Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 8 августа 2012 г.

Народное искусство ненцев


Ненцы
В суровых условиях Заполярья
 
Таймырские ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.
Среди бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!»
Живя среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.
Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном
Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.
Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом
Женская шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого. Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов. Нашивают­ся полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также метал­лические подвески. Обычно это нани­занные одна за другой медные трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.
Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска
В центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями.
В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.
Ненецкий орнамент http://artyx.ru/books/item/f00/s00/
z0000039/st046.shtml
Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно перед меховой опушкой.
Узор ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг, известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями, вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «со­боль».
Таким же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.
Ненецкая сумка
Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей, пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оле­нят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжи­ли.
Антропоморфная фигура. Дерево, резьба, XVII–XVIII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
Ненцы издавна известны как от­личные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом.
Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают свои деревян­ные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемо­го трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум уси­лий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места, где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.
Антропоморфная личина. Дерево, резьба, XVI–XVII века. С сайта http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php
Сравнение с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспом­нить при этом о знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками.
Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.
Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду, которую носили ненцы.
Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты.
Ненецкие дети. С сайта http://www.photosight.ru/users/
234927/photos/?category=16
Живут ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.
Источник:
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
Интернет – источники:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st046.shtml - здесь электронная книга с иллюстрациями «Народные художественные ремесла Ямало-Ненецкого автономного округа»
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8725.php - здесь статья Натальи Федоровой «Искусство Земли северного оленя»

Комментариев нет:

Отправить комментарий