Нганасаны
Древнейший народ Крайнего Севера
Древнейший народ Крайнего Севера
Соседями
ненцев на Таймыре являются нганасаны. Это совсем маленький народ и
сосредоточен он в основном в четырех поселках: Новая, Новорыбное, Волочанка и
Попигай.
Как и ненцы, нганасаны занимались обработкой дерева: лиственницы, березы, березового нароста — капа. Особенно интересны деревянные резные фигурки духов, которых еще в 30-х годах нашего века нганасаны окружали большим почетом и заботами. Назывались они койка, хорэду.
Деревянные боги должны были отплачивать
своим хозяевам удачей во всех их делах и одарять дом благополучием. Так, одна
из первых советских женщин-политработников на Крайнем Севере, комсомолка 30-х
годов Амалия Хазанович в своей изданной в Красноярске книге «Друзья мои нганасаны»
пишет о том, что в составе аргиша, кочевого поезда из нарт, запряженных
оленями, была особая «шайтанья санка». «В санке лежит шайтан, — пишет
Хазанович, — которому приносят дары. Под сиденьем «санки» висит малюсенькая
«ветка» — долбленая лодка, в нее кладется жир - корм «шайтану». «Шайтанья
санка» передается по наследству детям».Как и ненцы, нганасаны занимались обработкой дерева: лиственницы, березы, березового нароста — капа. Особенно интересны деревянные резные фигурки духов, которых еще в 30-х годах нашего века нганасаны окружали большим почетом и заботами. Назывались они койка, хорэду.
Деревянный божок http://s225.photobucket.com/albums/dd49/Yarowind/krasnoyarsk/kraevedcheskiy_pt_1/?action=view¤t=DSC_1171.jpg
В
настоящее время немало таких божков собрано в краеведческих и этнографических
музеях. Есть среди них очень выразительные, талантливо выполненные и чертами
лиц похожие на своих хозяев и создателей — нганасанских и ненецких
мастеров-скульпторов.
Из
кости нганасанами, так же как долганами и эвенками, делались рукоятки ножей,
ложки и детали оленьей упряжи — околощечные и налобные изогнутые пластины и
цилиндрические фигурные детали, сквозь которые продевались ремни узды и недоуздки.
Оформлены
эти изделия из кости полосовым геометрическим узором, процарапанным на
поверхности и иногда слегка подкрашенным синим цветом; узор включает
зигзагообразные полоски, наклонные штрихи, кружочки.
Виды нганасанской малицы
Так
же как у ненцев, у нганасанов не была в обычае вышивка бисером, свой
художественный вкус они проявили в самом покрое и конструкции своей одежды,
особенно верхней зимней, для ее украшения ими применялся, во-первых,
геометрический полосовой орнамент, сходный с ненецким, но гораздо более мелкий
и выполненный в технике мозаики не из меха, а из кожи, а во-вторых, разрисовка
или раскраска.
Как видим, нганасаны, так же, впрочем, как и ненцы, опять вносят что-то свое, новое в общий строй северного народного декоративного искусства.
При первом знакомстве с нганасанами кажется просто невероятным, что эти изысканные краски, этот сложный покрой одежды сложились в народной среде без участия модельеров и художников. Особенно поражает своей красочностью праздничная, танцевальная одежда; в быту ее уже не встретишь, но в музеях она сохранилась.
Как видим, нганасаны, так же, впрочем, как и ненцы, опять вносят что-то свое, новое в общий строй северного народного декоративного искусства.
При первом знакомстве с нганасанами кажется просто невероятным, что эти изысканные краски, этот сложный покрой одежды сложились в народной среде без участия модельеров и художников. Особенно поражает своей красочностью праздничная, танцевальная одежда; в быту ее уже не встретишь, но в музеях она сохранилась.
Нганасанская мужская
малица «Лу». Вид сзади
Нганасанская
мужская верхняя малица с капюшоном — лу сшита из отдельных прямоугольных,
квадратных и сложных, ограниченных кривыми линиями деталей. Шьют ее из летних
шкур взрослых оленей или из шкуры молодого оленя, где сам ворс короткий и похож
на плюш. Если ворс длинен, его подстригают. Рукава сшиты из отдельных кусков
так, чтобы обеспечить свободу движений. Рукава соединяются со станом при помощи
остроугольных ластовиц, чаще всего ярко-красного цвета. Посредине спины лу
вшит прямоугольник, окаймленный черной полосой или сплошь черный, на который
нашиты свободно висящие ровдужные ремешки с наведенными на них поперек краской
красными и черными полосками.
По этим ремешкам сами нганасаны определяют, женат этот человек или нет, замужем женщина или нет, каково их материальное и семейное положение. Подол малицы окаймлен красными полосами. Всевозможные комбинации красных, оранжевых, оливковых тонов в других образцах той же одежды свидетельствуют о необычайно сильно развитом чувстве цвета, а ритм полос — о столь же высоко развитом чувстве ритма и гармонии. Эта своеобразная цветовая гамма выделяет костюм нганасанов на однообразном фоне снежного пейзажа и голой тундры и необычайно тонко и гармонично объединяет его со всей природной средой. Пышные белые опушки из собачьего меха увеличивают эту взаимосвязь. Полосы геометрического орнамента, сшитые вручную из двухцветной кожи — белой и окрашенной в черный или коричневый цвет, прокладываются вертикально по нагрудной части, а также идут по объему несколько ниже талии; узор составлен из крошечных квадратных зубцов, наклонных полукрестов, крючков меандрового типа и т. д. Полосы орнамента окаймлены и подчеркнуты красными рисованными каемками.
Для дальней дороги в зимнее время служит совик из белой оленьей шкуры с капюшоном, часто заканчивающийся хохолком, так что нганасаны в этой одежде по силуэту очень напоминают пингвина или какую-либо иную полярную птицу. Нганасанские торбаса, белые — из белых камусов, шьются особенным образом: в виде прямого мешка без выделения стопы и следа. Подвязанные ремешками под коленями, они, в свою очередь, сообщают силуэту нганасанина или нганасанки первобытный, близкий к звериному облик.
Нганасанина-мужчину в малице с плотно облегающим голову капюшоном можно легко принять за женщину и, наоборот, женщину за мужчину, поскольку нганасанки, в отличие от эвенков и долган, носят распашную малицу лифари не с пришивным капюшоном, а с шапкой.
Женская нганасанская шапка-капор не обхватывает голову плотно, а благодаря своей более плоской и широкой форме сидит свободно, но зато опушена очень пышным длинно-ворсовым мехом. Шапку, как и парку, украшают узкие красные и черные поперечные полоски, нанесенные краской.
В старину, вплоть, очевидно, до начала XX века, с этой целью употреблялись естественные красители, в том числе и сажа, смешанная с жиром, но ближе к нашему времени они стали заменяться покупными гуашевыми и анилиновыми красками.
Дома, в своем чуме, как мужчины, так и женщины-нганасанки находились в нижней нательной одежде. У мужчин это были короткие, облегающие бедра меховые трусы, сшитые мехом к телу. У женщин это был комбинезон, в котором соединялись штаны и лиф, закрывающий грудь и спину. Комбинезонов носили часто два — нижний мехом к телу, верхний мехом вверх. Нижняя одежда украшалась нашивками из ровдуги, окрашенной в красный и черный цвета, а женский комбинезон — еще и множеством медных пластинок, подвесок из колец, трубок и прорезных круглых блях. Все это не были украшения в точном смысле этого слова, они должны были ограждать, оберегать и охранять их владелицу, способствовать ее здоровью и благополучию и носят поэтому общее название «оберегов».
Особой, удивительной красочностью, как об этом уже говорилось, отличалась праздничная одежда нганасанов.
Цитата с сайта http://afanasii.ucoz.ru/index/korennoe_naselenie/0-7 «Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - МОЛИ. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды».
Черные, розовые, оливковые цвета в окраске ее деталей придавали ей вид карнавальный, театральный. Она ведь и предназначалась для танцев. Но одновременно она служила и для... похорон, поскольку путешествие в другой мир было тоже церемонией, тоже зрелищем. Шапка женской погребальной одежды опушалась особо длинноворсовым мехом, чтобы этот мех мог совершенно закрыть лицо покойной.
В теплую весеннюю погоду мужчины-нганасаны, так же как ненцы, носили свободную, надевающуюся через голову одежду из ткани, окрашенной в разнообразные цвета — синий, зеленый, желтый, иногда просто из белой ткани с капюшоном и красными кантами — оторочками. Эти разноцветные гладкокрашеные одеяния придавали нганасанскому селу в весенние солнечные дни очень живописный вид.
По этим ремешкам сами нганасаны определяют, женат этот человек или нет, замужем женщина или нет, каково их материальное и семейное положение. Подол малицы окаймлен красными полосами. Всевозможные комбинации красных, оранжевых, оливковых тонов в других образцах той же одежды свидетельствуют о необычайно сильно развитом чувстве цвета, а ритм полос — о столь же высоко развитом чувстве ритма и гармонии. Эта своеобразная цветовая гамма выделяет костюм нганасанов на однообразном фоне снежного пейзажа и голой тундры и необычайно тонко и гармонично объединяет его со всей природной средой. Пышные белые опушки из собачьего меха увеличивают эту взаимосвязь. Полосы геометрического орнамента, сшитые вручную из двухцветной кожи — белой и окрашенной в черный или коричневый цвет, прокладываются вертикально по нагрудной части, а также идут по объему несколько ниже талии; узор составлен из крошечных квадратных зубцов, наклонных полукрестов, крючков меандрового типа и т. д. Полосы орнамента окаймлены и подчеркнуты красными рисованными каемками.
Для дальней дороги в зимнее время служит совик из белой оленьей шкуры с капюшоном, часто заканчивающийся хохолком, так что нганасаны в этой одежде по силуэту очень напоминают пингвина или какую-либо иную полярную птицу. Нганасанские торбаса, белые — из белых камусов, шьются особенным образом: в виде прямого мешка без выделения стопы и следа. Подвязанные ремешками под коленями, они, в свою очередь, сообщают силуэту нганасанина или нганасанки первобытный, близкий к звериному облик.
Нганасанина-мужчину в малице с плотно облегающим голову капюшоном можно легко принять за женщину и, наоборот, женщину за мужчину, поскольку нганасанки, в отличие от эвенков и долган, носят распашную малицу лифари не с пришивным капюшоном, а с шапкой.
Женская нганасанская шапка-капор не обхватывает голову плотно, а благодаря своей более плоской и широкой форме сидит свободно, но зато опушена очень пышным длинно-ворсовым мехом. Шапку, как и парку, украшают узкие красные и черные поперечные полоски, нанесенные краской.
В старину, вплоть, очевидно, до начала XX века, с этой целью употреблялись естественные красители, в том числе и сажа, смешанная с жиром, но ближе к нашему времени они стали заменяться покупными гуашевыми и анилиновыми красками.
Дома, в своем чуме, как мужчины, так и женщины-нганасанки находились в нижней нательной одежде. У мужчин это были короткие, облегающие бедра меховые трусы, сшитые мехом к телу. У женщин это был комбинезон, в котором соединялись штаны и лиф, закрывающий грудь и спину. Комбинезонов носили часто два — нижний мехом к телу, верхний мехом вверх. Нижняя одежда украшалась нашивками из ровдуги, окрашенной в красный и черный цвета, а женский комбинезон — еще и множеством медных пластинок, подвесок из колец, трубок и прорезных круглых блях. Все это не были украшения в точном смысле этого слова, они должны были ограждать, оберегать и охранять их владелицу, способствовать ее здоровью и благополучию и носят поэтому общее название «оберегов».
Особой, удивительной красочностью, как об этом уже говорилось, отличалась праздничная одежда нганасанов.
Цитата с сайта http://afanasii.ucoz.ru/index/korennoe_naselenie/0-7 «Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - МОЛИ. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды».
Черные, розовые, оливковые цвета в окраске ее деталей придавали ей вид карнавальный, театральный. Она ведь и предназначалась для танцев. Но одновременно она служила и для... похорон, поскольку путешествие в другой мир было тоже церемонией, тоже зрелищем. Шапка женской погребальной одежды опушалась особо длинноворсовым мехом, чтобы этот мех мог совершенно закрыть лицо покойной.
В теплую весеннюю погоду мужчины-нганасаны, так же как ненцы, носили свободную, надевающуюся через голову одежду из ткани, окрашенной в разнообразные цвета — синий, зеленый, желтый, иногда просто из белой ткани с капюшоном и красными кантами — оторочками. Эти разноцветные гладкокрашеные одеяния придавали нганасанскому селу в весенние солнечные дни очень живописный вид.
Источник:
Каплан Н.И. Народное
декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для
учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,:
Просвещение, 1980. – 125 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий