Портрет художника Вощакина А.В.
с сайта http://www.nro-shr.ru/node/265
с сайта http://www.nro-shr.ru/node/265
Новосибирский талантливый живописец и организатор.
Родился Алексей Вощакин в 1898 году в селе Дубовой Умет Самарской губернии, в 1899 году его родители переехали в Сибирь. Учился в Красноярской рисовальной школе с 1912 по 1916 (по некоторым сведениям с 1910 по 1913) годы у сибирского живописца и графика Дмитрия Каратанова. Продолжил учебу у известного художника Фешина в Казанской художественной школе, унаследовав от него свежесть живописного письма, строгость и в то же время экспрессивность формы. Это произошло в 1923 - 1924 годах (в других вариантах с 1913 по 1917), откуда, не закончив учебы, он возвращается в Красноярск и становится художником в местной газете.
(Похоже, что революцию Алексей не принял, т.к. во время Гражданской войны нашла сведения, что он при Колчаке служил в дружине общественной безопасности. Источник - http://www.nro-shr.ru/node/265 )
С 1917 жил в Красноярске, работая инструктором Енисейского совета кооперативов.
В 1924 - 1925 годах (в отдельных источниках 1923 - 1924) его посылают на учебу в Москву, во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – самое известное художественное учебное заведение послереволюционной России, где художник занимается на графическом факультете, одновременно посещая занятия на живописном. Через год он возвращается в Красноярск и в этом же 1925 (возможно 1924) году приезжает в Новониколаевск, где работает художником и фоторепортером в газетах и журналах, одновременно занимаясь живописью. С 1925 года он участвует во всех проходящих в городе выставках.
В январе 1927 года в Новосибирске собрался первый съезд художников Сибири и одновременно открылась выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Накануне съезда образовалось общество художников «Новая Сибирь», а в ряде городов возникли его филиалы. Главную роль в организации общества сыграли красноярские художники А. Вощакин, А. Лекаренко, А. Никулин, К. Поляшов. Председателем был избран А. Вощакин. Центром этой организации стал Новосибирск.
Цели художественного общества были изложены в декларации: «Близость к трудящимся массам, единение с ними, работа для них — основной лозунг нашего общества. Идти под Красным знаменем, в ногу с пролетарской революцией, радуясь ее достижениям, мужественно преодолевая все трудности, — таков наш путь». (Источник: П.К. Художественная выставка. — «Красноярский рабочий», 1925, 6 мая. Декларация напечатана в членских билетах общества).
На организованной первой Всесибирской художественной выставке от красноярского коллектива приняли участие Каратанов, Лекаренко, Вощакин, Ляхов, Никулин, Пакшин, Петраков, Вальдман, Поляшов, Ефремов, Попов.
На этой выставке Вощакин экспонировал портрет хакасской девушки Дуси Доможаковой, написанный им во время поездки по Хакасии. Портрет привлекает тонкой передачей взволнованности девушки. Взгляд и поза ее столь выразительны, что создается впечатление присутствия увиденного и крайне заинтересовавшего ее человека. Остановившись на мгновение и бросив в сторону зрителя настороженный взгляд, она как бы вслушивается в чьи-то слова. Вощакин писал портрет с натуры. Девушка впервые позировала художнику, его работа у холста представлялась ей каким-то волшебством, отсюда необычность ее состояния и взгляда, так хорошо уловленные мастером.
А.В. Вощакин обладал выдающимися организаторскими способностями. Созыв первого съезда художников Сибири в 1927 году, организация выставки, создание общества «Новая Сибирь», председателем правления которого он был, — это результат его инициативы, его кипучей общественной деятельности.
Прошедшие на сибирской земле съезд и художественная выставка имели важное значение. Они укрепили веру сибиряков в возрождение в широких масштабах искусства в Сибири. О выставке, как факте исключительного значения, писали газеты Красноярска, Иркутска, Томска, Омска, Барнаула. Заметки о выставке появились в газетах «Правда», «Известия».
Из Новосибирска художники уезжали с намерением подготовить картины из жизни Сибири для будущей второй выставки, приуроченной к 10-летию Октября. На местах они старались увлечь своим энтузиазмом всех, кто любит искусство и работает в нем. Даже в таких маленьких городах, какими были Минусинск и Ачинск, общее чувство духовного возрождения привело к образованию художественных коллективов, тоже получивших звание филиалов «Новая Сибирь». Они устраивали небольшие выставки и налаживали художественное образование в своих городах.
А. Вощакин является автором статей по изобразительному искусству в Сибирской советской энциклопедии конца 1920-х годов. С 1931 по 1933 годы он возглавлял кооперативное товарищество «Художник», в 1932 году стал членом Союза советских художников, в 1932 - 1933 годах входил в состав правления Западно-Сибирского Союза советских художников.
В 1933 году Вощакин А.В. был арестован. Коллегией ОГПУ 5 августа 1933 г. осужден по ст. ст. 58-2-6-7-11 УК РСФСР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Особой тройкой УНКВД ЛО 25 ноября 1937 г. приговорен по ст. 58-2-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 8 декабря 1937 г. В 1958 году посмертно реабилитирован.
Вощакин А.В. 1927 год,
с сайта http://www.pdmuratov.org/hud_schisn_nsk/hud_schisn_IL.html
с сайта http://www.pdmuratov.org/hud_schisn_nsk/hud_schisn_IL.html
Ниже привожу анализ работ художника А.В. Вощакина Р. Боровиковой, искусствоведом, членом Союза художников России, с сайта: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?152
«Фигура этого художника достаточно уникальна для Сибири своего времени, поскольку он был как живописцем, так и графиком с хорошей школой и качественным образованием, хотя и не завершенным. Большая же часть мастеров изобразительного искусства тех лет - это либо ученики местных художественных школ, либо вообще самоучки. Именно поэтому в его произведениях всегда чувствуется крепкая профессиональная основа, хотя по тематике все им созданное полностью совпадает с тем, что делали остальные художники региона.
Вощакин А.В. Коргонский водопад. Лист из путевого альбома по Алтаю
Работы А. Вощакина из фондов Новосибирского художественного музея дают довольно точный срез понимания так называемого «сибирского стиля» в искусстве первой трети прошлого века.
В Новосибирске хранится 30 произведений художника, из них 7 живописных и 23 графических, среди которых есть рисунки карандашом, офорты, акварели, линогравюры. Почти все они были переданы в музей женой художника, известным графиком Натальей Нагорской, за исключением трех живописных произведений: картин «Шаманство над больным ребенком» и «На кладбище», а также этюда «Хакасские женщины в пути», поступивших из Новосибирского краеведческого музея. Сегодня можно говорить только о графике художника, поскольку значительная часть живописных работ нуждается в серьезной реставрации и об их художественных достоинствах можно судить лишь отчасти.
Вощакин А. Отдых моральника на Алтае. 1927
Два лета подряд, в 1926 и 1927 годах, А. Вощакин и Н. Нагорская выезжали в этнографические экспедиции для исследования русского старожильческого населения Алтая. Одной из форм сохранения впечатлений в таких поездках обычно являются путевые дневники, которые могут содержать не только записи об увиденном, но и наброски, что более характерно для художников. Один из таких иллюстрированных дневников 1927 года с зарисовками как А. Вощакина, так и Н. Нагорской хранится в коллекции Новосибирского художественного музея. В нем имеются рисунки карандашом и тушью. А. Вощакину в этом альбоме принадлежат наброски разных жанров: портреты-типы сибиряков, пейзажи («Коргонский водопад»), а также развернутые сюжетные сцены, например «Александрыч готовит обед у Коргонского озера».
Вощакин А.В. Александрыч готовит обед
В последней из работ, а это рисунок тушью, присутствуют элементы, сближающие ее с картиной. Это чувствуется в глубине пространства с обычными для традиционной живописи тремя планами, хотя и не показанными подробно, но намеченными в основных элементах, а также в хорошей проработке композиции с утяжеленной левой частью, где акцентирован первый план с фигурой проводника у костра под раскидистым деревом, и легкой правой стороной с пасущимися лошадьми и разворачивающимся в глубину средним планом, замкнутым вершиной горы. Влияние живописного видения присутствует также в использовании контрастов цвета с темными пятнами и крупными формами слева и легким, подвижным линейным рисунком справа. Эта согласованность и соразмерность частей даже в быстром наброске, конструктивность мышления, умение выстроить изображение говорят об уровне мастерства художника. Обращает на себя внимание разнообразие ритмики листа, где ощущается хорошее чувство формы и пластики. Детальная проработка объема дерева, когда ствол и ветви сосны лепятся мягкими, короткими, плотно положенными штрихами, создающими орнаментальное заполнение поверхности изображения, соседствует с легко, уверенно и точно очерченными контурами фигур мужчины и лошадей на первом плане или горы на горизонте.
Вощакин А.В. Игра на чатхане
Графические зарисовки А. Вощакина, сделанные во время поездок, были, как правило, натурными. Довольно качественные по уровню, они все же не были собственно станковыми, а скорее имели описательный характер. Таков рисунок карандашом «Игра на чатхане» (1928), хакасском народном щипковом струнном инструменте. Запечатлев фрагмент интерьера и мужчину, демонстрирующего приемы игры, художник с особой тщательностью изображает фигуру и особенно руки, акцентируя внимание зрителя на их положении и движениях. Проблема характеристики человека в данном случае перед автором не стоит. Хотя художественное видение проявляется в том, что мастер вводит детали интерьера и предметы окружения, помещая модель в привычную атмосферу, создавая ощущение обжитой среды, что немаловажно и для этнографической тематики. Точный, уверенный, с минимальной штриховкой рисунок создает впечатление скорее гравюрной манеры, когда изображение лепится малым числом штрихов. Но это вполне объяснимо фактографическими, фиксирующими задачами листа. Ведь такой рисунок не мог быть длительным по времени исполнения, а для короткого наброска эта работа довольно детальная и проработанная.
Вощакин А.В. Мост на реке Коргон. 1927
Сибирские художники первой трети прошлого века из всех графических техник предпочитали линогравюру и рисунок карандашом или тушью. А. Вощакин является одним из немногих мастеров тех лет, кто работал в технике офорта, который является гравюрой по металлу с последующим травлением. В 1927 году, по впечатлениям от поездки по Алтаю, художник создал ряд пейзажей в этом материале. Это гравюры «Коргонские каменоломни» (в собрании Новосибирского художественного музея хранится офортная доска для нее), «Купание на реке Чарыш» и «Мост на реке Коргон». Последняя из них особенно поэтична. В композиции и пространственном решении работы с чередованием планов и далевым обзором, в умелом и точно рассчитанном расположении фигур, в ритмах дороги, плавно круглящейся вдоль подножья горы, в ветке, свисающей по верху листа на первом плане, чувствуется хороший вкус и мастерство, позволившие автору создать совершенный и гармоничный образ. В самом характере оттиска, и особенно в его ритмике, лаконизме очертаний и точности пластики есть нечто японское по духу. Глядя на лист, мы чувствуем уверенность и точность движений руки мастера, позволивших ему достичь отточенности штриха. Эффектно положенные длинные диагональные линии вдоль склона горы дополнены мелкими округлыми очертаниями в изображении камней на склоне. Очень сочно и живо длинными закручивающимися объемами показана поверхность воды, а в изображении ветки использованы короткие, сгущенные, собранные воедино пучки. Все пространство заполнено светом и воздухом. Пейзаж изящен и мелодичен, фигуры людей не нарушают покоя и созерцательности, органично вписываясь в эту среду. Эта гравюра является одной из лучших в наследии мастера, она демонстрирует всю силу его творческого потенциала.
Вощакин А.В. Сагайская девушка. 1927. Б.
Примером противоположной, не штриховой, а тональной манеры, где преобладают не контуры, а объем, является рисунок карандашом «Сагайская девушка» (1927). Сагайцы – одна из этнических групп хакасов и потому формально лист можно отнести к числу этнографических, хотя задачи описательные здесь не являются главными, его смысл гораздо шире. Художник не столько изображает визуальные особенности национального типа, сколько стремится передать своеобразие характера, то, что сегодня мы называем менталитетом. Это ощущается в сдержанности, чувстве собственного достоинства, гармонии внутреннего мира, мягкости, неторопливости и созерцательности. Перед нами явно портретное решение с глубокой проработкой образа. В крепкой лепке лица с тонко нюансированной моделировкой видна рука не графика, а живописца. В композиции использован трехчетвертной поворот, являющийся, как правило, наиболее выигрышной точкой зрения. В этом рисунке, также как и в офорте «Мост на реке Коргон», нельзя не отметить классичности манеры мастера. Подобный же характер имеет большой по размерам рисунок карандашом «Повседневный костюм женщины» (не датирован). Показ покроя платья и способа повязывания платка позволяют отнести его к числу краеведческих. Но документальность и точность не лишает лист художественных достоинств, поскольку автор передает, хотя и в меньшей мере, индивидуальные черты модели: женственность, застенчивость, обаяние. Это достигается тонкостью проработки пластики, прозрачностью штриховки, виртуозностью светотени. Вертикальный формат во многом способствует музыкальности ритмов.
Вощакин А.В. Алтайка
К рассмотренным типам женских изображений по композиции и характеру близка акварель «Алтайка» (не датирована), где художник еще более отходит от описания, создавая полноценный художественный образ. Ставя перед собой портретные задачи, он не стремится к точности показа костюма, являющегося скорее своеобразной драпировкой, одеждой свободного покроя, падающие складки позволяют оживить изображение. В расположении фигуры есть сходство с привычными академическими позами натурщиков: трехчетвертной поворот, одна рука на спинке стула, другая – на колене, голова повернута в сторону зрителя. Особую глубину образу придает колорит, где сложно решенные в переходах и оттенках синие тона дополнены лиловыми и отдельными вкраплениями звенящих оранжевых. Цветовая гамма работы свидетельствует о несомненном влиянии на мастера традиций Казанской живописной школы во главе с Николаем Фешиным с ее интересом к сочным тонам.
Вощакин А.В. Шаман в юрте. 1927.Х., масло
Из живописных произведений художника наиболее известна работа «Шаманство над больным ребенком» (1926), экспонировавшаяся на Первой Всесибирской выставке 1927 года и с нее закупленная для будущей картинной галереи. Холст этот выдержан в традиционной для Сибири передвижнической системе изображения с развитым сюжетом, но, в отличие от передвижников, не несет в себе какой-либо оценки или истолкования явления. Он привлекает в первую очередь достоверностью. Художник подробно характеризует типы людей, их позы, одежду, атрибуты обряда, показывает разное отношение к происходящему в соответствии с ролью в этом своеобразном «спектакле». Сложная тональная проработка, теплая цветовая гамма с введением холодных тонов: фиолетово-лилового, серого, синего, бледно-голубого, яркого и темного зеленого, работа широкой кистью, лепка изображения мазком, мозаичность наложения краски, свет и цвет как наиболее активные компоненты невольно заставляют вспомнить живопись школы Н. Фешина.
Источники:
- Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.
- http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?152
- http://www.nro-shr.ru/node/265
- http://www.pdmuratov.org/hud_schisn_nsk/hud_schisn_IL.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий