Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Народное искусство долган


 Долганы
ПОЛЯРНЫЙ КРУГ И СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
 
Среди параллелей на географиче¬ской карте особо выделен Полярный круг. Это граница тундровых поляр¬ных земель.
Полярный круг на карте — услов¬ная граница. Однако, реально оказав¬шись за Полярным кругом, мы сразу же почувствуем точность этого поня¬тия.
За Полярным кругом в Эвенкий¬ском национальном округе находится поселок Ессей. Поселок вырос на берегах прекрасного живописного озера того же названия. В зимнее время рейсовый самолет совершает посадку прямо на льду озера. К само¬лету сбегаются жители поселка: кого-то ждут, кого-то встречают, с кем-то из отлетающих прощаются.

Свое туристское или экспедицион¬ное снаряжение, рюкзаки, чемоданы можете спокойно оставить около бо¬чек с бензином, отмечающих место приземления самолета. Вещи будут ждать, пока вы их не заберете. Ведь в тайге и тундре всегда считалось и теперь считается неблагородным и не¬честным подбирать и уносить то, что оставлено или положено не вами лично.
Озеро Ессей не только дало свое имя поселку, не только объединило вокруг себя его жителей — оно снаб¬жает их и питьевой водой, очень чистой и вкусной. Зимой Заполярье дает себя знать очень низкими темпе¬ратурами, поэтому воду для питья, для варки пищи вырубают в толще озер¬ного льда и в виде больших прямо¬угольных брусьев развозят по поселку на санях или на машине. Хрустальные брусья затем колют топором на более мелкие куски, чтобы поместить в чай¬ники, кастрюли или ведра.
Живут в поселке Ессей долганы — другой народ, другой язык, другая художественная культура. Долганский язык близок к якутскому. Называют долган северными якутами и объякученными эвенками.
В декоративно-орнаментальном искусстве долган много общего с эвенками. Странно, если бы это было иначе: ведь они такие близкие соседи, живут, можно сказать, на одной тер¬ритории.
Кстати, следует заметить, что «близко» или «рядом» в условиях Крайнего Севера— это, по европей¬ским представлениям, очень далеко. Здесь, на Крайнем Севере, поселки отстоят один от другого не на 5 — 10, а на 500— 600 км, поэтому, напри¬мер, расстояние в 300 км считается очень даже близким. И это не только в современных условиях (мол, в пере¬счете на летное время какой-то час пробыть в воздухе), но и в старые, «нелетные» времена родственники смело отправлялись друг к другу с визитом или на праздник на это «близ¬кое» расстояние, используя упряжку оленей или собак.
… замечательны рисунки ессейских ребят-школьников. Конеч¬но, эти рисунки можно назвать заме¬чательными в определенном, услов¬ном смысле. Это типичные дет¬ские рисунки, какими, к большому неудовольствию учителей, ребята лю¬бят «украшать» свои тетрадки по арифметике, физике, химии, русскому языку. Они были небрежные, что называется, «скоростные» и исполне¬ны лиловыми чернилами или цветным карандашом... Но главное — что на них было изображено! Это стада оленей, и каждый олень был изображен в виде горизонтальной чер¬точки на двух или четырех опорах-палочках, и с одного конца черточка-туловище заканчивалось дугой оле¬ньих рогов. И такие олени следовали один за другим на тетрадочной «рав¬нине», а подле них извивами была обозначена река, зубцами — горы, крестиками — летящие птицы. И про¬странство между рекой и горами было заполнено елями в виде на этот раз вертикальных черточек с ветвями, за¬гнутыми вверх и постепенно уменьша¬ющимися.
В этих быстрых набросках чувство¬валось глубокое знание предмета изо¬бражения.
У жителей тайги и тундры рисова¬ние не было в прошлом особым видом профессиональной деятельности. Ри¬сование носило прикладной характер, но когда случалась под руками подхо¬дящая поверхность, которую приятно и уместно было покрыть рисунками, и подходящий инструмент, например бе¬рестяное полотнище и костяная па¬лочка или кожа, и натуральный краси¬тель (например, сажа), то такая воз¬можность никогда не упускалась. Мужчины создавали свои рисунки на поверхности дерева, костяных пласти¬нок, на коже, на бересте.
 
Фрагмент долганской женской шубки-парки
Женщины исполняли их способами вышивки, аппликации, меховой мозаики.
И они (рисунки) очень близки по характеру древним северным рисун¬кам на скалах, или писаницам. Изображения, как мы говорили, обоб¬щены, т. е. многие второстепенные, с точки зрения таежного художника, маловажные детали и подробности в них опущены, исключены. Например, мы говорили в начале этой книги о том, какое впечатление производят оленьи ноги, глаза оленя, их выраже¬ние, если все это подробно и детально рассматриваешь. Но таежный худож¬ник так никогда не смотрел. Он видел оленя в целом, знал, что это четверо¬ногое, с длинным туловищем, дугооб¬разной надстройкой рогов животное, сильное, выносливое, быстроногое. Изображения оленей на скалах, на бересте, на кости, на коже свидетельствуют только об этом. И вместе с тем в них сохраняется то, что в наибольшей степени ценится в искус¬стве: непосредственность, искренность восприятия и воспроизведения нату¬ры, цельный, живой образ природы, среды. Не случайно такие рисунки часто сравнивают с поэзией. Ведь поэзия также весьма скупа на слова, условна в порядке и системе изложения (ритмы, рифмы, которых нет в прозе) и вместе с тем очень сильна в своем воздействии на чувства челове¬ка, как мы говорим — сильна в своем эмоциональном содержании и эмоцио¬нальном воздействии.
Таковы и рисунки таежных и тун¬дровых художников.
Классическая школа рисунка и жи¬вописи учит смотреть (всматриваться), наблюдать и фиксировать... Здесь же перед нами рисунки по памяти, хотя они тоже имеют в своей основе зрительные наблюдения.
Из года в год, из месяца в месяц жителю тайги или тундры приходится наблюдать постоянно повторяющиеся явления природы, которые, однако, воспринимаются ими с неослабева¬ющим интересом и волнением, по¬скольку с ними была связана и от них зависела сама его жизнь. Это, напри¬мер, передвижение оленьего стада, си¬луэт оленя на снегу, силуэт полярной птицы, след промыслового животного в тайге и т.д., и т.д.
Поселок Ессей хотя и находится за Полярным кругом, но еще очень далек от побережья Ледовитого оке¬ана, где можно наблюдать северное сияние. Но иногда темной зимней ночью над кромкой таежного леса, замыкающей горизонт, небо вдруг освещается так, как будто там, за лесом, в нескольких десятках киломе¬тров от Ессея расположен большой промышленный город, щедро осве¬щенный электричеством, или огром¬ный металлургический комбинат.
Но, разумеется, ни города, ни завода за лесом нет. И на другую ночь в то же время напрасным будет труд искать на небе вчерашнее свечение... Это были отсветы северного сияния.
В поэтических народных представ¬лениях, в поэтическом обобщении си¬яние запечатлелось в бисерной вы¬шивке, в какой-то мере сохранив в ней свой основной ритмический и цвето¬вой строй. Таким мы видим его в вышивке, украшающей борта и подол женской шубы — парки.
 
Женская долганская шуба-парка
Женская долганская зимняя шуба — парка удивительно походит по характеру кроя на русский крестьянский тулуп. Та же отрезная талия, выкройная фигурная спинка, сборы-фалды сзади. Основное декора¬тивное украшение парки составляет широкая (20 — 25 см) кайма, которая огибает всю основную конструкцию, проходя вдоль стыка обоих пол и по подолу. Издали на этой кайме отчет¬ливо читается яркая зубчатая лента, красная с синим. На повседневных будничных шубах-парках она выпол¬нена в технике аппликации — поло¬сками цветного сукна, сатина или даже ситца по суконной основе. На вертикальных каймах вместо сплош¬ной двухцветной зубчатой ленты раз¬мещены один над другим уголки — «крышечки», красные и синие впере¬мешку. На парадных, праздничных, выходных шубах-парках кайма вы¬полнена из гладкой блестящей коро¬вьей или жеребячьей шкуры или также из сукна (бархата) и расшита красным и синим бисером. Ниже представлен прекрасный долганский орнамент на женской парке.
 
Долганская шуба
Это и есть изображение северного сияния. Терпеливо, день за днем, в течение многих месяцев, создается де¬вушкой-долганкой декоративная узор¬ная кайма будущей парки.
Кроме вышивки бисером, суще¬ствовала и другая, еще более удиви¬тельная и еще более трудоемкая тех¬ника выполнения орнамента «север¬ное сияние». В густой мех бортов и подола шубы-парки вшивались кро¬шечные лоскутки красного и синего сукна. Такие никуда уже не годные кусочки ткани всегда остаются у жен¬щины, которая кроит и шьет. У ма¬стериц-северянок они не пропадали, их использовали для отделки. Нужно было для каждого кусочка проделать шильцем крохотную дырочку в мездре, вдеть туда лоскуток с лицевой сто¬роны и тщательно закрепить его с тыльной. В результате получался эф¬фект как бы природной инкрустации: орнамент выглядел так, как будто штрихи красного и синего цвета сами собой образовались в оленьей шкуре.
 
Деталь долганской женской шубы-парки. Оформление цветным сукном
Когда основная часть будущей парки готова, можно было считать в общем готовой и всю парку. Ее шили из толстого черного сукна или из короткошерстного меха— оленьего, пыжикового. По борту и подолу при¬шивалась указанная орнаментальная кайма, на рукава нашивались яркие поперечные, шириной 3 — 5 см, полосы красного, синего, желтого ситца, образующие пестрые много¬цветные манжеты. Подол, рукава, во¬рот опушались лисьим, песцовым или, в крайнем случае, собачьим мехом. Парадная парка отделывалась, кроме цветного суконного канта, подчерки¬вающего швы выкройной спинки, еще и навесными серебряными украшени¬ями.
С такими серебряными украшени¬ями мы впервые встретились уже не на Ессее, а в другом долганском селении — Кресты, названном так потому, что оно расположено на скре¬щении рек Хета и Котуй. От посел¬ка Ессей Кресты «недалеко», т. е. в каких-нибудь 400 — 450 км по прямой, но их разделяет один из гор¬ных хребтов, которых достаточно много на этой территории, объединен¬ной общим названием— Среднеси¬бирское плоскогорье. Поэтому рейсо¬вые самолеты через хребет не летают и попасть в Кресты можно совсем с другой стороны — со стороны Хатан¬ги, районного центра Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, да и сам поселок Кресты нахо¬дится уже не в Эвенкии, а на Таймыре.
Однако художественная культура здесь та же, что и в Ессее, и те же парки с орнаментом «северное си¬яние». В орнамент непременно входят характерные двухконечные формы, похожие на тополевые семенные ко¬робочки, которыми ребята так любят играть весной, налепляя их на носы. Такими сильно растянутыми по гори¬зонтали формами, расположенными попарно и образующими четырехко¬нечные розетки, расшит ярко-красный суконный нагрудник мужской мехо¬вой куртки.
 
Фрагмент (нагрудник) мужской долганской парки из оленьей кожи с отделкой крас¬ным сукном и бисером
Таких курток осталось в быту долган очень мало: мужчины их носить перестали, многие женщины перешили их для себя. Мужская дол¬ганская куртка опять приводит нас к мысли о заимствованиях ряда важных ее особенностей от русского военного костюма. Невольно сопоставляешь красный нагрудник Преображенского мундира с красным нагрудником у долганина, только вышивка бисером добавлена да сама куртка не из сукна, а из оленьей шкуры.
Итак, здесь впервые мы встрети¬лись с долганскими серебряными украшениями. Это цепи из одинако¬вых очень интересной, своеобразной формы звеньев, плоских, ажурных, имеющих отдаленное сходство с жен¬ской фигурой. Скрепляются они при помощи тоненьких колечек, продетых в круглые отверстия пластинок-зве¬ньев. Пластинки чуть тронуты грави¬ровкой, имеющей характер легкого растительного орнамента. Несколько таких цепочек подвешено к горизон¬тально вытянутой серебряной пласти¬не, также чуть тронутой гравировкой. Такие украшения в недавнем про¬шлом женщины-долганки прикрепля¬ли к своим паркам сзади ниже талии у места подреза и начала сборок.
 
Долганская женская меховая парка с сереб¬ряными украшениями
Другим характерным украшением являлся пояс, состоящий из серебря¬ных пластин, укрепленных на широ¬ком ремне из кожи или ровдуги. Сами пластины прямоугольной, почти ква¬дратной формы, на этот раз не ажур¬ные, а сплошные, с гравированным растительным рисунком. В середине пояса, в месте скрепления, запора, помещается одна-единственная пла¬стина в форме чуть выпуклого диска, на котором гравированный раститель¬ный узор расположен концентриче¬скими кругами, с фигурными высту¬пами по краям центрального диска.
Много позднее нашей первой встречи с этими украшениями мы узнали, что их авторами и исполните¬лями были якутские мастера, кузнецы и граверы по металлу, что как набор¬ные серебряные пояса, так и украше¬ния из цепей входят в комплекс тради¬ционного якутского национального костюма. То, что мы встретили эти украшения у долган, еще раз под¬тверждает родство долган с якутами. Надо заметить, что украшения в виде цепей из одинаковых звеньев харак¬терны для ювелирного искусства мно¬гих тюркских народов, начиная от казахов и киргизов и кончая народами Северного Кавказа и Дагестана. Якуты по своему происхождению тоже тюрки. Их язык имеет много общего, например, с турецким язы¬ком. Во всяком случае, якут турка все¬гда поймет без переводчика. Очевид¬но, те же глубокие связи можно про¬следить и в декоративно-орнаменталь¬ном искусстве.
 
Изделия из бисера и металла у долган: жен¬ская сумочка, футляр для ножа, прорезные бляхи
Возвратимся в поселок Кресты. В Крестах мы попали на тради¬ционный весенний национальный праздник— праздник оленевода. На праздник съехались колхозники-оле¬неводы со всей округи. Приехали с семьями, в праздничной одежде, на красиво разукрашенных оленьих упряжках. На женщинах нарядные, одна красивее другой, расшитые бисе¬ром парки на лисьем или песцовом меху, вышитые бисером торбаса, на головах пестрые платки или шали. На мужчинах верхняя одежда скромная, мехом вверх, красочны, декоративны только обувь и головные уборы.
Свои декоративные, нарядные пар¬ки женщины-долганки носят с обык¬новенными покупными платками фа¬бричного производства. В мужском же костюме еще бытует удивительно нарядный декоративный головной убор в форме своеобразного капора.
 
Долганская шапка-капор
Сшитый из мягкого короткошерстно¬го меха пыжика, или неблюя (моло¬дого оленя), или же из черного сукна (иногда бархата, плиса), мужской дол¬ганский капор щедро украшается би¬сером и аппликацией. Черной лентой тянется широкая полоса, идущая по голове вокруг лица, на затылке же вставляется, скрепляя эту полосу и образуя форму капора, ярко-красная суконная вставка, по которой цветным бисером исполнены характерные для долганского орнамента четырехле-пестковые розетки. По бокам диаго¬нально уже по темному фону испол¬нена бисером также очень впечатля¬ющая орнаментальная фигура в виде острого угла острием вниз, завершен¬ного тремя отростками, как бы паль¬цами. Наконец, по краю идет двойной бисерный кант и меховая опушка, завершающая композицию. В буднич¬ных мужских шапках для повседнев¬ной носки мех и бархат повсеместно заменяются сукном, вплоть до опу¬шки. Но на празднике оленевода все мужчины в нарядных, тщательно сохраняющихся головных уборах, опять-таки один наряднее другого.
Великолепно убраны и олени. Недоуздок головного правого оленя, го¬ловные веревки для пристяжных оле¬ней, лямки, постромки выполнены из ровдуги, часто подкрашенной ольхой в красно-бурый цвет, и расшиты бисе¬ром. В вышивке бисером соблюдены то же долганское сочетание цветов (красный, синий) и тот же зубчатый рисунок. Под рогами оленя помеща¬ются две костяные налобные пластин¬ки. В будничной упряжи они простые, гладкие, в праздничной — орнаменти¬рованы полосовым, зубчатым и глаз-ковым гравированным орнаментом. К недоуздку, к лямкам и постром¬кам— всюду пришиты шерстяные цветные кисточки, помпончики. В ме¬стах соединения ремней и лямок надеты для прочности костяные трубки или трубчатые фигурные бобинки.
Украшены и праздничные нарты. У них расписана задняя стенка — до¬щечка и расписаны опоры — копы¬лья— между верхом нарт и полозья¬ми. По форме опоры походят также на весьма условное изображение жен¬ской фигуры.
Роспись спинки нарт и опор выпол¬нена яркими красками: красной, си¬ней, зеленой, желтой.
На празднике оленевода — только упряжки оленей. А вообще во многих долганских домах можно найти и седла для верховой езды на оленях. Само седло сделано из двух деревян¬ных дощечек, соединенных углом так, чтобы его можно было приспособить на спину животного, и обтянутых для мягкости толстой оленьей шкурой ме¬хом вверх.
Передняя и задняя деревянные луки такого седла украшены резьбой. Сама лука чаще всего имеет форму неправильного пятиугольника с дуго¬образной выемкой в месте соединения с седлом. Лука украшена контурной и трехгранновыемчатой резьбой. В цен¬тре ее поверхности чаще всего выре¬зан, или, вернее, врезан крест, прямо-конечный или с расширяющимися концами — «мальтийский» крест. Иногда он заменен четырехлепестковой цветочной розеткой, еще реже так называемой «вихревой» розеткой, у которой с десяток лучей-отростков, все загнуты в одну сторону и создают иллюзию вращения. Обилие и разно¬образие таких композиций показыва¬ет, что в недавнем прошлом среди мужчин-долган было немало хороших резчиков по дереву.
Праздник оленевода в Крестах проходил главным образом на откры¬том воздухе, хотя в этот весенний ветреный день ртутный столбик тер¬мометра застыл на отметке — 30°. У мужчин были соревнования по борьбе и по перетягиванию веревки (шнура).
Кульминационной частью праздни¬ка должны были стать оленьи гонки. Проводить оленьи гонки в Крестах очень удобно: широкая гладь двух замерзших рек является великолепной естественной беговой дорожкой. Вот на лед спустились с высокого берега, где расположен сам поселок, не¬сколько красочных упряжек. Запе¬стрели мужские расшитые шапки, рас¬писные нарты, оленья сбруя. Соревну¬ющиеся выстроились у старта...
И вдруг кто-то звонко закричал: «Олени, олени!» Невдалеке реку пере¬секало стадо диких оленей. А это, в свою очередь, означало, что быстрый, смекалистый охотник может подстре¬лить одного, а то и двух оленей... Тут же все упряжки сорвались с места и помчались в беспорядке, перегоняя одна другую и унося оленеводов, на ходу выхватывающих из-под сидений ружья. На этот раз оленьи гонки не состоялись.
Источник: Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий