Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 27 апреля 2012 г.

Народное декоративно-прикладное искусство

 Источник: Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Нина Ильинична Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям и при¬роде, является могучей, плодотворной силой.
Огромное вдохновляющее значение прекрасного для людей отмечал К. Маркс, подчеркивая, что человек формирует окружающий его мир, материю «также и по законам красоты» (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976. т. I. с. 144). В процессе этого формирования важнейшая и незаменимая роль принадлежит художественному творчеству, искусству.
В ряду изобразительных пластических искусств, таких, как архитектура, скульптура, живопись, графика, видное место занимает декоративное искусство. Это искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. К области декоративного искусства мы относим и сюжетно - орнаментальную мозаику, украшающую фа¬сад общественного или жилого здания, и мозаичные или чеканные настенные панно, панели, оживляющие интерьер станций метрополитена, Дворцов культуры, клубов, кафе и т. д. В современной квартире это и узорчатый ковер, и вышитый занавес, и керамические вазы для цветов, и многое, многое другое.
Декоративное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно, оно как бы охватывает и так называемое высокое, или станковое, искусство; декоративную, или монументальную, скульптуру; декоративную живопись, или роспись стен, потолков; декоративную графику и предметы быта, предметы культурно-бытового назначения. Зачастую очень не¬просто определить, что более прекрасно и более художественно — многоцветная сюжетная мозаика на фасаде или узорная кирпичная кладка, рисунчатый ковер или искусно простеганное ватное одеяло, фарфоровая ваза или глиняная крынка для сметаны. Известный советский исследователь и знаток декора¬тивного искусства А.Б. Салтыков называл его «самым близким к человеку искусством». Он также предлагал разделить все искусство на изобрази¬тельное и преобразительное, т. е. преображающее, художественно изменяющее материальную среду.
Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство — народные художественные ремесла и художественные промыслы.
Под народным декоративным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. К та¬кому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде охотников, мальчик уже в раннем возрасте мастерил себе лук и стрелы, стремясь вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали его отец и старший брат. Подражанием преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом. В процессе приобщения к труду ребята учились формовать, сушить и обжигать в печах глиняную посуду, лепить и красить глиняные игрушки — свистульки, раскалывать топором на чурку липовые или березовые поленья и вырезать из них коньков, петухов, медведей.
Народные художественные изделия безымянны. У них нет авторов. В музеях сохраняются, например, сотни деревянных расписных прялок. Ученые делят их по видам росписи и по районам изготовления. Прялки каждого типа с известными вариациями оформлены в общем-то однотипно. Но делали их разные мастера, подчас жившие далеко друг от друга. Полагалось, однако, оформлять, скажем, пермогорскую прялку совершенно определенным образом. Это хорошо знали опытные мастера, этому они обучали и молодежь: сыновей, внуков. Так изделия народного искусства бесконечно повторялись на протяжении веков, постепенно совершенствуясь, приобретая удивляющий нас сегодня свой художественно завершенный, прекрасный облик.
Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. Керамика, блюда и кувшины Средней Азии непохожи на русские миски, горшки и крынки, азербайджанские ковры совсем иные, чем курские или воронежские безворсовые ковры — паласы с изображением роз и маков, украинский, литовский народные костюмы, русский народный костюм Воронежской или Рязанской областей — все это разные художественно-декоративные народные решения.
Итак, под народным декоративно-прикладным искусством мы понимаем искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания, искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс.


Комментариев нет:

Отправить комментарий