Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 27 апреля 2012 г.

Малые народы. Декоративно-прикладное искусство

Источник: Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
Прежде всего, что это за малые народы и почему их так называют? В то время как численность многих народов, входящих в состав населения страны, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Трудно предста¬вить себе народ, который весь можно расселить в одном - двух современных многоэтажных городских домах!

Однако историческое культурное значение каждого народа не находится и не может находиться ни в прямой, ни в косвенной зависимости от его численно¬сти. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представ¬ляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье советского народа.
В Сибири и на Даль¬нем Востоке нашей страны живет более двух десятков малых народов. До Октябрьской социалисти¬ческой революции основными занятиями коренного населения были охота, рыболовство и оленеводство. Приручение диких и разведение домашних оленей предопределило для большинства народов Крайнего Севера кочевой образ жизни.
Их своеобразная древняя бытовая и художественная культура в XVIII—XIX веках привлекала внимание узкого круга ученых-исследователей, которые зачастую, по многу лет проживая среди малых народов, в трудно¬доступных районах Крайнего Севера, Приамурья, При¬морья, старались как могли и чем могли облегчить их участь. Но отдельные энтузиасты, разумеется, не могли изменить общего положения вещей.
Царское правительство не заботилось об «инородцах», как в целом называли коренных жителей этих районов. Чиновники бесконтрольно и безжалостно притесняли и обирали доверчивых, пря¬модушных, неспособных к подлости и обману абориге¬нов далеких окраин России.
С первых дней установления Советской власти правительство предприняло меры и издало постановления, обеспечивающие малым народностям полнейшее равноправие с основным народонаселением Российской Федерации. Коренному населению Край¬него Севера и Дальнего Востока были предоставлены возможности свободного самоуправления в соответ¬ствии с принципами советской социалистической демо¬кратии. Открыты были школы и интернаты для детей; взрослые также получили полную возможность учиться на месте, под руководством специально выде¬ленных и направленных на Крайний Север и на Даль¬ний Восток инструкторов и культработников.
В конце 20-х — начале 30-х годов повсеместно создаются национальные округа: Ненецкий — на севере европейской части РСФСР, Эвенкийский — в составе Красноярского края, Чукотский — на крайнем северо-востоке и др.
Коммунистическая партия и Советское правитель¬ство направляли свои усилия на ликвида¬цию неграмотности среди малых народов, а затем на приобщение их к богатствам русской и мировой куль¬туры. Уже в 50-х годах в среде малых народов появля¬ются свои писатели, поэты, драматурги.
Огромное значение в становлении и развитии новой культуры малых народов имел созданный в 1939 году Ленинградский  государственный  педагогический институт народов Севера. Здесь были написаны первые книги на национальных языках народов Севера и, по сути дела, сложилась письменность народов, которые до Октября знали и хранили только устные народные сказки и предания. Здесь было также положено начало знакомству и освоению студентами искусства станко¬вой живописи и скульптуры. Молодые представители малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока оказались талантливыми учениками. Немало профес¬сиональных рисовальщиков, живописцев, графиков и скульпторов вышли из стен этого вуза.
Во второй половине 50-х — первой половине 60-х годов меняется взгляд на существующее декоративно-прикладное искусство, которое было тес¬нейшим образом связано, точнее — органично вышло из всего привычного, укоренившегося бытового уклада народов северо-восточной Сибири. Растет пони¬мание того, что в многочисленных образцах этого искусства как бы воплощены, материализованы ста¬ринные обычаи, обряды, национальные традиции и национальное самосознание. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера и Дальнего Восто¬ка: сработанные и украшенные вручную предметы кочевого охотничьего быта и обихода, одежда, обувь, головные уборы, домашняя утварь, транспортные средства, упряжь — начинают рассматриваться не как отжившая свое материальная оснастка старого быта, а как очень интересные, красивые, мастерски сработан¬ные вещи, в которых проявились народные таланты и народная художественная культура.
К этому, времени, т. е. к концу 50-х — первой поло¬вине 60-х годов, во всех музеях нашей страны были собраны большие коллекции предметов материальной культуры и народного декоративного искусства Край¬него Севера и Дальнего Востока. Их собирали в дале¬ких и сложных научных экспедициях ученые: историки, этнографы, археологи. Количество нако¬пленных музеями изделий, зарисовок, сделанных художниками, фотографий, научное и эстетическое осмысление всего накопленного материала законо¬мерно привело к качественному скачку — к изменению представлений о декоративно-прикладном искусстве малых народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Этому также способствовало то, что изделия народных мастеров были сделаны из подлинных, природных материалов. Во второй половине 60-х годов XX века натураль¬ные, природные материалы приобретают особенную ценность на фоне всеподавляющего царства синтети¬ки, вещей очень прочных, практичных, но все же не подлинных. Отсюда обостренный интерес к натураль¬ному меху, коже, кости, дереву, бересте. С другой сто¬роны, столь же обострился интерес к рукотворным, трудоемким по выполнению вещам как реакция на мас¬совую, серийную продукцию эры машинной техники, когда дешевизна, доступность, легкость производства товаров приводит зачастую к их унылой стерео¬типности.
Таким образом, нетрудно понять, почему в насто¬ящее время необходимо возрождение производ¬ства народных художественных изделий, которые хотя отчасти и утратили сегодня свое практическое применение, но приобрели новое значение в духовной жизни народов как памятники национальной художественной культу¬ры. Это даст новый толчок развитию народных традиций художественно-эстетического оформления окружающей нас среды, позволит возобновить изготовление многих образцов народного декоративно-прикладного искусства, чтобы они про¬должали жить в новом качестве, в новых условиях и становились прообразами новых, современных изде¬лий.
Но для того, чтобы развивать народные художе¬ственные промыслы, ремесла, надо хорошо знать, глу¬боко изучить все то, что оставлено нам прежней, ушед¬шей в прошлое жизнью, прежним бытом малых наро¬дов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Надо знать и изучать приемы и способы обработки различных природных материалов, приемы и способы придания им (материалам) художественной ценности, поскольку во всем этом воплотились мудрость и мно¬говековой трудовой опыт целого народа.
Научиться художественной обработке того или иного природного материала — дерева, кости, меха, металла, стать художником или мастером народных художественных промыслов очень интересно. Уметь самому, своими руками создать красивые вещи для жизни, для быта, подхватить и развить дальше старин¬ное мастерство, которым владели матери, отцы, деды, прадеды, — все это интересно и увлекательно.
Хотя в наш технический век все, или почти все, что нас окружает, делается с помощью машин и меха¬низмов, хотя машина помогает нам делать все реши¬тельно — и печь хлеб, и разливать молоко, и ткать ткани, и штамповать стеклянные и металлические со¬суды, — рукотворное мастерство, в особенности руч¬ной художественный труд — труд мастера-художника, не утратили своей привлекательности.
Народный мастер, художник — главная фигура в народных художественных промыслах. В советские времена об этом говорилось в постановлении Центрального Комитета нашей партии «О народных художественных про¬мыслах», принятое в декабре 1974 года.
«Народное декоратив¬но-прикладное искусство, являющееся неотъемле¬мой частью советской социалистической культуры, — говорится в этом документе, — активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средст¬ва промышленной эстетики».
Необходимо знать свою, народную, национальную художе¬ственную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее как часть общенародных культурных ценностей, спо¬собствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений.
Может ли народное искусство художественной обработки шкур и меха, скульптурные изображения животных и птиц, отли¬тые и выкованные из металла трубки и украшения, вырезанные из кости, вышитые и аппликационные ковры из кожи и простых хлопчатобумажных тканей — пригодиться сегодня и в будущем? Способно ли это древнее мастерство сохраниться в век техниче¬ской революции и завоевания космо¬са? Все ли может сохраниться или ничто не будет сохранено? А если что-то все-таки останется, то что именно и в каком виде?
Этими вопросами занимаются специалисты: производственники, хозяйственни¬ки, торговые работники, историки, социологи, этнографы... И понятно почему: просто жаль расстаться с нганасанской или эвенской паркой, с ненецкими или эвенкийскими торбасами, с юкагир¬скими нагрудниками или корякской гагаглей. Жаль подвесок к шаманскому костюму, жалко бубна с колотушкой. Все это очень красиво, своеобразно и несет с собой людям немалую толику радо¬сти, тепла, душевной бодрости и эсте¬тического наслаждения. Неужели все это богатство останется только в музейных витринах, как память о чем-то далеком, несбыточном, и ши¬рокие массы людей будут видеть эту красоту только там?!
В хозяйственном, торговом смысле такие красивые вещи могут принести немалую прибыль. Однако как орга¬низовать их производство в современ¬ных условиях?
Секрет в том, что здесь перед нами не просто отживший способ общественного производства, а и большая духовная, художественная культура народов Крайнего Севера, Дальнего Востока. С ней так просто расстаться нельзя.
Общий рост культуры людей способствует развитию само¬сознания, пробуждению глубокого, непреходящего интереса к истории страны, к культурным и художе¬ственным достижениям отдельных на¬родов и национальностей. К этому присоединяется расширение междуна¬родных торговых и культурных свя¬зей, развитие отечественного и между¬народного туризма.
Эти тенденции, проявившиеся с до¬статочной определенностью в 60-х — 70-х годах XX столетия, несомненно будут прогрессировать. Изделия ма¬стеров Крайнего Севера, Дальнего Востока все в большей степени утрачи¬вают свое назначение служить для повседневных бытовых потребностей и все в большей мере воспринимаются как ценности эстетические, удовлетво¬ряющие именно эстетические потреб¬ности, способствующие развитию и воспитанию эстетических вкусов насе¬ления.
Сравнительно недавно во многих городах и поселках Крайнего Севера и на Дальнем Востоке организовано государственное, промышленное из¬готовление художественных изделий и сувениров. Такие специализированные предприятия появились в городе На¬рьян-Маре на севере Архангельской области, в Красноярске, Чите, Нориль¬ске, Магадане, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, в центре Ко¬рякского национального округа, Палане, в поселках Оссоре, Хаилино Корякского национального округа, в Уэлене и в некоторых других рай¬онных центрах и национальных посел¬ках Крайнего Севера, Дальнего Востока.
В ассортимент художественных из¬делий и сувениров, выпускаемых этими предприятиями, вошли изделия из оленьих шкур, камуса, шкуры нерпы, ровдуги, моржовой и простой животной кости, рога и других природных материалов в характере народного искусства данного края, области, национального округа.
На помощь народным мастерам приходят художники-профессионалы. Обычно в тесном содружестве с масте¬ром или группой мастеров художник терпеливо и кропотливо ищет пути новой жизни для традиционных на¬родных художественных изделий. Ро¬ждаются их новые виды, новые типы украшений, творчески преломляющие, развивающие народные традиции. Здесь принимаются в расчет и вопросы декоративного искусства, и экономика, и интересы советского по¬требителя, и требования времени, и стиль, и мода.
Вместе с тем наряду с новыми, модернизированными изделиями, ро¬жденными современным вкусом и со¬временными требованиями, и в наши дни можно в известных пределах наладить изготовление многих под¬линных изделий, выполненных с на¬чала и до конца вручную и сохраня¬ющих всю щедрость декоративно-орнаментального решения.
Специализированным предприяти¬ям дано в этом отношении право при¬влекать к этой работе мастеров, рабо¬тающих на дому, в том числе и по совместительству.
Большие резервы для привлечения к надомной работе по изготовлению национальных художественных изде¬лий имеются и среди женщин оленево¬дов, рыбаков и охотников.
Должны приниматься меры и к тому, чтобы искусство, которым владели и вла¬деют представители старшего и сред¬него поколения мастеров Крайнего Севера и Дальнего Востока, изучалось и усваивалось молодежью. В наши дни, когда прямая, семейная преем¬ственность мастерства художествен¬ной обработки природных материалов ушла в прошлое, это обучение можно и следует реально осуществлять в средних общеобразовательных шко¬лах на уроках труда. В северных шко¬лах и интернатах уроки труда часто посвящаются обучению школьников художественной обработке шкур, меха, кожи, замши, резьбе по дереву. Здесь изучаются и осваиваются основ¬ные приемы национальной вышивки, аппликации, мозаики, шитья подшей¬ным оленьим волосом, шитья бисером. Местные опытные мастерицы привле¬каются школами к проведению этих занятий. Необходимые основные и от¬делочные материалы школы получают от местных предприятий народных ху¬дожественных промыслов, поскольку эти предприятия заинтересованы в том, чтобы учащиеся, окончив сред¬нюю школу и имея соответствующую подготовку в области национальных художественных ремесел, пришли ра¬ботать к ним на производство. Мате¬риалами снабжают школы и местные оленеводческие и охотничьи хозяйства, на территории которых расположе¬ны эти школы и интернаты и где учатся дети северных и дальневосточных оле¬неводов, рыбаков и охотников. Мно¬гие северные школы и интернаты уже несколько лет интересно и плодо¬творно проводят эту работу со своими учениками, способствуя тем самым со¬хранению и развитию древнего ма¬стерства и передаче его будущим поколениям.
Истории, материальной бытовой культуре малых народов Крайнего Севера, Дальнего Востока посвящено немало книг, в них уделяется внима¬ние и искусству, в том числе декора¬тивно-прикладному. Особенно инте¬ресные, живые, с увлечением чита¬ющиеся книги написаны советскими учеными во второй половине нашего XX столетия. Некоторые из них хо¬телось рекомендовать нашим читате¬лям.
Например, очень интересную кни¬гу под названием «Следопыты верхом на оленях» написал ученый-этнограф В.А. Туголуков. Его книга посвяще¬на культуре и быту эвенков-тунгусов, в ней рассказывается об их образе жизни, обычаях, обрядах. Книга изда¬на издательством «Наука» в 1969 г. В 1971 г. в издательстве «Мысль» вы¬шла книга участницы нескольких научных экспедиций на Крайний Се¬вер, художницы и искусствоведа, Ариадны Авсеенок «Земля в снегу». Автор вместе со своими читателями совершает путешествие по Эвенкий¬скому и Таймырскому автономным округам, встречаясь с оленеводами и охотниками, эвенками, ненцами, нга¬насанами. Книга прекрасно проиллю¬стрирована художником Д.Н. Дубро¬виным, спутником А. Авсеенок в этом путешествии. То же издательство «Мысль» в 1975 г. издало книгу ученого-этнографа Ю.Б. Симченко «Зимний маршрут по Гыдану». «Гыдан» — это Гыданский полуостров между устьем Енисея и устьем Оби, чуть западнее полуострова Таймыр. Коренное население полуострова — ненцы. Автор книги вместе с худож¬ником Г. Валетовым проводит зим¬нюю экспедицию по Гыданскому по¬луострову, которую и описывает в живой увлекательной форме. Иллю¬стрирована книга Г. Валетовым. В ней помимо рассказа о современ¬ной жизни на Гыдане, о встречах с местными жителями приводится нема¬ло старинных занимательных ненец¬ких сказок, рассказанных самими нен¬цами.
Ре¬комендуем книгу, выпущенную изда¬тельством «Молодая гвардия» в 1972 г. к 50-летию образования СССР, «Радуга на снегу». Книга написана коллективом авторов. В ней рассказывается о станковом и деко¬ративно-прикладном искусстве. Костюмы, головные уборы, предметы быта народов Крайнего Севера опу¬бликованы в цвете в книге-альбоме «Тропою северных оленей», изданной ленинградским издательством «Авро¬ра» в 1974 г.; костюмы и бытовые предметы народов Дальнего Востока, Приамурья — в книге К.П. Белобородовой «Приамурские узоры», издан¬ной издательством «Художник РСФСР» в 1975 г.
Всем известно то огромное духов¬ное значение, которое имеет для каждого народа его национальная декоративно-орнаментальная культу¬ра, и то организующее и воспитатель¬ное влияние, которое оказывает на формирование человеческой личности внимательное, любовное и искусное выполнение предмета, вещи, превра¬щающееся в подлинное, большое ис¬кусство.

На сайте http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st032.shtml представлена великолепная книга Митлянской Т.Б. с полными текстами и  прекрасными иллюстрациями и картинками о народном искусстве малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Приводим содержание этой книги
Источник: Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока./ Т.Б. Митлянская - Москва: Просвещение, 1983 - с.256
В книге рассматриваются традиционные виды декоративно-прикладных ремесел народов Чукотки Камчатки, Приамурья, Якутии, Красноярского края, Тюменской области. Авторы раскрывают эстетическое своеобразие, а также технику изготовления изделий из кости, меха, кожи, дерева, металла. Книга поможет учителю шире использовать богатый опыт народных мастеров, традиции местной художественной культуры на уроках труда и изобразительного искусства, в кружковой работе, в эстетическом воспитании учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий