
материальной культуры народов Дальнего Востока еще в конце прошлого века. С
тех пор не прекращаются споры по поводу того, действительно ли это изображение
живого существа или просто симметричное построение из завитков и спиралей.
Ведь известна способность всех людей фантазировать и видеть в скоплениях
облаков, в узорах на обоях различные изображения — пейзажи, фигуры животных и
людей. Удивительно, однако, то, что слишком уж много людей, и среди них немало
ученых-исследователей, видят примерно одно и то же в этих фигурах.
Споры
еще больше усилились после того, как академик А.П. Окладников опубликовал в
своей книге «Петроглифы Нижнего Амура» изображения странно деформированных
человеческих лиц, выбитых острым, возможно каменным, орудием на камнях близ
приамурского селения Сикачи-Алян. У большинства этих физиономий огромные
глаза-круги, огромные раздутые черепа, втянутые щеки и почти полное отсутствие
подбородка. Сравнивая их с аппликационной парноспиральной фигурой на спинке
нанайского халата, не трудно, в сущности, увидеть то же самое: раздутый череп,
огромные глаза (только не круги, а завитки), втянутые щеки и отсутствие
подбородка.
Конечно,
о полной идентичности не может быть и речи. Однако несомненное сходство
наскальных изображений и аппликационных фигур нанайского халата не могло не
породить естественного предположения, высказанного академиком А.П. Окладниковым,
что народы Приамурья пронесли сквозь века какие-то важные основополагающие
художественные образы. Вопрос лишь в том, какое же содержание несут в себе эти
личины.
«Маска»
на спинке женского свадебного нанайского халата
Дошедшие
до нашего времени легенды наводят на мысль, что сикачи, алянские личины,
как-то связаны с древним культом солнца, тем более что некоторые личины
окружены венцом линейных отростков, вроде бы лучей. Возможно, эти личины имеют
какое-то отношение к Солнечному Змею, уже известному нам по орнаментальному искусству
народов Приамурья. Может быть, шаманы пользовались особыми масками во время
мистерий, связанных с солнцем, весной, пробуждением природы, и эти маски были
увековечены на камнях близ Сикачи-Аляна, а в дальнейшем перешли в спиралевидный
орнамент и укоренились в нем, играя роль оберегов, охранительных магических
образов. Некоторые маски-личины в аппликационной орнаментальной композиции
имеют надо лбом как бы надстройку в виде крыльев сдвоенной фигуры птицы с
распущенными крыльями или змеи с крыльями. Возможно, что перед нами
действительно очеловеченная физиономия Солнечного Змея.
Интересно,
что изготовление и применение масок в виде деформированного человеческого лица
с огромными глазами-кругами присуще отдельным народам островов Тихого океана
и Дальнего Востока; некоторые маски применялись во время праздника встречи
солнца и возжигания нового годового огня.
Орнаменталисты
древности нередко передавали в своих орнаментальных построениях целую
стройную систему мироздания. Их произведения демонстрируют перед нами поэтическую,
глубоко философскую картину существования жизни на земле, в подземном,
подводном царствах и на небесах. Стремление осмыслить и передать в
художественных образах земные, небесные, подземные, подводные силы пронизывают
все мировое декоративно-орнаментальное искусство, и надо, видимо, именно в
этом искать ключ к пониманию и расшифровке его содержания.
Действительно,
в основе народного декоративного искусства, в том числе орнаментальных
построений мы видим попытки художественного осмысления природы, мира в целом.
С
подземным миром связывалась мысль о корнях, об истоках жизни, а также о царстве
навсегда ушедших предков. Над ним находилась земля — цветущая, изобильная,
богато населенная зверями и птицами, земля — кормилица людей. Наконец, над
всем этим простирался небесный свод, где, в свою очередь, жили различные птицы,
а также пребывали и небесные духи, покровители и грозные небесные существа,
властители человеческих судеб (Изображение такой системы в древнеславянской,
например в трипольской, культуре и доказывает академик Б.А. Рыбаков)
Такую
же систему мироздания мы видим и на спинке нанайского халата.
Чтобы
подтвердить и закрепить нашу мысль о том, что на спинке свадебного нанайского
халата представлена система мироздания в трактовке мастера-орнаменталиста,
рассмотрим композицию на спинке другого свадебного халата, на этот раз
ульчского.
Ульчский
свадебный халат. Вид сзади
Здесь
нет четкого разграничения на ярусы, однако композиция, видимо, строится таким
же образом. В самом низу мы видим изображения двух рыб (судя по характерному
спинному плавнику и пятнистой коже, двух ершей), над ними, распустив крылья,
как бы парят изображенные так же, как и рыбы, в зеркальном отражении две птицы
— охотники за рыбами. Между птицами помещена сложная симметричная
спиралевидная фигура.
Далее
идет широкий свободный проток фона. Он представляет границу между нижним и
средним ярусами композиции. В среднем ярусе изображены цветущие растения и птицы,
сидящие на ветвях. Они являются центром всей композиции. По сторонам этой
центральной группы можно видеть по паре свернувшихся спиралями пестрых змеек.
Фрагмент
ульчского свадебного халата
Сопоставляя
композиции на нанайском и ульчском халатах, мы приходим к выводу, что в них
разными путями, при помощи различных систем обобщения, сложившихся на разных
уровнях исторического развития, представлено одно и то же: нижний — подземный
и подводный мир, затем средний мир — земля, деревья, растения и, наконец,
верхний — небо, воздушное пространство, населенное птицами, бабочками и т. п.
На
ульчском халате все это дано в ясных, понятных образах, а на нанайском — в
более древних, зашифрованных.
Ульчский
халат «арми» из рыбьей кожи
Обратим
внимание еще на один нанайский халат из коллекции Музея народного искусства
(Москва). В его оформлении соблюдено такое же членение композиции. Главным
мотивом всех орнаментальных построений являются змея или дракон, переданные во
всевозможных видах и формах. Змеи с перьями на голове, с двумя хвостами,
распространяющимися вправо и влево, с когтистыми лапами ясно читаются в
орнаментальной полосе, составляющей границу между нижними и средним ярусами,
т. е. между «поясом воды» и «поясом земли». Границей между «землей» и «небом»
также служат змеи, но здесь они срастаются, их сросшиеся тела поднимаются
кверху и образуют симметричную подставку, на которой возвышается надстройка в
виде птицы со змеиным туловищем и змеиным хвостом, держащая в клюве длиннохвостого
зверька, которого нанайские мастерицы называют «зайчиком». Розетка среднего
«земного» пояса превращается в парное изображение змей, растение с птицами — в
маленькие боковые сопроводительные фигурки. Наконец, в нижнем поясе изображены
змеевидные птицы и пернатые рыбки.
В
современных условиях парно-спиральные фигуры претерпевают в связи с
убыстряющимся темпом общего развития, наплыва информации, технического
прогресса большие изменения. Они теряют прежнюю четкость, становятся
симметричными не только по отношению к вертикальной, но и к горизонтальной оси,
обрастают правдоподобными растительными дополнениями. Утрачивается и логика
прежней космогонии в орнаментальной композиции: «чешуйки дракона» покрывают
всю спину халата и даже весь его перед. Таким образом, получается как бы
сплошное «небо». В какой-то степени это символично и подтверждает основное
свойство искусства отражать явления действительности, ибо современная жизнь
народов Приамурья не идет ни в какое сравнение с той, какую эти народы имели в
прошлом. И не случайно, видимо, изображение превратностей судьбы, мрачных
земных сил и духов-оберегов окончательно уходит из приамурского орнамента.
Источники:
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
- http://www.etnic.ru/etnic/narod/ulchi.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий