Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 31 июля 2012 г.

Народное искусство нганасанов


Нганасаны
Древнейший народ Крайнего Севера
Соседями ненцев на Таймыре явля­ются нганасаны. Это совсем малень­кий народ и сосредоточен он в основ­ном в четырех поселках: Новая, Ново­рыбное, Волочанка и Попигай.
Как и ненцы, нганасаны занима­лись обработкой дерева: лиственницы, березы, березового нароста — капа. Особенно интересны деревянные рез­ные фигурки духов, которых еще в 30-х годах нашего века нганасаны окружали большим почетом и забота­ми. Назывались они койка, хорэду.
Деревянные боги должны были от­плачивать своим хозяевам удачей во всех их делах и одарять дом благопо­лучием. Так, одна из первых советских женщин-политработников на Крайнем Севере, комсомолка 30-х годов Амалия Хазанович в своей изданной в Красноярске книге «Друзья мои нга­насаны» пишет о том, что в составе аргиша, кочевого поезда из нарт, запряженных оленями, была особая «шайтанья санка». «В санке лежит шайтан, — пишет Хазанович, — ко­торому приносят дары. Под сиденьем «санки» висит малюсенькая «вет­ка» — долбленая лодка, в нее кла­дется жир - корм «шайтану». «Шайта­нья санка» передается по наследству детям».
В настоящее время немало таких божков собрано в краеведческих и этнографических музеях. Есть среди них очень выразительные, талантливо выполненные и чертами лиц похожие на своих хозяев и создателей — нга­насанских и ненецких мастеров-скульпторов.
Из кости нганасанами, так же как долганами и эвенками, делались руко­ятки ножей, ложки и детали оленьей упряжи — околощечные и налобные изогнутые пластины и цилиндриче­ские фигурные детали, сквозь кото­рые продевались ремни узды и недо­уздки.
Оформлены эти изделия из кости полосовым геометрическим узором, процарапанным на поверхности и ино­гда слегка подкрашенным синим цве­том; узор включает зигзагообразные полоски, наклонные штрихи, кружоч­ки.

Виды нганасанской малицы
Так же как у ненцев, у нганасанов не была в обычае вышивка бисером, свой художественный вкус они про­явили в самом покрое и конструкции своей одежды, особенно верхней зим­ней, для ее украшения ими применял­ся, во-первых, геометрический поло­совой орнамент, сходный с ненецким, но гораздо более мелкий и выполнен­ный в технике мозаики не из меха, а из кожи, а во-вторых, разрисовка или раскраска.
Как видим, нганасаны, так же, впрочем, как и ненцы, опять вносят что-то свое, новое в общий строй се­верного народного декоративного ис­кусства.
При первом знакомстве с нганаса­нами кажется просто невероятным, что эти изысканные краски, этот сложный покрой одежды сложились в народной среде без участия моделье­ров и художников. Особенно пора­жает своей красочностью празднич­ная, танцевальная одежда; в быту ее уже не встретишь, но в музеях она сохранилась.
Нганасанская мужская малица «Лу». Вид сзади
Нганасанская мужская верхняя ма­лица с капюшоном — лу сшита из отдельных прямоугольных, квадрат­ных и сложных, ограниченных кри­выми линиями деталей. Шьют ее из летних шкур взрослых оленей или из шкуры молодого оленя, где сам ворс короткий и похож на плюш. Если ворс длинен, его подстригают. Рукава сшиты из отдельных кусков так, чтобы обеспечить свободу движений. Рукава соединяются со станом при помощи остроугольных ластовиц, чаще всего ярко-красного цвета. Посредине спи­ны лу вшит прямоугольник, окайм­ленный черной полосой или сплошь черный, на который нашиты свободно висящие ровдужные ремешки с наве­денными на них поперек краской красными и черными полосками.
По этим ремешкам сами нгана­саны определяют, женат этот человек или нет, замужем женщина или нет, каково их материальное и семейное положение. Подол малицы окаймлен красными полосами. Всевозможные комбинации красных, оранжевых, оливковых тонов в других образцах той же одежды свидетельствуют о необычайно сильно развитом чувстве цвета, а ритм полос — о столь же высоко развитом чувстве ритма и гармонии. Эта своеобразная цветовая гамма выделяет костюм нганасанов на однообразном фоне снежного пей­зажа и голой тундры и необычайно тонко и гармонично объединяет его со всей природной средой. Пышные бе­лые опушки из собачьего меха увели­чивают эту взаимосвязь. Полосы ге­ометрического орнамента, сшитые вручную из двухцветной кожи — бе­лой и окрашенной в черный или коричневый цвет, прокладываются вертикально по нагрудной части, а также идут по объему несколько ниже талии; узор составлен из крошечных квадратных зубцов, наклонных полу­крестов, крючков меандрового типа и т. д. Полосы орнамента окаймлены и подчеркнуты красными рисованными каемками.
Для дальней дороги в зимнее время служит совик из белой оленьей шкуры с капюшоном, часто заканчивающийся хохолком, так что нганасаны в этой одежде по силуэту очень напоминают пингвина или какую-либо иную по­лярную птицу. Нганасанские торбаса, белые — из белых камусов, шьются особенным образом: в виде прямого мешка без выделения стопы и следа. Подвязанные ремешками под коленя­ми, они, в свою очередь, сообщают силуэту нганасанина или нганасанки первобытный, близкий к звериному облик.
Нганасанина-мужчину в малице с плотно облегающим голову капюшо­ном можно легко принять за женщину и, наоборот, женщину за мужчину, поскольку нганасанки, в отличие от эвенков и долган, носят распашную малицу лифари не с пришивным капюшоном, а с шапкой.
Женская нганасанская шапка-ка­пор не обхватывает голову плотно, а благодаря своей более плоской и широкой форме сидит свободно, но зато опушена очень пышным длинно-ворсовым мехом. Шапку, как и парку, украшают узкие красные и черные поперечные полоски, нанесенные кра­ской.
В старину, вплоть, очевидно, до начала XX века, с этой целью употре­блялись естественные красители, в том числе и сажа, смешанная с жиром, но ближе к нашему времени они стали заменяться покупными гуашевыми и анилиновыми красками.
Дома, в своем чуме, как мужчины, так и женщины-нганасанки находи­лись в нижней нательной одежде. У мужчин это были короткие, облега­ющие бедра меховые трусы, сшитые мехом к телу. У женщин это был ком­бинезон, в котором соединялись штаны и лиф, закрывающий грудь и спину. Комбинезонов носили часто два — нижний мехом к телу, верхний мехом вверх. Нижняя одежда украша­лась нашивками из ровдуги, окрашен­ной в красный и черный цвета, а жен­ский комбинезон — еще и множе­ством медных пластинок, подвесок из колец, трубок и прорезных круглых блях. Все это не были украшения в точном смысле этого слова, они должны были ограждать, оберегать и охранять их владелицу, способство­вать ее здоровью и благополучию и носят поэтому общее название «обере­гов».
Особой, удивительной красочно­стью, как об этом уже говорилось, отличалась праздничная одежда нгана­санов.
Цитата с сайта http://afanasii.ucoz.ru/index/korennoe_naselenie/0-7 «Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - МОЛИ. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды».
Черные, розовые, оливковые цвета в окраске ее деталей придавали ей вид карнавальный, театральный. Она ведь и предназначалась для тан­цев. Но одновременно она служила и для... похорон, поскольку путешествие в другой мир было тоже церемонией, тоже зрелищем. Шапка женской по­гребальной одежды опушалась особо длинноворсовым мехом, чтобы этот мех мог совершенно закрыть лицо покойной.
В теплую весеннюю погоду муж­чины-нганасаны, так же как ненцы, носили свободную, надевающуюся че­рез голову одежду из ткани, окрашен­ной в разнообразные цвета — синий, зеленый, желтый, иногда просто из белой ткани с капюшоном и красными кантами — оторочками. Эти разно­цветные гладкокрашеные одеяния придавали нганасанскому селу в ве­сенние солнечные дни очень живопис­ный вид.
Источник:
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий