Чукчи
Удивительные
художники поселка Уэлен
Чукчи. Источник изображения http://hidden-magic.ru/plemena-planety/
Уэлен...
Самая дальняя, самая восточная оконечность Азиатского материка... По карте
видно, что Уэлен еще не за Полярным кругом. Но сложность пути до Уэлена не
идет ни в какое сравнение с другими дорогами.
Около
двухсот лет назад Петр I решил организовать поиски морского пролива,
отделяющего Азию от Америки. Такой пролив действительно существует. Он
называется Берингов пролив. Когда-то в очень давние времена на месте пролива
была суша и материки, азиатский и американский, были соединены. Около двух
тысяч лет назад, возможно в результате подводной вулканической деятельности,
перешеек опустился в море, образовался морской пролив.
В
1724 году Витус Беринг возглавил первую, а в 1733 году — вторую Камчатские
экспедиции. Несказанно долгим и тяжелым был путь участников экспедиции на
подводах, запряженных лошадьми, через всю Сибирь, фактически без дорог до
Охотского моря. На тогдашних морских судах, пакетботах «Св. Петр» и «Св.
Павел», Беринг прошел через пролив, который являлся, в сущности, целью обеих
экспедиций. Вторая Камчатская экспедиция стоила жизни В. Берингу. Могила его
находится на Командорских островах, а памятник и одна из пушек с пакетбота «Св.
Петр» установлены в Петропавловске-Камчатском.
Уэ́лен (население около 500 чел.)— самый восточный населённый
пункт России. До США "рукой подать" http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1246877&page=2
На
пути к Командорским островам В. Беринг обогнул мыс Уэлен. Добираться до Уэлена
в XVIII веке было бесконечно трудно. Это могло стоить жизни. Теперь все
иначе... И все-таки...
От
Москвы воздушным северным путем через Амдерму можно добраться до города
Анадырь, вернее до анадырского аэропорта, который находится в 80 км от города. Здесь пересадка
на самолет местной авиалинии. Время ожидания вылета зависит от состояния
погоды, которая в этих широтах весьма неустойчива. Северные путешественники —
хозяйственники и производственники всех рангов, геологи, лингвисты, фольклористы
знают, сколько времени приходится проводить в аэропортах в ожидании самолета.
Но второй самолет— еще не последний, он доставит нас в районный центр, поселок
Лаврентия. Здесь ждет еще одна пересадка: совсем на небольшой самолет. И вот,
наконец, и мыс Уэлен, и поселок Уэлен, расположенный на узкой косе, и сопки, и
американский, аляскинский берег, если видимость будет хорошей.
К
самому берегу подступает холодное море. Вода чистого синего цвета, прозрачная,
манящая, но уже в пределах видимости много льдин. Перед нами не что иное, как
Северный Ледовитый океан. К берегу приближается рыболовецкое судно. Оно волочит
за собой зацепленную крюком тушу моржа, добытого морскими охотниками. На берег
убитого моржа вытаскивает трактор. Охота на моржа — профессиональный промысел
коренных жителей Чукотского полуострова— чукчей и эскимосов. Добыть моржа
исстари значило обеспечить себя и свою семью большим количеством свежего
хорошего мяса.
Морж
— огромное, сильное животное (длина тела до 3,5 м, вес 1,5 т), достаточно
юркое и подвижное в воде и неповоротливое на суше, так как вместо лап имеет
неудобные для передвижения по земле ласты. Вооружен морж в целях самообороны
огромными клыками-резцами длиной в среднем 60 — 72 см, торчащими из пасти не
вперед, а отвесно. Разъяренный раненый зверь очень опасен.
В
былые времена чукчи выходили в океан на охоту за моржами на самодельных лодках
— каяках. Можно только представить себе, насколько это было опасно и какого
требовало мужества и умения.
Моржей
били весной на их хорошо известных охотникам лежбищах, гарпунили, кололи
копьями. Летом били моржей прямо в воде, причем морж легко мог своим весом и
своими клыками перевернуть любую лодку и потопить своих преследователей. Немало
смельчаков погибало на такой охоте. Иногда несколько охотников высаживались на
льдину и дрейфовали вместе с нею в погоне за моржами. Охотились также и на
китов. Выслеживали и преследовали главным образом гренландских и серых китов
коллективно на каяках, гарпунили, заводили под раненое животное пыхлыгах
(мешки из нерпичьих шкур, надутых воздухом) — поплавки, чтобы кит не ушел под
воду, и затем копьями добивали его. Круглый год чукчи и эскимосы охотились
также на лахтака и нерпу. А где они учились этому, как вообще становились охотниками?
Нелегко ведь было плыть на веслах или под парусом в легкой лодке отнюдь не по
спокойному морю среди льдов. Не просто научиться поражать плывущего в воде
громадного зверя гарпуном или нанести твердой рукой также с ходу длинным тяжелым
копьем решающий, смертельный удар... Этому мальчики учились с раннего
детства, наблюдая зверей, слушая бесчисленные рассказы дедов, отцов, старших
братьев, без устали практикуясь во владении оружием, сперва играя, а затем
всерьез.
Охотничья
сноровка, техника входили с малолетства в плоть и кровь чукотского юноши,
становились как бы основой его существа в физическом и духовном смысле. Отсюда
рождалось и национальное искусство чукчей и эскимосов: героями устных сказаний,
сказок, песен были звери и охотники. Национальные праздники посвящались
охотничьей удаче, добыванию охотничьего счастья. Например, праздник кита. Он
начинался с объезда охотничьих байдарок вокруг убитого животного. Затем тушу
вытаскивали на берег и устраивали процессию, во главе которой шел охотник,
наносивший последний удар. Этот праздник проводился зимой. К нему специально
готовились: вышивали перчатки, шили торбаса, разучивали песни, танцы и игры.
Одежда
чукчей. Одежда Чукотских
оленеводов - гениальное изобретение в рамках Арктической цивилизации. Для ее
первого создания и дальнейшего совершенствования требовалась великая смекалка,
наблюдательность, знание многих законов природы. http://jupiters.narod.ru/human5.htm
На
праздник женщины надевали короткие меховые штаны с орнаментами, узорчатые
торбаса до колен, украшали шею и грудь яркими бусами, руки — браслетами, головы
— цветными головными уборами. Мужчины тоже надевали специальные головные
уборы, пели под аккомпанемент бубнов, исполняли особые танцы.
В
декоративно-орнаментальном искусстве основные темы также были связаны с
охотничьим промыслом. Национальное искусство чукчей и эскимосов — резьба по
кости. Материалом служили моржовые бивни.
Это
материал поистине удивительной красоты и прочности. Костная ткань моржового
клыка плотная, что называется, литая; поверхность клыка хорошо полируется и
может быть отполирована до зеркального блеска; цвет кости приятный, живой,
чуть желтоватый.
Оленья
упряжка. (Уэлен)
Чукотские
мастера издавна создавали из этого прекрасного материала так называемую
скульптуру малых форм, т.е. скульптуру настольную, и изображали в скульптуре
различные сцены охоты на диких животных и борьбы животных между собой: моржей
на льдине, белых медведей, охотящихся за нерпой около продушин во льду, и,
конечно, охотников в единоборстве с белым медведем.
В
жизни чукчей не меньшую роль, чем моржи, киты и белые медведи, играли и
северные олени. Чукчи успешно сочетали охотничий зверобойный промысел с
оленеводством. Зимой кочевали с оленьими табунами, а весной, ближе к лету,
выходили на побережье и приступали к охоте; с табунами оставались только
пастухи. В чукотской сказке говорится:
- В чем живут кочевники?
— В яранге.
- Чем покрыта яранга?
— Оленьей шкурой.
- Из чего сделаны стропила?
— Из оленьих ножных костей.
- Из чего перекладины?
— Из оленьих ребер.
- На чем они сидят?
— На подушках из оленьей шерсти.
— Что они едят?
— Оленьи языки и оленьи глаза.
— В яранге.
- Чем покрыта яранга?
— Оленьей шкурой.
- Из чего сделаны стропила?
— Из оленьих ножных костей.
- Из чего перекладины?
— Из оленьих ребер.
- На чем они сидят?
— На подушках из оленьей шерсти.
— Что они едят?
— Оленьи языки и оленьи глаза.
Поэтому
в чукотской скульптуре в разных видах также постоянно изображаются олени.
Ловля
оленей маунтом
Чукотско-эскимосская
скульптура ценится во всем мире очень высоко за свою непосредственность,
самобытность, за высокое мастерство обработки материала, за то, что в ней
запечатлен и достаточно убедительно передан полный опасностей и неожиданностей
мир, в котором живут и действуют полярные охотники.
Быт
чукчей (гравировка на кости)
Мастера-косторезы
прекрасно знают тот мир, который ими изображается. Им не нужно специально
изучать пропорции и анатомию оленя или белого медведя. Они не пользуются
предварительными набросками или моделями из гипса и пластилина. Их сознание, их
глаза и руки потомственных охотников и оленеводов хранят осязательный
пластический образ зверя — нападающего, обороняющегося, убегающего,
пораженного насмерть копьем, гарпуном или пулей. В представлении художников и
народных умельцев неотделим от зверя и образ самого охотника в чукотско-эскимосском
зимнем одеянии — плотно облегающем тело полосатом комбинезоне — керкере или в
обшитой мехом кухлянке с капюшоном, в высоких торбасах.
Чукотские
охотники — победители белого медведя. Гравировки на стакане
Еще
более удивительным искусством является цветная гравюра на моржовом клыке.
Десятки гравированных клыков хранятся в музеях нашей страны и за рубежом.
Каждый гравированный клык — произведение уникальное. Разве что сам мастер-гравер,
что бывает крайне редко, повторит полюбившуюся ему композицию, да и то это
будет не точное повторение.
Клык
моржовый с двусторонней гравировкой «Охота на китов»
Гравированные
рисунки на моржовом клыке воспроизводят те же сцены охоты, тот же быт чукчей и
эскимосов, оленеводов и охотников на морского зверя. Рисунки очень мелкие: на
поверхности клыка с двух сторон можно много чего порассказать. И опять никаких
предварительных набросков. Мастер-гравер берет в руки так называемый «коготок»
— острый стальной инструмент в виде крючка — и рисует им, проводя тонкие,
четкие линии-углубления. В углубления втирается черная краска, образуется
тонкий линейный рисунок. Плоскости внутри контура часто заполняются мелкими
черточками, штрихами. Рисунок расцвечивается цветными карандашами.
На
клыках можно увидеть всевозможные характерные для полярной жизни сцены. Лежка
моржей, к ним подплывают трое охотников в каяке. Охотник поражает моржа копьем,
кровь льется на лед из огромной раны. Охота на китов. Плывущий кит пускает
вверх фонтан воды. Гарпунер на носу подплывающей лодки прицелился, сейчас
метнет гарпун.
Волки
и медведь
Можно
часами рассматривать гравированные чукотские клыки, удивляясь точности линий,
мастерству в передаче подробностей, деталей.
Вот
на голубом льду изображены нерпы, в воде рядом с ними — кит. На сужающейся
части бивня — белые медведи на льдине и охота на них. Два медведя поедают
нерпу, но в то же время в одного из них попадает стрела охотника. При
приближении охотника медведи ныряют в полынью во льду, видны их поднятые кверху
задние лапы. Охотник принимает нападающего на него медведя на копье и т. д. и
т. д.
СЕЙГУТЕГИН и ЯНКУ. Дерущиеся олени. 1957 г. Кость. Чукотка
С
1931 года существует в поселке Уэлен уникальная всемирно известная косторезная
мастерская. Здесь живут и работают удивительные художники косторезы, скульпторы
и графики, они же граверы — мастера старшего, среднего и молодого поколений.
Одним
из первых руководителей мастерской стал чукча Вуквутагин (1898— 1968), которому
в 1961 году было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Известным чукотским
косторезом довоенного периода был Вуквол (1914—1941), погибший в Отечественную
войну. Среди его произведений талантливая и проникнутая глубоким
патриотическим чувством гравюра на клыке «Чукотская легенда о Ленине».
Вуквол
изобразил в своей композиции приезд Владимира Ильича на Чукотку в гости к
чукчам. Такого события никогда не было. Сотни чукчей мечтали о встрече, о
задушевном разговоре с Владимиром Ильичем, но они не могли осуществить свои
мечты подобно ходокам-крестьянам средней полосы. Чукотка находилась поистине на
другом конце земли по отношению к Москве. Но воображение и фантазия художника не
знают преград, и он, чукча, тоже мечтает о встрече... И вот мы видим, как
встречают Ленина, прилетевшего на самолете на Чукотку. Вот его укутывают в
меховую шубу, чтобы он не замерз, везут на оленях от места посадки самолета до
стойбища.
Вот
он в яранге, в кругу гостеприимных чукчей.
Внутренность
яранги изобразить трудно, поэтому то, что внутри, вынесено наружу, но всем
понятно, что беседа ведется в тепле, у очага, за угощением. Эта гравюра не
расцвечена красками: видимо, художник сознавал ее особый жанр и постарался
сохранить строгость чистой линейной гравировки. Клык хранится в Центральном
музее имени В. И. Ленина в Москве.
Современный
Уэлен. Сюжет: «Вручение переходящего Красного знамени совхозу»
Уэленцы
любят изображать жизнь на Чукотке во всех подробностях, любят сопоставлять на
гравюре старый, древний, дореволюционный и новый, советский быт чукчей и эскимосов,
старый и новый Уэлен. Старый Уэлен — это яранги, это легкий кожаный каяк, это
кочевье— поезд из нарт, запряженных оленями (аргиз, или аргиш). Яранги стоят на
берегу, к ним приближается аргиз. Мужчины одеты в полосатые
комбинезоны-керкеры, женщины в расшитых по подолу кухлянках с капюшонами ожидают
около яранг своих мужей. Подле яранги производится забой оленей. Там оленью
тушу хозяин яранги уже свежует, сделал надрез вдоль брюха, собирается снимать
шкуру. Другого оленя забивают ударом копья в сердце, в целях предосторожности
оленя придерживают веревкой, накинутой на рога.
Новый
Уэлен — это здание школы с красным флагом, это новые просторные, двухэтажные
дома, это трактор, который доставляет дрова в школу и доски для построек, это
самолет над поселком.
Собачья
упряжка
В
настоящее время в уэленской мастерской заняты творческой художественной
деятельностью резчики и граверы третьего и четвертого поколений
чукотско-эскимосских мастеров. В их числе Майя Гемауге, Татьяна Печетегина,
Иван Сейгутегин, Виктор и Лидия Теютины, Галина Тынатваль и Елена Янку. Все это
очень талантливые, самобытные художники, они знают много старинных чукотских
сказок, рассказывают их устно и изображают на клыках.
Например,
сказка о женщине, вышедшей замуж за кита и родившей сына-китенка. В одном
варианте этой сказки женщина ушла из своего поселка и стала жить среди китов.
Но на берегу у нее оставались муж-человек и сын. Они ее потеряли. Когда
китенок подрос, женщина решила вернуться обратно к людям. Ее муж — человек и
сын были очень рады. Сын-китенок часто навещал ее. Не выходя из воды, он играл
с братом-человеком. Он подгонял к берегу много морских животных и помогал на
них охотиться. Люди с берега, друзья его матери, привязали ему на спину
красный лоскуток, чтобы случайно не спутать его с другими китами и не убить. Но
однажды китенок оказался у чужого берега. Тамошние жители прекрасно знали, что
этот китенок— сын женщины из соседнего селения, но они завидовали тому, что он
помогает своим родным в охоте, и поэтому притворились, что ничего не знают, и
убили его.
В
другом варианте этой сказки женщина, выйдя замуж за кита, не ушла в море, а
осталась жить среди людей.
Новорожденного
китенка она растила в круглом бассейне, обложенном камнями. Родственники-киты
подплывали к берегу и резвились в голубой спокойной воде. Все это изображено
на клыке, гравированном Галиной Тынатваль.
Или
сказка о пяти медведях, где, напротив, мужчина-охотник женился на медведице,
которая с целью выйти замуж за человека временно сняла с себя медвежью шкуру и
прикинулась обыкновенной женщиной. Этот обман в конце концов открылся, мать
охотника прогнала невестку-медведицу и внуков-медвежат. Но и муж-охотник не
остался с матерью, ушел из своей яранги и стал жить с родственниками-медведями.
Волки
и медведь
За
последние годы уэленская мастерская стала испытывать нехватку своего основного
сырья — моржовых клыков. Интенсивная охота на моржей во второй половине XX
века привела к резкому сокращению поголовья этих ценных животных. Охота на
моржей фактически запрещена. Чукчам и эскимосам-охотникам в виде исключения
выдаются специальные лицензии на отстрел отдельных моржей.
Где
же взять материал для скульптуры и гравировки? В ход пошли скелетные кости
китов. Этого материала на северных побережьях скопилось достаточно. Конечно,
скелетная кость кита не так красива сама по себе и не так благородна по
структуре и цвету. Но все же эта кость достаточно крупная, массивная и
представляет собой естественный, природный, типично северный материал.
По
сравнению с прежними скульптурами из моржового клыка скульптуры из китовой
кости более чем в два раза крупнее, поверхность их лишена блеска, поскольку
исходный материал плохо поддается полировке. Но пластическая выразительность,
образная убедительность, присущая чукотской скульптуре, остается на прежнем
высоком уровне.
Сказка
о солнце
На
Крайнем Севере солнце — гость редкий и почетный. Полярная ночь, длящаяся
три-четыре месяца, заставляла жителей Крайнего Севера со страстным нетерпением
ожидать солнца. Наконец край солнца показывался из-за горизонта. Затем с
каждым днем появление его и путь, совершаемый по небу, все удлинялись, пока наконец
оно не оставалось в небе круглыми сутками. Наступали недолгий полярный день и
белые ночи, постепенно укорачивающиеся и, наконец, переходящие в обычную, а
затем опять в сплошную ночь.
В
последних числах декабря эскимосы отмечали праздник солнца, который
одновременно был также праздником возжигания нового годового огня— древний
обычай. Участники праздника солнца надевали на себя особую праздничную одежду,
украшенную свободно свисающими разрисованными ремешками и декоративными
кружками — розетками, знаками солнца.
Сказка
о солнце (фрагмент)
Косторезное
искусство на Чукотке совершенно затмило собой все другие виды художественного
творчества. А ведь здесь так же, как и в других районах Крайнего Севера, у
других народов, развито искусство художественной обработки меха, выделки шкур
и кожи, шитья и украшения национальной одежды. Мужские комбинезоны-керкеры и
женские расшитые кухлянки.
Коврик. Мандарка.
Аппликация кожей. Конец XIX в. ГМЭ. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st013.shtml
Большую
художественную ценность представляют чукотские и эскимосские настенные коврики
из ровдуги, выделанной тюленьей кожи или из шкуры нерпы, украшенные меховой
мозаикой, аппликацией, вышивкой цветным шелком или цветными нитками мулине и
подшейным оленьим волосом.
На
такой коврик нашиваются прямоугольные карманы, в которых хозяйка хранит
различные мелкие предметы, например принадлежности и материал для шитья и
вышивки. Коврик играет роль своеобразного настенного шкафчика с
ящиками-карманами. Орнамент этих ковриков очень современный, «космический»,
круги и звезды, окруженные как бы сиянием, заключены в двойные и тройные круговые
обрамления.
Впечатление,
производимое этими узорами, не случайно. Эскимосских мастериц действительно
вдохновлял образ солнца и небесных светил.
Коврик. Фрагмент. Шкура
нерпы, подшейный волос оленя, х/б нитки. Вышивка. Чукчи. XX в. МАЭ. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st013.shtml
Мастерицы-чукчанки
в меньшей степени, чем эскимоски, пользуются для вышивки подшейным волосом,
предпочитая цветные, в особенности шелковые нитки. В чукотской вышивке гладью
небесная символика— солнце и звезды — заменена земной — землей и ее цветением,
цветущими побегами с листьями и цветами. Отдельные элементы узора вышивки чаще
всего имеют крестообразную форму, иногда форму ломаного креста. А крест
опять-таки символ солнца, которое древние орнаменталисты часто изображали в
виде креста.
Цветы
и листья чукотского растительного орнамента на ковриках очень яркие, чистые по
расцветкам, отлично графически прорисованные и совершенно непохожие ни на какие
живые цветы, которые чукчанки могли бы видеть. Это мечта о прекрасных живых
цветах, которые в действительности так редки на Крайнем Севере.
Нельзя
не сказать и еще об одном удивительном предмете чукотского искусства. Это мяч,
сшитый из кожи, набитый оленьей шерстью и расшитый оленьим подшейным волосом.
На коричневой поверхности мяча выполнены белые розетки, окруженные щеткой
белого камуса. Нам уже известны эти
знаки. Это солнечные розетки. Значит, и сам мяч — символ солнца, и
действительно такие мячи служили для
исполнения церемоний встречи солнца во время праздника солнца. Но их
красота и мастерское исполнение заставляют нас сегодня, забывая о бытовом
назначении этих вещей, воспринимать их только как предметы искусства.
Источник:
Каплан Н.И.
Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока:
Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,:
Просвещение, 1980. – 125 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий