Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 21 августа 2012 г.

Искусство народов Приамурья. Деревянные изделия


Нанайцы, ульчи, удэгейцы
ДОБРЫЙ ЗМЕЙ.
(Старинная резьба по дереву)
Великая река Дальнего Востока, Амур, протянулась через земли Амур­ской области, Хабаровского края по­чти на четыре с половиной тысячи километров. Ширина реки в нижнем течении достигает трех и более кило­метров. «Амур-батюшка», — уважи­тельно прозвали реку первые русские землепроходцы.

Со времен глубокой древности мо­гучая река кормила и одевала людей, живших на ее берегах: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов. Река кормила их замечательной и обильно здесь плодившейся красной рыбой: лососем, кетой, сомом, кожа которого эластична, крепка и потому шла на одежду. Река воспитывала людей.
Норови­стая, как горячий конь, она требовала от людей мужества, терпения, осмо­трительности, быстроты реакции; она воспитывала в людях доброту, готов­ность прийти на помощь, потому что с Амуром, когда он разбушуется (а это зачастую происходит внезапно), шутки плохи.
Река воспитывала и воображение, фантазию. Народное декоративное, связанное с трудом и бытом искусство народов Приамурья впитало в себя образы реки, всего живого и полезно­го, что было связано с нею.
Но не одна только река была нужна людям. От солнца также зави­село немало. Это солнце приносило с собой весеннее тепло, когда приле­тали птицы, когда начинала нере­ститься и метать икру рыба, когда и тайга и все кругом по берегам Амура и его притоков расцветало, оживало, переполнялось птичьими и звериными голосами.
Так сложился образ солнечного змея, доброго дракона, который жил в небе и распоряжался как водой, так и теплом. В знак этого он имел птичьи крылья и голова его была увенчана птичьими перьями. Народное вообра­жение впитало образ реки с ее изви­вами, и средствами художественного осмысления, средствами искусства со­здало ее обобщенный образ в виде змеи.
Орнамент из завитков и спиралей. http://nanaiskiy.narod.ru/foto.html
В орнаменте изображение змеи передавалось как спираль. Здесь, на берегах Амура, сложился и расцвел орнамент из завитков и спиралей.
Среди сходящихся и разбегающих­ся, сдваивающихся, параллельно теку­щих, криволинейных, спиральных форм, целого лабиринта разноцвет­ных круглящихся завитков просматриваются как бы вытекающие из них же и продолжающие, завершающие их движения, изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насеко­мых. Ни у одного из соседствующих народов за пределами Приамурья и Приморья спирально-ленточный орна­мент не встречается более в такой яркой, чистой, отточенной и законченной форме.
Эскиз деревянных украшений (фрагмент). Резьба, многоцветная окраска
У нанайцев, ульчей, удэгейцев вы­шивка и аппликация были типично женским занятием. Художественной обработкой дерева и кости — мате­риалов, которые применялись при возведении жилых и хозяйственных построек, при изготовлении орудий труда, домашней утвари, рыболовных и охотничьих принадлежностей, — за­нимались мастера-мужчины. Однако женщины выполняли также и различ­ные изделия из бересты. Этот мате­риал, тонкий, мягкий, гибкий и эла­стичный, был им хорошо знаком и постоянно применялся для изготовления шаблонов при выполнении деко­ративных изделий из текстильных ма­териалов. В объемном, скульптурном решении архитектурной детали, в плавном и изящном изгибе ручки ковша или ложки, в плоскостном орнаментальном декоре берестяного короба, ковра или вышивки на праздничной одежде — везде одина­ковая пластичность и тесная взаимо­связь форм и линий.
Колчан для стрел. Ульчи. Конец ХIХ в. Колчан принадлежал родственнице Т.М. Еюка (с. Булава). Предмет был собран Л.П. Тарвид. http://hkm.ru/kollektsii/115
В изделиях из бересты и текстиль­ных материалов эмоциональность уси­лена присутствием цвета, сверканием радостных, звучных, гармонично соче­тающихся тонов. Всеми цветами пере­ливаются фантастические деревья, подвижные побеги растений, покры­тые листьями и цветами.
Искусство резьбы по дереву у всех народов Приамурья имеет много об­щего.
Сэвэн. Ульчи. Начало. ХХ в. Предмет был собран в с. Койма Ульчского района в 1970 г. В.Д. Поповым во время экспедиции. С. Койма в то время было брошено, жители переселены в село Ухта. http://hkm.ru/kollektsii/115
У ульчей резьбу по дереву в про­шлом можно было встретить на жилых домах и амбарах, на дощатых лодках и на санях русского типа, на мебели, посуде и утвари. В отдельных случаях резьбой покрывали ложа ру­жей, ножны для ножей, колотушки для глушения рыбы, дощечки, на ко­торых женщины кроили свои работы, и те дощечки, которые подкладывались под колыбель ребенка или слу­жили для разглаживания швов во вре­мя шитья.
Ульчские мастера прекрасно владе­ли своим мастерством и разработали несколько способов художественной обработки дерева. Архитектурную резьбу иногда до­полняли раскраской, применяя при этом черную, красную и белую крас­ки. Раскрашивали чаще всего детали амбаров — столбы, обрамления вен­тиляционных отверстий, объемные доски и т. п.
Несколько иначе выглядит и по-иному воспринимается декоративное убранство больших дощатых лодок, которые у ульчей были в широком употреблении. Иной характер орнамента на лодках объясняется прежде всего тем, что исполняли его женщи­ны. Они переносили на лодки узоры, типичные для вышивки и аппликации. Кроме того, лодка считалась живым существом. На выдающейся вперед носовой части лодки изображали ее глаза» — два декоративных пятна, но одному с каждой стороны.
Наиболее древним изображением глаза был круг, нарисованный черной краской. Позднее на месте глаза стали изображать либо крестообразную фи­гуру, либо ромб, вихревую розетку или еще более сложный узор. Встреча­лись лодки с глазами в виде пары петухов.
Блюдо для рыбы. Дерево
Но, пожалуй, наибольший интерес представляет резной орнамент на по­суде — ложках, тарелках, а также на коробках и ящичках. Еще полвека назад этот орнамент полностью сохра­нял свой древний характер.
Особого развития достигла резьба на посуде, употреблявшейся прежде на «медвежьем празднике».
Обычай проведения «медвежьего праздника» уходит в глубокую древ­ность. У множества народов не только Советского Союза, но и всего зем­ного шара медведь вызывал почти­тельный страх и пользовался особен­ным уважением. В единоборстве с медведем молодой охотник завоевы­вал себе общественное признание. Охотники верили в сходство медведя с человеком, в «человеческую природу» этого зверя. Эта вера имела под собой конкретные жизненные наблюдения охотников за повадками медведей. На­блюдения свидетельствовали о том, что медведь и умом, и поведением похож на человека, хотя в чем-то ему и уступает. Предполагалось, что мед­ведь — это человек, одетый в медве­жью шкуру. Стоит, дескать, содрать шкуру, и обнаружится человек. На­роды Крайнего Севера, говоря о мед­веде, называли его «дед», «старик», «хозяин тайги» или кратко — «он».
Медвежий праздник. Художник Татаурова Татьяна. http://kvadratart.ru/artists/24.html
Медведь дружил с человеком. В корякской сказке заблудившийся во время пурги охотник набрел на медве­жью берлогу и был приглашен любез­ным хозяином обогреться и переноче­вать. Человек спал вместе с медведем в берлоге всю зиму, а когда настала весна, медведь выдал ему для подкреп­ления сил кусок собственного мяса и отпустил с миром.
В эвенкийской сказ­ке повествуется:
Одна эвенкийская девушка заблу­дилась в лесу, попала в медвежью берлогу. Вскоре после этого она родила двойню: медведя и человека. Хотя оба ее сына росли и воспитывались вме­сте, все же, когда они стали взрослы­ми, человек стал преследовать медве­дя, вступил с ним в борьбу и в конце концов убил его. Умирая, медведь завещал своему брату — человеку: «После того как меня похоронишь, устрой праздник «уркаган» (медвежий праздник). Собери много людей, чтобы они ели мои внутренности. Всех пригласи, никого не обходи и не забы­вай. Моя мать — человек. Поэтому голову, глаза, сердце не давай есть женщине: она не захочет есть своего ребенка. А мою голову похорони. На глаза сделай очки из бересты или из чего-нибудь другого. Их красиво вырежь. Сними с головы шкуру, а на глазные отверстия надень очки. Тогда медведи никогда не будут трогать человека зубами».
И надо отметить, что эти сказочные запреты действовали в реальной жизни в полной мере: женщины-севе­рянки не имели права есть и не ели сердце и другие внутренности мед­ведей.
Сущность «медвежьего праздни­ка», восходящего к древним охотни­чьим мистериям, заключалась в том, что выслеженного в лесу в начале охотничьего сезона или специально выращенного в неволе медведя уби­вали в определенный день и устра­ивали по этому поводу пир, длившийся иногда несколько дней и ночей подряд. При этом мясо медведя и часть съедоб­ных внутренностей варили и съедали, а голову и кости предавали захороне­нию, сопровождая все это особым обрядом, песнями, плясками — обра­щением к богам-тотемам, в том числе и к убитому медведю.
Чаша ритуальная. Ульчи. Начало ХХ в. Предмет был собран в с. Койма Ульчского района в 1970 г. В.Д. Поповым во время экспедиции. С. Койма в то время было брошено, жители переселены в село Ухта. http://hkm.ru/kollektsii/115
Для «медвежьего праздника» спе­циально делались большие ковши, украшенные скульптурой и орнамен­тальной резьбой, корытца для кормле­ния медведя, чашки, плоские тарелки, сосуды для хранения ложек и сами ложки. На конце таких ложек иногда вырезали скульптурную фигурку мед­ведя, иногда две такие фигурки.
На ручках больших ковшей для медвежьего сердца нередко вырезали очень условные фигурки медведей в различных позах. Кроме медведей, на ручках ковшей встречались и другие фигуры, например рыбы.
Сосуд для ложек. Нач. XX в. МНИ. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml
Большим разнообразием отличался орнамент на цилиндрических сосудах коломо, во многом напоминавших та­кие же берестяные сосуды, а иногда и явно подражавших им. В коломо хранили ложки и палочки для еды. Узоры на коломо: крупные завитки, плотно прилегающие друг к другу, двойные спирали, переливающиеся ленты выполняли двумя способами — либо по гладкой поверхности дерева, либо по зарубцованной косыми или прямыми нарезками.
Поверхность одного из таких сосу­дов из села Койма разделена на восемь горизонтальных поясков: одни из них узкие, другие — широкие. Четыре по­яска заполнены узорами в виде завит­ков и лент, остальные имеют нарезку из горизонтально и вертикально расположенных полосок. На двух та­ких поясках нарезка образует ряд прямоугольников, в которых горизон­тальные полоски чередуются с вер­тикальными. Все это говорит о том, что мастер, сделавший этот сосуд, стремился придать декоративным эле­ментам разнообразие, создать четкий ритм. К этому следует добавить, что здесь чередуются не только сами мотивы и различно расположенные нарезки, но и участки, окрашенные в черный цвет, с неокрашенными.
Амурские ложки. Дерево
Ложки разделялись на малые (хоня) и крупные (уйхэ). Крупными (поварешками) размешивали пищу и вынимали ее из котла, малыми пользовались при еде. Те и другие, в отличие от европейских ложек, были плоскими, лишенными углубления.
Ручки больших и малых ложек рез­чики покрывали тонкой, изящной резьбой.
В боковой проекции амурская ложка чем-то напоминает и стрелу, и перо птицы: очень тонкая, безукориз­ненно прямая, она примерно с сере­дины начинает пластично выгибаться, образуя динамичную и сложную кри­вую.
Легкая действительно как перыш­ко, отполированная до блеска, амур­ская ложка свидетельствует о высокой культуре мастеров, создавших ее, об их отменном чувстве ритма, владении материалами, техникой обработки. На лопаточках некоторых крупных ложек прорезывали отверстия в виде пары завитков.
Для хранения табака мастера ульчи делали низкие и плоские коробки уякэ, овальные, с накидной крышкой. В табачницах хранили также трубку и спички.
Для хранения различных домашних вещей, инструментов, гвоздей мужчи­ны пользовались высокими овальны­ми коробками куркэ, стенки которых состояли из согнутой в форме овала тонкой дощечки.
Отправляясь в дальний путь, муж­чины брали с собой закрытую дере­вянную коробку полуовальной формы с выдвижными ящичками на одной из сторон.
Деревянная коробка (тума дэктеу). Выемчатая резьба. Многоцветная окраска
Интересным образцом является ко­робка из древесины березы, окрашен­ная в черный цвет, принадлежащая ульчанке Росугбу Очу из селения Аури. Коробка была сделана ее отцом около 60 лет назад. Тулово коробки круглое, крышка выпуклая. Коробка покрыта выемчатой резьбой. Посколь­ку, очевидно, древесина была предва­рительно заморена, а затем покраше­на, резьба открывает нижний красно­вато-коричневый слой и орнамент смотрится красновато-коричневым узором на черном фоне. На каждой из боковых стенок крутая спираль заполняет собой всю плоскость, несколько заходит и на крышку коробки. Крышку покрывает удивительный ри­сунок из непрерывных, как бы цепля­ющихся одна за другую и вытека­ющих одна из другой ленточных форм, образующих в целом нечто вроде лабиринта. Вследствие густоты заполнения поверхности этот узор пе­рестает смотреться как узор и воспри­нимается как природная текстура ма­териала.
Крышка большой овальной шка­тулки из села Ухта, сделанная 90 лет назад, украшена тремя широкими спи­ралями, выполненными контурной резьбой. Спирали подкрашены ярко-красными и ультрамариновыми цвета­ми. Вместе с серой краской фона эти цвета составляют своеобразную деко­ративную окраску шкатулки.
Около 70 лет назад была также сделана изящная небольшая коробоч­ка из села Булава. Коробочка с одной стороны заовалена, с другой имеет прямоугольное завершение. Поверх­ность заморена до приятного темно-коричневого тона. Легкий графиче­ский, неглубоко взятый узор идет по предварительно обработанной поверх­ности графической линейной порез­кой.
Нанайцы, как и ульчи, покрывали резьбой внутренний столб жилища — бакса в верхнем и нижнем поясах, а иногда и посредине. В некоторых до­мах на столбах, кроме сходного с ульчским спирально-ленточного орна­мента, можно было встретить резные барельефные изображения кабана, медведя, косули, зайца, собаки, драко­на, змеи, лягушки и т. п. Одни из животных представляли собой само­стоятельные фигуры, другие входили в несложные по композиции сценки, например: погоня собаки за зайцами или кабаном, встреча охотника с мед­ведем и др.
Спирально-ленточный орнамент на столбах выполнялся в различной тех­нике: четырехгранно- или двухгран­но-выемчатой резьбой. В мотивах этой резьбы встречаются знакомые нам скрученные веревочные, лентооб­разные спирали, завитки, цепочка, а в фонах — мелкие треугольнички, ко­сая насечка, рамки различной формы. Наблюдается перенесение в деревян­ную резьбу некоторых мотивов, ха­рактерных для вышивок.
Нанайский дом. (Фанза). http://www.den-za-dnem.ru/gal/displayimage.php?album=75&pos=8
Кроме столбов, внутри нанайских домов было много других резных деталей, а также украшенных резьбой предметов. И полки над настилом и приделанные к ним вешалки всегда бывали украшены резьбой. Даже крючки, предназначенные для веша­лок, искусно делались в виде голов каких-нибудь животных и птиц, боль­шей частью в виде утиной головки. «Глазки» нанайских лодок нередко представляли собой весьма сложные розетки, перенесенные на дерево с вышитых изделий и аппликаций. Узо­рами украшались не только части лодок, но и задняя доска (крестообраз­ные знаки, фигурки птиц). Помещен­ные на этой части узоры назывались «корги насали», т. е. кормовой глаз.
Некоторые нанайцы к носовой ча­сти лодок прикрепляли деревянную птицу, сходную с подобными фигу­рами на лодках ульчей.
Орнамент на крупных и мелких ложках, по форме сходных с ульчскими, несколько отклонялся от них. Исключительно богатой резьбой, на­личием декоративных цепочек, выре­занных из дерева, а также и мелкими скульптурными подвесками в виде фи­гур животных (ланей, медведей, рыб) отличались нанайские свадебные ложки. На одной из таких ложек вырезана фигурка лани. Лань очень вырази­тельна. Голова ее повернута назад, ноги постепенно переходят в звено подвески, которую эта фигурка увен­чивает, моделировка тела животного очень мягкая. Узор на ручке ложки ленточный, характерный для резного орнамента, выполняемого мужчина­ми; узор на лопаточке явно заимство­ван из женских работ.
Женщины, как уже отмечалось, не­редко и сами занимались резьбой на ложках, внося в их орнаментацию хорошо им известные мотивы нанай­ского орнамента на одежде. Техника, которой они при этом пользовались, не отличалась сложностью: обычно это была тонколинейная плоскостная резьба, не рассчитанная на светотене­вые эффекты. Узор состоял из завит­ков, волнообразных линий, трилист­ников и других фигур. Такие ложки составляли особую группу. Изредка попадались большие ложки длиной в 60 см с орнаментом, отдельные мо­тивы которого воспроизводили узоры древнеамурской резьбы, но наряду с ними вырезались и новые — кольца, парные завитки и др.
На больших овальных коробках для табака вместо резного узора, характерного для ульчских табачниц, нанайцы чаще всего пользовались раскраской, причем занимались этим делом женщины.
Для них нанесение орнамента в несколько цветов было более обыч­ным и хорошо усвоенным приемом, нежели резьба, и они удачно приме­няли его на табачных коробках. Рас­писные коробки выглядели очень на­рядно, нанайцы гордились ими, не­редко брали их с собой в дорогу. Иметь такую коробку считалось при­знаком состоятельности ее владельца.
Типично женским искусством было и изготовление разнообразных необ­ходимых бытовых предметов из бере­зовой коры — бересты. Не случайно поэтому приемы орнаментации бере­стяных изделий оказываются весьма близкими к приемам нанесения узоров на текстильные изделия.
Берестяной нанайский со­суд. Рельефная аппликация
Чаще всего встречаются широкие, низкие цилин­дрические сосуды или короба, средний цилиндрический пояс которых почти сплошь покрыт узором. В одних слу­чаях узор наносится на нежную, подат­ливую бархатистую поверхность бере­сты способом графического, линейно­го тиснения; орнамент, как и в вышивке, состоит из спиралевидных, вьющихся, криволинейных форм. Ли­ния тиснения довольно глубокая, ино­гда в нее вводится еще и подкраска зеленой, желтой, красной или синей краской, что придает узору большую выразительность. Таким тисненным орнаментом был, например, украшен берестяной цилиндрический короб, принадлежавший в 50-х годах масте­рице Гаю Белды, нанайке из села Джари Нанайского района. На пер­вый взгляд, орнамент на коробе казался растительным, однако, при­смотревшись, можно было увидеть, что это не столько стебли и раститель­ные побеги, сколько изображение сплетенных между собой и сросшихся змей или драконов. Мастера При­амурья подчас уже и сами забывают, что раньше это были драконы, и при­нимают эти орнаментальные мотивы за растительные. В близком по харак­теру орнаменте на коробе из села Гвасюги тела змей-драконов сохраняют разделку чешуйками; следовательно, мастерица еще помнила, что это змеи. Но головы у них уже нет, головки заменены декоративными веточками с листочками.
Широкая полоса на основном ци­линдре сосуда обычно дополняется узкими каемками, которые почти вплотную подходят к округлым опле­тенным обручам, завершающим короб и придающим ему массивный, доброт­ный вид. Такой завершающий короб твердый обруч делается из разрезан­ного вдоль прута тальника, тонкого и гибкого, и оплетается поверх тонким корневищем.
Помимо тиснения, берестяные со­суды, в особенности нанайские, укра­шены также накладными апплика­ционными мотивами из той же бере­сты. Сам рисунок носит в этом случае массивный, тяжеловесный характер. Он рельефно, скульптурно выделяется на поверхности сосуда. Крупные сим­метричные рогообразные завитки оставляют очень мало просветов фона, читающихся, в свою очередь, как спи­ралевидные узоры. У нанайцев на­кладной берестяной орнамент чаще всего бывает черного цвета.
Берестяное нанайское ведро. Рельефная аппликация
Таково, например, большое бере­стяное ведро из села Верхний Нерген Нанайского района. Дно у этого сосуда квадратное, горловина круглая и гораздо меньше дна, стороны, таким образом, трапециевидные. Массивный узорный накладной картуш черного цвета, расположен только на одной стороне ведра. В центре картуша вы­деляется на черном фоне очень кра­сиво и тонко прорисованный клубок шей. Здесь они распознаются совер­шенно отчетливо. Изображение змеи на ведре для воды подтверждает мысль о том, что в представлении народов Приамурья образ змеи или дракона был связан с водой, а вода — с растениями. Дракон как бы покрови­тельствовал воде и дождю и жил поэтому не только на земле, но и на небе, а связь его (дракона) с растени­ями отмечалась в орнаментальных по­строениях тем, что головы змей или драконов бывали украшены веточка­ми, листочками или даже заменялись цветущими побегами.
Но не только змеи являлись сюже­том в украшении изделий из бересты. На поверхности высокого, сложной формы стакана из того же села Верх­ний Нерген можно видеть графиче­ское чернолинейное, очень красивое по прорисовке изображение птицы орлиного типа с раскинутыми симме­трично в обе стороны крыльями.
В заключение следует сказать, что искусство изготовления и декоратив­ного украшения берестяных изделий заслуживает пристального внимания. В нем много интересного и свое­образного. Берестяные сосуды пора­жают нас своей изысканностью, прекрасным орнаментальным и цветовым строем, подлинным художественным совершенством, хотя в быту они, как правило, исполняли скромную слу­жебную роль. Технические приемы об­работки и украшения берестяных из­делий сегодня не забыты, и тем не менее старые мастера могут еще многому научить молодых, увлечен­ных этим древним и столь современ­ным видом народного декоративно-прикладного искусства.
Источники:
  • Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
  • http://hkm.ru/kollektsii/115 - здесь этнографическая коллекция КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова"

Комментариев нет:

Отправить комментарий