Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 1 октября 2011 г.

Томский областной художественный музей

Музей основан в 1979 г. и открыт в 1982 г. Основой его стала коллекция художественного отдела Томского краеведческого музея, в которую входили небольшие разделы западноевропейского искусства XVII - XIX вв., древнерусских икон и металлопластики, живопись и графика русских художников XVIII - нач. ХХ вв. Сегодня коллекция насчитывает свыше 9000 единиц хранения. Преимущественную часть составляет современное искусство. Фото с сайта autotravel.ru
Томску в 2004 году исполнилось 400 лет. Два столетия этот город, один из старейших научных и культурных центров Сибири, был столицей огромной Томской губернии. Более ста лет назад здесь торжественно открыли первый в Сибири университет. Славится Томск деревянной резьбой: сказочно красивы особняки, изукрашенные наличниками, пилястрами, карнизами. Томский художественный музей был открыт в 1979 году, но лишь спустя два года он обрел собственное здание: прекрасный особняк в центре города, принадлежавший в прошлом купчихе второй гильдии Наталии Ивановне Орловой (построен в 1901-1903, архитектор — выпускник Петербургской Академии художеств К.К. Лыгин). 


Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет Екатерины II. Холст, масло.

Кто только не занимал это здание! Кроме жилых помещений самой купчихи Орловой, здесь поочередно размещались магазины, издательство и типография, техникум, в годы Великой Отечественной войны в нем лечили раненых бойцов. В 1944 году хозяином дома на долгие годы стал Томский обком КПСС. И только потом расположился в нем музей. Формирование коллекции музея относится к 1920-м годам: в то время она составляла художественный отдел Краеведческого музея. 

Кипренский О.А. Портрет А.И. Корсакова. (Читающий у свечи.) Ок. 1808. Холст, масло.

Именно туда в 1922 году поступили первые работы из Общества охраны памятников искусства и старины. В составе первого поступления были работы В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, Г.И. Гуркина и других художников. В 1929 году из Третьяковской галереи прибыли произведения В.А. Тропинина, В.А. Серова, К.-Л.-И. Христинека, О.А. Кипренского, пейзажи В.Д. Поленова, Л.Л. Каменева и других живописцев XVIII-XIX веков. 

Христинек К.-Л.-И. (Логин Захарович). Портрет кн. Г.Г. Орлова. 1768. Холст, масло.

Тогда же из Московского отделения Государственного музейного фонда поступили живописные полотна западноевропейских художников. Из них высокими художественными достоинствами выделялись работы Д. Джиганте, М. Гейссера, П. Бема.

В начале 1930-х годов из Музея изящных искусств поступило несколько работ, и среди них полотна И. Матизена, Ж.-Д. Кур, Г. ван Донка, И.ван Остаде, Я.ван Гойена, Д. Тенирса Младшего и др.

В настоящее время собрание музея насчитывает свыше семи тысяч произведений. 

Платонов Х.П. Крестьянская девочка. 1876. Холст, масло 64,5 х 48,5

Музеем были приобретены картины И.К. Айвазовского, Г.Г. Мясоедова, В.Е. Маковского и многих других художников второй половины XIX и начала XX века. Разнообразнее стал и жанровый состав коллекции. Современное искусство представлено не только работами художников сибирского региона, но Москвы, С.-Петербурга и стран ближнего зарубежья. Раздел декоративно-прикладного искусства включает интереснейшие образцы художественного стекла и керамики.

В коллекции древнерусского искусства ряд замечательных памятников, в их числе особо почитаемые на Томской земле. В 1703 году в предместье Томска, называемом Заозерье, была освящена церковь во имя иконы Знамения Абалацкой Божией Матери. В том же году строитель храма дворянин Иван Качалов «приложил» иконы греческого письма, а главное, частицы святых мощей и часть животворящего древа Креста Господня. Эти святыни составляли предмет особенного почитания жителей Томска и ближайших к нему городов и сел. Частицы мощей, так же как и иконы, Качалов привез из Москвы, куда стекались христианские святыни со всего света, В то время томскими стольниками служили Георгий Петровых-Соловово и его сын Лаврентий, потомки древнего и славного дворянского рода. 

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», с сайта http://www.artmuseum.tomsk.ru/index.php/collections/iconopis

Семья Петровых-Соловово отличалась искренним благочестием, они заказывали у томских иконописцев и передавали в храмы дорогие иконы, некоторые из них сохранились до сего дня. Возможно, стольники Петровых-Соловово и Иван Качалов вместе прибыли из Москвы, дабы послужить Отечеству в Сибири. Для почитания святых мощей епископ Томский и Енисейский Афанасий (Соколов) в 1848 году заказал две иконы с изображениями святых и вырезанными под ними овальными отверстиями для святых мощей. В отверстия были вставлены серебряные ящички, ковчежцы, в которых на воскомастике (особый состав из воска, ладана, ароматных масел) хранились частицы мощей святых, изображенных на иконах. Иконы с мощами до революции находились в приделе Всех Святых Знаменской церкви, они пользовались особой любовью и почитанием томичей. Томская купчиха Евпраксия Королева украсила образа массивными серебряными окладами.


Икона «Трое святых». С сайта http://www.artmuseum.tomsk.ru/index.php/collections/iconopis

В феврале 1922 года декретом ВЦИК было положено начало изъятию церковных ценностей в пользу государства. Одна из упомянутых выше икон, на которой представлены сорок святых, оказалась в художественном музее. Поле иконы разделено на сорок прямоугольников с изображениями святых на поземе оливкового цвета. На иконе представлены четыре апостола: Варнава, обладавший необыкновенным пророческим даром, на мощах которого найдено Евангелие от Матфея; Варфоломей, один из двенадцати, пострадавший в Альбанополе, нынешнем Баку; Марк, основавший Александрийскую церковь, где был первым епископом и потерпел мученическую кончину; и, наконец, Павел, главный проповедник святой любви Христовой. Апостолы изображены в хитонах и гиматиях; они держат книги Священного Писания, которое пронесли по всему свету. Святой Константин, император, создавший первое христианское государство Византию, изображен в царских одеждах с эмблемой власти — скипетром; Киевский князь Владимир равноапостольный, и убиенный царевич Димитрий священномученик, сын Ивана Грозного, — со скипетром и державой. Святые отцы и учители церкви Василий Великий и Григорий Богослов изображаются в архиерейских крестчатых облачениях с непокрытыми головами и книгами Священного Писания в руках. Святые великомученики, воины Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, представлены в воинских одеждах, с крестами в руках - символами страдания за Христа. В святительских ризах изображены первые митрополиты Москвы Петр и Алексий. Святая великомученица Ирина, обратившая в христианство 100 тысяч язычников и сожженная в Солуни в I веке, и святая великомученица Марина написаны со свитками в руках.

Собрание русской живописи Томского музея насчитывает свыше 250 произведений. Хорошо представлены в коллекции портреты XVIII и первой половины XIX века и пейзажи второй половины XIX — начала XX века. Среди пейзажей немалую долю составляют работы художников, работавших в Томске, который в тот период имел славу художественной столицы Сибири. Оригинальны и выразительны провинциальные купеческие портреты — творения безвестных мастеров первой половины XIX века. Украшение коллекции - работы О.А. Кипренского и В.А. Тропинина. Купцов Мазуриных Тропинин написал уверенно и свободно чувствующими себя в костюмах по последней «дворянской» моде. 

Тропинин В.А.. Портрет А.А. Мазурина. 1810-е. Холст, масло.

Алексей Алексеевич Мазурин (1771-1834) пользовался известностью в Москве как умный предприниматель, сумевший очень быстро «сколотить» значительный капитал на производстве мануфактуры. Женат он был на незаконнорожденной дочери графа Шереметева. В семье росли шестеро сыновей и три дочери, которые были выданы замуж за дворян. Семейство Мазуриных породнилось с князьями Оболенскими, мужем их дочери Александры стал князь М.А.Оболенский — писатель, коллекционер, директор Московского архива коллегии иностранных дел. Мазурин — крупная фигура в общественной жизни старой столицы. Он вошел в историю Москвы как московский городской голова, отстаивающий права отечественных производителей, организатор Всероссийской мануфактурной выставки 1831 года, при нем восстановлен Старый Гостиный двор, начато строительство Московской Биржи на Ильинке. По инициативе Мазурина, впервые на средства городского управления, было развернуто строительство самой большой городской больницы. Заслуги Мазурина отмечены избранием его Почетным гражданином города Москвы. Художник писал многих представителей этой семьи. Неоднократно пришлось ему повторять по заказам родственников портреты, принадлежащие сейчас Томскому музею. 

 Тропинин В.А. . Портрет А.Ф.Мазуриной. 1839. Холст, масло.

Изображения купеческой четы Мазуриных занимают достойное место в огромной галерее портретов, созданной Тропининым, а портрет жены А. А. Мазурина Анны Федоровны считается одной из лучших работ мастера 1830-х годов. Среди произведений второй половины XIX века выделяется группа салонных изображений купеческой семьи Плешановых, созданная модным в свое время, а сейчас почти забытым художником Павлом Федоровичем Плешановым (1829-1882). Интересен автопортрет самого художника — академика живописи, входившего в когорту художников, расписывавших храм Христа Спасителя в Москве.

Подлинным шедевром русской живописи начала XX века давно признан «Портрет А.В.Касьянова» В.А. Серова. «За портрет Касьянова... я отдал бы все его ранние работы. В лучших портретах Серова характерное доведено до вершины», — так оценил портрет художник Б.М. Кустодиев. Историк искусства И.Э. Грабарь назвал этот портрет в числе лучших, созданных Серовым. 
 Серов В.А. Портрет А.В. Касьянова. 1907. Холст, масло.

Пейзаж представлен в музее произведениями художников разных стилей и направлений: реалистическими видами Н.Е. Маковского, Е.Е. Волкова, натурными этюдами В.В. Верещагина и В.Д. Поленова, романтическими маринами И.К. Айвазовского, лирическими пейзажами Л.Л. Каменева, В.К. Бялыницкого-Бирули, пленэрными работами В.И. Сурикова и мастеров «Союза русских художников» — С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, А.А. Рылова, эффектными южными пейзажами К.А. Коровина и популярными у собирателей и коллекционеров пейзажами И.Е. Крачковского и К.Я. Крыжицкого. Интересна история большого полотна «Вид на острове Валааме» Михаила Константиновича Клодта, признанного одним из создателей национального эпического пейзажа. 

 Клодт М.К. Вид на острове Валааме. 1857. Холст, масло.

Картина Клодта с таким названием значилась во всех крупнейших публикациях о художнике, однако почти на протяжении всего XX века исследователи не могли указать ее местонахождение. Все это время работа хранилась сначала в Томском краеведческом, а с 1982-го — в художественном музее как произведение неизвестного немецкого художника. В 1996 году удалось восстановить имя ее автора. Оказалось, что это этапное полотно в творчестве большого мастера написано им в 1857 году, еще в период учебы в Академии художеств. Картина награждена Академией медалью и, по оценке И.Н.Крамского, заняла одно из самых видных мест на академической выставке того же 1857 года. Успех сопутствовал картине еще долгие годы: через 20 лет после ее создания Крамской в одном из писем, вспомнив эту раннюю работу художника, заметил: «Вся трудовая оригинальность Клодта вылилась здесь вполне и окончательно определилась, не изменяясь впоследствии».

Верещагин В.В. Гималаи Главная вершин. 1875. Этюд.
Холст, масло 20 х 28,7

В пейзажном наследии сибирских художников не имеют себе равных полотна первого профессионального алтайского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1870-1937). В начале XX века этот одаренный живописец и замечательный рисовальщик не знал соперников по признанию сибирской публикой и критиками. С Томском, где было создано первое сибирское художественное общество, членом которого сразу стал Гуркин, связано становление и развитие художника. Уроженец тогда глубинки Томской губернии — Горного Алтая, Гуркин после учебы у И.И. Шишкина вернулся на родину. Персональные экспозиции художника 1907, 1910, 1915 годов вошли в историю Томска. После этих выставок томичи почувствовали вкус к покупке произведений искусства.

Гуркин Г.И. . Корона Катуни. 1910. Холст, масло.

В частных собраниях горожан, общественных учреждениях оседали лучшие полотна художника и множество натурных этюдов из его постоянных путешествий по Алтаю. Средства от продажи картин и многочисленных копий с экспонировавшихся на выставках полотен помогали Григорию Ивановичу жить и работать. Сейчас в музее хранится 17 работ Гуркина, в том числе самые совершенные его творения — «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро горных духов». Самобытный сибирский живописец, мастер эпического сибирского пейзажа, Григорий Гуркин занимает особое место в истории изобразительного искусства Сибири. Но, пожалуй, он остался неповторимым по мастерству изображения альпийских лугов и горных кряжей, могучих бурных горных рек в их первозданной, нетронутой чистоте и мощи. Имя художника долгое время оставалось за пределами Сибири малоизвестным. Причины были главным образом идеологические: в 1937 году Гуркин был расстрелян как «враг народа». Была почти уничтожена чудная усадьба художника в селе Анос на берегу Катуни — место его повседневной трудной, но наполненной творчеством жизни. Его дом в дореволюционные годы был местом паломничества сибирских художников и любителей живописи. Только в последние годы сложилось истинное понимание роли этой личности в культуре региона и только сейчас начинается осмысление значения творчества Гуркина в русской живописи. 


Уникальна для собрания музея картина «Яблоневый сад» Б.М. Кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев — один из самых жизнерадостных русских художников. Несмотря на тяжелую болезнь, приковавшую его в последние пятнадцать лет жизни к постели и инвалидной каталке, Кустодиев мечтал «дарить людям живописью отголосок счастья». Даже в страшный для страны 1918 год, тяжелое и для самого художника время, он оставался оптимистом, хотя для того, чтобы работать, ему приходилось привязывать кисть к руке. В тот год Кустодиев написал девятнадцать картин, в том числе и «Яблоневый сад». Заряд любования красотой окружающего мира дарят его полотна. Они словно переполнены неповторимым очарованием уюта и тепла русских городов, облика их обитателей.

Куприн А.В. Натюрморт. Красные искусственные цветы и зеленый поднос на белом фоне. 1917. Холст, масло.



Источники:

  • Боровинских Н., Евтихиева И., Тюрина И. Томский областной художественный музей ./ директор музея Надежда Боровинских, научные сотрудники Ирина Евтихиева, Инна Тюрина.// Крестьянка. Музеи мира. - 2003. - № 11. - с.31-42
  • http://www.artmuseum.tomsk.ru сайт Томского областного художественного музея

Комментариев нет:

Отправить комментарий