Ненцы
В суровых условиях Заполярья
Таймырские
ненцы живут в низовьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы —
оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.
Среди
бесконечных просторов тундры, в суровых условиях Заполярья веками
вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, людей, влюбленных в
природу своей земли, ее своеобразную красоту. Недаром ненецкая пословица
гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне,
где сердце у тундры?!»
Женская шуба-парка
ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном
Такая
парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и
спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу
народный крой. Так, например, кроилась и шилась и русская крестьянская
рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез
и надевается в рукава обычным порядком. Существует и иная по крою шуба. Она
имеет конусовидную, сильно расширяющуюся книзу форму, также сшита из белой
шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом.
Носят ее не с капюшоном, а с шапкой.
Женская шапка ненецкая
из оленьего меха, опушенная песцом
Женская
шапка таймырских ненцев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего
Севера, вид капора, однако совершенно иной формы, чем, например, капор у
эвенков или долган. Этот капор довольно плоской формы, но с удлинением —
«оборкой», спускающейся под воротник шубы. Как и сама шуба, капор отделан
таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат
полоски цветного сукна или цветного ситца — красного, желтого, зеленого.
Такими полосками, нашитыми параллельно, отделаны манжеты рукавов. Нашиваются
полоски на плечи шубы, от горловины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек
свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат
также металлические подвески. Обычно это нанизанные одна за другой медные
трубочки, иногда ради живописности перемежающиеся с крупными цветными
фарфоровыми или стеклянными бусинами и заканчивающиеся внизу крупной круглой
или ромбовидной прорезной медной бляхой.
Медная ненецкая
прорезная бляха-подвеска
В
центре такой бляхи можно видеть иногда изображение человечка с раскинутыми в
стороны руками, который как бы старается раздвинуть края ромба. Круглые
прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегущего
оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха
делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не
просто украшениями.
В
летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в
свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ровного синего цвета (у
русских такая ткань кубовой окраски носила название синей крашенины) с
отделкой по краям или по вороту и рукавам желтыми и зелеными полосками; на
боках у подола нашивались также декоративные уголки тех же цветов.
Ненецкий орнамент http://artyx.ru/books/item/f00/s00/
z0000039/st046.shtml
Ненцы
украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным
орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком
обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосредственно
перед меховой опушкой.
Узор
ненецкой мозаики строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов,
углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступчатый зигзаг,
известен как элемент орнамента еще в Древней Греции, где он украшал
керамические вазы), но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию,
сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной
природы. Так, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над
зубчатой полосой, носят название «заячьих ушей», а ряды ромбов, поставленных
на угол — название «головешек». Ряды треугольников с зубчатыми основаниями,
вписанных в прямоугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы»,
сложные асимметричные уступчатые фигуры — «оленьи рога». Наконец, форма,
напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя,
называется «соболь».
Таким
же двухцветным геометрическим орнаментом украшены и женские сумки.
Ненецкая сумка
Большая
хозяйственная сумка, служащая для хранения, переноса и перевозки мягких вещей,
плоская, двусторонняя, имела форму полуокружности или, вернее, прямоугольника
с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный,
темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического
орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои
рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т.
п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет
вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкрашенной в красновато-коричневый
тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается
аппликационным способом уже знакомый нам ненецкий геометрический орнамент.
Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того,
зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из
копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений
не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или
иным причинам не выжили.
Антропоморфная фигура.
Дерево, резьба, XVII–XVIII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
Ненцы
издавна известны как отличные скульпторы. Еще голландский исследователь
Крайнего Севера Вильям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во
второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до
400) изображений людей, вырезанных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии
именно за огромное количество идолов (или болванов, как их называли русские
землепроходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был
назван Болванским Носом.
Большинство
скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным
описаниям, вырезались или, точнее, вытесывались эти скульптуры так же, как в
наши дни мастера подмосковного промысла резьбы по дереву — богородского
промысла (село Богородское Загорского района, Московской области) — вырезают
свои деревянные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемого
трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани
получившейся призмы служат для вырезания лицевой части скульптуры, а та часть,
где была кора, образует спину, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и
ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дерева или часть ствола
длиною от 70 см
до 4 м на
четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом
затрачивался минимум усилий. В верхней части трехгранника намечалось в самых
общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок —
рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки
оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заострялась, и фигурка
втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и населялись священные места,
где совершались жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у
своих древних богов и духов охотничьего счастья.
Антропоморфная личина.
Дерево, резьба, XVI–XVII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
Сравнение
с современной народной богородской скульптурой убеждает нас в том, что
мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к
обработке одинаковых или сходных материалов мыслили и поступали довольно
единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально.
Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покровителям
охоты среди скальных нагромождений, особенно почитая те камни, которые, хотя
бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспомнить при этом о
знаменитых изваяниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал
Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «населявшие»
места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики более тщательно
отделывали голову фигуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо,
зачастую подсказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в
подходящем месте отходили в разные стороны два симметричных сучка, их сохраняли:
скульптура получалась с руками.
Тем
же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители
дома, жилья, охотничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.
Маленькие
деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне
объяснимо, что одежда этих деревянных божков походила на обычную одежду,
которую носили ненцы.
Ненцы
выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей.
Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и
медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень
обобщенно, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы
ноги, хвосты.
Ненецкие дети. С сайта http://www.photosight.ru/users/
234927/photos/?category=16
Живут
ненцы и в европейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской
области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более многоцветна
и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские
шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими,
и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько
приталенный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку.
Тыряв-паны отделаны перемежающимися вставками яркого красного и синего сукна,
которые так и горят на общем темном фоне. С передней стороны на груди
помещается крупный зигзагообразный, исполненный в технике меховой мозаики рисунок.
Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь
остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов
переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не
имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного
пофантазировали, поскольку красочность ненецкой одежды побуждает к этому. Но
сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в
своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.
Источник:
Каплан Н.И. Народное
декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для
учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,:
Просвещение, 1980. – 125 с.
Интернет – источники:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st046.shtml
- здесь электронная книга с иллюстрациями «Народные художественные ремесла
Ямало-Ненецкого автономного округа»
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
- здесь статья Натальи Федоровой «Искусство Земли северного оленя»
Комментариев нет:
Отправить комментарий