Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 15 августа 2012 г.

Народное искусство юкагиров

Юкагиры
Золотистый цвет одежды
Юкагирская девушка. http://dirty.ru/comments/344249
На севере Якутской АССР, в районе Черского, Чоккордаха, Аллаиха и несколько южнее живут соседи эвенов-ламутов — юкагиры. Когда-то давно юкагиры были многочислен­ным, большим народом, составляли основное население этих северных широт. Существует предание, в кото­ром говорится, что огней юкагирских стойбищ было так много, они бросали такие интенсивные отблески на зим­нее северное небо, что от них-то и про­изошло северное сияние. На якутском языке северное сияние так и называ­ется «юкагирские огни». Рассказыва­ют также, что юкагиры были прекрас­ными охотниками и отличными ху­дожниками, с большим вкусом и кра­сотой оформлявшими свой повседнев­ный быт.
Вот как описывает юкагиров Теки Одулок в очерке «На крайнем Севере»: «Юкагиры – легкие, слегка смуглые, стройные, подвижные, вечно улыбающиеся, веселые беспечные люди, в легких меховых рубашках, плотно сидящих на плечах, крепко подпоясанных лосиными ремнями. Женщины и девушки одеты в меховые кафтаны. Спереди они спускаются ниже колен медными колечками и серебряными бляшками. Женщины ходят легкой, присущей только лесным жителям, походкой, и все украшения на них позвякивают, точно журчит весенний ручеек».
Ныне юкагиров осталось очень мало, они слились, ассимилиро­вались с другими, соседствующими народами, в особенности с эвенами-ламутами. Но основной пока­затель факта существования народа и его самобытной культуры — язык, юкагирский язык, существует. Есть юкагирские поселки, есть юкагирские поэты и писатели, есть юкагирские песни. Но существует ли своеобраз­ный юкагирский орнамент? Ведь орнамент — это также особый способ выражения мыслей и отображения действительности... Ученые-специали­сты спорят по этому поводу, говорят, что особого юкагирского орнамента в настоящее время выделить нельзя, что он полностью слился с эвенским и эвенкийским.
Панорама поселка (Фото: А. Мехеда) http://shintop.ru/phototrophy/article.php?action=article_show&id=9
Находится юкагирское селение Нелемное на реке Ясачной, притоке Колымы.
Если посмотреть на карту, то река Ясачная покажется небольшим изви­листым придатком около мощной ли­нии Колымы. В действительности Ясачная — большая, полноводная река.
Ясачная течет в очень красивых берегах. На высоком правом бере­гу — густой таежный лес, мощные деревья подступают к самой воде. На противоположном берегу длин­ные золотистые песчаные отмели. Кое-где попадается одинокая, забро­шенная юрта: то ли жители переехали куда-то, то ли юрту осиротило какое-либо несчастье. Иногда у берега сидит столь же одинокий старик юкагир. Разъехались по поселкам и городам дети, разбежались внуки, он один доживает свой век у своей родной реки...
Но вот и Нелемное. От районного центра Зырянка оно расположено вверх по Ясачной в 25 км. Колхозный речной катерок ежедневно совершает рейсы между районным центром и поселком, увозит и привозит обратно председателя поселкового Совета, а заодно ежедневно привозит газеты, новую кинокартину, и жители Нелемного в курсе всех новостей и событий, происходящих в стране.
Камзол. Ровдуга, сукно, подшейный волос оленя. Вышивка. Юкагиры. 1967 г. с. Нелемное Средне-Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Национальная юкагирская одежда при первом взгляде действительно очень походит на ламутскую. У жен­щин те же по покрою распашные парки с подрезной спинкой и густыми фалдами от пояса вниз. Цвет одежды золотистый. Отделка разнообразная, чаще всего пучками ярко окрашен­ного меха, нашитыми по подолу, несколько отступя от самого края. Однако того характерного, контраст­ного сопоставления цветов, к кото­рому мы пригляделись у эвенов-ламу­тов, — золотисто-рыжего и холодно-голубого, синего — мы здесь уже не увидим. Случайность? Мелочь? Нет, это не мелочь и далеко не случайность.
Нагрудник женский зимний. Фрагмент. Мех оленя, ровдуга сукно, кожа, бисер подшейный волос оленя. Вышивка продержка. Юкагиры 1960-е гг. пос. Зырянка Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Уже одно отсутствие голубых би­серных бордюров в оформлении юка­гирской одежды показывает, что это другой народ, с другим отно­шением к цвету, к явлениям природы. По конструкции одежды юкагиры сходствуют с эвенами, а по колористи­ческому решению скорее с эвенками. Так же как и эвенки, юкагиры любят не холодные сине-голубые, а теплые, горячие цвета в бисерной вышивке — красный, желтый, зеленый. В юка­гирской одежде, так же как и у эвен­ков, важную роль играет нагрудник-фартук.
Нагрудник женский летний. Фрагмент. Ровдуга, сукно, кожа, подшейный волос оленя, металл, вышивка, продержка. Юкагиры. 1969 г. с Нелемное Средне-Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
По своему строению и компо­зиционному размещению украшений юкагирский фартук очень похож на эвенский. Это такой же широкий, тра­пециевидный, расширяющийся книзу фартук из ровдуги целиком или из ровдуги, подбитой изнутри мехом. Юкагирские мастерицы также расши­вают свои фартуки оленьим или лосе­вым подшейным волосом, создавая тонкие, ювелирные горизонтальные полоски из белого, сложенного гар­мошкой, волоса, и из подкрашенного в золотистый цвет, выделяющийся на фоне ровдуги. И вместе с тем все цве­товое построение, все соотношение цветов здесь другое: более тонкое, деликатное, более изысканное. Пре­красная коллекция юкагирских фар­туков собрана в маленьком, пока еще мало кому известном музее в поселке Зырянка.
Юкагирская сумка
Юкагирские женщины и девушки очень любили сумки. Эти сумки раз­личного назначения — транспортные, хозяйственные, декоративные, руко­дельные (для рукодельных принад­лежностей), а также кисеты, патронта­ши — были широко распространены среди народов Крайнего Севера. Но эвенские и юкагирские мастери­цы питали особое пристрастие к маленьким декоративным сумочкам, которые эвенские, например, женщины и девушки прикрепляли спереди к своим и без того нарядным шубам-паркам. Вся лицевая сторона такой маленькой эвенской сумочки расшита концентрическими рядами цветного бисера.
Юкагирские декоративные сумоч­ки иные по форме, декоративному решению и цвету. Их характер опять-таки свидетельствует об иной художе­ственной культуре, ином орнаменте и иных, не эвенских, геометрических членениях. Юкагирскому орнаменту свойственны в какой-то степени и рас­тительные мотивы. В быту юкагиров еще сохранились очень изящные по очертаниям сумочки, служащие муж­чинам для хранения патронов, женщи­нам для ниток, иголок и прочих руко­дельных принадлежностей. По кон­струкции все эти сумки придуманы таким образом, что либо затягиваются с помощью продетого в горловину ремешка, либо имеют навесной клапан. У жителей поселка Нелемное хранятся сумки из птичьих шкурок эллиптической формы и навесным клапаном в форме широкого языка. В одной из таких сумок клапан деко­рирован настроченными поперек полосками разноцветной (светлой, ко­ричневой, черной) ровдуги с верти­кальными прорезями, в которые про­деты также разноцветные ремешки. У другой сумки свисающий вниз «язык» навесного клапана выполнен из черного сукна и расшит цветными — изумрудно-зелеными, малино­выми и золотистыми нитками, причем в центре помещены условные изобра­жения растений, а кругом широкая кайма из разноцветного пунктира, как бы имитирующая всю вышивку под­шейным волосом.
Нагрудник женский летний. Фрагмент. Ровдуга, сукно, кожа, подшейный волос оленя, металл. Вышивка, продержка. Юкагиры, 1969 г. с. Нелемное Средне-Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Отличительной особенностью юкагирского костюма было обилие украшений. К ремням, висящим от пояса из лосиной кожи, привешивались разные побрякушки: железные и медные кольца, треугольные бляшки. Шум от этих гремушек был слышен за километры. Бляха серебряная или медная, с изображением чаще всего лошади, прикрывала грудь. Такую бляху юкагиры называли «грудное солнце». Бляхи передавали из рода в род по наследству.
Украшали юкагиры и свои прически. Мужчины заплетали волосы в косу, к которой привязывали железную бляшку и нитки бисера. Молодые женщины и девушки заплетали множество косичек, в которые вплетались нитки бисера и жемчуга. Бляхи, как символ солнца, нашивался на передник у самой гор­ловины. Иногда металлическая бляха заменяется круглой розеткой, выши­той подшейным волосом. Бляхи в основном сделаны из простого ме­талла или дешевого серебра, среди них редко, но попадаются и золотые. Небезынтересен и такой факт, да­ющий какое-то основание для самых смелых предположений, гипотез.
У одной пожилой юкагирки в Аллаихе оказалась золотая бляха с изобра­жением лежащего барса. Это наводит на мысль о древних связях юкагиров с более южным скифским населением юго-восточной Азии, для которого изображение зверей семейства коша­чьих, заключенных в круг, было более характерно.
Несомненно, что золотые украше­ния, подобные данной бляхе с бар­сом, были большой редкостью. А вот латунные и медные бляхи имели мас­совое распространение. Кроме блях прорезных, огромным спросом у всех народов Крайнего Севера пользова­лись небольшие фигурные бляшки — круглые, размером с двухкопеечную монету, квадратные и прямоуголь­ные — несколько меньшего размера. Такими бляшками обшивали края одежды, их нашивали на передники, сумки, головные уборы.
Поскольку потребность в бляхах, как нашивных, так и прорезных, в це­почках и колокольчиках на Крайнем Севере была очень велика, она вызва­ла к жизни целый промысел. Во многих местах, как в самой Сиби­ри, так и на европейском Севере об­разовались крупные промысловые объединения, которые занимались выплавкой меди и изготовлением бля­шек и украшений по заказам и по образцам тех же ненцев, эвенов, юка­гиров.
Несмотря на то, что пришивные и прорезные бляхи изготовлялись тыся­чами, цена, за которую их продавали северянам, была очень высокой. Точно не известно, сколько платили за одну подвесную или за десяток пришивных блях покупатели-северяне, однако известно, что плата производилась на­турой — мехом лис, белок и соболей. В наши дни мы не можем себе представить, что за дешевую, по нашему мнению, ничего не стоящую бляшку отдавали бесценную, опять-таки, с нашей точки зрения, шкурку нату­рального дорогого меха, но ведь шкурка белки или соболя — это было то, что охотник-северянин всегда мог добыть, не без труда и опасностей, ко­нечно. Для него это было вполне до­ступно. А бляшки нельзя было найти в лесу. Обойтись же без них не могла ни одна эвенская или юкагирская девушка-невеста. Злые духи накину­лись бы на нее и нанесли ей увечья или наслали бы на нее болезни. Мед­ные бляшки не были просто украше­ниями, они ограждали и защищали владелицу от враждебных сил. Вот почему на бляшки был такой огром­ный спрос.
Но и в наши дни, несмотря на то, что никто уже не верит в чудесную силу этих украшений, потребность в них довольно значительна. Ведь они просто красивы, выразительны по форме, и они нужны не только сами по себе, как своеобразные северные сувениры, но и для того, чтобы с их помощью можно было создавать ин­тересные национальные северные из­делия, в которых они играют такую важную декоративную роль.
Переходя из поколения в поко­ление как семейные реликвии, эти редкие одиночные украшения дожили до нашего времени. Разгадать их происхождение, проследить их путь откуда-то издалека до арктических по­бережий еще предстоит исследовате­лям будущего.
Источники:
  • Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
  • http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml - великолепная книга Митлянской Т.Б. с полными текстами и  прекрасными иллюстрациями и картинками о народном искусстве малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Приводим содержание этой книги
  • http://ktwins.ru/etnogenez/svet-yukagirskih-kostrov.html - научно- популярная статья про народ юкагиры - «Свет юкагирских костров»

Комментариев нет:

Отправить комментарий