Юкагиры
Золотистый
цвет одежды
Юкагирская
девушка. http://dirty.ru/comments/344249
На
севере Якутской АССР, в районе Черского, Чоккордаха, Аллаиха и несколько южнее
живут соседи эвенов-ламутов — юкагиры. Когда-то давно юкагиры были многочисленным,
большим народом, составляли основное население этих северных широт. Существует
предание, в котором говорится, что огней юкагирских стойбищ было так много,
они бросали такие интенсивные отблески на зимнее северное небо, что от них-то
и произошло северное сияние. На якутском языке северное сияние так и называется
«юкагирские огни». Рассказывают также, что юкагиры были прекрасными охотниками
и отличными художниками, с большим вкусом и красотой оформлявшими свой
повседневный быт.
Ныне
юкагиров осталось очень мало, они слились, ассимилировались с другими,
соседствующими народами, в особенности с эвенами-ламутами. Но основной показатель
факта существования народа и его самобытной культуры — язык, юкагирский язык,
существует. Есть юкагирские поселки, есть юкагирские поэты и писатели, есть
юкагирские песни. Но существует ли своеобразный юкагирский орнамент? Ведь
орнамент — это также особый способ выражения мыслей и отображения действительности...
Ученые-специалисты спорят по этому поводу, говорят, что особого юкагирского
орнамента в настоящее время выделить нельзя, что он полностью слился с эвенским
и эвенкийским.
Панорама поселка (Фото:
А. Мехеда) http://shintop.ru/phototrophy/article.php?action=article_show&id=9
Находится
юкагирское селение Нелемное на реке Ясачной, притоке Колымы.
Если
посмотреть на карту, то река Ясачная покажется небольшим извилистым придатком
около мощной линии Колымы. В действительности Ясачная — большая, полноводная
река.
Ясачная
течет в очень красивых берегах. На высоком правом берегу — густой таежный лес,
мощные деревья подступают к самой воде. На противоположном берегу длинные
золотистые песчаные отмели. Кое-где попадается одинокая, заброшенная юрта: то
ли жители переехали куда-то, то ли юрту осиротило какое-либо несчастье. Иногда
у берега сидит столь же одинокий старик юкагир. Разъехались по поселкам и
городам дети, разбежались внуки, он один доживает свой век у своей родной
реки...
Но
вот и Нелемное. От районного центра Зырянка оно расположено вверх по Ясачной в 25 км. Колхозный речной
катерок ежедневно совершает рейсы между районным центром и поселком, увозит и
привозит обратно председателя поселкового Совета, а заодно ежедневно привозит
газеты, новую кинокартину, и жители Нелемного в курсе всех новостей и событий,
происходящих в стране.
Камзол. Ровдуга, сукно,
подшейный волос оленя. Вышивка. Юкагиры. 1967 г. с. Нелемное Средне-Колымского р-на
ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Национальная
юкагирская одежда при первом взгляде действительно очень походит на ламутскую.
У женщин те же по покрою распашные парки с подрезной спинкой и густыми фалдами
от пояса вниз. Цвет одежды золотистый. Отделка разнообразная, чаще всего
пучками ярко окрашенного меха, нашитыми по подолу, несколько отступя от самого
края. Однако того характерного, контрастного сопоставления цветов, к которому
мы пригляделись у эвенов-ламутов, — золотисто-рыжего и холодно-голубого, синего
— мы здесь уже не увидим. Случайность? Мелочь? Нет, это не мелочь и далеко не
случайность.
Нагрудник женский
зимний. Фрагмент. Мех оленя, ровдуга сукно, кожа, бисер подшейный волос оленя.
Вышивка продержка. Юкагиры 1960-е гг. пос. Зырянка Колымского р-на ЯАССР.
Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Уже
одно отсутствие голубых бисерных бордюров в оформлении юкагирской одежды
показывает, что это другой народ, с другим отношением к цвету, к явлениям
природы. По конструкции одежды юкагиры сходствуют с эвенами, а по колористическому
решению скорее с эвенками. Так же как и эвенки, юкагиры любят не холодные
сине-голубые, а теплые, горячие цвета в бисерной вышивке — красный, желтый,
зеленый. В юкагирской одежде, так же как и у эвенков, важную роль играет
нагрудник-фартук.
Нагрудник женский
летний. Фрагмент. Ровдуга, сукно, кожа, подшейный волос оленя, металл, вышивка,
продержка. Юкагиры. 1969 г.
с Нелемное Средне-Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
По
своему строению и композиционному размещению украшений юкагирский фартук очень
похож на эвенский. Это такой же широкий, трапециевидный, расширяющийся книзу
фартук из ровдуги целиком или из ровдуги, подбитой изнутри мехом. Юкагирские
мастерицы также расшивают свои фартуки оленьим или лосевым подшейным волосом,
создавая тонкие, ювелирные горизонтальные полоски из белого, сложенного гармошкой,
волоса, и из подкрашенного в золотистый цвет, выделяющийся на фоне ровдуги. И
вместе с тем все цветовое построение, все соотношение цветов здесь другое:
более тонкое, деликатное, более изысканное. Прекрасная коллекция юкагирских
фартуков собрана в маленьком, пока еще мало кому известном музее в поселке
Зырянка.
Юкагирская сумка
Юкагирские
женщины и девушки очень любили сумки. Эти сумки различного назначения —
транспортные, хозяйственные, декоративные, рукодельные (для рукодельных принадлежностей),
а также кисеты, патронташи — были широко распространены среди народов Крайнего
Севера. Но эвенские и юкагирские мастерицы питали особое пристрастие к
маленьким декоративным сумочкам, которые эвенские, например, женщины и девушки
прикрепляли спереди к своим и без того нарядным шубам-паркам. Вся лицевая
сторона такой маленькой эвенской сумочки расшита концентрическими рядами
цветного бисера.
Юкагирские
декоративные сумочки иные по форме, декоративному решению и цвету. Их характер
опять-таки свидетельствует об иной художественной культуре, ином орнаменте и
иных, не эвенских, геометрических членениях. Юкагирскому орнаменту свойственны
в какой-то степени и растительные мотивы. В быту юкагиров еще сохранились
очень изящные по очертаниям сумочки, служащие мужчинам для хранения патронов,
женщинам для ниток, иголок и прочих рукодельных принадлежностей. По конструкции
все эти сумки придуманы таким образом, что либо затягиваются с помощью
продетого в горловину ремешка, либо имеют навесной клапан. У жителей поселка
Нелемное хранятся сумки из птичьих шкурок эллиптической формы и навесным
клапаном в форме широкого языка. В одной из таких сумок клапан декорирован
настроченными поперек полосками разноцветной (светлой, коричневой, черной)
ровдуги с вертикальными прорезями, в которые продеты также разноцветные
ремешки. У другой сумки свисающий вниз «язык» навесного клапана выполнен из
черного сукна и расшит цветными — изумрудно-зелеными, малиновыми и золотистыми
нитками, причем в центре помещены условные изображения растений, а кругом
широкая кайма из разноцветного пунктира, как бы имитирующая всю вышивку подшейным
волосом.
Нагрудник женский
летний. Фрагмент. Ровдуга, сукно, кожа, подшейный волос оленя, металл. Вышивка,
продержка. Юкагиры, 1969 г.
с. Нелемное Средне-Колымского р-на ЯАССР. Зарисовка. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml
Отличительной
особенностью юкагирского костюма было обилие украшений. К ремням, висящим от
пояса из лосиной кожи, привешивались разные побрякушки: железные и медные
кольца, треугольные бляшки. Шум от этих гремушек был слышен за километры. Бляха
серебряная или медная, с изображением чаще всего лошади, прикрывала грудь.
Такую бляху юкагиры называли «грудное солнце». Бляхи передавали из рода в род
по наследству.
Украшали
юкагиры и свои прически. Мужчины заплетали волосы в косу, к которой привязывали
железную бляшку и нитки бисера. Молодые женщины и девушки заплетали множество
косичек, в которые вплетались нитки бисера и жемчуга. Бляхи, как символ солнца,
нашивался на передник у самой горловины. Иногда металлическая бляха заменяется
круглой розеткой, вышитой подшейным волосом. Бляхи в основном сделаны из
простого металла или дешевого серебра, среди них редко, но попадаются и
золотые. Небезынтересен и такой факт, дающий какое-то основание для самых
смелых предположений, гипотез.
У
одной пожилой юкагирки в Аллаихе оказалась золотая бляха с изображением
лежащего барса. Это наводит на мысль о древних связях юкагиров с более южным
скифским населением юго-восточной Азии, для которого изображение зверей
семейства кошачьих, заключенных в круг, было более характерно.
Несомненно,
что золотые украшения, подобные данной бляхе с барсом, были большой
редкостью. А вот латунные и медные бляхи имели массовое распространение. Кроме
блях прорезных, огромным спросом у всех народов Крайнего Севера пользовались
небольшие фигурные бляшки — круглые, размером с двухкопеечную монету,
квадратные и прямоугольные — несколько меньшего размера. Такими бляшками
обшивали края одежды, их нашивали на передники, сумки, головные уборы.
Поскольку
потребность в бляхах, как нашивных, так и прорезных, в цепочках и
колокольчиках на Крайнем Севере была очень велика, она вызвала к жизни целый
промысел. Во многих местах, как в самой Сибири, так и на европейском Севере образовались
крупные промысловые объединения, которые занимались выплавкой меди и
изготовлением бляшек и украшений по заказам и по образцам тех же ненцев,
эвенов, юкагиров.
Несмотря
на то, что пришивные и прорезные бляхи изготовлялись тысячами, цена, за
которую их продавали северянам, была очень высокой. Точно не известно, сколько
платили за одну подвесную или за десяток пришивных блях покупатели-северяне,
однако известно, что плата производилась натурой — мехом лис, белок и соболей.
В наши дни мы не можем себе представить, что за дешевую, по нашему мнению,
ничего не стоящую бляшку отдавали бесценную, опять-таки, с нашей точки зрения,
шкурку натурального дорогого меха, но ведь шкурка белки или соболя — это было
то, что охотник-северянин всегда мог добыть, не без труда и опасностей, конечно.
Для него это было вполне доступно. А бляшки нельзя было найти в лесу. Обойтись
же без них не могла ни одна эвенская или юкагирская девушка-невеста. Злые духи
накинулись бы на нее и нанесли ей увечья или наслали бы на нее болезни. Медные
бляшки не были просто украшениями, они ограждали и защищали владелицу от
враждебных сил. Вот почему на бляшки был такой огромный спрос.
Но
и в наши дни, несмотря на то, что никто уже не верит в чудесную силу этих украшений,
потребность в них довольно значительна. Ведь они просто красивы, выразительны
по форме, и они нужны не только сами по себе, как своеобразные северные
сувениры, но и для того, чтобы с их помощью можно было создавать интересные
национальные северные изделия, в которых они играют такую важную декоративную
роль.
Переходя
из поколения в поколение как семейные реликвии, эти редкие одиночные украшения
дожили до нашего времени. Разгадать их происхождение, проследить их путь
откуда-то издалека до арктических побережий еще предстоит исследователям
будущего.
Источники:
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
- http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml - великолепная книга Митлянской Т.Б. с полными текстами и прекрасными иллюстрациями и картинками о народном искусстве малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Приводим содержание этой книги
- http://ktwins.ru/etnogenez/svet-yukagirskih-kostrov.html - научно- популярная статья про народ юкагиры - «Свет юкагирских костров»
Комментариев нет:
Отправить комментарий