Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 11 октября 2011 г.

Суриков В.И. "Благовещение"

Суриков В.И. Благовещение. 1914, Холст, масло. 160 х 206 Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова

Поэтическая иллюстрация
Илюшенко Владимир
Евангелие
Кривая янычарская луна
Срезает голову дневному оживленью.
Израиль не готов к Богоявленью,
Но Мариам предчувствием полна.

Ей помнится тот странный разговор,
Внезапный свет с закрытыми глазами,
Видение с огнистыми крылами
Она не забывает до сих пор.

Он говорил: — О, Ты как свет чиста!
Блаженна в женах Ты, Царица благодати.
Возрадуйся: Ты будешь Богоматерь. —
И это подтверждала дурнота.

— Но кто поверит этому окрест?
Твой благовест лишит Меня покоя.
И как смогу Я выдержать такое?
— Ты выдержишь. Прощай! — И он исчез.

В реке струилась медленно вода.
Плыла надежда чудною триремой.
Волхвы спешили молча к Вифлеему.
Над ним стояла новая звезда. (Источник: Илюшенко В. Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе./ Владимир Илюшенко. - М.: независимое издательство «Пик», 2000. - 496 с.)

Суриков В.И. Этюд к картине Благовещение. Мария. 1914 Холст, масло. 89 х 50,5. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова

Необычайно значимо завершение творческого пути мастера картиной «Благовещение». В искусстве мы знаем множество вариантов изобразительного прочтения этого евангельского сюжета, но созданная Суриковым композиция принципиально отлична от работ современных ему русских и западных художников, хотя он и отталкивается от распространенной в европейской традиции схемы предстояния Архангела и Богоматери. Последний большой холст мастера вызывал и, очевидно, долго будет еще вызывать у поклонников и исследователей суриковского творчества самые разнообразные вопросы. Фигуры Архангела и Богоматери максимально укрупнены, приближены к зрителю, написаны почти в рост. Сложные голубые, розовые, сиреневые, белые тона сливаются в пульсирующем, мистическом сиянии, придают всей сцене глубокий символический смысл. Именно через это свечение Суриков пытается воплотить изначальный смысл евангельской встречи, особое чувство внезапного, вселенского праздника «Радуйся. Благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами» и ощущение извечного промысла соединения божественного и человеческого.
На одном из альбомов своих рисунков Суриков записывает: «В вере Христовой все предусмотрено, ничего без ответа не оставлено. Чего же искать в так называемой философии? Вера есть дар, талант, не имеющего этого дара - трудно научить. Вера есть высший дар из всех даров земных. Никакой изобретательный гений земли не сравнится с ним». В обращении в последней работе к светлому сюжету «Благовещения» воплощается упование умудренного жизненным опытом мастера на спасение человечества.

Источник: 
Москалюк М. «Свет во тьме светит…»./ Марина Москалюк.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с. – с.76-96

Комментариев нет:

Отправить комментарий