Эвены
Красочность
и декоративность одежды
Поселок
Черский находится в устье реки Колымы. Назван поселок по имени ученого-геолога
, исследователя недр, нефтяных пластов и алмазных месторождений Якутии Николая
Васильевича Черского, его же именем назван и горный хребет, пересекающий
северную часть Якутии. Примерно в 1000 км западнее Черского, в низовьях реки
Индигирки расположен поселок Чоккордах, или Аллаиха (старое название). Здесь
человека окружает уже подлинная Арктика: и полярная ночь и Северное сияние.
Коренными жителями в поселках Чоккордах и Черский - это эвены – народ,
родственный эвенкам-тунгусам, но вместе с тем и иной, даже если судить по декоративно-орнаментальному
искусству. Эвены, эвены-ламуты живут во многих населенных пунктах севера
Якутии, Камчатки, Магаданской области, Хабаровского края. Компактно они
проживают в поселке Березовка Средне-Колымского района.
История
этого маленького поселка на берегу прозрачной речки того же названия, на краю
таежного массива – самая романтичная.. Это поселение случайно открыл летчик
самолета АН-2 в 1954 году. Оказалось , здесь жили люди, которые ничего не знали
о каких-либо событиях, происходящих по ту сторону горной гряды. У них
существовали порядки еще 18 века, управлял ими князь. У них не было ни школы,
ни больницы. Так жители Березовки из эпохи феодализма шагнули сразу в советскую
эпоху.
Через
12 лет жизнь в Березовке преобразилась. Там появились первый председатель
сельсовета, первый врач, первая учительница.
В
каждом доме можно было увидеть в полной сохранности удивительные по красоте
эвенские национальные костюмы и украшения. Сохранился даже мужской эвенский
национальный костюм — большая редкость, поскольку мужская национальная
одежда, как правило, исчезает из быта раньше и быстрее, чем женская. Мужчины
скорее начинают чуждаться красочности, яркости народного костюма и охотнее,
быстрее, чем женщины, меняют его на общепринятую гражданскую одежду.
При
знакомстве с ламутским искусством поражает и навсегда остается в памяти
необычайно острое контрастное сочетание цветов: звонкий (и в то же время
мягкий) золотисто-рыжий и бледно-голубой цвета. Звонкий рыжий — это мех, это
ровдуга, окрашенная в золотисто-рыжий тон, а голубой — это бело-голубые широкие
бисерные окаймления.
Эвенская женская
шуба-парка. Вид спереди
Красочность,
декоративность эвенской одежды отмечал известный русский исследователь
Крайнего Севера, этнограф В. Г. Богораз-Тан. Он писал: «Вся одежда ламутов
сверкала красными и голубыми узорами вышивок, как цветы на каменных склонах...
Кожаные и меховые кафтаны, обшитые черным, зеленым и красным сафьяном,
перемежающимся, в клетку, дорогим алым сукном, маленький кусочек которого
покупается пятью белками, четырехугольник передника, вышитый бисером, крашеной
лосиной шерстью, похожей на цветной шелк... отороченные красной тканью и полосой
черного пушистого меха, обшитые маленькими пунцовыми хвостиками, сделанными из
кусочков шкуры молодого тюленя, окрашенными одним из затейливых способов,
известных только ламутским женщинам. На шапках, на огнивных и табачных мешках,
на меховых сапогах и кожаных штиблетах, даже на колыбели, в которой лежал
грудной младенец, на маленьком седле, выглядывавшем из-за полога и походившем
на игрушечное, — везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских
украшений».
Эвенская женская
шуба-парка. Вид со спинки
В
одном из своих чукотских рассказов Богораз-Тан пишет о том, как мужчины-чукчи,
застигнутые непогодой и вынужденные искать пристанище в эвенской юрте, в
ожидании ужина рассуждают, что если уж жениться, то, конечно, на эвенской
девушке: вот как она хороша и как красиво одета. И действительно «...у котла
хлопотала девушка... в таком же красивом наряде, испещренном всевозможными
вышивками, и, кроме того, обвешанная с головы до ног бусами, серебряными и
медными бляхами, бубенчиками, железными побрякушками на тонких цепочках и
тому подобным добром. Огромный уйер, знак того, что его владелица еще не
продана никому в жены, из восьми рядов крупных бус, вплетенных в косы, достигал
до пят и оканчивался серебряными бляшками. Массивный колокольчик, привязанный к
переднику, издавал звон при каждом движении».
Женская
верхняя одежда шьется мехом вверх с разрезом спереди, с подрезной талией и
густыми сборками-фалдами сзади. Общий тон золотистый. Спереди эту одежду
украшают декоративные вертикальные полосы, по обе стороны, но несколько отступая
от края окаймляющие стык пол. Сзади, в месте подреза и начала сборок,
несколько ниже талии прикреплены маскирующие подрез парные декоративные
нашивки в форме прямоугольников или трапеций.
Нашивки
окаймлены красным кантом, заканчиваются снизу меховой выпушкой, из-под них
свисают длинные, до подола меховые жгуты, сделанные из нанизанных на нитку
подкрашенных в ярко-рыжий цвет пучков заячьей шерсти. Хвостики такой же
ярко-рыжей шерсти укреплены и вокруг подола, выше меховой опушки.
Эвенский
нагрудник-фартук
Передник,
о котором упоминает Богораз-Тан, — самая примечательная часть эвенской
национальной одежды. Это не передник, а нагрудник, на который мы обращали
внимание при описании эвенкийского костюма. Передником он назван из-за своей
общей широкой трапециевидной, расширяющейся книзу формы.
Изготовляется
передник из ровдуги или из оленьей шкуры мехом к телу. Ровдужные передники
заканчиваются ровдужной же бахромой. Декоративным завершением эвенского передника
служит бело-голубая бисерная кайма внизу и бисерная нашивка вроде ложного кармана
посредине передника. Передники из шкуры мехом к телу опушаются по краям мехом.
Богораз-Тан не зря пишет о великолепии и красочности эвенской (ламутской)
одежды.
От
комплекса мужской эвенской зимней одежды сохранился капор из оленьей пыжиковой
шкурки, плотно охватывающий голову, как шлем, стянутый под подбородком
завязками. Вероятно, таким был когда-то и эвенкийский мужской капор, но у
эвенов он сохранился дольше. Капор огибает декоративная бисерная кайма общего
бело-голубого холодного тона. Между полосами бисера проложена теплая, мягкая
по цвету ровдужная вставка, отделанная параллельными полосками вышивки
подшейным оленьим волосом с чередующимися участками ослепительно-белого и
оранжевого золотистого цвета. Все декоративные полосы окаймлены тончайшими
нашитыми между ними кожаными рубчиками.
Вышивка
подшейным или подбородным волосом — уникальное искусство, которым прекрасно
владеют эвенские мастерицы.
Эвенские костюмы
Поскольку
северный олень играл большую роль в жизни народов Крайнего Севера, с ним были
связаны древнейшие поверья и предания. Это в ряде случаев было священное животное,
в особенности белый олень. Белому волосу оленя приписывались охранительные
свойства. Применяя его для отстрочки, вышивки, мастерицы преследовали также
цель и обезопасить себя или своих мужей, братьев, для которых шилась одежда,
от встречи с врагом, с разъяренным зверем и от других напастей. Зашивки,
выполненные подшейным (подбородным) волосом оленя или лося, ослепительно
сверкают на фоне натуральной или подкрашенной ровдуги (или кожи). Мастерицы
самым различным способом используют этот своеобразный материал. Это и
окаймляющий довольно плотный шов, и еще более плотный настил, благодаря
которому образуются широкие полосы, геометрические фигуры белого цвета и белый
штрих, рисующий такие же строгие по контурам, но легкие по заполнению
графические фигуры. Разнообразие этих приемов и их сочетание в конечном счете
и составляют особенность искусства вышивки подшейным или подбородным волосом.
Эвенские
мастерицы прибегают и к другим приемам
украшения своих изделий, подрезая соединяемые вместе ремешки замши
прямоугольными зубчиками и затем уже их соединяя, переплетая ремешки двух
цветов и создавая из них единый и т. д. Наконец, орнаментальная полоса из
узких горизонталей общего светло-коричневого тона окаймлена с двух сторон полосами
бисера с преобладанием чистого голубого, насыщенного цвета, не
ультрамаринового, а того, который можно получить, разводя белилами так
называемую парижскую синюю. Добавлением в небольшом количестве белого и,
разумеется, черного бисера мастерицы достигают в своих каймах буквально
захватывающего своим эмоциональным строем сочетания фактур, красок, материалов.
Девочка в национальной
одежде эвенов-ламутов
Орнамент
бисерной каймы иногда ограничен только цветовой волной — постепенным переходом
от самых светлых бисерных горизонталей к самым глубоким темным и, наконец,
черным. Игра на цвете и цветовых переходах сопровождается и постепенным
увеличением размера бисеринок. В самых светлых рядах бисеринки самого мелкого
размера; чем гуще и интенсивнее голубой, синий тон, тем соответственно крупнее
и сами бисеринки. Поэтому в вертикальном или поперечном направлении получается
нарастание или ослабление цвета. В продольном, горизонтальном направлении в
бисерной кайме также можно наблюдать постепенное увеличение или постепенное
уменьшение размеров бисеринок. Путем цветового и размерного подбора бисеринок
на общем голубовато-белом фоне бисерной каймы выведены ровные горизонтальные
ряды полуциркульных арочек — орнамента, который мы помним как мотив
эвенкийского народного искусства. Иногда подбором и сопоставлением белого,
голубого, синего и черного бисера на том же голубовато-белом фоне выведены
ряды правильных окружностей с точками в центре. И невольно рождается мысль об
отображении в этой бисерной композиции окружающей природы в ее самых общих,
самых важных для жизни человека проявлениях: голубизна неба, синева рек, диск
солнца в небе или его отражение в воде.
Не
надо, однако, представлять себе дело так, будто эвенские мастерицы сознательно
ставят перед собой задачу изобразить воду, небо, солнце. Нет, конечно. Но
орнамент — как песня. Она строится на оттенках голоса, звука, орнамент — на
оттенках материалов, мотивов; песня — на ритме слов, бисерный орнамент — на
ритме бисеринок. И как в песне, в нем рассказывается обо всем, что окружает,
радует и волнует человека, что радует и волнует мастерицу, которая создает
бисерную вышивку, и что радовало, волновало ее предков, живших, охотившихся,
хозяйничавших в тех же местах, среди той же природы.
Источники:
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
- http://arcticmuseum.com/ru/?q=l73 - О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ЭВЕНОВ БЕРЕЗОВКИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий