Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 15 августа 2012 г.

Народное искусство эвенов


Эвены
Красочность и декоративность одежды
 
Поселок Черский находится в устье реки Колымы. Назван поселок по имени ученого-геолога , исследователя недр, нефтяных пластов и алмазных месторождений Якутии Николая Васильевича Черского, его же именем назван и горный хребет, пересекающий северную часть Якутии. Примерно в 1000 км западнее Черского, в низовьях реки Индигирки расположен поселок Чоккордах, или Аллаиха (старое название). Здесь человека окружает уже подлинная Арктика: и полярная ночь и Северное сияние. Коренными жителями в поселках Чоккордах и Черский - это эвены – народ, родственный эвенкам-тунгусам, но вместе с тем и иной, даже если судить по декоративно-орнаментальному искусству. Эвены, эвены-ламуты живут во многих населенных пунктах севера Якутии, Камчатки, Магаданской области, Хабаровского края. Компактно они проживают в поселке Березовка Средне-Колымского района.

История этого маленького поселка на берегу прозрачной речки того же названия, на краю таежного массива – самая романтичная.. Это поселение случайно открыл летчик самолета АН-2 в 1954 году. Оказалось , здесь жили люди, которые ничего не знали о каких-либо событиях, происходящих по ту сторону горной гряды. У них существовали порядки еще 18 века, управлял ими князь. У них не было ни школы, ни больницы. Так жители Березовки из эпохи феодализма шагнули сразу в советскую эпоху.
Через 12 лет жизнь в Березов­ке преобразилась. Там появились первый пред­седатель сельсовета, первый врач, пер­вая учительница.
В каждом доме можно было уви­деть в полной сохранности удивитель­ные по красоте эвенские националь­ные костюмы и украшения. Сохра­нился даже мужской эвенский нацио­нальный костюм — большая ред­кость, поскольку мужская националь­ная одежда, как правило, исчезает из быта раньше и быстрее, чем женская. Мужчины скорее начинают чуждаться красочности, яркости народного ко­стюма и охотнее, быстрее, чем женщи­ны, меняют его на общепринятую гражданскую одежду.
При знакомстве с ламутским ис­кусством поражает и навсегда оста­ется в памяти необычайно острое кон­трастное сочетание цветов: звонкий (и в то же время мягкий) золотисто-рыжий и бледно-голубой цвета. Звон­кий рыжий — это мех, это ровдуга, окрашенная в золотисто-рыжий тон, а голубой — это бело-голубые широ­кие бисерные окаймления.
Эвенская женская шуба-парка. Вид спереди
Красочность, декоративность эвен­ской одежды отмечал известный рус­ский исследователь Крайнего Севера, этнограф В. Г. Богораз-Тан. Он пи­сал: «Вся одежда ламутов сверкала красными и голубыми узорами выши­вок, как цветы на каменных склонах... Кожаные и меховые кафтаны, обши­тые черным, зеленым и красным сафьяном, перемежающимся, в клет­ку, дорогим алым сукном, маленький кусочек которого покупается пятью белками, четырехугольник передника, вышитый бисером, крашеной лосиной шерстью, похожей на цветной шелк... отороченные красной тканью и поло­сой черного пушистого меха, обшитые маленькими пунцовыми хвостиками, сделанными из кусочков шкуры моло­дого тюленя, окрашенными одним из затейливых способов, известных толь­ко ламутским женщинам. На шапках, на огнивных и табачных мешках, на меховых сапогах и кожаных штибле­тах, даже на колыбели, в которой лежал грудной младенец, на малень­ком седле, выглядывавшем из-за по­лога и походившем на игрушеч­ное, — везде и всюду сверкали затей­ливые узоры ламутских украшений».
Эвенская женская шуба-парка. Вид со спинки
В одном из своих чукотских расска­зов Богораз-Тан пишет о том, как мужчины-чукчи, застигнутые непого­дой и вынужденные искать приста­нище в эвенской юрте, в ожидании ужина рассуждают, что если уж жениться, то, конечно, на эвенской девушке: вот как она хороша и как красиво одета. И действительно «...у котла хлопотала девушка... в таком же красивом наряде, испещренном все­возможными вышивками, и, кроме того, обвешанная с головы до ног бусами, серебряными и медными бля­хами, бубенчиками, железными побря­кушками на тонких цепочках и тому подобным добром. Огромный уйер, знак того, что его владелица еще не продана никому в жены, из восьми рядов крупных бус, вплетенных в косы, достигал до пят и оканчивался серебряными бляшками. Массивный колокольчик, привязанный к передни­ку, издавал звон при каждом движе­нии».
Женская верхняя одежда шьется мехом вверх с разрезом спереди, с подрезной талией и густыми сбор­ками-фалдами сзади. Общий тон золо­тистый. Спереди эту одежду украшают декоративные вертикальные полосы, по обе стороны, но несколько отсту­пая от края окаймляющие стык пол. Сзади, в месте подреза и начала сбо­рок, несколько ниже талии прикре­плены маскирующие подрез парные декоративные нашивки в форме пря­моугольников или трапеций.
Нашивки окаймлены красным кан­том, заканчиваются снизу меховой вы­пушкой, из-под них свисают длинные, до подола меховые жгуты, сделанные из нанизанных на нитку подкрашен­ных в ярко-рыжий цвет пучков заячьей шерсти. Хвостики такой же ярко-рыжей шерсти укреплены и во­круг подола, выше меховой опушки.
Эвенский нагрудник-фартук
Передник, о котором упоминает Богораз-Тан, — самая примечатель­ная часть эвенской национальной оде­жды. Это не передник, а нагрудник, на который мы обращали внимание при описании эвенкийского костюма. Пе­редником он назван из-за своей общей широкой трапециевидной, расширя­ющейся книзу формы.
Изготовляется передник из ровду­ги или из оленьей шкуры мехом к телу. Ровдужные передники заканчи­ваются ровдужной же бахромой. Де­коративным завершением эвенского передника служит бело-голубая бисерная кайма внизу и бисерная нашивка вроде ложного кар­мана посредине передника. Передники из шкуры мехом к телу опушаются по краям мехом. Богораз-Тан не зря пи­шет о великолепии и красочности эвенской (ламутской) одежды.
От комплекса мужской эвенской зимней одежды сохранился капор из оленьей пыжиковой шкурки, плотно охватывающий голову, как шлем, стя­нутый под подбородком завязками. Вероятно, таким был когда-то и эвен­кийский мужской капор, но у эвенов он сохранился дольше. Капор огибает декоративная бисерная кайма общего бело-голубого холодного тона. Ме­жду полосами бисера проложена те­плая, мягкая по цвету ровдужная вставка, отделанная параллельными полосками вышивки подшейным оле­ньим волосом с чередующимися участ­ками ослепительно-белого и оранже­вого золотистого цвета. Все декора­тивные полосы окаймлены тончайши­ми нашитыми между ними кожаными рубчиками.
Вышивка подшейным или подбо­родным волосом — уникальное ис­кусство, которым прекрасно владеют эвенские мастерицы.
Эвенские костюмы
Поскольку северный олень играл большую роль в жизни народов Край­него Севера, с ним были связаны древнейшие поверья и предания. Это в ряде случаев было священное живот­ное, в особенности белый олень. Белому волосу оленя приписывались охранительные свойства. Применяя его для отстрочки, вышивки, масте­рицы преследовали также цель и обе­зопасить себя или своих мужей, бра­тьев, для которых шилась одежда, от встречи с врагом, с разъяренным зве­рем и от других напастей. Зашивки, выполненные подшейным (подбород­ным) волосом оленя или лося, ослепи­тельно сверкают на фоне натуральной или подкрашенной ровдуги (или кожи). Мастерицы самым различным способом используют этот своеобраз­ный материал. Это и окаймляющий довольно плотный шов, и еще более плотный настил, благодаря которому образуются широкие полосы, геоме­трические фигуры белого цвета и белый штрих, рисующий такие же строгие по контурам, но легкие по заполнению графические фигуры. Разнообразие этих приемов и их соче­тание в конечном счете и составляют особенность искусства вышивки под­шейным или подбородным волосом.
Эвенские мастерицы прибегают и к другим  приемам украшения своих изделий, подрезая соединяемые вместе ремешки замши прямоугольными зуб­чиками и затем уже их соединяя, пере­плетая ремешки двух цветов и созда­вая из них единый и т. д. Наконец, орнаментальная полоса из узких гори­зонталей общего светло-коричневого тона окаймлена с двух сторон поло­сами бисера с преобладанием чистого голубого, насыщенного цвета, не ультрамаринового, а того, который можно получить, разводя белилами так называемую парижскую синюю. Добавлением в небольшом количестве белого и, разумеется, черного бисера мастерицы достигают в своих каймах буквально захватывающего своим эмоциональным строем сочетания фактур, красок, материалов.
Девочка в национальной одежде эвенов-ла­мутов
Орнамент бисерной каймы иногда ограничен только цветовой волной — постепенным переходом от самых светлых бисерных горизонталей к са­мым глубоким темным и, наконец, черным. Игра на цвете и цветовых переходах сопровождается и постепен­ным увеличением размера бисеринок. В самых светлых рядах бисеринки са­мого мелкого размера; чем гуще и интенсивнее голубой, синий тон, тем соответственно крупнее и сами бисе­ринки. Поэтому в вертикальном или поперечном направлении получается нарастание или ослабление цвета. В продольном, горизонтальном на­правлении в бисерной кайме также можно наблюдать постепенное увели­чение или постепенное уменьшение размеров бисеринок. Путем цветового и размерного подбора бисеринок на общем голубовато-белом фоне бисер­ной каймы выведены ровные гори­зонтальные ряды полуциркульных арочек — орнамента, который мы по­мним как мотив эвенкийского народ­ного искусства. Иногда подбором и сопоставлением белого, голубого, си­него и черного бисера на том же голубовато-белом фоне выведены ряды правильных окружностей с точ­ками в центре. И невольно рождается мысль об отображении в этой бисер­ной композиции окружающей приро­ды в ее самых общих, самых важных для жизни человека проявлениях: го­лубизна неба, синева рек, диск солнца в небе или его отражение в воде.
Не надо, однако, представлять себе дело так, будто эвенские мастерицы сознательно ставят перед собой задачу изобразить воду, небо, солнце. Нет, конечно. Но орнамент — как песня. Она строится на оттенках голоса, звука, орнамент — на оттенках мате­риалов, мотивов; песня — на ритме слов, бисерный орнамент — на ритме бисеринок. И как в песне, в нем рас­сказывается обо всем, что окружает, радует и волнует человека, что радует и волнует мастерицу, которая создает бисерную вышивку, и что радовало, волновало ее предков, живших, охо­тившихся, хозяйничавших в тех же местах, среди той же природы.
Источники:
  • Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
  • http://arcticmuseum.com/ru/?q=l73 - О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ЭВЕНОВ БЕРЕЗОВКИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий