Нанайцы, ульчи, удэгейцы
ДОБРЫЙ ЗМЕЙ.
(Старинная резьба по
дереву)
Великая
река Дальнего Востока, Амур, протянулась через земли Амурской области,
Хабаровского края почти на четыре с половиной тысячи километров. Ширина реки в
нижнем течении достигает трех и более километров. «Амур-батюшка», — уважительно
прозвали реку первые русские землепроходцы.
Со
времен глубокой древности могучая река кормила и одевала людей, живших на ее
берегах: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов. Река кормила их
замечательной и обильно здесь плодившейся красной рыбой: лососем, кетой, сомом,
кожа которого эластична, крепка и потому шла на одежду. Река воспитывала людей.
Норовистая,
как горячий конь, она требовала от людей мужества, терпения, осмотрительности,
быстроты реакции; она воспитывала в людях доброту, готовность прийти на
помощь, потому что с Амуром, когда он разбушуется (а это зачастую происходит
внезапно), шутки плохи.
Река
воспитывала и воображение, фантазию. Народное декоративное, связанное с трудом
и бытом искусство народов Приамурья впитало в себя образы реки, всего живого и
полезного, что было связано с нею.
Но
не одна только река была нужна людям. От солнца также зависело немало. Это
солнце приносило с собой весеннее тепло, когда прилетали птицы, когда начинала
нереститься и метать икру рыба, когда и тайга и все кругом по берегам Амура и
его притоков расцветало, оживало, переполнялось птичьими и звериными голосами.
Так
сложился образ солнечного змея, доброго дракона, который жил в небе и
распоряжался как водой, так и теплом. В знак этого он имел птичьи крылья и
голова его была увенчана птичьими перьями. Народное воображение впитало образ
реки с ее извивами, и средствами художественного осмысления, средствами
искусства создало ее обобщенный образ в виде змеи.
Орнамент
из завитков и спиралей. http://nanaiskiy.narod.ru/foto.html
В
орнаменте изображение змеи передавалось как спираль. Здесь, на берегах Амура,
сложился и расцвел орнамент из завитков и спиралей.
Среди
сходящихся и разбегающихся, сдваивающихся, параллельно текущих,
криволинейных, спиральных форм, целого лабиринта разноцветных круглящихся
завитков просматриваются как бы вытекающие из них же и продолжающие,
завершающие их движения, изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб,
насекомых. Ни у одного из соседствующих народов за пределами Приамурья и
Приморья спирально-ленточный орнамент не встречается более в такой яркой,
чистой, отточенной и законченной форме.
Эскиз
деревянных украшений (фрагмент). Резьба, многоцветная окраска
У
нанайцев, ульчей, удэгейцев вышивка и аппликация были типично женским
занятием. Художественной обработкой дерева и кости — материалов, которые
применялись при возведении жилых и хозяйственных построек, при изготовлении
орудий труда, домашней утвари, рыболовных и охотничьих принадлежностей, — занимались
мастера-мужчины. Однако женщины выполняли также и различные изделия из
бересты. Этот материал, тонкий, мягкий, гибкий и эластичный, был им хорошо
знаком и постоянно применялся для изготовления шаблонов при выполнении декоративных
изделий из текстильных материалов. В объемном, скульптурном решении
архитектурной детали, в плавном и изящном изгибе ручки ковша или ложки, в
плоскостном орнаментальном декоре берестяного короба, ковра или вышивки на
праздничной одежде — везде одинаковая пластичность и тесная взаимосвязь форм
и линий.
Колчан для стрел. Ульчи.
Конец ХIХ в. Колчан принадлежал родственнице Т.М. Еюка (с. Булава). Предмет был
собран Л.П. Тарвид. http://hkm.ru/kollektsii/115
В
изделиях из бересты и текстильных материалов эмоциональность усилена
присутствием цвета, сверканием радостных, звучных, гармонично сочетающихся
тонов. Всеми цветами переливаются фантастические деревья, подвижные побеги
растений, покрытые листьями и цветами.
Искусство
резьбы по дереву у всех народов Приамурья имеет много общего.
Сэвэн. Ульчи. Начало. ХХ
в. Предмет был собран в с. Койма Ульчского района в 1970 г. В.Д. Поповым во
время экспедиции. С. Койма в то время было брошено, жители переселены в село
Ухта. http://hkm.ru/kollektsii/115
У
ульчей резьбу по дереву в прошлом можно было встретить на жилых домах и
амбарах, на дощатых лодках и на санях русского типа, на мебели, посуде и
утвари. В отдельных случаях резьбой покрывали ложа ружей, ножны для ножей,
колотушки для глушения рыбы, дощечки, на которых женщины кроили свои работы, и
те дощечки, которые подкладывались под колыбель ребенка или служили для разглаживания
швов во время шитья.
Ульчские
мастера прекрасно владели своим мастерством и разработали несколько способов
художественной обработки дерева. Архитектурную резьбу иногда дополняли
раскраской, применяя при этом черную, красную и белую краски. Раскрашивали
чаще всего детали амбаров — столбы, обрамления вентиляционных отверстий,
объемные доски и т. п.
Несколько
иначе выглядит и по-иному воспринимается декоративное убранство больших дощатых
лодок, которые у ульчей были в широком употреблении. Иной характер орнамента на
лодках объясняется прежде всего тем, что исполняли его женщины. Они переносили
на лодки узоры, типичные для вышивки и аппликации. Кроме того, лодка считалась
живым существом. На выдающейся вперед носовой части лодки изображали ее глаза»
— два декоративных пятна, но одному с каждой стороны.
Наиболее
древним изображением глаза был круг, нарисованный черной краской. Позднее на
месте глаза стали изображать либо крестообразную фигуру, либо ромб, вихревую
розетку или еще более сложный узор. Встречались лодки с глазами в виде пары
петухов.
Блюдо
для рыбы. Дерево
Но,
пожалуй, наибольший интерес представляет резной орнамент на посуде — ложках,
тарелках, а также на коробках и ящичках. Еще полвека назад этот орнамент
полностью сохранял свой древний характер.
Особого
развития достигла резьба на посуде, употреблявшейся прежде на «медвежьем
празднике».
Обычай
проведения «медвежьего праздника» уходит в глубокую древность. У множества
народов не только Советского Союза, но и всего земного шара медведь вызывал
почтительный страх и пользовался особенным уважением. В единоборстве с
медведем молодой охотник завоевывал себе общественное признание. Охотники
верили в сходство медведя с человеком, в «человеческую природу» этого зверя.
Эта вера имела под собой конкретные жизненные наблюдения охотников за повадками
медведей. Наблюдения свидетельствовали о том, что медведь и умом, и поведением
похож на человека, хотя в чем-то ему и уступает. Предполагалось, что медведь —
это человек, одетый в медвежью шкуру. Стоит, дескать, содрать шкуру, и
обнаружится человек. Народы Крайнего Севера, говоря о медведе, называли его
«дед», «старик», «хозяин тайги» или кратко — «он».
Медвежий
праздник. Художник Татаурова Татьяна. http://kvadratart.ru/artists/24.html
Медведь
дружил с человеком. В корякской сказке заблудившийся во время пурги охотник
набрел на медвежью берлогу и был приглашен любезным хозяином обогреться и
переночевать. Человек спал вместе с медведем в берлоге всю зиму, а когда
настала весна, медведь выдал ему для подкрепления сил кусок собственного мяса
и отпустил с миром.
В
эвенкийской сказке повествуется:
Одна
эвенкийская девушка заблудилась в лесу, попала в медвежью берлогу. Вскоре после
этого она родила двойню: медведя и человека. Хотя оба ее сына росли и
воспитывались вместе, все же, когда они стали взрослыми, человек стал
преследовать медведя, вступил с ним в борьбу и в конце концов убил его.
Умирая, медведь завещал своему брату — человеку: «После того как меня
похоронишь, устрой праздник «уркаган» (медвежий праздник). Собери много людей,
чтобы они ели мои внутренности. Всех пригласи, никого не обходи и не забывай.
Моя мать — человек. Поэтому голову, глаза, сердце не давай есть женщине: она не
захочет есть своего ребенка. А мою голову похорони. На глаза сделай очки из
бересты или из чего-нибудь другого. Их красиво вырежь. Сними с головы шкуру, а
на глазные отверстия надень очки. Тогда медведи никогда не будут трогать
человека зубами».
И
надо отметить, что эти сказочные запреты действовали в реальной жизни в полной
мере: женщины-северянки не имели права есть и не ели сердце и другие
внутренности медведей.
Сущность
«медвежьего праздника», восходящего к древним охотничьим мистериям,
заключалась в том, что выслеженного в лесу в начале охотничьего сезона или
специально выращенного в неволе медведя убивали в определенный день и устраивали
по этому поводу пир, длившийся иногда несколько дней и ночей подряд. При этом
мясо медведя и часть съедобных внутренностей варили и съедали, а голову и
кости предавали захоронению, сопровождая все это особым обрядом, песнями,
плясками — обращением к богам-тотемам, в том числе и к убитому медведю.
Чаша ритуальная. Ульчи.
Начало ХХ в. Предмет был собран в с. Койма Ульчского района в 1970 г. В.Д. Поповым во
время экспедиции. С. Койма в то время было брошено, жители переселены в село
Ухта. http://hkm.ru/kollektsii/115
Для
«медвежьего праздника» специально делались большие ковши, украшенные
скульптурой и орнаментальной резьбой, корытца для кормления медведя, чашки,
плоские тарелки, сосуды для хранения ложек и сами ложки. На конце таких ложек
иногда вырезали скульптурную фигурку медведя, иногда две такие фигурки.
На
ручках больших ковшей для медвежьего сердца нередко вырезали очень условные
фигурки медведей в различных позах. Кроме медведей, на ручках ковшей
встречались и другие фигуры, например рыбы.
Сосуд для ложек. Нач. XX
в. МНИ. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml
Большим
разнообразием отличался орнамент на цилиндрических сосудах коломо, во многом
напоминавших такие же берестяные сосуды, а иногда и явно подражавших им. В
коломо хранили ложки и палочки для еды. Узоры на коломо: крупные завитки,
плотно прилегающие друг к другу, двойные спирали, переливающиеся ленты
выполняли двумя способами — либо по гладкой поверхности дерева, либо по
зарубцованной косыми или прямыми нарезками.
Поверхность
одного из таких сосудов из села Койма разделена на восемь горизонтальных
поясков: одни из них узкие, другие — широкие. Четыре пояска заполнены узорами
в виде завитков и лент, остальные имеют нарезку из горизонтально и вертикально
расположенных полосок. На двух таких поясках нарезка образует ряд
прямоугольников, в которых горизонтальные полоски чередуются с вертикальными.
Все это говорит о том, что мастер, сделавший этот сосуд, стремился придать
декоративным элементам разнообразие, создать четкий ритм. К этому следует
добавить, что здесь чередуются не только сами мотивы и различно расположенные
нарезки, но и участки, окрашенные в черный цвет, с неокрашенными.
Амурские
ложки. Дерево
Ложки
разделялись на малые (хоня) и крупные (уйхэ). Крупными (поварешками)
размешивали пищу и вынимали ее из котла, малыми пользовались при еде. Те и
другие, в отличие от европейских ложек, были плоскими, лишенными углубления.
Ручки
больших и малых ложек резчики покрывали тонкой, изящной резьбой.
В
боковой проекции амурская ложка чем-то напоминает и стрелу, и перо птицы: очень
тонкая, безукоризненно прямая, она примерно с середины начинает пластично
выгибаться, образуя динамичную и сложную кривую.
Легкая
действительно как перышко, отполированная до блеска, амурская ложка
свидетельствует о высокой культуре мастеров, создавших ее, об их отменном
чувстве ритма, владении материалами, техникой обработки. На лопаточках
некоторых крупных ложек прорезывали отверстия в виде пары завитков.
Для
хранения табака мастера ульчи делали низкие и плоские коробки уякэ, овальные, с
накидной крышкой. В табачницах хранили также трубку и спички.
Для
хранения различных домашних вещей, инструментов, гвоздей мужчины пользовались
высокими овальными коробками куркэ, стенки которых состояли из согнутой в
форме овала тонкой дощечки.
Отправляясь
в дальний путь, мужчины брали с собой закрытую деревянную коробку
полуовальной формы с выдвижными ящичками на одной из сторон.
Деревянная
коробка (тума дэктеу). Выемчатая резьба. Многоцветная окраска
Интересным
образцом является коробка из древесины березы, окрашенная в черный цвет,
принадлежащая ульчанке Росугбу Очу из селения Аури. Коробка была сделана ее
отцом около 60 лет назад. Тулово коробки круглое, крышка выпуклая. Коробка
покрыта выемчатой резьбой. Поскольку, очевидно, древесина была предварительно
заморена, а затем покрашена, резьба открывает нижний красновато-коричневый
слой и орнамент смотрится красновато-коричневым узором на черном фоне. На
каждой из боковых стенок крутая спираль заполняет собой всю плоскость,
несколько заходит и на крышку коробки. Крышку покрывает удивительный рисунок
из непрерывных, как бы цепляющихся одна за другую и вытекающих одна из другой
ленточных форм, образующих в целом нечто вроде лабиринта. Вследствие густоты
заполнения поверхности этот узор перестает смотреться как узор и воспринимается
как природная текстура материала.
Крышка
большой овальной шкатулки из села Ухта, сделанная 90 лет назад, украшена тремя
широкими спиралями, выполненными контурной резьбой. Спирали подкрашены
ярко-красными и ультрамариновыми цветами. Вместе с серой краской фона эти
цвета составляют своеобразную декоративную окраску шкатулки.
Около
70 лет назад была также сделана изящная небольшая коробочка из села Булава.
Коробочка с одной стороны заовалена, с другой имеет прямоугольное завершение.
Поверхность заморена до приятного темно-коричневого тона. Легкий графический,
неглубоко взятый узор идет по предварительно обработанной поверхности графической
линейной порезкой.
Нанайцы,
как и ульчи, покрывали резьбой внутренний столб жилища — бакса в верхнем и
нижнем поясах, а иногда и посредине. В некоторых домах на столбах, кроме
сходного с ульчским спирально-ленточного орнамента, можно было встретить
резные барельефные изображения кабана, медведя, косули, зайца, собаки, дракона,
змеи, лягушки и т. п. Одни из животных представляли собой самостоятельные
фигуры, другие входили в несложные по композиции сценки, например: погоня
собаки за зайцами или кабаном, встреча охотника с медведем и др.
Спирально-ленточный
орнамент на столбах выполнялся в различной технике: четырехгранно- или
двухгранно-выемчатой резьбой. В мотивах этой резьбы встречаются знакомые нам
скрученные веревочные, лентообразные спирали, завитки, цепочка, а в фонах —
мелкие треугольнички, косая насечка, рамки различной формы. Наблюдается
перенесение в деревянную резьбу некоторых мотивов, характерных для вышивок.
Нанайский
дом. (Фанза). http://www.den-za-dnem.ru/gal/displayimage.php?album=75&pos=8
Кроме
столбов, внутри нанайских домов было много других резных деталей, а также
украшенных резьбой предметов. И полки над настилом и приделанные к ним вешалки
всегда бывали украшены резьбой. Даже крючки, предназначенные для вешалок,
искусно делались в виде голов каких-нибудь животных и птиц, большей частью в
виде утиной головки. «Глазки» нанайских лодок нередко представляли собой весьма
сложные розетки, перенесенные на дерево с вышитых изделий и аппликаций. Узорами
украшались не только части лодок, но и задняя доска (крестообразные знаки,
фигурки птиц). Помещенные на этой части узоры назывались «корги насали», т. е.
кормовой глаз.
Некоторые
нанайцы к носовой части лодок прикрепляли деревянную птицу, сходную с
подобными фигурами на лодках ульчей.
Орнамент
на крупных и мелких ложках, по форме сходных с ульчскими, несколько отклонялся
от них. Исключительно богатой резьбой, наличием декоративных цепочек, вырезанных
из дерева, а также и мелкими скульптурными подвесками в виде фигур животных
(ланей, медведей, рыб) отличались нанайские свадебные ложки. На одной из таких
ложек вырезана фигурка лани. Лань очень выразительна. Голова ее повернута
назад, ноги постепенно переходят в звено подвески, которую эта фигурка увенчивает,
моделировка тела животного очень мягкая. Узор на ручке ложки ленточный,
характерный для резного орнамента, выполняемого мужчинами; узор на лопаточке
явно заимствован из женских работ.
Женщины,
как уже отмечалось, нередко и сами занимались резьбой на ложках, внося в их
орнаментацию хорошо им известные мотивы нанайского орнамента на одежде.
Техника, которой они при этом пользовались, не отличалась сложностью: обычно
это была тонколинейная плоскостная резьба, не рассчитанная на светотеневые
эффекты. Узор состоял из завитков, волнообразных линий, трилистников и других
фигур. Такие ложки составляли особую группу. Изредка попадались большие ложки
длиной в 60 см
с орнаментом, отдельные мотивы которого воспроизводили узоры древнеамурской
резьбы, но наряду с ними вырезались и новые — кольца, парные завитки и др.
На
больших овальных коробках для табака вместо резного узора, характерного для
ульчских табачниц, нанайцы чаще всего пользовались раскраской, причем
занимались этим делом женщины.
Для
них нанесение орнамента в несколько цветов было более обычным и хорошо
усвоенным приемом, нежели резьба, и они удачно применяли его на табачных
коробках. Расписные коробки выглядели очень нарядно, нанайцы гордились ими,
нередко брали их с собой в дорогу. Иметь такую коробку считалось признаком
состоятельности ее владельца.
Типично
женским искусством было и изготовление разнообразных необходимых бытовых
предметов из березовой коры — бересты. Не случайно поэтому приемы орнаментации
берестяных изделий оказываются весьма близкими к приемам нанесения узоров на
текстильные изделия.
Берестяной
нанайский сосуд. Рельефная аппликация
Чаще
всего встречаются широкие, низкие цилиндрические сосуды или короба, средний
цилиндрический пояс которых почти сплошь покрыт узором. В одних случаях узор
наносится на нежную, податливую бархатистую поверхность бересты способом
графического, линейного тиснения; орнамент, как и в вышивке, состоит из
спиралевидных, вьющихся, криволинейных форм. Линия тиснения довольно глубокая,
иногда в нее вводится еще и подкраска зеленой, желтой, красной или синей
краской, что придает узору большую выразительность. Таким тисненным орнаментом
был, например, украшен берестяной цилиндрический короб, принадлежавший в 50-х
годах мастерице Гаю Белды, нанайке из села Джари Нанайского района. На первый
взгляд, орнамент на коробе казался растительным, однако, присмотревшись, можно
было увидеть, что это не столько стебли и растительные побеги, сколько
изображение сплетенных между собой и сросшихся змей или драконов. Мастера Приамурья
подчас уже и сами забывают, что раньше это были драконы, и принимают эти
орнаментальные мотивы за растительные. В близком по характеру орнаменте на
коробе из села Гвасюги тела змей-драконов сохраняют разделку чешуйками;
следовательно, мастерица еще помнила, что это змеи. Но головы у них уже нет,
головки заменены декоративными веточками с листочками.
Широкая
полоса на основном цилиндре сосуда обычно дополняется узкими каемками, которые
почти вплотную подходят к округлым оплетенным обручам, завершающим короб и
придающим ему массивный, добротный вид. Такой завершающий короб твердый обруч
делается из разрезанного вдоль прута тальника, тонкого и гибкого, и оплетается
поверх тонким корневищем.
Помимо
тиснения, берестяные сосуды, в особенности нанайские, украшены также
накладными аппликационными мотивами из той же бересты. Сам рисунок носит в
этом случае массивный, тяжеловесный характер. Он рельефно, скульптурно
выделяется на поверхности сосуда. Крупные симметричные рогообразные завитки
оставляют очень мало просветов фона, читающихся, в свою очередь, как спиралевидные
узоры. У нанайцев накладной берестяной орнамент чаще всего бывает черного
цвета.
Берестяное
нанайское ведро. Рельефная аппликация
Таково,
например, большое берестяное ведро из села Верхний Нерген Нанайского района.
Дно у этого сосуда квадратное, горловина круглая и гораздо меньше дна, стороны,
таким образом, трапециевидные. Массивный узорный накладной картуш черного
цвета, расположен только на одной стороне ведра. В центре картуша выделяется
на черном фоне очень красиво и тонко прорисованный клубок шей. Здесь они
распознаются совершенно отчетливо. Изображение змеи на ведре для воды подтверждает
мысль о том, что в представлении народов Приамурья образ змеи или дракона был
связан с водой, а вода — с растениями. Дракон как бы покровительствовал воде и
дождю и жил поэтому не только на земле, но и на небе, а связь его (дракона) с
растениями отмечалась в орнаментальных построениях тем, что головы змей или
драконов бывали украшены веточками, листочками или даже заменялись цветущими
побегами.
Но
не только змеи являлись сюжетом в украшении изделий из бересты. На поверхности
высокого, сложной формы стакана из того же села Верхний Нерген можно видеть
графическое чернолинейное, очень красивое по прорисовке изображение птицы
орлиного типа с раскинутыми симметрично в обе стороны крыльями.
В
заключение следует сказать, что искусство изготовления и декоративного
украшения берестяных изделий заслуживает пристального внимания. В нем много
интересного и своеобразного. Берестяные сосуды поражают нас своей
изысканностью, прекрасным орнаментальным и цветовым строем, подлинным
художественным совершенством, хотя в быту они, как правило, исполняли скромную
служебную роль. Технические приемы обработки и украшения берестяных изделий
сегодня не забыты, и тем не менее старые мастера могут еще многому научить
молодых, увлеченных этим древним и столь современным видом народного
декоративно-прикладного искусства.
Источники:
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
- http://hkm.ru/kollektsii/115 - здесь этнографическая коллекция КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова"
Комментариев нет:
Отправить комментарий